Турнир эрудитов
классный час по русскому языку (2 класс) по теме

Федотова Елена Владимировна

Внеклассное занятие по русскому языку для учащихся 2 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turnir_eruditov.docx249.52 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя школа №38»

Внеклассное мероприятие по русскому языку

во 2 классеВ

 « Турнир эрудитов»

Учитель: Федотова

 Елена Владимировна

2011/2012 год

Интеллектуальный турнир


 по русскому языку


Цель: формирование  интереса у учащихся к русскому языку посредством игрового и занимательного материала.

Задачи:

обучающая: создать условия для развития навыков выполнения нестандартных заданий; формирования и обогащения словарного запаса обучающихся;

развивающая: развивать  внимание, логическое  мышление, познавательный интерес к русскому языку;

воспитывающая: способствовать воспитанию  культуры общения, умения работать коллективно.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями, чистые листочки,  грамоты, сладкие призы.

Ход мероприятия.

Вводная беседа.

- Ежегодно 26 января отмечается Международный день родного языка. И это не случайно. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. Одни ученые считают, что на свете 2,5 тысячи языков, другие – 4 тысячи.
- Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наш сегодняшний турнир поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами "русский язык”. Русский язык – это необыкновенный язык, и в этом мы сегодня с вами убедимся.

- И сейчас мы определим, кто умеет лучше всех работать языком и лучше других владеет русской речью. Итак, начинаем игру с меткими словами и крылатыми выражениями. А сейчас, я уверена,  вы без труда узнаете тему нашего турнира.

Тема: Русский язык.

 Итак, главный гость сегодня – его величество русский язык.

« МЫ – ДРУЗЬЯ РОДНОГО ЯЗЫКА»  

 ДЕВИЗ: « КТО НИЧЕГО НЕ ИЗУЧАЕТ,

                  ТОТ ВЕЧНО ХНЫЧЕТ И СКУЧАЕТ»   ( Р. СЕФ )

И сегодня здесь, друзья

Свела нас очень интересная игра –

Турнир эрудитов.

- А что такое турнир?

Турнир – это состязание. А у нас турнир эрудитов.

- Кто такой эрудит?

Эрудит – это тот, кто обладает эрудицией, т.е. глубокими познаниями в какой-то области знаний.

Песня «Грамотей».

Ведущий:

Оценивать конкурсы будет справедливое и уважаемое жюри. Сегодня в составе жюри…….  (представление каждого члена жюри).

Все вместе:

Мы отвечаем дружно

И здесь сомненья нет, -

Сегодня будет дружба владычицей побед!

- У нас три команды, названия которых мы узнаем в первом конкурсе нашего турнира.

1 тур.  Представление команд.

Ведущий: Итак, наш первый конкурс – представление команд. Вам необходимо угадать название команды – соперницы. За правильный ответ вы получаете одно очко.

1- й команде: Название нашей команды обозначает название предмета, отвечает на вопрос кто? что? В предложении бывает подлежащим и второстепенным членом. (Имя существительное).

2 – й команде: Название нашей команды обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какие? В предложении бывает второстепенным членом. (Имя прилагательное).

3-й команде: Название нашей команды обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делать? Что сделать? В предложении бывает сказуемым. (Глагол)

2 тур.  Разминка

Вопросы для команды «Имя существительное»:

1.  Как называются главные члены предложения? (Подлежащее и сказуемое.)

2. Назовите собственные имена существительные.

3.  Какой первый звук в слове яма? ([йа])

4. Когда мы не ставим ударение в слове?

5. Как переносится слово? (По слогам.)

Вопросы для команды «Глагол»:

1. Как связаны слова в предложении между собой? (По смыслу.)

2. Назовите одушевлённые имена существительные.

3. Какие буквы не обозначают звуков? (ь, ъ)

4. Какой первый звук в слове ёжик? ([йо])

5. Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько гласных, столько и слогов.)

Вопросы для команды «Имя прилагательное»:

1.Бывает устная, бывает письменная? (Речь)

2. Можно ли перенести слово, состоящее из одного слога? (Нет)

3.Как проверить парный согласный на конце слова?

4.Какой первый звук в слове юнга? ([йу])

5.Назовите нарицательные существительные.

3 тур. Конкурс капитанов.

Ведущий: Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Капитаны команд зачитают нам, что говорили о нём русские писатели. Это было их домашнее задание.

1 команда: «Русский язык – настоящий, сильный. Где нужно – строгий, серьезный, где нужно - страстный, где нужно – бойкий и живой». А. Н. Толстой 
2 команда: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык». А. Н. Толстой 
3 команда: «Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык». М. Горький 

4 тур. «Творческий» (домашнее задание).

Слова рифмы. 
- не спешу – пишу, в тетрадь – пять. 
- щенка – пока, помогите найдите.

Физминутка.

- Будем с вами мы считать:

Первый раз – поднимем руки, чтобы не было нам скуки,

Во второй раз – прыгнуть нужно, только дружно, очень дружно,

В третий раз – согнёмся вместе, это делать интересно,

А в последний раз быстрей хлопай, топай веселей.

5 тур. «Слова - друзья».

- О каких словах пойдёт речь? (Синонимах)

- Что нам известно о синонимах? (Это слова близкие по смыслу и отвечают на один и тот же вопрос)
- Найдите синонимы в стихотворениях
1 команде: 

"Бураны, вьюги и метели -

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они!" -

Так проворчал мороз угрюмый,

И речку лед сковал без шума.

(B. Берестов. "Мороз")

2 команде: 

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.                                      

Кто сказал, что дубу  

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени  

Он стоит зеленый.  

Значит, дуб выносливый,        

Значит, закаленный!

(И. Токмакова. "Дуб")

3 команде: 

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.

(Н.  Некрасов «Снежок»)

- Какой вывод можно сделать? (Синонимы могут обозначать предметы (бураны - вьюги - метели), действия (порхает, кружиться), признаки (выносливый - закаленный).)

6 тур. «Всё наоборот».

Ведущий: Интересные слова в русском языке! Есть слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Как называются такие слова? Есть слова, которые об одном и том же говорят по-разному. Что это за слова? А есть слова наоборот…

- Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь …(низко)

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь…(близко)

- Как называются слова, противоположные по значению?

Задание: Отгадайте загадки и найти в них антонимы.

1 команде: Далеко мой стук слышится вокруг.

                      Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел.)

2 команде: Как столкнутся - стук да стук!

                      Тишину вспугнут вокруг.

                      Толстый тонкого побьет -

                      Тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвоздь.)

3 команде: Круглое, румяное,
                      Я расту на ветке.
                      Любят меня взрослые большие,
                      И маленькие детки
. (Яблоко)

7 тур.  «Шифровка».

– Найти все слова, спрятанные среди букв в строчках и подчеркнуть их.

АМКЕЮМЯЧЛДРПГНШЗТЕАТРОЛСВАУСОБАКАЖШНАВЛРН

ХОГМЕБЕЛЬКОТЪАЬГОУКНТРСУШБУКВАЛОБНЕПСОЛНЦЕД

СТУЛПАВКГТЬФИЛЬМЗЩРЕКАПРПКАМОЛОДЕЦДРСНЕГДЖЗ

ГОЛОВАИТГНЕКНИГАЛДОРПНГШУЦЙЗИМАВЕСНАДЛОШЛЬТ

Физкультминутка.

  - Встали  все! Если  я  называю  имя  существительное  -  хлопните  1  раз  в  ладоши.

     Если  прилагательное  -  приседаете.

     Если  другую  часть  речи  -  поворот  вокруг  себя.

   Человек,  красивый,  стоит,  рыба,  пушистая,  говорит,  летает,  заяц,  зеленая,  стол,  зубастый,  мяч.

-   Самыми  внимательными  были  …..  

8 тур. «Собери пословицу».

Подберите вторую часть к каждой пословице. Вставьте пропущенные буквы.
У курицы серё…ки,                                      когда с неё к…ру дерут.
У бере…ки сле…ки текут,                           к…рми овсом.
Не гони коня кнутом,                                    а у петуха сапо…ки.
Нет лучшего дру…ка,                                   чем р…дная мату…ка.

9 тур. «Кто больше?» (2 минуты)

П

О

Л

Ь

К

И

Н

Е

Н

Е

Д

           Пп        

- Посмотрите, на наш турнир прилетели воздушные шары, а на каждом шаре буква.

- Составьте за 2 минуты как можно больше слов, используя буквенный состав слова Понедельник (запись на листочках; звучит музыка)

10 тур.  «Угадай-ка».

-   Ребята,  в  русском  языке  есть  слова, которые  звучат  и  пишутся  одинаково,  но  бывают  разными  частями  речи.

Предлагаю  вам  найти  в  предложениях  такие  пары  слов  и  подчеркнуть  их и указать части речи, которыми они являются.

  1. Затопили  печь,  чтобы  пироги  печь.
  2. Снежное  покрывало  всё  поле  покрывало.
  3. В  лесу  росли  ели.  Мы  ели  суп.

-   Какие  слова  вы  подчеркнули?

- Какой  частью  речи  они  являются?

                    (существительное  и  глагол)

11 тур.  «Превращения».

 — Сейчас мы находимся в классе. Здесь есть парты и шкафы, доска и кран, шторы и розетки. Представим себе, что наш класс заколдовали и превратили в самолёт. В самолёте парт не бывает. Во что тогда превратятся наши парты, чтобы было все как в самолёте?   Нужно фантазировать, отталкиваясь от предложенного названия. Что есть в самолёте? Что в классе похоже на перечисленные объекты?

 Например: Если класс – это самолет, то учитель - пилот, дети - пассажиры, портфели – спасательные жилеты.

Каждая команда получает название того, во что превращается класс, и задание по превращению предметов, находящихся в классе.

1 команде: Класс – это лес. (Если класс – это лес, то кран – родник, стул – пенек, шкаф – медведь)

2 команде: Класс – это город.

3 команде: Класс – это  море (морское дно).

Говорим на русском языке

Музыка: Григорий Васильевич Гладков
Слова: 
Ольга Анатольевна Александрова
Идея: 
Владимир Яковлевич Замской

Облака купаются в реке.
Мы с тобой о радости и боли 
Говорим на русском языке.

Не померкнет подвиг наших дедов,
Ордена горят на пиджаке.
В майский день друг другу: «С Днём Победы!» —
Говорим на русском языке.

Вот малыш спешит за мамой следом,
И ручонка в папиной руке.
Он уже и с бабушкой, и с дедом
Говорит на русском языке.

Вспоминая белые берёзы,
От родного дома вдалеке, 
Мы, смахнув непрошеные слёзы,
Говорим на русском языке.

Паренёк с фамилией Гагарин
Отправлялся в космос налегке.
Он был первым. И из этой дали
Говорил на русском языке.

Греет нас особенное слово,
Это слово вечное — Москва!
Словно мать, беречь она готова
Все на свете русские слова.

В Риме, Вашингтоне и в России, 
И в английском тихом городке,
Далеко и близко от России
Говорят на русском языке.

У костра звучит родное слово,
И заветный томик в рюкзаке…
Мы и завтра будем с вами снова
Говорить на русском языке.

Греет нас особенное слово,
Это слово вечное — Москва!
Словно мать, Москва беречь готова
Все на свете русские слова.

Итог: - На этом наш турнир грамотеев заканчивается. Вам, друзья, хочу пожелать, чтобы язык был вашим другом. Для этого любите и изучайте родной язык, прислушивайтесь к знакомой речи, и вы сделаете для себя множество открытий.

Учите русский годы к ряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини - конкурс эрудитов

Занятие  рассчитано на учащихся 3 - 4 классов.  Может быть проведено на уроке окружающего мира или во внеурочное время, например, на классном часе....

"Путешествие Эрудитов"

Открытое занятие «ПУТЕШЕСТВИЕ ЭРУДИТОВ» (в группе продлённого дня 1-б класса МБОУ СОШ  с. Индерка)                ...

Турнир! Турнир!

Спортивное мероприятие ко Дню Защитника Отечества...

Турнир эрудитов "Мир птиц"

Данный материал предназначен для закрепления учебного материала по окружающему миру или для подготовки внеурочного мероприятия по экологии...

Турнир Эрудитов в 4 классе

Конкурс Эрудитов  в 4 классе по литературному чтению...

Турнир эрудитов по математике

Разработку можно применить как  внекласное мероприятие между параллелями 4 классов...