Методическая разработка: " Методика формирования умений работать с литературой на уроках "Русского языка" 2 класс (составлен в соответствии с требованиями ФГОС).
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Денисова Ирина Валерьевна

Особенность урока: наличие проблемных вопросов, способствующих созданию поисковых  ситуаций, заданий, требующих сопоставления, сравнения, обобщения. А так же рациональная организация работы всех учащихся и усвоение большого объёма учебного материала за короткое время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_1428385519_82405.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Урок русского языка во 2 классе составлен в соответствии с требования ФГОС.

Тема урока: Сопоставление мягкого знака – показателя мягкости согласных и  разделительного мягкого знака.

Особенность урока: наличие проблемных вопросов, способствующих созданию поисковых  ситуаций, заданий, требующих сопоставления, сравнения, обобщения. А так же рациональная организация работы всех учащихся и усвоение большого объёма учебного материала за короткое время.

Цели урока:

  1. Закреплять знаний о написании слов с разделительным «ь» знаком и «ь» знаком, как показателем мягкости согласного звука.
  2. Развить орфографическую зоркость, самоконтроль, интерес к предмету и позитивное отношение к изучению русского языка, умение правильно писать слова с разделительным «ь» и «ь» знаком, как показателем мягкости согласного звука.
  3.  Работать в паре, работать с информацией, систематизировать знания, выделять сущность объектов, ставить перед собой цель, умение достигать цели с помощью различных видов деятельности, умение слушать и понимать других, выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
  4. Сформировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Вовлечь в активную познавательную деятельность, совершенствовать навыки общения.

Фома проведения урока: «урок – детектив».

Формы работы: фронтальная, самостоятельная работа, самопроверка, работа в парах, взаимопроверка.

Урок проводится в нетрадиционной форме в виде «детективного агенства», что способствует высокой мотивации детей к изучению данной темы.

В процессе работы формируются:

  • регулятивные УУД: формировать умение планировать, предвосхищать полученный результат, контролировать и оценивать свои действия. Формировать умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника; познавательные- умение различать написание слов с  разделительным «ь» и «ь» знаком, как показателем мягкости согласного звука., развивать мыслительную деятельность;
  • коммуникативные: формировать умение работать в парах, в группе, умение высказывать свои суждения, формировать умение слушать и понимать других;
  • личностные:

 -внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к  учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

  •  На уроке были использованы методы проблемного диалога, эвристического обучения.

Оборудование:

  • компьютер, презентация
  • доска
  • раздаточный материал

Этапы  урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Орг момент

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Сегодня школа не простая

В ней детективов обучают.

Развивать у всех должна

Наблюдательность она.

Память, логику, вниманье.

Чтобы выполнить задания.

   Итак, вы уже поняли, что урок у нас не обычный.

  • А еще посмотрите с каким предметом я пришла.(лупа)
  • Вспомните, люди каких профессий ими пользуются?
  • Сегодня мы с вами будем настоящими детективами. Ребята, а кто такой детектив?

Слайд1 *Словарь Ожегова «Детектив - это специалист по расследованию уголовных преступлений. Частный д.»

*Какими качествами он должен обладать?

( иметь зоркий глаз, быть внимательным, уметь слушать и слышать)

    И если мы с вами детективы, наш кабинет будет называться «Детективное агентство».

Познавательные  УУД

1.формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

2.формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

Коммуникативные УУД

1.Формируем умение слушать и понимать других;

2.формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

II. Сообщение темы урока

  1. Постановка проблемы

     

                   доска

2)Поиск        решения.

  Итак, в наше «Детективное агентство» обратились за помощью жители волшебной страны «Грамматики». Они прислали нам письмо. Вот о чем в нем говорится.

«Дорогие детективы! В нашей стране жили два брата. Они были похожи как две капли воды. Только один из них старался все смягчать, а другой – разделять. Но тут вмешалась злая волшебница Безграмотность и начала всех путать. Братья стали ссориться между собой и путать людей. Помогите, пожалуйста!»

 * Ребята, мы как настоящие детективы, должны помочь жителям этой страны?

 * Давайте представим себе, что произойдет, если мы не поможем?  (вьюга – вюга; мель – мел)

* Тема нашего урока «Сопоставление мягкого знака – показателя мягкости согласных и  разделительного мягкого знака». (Такой разный «ь» знак)

 * Срочно отправляемся в путь.

 Слайд2  Прочитайте внимательно, что мы должны сделать с вами на уроке?            

1. Будем обобщать информацию о «ь» знаке.

2. Делать выводы.

3. Принимать решения.

4. Искать пути решения проблемы.

5. Составлять памятки по правилам поведения. (лишнее)

* Какую из задач мы не возьмем на наш урок? Почему?

Регулятивные УУД

  1. формируем умение высказывать свое предположение на основе ранее полученных знаний;
  2. формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  3. формируем умение прогнозировать

Личностные УУД

  1. формируем умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции;
  2. формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  3. формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.

III. Актуализация знаний

1). Минутка чистописания.

 Каждый детектив должен иметь блокнот для записи. Такие блокноты на столе у каждого (рабочая тетрадь).А еще детектив должен красиво и разборчиво писать, чтобы потом самому не запутаться в своих записях. Сначала необходимо записать, когда мы начали наше дело.

(Число, классная работа)

  • А с какой буквы начинается наше агентство? (Д)
  • А вести мы с вами будем дело.
  • Какая одинаковая буква встречается в этих словах? (д)
  • Найдите закономерность. Допишите строчку (Дд Ддд Дддд  …)  Доска

Слайд3

  • А своим девизом мы можем взять пословицу : Сделал дело, гуляй смело.               
  • Объясните смысл пословицы. Давайте запишем ее в наш блокнот.

Познавательные УУД

  1. формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
  2. формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

Коммуникативные УУД

  1. формируем умение слушать и понимать других;
  2. 2.формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные УУД

  1. формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  2. формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Личностные УУД

 1. формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

2). Словарно-орфографическая работа.

А сейчас мы отправимся на место преступления. Собираться и действовать мы будем по плану. Сейчас я его вам зачитаю, а вы внимательно слушайте, выбирайте словарные слова и записывайте их в блокнот.

  Мы наденем пальто и теплые сапоги. Возьмем портфель. В красивый пенал положим  простой карандаш. С нами пойдет собака Линда и мы отправимся в город. Нам не помешает даже сильный мороз.

Слайд4 

  • Итак, какие слова записали? (самопроверка)    
  • Оцените свою работу условными обозначениями.
  • Поднимите руку, кто выполнил работу так же, как на слайде.

IV.Работа по теме урока.

1) Пальчиковая гимнастика

      2) Работа с учебником по теме урока

3) Физминутка

4)  Творческое задание в паре

V. Закрепление полученных знаний.

1) Дидактическая игра «Отгадай слово»

2) Тест по теме: «Мягкий знак – показатель мягкости согласных и  разделительный  мягкий знак».

     

3) Итоги проверки теста

   Итак, мы с вами на месте преступления. Необходимо собрать улики. Вы должны быть предельно внимательны, чтобы не пропустить ни одной детали. Но чтобы не оставить своих отпечатков пальцев, которых впоследствии могут спутать с опечатками преступника, давайте наденем перчатки.

( Пальчиковая гимнастика. На каждый пальчик одеваем перчатки, поправляем.)    

Слайд 5  Мы должны собрать следующие улики: Учебник : стр 37 упр 65

  • Разбор задания в учебнике.
  • Выпишите слова с разделительным мягким знаком в один столбик, а слова, в которых мягкий знак указывает на мягкость согласного – в другой столбик. (самостоятельная работа) 9 строк

Ь знак, как показатель мягкости согласного

Разделительный ь знак

  • 1 ученик работает у доски
  • Самопроверка. Оценивание условными обозначениями.
  • Вынесите решение: где пишется разделительный «ь» знак, а где «ь» знак – показатель мягкости согласного звука.
  • Задание под 2м огоньком (составляем предложение  - устно)

Ну вот, наши улики превратились в вещественные доказательства, но и детективам тоже нужен отдых.

Слайд 6

Слайд 7

Ну а мы продолжаем работу и вызываем свидетелей. Это буквы Е,Ё,Ю,Я,И (фронтальная работа)

  • Как связаны эти буквы с темой нашего урока?
  • Давайте проведем следственный эксперимент.

Работа в парах.

У вас на парте есть карточки, на которых записано задание. Внимательно ознакомьтесь с инструкцией и выполните задание.

( Даны затранскрибированные слова, нужно их правильно прочесть, записать на листе, подчеркнуть орфограмму, подчеркнуть слова прямой чертой, которые нельзя переносить)

[в’й’у г а], [с т у л’ й’ а], [п’ э р’ й’ а] – 1 вариант

[ у ч’ э н’й’э], [д р у з’ й’а], [ в’й’у н о  к] – 2 вариант

  Слайд 8

А теперь поменяйтесь листочками и проверьте работу ваших коллег. Не забывайте, что вы очень внимательные детективы. *(взаимопроверка)            

* Кто из детективов оказался внимательным? (руки)

*Оцените работу условными обозначениями, которыми мы пользуемся на уроках. (взаимооценка)

*Кто доволен своей работой? (поднять руки)

*Кто еще испытывает затруднения? В чем?

*Объясните, почему подчеркнутые слова нельзя перенести с одной строки на другую?

Конечно, любое дело, которое ведет детектив, это, прежде всего загадка. И сейчас мы с вами немного поотгадываем.  (фронтальная работа)                    

  Установка: слушайте, отгадывайте и запоминайте.

  • То, без чего птица не улетит? (крылья)
  • Верхняя женская одежда? (платье)
  • Обувь для катания на льду (коньки)
  • Приспособление для сидения нескольких человек? (скамья)
  • Самые близкие люди? (семья)
  • Домики для пчел? (ульи)
  • Зверь, наиболее близкий человеку по строению тела? (обезьяна)
  • Кто повторит все слова, которые сейчас отгадали.

Слайд 9

  • Давайте проверим.

* Что общего у всех этих слов?

* Найдите лишнее слово.  (коньки) Почему?

(Что объединяет остальные слова? Все с разделительным мягким знаком)

* Где и когда пишется разделительный «ь» знак?  «ь» знак – показатель мягкости согласных?

* Придумайте и запишите к себе в блокнот красивое распространенное предложение со словом коньки.

* Заслушивание предложений.

Посмотрите ребята, у вас на столе какие – то конверты. А у меня еще и письмо прилагается. «Вы хорошие детективы, так и быть, если справитесь с последним заданием, то так и быть, верну братьев на место. Безграмотность».

 Уважаемые детективы! Я предлагаю провести экспертизу содержимого этого конверта. ( самостоятельная работа) Тест

  1.Когда пишется разделительный мягкий знак?

     А) после согласных  перед гласными  я, е, ё, и , ю.

      Б) после согласных перед шипящими.

     2.В каком слове пишется разделительный мягкий знак?

      Булоч .ник, брат . я,  пал.цы.

3. В какой группе слов  мягкий знак обозначает мягкость согласных?

       А) муравьи, друзья, вьюга.

       Б) коньки, ходьба, пальто.

4. Сколько ошибок допущено в словах?

     Душыстый,  друзя, поньчик, перья, чюгун.

      А) 3

      Б) 4

5. Сколько звуков  в слове семья?

      А) 5

      Б) 6

Слайд 10

* Коллективная проверка.          

* Самооценка условными обозначениями.

Познавательные УУД

  1. формируем умение выявлять сущность, особенности объектов, формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
  2. формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
  3. формируем умение работать с учебником;
  4. формируем умение находить ответы на вопросы;
  5. формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

Коммуникативные УУД

  1. формируем умение слушать и понимать других;
  2. формируем умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;
  3. формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
  4. формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД

  1. формируем умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;
  2. формируем умения оценивать учебные действия;

Личностные УУД

  1. формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  2. формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией;
  3. развиваем умение оценивать свою деятельность.

VI. Итог урока

VII. Рефлексия.

  Ну вот, братья вернулись на свои места. Дело закрыто и отправляется в архив.

  • Какие умения мы совершенствовали на уроке?

Слайд 11 (повтор целей урока)

  • Цели урока выполнили?
  • Кому понравился сегодняшний урок?
  • Кто или что вам помогало справиться сегодня с заданиями?
  • А сейчас еще раз внимательно посмотрите на записи в блокнотах - тетрадях и подведите итог вашей работы, используя условные обозначения.
  • Кто доволен своей работой?
  • Кто пока еще испытывает затруднения?
  • Подумайте, какие знания приобретенные сегодня на уроке, помогут вам в дальнейшей учебе? (грамотное письмо)

А так, как вы хорошо работали, то получаете удостоверение «Настоящего Детектива», сейчас вам любое дело по плечу.

Познавательные УУД

  1. развиваем умение работать с информацией;
  2. формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

VIII Домашнее задание.

Слайд 12

1 уровень : стр. 36 упр. 62 (учебник) «3»

2 уровень: Придумать диктант для соседа: по 5 слов на разделительный ь и мягкий знак, как показатель мягкости согласного звука. «4»

3 уровень: Составить текст из 5 предложений, употребив 5 слов с разделительным «ь» знаком. «5»

IX Выставление оценок

Анализ работы учащихся

- Кто сегодня был лучшим детективом? Кому можем поставить оценку?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по системе Л.В. Занкова 1 класс составлено в соответствии с требованиями ФГОС

Календарно - тематическое планирование по системе Л.В. Занкова 1 класс составлено в соответствии с требованиями ФГОС ...

Формирование коммуникативных навыков у младших школьников через организацию проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

 Коммуникативные навыки – одно из важнейших условий  достижения успеха в современной жизни. Ученику, сталкивающемуся  с проблемами в учёбе, это даёт возможность получ...

Образец разработки проекта, составленного в соответствии с требованиями ФГОС, по учебному предмету математика на тему: "Затраты времени на занятия в школе, в том числе дополнительные в кружках, секциях и т.п.»

Проект по учебному предмету математика на тему:  "Затраты времени на занятия в школе, в том числе дополнительные в кружках, секциях и т.п.» , составлен в соответствии с требованиями ФГОС.Проект р...

Методическая разработка "Методика формирования умений работать с литературой на уроках «Окружающего мира»"

Методика формирования умений работать с литературой на уроках «Окружающего мира» ...

Методическая разработка. Внеучебная деятельность в группах продлённого дня как форма учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

В методической разработке описана организация внеучебной деятельности в группах продлённого дня как форма учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС....

Методические рекомендации по формированию умения работать с текстом на уроках окружающего мира

Методические рекомендации по формированию умения работать с текстом на уроках окружающего мира...

«Разработка системы оценки достижений планируемых результатов по физической культуре в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО».

Оценка достижений планируемых результатов по физической культуре в начальной школе.Раздел по физической, теоретической и технической подготовке....