Эрудиты. Секреты русского языка
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс)

Е. Владимировна Михайлова

Внеурочный курс направлен на активизацию развития детей через изучение русского языка, повысить уровень его овладения. Развивает интерес к языку, повышает культуру и кругозор ребёнка, обогащает словарный запас, воспитывает ответственность за собственную культуру речевого поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение к ООП НОО

Приказ от

№ 146/1-од

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса внеурочной деятельности

«Эрудиты. Секреты русского языка»

для обучающихся 3-4 классов

г. Новосибирск

Пояснительная записка

  1. Общие положения

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Секреты русского языка», 3-

4 классы составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС НОО), авторской программы Л.Я. Желтовской, Л. М. Мышак, «Секреты русского языка» (3-4 классы); - Москва, Астрель, 2011г

  1. Место учебного курса внеурочной деятельности «Секреты русского языка», 3-4 класс, в плане внеурочной деятельности:

3 класс - 34 часа, в неделю - 1 час 4 класс - 34 часа, в неделю - 1 час

  1. Общая характеристика учебного курса внеурочной деятельности «Секреты русского языка», 3-4 классы

Концепция программы базируется на двух связанных понятиях: с одной стороны, углублённое изучение русского языка повышает уровень речевого и языкового развития детей, их компетентности в области «Чтение» и опосредованно способствует более эффективному освоению других предметов. С другой стороны, креативная работа над изучением явлений русского языка способствует общеинтеллектуальному развитию ребёнка.

Содержание курса «Секреты русского языка» отвечает требованиям к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «русский язык», не требует от учащихся дополнительных знаний по русскому языку. Тем не менее, в ходе разработки проектов по каждому разделу уровень полученных умений будет значительно превышать базовый. Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные лингвистические факты, способные дать простор воображению.

Новизна курса особенно проявляется в методике его реализации. В качестве основных подходов в реализации данной программы приняты: культурологический, системный, личностно-деятельностный, компетентностный.

Культурологический подход призван акцентировать внимание учащихся на мотивационно ценностной стороне знаний и информации, направленной на изучение родного языка, его мелодики и богатства как субъекта жизни и культуры.

Системный подход предполагает анализ и проектирование образовательной среды в рамках реализации программы в аспекте взаимодействия элементов (в том числе субъектов), в их педагогических, психологических, социально-психологических и других характеристиках.

Личностно-деятельностный подход ориентирует учащихся на активное усвоение и выработку предметного деятельностного подхода в формировании культуры речи, овладение компетентностью эффективной речевой деятельности как основы самореализации, самосовершенствования и создание условий для личностного развития ребёнка. Основой деятельностного подхода являются диалогизация образовательного процесса, креативность и рефлексивность деятельности, предоставление учащимся педагогически обоснованной свободы выбора (способа выполнения заданий, вида отчётности и т.д.), а в конечном итоге — модели грамотной речевой деятельности.

Компетентностный подход преимущественно ориентирован на развитие личности учащегося и отражает те компетентности, которые должны быть сформированы у _ современного человека, и одновременно отражает те требования к личности, которые будут оценены как качество его подготовки к социальной и личной жизни во всех её проявлениях.

Курс занятий учебного курса внеурочной деятельности «Секреты русского языка» для младших школьников представляет собой комплекс специально разработанных тестов, игр и упражнений, направленных на создание психолого-педагогических условий для успешного развития учащихся. Это обеспечивается посредством практик, как одной из современных здоровьесберегающих форм занятий, где деятельностно-динамические методы преобладают над фронтально-монологичным объяснением.

Ценностные ориентиры учебного курса внеурочной деятельности «Секреты русского языка», 3-4 классы

Важными ориентирами содержания являются:

  • развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
  • формирование представлений о языке как универсальной ценности;
  • изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
  • развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);
  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
  • развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
  • включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.
  1. Цели и задачи учебного курса внеурочной деятельности «Секреты русского языка», 3-4 классы

Цели программы — активизировать развитие детей через изучение русского языка для их самореализации и подготовки к дальнейшему обучению, повысить уровень овладения русским языком.

Задачи:

  • развитие интереса к изучению русского языка как явления культуры;
  • развитие мышления и речи;
  • развитие и совершенствование языковых (произносительных, акцентологических, лексических, орфографических, грамматических) умений и навыков учащихся;
  • обогащение речи учащихся лексическими средствами языка, разнообразными по экспрессивным, смысловым, выразительным, стилистическим возможностям;
  • развитие и совершенствование коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся;
  • развитие и совершенствование умений и навыков речевого общения и поведения;
  • воспитание социально ориентированной личности, ответственной за собственную речевую культуру и речевое поведение.
  1. Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) освоения учебного курса внеурочной деятельности «Секреты русского языка», 3-4 классы

Реализация учебного курса внеурочной деятельности «Секреты русского языка» содействует повышению мотивации к обучению, созданию поля успешности, самореализации, развитию ребёнка и повышению уровня культуры обучающихся, обеспечивает единство развития, воспитания и обучения, а также способствует:

  • осознанию взаимосвязи языка и речи, воспитанию мотива к изучению разнообразия языковых средств;
  • формированию эффективной речевой деятельности;
  • формированию ключевых компетентностей через изучение русского языка на повышенном (творческом) уровне;
  • подготовке обучающихся к теоретическому мышлению, необходимому в основной школе;
  • получению первичных навыков исследовательской (теоретической и проектной) деятельности;
  • созданию активной среды по работе с талантливыми детьми.

Личностные

У учащихся будут сформированы:

  • осознание языка как основного средства мышления и общения людей;
  • восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа;
  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
  • внимание к мелодичности народной звучащей речи;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;
  • способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;
  • эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении.

Предметные

Учащиеся научатся:

  • различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения, текста;
  • различать и называть: а) значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание); б) части речи, включая личные местоимения; в) основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные;
  • применять при письме правила орфографические (правописание падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения);
  • практически использовать знания алфавита при работе со словарём;
  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
  • определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
  • находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
  • различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;
  • грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 70-90 слов, 75-80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
  • ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);
  • осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;
  • выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • производить элементарные языковые анализы слов (звуко-буквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;
  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
  • проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • оценивать уместность и точность использования слов в тексте;
  • определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;
  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
  • составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
  • корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочётами;
  • соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие способы связи)
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

  • осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
  • планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;
  • осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
  • руководствоваться правилом при создании речевого высказывания;
  • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника).
  • осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
  • вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);
  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач;
  • дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);
  • находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);
  • классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;
  • владеть общим способом проверки орфограмм в словах;
  • выделять существенную информацию из читаемых текстов;
  • строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.

Коммуникативные Учащиеся научатся:

  • владеть диалоговой формой речи;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;
  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
  1. Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Секреты русского языка», 3-4 классы
  1. класс.

Фонетика (5 ч.)

Из истории создания алфавита. Порядок букв в алфавите. Практическое использование знания алфавита. Работа со словарями разных типов. Фонетическая система русского языка. Звуки речи. Звуковое строение слов. Слоги. Позиционное чередование гласных и согласных в слове. Обозначение йотированных звуков.

Практические упражнения.

Упражнения в отчётливом произнесении звуков в словах (скороговорки, шуточные стихи типа

«невпопад», игры в «испорченный телефон», узнай, чей голосок и др.). Упражнения на сопоставление и подбор слов, отличающихся одним звуком (буквой). Игры со словами.

Упражнения на развитие фонематического слуха. Звуковая запись слов с использованием транскрипции. Звукобуквенные анализы слов. Письмо под диктовку текстов, более сложных в лексическом и орфографическом отношении. Упражнения на запоминание алфавита (сочинение запоминалок, проверим друг друга) и правильное использование этого знания в практических ситуациях (работа со словарём, классным журналом, расписанием транспорта, каталогом книг в библиотеках и пр.)

Морфемика (словообразование)(6 ч.)

Морфема как составная значимая часть слова: корень, суффикс, приставка, окончание. Роль морфем в образовании однокоренных слов. Однокоренные слова и форма слова. Отличие однокоренных слов от слов с омонимичными корнями (водный, водитель), от слов синонимов. Исторический корень слова. Способы проверки орфограмм в корнях однокоренных слов. Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слово приставками или суффиксами.

Практические упражнения.

Упражнения на морфемный состав слов (слова с неявными морфемами). Исследования речи младших членов семьи и обмен «детскими речевыми перлами» типа намакаронился, отземлился, копатка. Упражнения на выбор рациональных способов, приёмов проверки орфограмм, запоминания написания слов из словаря.

Морфология (8 ч.)

Наличие в языке частей речи (групп слов с общим значением) как отражение основных реалий окружающего мира: предметы — существительные, их признаки — прилагательные, их действия и состояния — глаголы. Систематизация сведений о постоянных и изменяемых признаках частей речи. Полная и краткая форма имен прилагательных.

Практические упражнения.

Упражнения на нахождение и определение функций каждой части речи в составе предложений. Упражнения на морфологический анализ слов (признаки слова как части речи). Наполнение схем предложений, состоящих из частей речи, содержанием (составление предложений по схемам). Составление предложений, текстов с использованием тех частей речи, которые необходимы для выражения определённой мысли, чувства. Упражнения на подбор эмоционально оценочной лексики (прилагательных, наречий и других частей речи) в разных речевых ситуациях.

Пунктуация (5 ч.)

Словосочетание и предложение (общее, различное). Систематизация сведений о признаках предложения. Предложения с однородными членами. Интонационная окраска предложений. Знаки препинания, употребляемые в предложении. Простые и сложные предложения. Стилевые и композиционные особенности разных типов текста: повествования, описания, рассуждения. Диалог.

Практические упражнения.

Упражнения на построение высказываний в объёме предложения, текста. Упражнения на

«чтение» знаков препинания, достижения нужной интонационной окраски. Инсценирование, составление и разыгрывание диалогов (соблюдение интонационной окраски согласно речевой задаче). Упражнения на запись текста (под диктовку, самостоятельное составление и запись соблюдением орфографических и пунктуационных норм).

Лексика (5 ч.)

Слово и разнообразие его лексических значений. Многозначность слова. Прямое и переносное значения слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Устойчивые выражения (словосочетания), их образность, точность. Этимология. Почему мы так говорим?

«Путешествия» слов во времени.

Практические упражнения.

Лексические анализы учебных и художественных текстов. Лингвистический эксперимент в точном выборе (угадывании) авторских слов синонимов в предложении, тексте. Упражнения в развитии языкового чутья, понимание контекста.

Орфоэпия (5 ч.)

Более расширенное ознакомление с произносительными нормами: акцентологическими, произношением твёрдых и мягких согласных перед е, произношением звукосочетаний чн [шн], стн [сн], тся, ться [ца] и пр.

Практические упражнения.

Упражнения на соблюдение орфоэпических норм при произнесении слов, текстов. Игра в дикторы радио и телевидения. Наблюдение над игрой слов в поэтических произведениях. Рифмовка слов (строк). Упражнения на использование рифмовок для запоминания нормы произнесения слова. Упражнения на запись слов с произносительными пометами, в

«переводе» норм произношения в нормы правописания.

  1. класс

Фонетика. Графика (4 ч.)

Фонетическая система русского языка. Звуки речи. Звуковое строение слов. Оглушение, озвончение парных звонких и глухих согласных. Смыслоразличительная роль звуков и букв. Общее представление о фонеме. Сильные и слабые позиции фонем. Особенности обозначения гласных и согласных на письме.

Практические упражнения.

Упражнения в отчётливом произнесении звуков в словах (скороговорки, шуточные стихи типа

«невпопад», игры в «испорченный телефон», узнай, чей голосок и др.). Упражнения на сопоставление и подбор слов, отличающихся одним звуком (буквой). Игры со словами. Наблюдение над игрой слов в поэтических произведениях. Рифмовка слов (строк). Упражнения на развитие фонематического слуха. Звуковая запись слов с использованием транскрипции. Звукобуквенные анализы слов. Письмо под диктовку текстов, более сложных в лексическом и орфографическом отношении.

Язык и речь (1 ч.)

О взаимосвязи языка и речи. Разнообразие ресурсов языка и речи для выражения мыслей и эмоций. Основные средства языка: слово, предложение. Система языка глазами лингвистов — от простейших знаков языка (звуков, букв) до сложных конструкций. Разделы науки о языке: фонетика, орфоэпия, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис. Взаимосвязь изучения признаков, свойств языковых средств и развития речевых умений.

Практические упражнения.

Составление (придумывание) схем (в рисунках, в графических элементах), отражающих представление о рождении речи через работу средств языка.

Морфемика (словообразование) (5 ч.)

Морфема как составная значимая часть слова: корень, суффикс, приставка, окончание. Роль морфем в образовании однокоренных слов. Однокоренные слова и форма слова. Отличие однокоренных слов от слов с омонимичными корнями (водный, водитель), от слов синонимов. Исторический корень слова. Этимологические экскурсы слов (по выбору учащихся). Способы проверки орфограмм в корнях однокоренных слов. Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слово приставками или суффиксами.

Практические упражнения.

Упражнения на морфемный состав слов (слова с неявными морфемами). Упражнения на выбор рациональных способов, приёмов проверки орфограмм, запоминания написания слов из словаря.

Морфология (7 ч.)

Наличие в языке частей речи (групп слов с общим значением) как отражение основных реалий окружающего мира: предметы — существительные, их признаки — прилагательные, их действия и состояния — глаголы, их количество — числительные и т.д. Роль и правописание местоимений. Общее представление о наличии в языке групп слов — помощников глаголов (наречие, деепричастие), помощников существительного (причастий — признак по действию). Систематизация сведений о постоянных и изменяемых признаках частей речи. Полная и краткая форма имен прилагательных.

Практические упражнения.

Упражнения на нахождение и определение функций каждой части речи в составе предложений. Упражнения на морфологический анализ слов (признаки слова как части речи). Наполнение схем предложений, состоящих из частей речи, содержанием (составление предложений по схемам). Составление предложений, текстов с использованием тех частей речи, которые необходимы для выражения определённой мысли, чувства. Упражнения на подбор эмоционально оценочной лексики (прилагательных, наречий и других частей речи) в разных речевых ситуациях.

Синтаксис. Пунктуация (6 ч.)

Систематизация сведений о признаках предложения. Предложения с однородными членами. Интонационная окраска предложений. Знаки препинания, употребляемые в предложении. Простые и сложные предложения. Предложения с вводными словами. Выразительные средства языка: эпитет, олицетворение, сравнение и другие. Стилевые и композиционные особенности разных типов текста: повествования, описания, рассуждения. Диалог.

Практические упражнения.

Упражнения на построение высказываний в объёме предложения, текста. Упражнения на

«чтение» знаков препинания, достижения нужной интонационной окраски. Упражнения на расстановку знаков препинания в предложениях с однородными членами (варианты членов с зависимыми словами), составление схем как аргумента выбора пунктуационного решения).

Выразительное чтение художественных текстов (ситуации чтецов на сцене, чтения маленьким детям и др.). Упражнения на запись текста (под диктовку, самостоятельное составление и запись соблюдением орфографических и пунктуационных норм).

Лексика (5 ч.)

Слово и разнообразие его лексических значений. Многозначность слова. Прямое и переносное значения слова. Паронимы. Омофоны. Устойчивые выражения (словосочетания), их образность, точность. Этимология. Почему мы так говорим? «Путешествия» слов во времени. Пути пополнения словарного запаса русского языка. Неологизмы. Эмоциональная окрашенность речи. Образные средства языка: эмоциональная, оценочная лексика, уменьшительно-ласкательные морфемы слов, голосовые средства (интонация).

Практические упражнения.

Лексические анализы учебных и художественных текстов. Лингвистический эксперимент в точном выборе (угадывании) авторских слов синонимов в предложении, тексте. Упражнения в развитии языкового чутья, понимание кон текста. Упражнения на выбор различных конструкций, лексики в соответствии с заданной речевой ситуацией. Упражнения на редактирование, корректирование текстов.

Орфоэпия (6 ч.)

Более расширенное ознакомление с произносительными нормами: акцентологическими, произношением твёрдых и мягких согласных перед е, произношением звукосочетаний чн [шн], стн [сн], тся, ться [ца] и пр.

Практические упражнения.

Упражнения на соблюдение орфоэпических норм при произнесении слов, текстов. Игра в диктора радио и телевидения. Упражнения на использование рифмовок для запоминания нормы произнесения слова. Упражнения на запись слов с произносительными пометами, в

«переводе» норм произношения в нормы правописания.

  1. Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Секреты русского языка», 3-4 классы с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

  1. класс

№ п\п

дата

Тема урока

Воспитательные цели урока

Цифровые образовательные ресурсы

Фонетика. Графика.

1

Вводное занятие. «В гости к алфавиту».

Формировать у обучающихся готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению.

ОП «Учи.ру» Раздел «Методическая копилка»

2

Наши помощники звуки, буквы и слова.

Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата,

выстраивать последовательность выбранных действий.

РЭШ

3

К тайнам звуков и букв.

Устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для

преодоления ошибок.

Применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: интеллектуальные игры, стимулирующие познавательную мотивацию обучающихся.

ОП «Учи. ру»

Российская электронная школа (РЭШ)

4

Встреча с «йотиком» (расширение

представлений).

Формировать умение проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие),

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования).

РЭШ

5

Конкурс знатоков.

Развивать умение принимать цель совместной деятельности , ответственно выполнять свою часть работы,

устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности, корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

ОП «Учи.ру»

Раздел «Проверочные работы»

Морфемика (словообразование).

6

В глубь веков на машине времени.

Привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на уроках явлений, организовывать их работу с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения

7

К дедам, прадедам и пра-, пра-, пра-.

Развивать умение принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы.

Совершенствовать универсальные коммуникативные действия (общение, совместная деятельность).

ОП «Яндекс.Учебник»

Раздел «Морфология»

Карточки с заданиями.

8

К дедам, прадедам и пра-,

пра-, пра-.

ОП «Яндекс.Учебник»

Раздел «Морфемика (Состав слова)»

Карточки с заданиями.

9

К словам - родственникам.

Развивать умение принимать цель совместной деятельности, ответственно выполнять свою часть работы.

Формировать умение устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.

ОП «Яндекс.Учебник»

Раздел «Морфология»

Карточки с заданиями.

10

Конкурс-игра по русскому

Развивать умение корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок

http:

языку

11

Конкурс-игра по русскому языку

Развивать умение корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок

http:

Морфология.

12

К несметным сокровищам

Страны Слов.

Развивать умение принимать цель совместной деятельности.

Привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на уроках явлений, к организации их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.

Российская электронная школа (РЭШ)

13

В городе Имен Существительных.

Развивать умение формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения.

ОП «Учи.ру»

Карточки с заданиями.

14

В городе Имен Существительных.

Осуществлять инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся
в рамках реализации ими индивидуальных исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

ОП «Учи.ру»

Карточки с заданиями.

15

В гостях у дядюшки

Глагола.

Совершенствовать умение формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения.

Воспитывать умение признавать индивидуальность каждого человека.

Российская электронная школа (РЭШ)

16

В гостях у дядюшки Глагола.

Формировать универсальные регулятивные действия (саморегуляция, самоконтроль).

ОП «Яндекс.Учебник»

Раздел «Морфология (Части речи)»

Карточки с заданиями.

17

Прилагательное к чему прилагается?

Развивать умение формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения.

Российская электронная школа (РЭШ)

18

Прилагательное к чему

прилагается?

Формировать умение находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма.

Российская электронная школа (РЭШ)

19

Знаешь ли ты части речи?

Формировать универсальные регулятивные действия (саморегуляция, самоконтроль).

ОП «Яндекс.Учебник»

Раздел «Морфология (Части речи)»

Карточки с заданиями.

Пунктуация.

20

Эмоциональная и

интонационная выразительность.

ормировать умение проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.

Российская электронная школа (РЭШ)

#1054;П

21

«Казнить нельзя помиловать».

Совершенствовать умение корректно и аргументированно высказывать свое мнение

ОП «Яндекс.Учебник»

Раздел «Предложение»

Карточки с заданиями.

22

Найди «меня» в тексте.

Развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

ОП «Яндекс.Учебник»

Раздел «Предложение»

Карточки с заданиями.

23

Поговорим? Литературная

гостиная.

Развивать умение создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование).

ОП «Яндекс.Учебник»

Раздел «Предложение»

Карточки с заданиями.

24

Турнир любителей русского языка.

Совершенствовать умение принимать цель совместной деятельности, ответственно выполнять свою часть работы.

Формировать умение устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.

Лексика.

25

К словам разнообразным, одинаковым и разным.

Анализировать информацию в соответствии с учебной задачей.

ОП «Яндекс. Учебник»

26

В театре близнецов.

Формировать умение принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению.

ОП «Яндекс. Учебник»

27

Литературная гостиная.

Развивать познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Словари русского языка на портале "Грамота.ру"

28

Эмоциональные языковые средства.

Анализировать информацию в соответствии с учебной задачей.

Развивать опыт сотрудничества и взаимной помощи.

29

Что? Где? Когда?

Корректировать свои действия для преодоления ошибок.

Социальная сеть работников образования:

Орфоэпия.

30

Ударение – молоток. Нормы произношения.

Формировать умение планировать действия по решению учебной задачи для получения результата, выстраивать последовательность выбранных действий.

ОП «Яндекс. Учебник»

31

Что такое рифма?

Формировать познавательную мотивацию обучающихся через применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися.

Российская электронная школа (РЭШ)

32

Литературная гостиная.

Развивать навык по налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, доброжелательной атмосферы во время урока.

33

Дни славянской

письменности и культуры.

Развивать умение принимать цель совместной деятельности, ответственно выполнять свою часть работы, устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности, корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Словари русского языка на портале "Грамота.ру"

34

Умники и умницы.

Развивать умение принимать цель совместной деятельности , ответственно выполнять свою часть работы,

устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности, корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

ОП «Учи.ру»

Карточки с заданиями.

  1. класс

№ п\п

дата

Тема урока

Воспитательные цели урока

Цифровые образовательные ресурсы

Фонетика. Графика.

1

Вводное занятие. «В мире звуков».

Воспитывать ценностное отношение к своей Родине-России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края

2

К тайнам звуков и букв.

Воспитывать уважительное отношение к предметам искусства при создании устных и письменных текстов (описание, рассуждение, повествование).

3

Чей это голос?

Воспитывать ценностное отношение к своей Родине-России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края

4

Хитрый звук.

Формировать умение планировать действия по решению учебной задачи для получения результата, выстраивать последовательность выбранных действий.

Язык и речь.

5

Язык и речь.

Формировать умение формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования)

Морфемика (словообразование)

6

Экскурсия к истокам слова.

Воспитывать уважительное отношение к собеседнику при работе в парах и группах.

ОП «Яндекс. Учебник»

7

Собирал человек слова.

Развивать и поддерживать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, установлению доброжелательной атмосферы во время урока.

ОП «Учи.ру». Раздел «Внеурочная деятельность»

8

Собирал человек слова.

9

Турнир любителей

русского языка.

Воспитывать уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.

ОП «Яндекс.Учебник». Раздел «Комплексное задание»

10

Занимательное

словообразование.

Формировать умение работать с информацией: выбирать источник получения информации, согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.

ОП «Яндекс.Учебник». Раздел «Комплексное задание»

Морфология.

11

Откуда происходят наши

корни?

Совершенствовать умение устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы.

ОП «Яндекс.Учебник»

Раздел «Морфология (Части речи)»

Комплексное задание

12

Слова знаменательные и

служебные.

Совершенствовать умение принимать цель совместной деятельности; ответственно выполнять свою часть работы; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.

Российская электронная школа (РЭШ)

13

Где приставка, где

предлог?

Формировать познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

ОП «Яндекс.Учебник»

Раздел «Морфология (Части речи)»

Комплексное задание

14

Группы слов помощников глаголов и

существительных.

Воспитывать умение устанавливать доверительные отношений между педагогическим работником и его обучающимися, способствовать позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлекать их внимание к обсуждаемой на уроке информации, активизировать их познавательную деятельность.

Российская электронная школа (РЭШ)

15

Наречие. Важные слова.

Формировать умение корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

ОП «Яндекс.Учебник»

Раздел «Морфология (Части речи)»

Комплексное задание

16

Числительное. Числа и слова.

Совершенствовать умение формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения.

ОП «Яндекс.Учебник»

Раздел «Морфология (Части речи)»

Комплексное задание

17

Знаешь ли ты части речи?

Совершенствовать умение принимать цель совместной деятельности; ответственно выполнять свою часть работы; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

ОП «Яндекс.Учебник»

Раздел «Морфология (Части речи)»

Комплексное задание

Синтаксис. Пунктуация.

18

А есть ли здесь смысл?

Воспитывать уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.

19

Запятые, по местам!

Воспитывать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе; признавать индивидуальность каждого человека.

20

Помощь ИКТ в изучении русского языка. Поиск дидактических игр в

Интернете.

Формировать познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

21

Выразительные средства

языка.

Воспитывать умение ответственно выполнять свою часть работы.

22

Средства выразительности языка (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение

и др.).

Формировать умение объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты части объекта (объекты) по определенному признаку.

23

Конкурс-игра по русскому языку

Формировать умение корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Лексика.

24

Крылатые слова.

Развивать познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

;lfrom=159114052

25

Почему мы так говорим?

Развивать умение анализировать информацию в соответствии с учебной задачей, корректировать свои действия для преодоления ошибок.

26

Новые слова в русском

языке. Неологизмы в русском языке.

Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования).

27

Редактирование текста.

Прививать культуру ответа на уроке.

Объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты.

ОП «Яндекс.Учебник»

Раздел «Лексика»

Комплексное задание

28

Орфографический

поединок.

Развивать умение анализировать информацию в соответствии с учебной задачей, корректировать свои действия для преодоления ошибок.

29

Рифмуем вместе.

Воспитывать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе; признавать индивидуальность каждого человека.

30

Чудесные превращения

слов.

Развивать умение принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению.

ОП «Яндекс.Учебник»

Раздел «Лексика»

Комплексное задание

31

Важные мелочи. Непорядок в предложении.

Содействовать процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

ОП «Яндекс.Учебник»

Раздел «Лексика»

Комплексное задание

32

Антология стиха.

Формировать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.

33

Кирилло-Мефодиевские чтения.

Развивать познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

34

Умники и умницы.

Развивать умение принимать цель совместной деятельности, ответственно выполнять свою часть работы, устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности, корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся по учебному курсу внеурочной деятельности «Секреты русского языка», 3-4 классы

Реализация курса «Секреты русского языка» содействует повышению мотивации к обучению, созданию поля успешности, самореализации, развитию ребёнка и повышению уровня культуры обучающихся, обеспечивает единство развития, воспитания и обучения, а также способствует:

  • осознанию взаимосвязи языка и речи, воспитанию мотива к изучению разнообразия языковых средств;
  • формированию эффективной речевой деятельности;
  • формированию ключевых компетентностей через изучение русского языка на повышенном (творческом) уровне (аналитико-деятельностной, прогностической, информационной и др.);
  • подготовке обучающихся к теоретическому мышлению, необходимому в основной школе;
  • получению первичных навыков исследовательской (теоретической и проектной) деятельности;
  • созданию активной среды по работе с талантливыми детьми.
  1. Критерии оценивания по учебному курсу внеурочной деятельности «Секреты русского языка», 3-4 классы - безотметочная система с записью в зачётном листе по итогам учебного года «зачтено»/«не зачтено» (портфолио обучающихся)

Зачёт - учащийся усвоил материал курса, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя, выполнил не менее 50% заданий итогового тестирования.

Незачёт - учащийся не усвоил материал курса, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя, выполнил менее 50% заданий итогового тестирования.

  1. Форма промежуточной аттестации по учебному курсу внеурочной деятельности

«Секреты русского языка», 3-4 классы – творческий отчет

  1. Календарно-тематическое планирование по учебному курсу внеурочной деятельности

«Секреты русского языка», 3-4 классы

Представлено в приложении к рабочей программе по учебному курсу внеурочной деятельности «Секреты русского языка».

  1. Материально-техническое обеспечение учебного курса внеурочной деятельности

«Секреты русского языка», 3-4 классы

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-

технического обеспечения

Дидактическое описание

1.

Учебники, учебные пособия по

курсу «Секреты русского языка»

1. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка:

коммуникативно-деятельностный подход. Учебное пособие,

2007.

  1. Лосева Л.М. «Как строится текст». — М., 1980.
  2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. — М., 1989.
  3. Оконь В. «Основы проблемного обучения. — М.:

«Академия», 2004.

  1. Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка. Книга для учителя. — М.: Просвещение. 1996.
  2. Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность:

методика обучения. Проекты по русскому языку. 2–4 классы. М.: ВАКО, 2014

  1. Олейник О.В., Кабанюк Л.П., Яцко С.М.

Проектная деятельность по русскому языку: рабочая тетрадь. 3 класс. М.: ВАКО, 2014

  1. Агеева И.Д. 500 загадок обо всем для детей. М.: Сфера, 2008.
  2. Белицкая Н.Г. и др. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2–4 кл. М.: Айрис-пресс, 2007.
  3. Бурлака Е.Г. и др. Занимательная грамматика. Ростов н/Д: Феникс; Донецк: Кредо, 2006.
  4. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. М.: Просвещение, 1991.
  5. Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1991.
  6. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. М.: Просвещение, 1988.
  7. Дитрих А.К. и др. Почемучка. М.: Педагогика-Пресс, 1994.
  8. Жиренко О.Е. и др. Учим русский язык с увлечением. Формирование орфографической грамотности. 1–4 кл. М.: 5 за знания, 2007.
  9. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке. Л.: Просвещение. Ленинградское отделение, 1990.
  10. Нечаева Г.Г. Ветковская буквица: Книжка-раскраска / Худ. С. Леонтьева. Минск: Альтиора –Живые краски, 2010.
  11. Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку: Начальная школа: 2–4 классы.

М.: Айрис-пресс, 2007.

Электронные и печатные образовательные и информационные ресурсы

2.

Интерактивный комплекс

«Smart Board» с программным обеспечением Windows XР и

программа Microsoft Office- Power Point.

Используется учителем, обучающимися в соответствии с планируемой потребностью учителя и учащихся.

3.

Документ камера AVerMedia

Используется учителем в соответствии с планируемой

потребностью.

4.

Информационные источники

http: http: http:

5.

Книгопечатная продукция

Желтовская Л.Я. Программа внеурочной деятельности в начальной школе (УМК «Планета знаний»). — М.: АСТ,

Астрель, 2012

6.

Учебно-наглядные пособия

  1. Иллюстрации и картины к основным разделам изучаемого материала (в соответствии с программой)
  2. Комплекты наглядных пособий в соответствии с тематикой, определенной в программе.

  1. Мониторинг результатов освоения учебного курса внеурочной деятельности

«Секреты русского языка», 3-4 классы

Ф.И.

обучающегося

Универсальные учебные действия (сентябрь, май)

Познавательное УУД

Регулятивные

Коммуникативные

Анализ

Синтез

Логика

Слов-лог мышление

Вывод

Организационные

Информационные

Планирование

Саморегуляция

Организация деятельности

Смысловое чтение

Работа с информацией

Активное слушание

Монологическая речь

Диалог

Работа в группах

Основные уровни качества образования приведены в общую систему оценки качества образования (ШСОКО) для единства аналитической системы мониторинга:

Критерии оценивания уровня сформированности универсальных учебных действий:

2-повышенный уровень; 1-базовый уровень;

0-недостаточный уровень.

Характеристика формируемых универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Познаватель ные УУД

Психофизиологические функции головного мозга, лежащие в основе сознательного мышления учащихся. Каждый последующий из выделенных навыков опирается на всё более сложные функции мозга: анализ-синтез-сравнение- логика (установление причинно- следственных связей) - вывод

Уровень развития мыслительных навыков у учащихся устанавливается психологами у обучающихся 1 классов (уровень готовности к школьному обучению) вновь прибывших обучающихся.

Уровень развития и сформированности познавательных процессов определяется учителем по материалам курса и педагогического наблюдения в течение учебного года:

Результаты педагогического анализа заносятся в мониторинг (сентябрь, май).

Регулятивны е УУД

Обеспечивающие ученику самостоятельность действий и оптимизацию деятельности на уроках и при выполнении домашних заданий. Для учителя эти данные являются исходными для организации самостоятельной деятельности учащегося.

Умение принимать и намечать задачи деятельности. Умение рационально планировать деятельность. Умение создавать благоприятные условия для деятельности. Навык планирования собственной деятельности (определяется и развивается при выполнении учащимся заданий типа проектных).

Навык организации и ведения записей в собственной тетради. Навык самооценки (способность самостоятельно оценить и способ достижения результата и сам

результат).

Уровень развития организационных навыков определяется психологами у первоклассников и вновь прибывших обучающихся.

Уровень развития и сформированности определяется учителем по материалам курса и педагогического наблюдения в течение учебного года

Результаты педагогического анализа заносятся в мониторинг (сентябрь, май).

Регулятивны

Определяют для ученика

Навык смыслового чтения (умение осмыслять

е УУД

возможность самостоятельного

прочитанное на высоком уровне: «читать и

поиска и осмысления информации.

понимать, что не написано», Я.Б. Княжнин).

Для учителя определяют систему

Этот навык диагностируется и развивается

заданий для целенаправленного

«слепыми» текстами и различными заданиями

развития информационных ОУУН,

типа: «озаглавь текст», «поставь вопросы к

УУД.

тексту и из текста» и т.д.

Навык «сворачивания» и «разворачивания»

информации (составление и чтение таблиц,

графиков, схем и т.д.).

Навык использования технических средств

(ТСО, ПК, TV, мультимедиа) для поиска,

планирования, организации и оформления

учебной работы.

Уровень развития информационных навыков

определяется психологами у первоклассников

и вновь прибывших обучающихся.

Уровень развития и сформированности

определяется учителем по материалам курса и

педагогического наблюдения в течение

учебного года.

Результаты педагогического анализа

заносятся в мониторинг (сентябрь, май).

Коммуникат

Определяют формы и виды

Монологическая речь (устная или письменная);

ивные УУД

участия в коллективной учебной

способность вести конструктивный диалог;

деятельности учеников с разными

способность работать в команде

характеристиками развития сферы

(подчиняться, руководить, делиться знаниями,

общения. Для учителя это очень

полномочиями).

важный параметр при

Уровень развития коммуникативных навыков

планировании и организации

определяется психологами у первоклассников

дискуссий, коллективной работы

и вновь прибывших обучающихся.

на единую цель и т.д.

Уровень развития и сформированности

определяется учителем по материалам курса и

педагогического наблюдения в течение

учебного года.

Результаты педагогического анализа

заносятся в мониторинг (сентябрь, май).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы кружка "Секреты русского языка"

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование занятий кружка "Секреты русского языка" в 4 классе...

"Секреты русского языка с Буквознаем" ( в рамках "Недели русского языка")

Лингвистический турнир "Секреты русского языка с "Буквознаем"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА «Секреты русского языка»

Данная программа создана для активизации работы с младшими школьниками. Она призвана способствовать их опережающему развитию, самореализации и созданию поля успешности в течение всего периода обучения...

Конкурс "Эрудитов" по русскому языку для 1 классов.

Конкурс "Эрудитов" по русскому языку для 1 классов....

Рабочая программа по углубленному изучению русского языка "Секреты русского языка"

Рабочая программа по углубленному изучению русского языка "Секреты русского языка"...

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...

Рабочая программа по углубленному изучению русского языка в начальных классах "Секреты русского языка"

Рабочая программа по углубленному изучению русского языка в начальных классах "Секреты русского языка"...