Урок-повторение "Начальная форма глагола"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Данный урок содержит все этапы в соответствии с ФГОС, на котором учащиеся знакомятся с другим названием начальной формы глагола, как инфинитив.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-повторение "Начальная форма глагола" | 18.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА: Начальная форма глагола
ЦЕЛИ:
- Формирование представлений о глаголах неопределённой формы и умений определять их в устной и письменной речи.
- Развитие познавательной деятельности учащихся, критического мышления, умений ставить вопросы и находить ответы, умений самоанализа и самооценки своей деятельности.
- Воспитание правильного отношения к читательской деятельности, внимания, трудолюбия.
ХОД УРОКА
- Орг момент.
Наступила весна. Светит солнышко. Солнышко улыбается, дает нам свет и тепло. Передадим частичку нашего тепла друг другу.
- Актуализация знаний.
Учитель: наш урок мы начнем со словарного диктанта: пассажир, экскурсия, ребята, русский, класс, однажды, магазин. (Обмен тетрадями для проверки в парах).
Учитель: новое словарное слово вы узнаете через «Блок – схему» сложного высказывания, при Х:= 12(Слайд 1)
Учитель- Итак, какое словарное слово нашли в блок-схеме?
Дети:Отец.
Учитель Вспомним, какие слова называются синонимами?
Дети: Слова, которые пишутся, звучат по - разному, но лексическое значение одинаковое- называются синонимам.
Учитель- Подберите синоним к новому словарному слову.
Дети:Папа.
- Работа над новым материалом
1. Обобщение и оценивание раннее полученных знаний
Учитель: Предлагаю вернуться к нашей модели «Знаний», которую построили ещё в 1 классе, прочитайте её. (Слайд 2)
Дети:Речь делится на две группы: устная и письменная. Состоит из предложений. Предложения состоят из слов, которые обозначают: предмет (Им.существительное), признак предмета (Им. прилагательное), действие предмета (глагол) и служебные слова. Слова состоят из букв и звуков. Две группы: согласные и гласные.
Учитель: Как вы думаете, зачем опять вернулись к модели?
Дети:Значит новая тема урока. Каждую новую тему урока мы находим в модели «Знаний». Это говорит о том, что в русском языке всё взаимосвязано.
Учитель- Молодцы. Найдите блок, о частях речи. Покажите.
Учитель- Какие части речи вы уже хорошо изучили?
Дети: Именасуществительное, прилагательное.
Учитель- Тема нашего урока: «Глагол. Начальная форма глагола». В начале третьего класса вы начали заполнять модель «Глагол». Вспомним, что знаем о глаголе.(Слайд 3)
Дети: Самостоятельная часть речи, обозначающий действие предмета, отвечающий на вопросы: что делать, что сделать- называется глаголом. Грамматические значения глагола- изменяется по числу и по временам. Имеет начальную форму, которая отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?. В начальной форме имеет суффикс –ТЬ.
Учитель:-Как вы думаете, почему авторы учебника предлагают нам вернуться к уже знакомой теме?
Дети: Может для повторения? Наверное, что-то новое узнаем? Мы, сегодня будем что-то исследовать?
Учитель- Появилась проблема, точного ответа нет. Вернемся к ней к концу урока?!
Учитель-Хорошо, я называю вам слова, вы превращаете их в глагол начальной формы с суффиксом –ТЬ: пила, мыло, завтрак, коса, худой, красный, синий.
Учитель- Молодцы. Предлагаю оценить свои знания- прогнозирующая оценка.(Слай4)
Учитель- Прочитайте предложения и ответьте на вопрос- что это?(Слайд 5)
Дети:- Пословицы и поговорки.
Учитель- Выпишите в столбик глаголы начальной формы с суффиксом –ТЬ.
( самоконтроль, проведенный на интерактивной доске, ретроспективная оценка знаний)
Учитель: - Сравните свою прогнозирующую оценку с ретроспективной. (Анализ оценок).
- Решение проблемной задачи
Учитель:-Выпишите во второй столбик оставшиеся глаголы. Что вы заметили?
Дети:-Глаголы в начальной форме.
Учитель:-Но, в них нет суффикса –ТЬ.
Дети:-Значит нужно дополнить нашу модель суффиксом –ТИ (дополнение модели Слайд 6)
Учитель:-Откройте «Обратный» словарь на Ь (ЧЬ). Выпишите пять глаголов на –ЧЬ. Что можно сказать про выписанные глаголы?
Дети:-Они тоже в начальной форме.
Учитель:-Да, ребята. Вернемся к модели. Дополните!
Учитель:- Прочитайте в учебнике, какая тема урока предлагалась авторами.
Дети:«Глагол. Начальная форма. Суффиксы –ТЬ, -ТИ, -ЧЬ».
Учитель:- Как вы думаете, почему я вас сразу не познакомила с темой урока?
Дети: - Мы были исследователями, сами добывали знания.
Учитель:- Я хочу вам открыть секрет: начальная форма глагола имеет другие названия: неопределенная форма- объясните почему? Другое название- инфинитив, расшифровку вы узнаете на уроках английского языка. В нашем учебнике концовка начальной формы это суффиксы. Но вы, ребята, знайте, что иногда может встречаться –ТЬ, -ТИ, -ЧЬ как окончание.
- Отработка полученных знаний
Предлагаю с данной проблемой разобраться на наших занятиях научного клуба младших школьников «Ключ и заря». А, сейчас, перед вами листочки с заданиями по выбору трудности. За 5 минут вы должны правильно выполнить выбранные задания. За 6 баллов вы получите оценку 5!. За 4-5 баллов- 4! За 3 балла- 3! Остальное… Приступаем.
(Самостоятельная работа учеников)
- Рефлексия урока
Учитель:-Вернемся к нашей проблеме, которая появилась в начале урока. Ваше мнение.
Дети: - Сегодня на уроке мы повторили все, что знаем о глаголе, проверили свои знания.
Узнали новое о суффиксах начальной формы глагола. На уроке мы были исследователями и нам понравилось!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку. Тема:"Глагол. Неопределенная и личная форма глагола. Закрепление изученного".
Урок направлен на восстановление и закрепление знания учащихся об общем понятии глагола как части речи....
Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема «Неопределённая форма – начальная форма глагола.Правописание глаголов с -тся и –ться. Написание не с глаголами.»
Цели: 1. Закрепить представление о неопределённой форме как начальной форме глагола; развивать умение соотносить начальной форму и личную форму глагола; закрепить правило правописания глаголов с...
Урок русского языку 3 класс, 2 четверть. Тема: Глагол как часть речи (обобщение). Неопределенная форма глагола. Проверочная работа по теме: «Глагол»
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС...
урок русского языка "Глагол как часть речи (обобщение). Неопределенная форма глагола. Проверочная работа по теме: «Глагол»"
Разработка открытого урока...
Тест по теме "Глагол" ( общее понятие , времена глагола, неопределенная форма глагола)
Тест по теме "Глагол" ( общее понятие , времена глагола, неопределенная форма глагола)...
Технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы глагола. Неопределенная форма глагола.».
Цели деятельности учителя: познакомить детей с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам. Планируемые результаты:Предметные: развивать умения самостоятельно формир...
Конспект урока русского языка "Неопределенная форма глагола. Общее представление о неопределенной форме как начальной глагольной форме" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; формирование представления о понятии «неопределенная форма глагола», развити...