Программа "Школа Эрудитов"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Рудько Галина Григорьевна

      Программа «Школа Эрудитов» разрабатывается с учетом Федерального государственного стандарта начального общего образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ№31 с углубленным изучением предметов художественно- эстетического профиля» и будет являться программой для работы со способными детьми в предметной области «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир». Программа направлена на развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.

Идея программы.    
Разработка индивидуального образовательного маршрута для  одаренного ученика,  чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, а так же просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей, сопровождаемого  учителем – тьютором.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_shkola_eruditov.doc375.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СШ №31 с углубленным изучением предметов художественно- эстетического профиля»

Программа «Школа эрудитов»

Муниципальное бюджетное

образовательное учреждение

«Средняя школа 31

с углубленным изучением предметов

художественно- эстетического профиля»

Программа

«Школа Эрудитов»

                                                                                                                                                                 

Программа «Школа Эрудитов»

муниципального бюджетного

образовательного учреждения

«Средняя школа №31

с углубленным изучением предметов

художественно- эстетического профиля»

ФГОС  НОО

(1-4 классы)

г. Нижневартовск

Актуальность.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и используется по желанию обучающихся и их семей.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора.

В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, с учётом пожеланий родителей и интересов обучающихся, с учетом возможности школы определены направления внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное, спортивно- оздоровительное, социальное, художественно- эстетическое.

На художественно- эстетическом направлении (хореографическом, музыкальном и художественном) обучаются заинтересованные дети, с высоким уровнем мотивации, с определенными способностями, при наполняемости групп 15-20 человек, то и  результативность участия в муниципальных, региональных и окружных творческих конкурсах и фестивалях высокая.

По общеинтеллектуальном, спортивно- оздоровительном, социальном направлениям внеурочной деятельности обучаются дети с разным уровнем развития мотивационно- потребностной сферы, с разными способностями, с разным направлением интересов, с наполняемостью групп 25-30 человек, то и результативность участия в муниципальной интеллектуальной олимпиаде по основам наук «Юниор» не очень высокая (4, 5, 10 места). При том, что общеинтеллектуальное направление в учебном плане внеурочной деятельности представлено кружками «Риторика», «Умникам и умницам», «Занимательная грамматика», «Занимательный русский язык», «Занимательная математика», «Школа развития речи», «Информатика».

Именно этот факт и стал причиной создания программы «Школа Эрудитов», которая призвана организовать работу с обучающимися, требующими особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию и как результат- повысить результативность участия в интеллектуальных олимпиадах.

Пояснительная записка.

      Программа «Школа Эрудитов» разрабатывается с учетом Федерального государственного стандарта начального общего образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ№31 с углубленным изучением предметов художественно- эстетического профиля» и будет являться программой для работы со способными детьми в предметной области «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир». Программа направлена на развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.

Идея программы.   
Разработка индивидуального образовательного маршрута для  одаренного ученика,  чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, а так же просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей, сопровождаемого  учителем – тьютором.


Цель: создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков способных  детей в начальной школе.

Задачи:

  1. разработать системный подход по подготовке к предметным олимпиадам во внеурочное время.
  2. разработать программы по подготовке младших школьников к предметным олимпиадам:

-русский язык и литературное чтение 1-4 классы

-математика и информатика 1-4 классы

-окружающий мир 1-4 классы

  1. создать сборники  олимпиадных заданий.
  2. вовлечь мотивированных обучающихся во внеурочную деятельность по предметам.
  3. развивать имеющиеся творческие и интеллектуальные способности детей, интерес к приобретению знаний.

Программа «Школа Эрудитов» определяет содержание и организацию внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности на уровне начального общего образования. Программа представляет собой систему взаимосвязанных предметных подпрограмм по русскому языку, математике, окружающему миру, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное направление внеурочной деятельности МБОУ «СШ №31 с углубленным изучением предметов художественно- эстетического профиля».

Содержание программы  «Школа Эрудитов» МБОУ «СШ№31 с углубленным изучением предметов художественно- эстетического профиля» отражает требования ФГОС НОО и содержит три подпрограммы внеурочной деятельности: «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир».

     Каждая подпрограмма определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации программы «Школа Эрудитов», устанавливает общие рамки организации внеурочной деятельности, а также механизм реализации программы.

Каждая подпрограмма  включает:

  1. Пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного курса.
  2. Общую характеристику учебного курса.
  3. Описание места учебного курса в учебном плане внеурочной деятельности.
  4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.
  5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.
  6. Содержание учебного курса.
  7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся для 1, 2, 3, 4 года обучения.
  8. Описание материально-технического обеспечения.

Характеристика обучающихся, которым адресована программа:

Программа адресована обучающимся 1-4 классов.

Уровень готовности к освоению программы: обучающиеся, имеющие более высокие интеллектуальные способности, активную познавательную потребность, с высоким уровнем развития интеллектуальной сферы, глубину и нестандартность  мышления.

Педагогические технологии, используемые в образовательном процессе:

 -технология личностно-ориентрованнного обучения;

- здоровьесберегающие технологии;

- технологии игрового обучения;

- обучение в сотрудничестве (групповая работа);

- информационно-коммуникационные технологии;

Используемые методы:

  • частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач);
  • исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);
  • проблемный;
  • проективный.

   Используемые средства информации: медиатека, Интернет, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии.

Кадровое обеспечение

        Педагогический состав начальной школы имеет достаточно высокий профессиональный уровень. Доля педагогов, имеющих высшее образование, составляет 93%, учителей со средне-специальным образованием - 8%.  86% учителей начальных классов с первой и высшей квалификационной категорией. 6 чел.- награждены почетной грамотой Министерства образования и науки РФ, благодарственным письмом Министерства образования и науки РФ, нагрудным знаком отличника народного просвещения.

Все педагоги школы способны к инновационной профессиональной деятельности, обладают необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному процессу образования.

Этапы реализации программы:

  • 2015-2016 учебный год – проектировочный

Цель: Подготовить условия для формирования системы работы со способными учащимися в начальной  школе.

Задачи:

  • Изучение нормативной базы.
  • Разработка курсов внеурочной деятельности  работы со способными учащимися по предметам «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир».
  • Разработка структуры управления программой, распределение обязанностей.
  • Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.

  • 2016-2017 учебный год – экспериментальный

Цель: апробация системы работы со способными учащимися.

Задачи:

  • Диагностика склонностей обучающихся.
  • Конструирование плана внеурочной деятельности в части «Общеинтеллектуальное направление»
  • Адаптация учебных курсов.
  • Повышение квалификации педагогов.

  • 2017-2020 учебные годы – переход в режим функционирования

Цель: переход системы работы со способными учащимися в режим функционирования.

Задачи:

  • Анализ итогов реализации программы.
  • Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.
  • Обобщение результатов работы школы.

План мероприятий реализации программы «Школа Эрудитов»

№п/п

Планируемое  

 мероприятие

Срок

Ответственный

Планируемый результат

1

Первичное анкетирование обучающихся на выявление их способностей

Апрель-май

педагог-психолог, учитель

Карта одаренности на каждого ребенка

2

Разработка программ по работе со способными детьми

Февраль- май

учителя-предметники, зам.директора

Проект программы

3

Формирование нормативно-правовой базы учреждения по работе с одаренными детьми

заместитель директора по УВР, директор школы

•Приказ об утверждении программы

•Приказ об утверждении курсов внеурочной деятельности

•Положение о

проведении школьных олимпиад

4

Утверждение расписания курсов внеурочной деятельности, нацеленных на развитие интеллектуальных способностей обучающихся, на 2016-2017 учебный год

сентябрь

Заместитель директора по УВР, директор школы

Утвержденное расписание занятий курсов

5

Формирование индивидуальных образовательных программ (ИОП) обучающихся по курсам внеурочной деятельности

сентябрь

Заместитель директора по УВР, учителя-предметники

Индивидуальные образовательные программы (ИОП) по курсам «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир»

6

Проведение школьных олимпиад по основам наук

согласно плану работы ОУ

Заместитель директора по УВР, учителя-предметники

Участие детей в данных мероприятиях

7

Организация участия одаренных детей в городской олимпиаде «Юниор»

согласно плану работы ДО

Заместитель директора по УВР, учителя-предметники

Участие детей в олимпиадах

Математика: 2, 3, 4 классы

Русский язык: 2, 3, 4 классы

Окружающий мир: 2, 3, 4 классы

8

Создание системы дистанционного участия детей в заочных предметных олимпиадах

в течение года

Заместитель директора по УВР, учителя-предметники, учитель информатики

сертификаты участников, дипломы

9

Работа с педагогическими кадрами. Семинары по теме: «Особенности обучения способных  детей»

В течение года

Заместитель директора по УВР, учителей-предметников

Повышение уровня педагогического мастерства

10

Отслеживание результативности участия школьников в олимпиадах различного уровня

В конце года

Заместитель директора по УВР

Определение уровня
овладения знаниями и
умениями
мотивированных детей

Проектирование
перспективной
траектории развития
школы (отбор и
дальнейшее развитие
одаренных детей)

Результативное
представление о
потенциале школы

Условия успешной работы со способными учащимися:

  • Осознание важности этой работы каждым членом коллектива начальной школы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
  • Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы со способными детьми.
  • Признание коллективом педагогов начальной школы того, что реализация системы работы со способными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
  • Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки обучающихся.

Показатели эффективности реализации программы «Школа Эрудитов»:

  1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
  2. Увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные способности.
  3. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
  4. Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.

Ожидаемые результаты реализации программы внеурочной деятельности «Школа Эрудитов». 

  • Сформированность  целостного  мировоззрения,  соответствующего  современному
  • установление аналогий.
  • Разработка и реализация программ поддержки и развития способных детей.
  • совершенствование форм работы со способными детьми;
  • создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями;
  • создание  условий для сохранения и приумножения интеллектуального потенциала обучающихся;
  • проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборника лучших работ обучающихся;
  • увеличение числа детей, активно занимающихся интеллектуальной деятельностью;
  • результативное участие в олимпиадах различного уровня;
  • обобщение и систематизация материалов педагогической практики.

Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о муниципальных очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих обучающихся, определение сильнейших из них. В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление обучающихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников. Участие школьников в заочных олимпиадах окружного, Российского, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд положительных моментов и для ученика, и для родителей и для учителей:

 дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;

 создает ситуацию успеха, поднимает интерес обучающихся к изучению предмета;

 привлекает обучающихся уже с начальных классов к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет отправить на любое соревнование;

 некоторые олимпиады («Кенгуру», КИТ, «Русский медвежонок») проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя обучающимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;

 по итогам проведения олимпиады учителя, обучающиеся и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;

 каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио.

К группе способных детей могут быть отнесены дети, которые:

  •  имеют высокие интеллектуальные способности
  •  имеют доминирующую, активную, ненасыщаемую познавательную потребность
  •  испытывают радость от умственного труда

Общая характеристика курса «Школа эрудитов».

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На этих занятиях не ставятся  отметки, хотя оценивание (устно), конечно, осуществляется. К тому же ребёнок на этих занятиях  сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предполагаемые задания.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.

Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется.

Задания в курсе можно разбить на несколько направлений:

- задания на развитие внимания;

- задания на развитие памяти;

- задания на совершенствование воображения;

- задания на развитие логического мышления;

- задания повышенного уровня сложности;

- олимпиадные и конкурсные задания.

Система представленных на занятиях по развитию познавательных способностей задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий, воспитывающий.

Познавательный аспект

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект

Развитие речи.

Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект

Воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Описание места курса «Школа Эрудитов» в учебном плане внеурочной деятельности.

 Реализация Программы «Школа Эрудитов» осуществляется за счет часов учебного плана внеурочной деятельности.

В 1 классе-66 часов в год, 2 часа в неделю.

Во 2-4 классах -68 часов в год, 2 часа в неделю.

Продолжительность занятия составляет в 1 классе — 30-35 минут, со второго полугодия -45 мин. Для обучающихся  2-4 классов -45 мин.

Наполняемость группы не менее 15 человек.

Обучающиеся, с явно выраженными гуманитарными способностями, занимаются по курсу «Русский язык», с техническими и математическими способностями – «Математика», естественно- научными способностями- «Окружающий мир».

Данные курсы интегрированы: курс русского языка интегрирован с литературным чтением, риторикой; курс математики интегрирован с геометрией, информатикой, курс окружающий мир интегрирован с историей, обществознанием, экологией.

  •  для таких детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления. Ценностные приоритеты

Описание ценностных ориентиров содержания курса «Школа Эрудитов».

Формирование  психологических  условий  развития  общения и сотрудничества на основе:

  доброжелательности,  доверия  и  внимательности  к  людям,  готовности  к

-сотрудничества и дружбы, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

  формирования  уважения  к  окружающим  –  умение  слушать  и  слышать

-формирование уважительного отношения к окружающим, умения слушать и слышать  партнера,  признавать  право  каждого  на  собственное  мнение  и  принимать  решения с учетом позиций всех участников;

Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

  развитие  широких  познавательных  интересов,  инициативы  и

- развитие  широких  познавательных  интересов,  инициативы  и любознательности, мотивов познания и творчества;

  формирование  умения  учиться  и  способности  к  организации  своей

- формирование  умения  учиться  и  способности  к  организации  своей деятельности (планированию, контролю, оценке).

Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее

самоактуализации.  Формирование  самоуважения  и  эмоционально-положительного

отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать.

Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения курса «Школа Эрудитов».

Личностными результатами изучения курса   является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.                                                                                                                                                                

Метапредметными результатами изучения курса   являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий .
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты, фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса   являются формирование следующих умений.

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.                                                                                                                    

Содержание курса «Школа Эрудитов».

Содержание курса «Русский язык»

  • Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определёние основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
  • Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
  • Чтение. Понимание текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
  • Письмо. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное).  

Содержание курса «  Математика»   

Курс « Математика» для начальной школы – курс интегрированный. В нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы.

  • Арифметический блок. Признаки предметов (цвет, форма, размер и т.д.)   Отношения.  Названия и последовательность чисел от 1 до1.000.000.   Сложение и вычитание чисел в пределах 1.000.000.  Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.  Числа-великаны.    Подсчет числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.   Решение и составление ребусов.    Числовые головоломки.   Восстановление примеров.   Заполнение числовых кроссвордов.   Числовой палиндром.  Поиск и чтение слов, связанных с математикой.   Занимательные задания с римскими цифрами.  Меры. Единицы длины. Единицы массы. Единицы времени. Единицы объема.
  • Блок логических и занимательных задач.  Задачи, допускающие несколько способов решения. Алгоритм решения задачи.  Задачи, имеющие несколько решений.    Старинные, логические, комбинированные задачи.   Нестандартные задачи, задачи, решаемые способом перебора.   Задачи на доказательство.  Задачи международного математического конкурса «Кенгуру», международных математических  блиц-турниров и олимпиад «Математический сундучок», «Математика-царица наук».  Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.                                                                                                                                           Геометрический блок.  Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Проведение линии по заданному алгоритму: путешествие точки (на листке в клетку). Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Распознавание окружности в орнаменте. Геометрические фигуры и тела: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Части фигуры. Место в конструкции.  Расположение деталей. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.  Уникальные фигуры. Пересчет фигур. Танграм. Пакеты и мозаики. Задачи со спичками. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.  

Содержание курса «Окружающий мир»

Содержание курса «Окружающий мир» охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:

• идея многообразия мира;

• идея экологической целостности мира;

• идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.

Учебный курс «Окружающий  мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. В данном курсе рассматриваются и вопросы, связанные с нашим регионом ХМАО-Югра. В связи с этим в курс включены и вопросы родного края: растения и животные Югорского края, культура народов, населяющих родной край.

           Календарно- тематическое планирование  курса «Школа Эрудитов»

  1. Календарно- тематическое планирование курса «Русский язык» (приложение №1)
  2. Календарно- тематическое планирование курса «Математика» (приложение №2)
  3. Календарно- тематическое планирование курса «Окружающий мир» (приложение №3)

Описание материально- технического процесса

  • телевизор; 13 ноутбуков;
  • компьютер  с выходом в Интернет;
  • интерактивная доска; магнитная доска;  
  • мультимедийный проектор, DVD-плееры
  • измерительные приборы;  
  • цифровой фотоаппарат;
  • сканер, ксерокс.
  • справочники, энциклопедии;
  • словари: орфографический, орфоэпический, этимологический, словарь синонимов
  • DVD-диски с дидактическими играми по русскому языку, математике, окружающему миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини - конкурс эрудитов

Занятие  рассчитано на учащихся 3 - 4 классов.  Может быть проведено на уроке окружающего мира или во внеурочное время, например, на классном часе....

"Путешествие Эрудитов"

Открытое занятие «ПУТЕШЕСТВИЕ ЭРУДИТОВ» (в группе продлённого дня 1-б класса МБОУ СОШ  с. Индерка)                ...

Турнир эрудитов

Внеклассное занятие по русскому языку для учащихся 2 класса....

Интеллектуальная игра по природоведению « Клуб эрудитов».

Данная методическая разработка направлена на активизацию  познавательной деятельности, расширение объёма природоведческих знаний, формирование навыков овладения правилами игры; развитие  лог...

Конкурс азартных, находчивых и веселых эрудитов по теме "Дары моря"

Чтобы повысить эффективность работы по программе, повысить интерес всех членов семьи учащихся, была использована форма игры-соревнования эрудитов по теме «Дары моря». ...

Внеклассное мероприятие "Путешествие эрудитов" 3кл

Конспект внеклассного мероприятия для 3 класса в форме игры-викторины....

Внеклассное мероприятие "Путешествие эрудитов" 3кл

Конспект внеклассного мероприятия для 3 класса в форме игры-викторины....