Русский язык 4 класс. Открытый урок-исследование по теме "Местоимение"
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_o_mestoimenii.pptx | 2.4 МБ |
rus_yaz_mestoimenie.docx | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Местоимение
Девиз урока: « Учитесь тайны открывать! »
Местоимение
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КАРТОЧКА 1.Местоимение – это ____________________ 2.Употребляется вместо-________________ 3.Отвечает на вопросы:_________________ ( нач.форма ) 4. В предложении являются____________ 5. Не называют предмет, а ______________ 6.Личные местоимения__________________
Дружная
Справочная
МЕСТО ИМЕНИ Е МЕСТОИМЕНИЕ
Спортивная
Вопросительная
Неизвестная
Загадочная
Лицо Ед.число Мн.число 1 лицо Я МЫ 2 лицо ТЫ ВЫ 3 лицо ОН, ОНА, ОНО ОНИ
1 лицо 2 лицо 3 лицо
Ключевая
Оценивание: Верно 6 ответов - « 5 » Верно 5 ответов - « 4 » Верно 3-4 ответа - « 3 » Верно < 3- х ответов - « 2 »
Предварительный просмотр:
УМК:«Перспектива». Климанова Л.Ф. «Русский язык(2 ч.) 4 класс»
Учитель: Ересько Тамара Николаевна
Тема урока: «Местоимение как часть речи».
Урок-исследование
Цель:сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи.
Планируемые результаты:
Предметные:
•формирование представлений о местоимении, как части речи;
• знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;
• овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.
Личностные.
•развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах, при проверке;
• развитие самостоятельности;
• развитие интереса к изучению русского языка.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролёров.
Коммуникативные УУД.
- учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Познавательные УУД.
- уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
-уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения
Ход урока:
I.Мотивация к учебной деятельности
Вот звонок нам дал сигнал:
Русский наш язык настал.
Время нам нельзя терять,
Новую часть речи начнем мы изучать.
-Мы сегодня будем снова открывать тайны русского языка.
- Готовы?
- Каким вы хотите видеть наш урок?
(Интересным, веселым, запоминающимся, познавательным).
II. Целеполагание.
Звук НЛО
Слайд 2 Появление Незнакомки.
Кто она? Все о ней вы должны узнать!
Заинтриговала? Начинаем!
Слайд 3 (Узнаем имя Незнакомки)
Ребус
Кто сформулирует тему урока?
- Итак, тема урока «Местоимение как часть речи».
- Какую цель мы поставим перед собой на этот урок? Продолжите предложения: познакомиться с личными местоимениями, уметь отличать местоимение от других частей речи, уточнить роль местоимений в речи.
Девиз урока Слайд 4
Ребята, я вас приглашаю в космическое путешествие к созвездию «Местоимение». Слайд 5
Исследуя созвездие, вы должны будете заполнить исследовательскую карточку.
Слайд 6
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КАРТОЧКА
1.Местоимение – это _____________________________
2.Употребляется вместо-____________________________
3.Отвечает на вопросы:_____________________(нач.форма)
4. В предложении являются__________________
5. Не называют предмет, а _________________________
6.Личные местоимения______________________
Но прежде вспомним, какие местоимения знаете (Работа в парах( зеленый лист) карточки). Даю время. Затем говорят- я на доску.(Я, ТЫ…)
1.____________хочу прыгнуть с парашютом.
2.____________строят новый дом.
3.____________совсем не хочешь мне помогать.
4.____________пойдем в кино сегодня вечером.
5.____________была очень нарядная, праздничная.
6.____________осенью улетают на юг.
7. ____________можете допустить ошибку в вычислениях.
8.____________светило очень ярко.
9.____________подарил шарики ребятам.
III. Изучение нового материала. Открытие нового знания.
1.Звезда « ДРУЖНАЯ »- работа в группе. Слайд 7
Раздаются листочки жёлтого цвета с текстом.
Живёт в лесу дятел. Спинка у дятла чёрная, крылья пёстрые, шапочка красная. Бежит дятел вверх, клювом по коре стучит. Нашёл дятел в лесу корявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет дятел шишку в трещину и семена выбирает.
- Что это?
- Прочитайте вслух.?
- О какой птице прочитали Слайд 8
- Всё ли понравилось в тексте? Удачно ли построены эти предложения в тексте?
- К какой части речи относится слово дятел? ( По ходу работы заполняется карточка).
- Каким словом можно его заменить? (Он). Замените слово «дятел» местоимением «он»,чтобы предложения в тексте были построены правильно.
-Прочитайте полученный текст. Для чего вы существительные заменили местоимением?
- Правильно, чтобы не повторять несколько раз существительные в тексте их заменяют местоимениями.
Т. к. местоимение – слово, можно ли сказать, что оно является частью речи?
(Заполняем карточку Местоимение-это часть речи.)
2.Звезда «Справочная» Слайд 9
- Место какой части речи заняли в предложении новые слова? (место имени существительного)
На центральную доску прикрепляются карточки: Слайд 10
|
|
|
|
МЕСТОИМЕНИЕ |
В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса –й (е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало. Сейчас в слове "местоимение" выделяется основа и окончание.
– Какое открытие для себя сделали?
Местоимение – часть речи, которая заменяет имена.
Оно о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Оно отдается делу сполна:
Местоимение заменяет имена!
(Заполняют карточку)
-Индивидуальная работа.
3.Звезда «СПОРТИВНАЯ» (физминутка) Слайд 11
Мы, друзья, не знаем скуки,
Дружно вверх поднимем руки.
Вниз опустим, а затем
Вдох глубокий сделать всем.
А теперь и ты, и я
Приседайте – ка, друзья.
Руки за спину – она
Распрямиться вмиг должна.
Дружно в сторону наклон,
Сбросить лень поможет он.
Вправо, влево наклонитесь.
И, конечно, не ленитесь.
Что же в классе есть оно?
Посмотрите на окно.
Смотрим прямо. А теперь
Посмотрите все на дверь.
Вы похлопайте тихонько
И попрыгайте легонько.
Глубоко сейчас вдохнуть,
Выдох без сомнения.
Помогли нам отдохнуть
Все местоимения.
4.Звезда «ВОПРОСИТЕЛЬНАЯ» Слайд 12
Задание на листочке красного цвета: замените имя существительное местоимением и поставьте к ним вопрос в предложениях.
1) По небу плыли серые тучи. Тучи цеплялись за верхушки старых сосен и сеяли на землю холодный мелкий дождь.
2) Сова – хищная птица. Сова считается лучшим охотником.
3) Филин – красивая птица. У филина длинные крылья жёлтого цвета.
Дети выполняют задания.
Вывод. Если местоимения заменяют имена существительные, на вопросы какой части речи они отвечают? (на вопросы существительных). Местоимения могут указывать как на одушевлённый предмет, так и на неодушевлённый. В зависимости от этого они могут отвечать на вопрос кто? или что? Это начальная форма местоимений (заполняют карточку).
Роль местоимений в предложении
- Разберём их по членам предложения и обозначим части речи.
-Каким членом предложения являются местоимения?
- Какой сделаем вывод?
Вывод: В предложении местоимения бывают главными членами предложения – подлежащими и второстепенными членами.(заполняем карточку)
5.Звезда «Неизвестная». Слайд 13
Я сейчас прочитаю текст, а вы подумайте, о ком идёт речь?
Мама принесла его домой однажды вечером. Это создание было ещё совсем крохотное. Замёрзший и перепуганный он дико озирался по сторонам, и время от времени начинал громко плакать. Лишь к полуночи, выпив тёплого молока и, видимо, вконец, выбившись из сил, малыш заснул прямо на полу у тёплого камина.
- О ком говорится в тексте?
- Видите, сколько у вас мнений.
- А почему у вас не было однозначного ответа?
- В этом тексте не было слова, которое называет предмет, о котором идёт речь в тексте, а местоимение не называет предмет, а только на него указывает. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного)
Вывод. Местоимение указывает на предмет.(заполняем карточку).
6. Звезда «Загадочная» (индивидуальная работа) Слайд 14
Знакомство с личными местоимениями.(голубая карточка)
- У вас на парте лежат карточки со словами, приготовьте их. Вам необходимо поднять карточку с тем словом, которое является ответом на мой вопрос:
- Как бы вы сказали про себя, используя местоимение? (Я)
С помощью какого местоимения несколько человек указывают на себя? (мы)
Определим эти местоимения, указывающие на себя в первую группу, запишем и запомним.
- Как бы вы обратились к другу ? ( ты)
С помощью какого местоимения, мы указываем тех к кому обращаемся? (вы)!
Определим их во вторую группу
- Про друга ? ( он)
- Про подругу? ( она), о солнце (оно).
- Про детей ? ( они)
Определим их в третью группу.
Сколько групп у нас получилось? Как можно назвать эти группы? Слайд 15 16
Подумайте, почему местоимения называются личными? Личными они называются потому, что указывают на лица, которые участвуют в речи.
Лицо | Ед. число | Мн.число |
1 лицо | ||
2 лицо | ||
3 лицо |
Итак, местоимения имеют лица:
1 лицо – я, мы
2 лицо – ты, вы
3 лицо – он, она, оно, они-
Местоимения я, мы – местоимения 1-го лица, указывают на говорящего. Ты, вы – местоимения 2 – го лица. Они указывают на собеседника, то есть на того, с кем говорят. Он, она, оно – местоимения 3 –го лица, указывают на того, о ком говорят, или на то, о чём говорят.
- Как вы думаете, почему эти местоимения написаны в 2 столбика?
Сравните местоимения первого столбика: я, ты, он, она, оно. Что можно сказать о них? На сколько предметов они указывают? (Высказывания учеников.) Аналогично второй столбик.
Оказывается, местоимения могут указывать на один предмет, лицо или несколько предметов, лиц, т.е бывают единственного и множественного числа.
Итак, запишем последний вывод в исследовательскую карточку.
Что же мы с вами выяснили в ходе нашего исследования?
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КАРТОЧКА
1.Местоимение – это __часть речи.
2.Употребляется вместо существительного.
3.Отвечает на вопросы:кто? Что? (нач.форма)
4. В предложении являются подлежащим и второстепенным членом пред.
5. Не называют предмет, а указывает на предмет.
6.Личные местоимения-я,мы,ты,вы,он,она,оно,они( 1, 2, 3-лица)
IV.Этап закрепления -самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону
8.Звезда. «Ключевая» Слайд 17
(Тест На листочках белого цвета.)
Проведение тестирования.
1. Местоимение:
а) это слово
б) часть речи
в) член предложения.
2. Местоимение:
а) отвечает на вопросы существительных
б) глаголов
в) нельзя задать вопрос
3. Местоимение:
а) обозначает предмет
б) признак предмета
в) указывает на предмет
4. Укажите местоимение:
а) ель
б) ем
в) ты
5.Найдите слова, которые не являются местоимениями:
а) ты, мы
б) она, он
в) в, о
6.Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением.
а) Из леса доносилось пение птиц.
б) Ранним утром мы отправились на рыбалку.
в) К нам в гости пришли бабушка и дедушка.
ВЗАИМОПроверка: Верно 6 ответов-«5», 5 ответов-«4», 3 ответа-«3», < 3--«2»
1. б)
2. а)
3. в)
4. в)
5. в)
6. б)
VI.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Наше путешествие сегодня подходит к концу, но созвездие не изучено до конца. На следующих уроках мы продолжим путешествие. Давайте подведем итоги исследовательской работы сегодняшнего урока. Вспомним девиз урока
- Какое открытие вы сегодня сделали?
- Что нового сегодня узнали? Чему научились? К каким выводам пришли?
-Что на уроке для вас было интересно?
(-Проведите самоанализ и заполните таблицу на листочках оранжевого цвета.
Ответы детей.)- не нужно
- У каждого из вас на столе лежат звёздочки разных цветов.
- Если вы довольны своей работой на уроке, возьмите зеленую звёздочку.
- Если вы испытывали некоторые затруднения, но вам помогли товарищи, возьмите красного цвета.
- А если вы испытывали большие затруднения, возьмите красную звёздочку.
- Прикрепите эти звёздочки вокруг созведия.
Встаньте.
- Посмотрите, какое получилось у нас яркое созвездие. Мы его создали вместе.
- Мне бы хотелось, чтобы в нашей повседневной жизни чаще звучало местоимение МЫ. Ведь "вместе весело шагать по просторам..
Дом. Задание:
- Какие два местоимения мешают движению на дорогам?(ЯМЫ)
- Сколько личных местоимений в слове семья?(7)
- Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе овощ.(ТЫКВА)
- Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдешь в словах: сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе означают вместилище для чего-нибудь.(ЯЩИК)
- Первый слог – личное местоимение, второй и третий – то же, что ненастье. Вместе означают – мелкая клевета или клеветник.(ЯБЕДА)
Ответы: 1- ямы, 2-семь, 3-тыква, 4-ящик, 5-ябеда.
!!!РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ:
I.Представьте, что вы получили телеграмму. Для экономии в них пропущены местоимения. Ваша задача — расшифровать телеграмму, вставляя нужные местоимения. Не забудьте обратить внимание на форму глагола.
1) « … нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на новогодний утренник. Кого … ждёте? Почему … уходят?»
2) « Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую игрушку … делают? Куда … идёшь? Завтра … пойду на ёлку.»
3) Однажды …. шёл по лугу. Ко …. пристала ласточка. … кружилась около …. . Ласточка задевала …. за плечо, кричала жалобно, словно …. отнял у …. птенца, словно просила отдать …. обратно. …. не понимал, что …. нужно.
II.
- Какие два местоимения мешают движению на дорогам?(ЯМЫ)
- Сколько личных местоимений в слове семья?(7)
- Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе овощ.(ТЫКВА)
- Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдешь в словах: сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе означают вместилище для чего-нибудь.(ЯЩИК)
- Первый слог – личное местоимение, второй и третий – то же, что ненастье. Вместе означают – мелкая клевета или клеветник.(ЯБЕДА)
Ответы: 1- ямы, 2-семь, 3-тыква, 4-ящик, 5-ябеда.
Приложение 3. Задания.
1.Звезда « ДРУЖНАЯ »
Живёт в лесу дятел. Спинка у дятла чёрная, крылья пёстрые, шапочка красная. Бежит дятел вверх, клювом по коре стучит. Нашёл дятел в лесу корявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет дятел шишку в трещину и семена выбирает.
4.Звезда «ВОПРОСИТЕЛЬНАЯ»
1) По небу плыли серые тучи. Тучи цеплялись за верхушки старых сосен и сеяли на землю холодный мелкий дождь.
2) Сова – хищная птица. Сова считается лучшим охотником.
3) Филин – красивая птица. У филина длинные крылья жёлтого цвета.
5.Звезда «Неизвестная».
Мама принесла его домой однажды вечером. Это создание было ещё совсем крохотное. Замёрзший и перепуганный он дико озирался по сторонам, и время от времени начинал громко плакать. Лишь к полуночи, выпив тёплого молока и, видимо, вконец, выбившись из сил, малыш заснул прямо на полу у тёплого камина.
Приложение 4. Карточка для самоанализа.
Утверждения | Поставь знак «+» или «?» |
1) Тема урока мне понятна. | |
2) Я достиг цели урока. | |
3) Я умею верно использовать местоимения в речи. | |
4) Я знаю какие местоимения относятся к личным. | |
4) Мне необходимо поработать над… | перечисли темы для доработки |
Лицо | Ед. число | Мн.число | |
1 лицо | Я | Мы | |
2 лицо | Ты | Вы | |
3 лицо | Он, она, оно | Они |
Список литературы
1. Барышникова Г. Весь русский язык в правилах и упражнениях. Учебное пособие для школьников и абитуриентов. – М., 2003.
2. Брагина Г.В. Мастерство учителя на уроке. – М., 1992.
3. Голуб И.Б. Уроки русской орфографии. О сложном просто и легко: Учебное пособие. – М., 2002.
4. Розенталь Д.Э. и др. Русский язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов: Учебное пособие. – М., 1995.
5. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. – М., 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок - исследование по русскому языку по теме:"Три склонения имени существительного".
На уроке была поставлена задача - вывести один из законов русского языка и научиться его применять. Через исследование дала понятие трех типов склонения имен существительных. Работа интересная и плодо...
Открытый урок-исследование во 2 классе "Фразеологизмы"
Урок-исследование по русскому языку во 2 классе на тему "Фразеологизмы". Знакомство с новым материалом....
4 класс Русский язык Урок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода Тема: «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения». Цель урока: развивать умения изменять глаголы по лицам и числам в настоящем
4 классРусский языкУрок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подходаТема: «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения»....
Открытый урок- исследование. УМК "Гармония" ООМ автор А.А. Плешаков
Тема урока: " Развитие животных" "Помоги птице зимой"- ежегодная акция Ученики 3 «Б» класса приняли активное участие в акции «Помоги птице зимой» :...
Конспект открытого урока-исследования по русскому языку в 3 классе
Урок-исследование по ФГОСТема урока:"Безударные гласные в окончаниях имен существительных 1 склонения"...
Конспект открытого урока для родителей. Предмет: Русский язык. Класс: 4. Тема: Имя существительное.
Учитель ставит цель: обобщить и систематизировать знания детей о части речи – имени существительном.Создать условия для реализации целей:Предметные:- обобщение знаний учащихся о постоянных и неп...