«Разработка системы оценки достижений планируемых результатов по физической культуре в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО».
методическая разработка по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс)

Князева Ольга Владимировна

Оценка достижений планируемых результатов по физической культуре в начальной школе.Раздел по физической, теоретической и технической подготовке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Разработка и апробация системы оценки достижений     планируемых результатов по физической культуре в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО».

Введение

I. Планируемые результаты изучения учебного курса.

II.  Критерии оценивания подготовленности учащихся по физической культуре

1.1  Технология оценивания теоретической подготовленности обучающихся  

        1-4 х классов      

1.2   Критерии оценки уровня технической подготовленности обучающихся

     1-4 х классов      

1.3    Технология оценивания физической подготовленности

III.  Разработка технологий оценивания теоретической подготовленности          

 2.1     Гигиенические основы физической культуры

 2.2     Закаливание

 2.3    Личная гигиена

 2.4    Осанка                                             

 2.5    Самоконтроль        

 2.6    Техника безопасности на уроках физической культуры

 2.7    Олимпийские знания

 2.8    Физические качества

 2.9    Проверочные работы и тесты.

IV. Разработка методических рекомендаций оценки уровня технической      подготовленности обучающихся 1-4х классов

Введение

     Оценка  по физической культуре в 1-4 классах   должна складываться главным образом из качественных критериев уровня достижений обучающегося. К ним относятся: качество овладения программным материалом, включающим теоретические и методические знания; способы двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (стандарт по физической культуре). Особого внимания при оценке должны заслуживать систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями и интерес, проявляемый при этом,  умение самостоятельно заниматься и уровень знаний в области физической культуры. Оценивая достижения  обучающихся,  следует ориентироваться на индивидуальные темпы продвижения в развитии их двигательных способностей, а не на выполнение усредненных учебных количественных нормативов. 

I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:

– умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

– умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

– умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

– активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

– проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

– проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

– оказывать бескорыстную  помощь  своим  сверстникам,  находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

– характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

– находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

– общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

– обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

– организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

– планировать  собственную  деятельность,  распределять  нагрузку  и отдых в процессе её выполнения;

– анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

– видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

– оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

– управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

– технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

– излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

– представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

– измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;

– оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

– организовывать и проводить  со сверстниками  подвижные  игры  и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

– бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

– организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;

– характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;

– взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

– в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

– подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;

– находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

– выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;

– выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

– применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

II. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Критерии оценивания по физической культуре являются качественными и количественными.

Качественные критерии успеваемости характеризуют степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности, включенными в обязательный минимум содержания образования и в школьный образовательный стандарт.

Количественные критерии успеваемости определяют сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний, что отражает направленность и уровни реализуемых образовательных программ.

Осуществляя оценивание подготовленности по физической культуре, учителя реализуют не только собственно оценочную, но и стимулирующую и воспитывающую функции, учитывая темп (динамику изменения развития физических качеств за определенный период времени, а не в данный момент) и индивидуальные особенности учащихся (типы телосложения, психические и физиологические особенности). При этом учителю необходимо быть максимально тактичным, внимательным, не унижать человеческое достоинство обучающегося, заботясь о повышении и дальнейшем развитии интереса к физической культуре.

И т о г о в а я   оценка выставляется учащимся за овладение темы, раздела, за четверть (в старших классах – за полугодие), за учебный год. Она включает в себя текущие оценки, полученные учащимися за овладение всеми составляющими успеваемости: знаниями, двигательными умениями и навыками, а также отражает сдвиги в развитии физических способностей, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.

К р и т е р и и   о ц е н и в а н и я   у с п е в а е м о с т и по базовым составляющим физической подготовки учащихся:

1.1Технология оценивания теоретической подготовленности обучающихся 1-4х классов

При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.

При изучении материала преподавателем используются учебники, наглядные пособия, презентации, методические пособия, сообщения детей.

С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные беседы (без вызова из строя), проверочные работы, карточки (анкеты)домашнего задания ,тестирование.

Оценка 5

Оценка 4

Оценка 3

Оценка 2

За ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его излагает, используя в деятельности

За тот же ответ, если в нем содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки

За ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике

  Незнание материала программы

1.2 Критерии оценки уровня технической подготовленности обучающихся 1-4х классов

Для оценивания техники владения двигательными умениями и навыками используются следующие методы: наблюдение, вызов из строя для показа, выполнение упражнений и комбинированный метод.

Оценка 5

Оценка 4

Оценка 3

Оценка 2

Движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно, четко, уверенно, слитно, с отличной осанкой, в надлежащем ритме; ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях; может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником; уверенно выполняет учебный норматив

При выполнении ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок

Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности. Учащийся не может выполнить движение в нестандартных и сложных в сравнении с уроком условиях

Движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка

1.3 Технология оценивания физической подготовленности

  1. Оценивание уровня физической подготовленности школьников осуществляется по тестам, указанным в программе. Другие тесты (по выбору преподавателя) могут быть использованы как дополнительные.
  1. В приводимых оценочных таблицах за каждый конкретный результат тестирования определено соответствующее число баллов: от 1 (худший из допустимых результат)  до 20 (ориентировочно лучший результат).
  2. Оценочные таблицы ориентированы не по классам (1, 2, 3 и т.д.), а по возрасту детей. Это связано с тем, что в пределах одного класса имеются школьники различного возраста.
  3. Для получения комплексной оценки физической подготовленности школьника определяются баллы (по приводимым таблицам) для каждого теста. Найденные баллы складываются.

         Полученная сумма, равная 50, соответствует оценочному суждению “сдано” или оценке “удовлетворительно”.

         В случае введения дифференцированных оценок (3, 4, 5) сумма баллов 50 соответствует оценке “3”. Количество баллов на оценки “4”, “5” определяются произвольно.

Пример оценивания физической подготовленности:

Пол ребенка: мальчик.

Возраст: 7 лет 8 месяцев, что соответствует возрастному периоду 7,6-8,5 лет.

Результаты тестирования:

- челночный бег   4х9м   - 11,8сек (по таблице это - 13 баллов);

- бег 6 мин   - 1150 м (17 баллов);

- прыжок в длину с/м - 150 см (12 баллов);

- подтягивание   -  6 раз (15 баллов);

- гибкость  -  0,3 (3 баллов).

Сумма набранных баллов равна 60. Это, как минимум, оценка “сдано”, т.к. полученная сумма превышает 50 баллов.

 (При оценке физической подготовленности приоритетным показателем является темп прироста результатов. Задание учителя по улучшению показателей физической подготовленности (темп прироста) должны представлять определенную трудность для каждого учащегося, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий дает основание учителю для выставления высокой оценки.)

Общая оценка успеваемости складывается по видам программы: по гимнастике, баскетболу, волейболу, легкой атлетике – путем сложения конечных оценок, полученных учеником по всем видам движений, и оценок за выполнение контрольных упражнений.

Оценка успеваемости за учебный год производится на основании оценок за учебные четверти с учетом общих оценок по отдельным разделам программы. При этом преимущественное значение имеют оценки за умения и навыки осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную деятельность.

III. Разработка технологий оценивания теоретической подготовленности обучающихся 1-4х классов

Знания в области физической культуры:

Естественные основы

1–2 классы. Здоровье и развитие человека. Строение тела человека и его положение в пространстве. Работа органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. Роль слуха и зрения при движениях и передвижениях человека.

1–4 классы. Основные формы движения, напряжение и расслабление мышц при выполнении упражнений. Выполнение основных движений с различной скоростью. Выявление работающих групп мышц. Изменение роста, веса и силы мышц.

Социально-психологические основы

1–2 классы. Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня для укрепления здоровья. Физические качества и их связь с физическим развитием. Комплексы упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц.

3–4 классы. Комплексы упражнений на развитие физических качеств и правила их выполнения. Обучение движениям. Эмоции и их регулирование в процессе занятий физическими упражнениями. Выполнение жизненно важных навыков различными способами и с изменением амплитуды.

Контроль за правильностью выполнения физических упражнений и тестирования физических качеств.

Приемы закаливания. Способы саморегуляции и самоконтроля

1–2 классы. Воздушные ванны. Солнечные ванны. Измерение массы тела. Приемы измерения пульса. Специальные дыхательные упражнения.

Водные процедуры. Овладение приемами саморегуляции, связанные с умением расслаблять и напрягать мышцы. Контроль и регуляция движений.

Тестирование физических способностей.

Подвижные игры

1–4 классы. Названия и правила игр, инвентарь, оборудование, организация, правила проведения и безопасность.

Гимнастика с элементами акробатики

1–4 классы. Названия снарядов и гимнастических элементов, правила безопасности во время занятий, признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, осанки, значение напряжения и расслабления мышц.

Легкоатлетические упражнения

1–2 классы. П о н я т и я: короткая дистанция, бег на скорость, бег на выносливость. Названия метательных снарядов, прыжкового инвентаря, упражнений в прыжках в длину и высоту. Техника безопасности  на занятиях.

3–4 классы. П о н я т и я: эстафета, темп, длительность бега; команды «Старт», «Финиш». Влияние бега на здоровье человека, элементарные сведения о правилах соревнований в прыжках, беге и метаниях. Техника безопасности  на уроках.

           2.1     Гигиенические основы физической культуры

Тот, кто с солнышком встаёт, делает зарядку,
Чистит зубы по утрам и играет в прятки, —
Тот спортивный человек, и вполне весёлый.
Постарайся быть таким в школе или дома.
Болюбаш Анастасия

В начальных классах гигиена физической культуры и спорта включает разделы: личная гигиена, закаливание, гигиена жилища.

Личная гигиена предполагает рациональный распорядок дня, уход за телом, одеждой и обувью, отказ от вредных привычек.

                                                                              Режим дня

Соблюдай режим дня – это важно для тебя.
Вовремя ложись спать, чтобы утром бодрым встать.

Распорядок дня — разумное чередование труда и отдыха.

Его основные правила:

  • подъем в одно и то же время;
  • утренняя гигиеническая гимнастика и водные процедуры;
  • прием пищи в одни и те же часы не менее 3—4 раз в день;
  • ежедневное пребывание на свежем воздухе не менее 2-х часов;
  • самостоятельные (домашние) занятия по учебным дисциплинам ежедневно в одни и те же часы;
  • занятия физическими упражнениями или спортом с оптимальной нагрузкой не реже 2 раз в неделю по 1—2 часа;
  • сон не менее 8 часов в сутки в одно и то же время.

У тех, кто твердо выполняет режим дня, воспитываются воля, организованность, сознательная дисциплина.

Анкета « Проверь себя»

В данной анкете ты оцениваешь каждый пункт в трёх бальной системе  ставя 1,2,или 3, где 3 это наилучший результат .

В конце подсчитываем сумму баллов.

1) Встаю каждый день сам в одно и тоже время

2) Делаю зарядку

3) Смотрю телевизор не больше 1 часа 20 минут в день

4) Ем в одно и тоже время

5) Сам сажусь за уроки

6) Ложусь спать в одно и тоже время

Сумма баллов__

___________________

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ: «Режим дня»____________

Гигиена сна:

  • перед сном совершить неутомительную прогулку на воздухе в течение 20—30 минут;
  • проветрить помещение или спать при открытой форточке в любое время года. Температура в комнате должна поддерживаться на уровне +18° С;
  • постель должна быть удобной, упругой.

Рациональное питание:

  • пищу принимать в одно и то же время за 2—2,5 часа и спустя 30—40 минут  после физической тренировки;
  • ужин должен быть не обильным из легко перевариваемых продуктов;
  • ужинать нужно не позднее чем за 2 часа до сна;
    во время еды нельзя торопиться;
  • не рекомендуется пить много жидкости перед сном.

Буду я зарядку делать, буду крепок я всегда.
И сибирского здоровья будет много у меня.

Комплекс утренней гимнастики 

Составь из предложенных упражнений свой комплекс (5 упражнений)

КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ: «Утренняя гимнастика»______

                                                                         

                        2.2  Закаливание

По утрам ты закаляйся, водой холодной обливайся.
Будешь ты всегда здоров. Тут не нужно лишних слов.

             Под закаливанием понимают систему гигиенических мер, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды (холода, жары, солнечной радиации, пониженного атмосферного давления).

            Закаливание происходит при специально организованных занятиях, в процессе общеукрепляющих процедур, в повседневной жизни с учетом основных гигиенических принципов (систематического учета индивидуальных особенностей, разнообразия средств и форм самоконтроля).

             Показателями правильного закаливания и его положительных результатов являются крепкий сон, хороший аппетит, улучшение самочувствия, повышение работоспособности, а показателем неправильного закаливания, напротив, — бессонница, раздражительность, снижение аппетита, падение работоспособности. При отрицательных результатах следует изменить форму и дозировку процедур и обратиться к врачу.

Закаливание воздухом

            Воздушные ванны — наиболее безопасная процедура, с них начинают систематическое закаливание. Первые сеансы для здоровых детей младшего школьного возраста должны длиться 10—15 минут при температуре воздуха +15...20°С. В дальнейшем продолжительность сеансов увеличивают ежедневно на 5 минут и доводят до 1—1,5 часа.

            Следующий этап — воздушные ванны при температуре +10...15°С продолжительностью 5—10 минут. В это время выполняют энергичные движения. При закаливании воздухом нужно следить, чтобы не появлялся озноб.

Закаливание водой

              Это обтирание, обливание, души, купание. Шею, грудь, руки и спину последовательно обтирают мокрым полотенцем, затем растирают сухим полотенцем до красноты по ходу движения крови к сердцу. После этого также обтирают ноги. Обливание И душ проводят при температуре воды первоначально +30...35°, в дальнейшем +20.. .15°. После процедуры тело насухо растирают полотенцем. Купание в открытых водоемах — одно из эффективных способов закаливания. Начинать его можно при температуре воды +20...22° и при температуре воздуха +18...2( Полезны и местные водные процедуры - обмывание стоп и полоскание горла. Стопы обмывают ежедневно перед сном в течение всего года при температуре воды первоначально +28...ЗС°,,* затем +15...18°. Полоскание горла делают каждый день yтром и вечером при первоначальной температуре воды +25...28°, степенно снижая ее на 1...2°до +10... 15°.

Закаливание солнцем

             Проводится строго дозированно. В соответствии со временем года и интенсивностью солнечной радиации сеансы продолжаются от 5—10 минут до 2—3 часов с 15-минутными перерывами в тени после каждого часа облучения. Солнечные ванны лучшеше принимать спустя 30—40 минут после еды утром: летом: в южных районах нашей страны — с 7 до 10 часов, в средней полосе — от 8 до 11 часов, на севере — от 9 до 12 часов, весной и осенью с 11 до 14 часов.

Анкета «Проверь себя»

В данной анкете ты оцениваешь каждый пункт в трёх бальной системе  ставя 1,2,или 3, где 3 это наилучший результат. В конце подсчитываем сумму баллов.

  1. Хочу быть закалённым.
  2. Обтираюсь
  3. Обливаюсь
  4. Принимаю контрастный душ
  5. Закаляюсь каждый день
  6.  Люблю плавать играть в воде
  7. Выхожу из воды до появления озноба
  8. Загораю в головном уборе
  9. Много гуляю на свежем воздухе
  10. Играю в подвижные игры на свежем воздухе
  11.  Сплю при открытой форточке

Сумма баллов_____________________

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ: «Закаливание»________

                         2.3   Личная гигиена

Уход за кожей:

  • Регулярное мытье горячей водой с мылом и мочалкой способствует улучшению здоровья, повышению работоспособности, сопротивляемости организма к различным заболеваниям. Мыться надо не реже одного раза в 4—5 дней. Лицо, шею, ноги необходимо мыть е мылом каждый день утром и вечером. После занятий физическими упражнениями нужно обязательно принимать теплый душ.

Уход за волосами:

  • Волосы нормальной жирности рекомендуется мыть мылом или шампунем один раз в неделю; сухие волосы — раз в две недели; жирные — два раза в неделю. Расчесывать волосы надо сразу после мытья, пользуясь индивидуальной расческой.

Уход за полостью рта и зубами:

  • Утром и вечером следует чистить зубы с наружной и внутренней стороны зубной пастой. Полезно изредка полоскать рот слабым раствором поваренной соли (половина чайной ложки на стакан воды). После еды рот нужно прополаскивать водой.

Гигиенические требования к одежде

  • Спортивная одежда должна быть, по возможности, легкой и не стеснять движений.
  • При занятиях летними видами спорта или в спортивном зале  - это обычно майка, трусы, костюмы из хлопчатобумажного или шерстяного трикотажного полотна;
  • При занятиях зимой на улице — хлопчатобумажное белье, шерстяной костюм, свитер, брюки, Шапочка. При сильном ветре поверх одежды надевают ветрозащитную куртку.
  • Спортивная обувь должна быть легкой, эластичной, удобной, хорошо защищать стопу от повреждений и иметь специальное назначение для занятий конкретным видом спорта (тапочки резиновые, чешки, лыжные ботинки и т. п.). Резиновые тапочки и кеды носят с шерстяными носками.
  • Носки  имеют важное гигиеническое значение. Они должны хорошо пропускать воздух, впитывать пот, быть чистыми, эластичными и мягкими.

Вредные привычки — курение, употребление алкогольных напитков — несовместимы с занятиями физической культурой и спортом. Особенно неблагоприятно они влияют на сердечнососудистую, дыхательную, центральную нервную системы.

Анкета « Проверь себя»

В данной анкете ты оцениваешь каждый пункт в трёх бальной системе  ставя 1,2,или 3, где 3 это наилучший результат .В конце подсчитываем сумму баллов.

1) моюсь каждую неделю горячей водой с мылом

2) мою руки с мылом перед едой, после прогулок, после посещения туалета, после занятий спортом.

3) мою каждый день ноги перед сном

4) чищу зубы утром и вечером

5) принимаю душ после занятий спортом

Сумма баллов_____________________

Ты уже знаешь, что физическая культура – это не только выполнение физических упражнений, но и соблюдение чистоты тела, волос, ногтей, и полости рта.

Тебе и окружающим не приятны грязные руки, нечищеные зубу, запах пота от тела. Кроме того это места скопления микробов.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ: «Личная гигиена»

Какие гигиенические процедуры необходимо выполнять для поддержания чистоты:

ОТМЕТКА:____________

                                              

2.4 Осанка

Нужно спину так держать, чтобы ровненько стоять.
Люди смотрят не дыша: ох, осанка хороша!

Ты осанку береги – правильно сиди, ходи,
Пей побольше молока – кальций нужен нам всегда.

        Ты наверняка обращал внимание на то, что спортсмены, артисты балета, военные имеют красивую осанку.

Осанка- это привычное положение тела, когда человек сидит, стоит или передвигается.

  • Человек с правильной         осанкой прямо держит голову, спина у него прямая, плечи на одном уровне и слегка отведены назад, живот втянут, а грудь немного выдвинута вперед.
  • Есть простой способ проверить свою осанку – встань спиной к стене в привычной позе. Если почувствуешь, что стены касаются:  затылок, лопатки, ягодицы и пятки осанка правильная.
  • В других случаях осанка нарушена. Значит нужно срочно заняться исправлением.

Что нужно делать для улучшения осанки

  • Приучай себя всегда спать на плоской подушке и ровном, средней жесткости матрасе.
  • Не имей привычку носить портфель в одной и той же руке.
  • Приучай себя сидеть за партой и за столом прямо, слегка наклонив голову, опираясь в области поясницы о спинку стула, равномерно положив обе руки на стол и не упираясь грудью в его край.
  • Укрепляй мышцы физическими упражнениями.

Анкета «Проверь себя»

В данной анкете ты оцениваешь каждый пункт в трёх бальной системе  ставя 1,2,или 3, где 3 это наилучший результат. В конце подсчитываем сумму баллов.

1) Знаю, что такое правильная и неправильная осанка

2) Сплю на плоской подушке и на жестком матрасе

3) Ношу учебники в рюкзачке на обоих плечах

4) Сижу всегда прямо

5) Каждый день всегда выполняю упражнения для укрепления мышц

спины, живота, ног

Сумма баллов_____________________

28

                                               2.5  Самоконтроль

При занятиях физической культурой и спортом необходимо знать, как они влияют на твой организм.

Внешние признаки утомления

Признаки

Степень утомления

лёгкая

значительная

Очень сильная

Окраска кожи лица и туловища

Небольшое покраснение

Значительное покраснение

Очень сильное покраснение, побледнение

Потливость

Несильное на лице

Сильное в области головы и тела

Обильное выступление соли

Дыхание

Учащенное, ровное

Значительное учащённое, периодически через рот.

Очень учащённое, появление отдышки.

Движения

Не нарушены

Неуверенные

Нарушение координации, дрожание конечностей

Как же узнать, приносят пользу занятия физическими упражнениями или нет?

Для этого заведи дневник самоконтроля. Каждый день заноси свои наблюдения в таблицу. Наблюдения желательно проводить в одним и тем же методом, в схожих условиях. Например, перед занятиями физическими упражнениями или сразу после них.

Дневник самоконтроля

Показатели

Месяц: сентябрь …

1

3

5

Самочувствие

Желание заниматься

Нагрузка и её переносимость

У

Нарушение режима

+

Болевые ощущения

-

Пульс уд/мин

125

В каждой клетке ставь значки, которые соответствуют твоим показателям.

Самочувствие:                        - хорошее

                                                 - удовлетворительное

                                                 - плохое

Желание заниматься:             - есть

                                                  - безразлично

                                                  - нет

Нагрузка и ее переносимость: «+» - выполнена

                                                    «-»  - не выполнена

                                                    «0» - отличная

                                                    «У» - удовлетворительная

                                                    «П» - плохая

Нарушение режима:                 «+»  - не было

                                                   «-»   - было

Болевые ощущения:                 «+» - есть

                                                   «-»  - нет

Пульс измеряется в одном и том же положении (стоя или сидя).

                                         

2.6  ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Правила поведения на уроках физической культуры

  • Внимательно слушать задания и замечания учителя и точно их выполнять. Если что-то не ясно — поднять руку и задать вопрос
  • При выполнении заданий учителя нельзя отвлекаться и отвлекать других выполнять задание.
  • Выполнять упражнения и брать спортивный инвентарь без разрешения учителя строго запрещается!
  • Нельзя высмеивать и обижать товарищей, у которых плохо получается выполнение учебных заданий.
  • В случае плохого самочувствия на уроке надо срочно предупредить учителя.
  • Если нужно выйти из зала, следует спросить разрешения педагога.

На занятиях бегом, метанием, прыжками

  • В зонах безопасности при беге и прыжках не должно быть посторонних предметов.
  • Бег на стадионе проводится только в направлении против часовой стрелки.
  • Выполнять прыжки в длину можно после того, как песок в яме будет перекопан.
  • Выполнять прыжки в высоту необходимо хорошо разученным способом, в специальных местах (прыжковых ямах).
  • Во избежание столкновений во время прыжков необходимо подождать, когда место приземления будет свободно.
  • Во время занятий по метанию нужно следить, чтобы в зоне падения снарядов никто не находился. Необходимо исключить встречное метание.
  • Следует избегать проведения тренировок в жаркую погоду при прямых солнечных лучах. В это время лучше заниматься в парке, в лесу.

На занятиях по гимнастике

  • Входить в зал разрешается только в присутствии преподавателя.
  • Дети должны быть в спортивной форме.
  • Устанавливать и переносить снаряды в зале можно только по указанию педагога.
  • При выполнении упражнений необходимо обеспечить страховку и самостраховку.
  • Выходить из зала во время занятия можно только с разрешения педагога.
  • В гимнастическом зале нельзя заниматься на снарядах без педагога.

На занятиях лыжным спортом

  • Одежда и обувь занимающихся должны соответствовать установленным требованиям. Лыжные ботинки должны быть сухими, свободными, мягким. Необходимы лыжный или трикотажный костюм с начесом, теплое нижнее белье, лыжная шапочка или наушники, варежки, теплые шерстяные носки.
  • Длина лыж должна быть подобранна по росту лыжника с вытянутой вверх рукой (пластиковые лыжи могут быть немного короче). Лыжные палки должны доходить до уровня плеча лыжника (при коньковом ходе применяются палки немного длиннее).
  • Передвигаясь с лыжами в руках, лыжи необходимо нести под мышкой или на плече. Если палки отсоединены от лыж, то их надо держать в вертикальном положении острием вниз.
  • Лыжные палки на всех спусках нужно держать сзади, не опуская их в снег.
  • Спуски на склонах разрешается осуществлять только поочередно.
  • Не следует обгонять друг друга на узких дорогах, останавливаться и стоять на трассе (лыжне) спуска, так как это может привести к столкновению. При падении на спуске нужно быстро подняться и освободить трассу (лыжню), при падении на спуске
    нельзя выдвигать палки вперед.
  • При вынужденном падении безопаснее падать на бок в сторону из положения присев.
  • Меры предупреждения обморожений во время занятий на лыжне:

 а) одежда лыжника должна соответствовать погоде;

 б) не следует кататься на лыжах и коньках при температуре ниже —16 °С, а также при сильном штормовом ветре;

 в) при обморожении пораженное место нужно накрыть чистой сухой мягкой тканью (шерстяной) и легкими движениями растирать до возобновления кровообращения;

г) нельзя растирать обмороженные участки снегом.

   

2.7    ОЛИМПИЙСКИЕ ЗНАНИЯ   

 

         Олимпийские игры — крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования современности, которые проводятся каждые четыре года. Традиция, существовавшая в древней Греции, в конце XIX века была возрождена французским общественным деятелем Пьером де Кубертеном.

         Олимпийские игры были одним из наиболее почитаемых общественных празднеств древней Греции (Эллады), а позднее и всего античного мира. По греческим сказаниям, основателем Олимпийских игр был сказочный герой Геракл. Первые достоверные сведения об играх относятся к VIII в. до н. э. - это запись имен победителей состязаний, происходивших в 776 г. до н.

      Олимпийские игры Древней Греции представляли собой религиозный и спортивный праздник, проводившийся в Олимпии. Сведения о происхождении игр утеряны, но сохранилось несколько легенд, описывающих это событие.

     Первое документально подтверждённое празднование относится к 776 до н. э., хотя известно, что игры проводились и раньше. На время проведения игр объявлялось священное перемирие (έκεχειρία), в это время нельзя было вести войну, хотя это неоднократно нарушалось

     Участвовать в Олимпийских играх, и даже присутствовать на них можно было далеко не всем. Не могли участвовать в играх и не имели права быть зрителями рабы, а также лица, судившиеся за некоторые преступления. Женщинам запрещалось участвовать в Олимпийских играх даже в качестве зрителей. После того как однажды выяснилось, что тренировкой знаменитого кулачного бойца руководила его мать, переодетая в мужскую одежду, тренеров и спортсменов обязали приходить на состязания совершенно нагими.

      В 1766, в результате археологических раскопок в Олимпии, были обнаружены спортивные и храмовые сооружения. В 1875 археологические исследования и раскопки продолжились под немецким руководством. В то время в Европе были в моде романтическо-идеалистические представления об античности. Желание возродить олимпийское мышление и культуру распространилось довольно быстро по всей Европе. Французский барон Пьер де Кубертен (фр. Pierre de Coubertin) сказал тогда: «Германия раскопала то, что осталось от древней Олимпии. Почему Франция не может восстановить старое величие?».

200px-Baron_Pierre_de_Coubertin   

     Новая история Олимпийских игр начинается с 1894 г., когда в Париже состоялся Международный спортивный конгресс. На нем были представлены 34 страны (в том числе и Россия). Конгресс принял решение возродить Олимпийские игры и первые игры провести в Греции. Они открылись 5 апреля 1896 г. в Афинах. С тех пор Олимпийские игры нового времени проводятся каждые 4 года. Из-за войн они не состоялись только в 1916, 1940 и 1944 гг.Современные Олимпийские игры - это крупнейшее в мире комплексное спортивное соревнование. Программа игр не постоянная, она изменяется.  

        Олимпийское движение имеет свои эмблему и флаг, утвержденные МОК по предложению Кубертена в 1913.

 Эмблема — пять переплетённых олимпийских колец символизируют пять частей света синий – Европа, чёрный – Африка, красный – Америка, жёлтый – Азия, зелёный - Австралия

Девиз —  «Быстрее, выше, сильнее».

Флаг — белое полотнище с олимпийскими кольцами, с 1920 поднимается на всех Играх.

full_Pojelat

           Так же каждые игры имеют свою эмблему и свой талисман.

 Среди традиционных ритуалов Игр:

зажжение олимпийского огня на церемонии открытия (огонь зажигается от солнечных лучей в Олимпии и доставляется факельной эстафетой спортсменов в город-организатор Игр);

произнесение одним из выдающихся спортсменов страны, в которой происходит Олимпиада, олимпийской клятвы от имени всех участников игр;

произнесение от имени судей клятвы о беспристрастном судействе;

вручение победителям и призёрам соревнований медалей;

поднятие государственного флага и исполнение национального гимна в честь победителей.

2.8 Физические качества

Физическое качество - это совокупность биологических и психических свойств личности человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активные двигательные действия.

Физические способности - это задатки человека. Они заложены природой в каждом, но проявляются в конкретном двигательном действии, у каждого человека по-разному.

Быстрота

Быстрота - это способность человека выполнять двигательные действия в минимальное для данных условий время, без снижения эффективности техники, выполняемого двигательного действия.

  • Развитие быстроты на уроках спортивных игр

Для развития быстроты в спортивных играх используют прыжки в высоту, прыжки в длину, через гимнастическую скамейку, другие препятствия, прыжки с отягощениями.

В игровой деятельности быстрота проявляется в реакции на движущийся объект, на изменение положения партнёра, в перемещениях и выполнениях игрового приёма.

Основным средством развития быстроты является упражнения скоростного характера. Выполняются они быстро, по неожиданному сигналу. Упражнения должны быть разнообразными , должны охватывать различные группы мышц.

Упражнения для развития быстроты даются систематически в начале каждого тренировочного занятия.

  • Развитие быстроты на уроках гимнастики

Для развития прыгучести применяются различные прыжковые упражнения и упражнения, направленные на укрепление мышц ног и туловища.

Примерные упражнения для развития скоростных качеств: прыжки через короткую и длинную скакалку, из разных и.п. движения согнутыми и прямыми руками в максимально быстром темпе в течение 5с., прыжки с различными движениями руками и ногами в фазе полёта.

Из различных и.п. по заранее обусловленному сигналу быстрое выполнение несложных движений и действий

  1. Темповые прыжки на одной и двух ногах через препятствие
  2. Прыжки на возвышение с места и с разбега.
  3. Многократное повторение в темпе вскоков на возвышение и соскоков.

  • Развитие быстроты на уроках  лёгкой атлетики

Быстрота необходима во всех видах лёгкой атлетики. Это качество тесно связано с техникой выполнения упражнений, силой мышц, гибкостью,  хорошей координацией движений. Именно за счёт совершенствования этих качеств развивается быстрота.

Для развития быстроты применяются упражнения с большой частотой движений: бег на короткие отрезки, бег под уклон, игры, метание снарядов в облегчённых условиях.

  • Развитие быстроты на уроках  лыжной подготовки

Развитие скорости передвижения на лыжах начинается со 2-го класса. Длина отрезков с повышенной скоростью увеличивается от 40-50 метров до 80-100 метров в 4-м классе. При развитии быстроты применяется повторное прохождение отрезков с максимальной скоростью. От   урока к уроку количество повторений растёт.

Ловкость

Ловкость - это способность человека решать двигательную задачу за короткий период обучения, а также перестраивать свои двигательные действия, в изменяющихся внешних условиях.

Ловкость развивается в необычных положениях, которые выполняются при изменении внешних условий выполнения упражнения.

Основные средства:

  • Очень хорошо развивают ловкость подвижные и спортивные игры.

  • Применение необычных исходных положений. Например, прыжок в длину из положения, стоя спиной к направлению прыжка.
  • "Зеркальное" выполнение упражнений. Например, метание мяча левой рукой, если обычно ученик метает правой.
  • Изменение скорости или темпа движений. Например, ведение баскетбольного мяча при движении под уклон.
  • Изменение пространственных границ, в которых выполняется упражнение.

Например, уменьшение размеров площадки для игры. Смена способов выполнения упражнения. Например, применение различных

способов прыжка в высоту.

  • Усложнение действия дополнительными движениями. Например, выполнение

опорного прыжка с поворотами перед приземлением.

  • Применение выученных упражнений в различных сочетаниях. Например, кувырки на полу с равновесием на бревне.
  • Изменение противодействия занимающихся при групповых (парных) упражнениях.
  • Например, при игре в "Пятнашки" "пятнать" только в определенное место.

Создание непривычных условий для выполнения упражнений. Например, бег по сильно пересеченной местности

Сила

Сила - это способность человека преодолевать внешние и внутренние сопротивления, по средству мышечных напряжений.

Основные средства:

1. Упражнения с весом внешних предметов: гантели, набивные мячи, вес партнера.

2. Упражнения, отягощенные весом собственного тела:

— упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет веса собственного тела

— упражнения, в которых собственный вес отягощается весом внешних предметов (например, специальные пояса, манжеты);

— упражнения, в которых собственный вес уменьшается за счет использования дополнительной опоры;

— ударные упражнения, в которых собственный вес увеличивается за счет инерции свободно падающего тела (например, прыжки с возвышения).

Дополнительные средства:

1. Упражнения с использованием внешней среды (бег и прыжки в гору, по рыхлому песку, бег против ветра и т.п.)

2.Упражнения с использованием сопротивления других предметов (резиновые жгуты, упругие мячи и т.п.)

Гибкость

Гибкость - это способность человека выполнять движения с максимальной амплитудой.

Средства развития гибкости:

упражнения на растягивания с постепенным увеличением амплитуды

маховые упражнения в медленном темпе (не должно быть болевых ощущений)

Активные упражнения включают в себя маховые, вращательные, пружинистые движения, наклоны, выпады и тому подобные движения в различных суставах. Активные упражнения могут выполняться без отягощений и с небольшими отягощениями (3-5 кг.). Упражнения на гибкость можно выполнять и с предметами (гимнастическими палками, обручами и т.п.).

Пассивные упражнения – связаны с преодолением сопротивления растягиваемых мышц и связок за счёт тяжести тела или отдельных его частей, а также с помощью вспомогательных средств (отягощений, партнёра и т. п.). Развитию пассивной гибкости способствуют различные движения с использованием собственной силы (притягивание туловища к ногам, сгибание кисти другой рукой и т. п.).

Не забывайте! Прежде чем приступить к выполнению упражнения на развитие гибкости обязательно нужно провести разминку. В связи с этим, упражнения на растяжку обычно выполняются в заключительной части.

Выносливость

Выносливость - это способность человека противостоять утомлению, выполнять работу без ее эффективности.

Утомление - это временное снижение работоспособности, вызванное умственной или физической нагрузкой.

У младших школьников, для совершенствования выносливости может использоваться игровой метод.

2.9  Проверочные работы и тесты.

Входная проверочная работа рассчитана на учащихся 1-3 классов и позволит выявить активность учащихся в летнее время. Так же входная проверочная работы позволит определить процент занятости учащихся в спортивных секциях города.        


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС второго поколения)

 В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образова...

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в ОС «Школа 2100»

ВВЕДЕНИЕ:что меняет в школе система оценки результатов по ФГОС?Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования содержит чёткие требования к системе...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса.  При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы  повышения кв...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования с требованиями ФГОС.

В чем отличие новых стандартов от ныне действующих? Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность с...

Тема: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

          В соответствии с ФГОС система оценки результатов переключает контроль и оценивания со старого образовательного результата на новый.    Система ...

«Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

Соообщение на секции учителей начальных классов, содержащее теоретические основы оценки планируемых результатов в начальных классах в соответствии с ФГОС НОО....

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в ОС «Школа 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников. вместо воспроизведения знаний мы теперь будем о...