Интеллектуальная игра по природоведению « Клуб эрудитов».
методическая разработка по окружающему миру по теме
Данная методическая разработка направлена на активизацию познавательной деятельности, расширение объёма природоведческих знаний, формирование навыков овладения правилами игры; развитие логического мышления, сообразительности, памяти, внимания, интеллекта, любознательности, правильной конструктивной речи; воспитание экологически культурной личности, способной любить родную природу, охранять и беречь ее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klub_eruditov.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Интеллектуальная игра по природоведению « Клуб эрудитов».
Цели: активизировать познавательную деятельность, расширять объём природоведческих знаний, формировать навыки овладения правилами игры; развивать логическое мышление, сообразительность, память, внимание, интеллект, любознательность, правильную конструктивную речь; воспитывать экологически культурную личность, способную любить родную природу, охранять и беречь ее; воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку.
Оборудование: игровое поле, конверты с заданиями, сова, аудиокассета «Голоса животных и птиц».
Ход игры
- Орг. момент.
Команды рассаживаются за круглым столом вокруг игрового поля.
- Сообщение темы и цели игры.
-Здравствуйте, уважаемые игроки и гости!
Мы проводим интеллектуальную игру «Клуб эрудитов». За круглым столом собрались участники игры – это игроки команды «Потомучки», «Почемучки»,
«Умнички». Они должны проявить Эрудицию, остроумие, сообразительность и смекалку, а также быть очень внимательными и дружными, чтобы прийти к победе.
III. Сообщение правил игры.
Итак, послушайте правила игры.
- Игра состоит из 8 раундов. Каждый раунд соответствует указанному стрелкой названию сектора на игровом поле.
- В каждом секторе располагаются конверты с заданиями: письма ваших друзей – животных.
- На обдумывание и обсуждение задания команде даётся указанное время, когда игрокам разрешается общаться между собой.
- После обсуждения вопросов отвечать имеет право либо капитан команды, либо игрок, уверенный в правильности своего ответа.
- Подводить окончательные итоги игры будет компетентное жюри.
- Разрешается вращать барабан капитанам команд по очереди.
- Итак, начнем игру!
IV. Игра по заданиям.
РАУНД I
- Внимание! Уважаемые знатоки вам выпал сектор №1 «Зеленая аптека».
- Мудрый Медведь, хозяин лесов, предлагает вам в своем письме несколько вопросов под названием «Зеленая аптека». Каждая команда получает по 2 вопроса. На подготовку дается 1 минута.
КОМАНДА 1.
- Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.)
- Какие лекарственные травы помогут тебе избавиться от кашля? (Календула, мать- и-мачеха, шалфей, душица.)
КОМАНДА 2
1. Лист какого растения прикладывают при ссадинах, ожога и укусах?
(лист подорожника.)
2.«Жгуча крапива родиться, да в щах пригодится». Почему так говорят?
( Крапива богата витаминами А, С.)
КОМАНДА 3.
1.Весной организм человека истощается. Ему не хватает витаминов. Чай из каких лекарственных растений восполнит силы? (Чай из шиповника, мяты, листьев смородины, земляники.)
2. Ты простудился. Какие лекарственные растения помогут быстро избавиться от болезни? (Лук, чеснок, лимон, малин, алоэ, ромашка.)
РАУНД II
Сектор 2. «Лесные ягоды».
Попугай Кеша предлагает вам загадки о своих лесных друзьях. Каждой
команде – по три загадки, на обсуждение дается 1 мин.
КОМАНДА 1.
- Не дровосек, не плотник, 3. Зимой беленький,
А первый в лесу работник. А летом серенький.
( Дятел) (Заяц)
- Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога, раскинув широко.
( Лось)
КОМАНДА 2
1. Мать, отца не знаю, 3. Под кустами,
но часто называю, подёлками катится
детей знать не буду, клубок с иголками.
чужим сбуду. ( Ёж)
(Кукушка)
2. За деревьями, кустами
промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)
КОМАНДА 3.
- Хозяин лесной просыпается весной, 3.Спит в норе, а не в берлоге А зимой под вьюжный вой У норы большущий сук,
Спит в избушке снеговой. А в норе лежит…
(Медведь) ( Барсук)
.
2.Живет в лесу,
Ухает, как разбойник,
Люди его боятся,
А он людей.
( Филин)
РАУНД III
Сектор 3. «Отгадай по описанию».
Забавный пёс Барбос прислал для вас, уважаемые знатоки, интересное задание. Оно называется «Отгадай по описанию». Каждой команде предлагается по 2 текста – описание животного и растения. Догадайтесь по описанию о ком идет речь? На подготовку ответа вам даётся 3 мин.
КОМАНДА 1.
- Питаются эти животные корой деревьев, в основном осиной, поэтому своими острыми и крепкими зубами валят деревья, оставляя пеньки. Являются водными животными и хорошо чувствуют себя в воде. Там, где берег высокий, они живут прямо в норах. А там, где берег низкий, эти животные из веток и сучков с помощью глины, ила строят шалаши или хатки. Выход из домика или норы делают под водой. Так безопаснее. Но иногда речка, на которой они селятся, мелеет. И чтобы выход из норы находился под водой, они строят плотину. Как называется этот зверь? ( Бобр)
- Красный цветок, но ядовитый. Злой, лютый – так говорят о нём в природе. (Лютик)
КОМАНДА 2
1.Сюда, под старый ореховый куст, он пришёл под утро « с жиров». Там, тревожно прислушиваясь, он обгладывал молодые побеги ивы, осины. Наевшись, он начал петлять, потом отпрыгнул раз, другой в сторону, снова стал петлять и залёг под куст головой к ветру – уснул, не закрыв глаза. (Заяц)
2.Сегодня полянка золотисто-жёлтая от цветов, завтра – бело-пушистая. Жёлтые цветы превращаются в белые « головки», а с «головок» слетают пушинки. ( Одуванчик)
КОМАНДА 3.
- Снаружи жилище этих трудолюбивых насекомых – просто куча хвоинок и мелких веточек. А внутри – настоящий многоэтажный город с улицами, переулками, перекрёстками. Кто жители этого «города»? (Муравьи)
- Верхняя сторона листьев этого растения - холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – тёплая и нежная, как родная мать. Как называется этот цветок? (Мать-и-мачеха)
РАУНД IV
Сектор4. «Звуковая пауза».
В игру со знатоками вступает Поросюшка Дуня, которая прислала нам звуковое письмо с заданием.
Внимание! Возьмите лист бумаги и ручки. Сейчас вы услышите голоса различных животных, живущих вместе с Дуней в дерене. Ваша задача – услышать и записать как можно больше названий животных, голоса которых вам знакомы. (Включаю кассету).
(Чайки, свиньи, овцы, бараны, гуси, петух, утки)
РАУНД V
Сектор 5. «Экологические задачи».
В этом секторе в борьбу вступает царь зверей – Лев. Он предлагает командам обсудить и решить экологические задачи, На решение одной задачи – 1 мин.
КОМАНДА 1.
-Вот и кострище есть. Давайте сделаем здесь костер, - предложил Алик.
- Зачем здесь? Идёмте вот под то дерево, там уютнее, - возразили девочки.
Мальчишки пошли туда, куда им показали девочки, выкопали яму, а землю откинули подальше, чтобы не мешала.
! Подумайте, что ребята сделали неправильно. Исправьте их ошибки. Объясните. (Нельзя разводить костёр под деревом, оно может погибнуть: обгорят ветки, начнётся пожар. Нельзя рыть яму под костёр – можно повредить корни у дерева, что приведёт к его гибели. Костёр надо было разводить на месте кострища, чтобы не было лишних выжженных мест.)
КОМАНДА 2
Ребята вырыли под кустом яму и сложили в неё весь мусор, который появился после их отдыха. А Вадим ходил по поляне с пустой жестяной банкой в поисках чего-либо подходящего, чтобы завернуть её и положить в рюкзак.
- Чего ты носишься с этой банкой - услышал он.
- Брось её в воду - и дело с концом.
! Подумайте, что ребята сделали неправильно, исправьте их ошибки. Объясните. (Вадим был прав, мусор нужно было аккуратно завернуть в бумагу или пакет и принести в рюкзаке в город, где выбросить в мусорный ящик. Закапывать мусор на поляне нельзя, потому что , если все будут поступать подобным образом, то поляна исчезнет(будет вся перекопана). В воду бросать мусор тоже нельзя, т. к. загрязнится река, в водоёме погибнет всё живое, при купании в реке, могут пораниться люди.)
КОМАНДА 3.
Петя увидел в лесу гнездо, расположенное невысоко от земли. Ему стало интересно. Мальчик захотел узнать, что в нём находится. Он осторожно заглянул в гнездо. Там были беспомощные птенцы. Очень уж хотелось Пете взять их домой, но он этого не сделал.
! Подумайте, что Петя сделал неправильно, а когда поступил верно. Объясните. ( Нельзя было близко подходить к птенцам, т. к. мог спугнуть птицу-маму, она бы не подлетела к птенцам. Мог уронить гнездо , тогда бы птенцы погибли. Он правильно сделал, что не взял птенцов домой).
РАУНД VI
Сектор 6. «Конкурс капитанов».
Петушок просит посоревноваться капитанов.
-Итак, блицтурнир. Я читаю вопрос, а вы сразу без подготовки на него даёте ответ. Побеждает тот, кто назовёт больше правильных ответов.
Вопросы для капитана команды 1.
- У каких деревьев осенью листья красного цвета? (Клён, рябина, осина).
- Какая птица не вьёт гнезда и не высиживает птенцов? (Кукушка)
- Какой месяц следует за августом? ( Сентябрь)
- Сколько ног у паука? (8)
- Умываются ли звери? ( Да)
- Какие грибы получили название тех деревьев, под которыми растут? (Подосиновик, подберёзовик)
- Какие ядовитые растения ты знаешь? (Вороний глаз, волчья ягода)
Вопросы для капитана команды 2.
1.Какие ягоды есть полезно? (Земляника, смородина, малина)
2.Назови любое хищное животное. (Волк, рысь)
3.Кто на себе свой дом носит? (Улитка)
4.У какого растения семена напоминают парашюты? ( Одуванчик)
. 5.Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушка)
6.У каких деревьев вместо листьев иголки? (Ель, сосна, кедр, пихта, лиственница)
7. Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Едкая жидкость, ядовитая)
Вопросы для капитана команды 3.
- Назови всеядное животное. (Медведь)
- Какой цветок весной появляется из-под снега? ( Подснежник)
- Назови любое лекарственное растение. (Алоэ, календула, ромашка, подорожник)
- Какие ягоды мы собираем в лесу? (Земляника, черника, малина)
- Назови любое насекомое. (Кузнечики)
- Назови животное леса, у которого есть рога? (лось, олень)
- Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму свои листья?
(Лиственница)
РАУНД VII
Сектор 7. « Загадочные кроссворды».
Рыжая красавица Лисица приготовила для вас кроссворды. Рассмотрите их. Ключевое слово «природа» поможет вам разгадать кроссворд. Читайте загадки по порядку и вписывайте отгадки в клеточки по буквам.
КОМАНДА 1.
1. Нарушает тишину гомон, щебетание.
Это встретили весну гости наши ранние.
( Птицы)
2. У какой кисочки на ушах кисточки? ( Рысь)
3 Хвост пушистый, 5.Днём спит, ночью летает
мех золотистый, И прохожих пугает. (Сова)
в лесу живёт,
в деревне кур крадёт. (Лиса) 6.Всё время стучит,
Деревья долбит,
4.В одежде богатой, Но их не калечит,
да сам слеповатый. А только лечит. (Дятел)
Живёт без оконца,
Не видывал солнца. (Крот)
7.И ушаст, и глазаст,
И пугаться горазд
Заберётся в куст – и спит,
Кочерыжку съест - и сыт. (Заяц)
КОМАНДА 2
1.Он в мундире ярком, 2.Чернокрылый, красногрудый,
Шпоры для красы, И зимой найдёт приют,
Днём он забияка, Не боится он простуды,
Поутру – часы. (Петух) С первым снегом – тут как тут.
(Снегирь)
3.У кого глаза на рогах,
А дом на спине. (Улитка)
4. Непоседа пёстрая, 5.Кто зимой холодной
Птица длиннохвостая, Бродит злой, голодный? (Волк)
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
6.Зимой спит, летом ульи ворошит. (Медведь)
7.Сядет, хвостик распушит,
Быстро шишку шелушит,
Спрыгнет вниз, сорвёт грибок-
Заготавливает впрок. (Белка)
КОМАНДА 3
1.Уродилась я на славу, 2.Весной веселит,
Голова бела, кудрява Летом холодит,
Кто любит щи, Осенью питает
меня в них ищи. (Капуста) Зимой согревает. (Дерево)
3.Сидит - зеленеет, 4.Лекарь вырос у дороги,
Падает –желтеет, Он больные лечит ноги.
Лежит – чернеет. (Лист) (Подорожник)
5.Эх, звоночки, синий цвет, с языком, а звону нет! (Колокольчик)
6. Он жёлтым цветом распускается,
А отцветает – сдувается. (Одуванчик)
7.Стоят в поле сестрички –
Жёлтые глазки, белые реснички. (Ромашки)
РАУНД VIII
Сектор 8. «Занимательные ребусы».
Белочка прислала вам занимательные ребусы. Отгадайте их.
КОМАНДА 1. КОМАНДА 2.
КОМАНДА 3.
VI Итог игры.
- Итак, жюри подводит итог игры.
- Молодцы!
- Наша игра подошла к концу. Все команды держались достойно, давали правильные ответы и успешно справились со всеми заданиями своих удивительных друзей. (Вручаю призы командам – Сова- символ мудрости.)
КОМАНДА 1.
1.Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль?
2.Какие лекарственные травы помогут тебе избавиться от кашля?
КОМАНДА 2
1.Лист какого растения прикладывают при ссадинах, ожога и
укусах?
2.«Жгуча крапива родиться, да в щах пригодится». Почему так
говорят?
КОМАНДА 3.
1.Весной организм человека истощается. Ему не хватает витаминов. Чай из каких лекарственных растений восполнит силы?
2. Ты простудился. Какие лекарственные растения помогут быстро избавиться от болезни?
КОМАНДА 1.
1.Не дровосек, не плотник, 3. Зимой беленький,
А первый в лесу работник. А летом серенький.
- Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога, раскинув широко.
КОМАНДА 2
1.Мать, отца не знаю, 3. Под кустами,
но часто называю, подёлками катится
детей знать не буду, клубок с иголками.
чужим сбуду.
2. За деревьями, кустами
промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара.
КОМАНДА 3.
- Хозяин лесной просыпается весной, 3.Спит в норе, а не в берлоге А зимой под вьюжный вой У норы большущий сук,
Спит в избушке снеговой. А в норе лежит…
.
2.Живет в лесу,
Ухает, как разбойник,
Люди его боятся,
А он людей.
КОМАНДА 1.
1.Питаются эти животные корой деревьев, в основном осиной, поэтому своими острыми и крепкими зубами валят деревья, оставляя пеньки. Являются водными животными и хорошо чувствуют себя в воде. Там, где берег высокий, они живут прямо в норах. А там, где берег низкий, эти животные из веток и сучков с помощью глины, ила строят шалаши или хатки. Выход из домика или норы делают под водой. Так безопаснее. Но иногда речка, на которой они селятся, мелеет. И чтобы выход из норы находился под водой, они строят плотину. Как называется этот зверь?
2.Красный цветок, но ядовитый. Злой, лютый – так говорят о нём в природе.
КОМАНДА 2
1.Сюда, под старый ореховый куст, он пришёл под утро « с жиров». Там, тревожно прислушиваясь, он обгладывал молодые побеги ивы, осины. Наевшись, он начал петлять, потом отпрыгнул раз, другой в сторону, снова стал петлять и залёг под куст головой к ветру – уснул, не закрыв глаза.
2.Сегодня полянка золотисто-жёлтая от цветов, завтра – бело-пушистая. Жёлтые цветы превращаются в белые « головки», а с «головок» слетают пушинки.
КОМАНДА 3.
1.Снаружи жилище этих трудолюбивых насекомых – просто куча хвоинок и мелких веточек. А внутри – настоящий многоэтажный город с улицами, переулками, перекрёстками. Кто жители этого «города»?
2.Верхняя сторона листьев этого растения- холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – тёплая и нежная, как родная мать. Как называется этот цветок?
КОМАНДА 1.
-Вот и кострище есть. Давайте сделаем здесь костер, - предложил Алик.
- Зачем здесь? Идёмте вот под то дерево, там уютнее, - возразили девочки.
Мальчишки пошли туда, куда им показали девочки, выкопали яму, а землю откинули подальше, чтобы не мешала.
! Подумайте, что ребята сделали неправильно. Исправьте их ошибки. Объясните.
КОМАНДА 2
Ребята вырыли под кустом яму и сложили в неё весь мусор, который появился после их отдыха. А Вадим ходил по поляне с пустой жестяной банкой в поисках чего-либо подходящего, чтобы завернуть её и положить в рюкзак.
- Чего ты носишься с этой банкой - услышал он.
- Брось её в воду - и дело с концом.
! Подумайте, что ребята сделали неправильно, исправьте их ошибки. Объясните.
КОМАНДА 3.
Петя увидел в лесу гнездо, расположенное невысоко от земли. Ему стало интересно. Мальчик захотел узнать, что в нём находится. Он осторожно заглянул в гнездо. Там были беспомощные птенцы. Очень уж хотелось Пете взять их домой, но он этого не сделал.
! Подумайте, что Петя сделал неправильно, а когда поступил верно. Объясните.
Вопросы для капитана команды 1.
1.У каких деревьев осенью листья красного цвета? (Клён, рябина, осина).
2.Какая птица не вьёт гнезда и не высиживает птенцов? (Кукушка)
3.Какой месяц следует за августом? (Сентябрь)
4.Сколько ног у паука? (8)
5.Умываются ли звери? (Да)
6.Какие грибы получили название тех деревьев, под которыми растут? (Подосиновик, подберёзовик)
7.Какие ядовитые растения ты знаешь? (Вороний глаз, волчья ягода)
Вопросы для капитана команды 2.
1.Какие ягоды есть полезно? (Земляника, смородина, малина)
2.Назови любое хищное животное. (Волк, рысь)
3.Кто на себе свой дом носит? (Улитка)
4.У какого растения семена напоминают парашюты? ( Одуванчик)
5.Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушка)
6.У каких деревьев вместо листьев иголки? (Ель, сосна, кедр, пихта, лиственница)
7. Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Едкая жидкость, ядовитая)
Вопросы для капитана команды 3.
1.Назови всеядное животное. (Медведь)
2.Какой цветок весной появляется из-под снега? (Подснежник)
3.Назови любое лекарственное растение. (Алоэ, календула, ромашка, подорожник)
4.Какие ягоды мы собираем в лесу? (Земляника, черника, малина)
5. Назови любое насекомое. (Кузнечики)
6.Назови животное леса, у которого есть рога? (Лось, олень)
7.Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму свои листья?
(Лиственница)
КОМАНДА 1.
1.Нарушает тишину гомон, щебетание.
Это встретили весну гости наши ранние.
2.У какой кисочки на ушах кисточки?
3 Хвост пушистый, 5.Днём спит, ночью летает
мех золотистый, И прохожих пугает
в лесу живёт,
в деревне кур крадёт 6.Всё время стучит,
Деревья долбит,
4.В одежде богатой, Но их не калечит,
да сам слеповатый. А только лечит, Живёт без оконца,
Не видывал солнца.
7.И ушаст, и глазаст,
И пугаться горазд
Заберётся в куст – и спит,
Кочерыжку съест - и сыт
КОМАНДА 2.
1.Он в мундире ярком, 2.Чернокрылый, красногрудый,
Шпоры для красы, И зимой найдёт приют,
Днём он забияка, Не боится он простуды,
Поутру – часы. С первым снегом – тут как тут.
3.У кого глаза на рогах,
А дом на спине
4. Непоседа пёстрая, 5.Кто зимой холодной
Птица длиннохвостая, Бродит злой, голодный?
Птица говорливая,
Самая болтливая
6.Зимой спит, летом ульи ворошит.
7.Сядет, хвостик распушит,
Быстро шишку шелушит,
Спрыгнет вниз, сорвёт грибок-
Заготавливает впрок.
,
КОМАНДА 3
1.Уродилась я на славу, 2.Весной веселит,
Голова бела, кудрява Летом холодит,
Кто любит щи, Осенью питает
меня в них ищи. Зимой согревает.
3.Сидит - зеленеет, 4.Лекарь вырос у дороги,
Падает – желтеет, Он больные лечит ноги.
Лежит – чернеет.
5.Эх, звоночки, синий цвет, с языком, а звону нет!
6. Он жёлтым цветом распускается,
А отцветает – сдувается.
7.Стоят в поле сестрички –
Жёлтые глазки, белые реснички.
Сектор4. «Звуковая пауза».
В игру со знатоками вступает Поросюшка Дуня, которая прислала нам звуковое письмо с заданием.
Внимание! Возьмите лист бумаги и ручки. Сейчас вы услышите голоса различных животных, живущих вместе с Дуней в дерене. Ваша задача – услышать и записать как можно больше названий животных, голоса которых вам знакомы. (Включаю кассету.)
(Чайки, свиньи, овцы, бараны, гуси, петух, утки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра для младших школьников "Битва эрудитов"
Цель: научить работать самостоятельно и в коллективе; способствовать развитию познавательного интереса к изучению родного края; воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру....
"Знатоки и эрудиты" (презентация: интерактивная интеллектуальная игра по теме "Животный мир")
В игре участвуют две команды, которым предстоит ответить на вопросы, отгадать загадки, назвать самых-самых..., выбрать правильный вариант ответа, согласиться с высказыванием или опровергнуть его. Кома...
Интеллектуальная игра для эрудитов ( 2 класс). Брейн - ринг "Сказки"
Учащиеся делятся 4 на команды.Каждая команда выбирает своего капитана.Каждая команда имеет своё название: "Золушка", "Винни- Пух"," Карлсон", " Дюймовочка"....
интеллектуальная игра "Остров эрудитов"
Игра-викторина.Отвечая на вопросы и выполняя задание дети побывают в "Пещере сказок", в "Загадочном лесу", на "Поляне игр", "В гостях у Знайки"....
Интеллектуальная игра "Битва эрудитов" 4 класс
Интеллектуальная игра "Битва эрудитов" 4 класс...
Методическая разработка интеллектуальной игры «Эрудиты» (3-й класс)
Интеллектуальная игра «Эрудиты»Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое проводится среди учащихся начальной школы....
Интеллектуальная игра - путешествие «В стране Эрудитов»
Интеллектуальная игра - путешествие «В стране Эрудитов"Цель: закреплять знания, полученные на уроках, прививать интерес к предметам, организовывать весёлый творческий ...