Урок по русскому языку 3 класс Перспектива. Тма урока: Путешествие в страну Орфографию. Безударные гласные звуки, их обозначение на письме.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов Ефремова Юлия Викторовна
2 класс
Предмет русский язык
УМК «Перспектива»
Тип урока открытие нового знания
Тема урока. Путешествие в страну Орфографию. Безударные гласные звуки, их обозначение на письме.
Цели урока: формировать умение находить в словах буквы безударных гласных звуков; развивать умение находить проверочные слова путем подбора родственных слов или изменения формы слова; показать значение верного написания слов для различения их по смыслу.
Планируемые результаты.
Предметные: сформировать умение находить в слове букву, обозначающую безударный звук; проверять безударную гласную, используя алгоритм; распознавать ударную и безударную гласные; определять способ проверки безударной гласной и обосновывать свое мнение; позитивные отношения к правильной устной и письменной речи, как к показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
Метапредметные: формировать умение принимать и удерживать цели учебного задания; формировать навыки контроля, самоконтроля; способность решения проблем творческого и поискового характера; умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формирование культуры речи.
Личностные: навыки принятия и освоение социальной роли обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас в классе гости. Оглянитесь и поприветствуйте учителей. (дети кивком головы приветствуют гостей)
- Мотивация к учебной деятельности.
Цель этапа: включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Учитель:
- Ребята, дополните слово.
Желтые глазки в белых ресничках,
Людям на радость, пчёлкам и птичкам.
Россию собою они украшают,
На лепестках их порою гадают
Бабочки любят их, любят букашки
Эти цветочки зовутся … (Ромашки)
Учитель:
- Ромашка - это самое распространенное растение в России. Ромашка всегда сопутствовала русскому человеку.
- Много прекрасных слов сказано о ромашке. Ромашка стала символом всего прекрасного, возвышенного и немного грустного. Часто ромашка используется в качестве символа России. С раннего детства мне нравился нежный цветок – ромашка. Я люблю его за красоту и скромность. (на экране слайд с изображением ромашки)
- И сегодня этот замечательный цветок нас оправит в увлекательное путешествие в страну Орфографию. (Орфография- правописание.) (на доске карта, на ней белые пронумерованные ромашки)
- Что мы можем узнать, совершив путешествие?
- Что будем делать в пути?
- Какие знания нам понадобятся?
- Какие человеческие качества вам помогут совершить путешествие? (дружба, доброта)
Учитель:
- Класс разделен на команды путешественников. Командиры и названия команд определены на предыдущих уроках. 1 команда «Ромашка», 2 команда «Берёзка», 3 команда «Ручеек», 4 команда «Солнышко», 5 команда «Колокольчики», 6 команда «Ландыш», 7 команда «Кедр»
- Наше путешествие начнется с 1 ромашки.
- Ребята, закройте глазки, кто знает слова можно говорить со мной.
- Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть, по-моему, вели!
Вели нам совершить путешествие!!!
3. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий.
Учитель:
- Ребята, мы с вами на острове Незнайкино?
- Незнайкино и Незнайка как можно назвать эти слова одним словом? (однокоренные, родственные)
- Как вы думаете, что нас ждет на этом острове?
- Перед нами указатель. (Стр…на Орфография)
- Почему пропущена буква?
- Как узнать какую букву надо написать?
- Давайте поставим в слове ударение. На какой гласный падает ударение? (на 2 гласный а)
- Сядьте правильно. Следите за осанкой.
- Возьмите в руку ручку. Запишите в тетрадь число, классная работа.
- Запишите с красной строки, с заглавной буквы слово страна. Поставьте ударение. Поставьте тире. Запишите проверочное слово - страны. Поставьте ударение. (на экране образец записи)
- Что вы заметили? (в слове страны четко слышен звук а и он ударный)
- Сделайте вывод над какой орфограммой будем сегодня работать? (Безударные гласные звуки)
- Что такое страна?
- Как называется наша страна?
- Как называемся мы, люди, живущие в России?
4. Выявление места и причины затруднения.
Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения.
- Давайте продолжим наше путешествие. Вот уже знакомая нам карта, по которой мы движемся вперёд. Перед нами остров Лентяево. (остров нарисован на ватмане, прикреплен к доске)
- Как вы думаете, кто там живёт? Почему? (родственные слова)
-Правильно, на нем живут дети, которые ленятся выполнять задания. Чтобы отправиться на другой остров в стране Орфографии нам необходимо выполнить задания.
- А среди вас есть ленивые дети?
- Как вы думаете, лень – это характерная черта для русского народа? (Нет).
- Почему? (Потому что русские люди всегда трудились на земле, выращивали рожь, растили скот, устраивали домашний уют) (слайды на экране)
- Что ж, вы правы, тогда и мы потрудимся. (учитель раздает конверты с заданиями)
- Перед вами 2 конверта.
- Задания будете выполнять в группах.
- Какие человеческие качества помогут справится с заданием в команде? (дружба, взаимопомощь)
- К выполнению задания приступайте только по моей команде. (колокольчик). На выполнение задания даю 5 минут. Выполнять задание также закончите по команде. Пользоваться будите фломастером.
- В первом конверте перепутанные слова с пропущенными буквами. Вам надо вставить пропущенные буквы в слова, исправить ошибки. Затем из этих слов составить предложения. При составлении предложения можно над словами написать цифры, указывающие на последовательность слов в предложении. Пользуйтесь фломастером.
- Если команды справятся раньше, то сигналят (члены команд соединяют ладошки и понимают их вверх).
Задания:
1к.
сели, под, девочки, л…су, б…резу, в (Сели девочки в лесу под березу)
2 к.
м…рей, Р…ссию, тринадцать, омывают (Россию омывают тринадцать морей)
3 к.
в, много, городов, ст…ринных, Р..ссии (В России много старинных городов)
4 к.
Д…ма, около, сад, дедушки, фруктовый (Около дома дедушки фруктовый сад)
5 к.
Родиной, мы, нашей, г…рдимся
Подсказки:
1 к. – лес; 2к. - море; 3 к. – старый; 4 к. – дом; 5 к. - гордый.
- Прошу выйти к доске 1 команду и озвучить, что у вас получилось. (так дальше все команды)
- Почему вставили эту букву?
- Какое получилось у вас предложение?
- Какие знания применяли при выполнении задания? (изменили слово так, чтобы на безударную гласную пришлось ударение, нашли проверочное слово, родственное)
5. Физкультминутка.
Цель этапа: снятие усталости и напряжения.
Если я буду называть слово – вы должны присесть, а если слово с безударной гласной, которую можно проверить – поднимаете руки вверх.
Россия, топор, река, морковь, капуста, гора, сентябрь.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Цель этапа: проверка умения применять знание в типовых условиях.
Учитель:
- Теперь, ребята, перед нами остров Книжный.
- Откройте учебник. Найдите на стр.93 упр. 141.
- Прочитайте задание самостоятельно.
- Что надо сделать? (Записать пары слов. Вставить пропущенные буквы. Поставить ударение. Подчеркнуть в каждой паре слов буквы гласных звуков, которые пишутся одинаково в ударном и безударном слогах)
- Как будем думать?
- Первую пару слов записывают все, а у доски пишет и комментирует написание вслух один ученик. Затем так же вторую и последующие пары слов. (лес-л..са, вставляем букву а, ставим ударение на гласный е и а, подчеркиваем гласный е и а ит.д. В проверочном слове е значит и без ударения пишем е)
- Ребята, какие бы вы взяли слова из упражнения, чтобы составить рассказ о нашей стране. (лес, море ,…)
- Какие бывают леса? (смешанные, хвойные, лиственные)
- Что растет в лесу? (разнообразные грибы: съедобные, несъедобные)
- Есть ли в России моря? (да.)
- Кому приходилось побывать на море? На каком? (на черном)
- Какое время года приходит на смену лету? (осень)
- Какими становятся деревья? (яркими, красочными, разноцветными)
- Чем заняты люди осенью? (собирают урожай. Сеют зерно, чтобы на будущий год собрать зерна. Перемолоть их на муку. А затем испечь хлеб.)
- Какое время года приходит на смену осени? (зима)
- Что мы можем увидеть в лесу на снегу? (следы животных)
- Молодцы, ребята! Вы доказали, что все слова в упражнении имеют отношение к нашей богатой и красивой стране.
- Теперь составьте и запишите предложение с любым словом о нашей Родине самостоятельно из упражнения.
- Написали? Зачитайте, что у вас получилось. (обучающиеся зачитывают предложения, которые записаны у них в тетрадях)
- Теперь мыс вами добрались до острова Знайка.
- Посмотрите на экран. Я вам предлагаю свое предложение о нашей стране.
- Найдите в предложении слова на правило безударный гласный звук.
- Запишите предложение в тетрадь. (Россия славится густыми лесами, широкими полями, богатыми хлебами, глубокими морями)
- Обменяйтесь тетрадями. Сделайте взаимопроверку.
8. Рефлексия учебной деятельности.
Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
Учитель:
- Почему написание букв безударных звуков в словах надо проверять? (чтобы писать правильно)
- Как надо проверять безударные гласные? (поставить в слове ударение, найти букву безударного гласного звука, подобрать проверочное слово, в котором безударный гласный является ударным, написать слово правильно, подчеркнуть гласную букву, обозначающую безударный звук)
- Вы все молодцы! На славу потрудились! Больше всех понравилась работа …
- Теперь настало время возвращаться назад в класс.
- Закройте глазки. Кто знает слова можно говорить со мной.
- Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть, по-моему, вели!
Вели нам вернуться назад в класс!!!
- Ну вот ребята мы с вами в классе.
- Вам понравилось путешествие?
- Всем большое спасибо! Урок закончен, можете быть свободны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Безударные гласные звуки, их обозначение на письме
Конспект урока русского языка во 2 классе с использованием сингапурской методики....
Контрольный тест по русскому языку на тему "Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме"
Тест по повторению на конец 2 четверти...
Урок русского языка на тему "Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме". 2 класс
Урок русского языка с использованием сингапурских технологий во 2 классе УМК "Перспектива". Тема "Безударные гласные в слове"....
Конспект урока по русскому языку « Безударные гласные звуки, их обозначение на письме»
Тема урока: « Безударные гласные звуки, их обозначение на письме»Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)Основные цели:Предметные-1)формировать умение находить в словах буквы безударн...
Разработка урока по теме "Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме"
Урок разработан в соответствии с технологиями: Проблемное обучение – организация поисково-исследовательской деятельности. Технология социо-игрового обучения.Образовательная прогр...
Тема: «Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме.» 2 класс
Тема урока: «Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме.»Образовательная система (УМК): «Перспектива»Цель: формировать навык находить в словах буквы, обозначающие безуд...
Безударные гласные звуки, их обозначение на письме. Конспект урока. Русский язык 2 класс
Урок русского языка 2 класс по теме "Безударные гласные звуки, их обозначение на письме"...