Программа "Школа Эрудитов". Русский язык
рабочая программа по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Рудько Галина Григорьевна

      Программа «Школа Эрудитов» разрабатывается с учетом Федерального государственного стандарта начального общего образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ№31 с углубленным изучением предметов художественно- эстетического профиля» и будет являться программой для работы со способными детьми в предметной области «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир». Программа направлена на развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.

Идея программы.    
Разработка индивидуального образовательного маршрута для  одаренного ученика,  чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, а так же просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей, сопровождаемого  учителем – тьютором.


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_eruditov_russkiy_yazyk.doc812.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СШ №31 с углубленным изучением предметов

художественно-эстетического профиля»

         

«Школа Эрудитов»

«Русский язык»

Курс РПС

(развитие познавательных способностей)

1 – 4 классы

                                                     

                                                             

                                                                                                 

 

Составители рабочей программы:

группа учителей начальных классов

Немец Т.П.,

Юркина С.В.,

Зиязова Т.А.,

Рудько Г.Г.  

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Направление программы: интеллектуальное и общекультурное

Тип программы: образовательный

Программа рассчитана на курс начальной школы

   

              На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, - актуальнейшая задача любой школы. При этом проблема одарённости в системе образования на организационном уровне обычно решается путём создания специальных школ для одарённых и талантливых или специальных («гимназических», «лицейских» и др.) классов  для одарённых. Это, безусловно, позитивное явление.

Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со способными детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способность, талант, одаренность, гениальность.

Но существует возможность и другого решения – не удалять одарённого ребёнка из естественной для него микросреды. Обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его одноклассников. Именно поэтому  при работе с одарёнными детьми  каждый педагог решает ряд важнейших социально-психологических задач:

  • не терять потенциально одарённых, дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они проявляются на более поздних возрастных этапах;
  • создать адекватные условия для развития психосоциальной сферы одарённых детей;
  • формировать у одарённых детей и их сверстников позитивное отношение к различиям в умственных и творческих способностях людей.

Программа курса работы с одаренными детьми ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку способных детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа курса направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности. В этом случае на помощь приходит курс “Русский язык”.  

Задачи курса:

  • выявление способных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
  • создание условий способным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
  • расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование лингвистической компетенции;
  • совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
  • стимулирование творческой деятельности способных детей;
  • развитие творческого и логического мышления учащихся;
  • развитие исследовательской позиции ребенка, поддержание активности учащихся.

Для реализации программного содержания курса используется УМК:

Рабочая программа  курса  «Русский язык» составлена для 1- 4 классов на основе:

  • комплекса учебно-развивающих пособий курса «Занимательный русский язык» для начальной школы «Юным умникам и умницам»;
  • авторскому пособию Л.В. Мищенкова «Школа грамотеев. Русский язык. Задания по развитию познавательных способностей» М.:РОСТкнига, 2014.

Данная программа рассчитана на младший школьный возраст.  К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому. Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Предполагаемые  результаты учащихся:

  • сформировать систему работы с одарёнными детьми;
  • создать условия для развития способностей и таланта у детей в современных условиях;
  • совершенствовать формы работы со способными детьми;
  • применение полученных знаний и умений в практической деятельности;
  • результативное участие в школьных, городских и  межрегиональных олимпиадах;
  • сформировать банк данных «Способные дети».

Описание ценностных  ориентиров  содержания учебного  курса

Одним из результатов обучения курса «Русский язык» является осмысление   учащимися системы ценностей:

  • Ценность добра – осознание себя как части мира, бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание  нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
  • Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
  • Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
  • Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
  • Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Контроль и учет знаний и умений воспитанников.

Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники кружка будут принимать участие в школьной и городской олимпиадах по русскому языку и литературному чтению.

Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность. Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:

1 часть – вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.

2 часть – рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других.

3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.

В основе создания данного курса лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и  методы проведения занятий.

Основные принципы:

1.Принцип связи занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки учащихся;

2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений;

3. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика;

4. Принцип занимательности. Занимательность - является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а  также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т.е. приводит к практическому овладению русским языком;

5. Принцип разнообразия  форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.

Ожидаемые результаты обучения по годам:

1-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • составлять текст по вопросам учителя;                                                                                    
  • работать со словарями;
  • отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

2-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;
  • работать со словарями;
  • отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады;
  • строить рассуждения;
  • использовать основные приемы мыслительной деятельности;
  • самостоятельно мыслить и творчески работать.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

3-4-й классы

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
  • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;
  • использовать основные приемы мыслительной деятельности;
  • самостоятельно мыслить и творчески работать.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть монологической и диалогической формами речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Содержание курса «Русский язык»

  • Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определёние основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
  • Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
  • Чтение. Понимание текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
  • Письмо. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное).  

Формы и методы работы.

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными энциклопедиями и словарями.

Основные методы и технологии

  • технология  разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.

Художественно - эстетическая направленность предмета.

В связи с профилем школы №31 в программе курса уделено внимание и художественно - эстетическому образованию и воспитанию.

Художественно - эстетическое образование и воспитание связано с формированием способностей адекватного восприятия прекрасного в окружающей действительности и умение его преобразовывать по законам красоты. Учитель и ученик, опираясь на эстетизацию всего педагогического процесса через художественное образование и воспитание, нацелены на формирование, проявление и реализацию собственной индивидуальности.

        Эстетизация учебного процесса возможна через формирование филосовского мировоззрения, через конструирование содержания образования от общего к частному, когда каждый предмет своим содержанием раскрывает сущность предмета как эстетическую категорию.

Описание места учебного курса в учебном плане внеурочной деятельности.

Объём учебного времени, отводимого на изучение материала:

  • 1 класс – 2 часа в неделю (33 учебные недели, всего 66 часов);
  • 2 – 4 классы – 2 часа в неделю (34 учебные недели, всего 68 часов).

Продолжительность занятий:

 1 класс – сентябрь - октябрь – 30 мин.; ноябрь – декабрь – 35 мин.; январь – май – 45 мин

 2 – 4 классы - 45 минут. Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников (возраст 6,6-10 лет,1-4 классы). Форма организации – кружок.

  1. Общая  характеристика  учебного курса

Программа курса предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.  

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к русскому языку должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом, невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс  позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения данного курса содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к учащимся.

Многие лингвистические понятия и законы, представленные в программе курса, не выносятся в требования к уровню подготовки учащихся. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка. Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.  

Содержание программы курса РПС «Русский язык»

1-й класс

Тематическое планирование   (66 часов)

Дата

Тема  занятия

Способы достижения цели

Планируемые действия  ученика

По плану

По факту

1

Речь устная и письменная.

Зачем людям нужна речь? Что такое речь устная. Что такое речь письменная? Дать детям представление о том, зачем людям нужна речь, что такое устная и письменная речь

Принимают учебную задачу сформулированную учителем

2

Что такое слово?

Слово-это название предметов, явлений, действий и т. д. Дать учащимся представление о слове. Знакомство с ребусом.

Умение решать задания повышенной сложности

3

Что такое слово?

4

В мире звуков.

Уточнение представлений детей о звуках. Понятия: «фонетика», «фонема», «фонематический слух»

Умение работать в паре и группе, решать ребусы

5

В мире звуков.

6

Игротека.

Формулировка смыслового значения слова. Понятие «рифма»

Умение решать задания повышенной сложности

7

Звуки и буквы – не одно и то же.

В чём заключается различие между буквами и звуками

Умение работать в группе, решать задания повышенной сложности

8

Что такое матаграммы?

Знакомство с метаграммами. Разгадывание метаграмм

Уметь разгадывать метаграммы, вести диалог

9

Жили-были гласные и согласные.

Отличия гласных звуков и букв от согласных. Упражнение в определении в слове гласных и согласных букв

Умение работать в группе, решать задания повышенной сложности

10

Жили-были гласные и согласные.

11

Жили-были гласные и согласные.

12

Игротека.

Повторение: буквы и звуки; Буквы и звуки гласные и согласные. Разгадывание метаграмм

Умение работать в группе, решать задания повышенной сложности

13

Волшебник Ударение.

Роль ударения в слове. Понятие «омограф»

Уметь сотрудничать, решать задания повышенной сложности

14

Волшебник Ударение.

15

Волшебник Ударение.

16

Такие разные согласные.

Способы отличия твёрдых согласных от мягких согласных

решать задания повышенной сложности

17

Такие разные согласные.

18

Такие разные согласные.

19

Такие разные, разные согласные.

Парные и непарные звонкие и глухие согласные

Принимают учебную задачу сформулированную учителем

20

Такие разные, разные согласные.

21

Такие разные, разные согласные.

22

Игротека.

Поиск омографов в предложениях. Определение ударного слога в слове. Упражнение в умении различать гласные и согласные, согласные по звонкости-глухости, твёрдости - мягкости. Решение метаграмм.  Рифмование слов

решать задания повышенной сложности

23

Русские народные загадки.

Знакомство с загадкой как с жанром устного народного творчества. Выделение свойств и признаков загаданного предмета

решать задания повышенной сложности

24

Зачем шипят шипящие?

Уточнение знаний о шипящих согласных. Знакомство с понятием «пантомима»

решать задания повышенной сложности

25

Зачем шипят шипящие?

26

Зачем шипят шипящие?

27

Познакомьтесь: алфавит!

Обобщение знаний учащихся об алфавите. Упражнение в правильном назывании букв и звуков

решать задания повышенной сложности

28

Познакомьтесь: алфавит!

29

Игротека.

Разгадывание русских народных загадок. Упражнение в произнесении скороговорок. Запись слов в алфавитном порядке

решать задания повышенной сложности

30

Привет, пословица!

Упражнение в выявлении скрытого смысла пословицы

решать задания повышенной сложности

31

Поговорим о предложении.

Разновидности предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Упражнение в умении различать данные предложения, приводить примеры

решать задания повышенной сложности

32

Поговорим о предложении.

33

Поговорим о предложении.

34

 Еще немного о предложении.

Разновидности предложений по интонации. Упражнение в умении различать данные предложения, произносить с соответствующей интонацией

решать задания повышенной сложности

35

Еще немного о предложении.

36

Игротека.

Понятие «шарада». Упражнение в умении разгадывать шарады. Подбор пословицы к тексту

решать задания повышенной сложности

37

Знакомимся с анограммами.

Понятие «анограмма». Упражнение в умении разгадывать анограммы

Умение работать в группе, решать задания повышенной сложности

38

Знакомимся с анограммами.

39

Что такое текст?

Уточнение знаний учащихся о тексте. Упражнение в умении составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста

Умение работать в группе, решать задания повышенной сложности

40

Что такое текст?

41

Что такое текст?

42

Что мы пишем с большой буквы?

Правила написания заглавной буквы. Упражнение в умении писать с заглавной буквы имена собственные

Умение работать в группе, решать задания повышенной сложности

43

Что мы пишем с большой буквы

44

Игротека.

Разгадывание анограмм. Придумывание анограмм к данным словам. Определение темы и основной мысли текста. Упражнение в написании имён собственных с заглавной буквы

Умение работать в группе, решать задания повышенной сложности

45

О безударных гласных.

Уточнение знаний учащихся о безударных гласных в корне, требующих проверки, и о способе их проверки. Упражнение в умении подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки

Умение работать в группе, решать задания повышенной сложности

46

О безударных гласных.

47

О парных звонких и глухих согласных.

Уточнение знаний учащихся о написании парных согласных в словах. Упражнение в умении подбирать проверочные слова

Умение работать в группе, решать задания повышенной сложности

48

О парных звонких и глухих согласных.

49

О парных звонких и глухих согласных.

50

Слова-приятели.

Знакомство с понятием «синоним». Упражнение в умении подбирать синонимы к данным словам, находить  среди слов синонимичные пары

Умение работать в группе, решать задания повышенной сложности

51

Слова-приятели.

52

Игротека.

Упражнение в написании безударных гласных и парных согласных в корне, нахождении среди группы слов синонимов, подборе синонима к данному слову

Умение работать в группе, решать задания повышенной сложности

53

Слова-неприятели.

Знакомство с понятием «антоним». Упражнение в умении подбирать антонимы к словам, находить антонимичные пары в группе слов

Умение работать в группе, решать задания повышенной сложности

54

Слова-неприятели.

55

Слова-неприятели.

56

Волшебное слово предлог.

Знакомство с предлогами. Упражнение в умении подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом

Умение работать в группе, решать задания повышенной сложности

57

Волшебное слово предлог.

58

Волшебное слово предлог.

59

Что за зверь такой-фразеологизм?

Знакомство с фразеологизмами и их значениями. Упражнение в умении подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм

Умение работать в группе, решать задания повышенной сложности

60

Что за зверь такой-фразеологизм?

61

Что за зверь такой-фразеологизм?

62

Игротека.

Понятие «омоним». Упражнение в умении различать синонимы, антонимы, омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения

Умение работать в группе, решать задания повышенной сложности

63

Учимся различать слова разных частей речи.

Упражнение в умении различать слова разных частей речи

Умение работать в группе, решать задания повышенной сложности

64

Учимся различать слова разных частей речи.

65

Учимся различать слова разных частей речи.

66

Повторяем…

Фразеологизмы и х значения. Упражнение в умении правильно употреблять предлоги в тексте, подбирать синонимы, антонимы, грамотно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слов

Умение работать в группе, решать задания повышенной сложности

2-й класс

Тематическое планирование      (68 часов)

Дата

Тема  занятия

Способы достижения цели

Планируемые действия  ученика

По плану

По факту

 

1

Что мы знаем о звуках и буквах.

Уточнить представление детей о звуках и буквах, понятиях: «фонетика», «фонема», «фонематический слух»; развивать внимание, мышление, фонематический слух.

Выполнение олимпиадных заданий (Эму)

2

Что мы знаем о звуках и буквах.

Уточнить представление детей о звуках и буквах, понятиях: «фонетика», «фонема», «фонематический слух»; развивать внимание, мышление, фонематический слух.  

Выполнение олимпиадных заданий (Эму)

 

 3

 Что такое лексика?

Познакомить учащихся с понятиями: «лексика», «лексикон», «лексическое значение слова»; формировать умение определять лексическое значение слова, а также называть слово по его лексическому значению; развивать внимание, мышление, воображение, речь.

Выполнение олимпиадных заданий (Пегас)

 

 4

Однозначные и многозначные слова.

Познакомить учащихся с понятиями: «однозначные слова», «многозначные слова», формировать умение объединять слова в группы по принципу многозначности слова; развивать внимание, мышление, зрительную память, конструкторские способности.

Выполнение олимпиадных заданий (Эму)

5

Однозначные и многозначные слова.

Выполнение олимпиадных заданий (Пегас)

 

6

Слова – братья.

Уточнить и расширить представления детей о синонимах; формировать умение подбирать синонимы к данным словам, находить лишнее слово в ряду синонимов; развивать внимание, мышление, чувство рифмы, воображение.

Выполнение заданий конкурса «Русский медвежонок»

7

Слова – братья.

8

Слова – наоборот.

Уточнить и расширить представления учащихся об антонимах; формирование умения находить антонимы в тексте, а также подбирать их самостоятельно;  развивать внимание, мышление, воображение, речь.

Выполнение заданий конкурса «Русский медвежонок»

9

Слова – наоборот.

Выполнение заданий конкурса «Русский медвежонок»

10

Омонимы.

Формирование понятия «омонимы». Развивать память внимание. (ШРР)

Выполнение заданий «Юниор»

1

11

Омонимы.

Формирование понятия «омонимы». Развивать память внимание. (ШРР)

Выполнение олимпиадных заданий.

1

12

Игротека.

Познакомить с такими разновидностями омонимов, развивать интерес к языку, внимание, память.

Выполнение олимпиадных заданий.

1

13

Фразеологизмы.

Познакомить с понятием «фразеологизмы». Развивать интерес к языку, наблюдательность, память, логическое мышление

Выполнение олимпиадных заданий.

5

14  

Фразеологизмы.

Познакомить с понятием «фразеологизмы». Развивать интерес к языку, наблюдательность, память, логическое мышление.

Выполнение олимпиадных заданий.

15

Фразеологизмы.

16

Фразеологизмы.

17

Фразеологизмы.

18

Пословица недаром молвится.

Расширять представления учащихся о пословицах; развивать внимание, мышление, воображение, память, речь

Уметь определять значение пословиц, подбирать пословицу к тесту

19

Пословица недаром молвится.

5

20

Пословица недаром молвится.

Расширять представления учащихся о пословицах; развивать внимание, мышление, воображение, память, речь.

Уметь определять значение пословиц, подбирать пословицу к тесту

21

Пословица недаром молвится.

Расширять представления учащихся о пословицах; развивать внимание, мышление, воображение, память, речь.

Уметь определять значение пословиц, подбирать пословицу к тесту

22

Пословица недаром молвится.

Расширять представления учащихся о пословицах; развивать внимание, мышление, воображение, память, речь.

Уметь определять значение пословиц, подбирать пословицу к тесту

1

 23

Игротека.

Познакомить с разновидностями фразеологизмов, учиться использовать их в разных жизненных ситуациях, развивать интерес к языку, внимание, память.

Выполнение олимпиадных заданий.

1

 24

Загадки.

Продолжить знакомство учащихся с загадками, их художественными особенностями. Развивать воображение, логическое мышление.

Уметь разгадывать загадки по описанию предмета, явлений

3

25  

Играем со словарными словами.

Способствовать формированию грамотному написанию словарных слов; Развивать внимание, мышление, речь.

Выполнение олимпиадных заданий

26

Играем со словарными словами.

Способствовать формированию грамотному написанию словарных слов; Развивать внимание, мышление, речь

Выполнение олимпиадных заданий

27

Играем со словарными словами.

Способствовать формированию грамотному написанию словарных слов; Развивать внимание, мышление, речь

Выполнение олимпиадных заданий

28

Анаграммы, шарады, метаграммы.

Уточнить представления и научить разгадывать детей  шарады, анаграммы и метаграммы; развивать внимание, мышление, воображение, речь.

Уметь читать, составлять, разгадывать анаграммы, шарады, метаграммы, сотрудничать в парах, группе

29

Анаграммы, шарады, метаграммы

Уточнить представления и научить разгадывать детей  шарады, анаграммы и метаграммы; развивать внимание, мышление, воображение, речь.

Уметь читать, составлять, разгадывать анаграммы, шарады, метаграммы, сотрудничать в парах, группе

3

30  

Анаграммы, шарады, метаграммы.

Уточнить представления и научить разгадывать детей  шарады, анаграммы и метаграммы; развивать внимание, мышление, воображение, речь.

Уметь читать, составлять, разгадывать анаграммы, шарады, метаграммы, сотрудничать в парах, группе

 2

 31

Секреты некоторых букв.

Уточнить представления детей о букве «Я», «Е», «Ё», «Ю», о разделительном твёрдом знаке, а также о мягком знаке как показателе мягкости согласных и о разделительном мягком знаке; формировать умение различать две роли мягкого знака в словах; развивать мышление, речь.

Уметь работать в паре, различать показатели мягкость и твёрдость согласных

32

Секреты некоторых букв.

33

Секреты некоторых букв.

Уточнить представления детей о букве «Я», «Е», «Ё», «Ю», о разделительном твёрдом знаке, а также о мягком знаке как показателе мягкости согласных и о разделительном мягком знаке; формировать умение различать две роли мягкого знака в словах; развивать мышление, речь.

Уметь работать в паре, различать показатели мягкость и твёрдость согласных

34

Секреты некоторых букв.

Уточнить представления детей о букве «Я», «Е», «Ё», «Ю», о разделительном твёрдом знаке, а также о мягком знаке как показателе мягкости согласных и о разделительном мягком знаке; формировать умение различать две роли мягкого знака в словах; развивать мышление, речь.

Уметь работать в паре, различать показатели мягкость и твёрдость согласных

1

35

Игротека.

Формировать умение различать ь знак как показатель мягкости согласного звука и разделительный ь знак

Выполнение олимпиадных заданий.

2

36  

Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение.

Учить выделять и сравнивать существенные признаки предметов, составлять предложения описательного характера с использованием сравнений. Познакомить учащихся с новым изобразительным средством языка – олицетворением. Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление. ШРР

Выполнение заданий повышенной сложности

37

Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение.

 

Учить выделять и сравнивать существенные признаки предметов, составлять предложения описательного характера с использованием сравнений. Познакомить учащихся с новым изобразительным средством языка – олицетворением. Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление.ШРР

Выполнение заданий повышенной сложности

 2

38  

Слова, обозначающие предметы.

Уточнить знания учащихся об имени существительном; формировать умение выделять из речи имена существительные, отличать одушевлённые предметы от неодушевлённых, писать собственные имена существительные с заглавной буквы; развивать внимание, память, мышление, пространственную ориентацию, речь.  

Уметь сотрудничать в парах, высказывать своё мнение, образовывать словосочетания по образцу, выполнение заданий повышенной сложности

39

Слова, обозначающие предметы.

 

 40

Слова, обозначающие действия предметов.

Уточнить знания учащихся о глаголах; формировать умение выделять глаголы из речи, изменять глаголы по временам (по образцу без терминологии); развивать внимание, память, мышление, речь.  

41

Слова, обозначающие действия предметов.

Уточнить знания учащихся о глаголах; формировать умение выделять глаголы из речи, изменять глаголы по временам (по образцу без терминологии); развивать внимание, память, мышление, речь.  

Уметь сотрудничать в парах, высказывать своё мнение, образовывать словосочетания по образцу, выполнение заданий повышенной сложности

 

42  

Слова, обозначающие признаки предметов.

Уточнить знания учащихся об именах прилагательных; формировать умение различать имена прилагательные по вкусу, размеру, форме, цвету, называть прилагательные – синонимы и прилагательные антонимы; развивать внимание, мышление, воображение, речь

Уметь сотрудничать в парах, высказывать своё мнение, образовывать словосочетания по образцу, выполнение заданий повышенной сложности

43

Слова, обозначающие признаки предметов.

Уточнить знание  учащихся об именах прилагательных; формировать умение различать имена прилагательные по вкусу, размеру, форме, цвету, называть прилагательные – синонимы и прилагательные антонимы; развивать внимание, мышление, воображение, речь

Уметь сотрудничать в парах, высказывать своё мнение, образовывать словосочетания по образцу, выполнение заданий повышенной сложности

1

44

Игротека.

Уточнить знания учащихся о частях речи, подбирать синонимы к словам, развивать внимание, память, речь

Выполнение олимпиадных заданий, уметь работать в паре

 

  45

Текст. Тема текста. Заголовок.

Формировать у учащихся умение определять тему и основную мысль текста, составлять рассказ по картинкам; развивать внимание, мышление, воображение, речь. ШРР

Выполнение олимпиадных заданий, уметь работать в паре

46

Текст. Тема текста. Заголовок.

 

Формировать у учащихся умение определять тему и основную мысль текста, составлять рассказ по картинкам; развивать внимание, мышление, воображение, речь. ШРР

Выполнение олимпиадных заданий.

 

 47

Опорные слова.

Формировать умение составлять текст по опорным словам. Развивать память, логическое мышление. ШРР

Выполнение олимпиадных заданий, умение работать по опорным словам

48

Опорные слова.

Формировать умение составлять текст по опорным словам. Развивать память, логическое мышление. ШРР

Выполнение олимпиадных заданий, умение работать по опорным словам

1

 49

Игротека.

Уточнить знания учащихся о частях речи, подбирать синонимы к словам,  развивать умение работать с опорными словами, развивать  внимание, память, речь

Выполнение олимпиадных заданий.

50

Виды планов.

Познакомить детей с разными видами плана. Развивать воображение, память. ШРР

Выполнение олимпиадных заданий.

51

Виды планов.

Познакомить детей с разными видами плана. Развивать воображение, память. ШРР

Выполнение олимпиадных заданий.

52

Связь между предложениями в тексте.

Уточнить знания учащихся о логической связи  предложений в тексте.

Выполнение олимпиадных заданий.

53

Связь между предложениями в тексте.

Уточнить знания учащихся о логической связи  предложений в тексте.

Выполнение олимпиадных заданий.

54

Связь между частями текста.

Уточнить знания учащихся о логической связи  частей в тексте.

Выполнение олимпиадных заданий.

55

Связь между частями текста.

Уточнить знания учащихся о логической связи  частей в тексте.

Выполнение олимпиадных заданий.

56

Работа с деформированным текстом.

Развивать умения учащихся устанавливать связь между предложениями и восстанавливать деформированный текст, развивать внимание.

Выполнение олимпиадных заданий.

57

Работа с деформированным текстом.

Развивать умения учащихся устанавливать связь между предложениями и восстанавливать деформированный текст, развивать внимание.

Выполнение олимпиадных заданий.

58

Редактирование текста.

Формировать навыки построения связного текста, развивать воображение, память.

 

 

Уметь употреблять образные выражения, сотрудничать в паре

59

Редактирование текста.

60

Типы текста. Описание.

Познакомить с текстом-описанием, развивать воображение, внимание

Уметь употреблять образные выражения, сотрудничать в паре

61

Типы текста. Описание.

Познакомить с текстом-описанием, развивать воображение, внимание

Уметь употреблять образные выражения, сотрудничать в паре

62

Текст. Сравнительное описание.

Познакомить с текстом -сравнительным описанием нескольких предметов, развивать наблюдательность, логическое мышление

Уметь употреблять образные выражения, сотрудничать в паре

63

Текст. Сравнительное описание.

Познакомить с текстом - сравнительным описанием нескольких предметов, развивать наблюдательность, логическое мышление

Уметь употреблять образные выражения, сотрудничать в паре

64

Типы текста. Повествование.

Познакомить с текстом - повествованием нескольких предметов, развивать воображение, логическое мышление

Уметь употреблять образные выражения, сотрудничать в паре

65

Типы текста. Повествование.

Познакомить с текстом - повествованием нескольких предметов, развивать воображение, логическое мышление

Уметь употреблять образные выражения, сотрудничать в паре

66

Типы текста. Рассуждение.

Познакомить с текстом - рассуждением, развивать наблюдательность, логическое мышление

Уметь употреблять образные выражения, сотрудничать в паре

67

Типы текста. Рассуждение.

Познакомить с текстом - рассуждением, развивать наблюдательность, логическое мышление.

Выполнять задания повышенной сложности

68

Викторина-конкурс.

Развивать лингвистический кругозор, интерес к изучению современного литературного русского языка.

Выполнять задания повышенной сложности, уметь употреблять образные выражения, сотрудничать в паре

3-й класс

Тематическое планирование  (68 часов)

Дата

Тема  занятия

 Способы достижения цели

Планируемые действия  ученика

По плану

По факту

 №

1

Да здравствует русский язык! Эпитеты.

На примерах произведений у.н.т. показать богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Беседа о красоте и богатстве народной речи. Работать над навыками употребления эпитетов в устной речи.

Урок 1(р.яз.)  Урок 6, 28,29 (ШРР)

Коллективная фронтальная работа на актуализацию опорных знаний.

2

Поговорки и пословицы. Олицетворение.

Активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации. Конкурс на знание пословиц и поговорок. Отрабатывать навыки употребления олицетворения в устной и письменной речи.

Урок 3 (р.яз.)   Урок 5 (ШРР)

Групповая работа,  упражнения на обогащение речи и  систематизацию знаний о пословицах и поговорках русского народа.

3

Игры с пословицами. Сравнение.

Формировать у уч-ся умение определять скрытый смысл пословицы; развивать внимание, мышление, воображение, расширять словарный запас через пословицы и поговорки. Отрабатывать навыки подбора и употребления сравнений в устной речи.

Урок 11(р.яз.)  Урок 4 (ШРР)

Упр. на определения скрытого смысла пословиц.

4

Устаревшие и многозначные слова.

Знакомство со словами - историзмами и архаизмами. Объяснение устаревших и многозначных слов. Выбор из текста устаревших и многозначных  слов.  

Урок 1 (ШРР)

Поиск в текстах устаревших и многозначных слов.

5

Фразеологизмы. Растения во фразеологизмах.

Познакомить уч-ся со значением и происхождением фразеологизмов «манна небесная», «дело табак», «задать перцу» и т. д.;  развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, память, фантазию.  Урок 6 (р.яз.)

Упр. на определение смысла фразеологизмов.  

 

6

Животные во фразеологизмах.

Познакомить уч-ся со значением и происхождением фразеологизмов, в которых встречаются названия животных: «покажу, где раки зимуют», «отставной козы барабанщик», «мышиная возня» и т. д. Развивать память, внимание, чувство рифмы и ритма, фантазию.    

Урок 7, 13(р.яз.) Урок 3 (ШРР)

7

Животные во фразеологизмах.

8

Как морфология порядок навела.

Закреплять умение уч-ся различать части речи, развивать внимание, мышление, в том числе – творческое, воображение, речь.  Урок 10 (р.яз.)

Работа в паре, самостоятельная работа. Упр. на различение частей речи.

9

Его величество ударение.

Формировать у уч-ся умение правильно ставить ударение в словах; развивать внимание, мышление, память, воображение.   Урок 26 (р.яз.)

Упр-ия на фор-ие умения правильно обозначать ударение в словах.  

10

Игротека.

Логически - поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм.

Урок 8, 12  (р.яз.)

Игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.  

11

Игротека.

 

12

Задания повышенной сложности.

Развитие логического мышления, воображения, аналитического склада ума, творческого мышления, через  олимпиадные задания конкурсов «Юниор», «Русский медвежонок», «Эму», «Пегас».

 

Решение заданий повышенной трудности: самостоятельно, в парах, в группах, коллективно.

13

Задания повышенной сложности.

14

Задания повышенной сложности.

15

Задания повышенной сложности.

16

Задания повышенной сложности.

17

Кое – что о местоимении.

Расширить представление уч-ся о личных местоимениях и их формах; развивать внимание, мышление, воображение.  

Урок 14 (р.яз.)

Упр. на нахождение и распознавание местоимений в предложениях, тексте.  

18

Познакомимся поближе с наречием и числительным.

Расширить представления уч-ся о наречии и числительном, формировать умение находить в тексте данные части речи, отличать количественные от порядковых числительных, развивать внимание, мышление, воображение, память.

Урок 15 (р.яз.)

Упр. на отработку умения находить в текстах наречие и числительные.  

19

Состав слова. Основа слова. Формы слова.

Закрепить имеющиеся у детей знания о корне, окончании, приставке, суффиксе, основе слова; формировать умение отличать форму  одного и того же слова от другого родственного слова; развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение. Урок 17(р.яз.)

Упр-ия на фор-ие умение различать форму одного и того же слова от родственного слова, разбирать слова по составу.

20

Про корень и окончание.

Формировать умение находить корень в слове, придумывать однокоренные слова, находить однокоренные слова в группе слов, отличать форму слова от другого однокоренного слова; развивать внимание, мышление, воображение. Урок 18 (р.яз.)

Упражнения на формирование умения находить корень и окончание в словах.

21

Про суффикс и приставку.

Уточнить представления уч-ся о значениях суффиксов и приставок; закреплять умение выделять в словах суффиксы и приставки; развивать внимание, мышление, конструкторские способности.  

Урок 19 (р.яз.)

Упражнения на формирование умения находить в словах суффикс и приставку.

22

Непроизносимые согласные.

Формировать умение грамотно писать слова с непроизносимыми согласными; развивать внимание, мышление, воображение, пространственную ориентацию.   Урок 21 (р.яз.)

Упражнения на фор-ие умения писать слова с непроизносимой согласной.  

23

Задания повышенной сложности.

Развитие логического мышления, воображения, аналитического склада ума, творческого мышления через олимпиадные задания конкурсов «Юниор», «Русский медвежонок», «Эму», «Пегас».

Решение заданий повышенной трудности: самостоятельно, в парах, в группах, коллективно.

24

Задания повышенной сложности.

25

Задания повышенной сложности.

26

Игротека.

Логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей.

Урок 16, 20 (р.яз.)

Отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку. Работа в парах, группах, сам-но, коллективная работа.

27

Игротека.

 

28

От архаизмов до неологизмов.

Познакомить уч-ся с понятиями: «общеупотребительные слова», «историзмы», «архаизмы» - это слова, вышедшие из употребления вследствие замены их новыми. Все они имеют синонимы в современном русском языке, «неологизм» - слово, значение слова или словосочетание, недавно появившиеся в языке, формировать умение различать их, а также находить в тексте, подбирать к ним современные синонимы; развивать внимание, мышление, память.  

Урок 30 (р.яз.)  Урок 14 (ШРР)

Коллективная работа: поиск архаизмов и неологизмов.  Например: ланиты — щёки, чресла — поясница, десница — правая рука, туга — печаль, вирши — стихи, рамена — плечи

29

 Шарады.

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Шарада – разновидность загадки Рассказ – загадка. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».

Отгадывание шарад (например: факт + ура = фактура).

30

Крылатые слова.

Беседа о значении  «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях  текста.  Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла.

Нахождение крылатых выражений в текстах. Работа со стих-ми Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха -  ни пера».

31

Слова – синонимы. Омоформы.

Знакомство со словами - синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова - синонимы». Омоформы - слова, совпадающие по звучанию и написанию, которые звучат одинаково только в отдельных формах. Урок 2 (ШРР)

Нахождение  слов-синонимов в тексте. Поиск в предложениях омоформ.

32

Слова - антонимы. Омофоны.

Знакомство со словами – антонимамии омофонами. Случаи употребления антонимов и омофонов в русском языке. Рассказ учителя о  роли антонимов в русском языке.   Омофоны – слова,  имеющие одинаковое звучание, но различающиеся на письме («плод» и «плот», «порог» и «порок», «столб» и «столп»). Поиск омофонов в предл-ях.  Например, одинаковое звучание в русском языке слов «дог» и «док», «груздь» и «грусть», «пруд» и «прут» вызвано тем, что русскому языку свойственно оглушение звонких согласных на конце слов и перед последующим глухим согласным. Урок 2 (ШРР)

Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стих-ем В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова».

33

Слова - омонимы.

Омонимы в русском языке и их роль. Загадки, где задуманными являются одинаковые на вид и по звучанию слова, но с разными значениями. Например: слова «бор» в значении «сосновый лес» и «бор» в значении «химический элемент» являются омонимами, т.к. первое слово — славянского происхождения, а второе возникло от персидского «Бура» — названия одного из соединений бора. Урок 2 (ШРР)

Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

34

Анаграмма.

Знакомство с историей изобретения анаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы. Ввод понятий «анаграмма». Анаграммы — это пары слов, составленных из одного набора букв. Игровые  задания, где при перестановке слогов и букв или при чтении справа налево получается другое слово. Например: 

Как зонт, могу прикрыть я многих

И в летний день и в непогоду.

Но поменяй местами слоги –

Я превращусь в период года (навес – весна).

Поиск и разгадывание анаграмм. Работа с примерами: Милан - налим, актер – терка, рад — дар, липа — пила, сон — нос, ров — вор, ласка — скала.

35

Метаграмма.

Знакомство с историей изобретения метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Игровые задания, где зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нем одну букву так, чтобы получилось новое слово по смыслу. Например: 

С глухим шипящим – круглая, как мяч,

Со звонким – как огонь, горячий (шар – жар).

Поиск и разгадывание метаграмм. Например: загадки из слова «липа», заменив «П» на «С», получаем другое слово - «лиса». Аналогично: «сазан - фазан» , «цапля - капля» , «карта - парта» , «сайка - чайка - байка - майка» .

36

Логогрифы. 

Знакомство с происхождением логогрифов. Составление и разгадывание логогрифов. Иллюстрирование  слов - ответов. Логогрифами называются слова разной длины - такие, что все буквы короткого слова имеются и в длинном, причём в той же самой последовательности. Например:

ИШАК - ШИШАК 
ЛИК - КЛИК КЛИКА КУЛИК ОКЛИК 
ПАР - ПАРА ОПАРА ПАРАД ПАРКА ПАРТА ПАРЧА ПАРША 
ОСА - ОСПА 
ЛАВА  -ГЛАВА ЛАВАШ ЛАВКА ЛАВРА СЛАВА 

Знаменитая музыкальная пара ФА и СОЛЬ объединяется не только в шараду, но и в логогриф: СОЛЬ –ФАСОЛЬ.

Составление и разгадывание логогрифов. Игровые задания, где  новые слова образуются в результате прибавления или убавления одной буквы или слога (кран – экран). Например: 

С К- нужна, чтоб в бадминтон играть,

А без К – чтоб в космосе летать (ракетка – ракета).

37

Омографы.

Омографы — слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении (в русском языке из-за различий в ударении). Игровые задания, где загадка, в которой задуманными являются слова, совпадающие по написанию, но разные по значению. Вот некоторые русские омографы:
а́тлас — атла́с, бо́льшая — больша́я, бо́чка — бочка́, ве́рхом — верхо́м, ве́сти — вести́, до́рог — доро́г, за́води — заводи́, за́мок — замо́к, за́пах — запа́х, здо́рово — здоро́во, и́звести — извести́, ко́злы — козлы́, ле́сок — лесо́к, ма́ло — мало́, му́ка — мука́, пекло — пекло, пи́ща — пища́, писать — писать.

Игра:для разгадывания важно правильно перенести ударение с одного слога на другой.   Например: 

Я – травянистое растение с цветком сиреневого цвета.

Но переставьте ударение и превращусь в конфету (и́рис – ири́с).

38

Трудные слова.

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов. Работа с распознаванием «опасных мест» в словах.    

39

Решение олимпиадных заданий.

Развитие логического мышления, воображения, аналитического склада ума, творческого мышления, через решение олимпиадных заданий конкурсов «Русский медвежонок», «Юниор», «Эму», Пегас».

Решение заданий повышенной трудности. Сам-ая, парная, групповая  и коллективная работы.

40

Решение олимпиадных заданий.

41

Решение олимпиадных заданий.

42

Решение олимпиадных заданий.

43

Решение олимпиадных заданий.

44

Учимся различать предлог и приставку

Формировать умение отличать приставку от предлога, грамотно писать их в предложениях; развивать внимание, мышление, память, конструкторские способности. Урок 22 (р.яз.)

Упражнения на формирование умения отличать приставку от предлога.

45

Служебные части речи.

Познакомить уч-ся со служебными частями речи, в том числе – с частицей «не»; тренироваться в грамотном написании «не» с глаголами; развивать внимание, мышление, воображение, чувство рифмы и ритма.  Урок 23 (р.яз.)

Отработка умения писать «не» с глаголом. Упр. на нахождение и различение служебных частей речи.

46

Имена существительные с шипящим звуком на конце.

Повторить шипящие звуки русского языка; закреплять правописание имен сущ-ых с шипящими на конце, формировать умение подбирать синонимы; развивать внимание, мышление, воображение. Урок 25(р.яз.)

Упражнения на формирование умения писать существительные с шипящими на конце.

47

Поговорим о падежах.

Тренировать уч-ся в определении падежа имен сущ-х; развивать внимание, мышление.  Урок 27(р.яз.)

Упр-ия на фор-ие умения определять падеж имен сущ-ых

48

Сложные слова.

Упражнять уч-ся в правописании слов, образованных путем сложения двух основ; развивать внимание, творческое мышление, воображение, расширять словарный запас.   Урок 29 (р.яз.)

Упр-я на фор-ие умения правильно писать слова, образованные путем слияния двух основ.

49

Решение олимпиадных заданий по чтению.

Развитие логического мышления, воображения, аналитического склада ума, творческого мышления, через решение олимпиадных заданий конкурса « Пегас».

Сам-ая, парная, групповая  и коллективная работы. Решение заданий повышенной трудности.

50

Фонетика. Транскрипция.

Звукобуквенный анализ слов. Транскрипция слов.

 

Уметь делать звукобуквенный разбор слова и составлять транскрипцию.

51

Состав слова.

Разбор слов по составу. Ребусы по разгадыванию слов и выражений.

Упр. на умение разбирать слова по составу.

52

Деформированный текст. Типы текстов.

Организация работы со структурными элементами текста. Восстановление и корректировка текста. Признаки типов текстов. Урок 17 (ШРР)

Работа с деформированным текстом.

53

Связь предложений в тексте.

Продолжить работу над связью слов в тексте, закреплять навыки работы с деформированным текстом. Познакомить со способами цепной связи предложений в тексте.  Урок 19-22 (ШРР)

Работа с деформированным текстом.

54

Олимпиадные задания по русскому языку.

Развитие логического мышления, воображения, аналитического склада ума, творческого мышления, через  олимпиадные задания конкурсов «Русский медвежонок», «Юниор», «Эму», «Пегас».

 

 

 

 

 

Решение заданий повышенной трудности. Самостоятельная, парная и групповая и коллективная работы.

 

 

 

 

55

Олимпиадные задания по русскому языку.

56

Олимпиадные задания по русскому языку.

57

Олимпиадные задания по русскому языку.

58

Выполнение тестов.

Развитие логического мышления, воображения, аналитического склада ума, творческого мышления.

Решение тестов повышенной трудности.

59

Праздник творчества и игры.

Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса  к русскому языку.  

 

 

Творческие задания для формирования  орфографической зоркости.

60

Праздник творчества и игры.

61

Занимательное словообразование

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.

62

Занимательное словообразование

63

Занимательное словообразование

64

КВН по русскому языку.

Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

Работа в команде. Повторение и обобщение знаний  

65

Повторяем.

Закреплять умение разбирать слова по составу, правильно писать сложные слова, «не» с глаголами, тренировать детей в определении падежей имен сущ-х, правописание слов с непроизносимыми согласными; развивать внимание, логическое мышление, чувство рифмы и ритма. Урок 33,34(р.яз.)

Коллективная работа. Повторение и обобщение знаний  

66

Повторяем.

Формировать умение выявлять скрытый смысл пословиц, тренировать в распознавании частей речи; развивать внимание, мышление, память.

Урок 35, 36 (р.яз.)  Урок 32 (ШРР)

67

По страницам энциклопедий. Словари.

Привлечь уч-ся к энциклопедическим изданиям, познакомить с понятиями «такт», «сальто-мортале», происхождением названия автомобиля «Мерседес» и кондитерского изделия «ромовая баба»; развивать внимание, зрительную память, мышление, воображение. Урок 31(р.яз.)Урок 31 (ШРР)

Коллективная работа. Работа со словарями и справочниками.

68

Подведение итогов

Рефлексия.

Коллективная работа.

4 класс  

Тематическое планирование     (68 часов)

Дата

Тема  занятия

Способы достижения цели

Планируемые действия  ученика

По плану

По факту

И снова о русском языке.

На примерах произведений устного народного творчества показать богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Беседа о красоте и богатстве народной речи. Урок 1

Коллективная фронтальная работа на актуализацию опорных знаний.

Крылатые слова и афоризмы

Беседа о значении  «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях  текста.  Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Урок 2

Нахождение крылатых выражений в тексах. Работа в группе, паре.

Русские пословицы и поговорки.

Активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации. Конкурс на знание пословиц и поговорок. Формирование умения понимать скрытый смысл пословицы

Урок 16

Групповая работа,  упражнения на обогащение речи и  систематизацию знаний о пословицах и поговорках русского народа, умение  отличать поговорки от пословиц.

Пословицы и поговорки. Афоризмы

Формировать у учащихся умение определять скрытый смысл пословицы; развивать внимание, мышление, воображение, расширять словарный запас через пословицы, поговорки и афоризмы.    Урок 8 ШРР

Упражнения на определения скрытого смысла пословиц и афоризмов, умение отличать их друг от друга

Ассорти для любителей русского языка.

Логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, знакомство с «палиндромами». Решение занимательных заданий

Урок 17

Игры на знание и развитие интереса к родному языку

Работа в парах, группах, самостоятельно, коллективная работа.

Игротека

Логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм.

Урок 4

Игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку и литературному чтению. Работа в парах, группах, самостоятельно, коллективная работа.

Задания повышенной сложности

Развитие логического мышления, воображения, аналитического склада ума, творческого мышления, через  олимпиадные задания конкурсов «Юниор», «Русский медвежонок», «Эму», «Пегас».

Решение заданий повышенной трудности: самостоятельно, в парах, в группах, коллективно.

Задания повышенной сложности

Задания повышенной сложности

Задания повышенной сложности

Задания повышенной сложности

Омонимы, омофоны, омоформы. Каламбуры.

Омонимы, омофоны, омоформы в русском языке и их роль. Загадки, где задуманными являются одинаковые на вид и по звучанию слова, но с разными значениями.  Урок 1 ШРР

Упражнения на умения приводить примеры прямого и переносного значений слов, отличать понятия омонимы, омофоны, омоформы. Каламбуры

Про омонимы и их разновидности.

Омонимы в русском языке и их роль. Загадки, где задуманными являются одинаковые на вид и по звучанию слова, но с разными значениями. Урок 23

Упражнения на умения приводить примеры прямого и переносного значений слов, отличать понятия омонимы, омофоны, омоформы. Каламбуры

Диалектизмы

Диалектизмы в русском языке. Работа с произведениями устного народного творчества. Урок 4 ШРР

Упражнения на умение находить диалектизмы в литературном языке

Сравнение, эпитеты, олицетворение

Работа по обобщению сведений об изобразительных средствах языка: сравнение, эпитеты,

Олицетворение

Урок 5, 6  ШРР

Упражнения на развитие  умения употреблять изобразительно –выразительные средства в устной речи. Работа в группе и самостоятельно.

Сравнение, эпитеты, олицетворение

Метафора

Формирование умения определять роль метафоры в художественном тексте

Урок 7 ШРР

Работа в группе на отработку умения находить метафоры в художественном тексте

Что такое «паронимы».

Познакомить учащихся со словами паронимами, разграничивать по значению и употреблению близкие по форме, но разные по значению однокоренные слова; 

Урок 27

Развивать умение использовать их в речи как средство художественной выразительности (наблюдение над текстами, включающими паронимы, исправление лексических ошибок).

Работаем над рифмами.

Формирование понятия о стихотворении как об определенным способом организованном тексте

Урок 13, урок 13 ШРР

Работа в группе по подбору рифмы, сочинению стихотворений

Рифма.

Словесные забавы. Игротека.

Логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей.

Урок 14

Работа в группах, парах. Игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по литературному чтению

Мы играем в логогрифы.

Знакомство с происхождением логогрифов. Составление и разгадывание логогрифов. Иллюстрирование  слов - ответов.

Игровые задания, где  новые слова образуются в результате прибавления или убавления одной буквы или слога (кран – экран).   Урок 8

Составление и разгадывание логогрифов.

Работа в парах, группах, самостоятельно.

Игротека

Логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей.

Урок 11

Отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку. Работа в парах, группах, самостоятельно, коллективная работа.

Задания повышенной сложности

Развитие логического мышления, воображения, аналитического склада ума, творческого мышления через олимпиадные задания конкурсов «Юниор», «Русский медвежонок», «Эму», «Пегас».

Решение заданий повышенной трудности: самостоятельно, в парах, в группах, коллективно.

Задания повышенной сложности

Задания повышенной сложности

Задания повышенной сложности

Задания повышенной сложности

Учимся распознавать речевые ошибки.

Знакомство с распространенными типами речевых ошибок, их распознавание и устранение Урок 9

Работа в парах, группах по устранению речевых ошибок в конкретных ситуациях

Коллекция заморочек.

Развитие логического мышления, воображения, аналитического склада ума, творческого мышления через решение занимательных заданий Урок 10

Работа в парах, группах

 Решение занимательных заданий

Ох уж эти фразеологизмы.

Поиск в тексте фразеологизмов, определение их значения, замена словосочетаний соответствующими фразеологизмами Урок 12

Работа в парах, группах направленная на отработку умения определять из какой области пришли фразеологизмы, заменять слова и словосочетания  фразеологизмами

Фразеологизмы

Поиск в тексте фразеологизмов, определение их значения, замена словосочетаний соответствующими фразеологизмами 

Урок 2,3  ШРР

Фразеологизмы

Продолжаем работу над фразеологизмами.

История происхождения фразеологизмов: «язык до Киева доведет», «после дождичка в четверг», «закидывать удочку». Подбор к ситуациям соответствующих фразеологизмов  Урок 15

И снова о фразеологизмах.

Фразеологизм и похожее словосочетание (важный человек, важная птица) Урок 19

Работа в групе, самостоятельно на отработку умения различать фразеологизм и похожее словосочетание.

Еще много фразеологизмов

Фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы. Вычленение фразеологизмов из текста. Замена словосочетаний фразеологизмами. 

Урок 24

Работа в группах, парах, самостоятельно по вычленению фразеологизмов из текста, замена словосочетаний фразеологизмами.

В стране перевертундии.

Развитие логического мышления, воображения, аналитического склада ума, творческого мышления через решение занимательных заданий Урок 25

Работа в парах, группах

 Решение занимательных заданий

Игротека

Повторение: омонимы и их разновидности; история происхождения и значения фразеологизмов: «закусить удила», «попасть впросак» 

Урок 26

Работа в парах, группах, самостоятельно с омонимами и фразеологизмами

Игротека

Повторение: однородные члены предложения, фразеологизмы. История происхождения и значение фразеологизма «краеугольный камень» Урок  22

Работа в парах, группах, самостоятельно с фразеологизмами и однородными членами предложения

Решение олимпиадных заданий.

Развитие логического мышления, воображения, аналитического склада ума, творческого мышления, через  олимпиадные задания конкурсов «Юниор», «Русский медвежонок», «Эму», «Пегас».

Решение заданий повышенной трудности: самостоятельно, в парах, в группах, коллективно.

Решение олимпиадных заданий.

Решение олимпиадных заданий.

Решение олимпиадных заданий.

Решение олимпиадных заданий.

Однородные члены предложения.

Формирование умения выделять однородные члены предложения

Урок 20

Упражнения на  формирование умения выделять однородные члены предложения. Работа в парах, самостоятельно.

Ошибочка вышла

Развитие логического мышления, воображения, аналитического склада ума, творческого мышления через решение занимательных заданий Урок 21

Работа в парах, группах

 Решение занимательных заданий

Игротека.

Повторение: пословицы, поговорки, фразеологизмы  Урок 18

Работа в парах, группах, самостоятельно с пословицами, поговорками, фразеологизмами.

Запоминаем словарные слова.

Развитие логического мышления, воображения, аналитического склада ума, творческого мышления через игры со словарными словами    Урок 28

Работа в парах, самостоятельно со словарными словами

Об именах, о русских фамилиях.

Знакомство с историей возникновения древнерусских и современных имен и русских фамилий. Разнообразие имен и их форм. Распространенные способы происхождения русских фамилий. Урок 5

Работа в группе, в парах, самостоятельно с дополнительной литературой.

Олимпиада

Развитие логического мышления, воображения, аналитического склада ума, творческого мышления, через решение олимпиадных заданий  Урок 15 ШРР

Самостоятельная, парная, групповая  и коллективная работы. Решение заданий повышенной трудности.

Игротека

Повторение: история возникновения русских имен и фамилий  Урок 7

Организация работы на повторение истории возникновения русских имен и фамилий
Работа в парах, самостоятельно

Решение олимпиадных заданий по чтению.

Развитие логического мышления, воображения, аналитического склада ума, творческого мышления, через решение олимпиадных заданий конкурса « Пегас».

Самостоятельная, парная, групповая  и коллективная работы. Решение заданий повышенной трудности.

Решение олимпиадных заданий по чтению.

Развитие логического мышления, воображения, аналитического склада ума, творческого мышления, через решение олимпиадных заданий конкурса « Пегас».

Самостоятельная, парная, групповая  и коллективная работы. Решение заданий повышенной трудности.

Диалог и монолог.

Формирование умения отличать диалог и монолог Урок 14 ШРР

Работа в парах направленная на отработку умения составлять диалог, монолог

Художественный стиль.

Познакомить с художественным стилем. Урок 11, 12  ШРР

Упражнения на умение составлять текст в художественном стиле.

Сочинение – пейзажная зарисовка

Композиция текста. Основные элементы композиции

Познакомить с элементами композиции текста, формирование умения  определять их Урок 18, 19 ШРР

Работа в группах, парах. Упражнения на умение находить основные элементы композиции: завязку, развитие действия, кульминацию, развязку, главных и второстепенных действующих лиц.

Композиция. Работа с деформированным текстом

Публицистический стиль

Познакомить учащихся с особенностями газетно-публицистического стиля Урок 23, 24 ШРР

Упражнения на умение составлять текст в газетно-публицистическом стиле. Работа в парах, группе.

Газетно- публицистический стиль

Деловая игра «Верстка газеты»

Урок 25 ШРР

Официально- деловой стиль

Познакомить  учащихся с особенностями официально-делового стиля  Урок 26 ШРР

Упражнения на формирование умения писать деловые документы. Работа в парах, группе.

Тезисы. Конспект.

Познакомить учащихся с понятиями тезис, конспект. Урок 27 ШРР

Упражнения на формирование умения конспектировать статью. Работа в паре, самостоятельно.

Аннотация.

Познакомить учащихся с понятием аннотация,  формирование умения писать аннотацию к прочитанной книге.

Урок 28 ШРР

Упражнения на формирование умения писать аннотацию к прочитанной книге. Работа в паре, самостоятельно.

Личный дневник

Формирование умения вести записи в личном дневнике    

 Урок 30 ШРР

Упражнения на отработку умения вести записи в личном дневнике. Самостоятельная работа.

Повторяем

Организация повторения: паронимы, словарные слова      Урок 31

Упражнения на повторение и обобщение знаний

Обобщаем.

Организация повторения и обобщения о названии рифм. Происхождение и значение фразеологизма «Как Мамай прошел». Речевые ошибки. Урок 32

Подведение итогов

Рефлексия.

 

Материально-техническое обеспечение  

Учебно-методическое обеспечение

Л.В. Мищенкова. Занимательный русский язык. 1-4  классы. Рабочие  тетради в 2 ч. — М., РОСТ.

Л.В. Мищенкова. Занимательный русский язык. 1 - 4 классы. Методическое пособие для учителя. — М., РОСТ.

 

Материально-техническое обеспечение

Специфическое сопровождение (оборудование):

  • справочники, энциклопедии;
  • словари: орфографический, орфоэпический, этимологический, словарь синонимов

Электронно-программное обеспечение:

  • DVD-диски с дидактическими играми по русскому языку;
  • презентации по русскому языку.

Технические средства обучения:

  • мультимедийный проектор, DVD-плееры;
  • компьютер с учебным программным обеспечением;
  • интерактивная доска;
  • магнитная доска;
  • цифровой фотоаппарат;
  • сканер, ксерокс.

Дополнительная литература.

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
  3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
  4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
  5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  6. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
  7. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
  8. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  9. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
  10. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
  11. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
  12. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
  13. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
  14. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
  15. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
  16. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  17. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

Конкурс "Эрудитов" по русскому языку для 1 классов.

Конкурс "Эрудитов" по русскому языку для 1 классов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Эрудиты. Секреты русского языка

Внеурочный курс направлен на активизацию развития детей через изучение русского языка, повысить уровень его овладения. Развивает интерес к языку, повышает культуру и кругозор ребёнка, обогащает словар...