Адаптированная рабочая программа по русскому языку 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Материал содержит пояснительную записку и календарно-тематический план
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arp_russkiy_yazyk.docx | 101.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Рассказовского района
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Платоновская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю» Директор школы ______________ М.В.Филонов Приказ № ____ от _____________ 2018 г. | Рассмотрена на заседании экспертного совета и рекомендована к утверждению (протокол № ___ от ___________ 2018 г.) |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
РУССКИЙ ЯЗЫК
для учащихся 4 б класса
на 2018 – 2019 учебный год
срок реализации: 1 год
составитель: учитель
МБОУ Платоновской СОШ
Насонкина Марина Николаевна
2018 год
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА
Данная адаптированная рабочая программа (вариант 7.1) разработана для учащихся с ЗПР Махлюевой Милены, Золотарева Дмитрия.
Самым общим результатом освоения адаптированной рабочей программы обучающихся с ЗПР должно стать полноценное начальное общее образование, развитие социальных (жизненных) компетенций.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ЗПР адаптированной рабочей программы соответствуют ФГОС НОО.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР адаптированной рабочей программы дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.
Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, проявляющихся: в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому, в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю; в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющимися: в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей; в умении включаться в разнообразные повседневные дела;
в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
- осмысление и дифференциация картины мира, проявляющаяся: в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности; в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе; в развитии любознательности, наблюдательности, задавать вопросы; в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.
- осмысление социального окружения, проявляющееся: в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми.
Результаты специальной поддержки освоения адаптированной рабочей программы должны отражать:
- способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий;
- способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы;
- способность к наблюдательности, умение замечать новое;
- овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;
- стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической деятельности.
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- формирование интереса к изучению родного (русского) языка;
- овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;
- овладение основами грамотного письма;
- овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики;
- формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения русского языка ученик должен научиться:
- осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
- применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;
- получить первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка– фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом;
- в объеме содержания курса научиться находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Обобщение содержащейся в тексте информации.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста. Создание небольших собственных текстов по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т.п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Проверка написанного при помощи сличения с текстом- образом и послогового чтения написанных слов.
Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка навыка писать большую букву в именах людей и кличках животных.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Гласные и согласные звуки, различение гласных и согласных звуков. Мягкие и твердые согласные звуки, различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости — мягкости согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки, различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости—глухости согласных звуков. Ударение, нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Деление слов на слоги. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами.
Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Буквы гласных как показатель твёрдости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами: умение найти слово в школьном орфографическом словаре по первой букве, умение расположить слова в алфавитном порядке (например, фамилии, имена).
Состав слова (морфемика). Общее понятие о частях слова: корне, приставке, суффиксе, окончании. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
Корень, общее понятие о корне слова. Однокоренные слова, овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Выделение корней в однокоренных (родственных) словах. Наблюдение за единообразием написания корней (корм — кормить — кормушка, лес — лесник — лесной). Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.
Представление о значении суффиксов и приставок. Умение отличать приставку от предлога. Умение подбирать однокоренные слова с приставками и суффиксами.
Различение изменяемых и неизменяемых слов. Разбор слова по составу.
Морфология. Общие сведения о частях речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, предлог. Деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Его значение и употребление в речи. Вопросы, различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Умение опознавать имена собственные.
Род существительных: мужской, женский, средний. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода.
Изменение имен существительных по числам.
Изменение имен существительных по падежам в единственном числе (склонение). 1, 2, 3-е склонение, определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3му склонению. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Умение правильно употреблять предлоги с именами существительными в различных падежах.
Склонение имен существительных во множественном числе.
Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Его значение и употребление в речи, вопросы. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам, в сочетании с существительными (кроме прилагательных на -ий, -ья, -ье, -ов, -ин). Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Правильное употребление местоимений в речи (меня, мною, у него, с ней, о нем).
Глагол. Его значение и употребление в речи, вопросы. Общее понятие о неопределенной форме глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Время глагола: настоящее, прошедшее, будущее. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Лексика. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова. Умение выделить словосочетания (пары слов), связанные между собой по смыслу (без предлога и с предлогом); составить предложение с изученными грамматическими формами и распространить предложение.
Предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Выделение голосом важного по смыслу слова в предложении.
Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без разделения на виды). Нахождение главных членов предложения. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Предложения с однородными членами с союзами и (без перечисления), а, но и без союзов. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами, запятая при перечислении. Умение составить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.
Знакомство со сложным предложением. Сложные предложения, состоящие из двух простых. Различение простых и сложных предложений. Запятая в сложных предложениях. Умение составить сложное предложение и поставить запятую перед союзами и, а, но.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жи—ши[1], ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
сочетания чк—чн, чт, щн;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, нож, рожь, мышь);
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на мя, ий, ья, ье, ия, ов, ин);
безударные окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа (пишешь, учишь);
мягкий знак в глаголах в сочетании ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Овладение краткими и полными ответами на вопросы. Составление вопросов устно и письменно. Составление диалогов в форме вопросов и ответов.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (повествование, описание). Составление и запись рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, с помощью вопросов; составление сюжетных рассказов по готовому плану (в форме вопросов, повествовательных предложений). Введение в рассказы элементов описания. Построение устного ответа по учебному материалу (специфика учебно-деловой речи).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к данным текстам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Понятие об изложении и сочинении. Изложение под руководством учителя, по готовому и коллективно составленному плану. Подробный и сжатый рассказ (сочинение) по картинке и серии картинок.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
РУССКОГО ЯЗЫКА
№ п/п | Тема | Кол - во часов | Контроль знаний (диктант) | Тест |
1 | Повторяем – узнаем новое. | 20 | 2 | - |
2 | Язык как средство общения. | 33 | 2 | - |
3 | Состав слова. Однокоренные слова. | 23 | 2 | - |
4 | Слово как часть речи. | 76 | 6 | - |
5 | Повторение. | 23 | 1 | 2 |
Итого | 175 | 13 | 2 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка 4 класса на 2018-2019 учебный год
в соответствии с требованиями ФГОС (предметная линия «Перспектива»).
УМК: учебник: Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, Русский язык. М.: Просвещение, 2018. (Образовательный стандарт). М.: Просвещение. Сборник рабочих программ. Система учебников "ПЕРСПЕКТИВА" 1-4 классы. Л.Ф.Климанова, А.А.Плешаков и др.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Универсальные учебные действия | Дата проведения | ||
План | Факт | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Повторяем – узнаем новое (20 ч) | ||||||||||
1 | Речевое общение. Речь устная и письменная (2 ч) Знакомство с учебником «Русский язык». Речевое общение. | 1 | Поста-новка учебной задачи | Речевое общение. | Уметь анализировать способы общения в зависимости от ролевых отношений. | текущий | Использовать род- ной язык в соответ- ствии с целями речевого общения. | |||
2 | Речь устная и письменная. | 1 | Решение частных задач | Речь устная и письменная. | Уметь владеть элементарным речевым этикетом. | текущий | Понимать значи-мость речи для процесса общения. Осмысливать сказанное, выделяя главное. | |||
3 | Цель речевого общения (3 ч) Цель речевого общения. | 1 | Поста-новка учебной задачи | Цели, тема, способы и результаты общения. | Уметь определять цели, тему, способы и результаты общения. | текущий | Контролировать свою речь. Формировать мотивацию к общению, желание изучать русский язык. | |||
4 | Правила общения. | 1 | Решение частных задач | Цели, тема, способы и результаты общения. Диалог-расспрос. | Уметь находить в процессе общения языковые средства для выражения собственного мнения. | текущий | Контролировать свою речь в процессе общения. Распознавать виды текстов: повествование, рассуждение, описание; озаглав-ливать текст. | |||
5 | Правила общения. Закрепление. | 1 | Поста-новка учебной задачи | Цели, тема, способы и результаты общения. | Уметь писать изложе- ния и сочинения повествовательного характера. | текущий | Владеть позитив-ным настроем при общении. Объяснять значе-ние слова и речевых средств для разре-шения конфликт-ных ситуаций. | |||
6 | Речевая культура. Обращение (6 ч) Речевая культура. Обращение. | 1 | Решение частных задач | Речевая культура. Речевой этикет. | Уметь контролиро-вать свою речь в процессе общения. | текущий | Контролировать и корректировать свое высказывание в зависимости от ситуации общения. Формировать мотивацию к общению, желание изучать русский язык. | |||
7 | Обращение. Знаки препинания при обращении. | 1 | Решение частных задач | Речевая культура. Речевой этикет в различных сферах общения (школа, клуб, театр, дом). Обращение. Знаки препинания при обращении. | Уметь контролировать свою речь в процессе общения. Уметь выбирать языковые средства. | тематический | Формировать потребность к постоянному обогащению своего словарного запаса. Использовать знаки препинания в тексте. | |||
8 | Деловая речь. Составление планов. | 1 | Решение частных задач | Устная и письменная формы общения. | Уметь использовать устную и письменную формы общения. | текущий | Контролировать и корректировать свое высказывание в зависимости от ситуации общения. | |||
9 | Научная речь и художественная речь. | 1 | Решение частных задач | Культура речи. Обращение. | Уметь находить обращение в тексте. | текущий | Формировать потребность к постоянному обогащению своего словарного запаса. Находить обращение в тексте. | |||
10 | Метафора и сравнение. | 1 | Решение частных задач | Речевая культура. Речевой этикет в различных сферах общения (школа, клуб, театр, дом). | Уметь использовать знаки препинания в тексте. | текущий | Контролировать свою речь в процессе общения. | |||
11 | Входной контрольный диктант | 1 | Контроль знаний | Проверка знаний учащихся. | Научатся применять правила правописания. | итоговый | Находить в собственной работе орфографические ошибки. Формировать на-выки самостоятель-ной записи слов. | |||
12 | Текст как речевое произведение (9 ч) Текст. Признаки текста. | 1 | Поста-новка учебной задачи | Текст. Тема, главная мысль, заглавие, опорные слова, абзацы. | Уметь определять тип текста. | текущий | Уметь определять тип текста. Формулировать тему и главную мысль текста. | |||
13 | План текста простой и развернутый. Типы текстов. | 1 | Поста-новка учебной задачи | Текст. Тема, главная мысль, заглавие, опорные слова, абзацы. План текста простой и развернутый. Типы текстов. | Уметь определять тип текста. | текущий | Формулировать тему и главную мысль текста. Осознавать необ-ходимость владения языком для успеш-ного общения. Излагать текст по составленному плану. | |||
14 | Обучающее изложение. | 1 | Решение частных задач | Изложение текста по самостоятельно или коллективно составленному плану. | Уметь излагать текст по составленному плану. | текущий | Осознавать необ-ходимость владения языком для успешного общения. Формулировать тему и главную мысль текста. | |||
15 | Типы текстов. | 1 | Решение частных задач | Типы текстов: повествование, рассуждение, описание. Составление текстов разных типов. | Уметь составлять тексты разных типов. | текущий | Формулировать тему и главную мысль текста. Определять тип текста (повествование, рассуждение, описание). | |||
16 | Составление текстов разных типов. | 1 | Решение частных задач | Текст. Составление текста на заданную тему. План текста простой и сложный. Составление памяток. | Уметь составлять план текста. Уметь составлять текст на заданную тему и текст, отражающий проблему общения | текущий | Объяснять разли-чие художествен-ных текстов, научных и деловых. Доказывать принадлежность текста к речи. | |||
17 | Составление собственного текста. | 1 | Решение частных задач | Сочинение на заданную и свободную темы, а также темы по выбору. | Уметь составлять собственные тексты разных типов. | текущий | Составлять собственные тексты разных типов. Определять тип текста (повествование, рассуждение, описание). | |||
18 | Проверь себя | 1 | Решение частных задач | Текст. Тема, главная мысль, заглавие, опорные слова, абзацы. План текста простой и развернутый. Типы текстов. | Уметь применять правила по изученным темам. | итоговый | Приобретать навыки орфографической зоркости. Активно использовать слова с изученными орфограммами. | |||
19 | Контрольный диктант по теме «Текст» | 1 | Контроль знаний | Проверка знаний учащихся. | Научатся применять правила правописания. | итоговый | Находить в собственной работе орфографические ошибки. Формировать на-выки самостоятель-ной записи слов. | |||
20 | Анализ контрольного диктанта. Повторение. | 1 | Решение частных задач | Систематизировать знания учащихся по изученной теме «Повторяем – узнаем новое». | Уметь применять правила по изученным темам. | текущий | Приобретать на-выки орфографии-ческой зоркости. Активно использовать слова с изученными орфограммами. | |||
Язык как средство общения (33 ч) | ||||||||||
21 | Средства общения (8 ч) Средства общения. Роль языка в общении. | 1 | Постановка учебной задачи | Язык как средство общения. Роль языка в общении. | Уметь контролиро-вать свою речь в процессе общения. | текущий | Объяснять смысл и значение родного языка в жизни человека. Приобретать навыки орфографической зоркости. | |||
22 | Способы передачи сообщения. | 1 | Решение частных задач | Язык как средство общения. Роль языка в общении. Роль письменности в истории человечества. | Знать о роли письменности в истории человечества. | тематический | Рассказывать об основных этапах развития письмен-ности. Развивать навыки логического мыш-ления. | |||
23 | Повторение. Звуки и буквы русского языка. | 1 | Контроль знаний | Основные языковые единицы (звуки, буквы, слова, предложения, текст). | Уметь определять Основные языковые единицы (звуки, бук-вы, слова, предло-жения, текст). | Тематический | Систематизировать знания об основных языковых единицах (звуки, буквы, слова) давать определения основным языковым единицам. | |||
24 | Основные правила орфографии. | 1 | Решение частных задач | Основные правила орфографии. | Уметь находить в слове орфограмму и определять алгоритм её проверки. | тематический | Приобретать навыки орфографической зоркости. Осуществлять контроль и самоконтроль. | |||
25 | Словесное творчество. Основные правила орфографии. | 1 | Решение частных задач | Основные правила орфографии. | Уметь находить в слове орфограмму и определять алгоритм её проверки. | текущий | Сравнивать язык и другие средства человеческого общения. Объяснять значение учения в школе, позитивно оценивать роль знаний и учений. | |||
26 | Повторение изученных орфограмм. Ударение. | 1 | Решение частных задач | Повторение основных орфограмм. | Уметь находить в слове орфограмму и определять алгоритм ее проверки. | текущий | Объяснять значение учения в школе, позитивно оценивать роль знаний для самостоятельной жизни. | |||
27 | Контрольный диктант по теме «Язык как средство общения» | 1 | Контроль знаний | Проверка знаний учащихся. | Научатся применять правила правописания. | итоговый | Находить в собственной работе орфографические ошибки. Формировать навыки самостоятельной записи слов. | |||
28 | Проверь себя. | 1 | Решение частных задач | Язык как средство общения. Роль языка в общении. Роль письменности в истории человечества. | Уметь определять Основные языковые единицы (звуки, буквы, слова, предложения, текст). | текущий | Сравнивать язык и другие средства человеческого общения. Объяснять значение учения в школе, позитивно оценивать роль знаний и учений. | |||
29 | Предложение (3 ч) Различение предложений и словосочетаний. | 1 | Решение частных задач | Различение предложений и словосочетений. | Уметь различать предложения и словосочетания. | текущий | Объяснять различия предложений и словосочетаний. Использовать предложения и словосочетания в своей речи. | |||
30 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания. | 1 | Решение частных задач | Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания. | Уметь определять тип предложений по цели высказывания и по интонации. | текущий | Объяснять особенности и назначение каждого типа предложений. Использовать предложения всех типов в своей речи. | |||
31 | Развитие речи. Составление текста – рассуждения на заданную тему. | 1 | Решение частных задач | Сочинение на заданную и темы, а также темы по выбору. | Уметь грамотно оформлять письменные тексты. | текущий | Объяснять особенности и назначение каждого типа предложений. Использовать предложения всех типов в своей речи. | |||
32 33 | Главные и второстепенные члены предложения (5 ч) Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения. | 2 | Решение частных задач | Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения. | Уметь выделять главные и второстепенные члены предложения. | темати-ческий | Выделять главные члены предложения как грамматическую основу предложения. | |||
34 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | Решение частных задач | Главные и второстепенные члены предложения. | Уметь выделять главные и второстепенные члены предложения. | текущий | Выделять главные и второстепенные члены предложения. Использовать предложения всех типов в своей речи. | |||
35 | Способы выражения подлежащего и сказуемого. | 1 | Решение частных задач | Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения. Повторение знаний о предложении. | Уметь выделять главные и второстепенные члены предложения. | текущий | Выделять главные члены предложения как грамматическую основу предложения. Формировать навык грамотного письма. | |||
36 | Связь слов в предложении. | 1 | Решение частных задач | Подлежащее и сказуемое. Роль второстепенных членов предложения. | Уметь выделять главные и второстепенные члены в предложении. | текущий | Выделять главные члены предложения как грамматическую основу предложения. Использовать предложения всех типов в своей речи. | |||
37 | Предложения с однородными членами (4 ч) Однородные члены предложения. | 1 | Решение частных задач | Смысловая ёмкость предложений с однородными членами. Интонационное и пунктуационное оформление однородных членов. | Уметь находить однородные члены предложения. Составлять предложение с однородными членами, Уметь ставить знаки препинания при однородных членах предложения. | текущий | Отрабатывать навык нахождения однородных членов. Наблюдение над постановкой знаков препинания при однородных членах. | |||
38 | Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления. | 1 | Решение частных задач | Смысловая ёмкость предложений с однородными членами. Интонационное и пунктуационное оформление однородных членов. | Уметь составлять предложение с однородными членами, соединёнными и не соединёнными союзами. Уметь ставить знаки препинания при однородных членах предложения. | тематический | Отрабатывать навык нахождения однородных членов. Работа над созданием алгоритма . наблюдение над постановкой знаков препинания при однородных членах. | |||
39 40 | Знаки препинания при однородных членах предложения. | 2 | Решение частных задач | Интонационное и пунктуационное оформление однородных членов. | Уметь ставить знаки препинания при однородных членах предложения. | текущий | Находить однородные члены. Составлять предложения с однородными членами, соединенными и несоединенными союзами. | |||
41 | Простые и сложные предложения (2 ч) Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но. | 1 | Постановка учебной задачи | Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но. | Уметь определять простые и сложные предложения. | текущий | Сравнивать простые и сложные предложения на основе их значения и количества грамматических основ. Ставить знаки препинания в сложных предложениях, объяснять роль союзов в сложном предложении. | |||
42 | Обучающее изложение | 1 | Решение частных задач | Тема текста, тип текста, простое и сложное предложение. | Уметь определять тему текста, тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опорой на план. | текущий | Составлять предложения. Объяснять применение знаков препинания и нахождение изученных орфограмм. | |||
43 | Словосочетание ( 3 ч) Анализ изложения. Словосочетание. Различие между словосочетанием, словом и предложением. | 1 | Решение частных задач | Различия между словосочетанием, словом и предложением. | Уметь выделять словосочетания из предложения с помощью вопросов. Находить связь слов в словосочетании, выделять главное и зависимое слова. | текущий | Повторить понятия словосочетание при чтении рубрики «Узелки на память». Находить словосочетания в предложениях. Составление предложений со словосочетаниями | |||
44 | Контрольный диктант по теме «Предложение» | 1 | Решение частных задач | Проверить знания учащихся по теме. | Уметь применять теоретические знания и умения при работе с языковым материалом. | текущий | Активно использовать слова с изученными орфограммами. Приобретать навыки орфографической зоркости | |||
45 | Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о предложении и словосочетании | 1 | Решение частных задач | Провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и в проверочном тесте. | Уметь применять теоретические знания и умения при работе с языковым материалом. | текущий | Осознавать причины появления ошибки и определять способы действий по исправлению их. Активно использовать слова с изученными орфограммами. | |||
46 | Слово и его значение (8 ч) Обобщение знаний о значении слова. | 1 | Решение частных задач | Обобщение представлений о лексическом значении слова. | Уметь определять лексическое значение слов. | текущий | Сравнивать слова по значению. Пользоваться лингвистическими словарями. | |||
47 | Различные виды лингвистических словарей. | 1 | Решение частных задач | Различать виды лингвистических словарей: фразеологические, этимологические, толковые, синонимов, антонимов, омонимов. Их устройство и назначение. | Уметь пользоваться лингвистическими словарями разных типов. Уметь составлять синонимические ряды. | текущий | Аргументировать свой ответ; анализировать и делать выводы; использовать знания по теме в новых условиях. | |||
48 | Звуко - буквенная форма слова и его лексическое значение. | 1 | Решение частных задач | Обобщить представления о лексическом значении слова. Слово как языковой знак, имеющий план выражения (звуко-буквенную и формально –грамматическую форму) и план содержания (значение слова). | Уметь применять полученные знания. | текущий | Уметь самостоя-тельно выполнять задания. Уметь оценить степень усвоения учебного материала | |||
49 50 | Синонимы, антонимы, омонимы. | 2 | Решение частных задач | Синонимы, антонимы, омонимы. | Уметь находить в тексте синонимы, антонимы, омонимы. | тематический | Находить в тексте и использовать в собственной речи синонимы, антонимы, омонимы. Пользоваться лингвистическими словарями. | |||
51 | Многозначные слова. | 1 | Решение частных задач | Многозначные слова. | Уметь находить в тексте многозначные слова. | текущий | Находить в тексте и использовать в собственной речи синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова. Пользоваться лингвистическими словарями. | |||
52 | Прямое и переносное значение слова. | 1 | Решение частных задач | Прямое и переносное значение слова. | Уметь различать слова в прямом и переносном значении. | текущий | Сравнивать слова по значению и форме (звуко-буквеный, формально-грамматический). Пользоваться лингвистическими словарями. | |||
53 | Проверь себя | 1 | Решение частных задач | Повторение и закрепление знаний по теме: «Слово и его значение». | Уметь применять полученные знания на практике. | текущий | Повторять и закреплять полученные знания. Формировать навыки орфографической зоркости. | |||
Состав слова. Однокоренные слова (23 ч) | ||||||||||
54 | Состав слова. Разбор слова по составу. | 1 | Постановка учебной задачи | Состав слова. Однокоренные слова. | Уметь разбирать слова по составу. | текущий | Разбирать слова по составу, выделять корень, приставку, суффикс, окончание. | |||
55 56 | Образование новых слов с помощью приставок. | 2 | Решение частных задач | Образование новых слов с помощью приставок. | Уметь разбирать слова по составу. Находить корень, приставку, суффикс, окончание. Определять значение, которое привносит в слово каждая морфема. Уметь отличать приставку от предлога. | текущий | Разбирать слова по составу, выделять корень, приставку, суффикс, оконча-ние. Определять значение, которое привносит в слово каждая морфема. | |||
57 | Разделительный твёрдый знак. | 1 | Решение частных задач | Разделительный твёрдый знак. | Уметь разбирать слова по составу. Находить корень, приставку, суффикс, окончание. Определять значение, которое привносит в слово каждая морфема. | текущий | Повторять и закре-плять полученные знания. Формировать навыки орфографической зоркости. | |||
58 | Разделительный мягкий знак. | 1 | Решение частных задач | Разделительный мягкий знак. | Уметь применять полученные знания на практике. | текущий | Повторять и закреплять полученные знания. Формировать навыки орфографической зоркости. | |||
59 | Разделительный твёрдый и мягкие знаки. | 1 | Решение частных задач | Разделительный твёрдый и мягкие знаки. | Определять значение, которое привносит в слово каждая морфема. Знать орфограмму «Разделительные ъ и ь знаки». | текущий | Повторять и закреплять полученные знания. Формировать навыки орфографической зоркости. | |||
60 | Контрольный диктант по теме «Правописание предлогов и приставок» | 1 | Контроль знаний | Проверить знания по теме. | Уметь писать под диктовку. | тематический | Повторять и закреплять полученные знания. Формировать навыки орфографической зоркости. | |||
61 | Анализ диктанта. Образование новых слов с помощью суффиксов. | 1 | Решение частных задач | Суффикс как значимая часть слова, придающая словам разные оттенки значения. | Уметь составлять слова с предложен-ными суффиксами. | текущий | Определять значение, которое придает слову суффикс. Развивать логическое мышление при группировке слов по значению суффиксов. | |||
62 | Правописание суффиксов –ие,-ек-. | 1 | Решение частных задач | Образование новых слов с помощью суффиксов –ек, -ик. | Уметь образовывать слова с помощью суффиксов. Знать орфограмму правописание суффиксов –ек, -ик. | текущий | Понимать роль орфографических правил в облегче-нии написания и чтения слов. | |||
63 | Однокоренные слова. | 1 | Решение частных задач | Однокоренные слова. Безударный гласный звук в корне слова. | Уметь выделять ко-рень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов. | текущий | Понимать роль орфографических правил в облегчении написания и чтения слов. | |||
64 65 66 | Правописание гласных и согласных в корне слова. | 3 | Решение частных задач | Корень. Однокоренные слова. Орфограммы корня. | Уметь разбирать слова по составу. Находить корень, приставку, суффикс, окончание. Знать орфограммы. | текущий | Знать орфограммы корня. Выполнять задания «Сам себе учитель». Находить и исправлять ошибки при выполнении задания. | |||
67 | Удвоенные согласные в корне слова. | 1 | Решение частных задач | Корень. Однокоренные слова. Орфограмма «Удвоенные согласные в корне слова». | Знать орфограмму «Удвоенные согласные в корне слова». Уметь находить и исправлять ошибки в тексте. | текущий | Знать орфограммы корня. Выполнять задания «Сам себе учитель». Находить и исправлять ошибки при выполнении задания. | |||
68 | Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану. | 1 | Контроль знаний | Тема текста, тип текста, простое и сложное предложение. | Уметь определять тему текста, тип текста, озаглавить текст, передавать содержание текста с опорой на план. | текущий | Применять полученные знания на практике при составлении письменного пересказа. | |||
69 | Анализ изложения. Правописание слов с орфограммами корня. | 1 | Решение частных задач | Корень. Однокоренные слова. Орфограммы корня. | Уметь разбирать слова по составу. Находить корень. Уметь определять корень в словах. Находить однокоренные слова. | текущий | Знать орфограммы корня. Находить и исправлять ошибки при выполнении задания. | |||
70 | Однокоренные слова и формы слова. | 1 | Решение частных задач | Повторение и систематизация основных орфограмм корня. | Уметь выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов. | тематический | Представлять выделение корня в родственных словах. Понимать значение написания морфем для понимания и записи слов. | |||
71 | Правописание соединительных гласных в сложных словах. | 1 | Решение частных задач | Соединительные гласные о, е. | Уметь разбирать слова по составу. Уметь находить и правильно использовать соединительные гласные в сложных словах. | текущий | Повторить ранее изученные орфограммы. Понимать необходимость обогащения своего словарного запаса. | |||
72 | Развитие речи. Обучающее сочинение на тему «Первый снег» | 1 | Постановка учебной задачи | Тема картины, описание картины, вид текста, текст-описание. | Уметь выражать свои чувства, мысли в форме письменных речевых высказываний. | текущий | Формировать навыки орфографической зоркости. Понимать необходимость обогащения словарного запаса. | |||
73 | Повторение изученных орфограмм. | 1 | Решение частных задач | Единообразие написания морфем, правописание изученных орфограмм. | Уметь применять полученные знания на практике. | текущий | Проверить и оценить знания по изученным орфограммам. Формировать потребность грамотного письма. | |||
74 | Проверь себя. Систематизация знаний о составе слова. | 1 | Контроль знаний | Систематизация знаний о составе слова. | Уметь применять полученные знания на практике. | текущий | Разбирать слова по составу, выделять корень, приставку, суффикс, окончание. Объяснять написание слова с точки зрения орфоргафии. | |||
75 | Контрольный диктант по теме «Состав слова» | 1 | Контроль знаний | Проверка знаний учащихся по теме. | Уметь применять полученные знания на практике. | текущий | Владеть письменной речью при написании диктанта. Проверить и оценить знания по изученным орфограммам. | |||
76 | Анализ контрольного диктанта. Повторение основных орфограмм корня. | 1 | Решение частных задач | Повторение основных орфограмм корня. Работа над ошибками. | Уметь находить ошибки в словах и проводить работу над ошибками. Уметь использовать полученные знания на практике. | текущий | Проверить и оценить знания по изученным орфограммам. Формировать потребность грамотного письма. | |||
Слово как часть речи (76 ч) | ||||||||||
77 | Целостное представление о частях речи. Их роль в предложении (6 ч) Различие и общность частей речи. | 1 | Постановка учебной задачи | Систематизировать знания о частях речи. Грамматическое значение. | Уметь определять части речи по обоб-щенному значению предметности, дей-ствия, признака и по вопросам. | текущий | Понимать основы представления о грамматической общности слов. Понимать роль использования слов каждой части речи. | |||
78 | Грамматические значения частей речи. | 1 | Решение частных задач | Критерии выделения частей речи: общее значение, набор грамматических значений, роль в предложении. | Уметь определять части речи по обоб-щенному значению предметности, дей-ствия, признака и по вопросам. | текущий | Понимать основы представления о грамматической общности слов. | |||
79 | Распределение слов по частям речи. | 1 | Решение частных задач | Критерии выделения частей речи: общее значение, набор грамматических значений, роль в предложении. | Уметь определять части речи по обоб-щенному значению предметности, дей-ствия, признака и по вопросам. | Текущий | Понимать основы представления о грамматической общности слов. Понимать роль использования слов каждой части речи. | |||
80 | Роль частей речи в предложении. | 1 | Решение частных задач | Критерии выделения частей речи: общее значение, набор грамматических значений, роль в предложении. Грамматическое значение частей речи (общее представление) | Уметь определять роль в предложении слов каждой из частей речи. Доказывать принадлежность слова к определённой части речи. | Текущий | Понимать основы представления о грамматической общности слов. Сделать вывод о роли в предложении слов каждой части речи. | |||
81 | Проверь себя. Систематизация знаний о частях речи. | 1 | Контроль знаний | Систематизация знаний о частях речи. | Уметь применять полученные знания на практике. | Текущий | Уметь самостоя-тельно выполнять задания. Сделать вывод о роли в предложении слов каждой части речи. | |||
82 | Контрольный диктант за 1 полугодие. | 1 | Контроль знаний | Проверка знаний учащихся по изученным темам. | Уметь применять полученные знания на практике. | Тематический | Определить уровень усвоения темы, выделять морфемы в слове. Формировать потребность грамотного письма. | |||
83 | Имя существительное (22 ч) Повторяем, что знаем. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | Постановка учебной задачи | Имя существительное. Группы имен существительных: одушевленные и неодушевленные. | Уметь различать существительные одушевленные и неодушевленные. | Текущий | Развивать логическое мышление при систематизации слов по тематическим группам. Обогащать словарный запас. | |||
84 | Число и род имён существительных. | 1 | Решение частных задач | Обобщение знаний об имени существительном. Число и род имён существительных. | Уметь определять в речи имена существительные, Число и род имён существительных. | Текущий | Формировать стремление совершенствовать свою речь. Составление словосочетаний с именами существительными. | |||
85 | Алгоритм определения падежа имён существительных. | 1 | Решение частных задач | Алгоритм определения падежа имён существительных. | Уметь находить имена существительные в тексте. Определять их особенности: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое; род, число, падеж. | Текущий | Повторить падежи имён существительных. Отработать навык постановки вопроса к имени существительному для определения падежа. | |||
86 | Упражнение в распознании падежа имён существительных. | 1 | Решение частных задач | Упражнение в распознании падежа имён существительных. | Применять алгоритм определения падежа имени существительного. | Текущий | Отработать навык постановки вопроса к имени существительному для определения падежа. | |||
87 | Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные. | 1 | Постановка учебной задачи | Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные. | Применять алгоритм определения падежа имени существительного. Определять падеж несклоняемых имен существительных. | Текущий | Уметь выполнять логические операции сравнения, сопоставления. | |||
88 | Три склонения имен существительных (общее представление) | 1 | Решение частных задач | Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе. | Применять алгоритм определения падежа имени существительного. Склонять имёна существительные в единственном числе. | Текущий | Определять склонения имён существительных в косвенном падеже. Отрабатывать навык определения склонения имён существительных. | |||
89 | Проверочная работа по теме «Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе» | 1 | Контроль знаний | Синтезировать и систематизировать полученные знания. | Уметь использовать полученные знания на практике. | Текущий | Уметь самостоятельно выполнять задания. Уметь оценить степень усвоения учебного материала. | |||
90 91 92 | Падежные окончания имён существительных 1-го склонения. | 3 | Решение частных задач | Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе. Имена существительные 1 –ого склонения. | Уметь определять склонение имён существительных, знать падежные окончания существительных 1 склонения. | Текущий | Объяснять необходимость знания падежа и склонения имени существительного для верного написания его окончания. | |||
93 94 95 | Падежные окончания имён существительных 2-го склонения. | 3 | Решение частных задач | Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе. Имена существительные 2 –ого склонения. | Уметь определять склонение имён существительных, знать падежные окончания существительных 2 склонения. | Текущий | Объяснять необходимость знания падежа и склонения имени существительного для верного написания его окончания. | |||
96 97 | Падежные окончания имён существительных 3-го склонения. | 2 | Решение частных задач | Склонение имён существительных в единственном числе. Имена существительные 3–го склонения. | Уметь определять склонение имён существительных, знать падежные окончания существительных 3 склонения. | Текущий | Объяснять необходимость знания падежа и склонения имени существительного для верного написания его окончания. | |||
98 99 | Падежные окончания имён существительных в единственном числе. | 2 | Решение частных задач | Падежные окончания имён существительных в единственном числе. | Уметь распознавать склонения имён существительных, писать безударные окончания имён существительных. | Текущий | Объяснять необходимость знания падежа и склонения имени существительного для верного написания его окончания. | |||
100 101 102 | Склонение имён существительных во множественном числе. | 3 | Решение частных задач | Склонение имён существительных. Разбор имени существительного как части речи. Роль имен существительных в речи и в составе предложений. | Уметь анализировать имя существительное ное как часть речи, указывая начальную форму, род, склонение, падеж, число. | Текущий | Сравнивать имена существительные в разных падежных формах по вопросам, по употребляемым предлогам и по окончаниям. | |||
103 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | 1 | Контроль знаний | Проверка знаний учащихся по теме. | Уметь применять полученные теорети-ческие знания на практике, писать под диктовку. | тематический | Определить уровень усвоения темы, выделять. Формировать потребность грамотного письма. | |||
104 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | Решение частных задач | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. | Уметь находить ошибки в словах и проводить работу над ошибками. | Текущий | Систематизировать ошибки учащихся. Проверить и оценить знания по изученным орфограммам. | |||
105 | Имя прилагательное (13 ч) Повторяем, что знаем. | 1 | Постановка учебной задачи | Общее значение: признак, качество предмета, вопросы. Изменение прилагательных по родам, числам, падежам. | Уметь выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным, ставить вопрос от существительного к прилагательному. Знать алгоритм определения рода, числа, падежа. | Текущий | Оформлять свои мысли в устной речи с учетом учебных задач; уметь точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи. | |||
106 107 | Безударные окончания имён прилагательных. | 2 | Решение частных задач | Безударные падежные окончания имён прилагательных. Образование имён прилагательных. Разбор имени прилагательного как части речи. | Знать способы проверки безударных падежных окончаний имен прилагательных. | Текущий | Уметь точно определять имена прилагательные в устной и письменной речи; работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями. | |||
108 109 110 | Склонение имён прилагательных. | 3 | Решение частных задач | Склонение имён прилагательных. | Уметь ставить вопрос от существительного к прилагательному. Знать алгоритм определения рода, числа, падежа. | Текущий | Уметь определять род, число, падеж и правильно писать падежные окончания прилагательных в единственном числе. | |||
111 112 113 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. | 3 | Решение частных задач | Падеж имён прилагательных. Падежные окончания имён прилагательных во множественном числе. | Уметь определять падеж имён прилагательных, писать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе. | Текущий | Сопоставлять имеющиеся знания с требуемыми для выполнения поставленной учебной задачи. | |||
114 | Разбор имени прилагательного как части речи. | 1 | Решение частных задач | Разбор имени прилагательного как части речи. | Уметь разбирать имя прилагательное как часть речи. | Текущий | Строить логические цепи рассуждений, уметь пользоваться справочной литературой. | |||
115 | Проверь себя. | 1 | Контроль знаний | Контроль усвоения знаний по теме «Имя прилагательное» | Уметь писать под диктовку текст с изученными орфограммами. Уметь применять полученные знания на практике. | Тематический | Ответить на вопросы контрольной работы по заданиям рубрики «Проверь себя» | |||
116 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | Контроль знаний | Проверить знания учащихся по теме «Имя прилагательное» | Уметь отвечать на вопросы по содержанию текста; писать под диктовку. | итоговый | Уметь писать под диктовку. Уметь находить в тексте места, где легко допустить ошибку. | |||
117 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | Решение частных задач | Провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях. | Уметь сопоставлять произношение и написание слов; применять правила правописания. | Текущий | Осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах. | |||
118 | Местоимение (7 ч) Местоимение как часть речи. | 1 | Постановка учебной задачи | Местоимение. Общие сведения о местоимении как части речи. | Уметь сравнивать местоимения с именами существительными по функции и по грамматическим признакам. Употреблять местоимения в собственной речи. | Текущий | Уметь осознанно употреблять местоимения в речи, в частности заменять имена существительные личными местоимениями. | |||
119 | Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица. | 1 | Постановка учебной задачи | Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица. | Уметь изменять личные местоимения по падежам. | Текущий | Выполнять универсальные логические операции анализа и синтеза. | |||
120 | Склонение личных местоимений 3-го лица. | 1 | Решение частных задач | Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам. | Уметь изменять личные местоимения 3-го лица по падежам. | Текущий | Выполнять универсальные логические операции анализа и синтеза. | |||
121 | Изменение личных местоимений по падежам. Творческая переменка. | 1 | Решение частных задач | Местоимения. Морфологические признаки местоимений. | Уметь правильно употреблять и писать местоимения, определять морфологические признаки местоимений. | Текущий | Выполнять универсальные логические операции анализа и синтеза. | |||
122 | Проверь себя. | 1 | Контроль знаний | Контроль усвоения знаний по теме «Местоимение» | Уметь применять полученные знания на практике. | Тематический | Уметь соотносить объекты с известными понятиями, строить логическую цепь рассуждений, доказательств. | |||
123 | Контрольный диктант по теме «Местоимение» | 1 | Контроль знаний | Проверить знания учащихся по теме «Местоимение» | Уметь отвечать на вопросы по содержанию текста; писать под диктовку. | итоговый | Уметь писать под диктовку, применять правила правописания. | |||
124 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | Решение частных задач | Провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях. | Уметь сопоставлять произношение и написание слов; применять правила правописания. | Текущий | Осознавать причины появления ошибки в письменных работах. | |||
125 | Глагол (20 ч) Повторяем, что знаем роль глаголов в языке. | 1 | Постановка учебной задачи | Общее значение действия, состояния, вопросы. Изменение глагола по временам. Неопределённая форма глагола как его начальная форма. | Знать о лексическом значении глагола, его роли в языке. | Текущий | Развивать умения объяснять значение глагола. | |||
126 | Прошедшее время глагола. | 1 | Постановка учебной задачи | Прошедшее время глагола. | Уметь изменять глагол по временам, определять род глаголов в прошедшем времени. | Текущий | Выделять существенные признаки орфограмм. | |||
127 128 | Неопределённая форма глагола. | 2 | Решение частных задач | Неопределённая форма глагола. | Уметь различать неопределенную форму глагола, ставить вопросы к глаголам в неопределённой форме. | Текущий | Выражать свои мысли, в форме устных и письменных речевых высказываний. | |||
129 | Спряжение глаголов в настоящем времени. | 1 | Постановка учебной задачи | Глаголы настоящего времени. | Уметь изменять глаголы по лицам и числам, спрягать глаголы в настоящем времени. | Текущий | Соотносить задания с изученными темами; применять правила правописания. | |||
130 | Спряжение глаголов в будущем времени. | 1 | Постановка учебной задачи | Глаголы будущего времени | Уметь изменять глаголы по лицам и числам, спрягать глаголы в будущем времени. | Текущий | Соотносить задания с изученными темами; применять правила правописания; контролировать и оценивать свою работу. | |||
131 | 2-е лицо единственного числа глаголов настоящего и будущего времени. | 1 | Постановка учебной задачи | Окончания глаголов 2-го лица. | Уметь писать мягкий знак в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа. | Текущий | Сопоставлять произношение и написание слов; контролировать и оценивать свою работу. | |||
132 | I и II спряжение глаголов. | 1 | Постановка учебной задачи | Личные окончания глаголов I и II спряжения. Способы определения спряжения глаголов. | Уметь изменять глаголы по лицам и числам, спрягать глаголы в настоящем времени. | Текущий | Осознавать место возможного возникновения орфографических ошибок; подбирать примеры на изученную орфограмму. | |||
133 134 | Способы определения спряжения глаголов. | 2 | Решение частных задач | Способы определения спряжения глаголов с ударными и безударными окончаниями. | Уметь различать личные окончания глаголов I и II спряжения. | Текущий | Формулировать учебную проблему совместно с учителем, определять правильность системы учебных действий | |||
135 136 | Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. | 2 | Решение частных задач | Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени | Уметь правильно писать безударные окончания глаголов настоящего и будущего времени. | Текущий | Формулировать учебную проблему совместно с учителем, определять правильность системы учебных действий | |||
137 138 | Правописание глаголов на –тся и –ться. | 2 | Решение частных задач | Возвратные глаголы. | Уметь обосновывать правильность написания изученных орфограмм, распознавать форму 3-го лица и неопределенную форму возвратных глаголов. | Текущий | Выделять орфограмму, выдвигать гипотезы и аргументировать их. | |||
139 | Глаголы – исключения. | 1 | Решение частных задач | Глаголы – исключения. | Уметь применять различные приёмы для запоминания глаголов- исключений. | Текущий | Уметь выделять орфограмму; выдвигать гипотезы и их аргументировать. | |||
140 | Написание безударных окончаний глаголов. | 1 | Решение частных задач | Безударные окончания глаголов, глаголов-исключений. | Уметь писать безударные окончания глаголов, глаголов-исключений. | Текущий | Выделять орфограмму, выдвигать гипотезы и аргументировать их. | |||
141 | Разбор глагола как части речи. | 1 | Решение частных задач | Грамматические категории глагола, безударные окончания глаголов, глаголов-исключений. | Уметь разбирать глагол как часть речи. | Тематический | Выделять орфограмму, выдвигать гипотезы и аргументировать их. | |||
142 | Проверь себя. | 1 | Контроль знаний | Контроль усвоения знаний | Уметь применять полученные знания на практике. | Тематический | Уметь соотносить объекты с известными понятиями, строить логическую цепь. | |||
143 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | Контроль знаний | Проверить знания учащихся по теме. | Уметь отвечать на вопросы по содержанию текста; писать под диктовку. | Итоговый | Уметь писать под диктовку. | |||
144 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | Постановка учебной задачи | Провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях. | Уметь сопоставлять произношение написание слов; применять правила правописания. | Текущий | Осознавать причины появления ошибки в письменных работах. | |||
145 146 147 | Имя числительное (3 ч) Имя числительное. | 3 | Решение частных задач | Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные. Разряды числительных по структуре: простые и сложные, составные. Употребление числительных в речи. | Уметь объяснять различие функций имён числительных разных разрядов. Употреблять числительные в речи. | Текущий | Соотносить задания с изученными темами; применять правила правописания; контролировать и оценивать свою работу. | |||
148 149 150 | Наречие (5 ч) Наречие. | 3 | Решение частных задач | Наречие как неизменяемая часть речи. Отличительные признаки наречия от других частей речи. Вопросы к наречиям. | Уметь находить наречия в предложении. Определять грамматические особенности наречий (неизменяемость). Распространять предложения наречиями. | Текущий | Выделять орфограмму, выдвигать гипотезы и аргументировать их. Уметь выполнять логические операции сравнения, анализа и синтеза. | |||
151 | Контрольный диктант по темам «Имя числительное», «Наречие». | 1 | Контроль знаний | Проверка знаний учащихся по темам «Имя числительное», «Наречие». | Уметь отвечать на вопросы по содержанию текста; писать под диктовку. | Итоговый | Уметь писать под диктовку. | |||
152 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | Постановка учебной задачи | Работа над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях. | Уметь сопоставлять произношение написание слов; применять правила правописания. | Текущий | Осознавать причины появления ошибки в письменных работах. | |||
Повторение (23 ч) | ||||||||||
153 154 | Повторение. Слово. | 2 | Решение частных задач | Слово. | Уметь рассматривать слово с разных точек зрения. | Текущий | Формулировать учебную проблему совместно с учителем, определять правильность системы учебных действий | |||
155 | Повторение. Части речи. | 1 | Решение частных задач | Части речи. | Уметь применять полученные знания о частях речи. | Текущий | Строить логические цепи рассуждений, доказательств. Уметь аргументировать свою точку зрения. | |||
156 | Развитие речи. Подробное изложение текста по коллективно-составленному плану. | 1 | Решение частных задач | Работа с текстом. | Уметь определять тему текста, тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опорой на план; развивать речь. | Текущий | Уметь подробно передавать содержание текста; применять полученные знания при составлении письменного пересказа. | |||
157 158 | Повторение. Части речи. | 2 | Решение частных задач | Части речи. Написание окончаний имен существительных, прилагательных, глаголов. Предлоги. | Уметь применять полученные знания о частях речи. | Текущий | Строить логические цепи рассуждений, доказательств. Уметь аргументировать свою точку зрения. | |||
159 | Развитие речи. Краткое изложение текста по коллективно составленному плану. | 1 | Решение частных задач | Работа с текстом. | Уметь определять тему текста, тип текста, озаглавливать текст, кратко передавать содержание текста с опорой на план; развивать речь. | Текущий | Уметь точно, кратко передавать содержание текста; применять полученные знания при составлении письменного пересказа. | |||
160 | Повторение. Части речи. | 1 | Постановка учебной задачи | Части речи. Безударные окончания существительных, прилагательных и глаголов. | Уметь писать безударные окончания существительных, прилагательных, глаголов. | Текущий | Относить объекты к известным понятиям, строить речевое высказывание в устной и письменной форме. | |||
161 | Повторение. Контрольное списывание. | 1 | Контроль знаний | Орфограммы. | Знать изученные орфограммы. Уметь применять полученные знания на практике. | Итоговый | Выделять орфограмму, выдвигать гипотезы и аргументировать их. | |||
162 | Повторение. Правила правописания. | 1 | Контроль знаний | Орфограммы. | Знать изученные орфограммы. Уметь применять полученные знания на практике. | Итоговый | Выделять орфограмму, выдвигать гипотезы и аргументировать их. | |||
163 | Итоговый контрольный диктант | 1 | Контроль знаний | Проверка знаний учащихся по изученным темам. | Уметь отвечать на вопросы по содержанию текста; писать под диктовку | Итоговый | Уметь писать под диктовку. | |||
164 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | Решение частных задач | Работа над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях. | Уметь сопоставлять произношение и написание слов; применять правила правописания. | Текущий | Осознавать причины появления ошибки в письменных работах. | |||
165 | Итоговый тест за 4 класс. | 1 | Контроль знаний | Проверка знаний учащихся по изученным темам. | Уметь применять полученные знания на практике. Уметь отвечать на вопросы по содержанию теста. | Текущий | Относить объекты к известным понятиям, строить речевое высказывание в устной и письменной форме. | |||
166 | Повторение. Правила правописания. | 1 | Постановка учебной задачи | Орфограммы. | Знать изученные орфограммы. Уметь применять полученные знания на практике. | Текущий | Выделять орфограмму, выдвигать гипотезы и аргументировать их. | |||
167 | Олимпиадная работа | 1 | Контроль знаний | Олимпиадные задания. | Уметь применять полученные знания, умения, навыки при выполнении нестандартных заданий. | Итоговый | Строить логические цепи рассуждений, доказательств. | |||
168 | Контрольное изложение | 1 | Контроль знаний | Работа с текстом. | Уметь определять тему текста, тип текста, озаглавливать текст, кратко передавать содержание текста с опорой на план; развивать речь. | Уметь подробно передавать содержание текста; применять полученные знания при составлении письменного пересказа. | ||||
169 | Итоговый тест. | 1 | Контроль знаний | Проверка и систематизация полученных знаний и умений. | Уметь применять полученные знания на практике. Уметь отвечать на вопросы по содержанию теста. | Итоговый | Относить объекты к известным понятиям, строить речевое высказывание в устной и письменной форме. | |||
170 - 175 | Обобщающий урок. Игра «По галактике Частей речи». Повторение. | 6 | Контроль знаний | Проверка и систематизация полученных знаний и умений в игровой форме. | Уметь применять полученные знания, умения, навыки при выполнении нестандартных заданий. | Итоговый | Применять знания в нестандартных условиях; уметь выполнять задания творческого и поискового характера. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 3 классе коррекционной школы(класс со сложной структурой дефекта)
Рабочая программа создана для работы в 3 классе со сложной структурой дефекта. Состоит из пояснительной записки, тематического планирования и используемой литературы...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 4 класса
Рабочая программа по русскому языку...
адаптированная рабочая программа по русскому языку 7 класс
адаптированная рабочая программа по русскому языку 7 класс (8 вид, коррекционный)...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 4 классе МКОУ С(К)ОШИ VIII вида
Программа составлена на учебный год и содержит коррекционные задачи на кждый урок...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку и литературному чтению Курс «Обучение грамоте. 1 класс» для детей с РАС вариант 8.2
Рабочая программа по русскому языку разработана для ........... (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы началь...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 1 класс для детей с РАС вариант 8.2
Рабочая программа по русскому языку разработана для ........... (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начально...
.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования
.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования...