Урок по русскому языку 3 класс Перспектива. Тма урока: Путешествие в страну Орфографию. Безударные гласные звуки, их обозначение на письме.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Ефремова Юлия Викторовна

Урок открытия новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов Ефремова Юлия Викторовна

2 класс

Предмет русский язык

УМК «Перспектива»

Тип урока открытие нового знания

Тема урока. Путешествие в страну Орфографию. Безударные гласные звуки, их обозначение на письме.

Цели урока: формировать умение находить в словах буквы безударных гласных звуков; развивать умение находить проверочные слова путем подбора родственных слов или изменения формы слова; показать значение верного написания слов для различения их по смыслу.

Планируемые результаты.

Предметные: сформировать умение находить в слове букву, обозначающую безударный звук; проверять безударную гласную, используя алгоритм; распознавать ударную и безударную гласные; определять способ проверки безударной гласной и обосновывать свое мнение; позитивные отношения к правильной устной и письменной речи, как к показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

Метапредметные: формировать умение принимать и удерживать цели учебного задания; формировать навыки контроля, самоконтроля; способность решения проблем творческого и поискового характера; умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формирование культуры речи.

Личностные: навыки принятия и освоение социальной роли обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель:

-  Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас в классе гости. Оглянитесь и поприветствуйте учителей. (дети кивком головы приветствуют гостей)

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Учитель:  

- Ребята, дополните слово.

Желтые глазки в белых ресничках,

Людям на радость, пчёлкам и птичкам.

Россию собою они украшают,

На лепестках их порою гадают

Бабочки любят их, любят букашки

Эти цветочки зовутся … (Ромашки)

Учитель:  

- Ромашка - это самое распространенное растение в России. Ромашка всегда сопутствовала русскому человеку.

- Много прекрасных слов сказано о ромашке. Ромашка стала символом всего прекрасного, возвышенного и немного грустного. Часто ромашка используется в качестве символа России. С раннего детства мне нравился нежный цветок – ромашка. Я люблю его за красоту и скромность. (на экране слайд с изображением ромашки)

- И сегодня этот замечательный цветок нас оправит в увлекательное путешествие в страну Орфографию.  (Орфография- правописание.) (на доске карта, на ней белые пронумерованные ромашки)

-  Что мы можем узнать, совершив путешествие?

- Что будем делать в пути?

- Какие знания нам понадобятся?

- Какие человеческие качества вам помогут совершить путешествие? (дружба, доброта)

Учитель:

- Класс разделен на команды путешественников. Командиры и названия команд определены на предыдущих уроках. 1 команда «Ромашка», 2 команда «Берёзка», 3 команда «Ручеек», 4 команда «Солнышко», 5 команда «Колокольчики», 6 команда «Ландыш», 7 команда «Кедр»

- Наше путешествие начнется с 1 ромашки.

- Ребята, закройте глазки, кто знает слова можно говорить со мной.

- Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть, по-моему, вели!

Вели нам совершить путешествие!!!

3. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий.

Учитель:

- Ребята, мы с вами на острове Незнайкино?

- Незнайкино и Незнайка как можно назвать эти слова одним словом? (однокоренные, родственные)

- Как вы думаете, что нас ждет на этом острове?

- Перед нами указатель. (Стрна Орфография)

- Почему пропущена буква?

- Как узнать какую букву надо написать?

-  Давайте поставим в слове ударение. На какой гласный падает ударение? (на 2 гласный а)

- Сядьте правильно. Следите за осанкой.

- Возьмите в руку ручку. Запишите в тетрадь число, классная работа.

- Запишите с красной строки, с заглавной буквы слово страна. Поставьте ударение. Поставьте тире. Запишите проверочное слово  - страны. Поставьте ударение. (на экране образец записи)

- Что вы заметили? (в слове страны четко слышен звук а и он ударный)

- Сделайте вывод над какой орфограммой будем сегодня работать? (Безударные гласные звуки)

- Что такое страна?

- Как называется наша страна?

- Как называемся мы, люди, живущие в России?

4. Выявление места и причины затруднения.

Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения.

- Давайте продолжим наше путешествие. Вот уже знакомая нам карта, по которой мы движемся вперёд. Перед нами остров Лентяево. (остров нарисован на ватмане, прикреплен к доске)

- Как вы думаете, кто там живёт? Почему? (родственные слова)

-Правильно, на нем живут дети, которые ленятся выполнять задания. Чтобы отправиться на другой остров в стране Орфографии нам необходимо выполнить задания.

- А среди вас есть ленивые дети?

- Как вы думаете, лень – это характерная черта для русского народа? (Нет).

- Почему? (Потому что русские люди всегда трудились на земле, выращивали рожь, растили скот, устраивали домашний уют) (слайды на экране)

- Что ж, вы правы, тогда и мы потрудимся. (учитель раздает конверты с заданиями)

- Перед вами 2 конверта.

- Задания будете выполнять в группах.

- Какие человеческие качества помогут справится с заданием в команде? (дружба, взаимопомощь)

- К выполнению задания приступайте только по моей команде. (колокольчик). На выполнение задания даю 5 минут. Выполнять задание также закончите по команде. Пользоваться будите фломастером.

- В первом конверте перепутанные слова с пропущенными буквами. Вам надо вставить пропущенные буквы в слова, исправить ошибки. Затем из этих слов составить предложения. При составлении предложения можно над словами написать цифры, указывающие на последовательность слов в предложении. Пользуйтесь фломастером.

- Если команды справятся раньше, то сигналят (члены команд соединяют ладошки и понимают их вверх).

Задания:

1к.

сели, под, девочки, л…су, б…резу, в  (Сели девочки в лесу под березу)

2 к.

м…рей, Р…ссию, тринадцать, омывают (Россию омывают тринадцать морей)

3 к.

в, много, городов, ст…ринных, Р..ссии   (В России много старинных городов)

4 к.

Д…ма, около, сад, дедушки, фруктовый  (Около дома дедушки фруктовый сад)

5 к.

Родиной, мы, нашей, г…рдимся

Подсказки:

1 к. – лес; 2к. -  море; 3 к. – старый; 4 к. – дом; 5 к. - гордый.

- Прошу выйти к доске 1 команду и озвучить, что у вас получилось. (так дальше все команды)

- Почему вставили эту букву?

- Какое получилось у вас предложение?

- Какие знания применяли при выполнении задания? (изменили слово так, чтобы на безударную гласную пришлось ударение, нашли проверочное слово, родственное)

5. Физкультминутка.

Цель этапа: снятие усталости и напряжения.

Если я буду называть слово – вы должны присесть, а если слово с безударной гласной, которую можно проверить – поднимаете руки вверх.

Россия, топор, река, морковь, капуста, гора, сентябрь.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель этапа: проверка умения применять   знание в типовых условиях.

Учитель:

- Теперь, ребята, перед нами остров Книжный.

- Откройте учебник. Найдите на стр.93 упр. 141.

- Прочитайте задание самостоятельно.

- Что надо сделать? (Записать пары слов. Вставить пропущенные буквы. Поставить ударение. Подчеркнуть в каждой паре слов буквы гласных звуков, которые пишутся одинаково в ударном и безударном слогах)

- Как будем думать?

- Первую пару слов записывают все, а у доски пишет и комментирует написание вслух один ученик. Затем так же вторую и последующие пары слов. (лес-л..са, вставляем букву а, ставим ударение на гласный е и а, подчеркиваем гласный е и а ит.д. В проверочном слове е значит и без ударения пишем е)

- Ребята, какие бы вы взяли слова из упражнения, чтобы составить рассказ о нашей стране. (лес, море ,…)

-  Какие бывают леса? (смешанные, хвойные, лиственные)

- Что растет в лесу? (разнообразные грибы: съедобные, несъедобные)

- Есть ли в России моря? (да.)

- Кому приходилось побывать на море? На каком? (на черном)

- Какое время года приходит на смену лету? (осень)

- Какими становятся деревья? (яркими, красочными, разноцветными)

- Чем заняты люди осенью? (собирают урожай. Сеют зерно, чтобы на будущий год собрать зерна. Перемолоть их на муку. А затем испечь хлеб.)

- Какое время года приходит на смену осени? (зима)

- Что мы можем увидеть в лесу на снегу? (следы животных)

- Молодцы, ребята! Вы доказали, что все слова в упражнении имеют отношение к нашей богатой и красивой стране.

- Теперь составьте и запишите предложение с любым словом о нашей Родине самостоятельно из упражнения.

- Написали? Зачитайте, что у вас получилось. (обучающиеся зачитывают предложения, которые записаны у них в тетрадях)

- Теперь мыс вами добрались до острова Знайка.

- Посмотрите на экран. Я вам предлагаю свое предложение о нашей стране.

- Найдите в предложении слова на правило безударный гласный звук.

- Запишите предложение в тетрадь. (Россия славится густыми лесами, широкими полями, богатыми хлебами, глубокими морями)

- Обменяйтесь тетрадями. Сделайте взаимопроверку.

8. Рефлексия учебной деятельности.

Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Учитель:

- Почему написание букв безударных звуков в словах надо проверять? (чтобы писать правильно)

- Как надо проверять безударные гласные? (поставить в слове ударение, найти букву безударного гласного звука, подобрать проверочное слово, в котором безударный гласный является ударным, написать слово правильно, подчеркнуть гласную букву, обозначающую безударный звук)

- Вы все молодцы! На славу потрудились! Больше всех понравилась работа …

- Теперь настало время возвращаться назад в класс.

- Закройте глазки. Кто знает слова можно говорить со мной.

- Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть, по-моему, вели!

Вели нам вернуться назад в класс!!!

- Ну вот ребята мы с вами в классе.

- Вам понравилось путешествие?

- Всем большое спасибо! Урок закончен, можете быть свободны.

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Безударные гласные звуки, их обозначение на письме

Конспект урока русского языка во 2 классе с использованием сингапурской методики....

Урок русского языка на тему "Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме". 2 класс

Урок русского языка с использованием сингапурских технологий  во 2 классе УМК "Перспектива". Тема "Безударные гласные в слове"....

Конспект урока по русскому языку « Безударные гласные звуки, их обозначение на письме»

Тема урока: « Безударные гласные звуки, их обозначение на письме»Тип урока:  открытие нового знания (ОНЗ)Основные цели:Предметные-1)формировать умение находить в словах буквы безударн...

Разработка урока по теме "Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме"

Урок разработан в соответствии с технологиями: Проблемное обучение – организация поисково-исследовательской деятельности. Технология социо-игрового обучения.Образовательная прогр...

Тема: «Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме.» 2 класс

Тема урока: «Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме.»Образовательная система (УМК): «Перспектива»Цель: формировать навык находить в словах буквы, обозначающие безуд...

Безударные гласные звуки, их обозначение на письме. Конспект урока. Русский язык 2 класс

Урок русского языка 2 класс по теме "Безударные гласные звуки, их обозначение на письме"...