Урок-повторение "Начальная форма глагола"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Капустина Олеся Борисовна

Данный урок содержит все этапы в соответствии с ФГОС, на котором учащиеся знакомятся с другим названием начальной формы глагола, как инфинитив.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА:   Начальная форма глагола

ЦЕЛИ:

  • Формирование представлений о глаголах неопределённой формы и умений определять их в устной и письменной речи.
  • Развитие познавательной деятельности учащихся, критического мышления, умений ставить вопросы и находить ответы, умений самоанализа и самооценки своей деятельности.
  • Воспитание правильного отношения к читательской деятельности, внимания, трудолюбия.

ХОД УРОКА

  1. Орг момент.

Наступила весна. Светит солнышко. Солнышко улыбается, дает нам свет и тепло. Передадим частичку нашего тепла друг другу.

  1. Актуализация знаний.

Учитель: наш урок мы начнем со словарного диктанта: пассажир, экскурсия, ребята, русский, класс, однажды, магазин. (Обмен тетрадями для проверки в парах).

Учитель: новое словарное слово вы узнаете через «Блок – схему» сложного высказывания, при Х:= 12(Слайд 1)

Учитель- Итак,  какое словарное слово нашли в блок-схеме?

Дети:Отец.

Учитель Вспомним, какие слова называются синонимами?

Дети: Слова, которые пишутся, звучат по - разному, но лексическое значение одинаковое- называются синонимам.

Учитель- Подберите синоним к новому словарному слову.

Дети:Папа.

  1. Работа над новым материалом

    1.   Обобщение и оценивание раннее полученных знаний

Учитель: Предлагаю вернуться к нашей модели «Знаний», которую построили ещё в 1 классе, прочитайте её. (Слайд 2)

Дети:Речь делится на две группы: устная и письменная. Состоит из предложений. Предложения состоят из слов, которые обозначают: предмет (Им.существительное), признак предмета (Им. прилагательное), действие предмета (глагол) и служебные слова. Слова состоят из букв и звуков. Две группы: согласные и гласные.

Учитель: Как вы думаете, зачем опять вернулись к модели?

Дети:Значит новая тема урока. Каждую новую тему урока мы находим в модели «Знаний». Это говорит о том, что в русском языке всё взаимосвязано.

Учитель- Молодцы.  Найдите блок, о частях речи. Покажите.

Учитель- Какие части речи вы уже хорошо изучили?

Дети: Именасуществительное, прилагательное.

Учитель- Тема нашего урока: «Глагол. Начальная форма глагола». В начале третьего класса вы начали заполнять модель «Глагол». Вспомним, что знаем о глаголе.(Слайд 3)

Дети: Самостоятельная часть речи, обозначающий действие предмета, отвечающий на вопросы: что делать, что сделать- называется глаголом. Грамматические значения глагола- изменяется по числу и по временам. Имеет начальную форму, которая отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?. В начальной форме имеет суффикс –ТЬ.

Учитель:-Как вы думаете, почему авторы учебника предлагают нам вернуться к уже знакомой теме?

Дети: Может для повторения? Наверное, что-то новое узнаем? Мы,  сегодня будем что-то исследовать?

Учитель- Появилась проблема, точного ответа нет. Вернемся к ней к концу урока?!

Учитель-Хорошо, я называю вам слова, вы превращаете их в глагол начальной формы с суффиксом –ТЬ:  пила, мыло, завтрак, коса, худой, красный, синий.

Учитель- Молодцы. Предлагаю оценить свои знания- прогнозирующая оценка.(Слай4)

Учитель- Прочитайте предложения и ответьте на вопрос- что это?(Слайд 5)

Дети:- Пословицы и поговорки.

Учитель- Выпишите в столбик глаголы начальной формы с суффиксом –ТЬ.

( самоконтроль, проведенный на интерактивной доске, ретроспективная оценка знаний)

Учитель:   - Сравните свою прогнозирующую оценку с ретроспективной.  (Анализ оценок).

  1. Решение проблемной задачи

Учитель:-Выпишите во второй столбик оставшиеся глаголы. Что вы заметили?

Дети:-Глаголы в начальной форме.

Учитель:-Но, в них нет суффикса –ТЬ.

Дети:-Значит нужно дополнить нашу модель суффиксом –ТИ (дополнение модели Слайд 6)

Учитель:-Откройте «Обратный» словарь на Ь (ЧЬ). Выпишите пять глаголов на –ЧЬ. Что можно сказать про выписанные глаголы?

Дети:-Они тоже в начальной форме.

Учитель:-Да, ребята. Вернемся к модели. Дополните!

Учитель:- Прочитайте в учебнике, какая тема урока предлагалась авторами.

Дети:«Глагол. Начальная форма. Суффиксы –ТЬ, -ТИ, -ЧЬ».

Учитель:- Как вы думаете, почему я вас сразу не познакомила с темой урока?

Дети: - Мы были исследователями, сами добывали знания.

Учитель:- Я хочу вам открыть секрет: начальная форма глагола имеет другие названия: неопределенная форма- объясните почему? Другое название- инфинитив, расшифровку  вы узнаете на уроках английского языка. В нашем учебнике концовка начальной формы это суффиксы. Но вы, ребята, знайте, что иногда может встречаться –ТЬ, -ТИ, -ЧЬ как окончание.

  1. Отработка полученных знаний

Предлагаю с данной проблемой разобраться на наших занятиях научного клуба младших школьников «Ключ и заря». А, сейчас, перед вами листочки с заданиями  по выбору трудности. За 5 минут вы должны правильно выполнить выбранные задания. За 6 баллов вы получите оценку 5!. За 4-5 баллов- 4! За 3 балла- 3! Остальное…  Приступаем.

(Самостоятельная работа учеников)

  1. Рефлексия урока

Учитель:-Вернемся к нашей проблеме, которая появилась в начале урока. Ваше мнение.

Дети: - Сегодня на уроке мы повторили все, что знаем о глаголе, проверили свои знания.

Узнали новое о суффиксах начальной формы глагола. На уроке мы были исследователями и нам понравилось!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку. Тема:"Глагол. Неопределенная и личная форма глагола. Закрепление изученного".

Урок направлен на восстановление и закрепление знания учащихся об общем понятии глагола как части речи....

Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема «Неопределённая форма – начальная форма глагола.Правописание глаголов с -тся и –ться. Написание не с глаголами.»

Цели: 1. Закрепить представление о неопределённой форме как начальной форме глагола; развивать умение соотносить начальной форму и личную форму глагола; закрепить правило правописания глаголов с...

Тест по теме "Глагол" ( общее понятие , времена глагола, неопределенная форма глагола)

Тест по теме "Глагол" ( общее понятие , времена глагола, неопределенная форма глагола)...

Технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы глагола. Неопределенная форма глагола.».

Цели деятельности учителя: познакомить детей  с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам. Планируемые результаты:Предметные: развивать умения самостоятельно формир...

Конспект урока русского языка "Неопределенная форма глагола. Общее представление о неопределенной форме как начальной глагольной форме" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; формирование представления о понятии «неопределенная форма глагола», развити...