Открытый урок-исследование В 4 классе по литературному чтению Б.Слуцкий "Лошади в океане"
презентация к уроку по чтению (4 класс) на тему

Дзарасова Альбина Борисовна

smiley

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Цели:

  • Познакомить с произведением  Б.А.Слуцкого «Лошади в океане».
  • Продолжить работу над совершенствованием техники чтения.
  • Развивать память, логическое мышление, словарный запас, творческие способности детей.
  • Воспитывать чувство патриотизма, нравственные чувства, чувства сострадания, гордости и любви к  Родине.

Оборудование:

 1. Учебник «Родная речь». Авторы Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, 4-й класс.
2. Слайдовая презентация.
3. Видеоклип «Лошади в океане».
4. Дидактические карточки: 
А) Текст для разметки;
Б) Тест диагностический, синквейн;
В) Карточки для рефлексии.

                                             

                                      ХОД УРОКА:

1. Организационный момент (психологический настрой)

- Ребята, я хочу, чтобы сегодняшний урок прошел успешно, чтобы в вашей душе осталось чувство доброты, чтобы вы научились сопереживать событиям, о которых мы будем говорить. Я желаю вам успехов в работе.

2.  Проверка домашнего задания

- Какое задание вы готовили к сегодняшнему уроку.

Дети читают стихотворение А.В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске…»

                                (самооценка , взаимопроверка)

-  Мы с вами живем в России, но у каждого человека есть самый дорогой уголок.  Родина-это земля наших прадедов, дедов, отцов; поэтому Родину называют отечество или отчизна .

Это слова близкие по значению. Как они называются? (синонимы)

Обращается внимание детей на репродукции картин.

- Как безграничны просторы  Родины, один пейзаж сменяется другим. Наша Родина многонациональна, и только дружба между народами делает ее крепкой, могучей, защищенной.

На доске пословица: Родина-мать, умей за нее постоять.

Объясните смысл этой  пословицы.

Ответы детей.

- А какие пословицы о Родине вы еще знаете?

3. Слово о войне.

- Но, к сожалению, Россия на протяжении всей истории подвергалась нападкам других стран. Мы по окружающему миру это проходим. Давайте вспомним, от кого в разное время Россия подвергалась нападкам?

- А какая война была самой губительной? Когда она началась и когда закончилась?

4 года шла война – это 1418 дней!

34 тысячи часов и 20 миллионов погибших людей!

Вы представляете, что это такое?

Если по каждому погибшему из 20 миллионов, в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать…32 года!

20 миллионов за 1418 дней – это значит, 14 тысяч убитых ежедневно, 600 человек в час, 10 человек в каждую минуту.

- Вот что такое 20 миллионов!

- Для каждого человека Родина-это самое дорогое и очень важно, чтобы никакое зло не коснулось ничьей родины.

4. Знакомство с новым материалом.

- Сегодня мы продолжим работать с произведениями из раздела «РОДИНА», познакомимся со стихотворением, которое не возможно не полюбить.    Постараемся ответить на вопрос, почему это стихотворение изучают в разделе «РОДИНА»

 Актуализация знаний. (сообщение учащегося)

   Слайд с портретом.

-  Знаком вам этот человек?  

-  7 мая 2014 года ему исполнилось бы 95 года.

Это Борис Абрамович Слуцкий.

Что же это был за человек, почему он написал такое стихотворение?    

  • Детство и отрочество прошли в Харькове, в рабочем районе, где жизнь была трудной и скудной.
  • Учился в Москве в Литературном институте, который окончил в 1941 году. Без долгих сомнений пошёл на фронт.
  • Он участвовал в Великой Отечественной войне, прошагал до победы пол-Европы. Начинает войну солдатом, заканчивает майором – это высокое воинское звание.
  • Несмотря на то, что был офицером, постоянно лично ходил в разведку.
  • Был тяжело ранен и контужен.
  • После войны не мог оставить без внимания ни одно из важных событий, происходящих в стране.
  • Борис Слуцкий скончался 23 февраля 1986 года. Он похоронен на Пятницком кладбище в Москве. На его могиле установлен необычный памятник: большая голова из белого  гранита на фоне флага из чёрного мрамора.
  • После смерти поэта его неопубликованные стихи появлялись в газетах и журналах почти  каждый месяц в течение девяти лет.

       

4. Знакомство со стихотворением.

- Стихи Слуцкого о войне необычны. Поэт описывает небольшие события, которые лишь дорисовывают, дополняют картину ужасов войны. В стихах Бориса Абрамовича Слуцкого звучит невысказанная мысль: война-зло, которое не должно повториться, она противна природе и жизни человека.  

- Война приносит боль и горе всему живому. От нее страдают все живые души. Не только люди, но животные.

- Одно из самых любимых стихотворений Слуцкого было и остаётся «Лошади в океане».

         1) Задание до чтения:
1. Постарайтесь представить описываемую ситуацию.
2. Подумайте, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение

2)Первичное чтение. Аудиочтение.

  - Что вы чувствовали, слушая стихотворение?
- Какие это стихи: грустные или веселые, задорные или стихи-раздумья, размышления?

5. Рассказ об истории создания стихотворения.

- Автор написал стихотворение «Лошади в океане» в 1951 году, летом, на основе реальных событий. Один из его друзей рассказал, что читал в журнале статью об «американском транспорте с лошадьми, потопленном немцами в Атлантике». Слуцкий написал это стихотворение сразу, очень быстро, почти не правил стихи впоследствии.

       Вот, что пишет он сам: «Это почти единственное стихотворение, написанное без знания предмета. Почти. В открытое море я попал впервые 15 лет спустя. »

- Стихи так понравились другу Бориса Слуцкого Эренбургу, что он их ему и посвятил. Это стихотворение было переведено на другие языки. Говорят, нищие пели их в электричках. Когда люди читали стихотворение Б.Слуцкого «Лошади в океане», не оставалось ни одного равнодушного человека.

 

6. Словарная работа(сообщение учащегося)

 

-Давайте прочитаем  стихотворение,  выясним смысл незнакомых для вас слов

Превозмочь – пересилить,  побороть,  одолеть

Трюм – внутреннее помещение корабля под нижней палубой служащее для установки механизмов для грузов

Шлюпка – гребная, парусная или моторная лодка с прочным широким корпусом

Гнедой – масть лошади красновато- рыжего цвета, обычно с чёрным хвостом и гривой.

 

7. Вторичное чтение текста.  Дети по очереди читают это произведение.

Скороговорка.

- Как вы считаете, кому лучше удалось передать трагедию произошедшего? Почему?

- Расставьте карточки по мере возникновения этих чувств у лошадей:

ИСПУГ, ТРЕВОГА, СТРАХ, БЕЗНАДЁЖНОСТЬ.  

8.  Работа по содержанию

Ответьте  на вопросы, подтверждая словами из текста

Как назывался корабль?

  • Корабль с гордым названием «Глория», что означает «Слава», перевозил лошадей, стараясь преодолеть океан:

Какой груз был в трюме?

  •  В трюме, добрыми мотая мордами,
  • тыща лошадей топталась день и ночь. 
    Тыща лошадей! 
    Подков четыре тыщи!

Что произошло с кораблём?

  • Но когда корабль находился еще очень далеко от земли, «мина кораблю пробила днище».

 Как получилось, что лошади оказались в открытом океане? 

  • Для людей были лодки и шлюпки, а для лошадей — ничего, «лошади поплыли просто так» 
  • Что ж им было делать, если нету мест на лодках и плотах?

Как описывает поэт лошадей, плывущих в море?

  • Поэт называет лошадей, плывущих в синем море, рыжим и гнедым островами. Лошади сначала были уверены в своих силах, ведь они умеют плавать:
  • Лошади умеют плавать, 
    но — не хорошо. Недалеко. 
    И сперва казалось — плавать просто, 
    океан казался им рекой.

Почему неоднократно повторяется слово «ржали»?    Что хотел показать автор этим повторением?

  • (было тяжело, невыносимо, горько, страшно, надеялись на помощь). «Ржали, ржали» будто бы на помощь звали. Автор хотел подчеркнуть боль и страдание.
    Но животные не рассчитали своих сил, океан оказался огромным и безбрежным: «не видно у реки той края», и лошади постепенно теряют силы, не желая оказаться на дне океана, чувствуя свою гибель, они заржали, «возражая тем, кто в океане их топил, а может быть, призывая на помощь людей. Поэт три раза повторяет его во «заржали»-, подчеркивая желание лошадей жить, и вместе с читателями чувствует в сердце боль:

Найдите строчки,  которые указывают на отношение автора к лошадям?

Вот и все. А все-таки, мне жаль ах 
рыжих, не увидевших земли

- Какой момент стихотворения вам показался самый напряженный?
- С какого момента вы почувствовали волнение за судьбу лошадей?

Почему автор называет лошадей рыжим островом?

Как поэт относится к тому, что произошло на корабле «Глория» ?

Как спасались люди?

Почему автор говорит «в шлюпки влезли» ?

Как спасались лошади? Предполагали ли они, что их подстерегает гибель?

Что почувствовали лошади, когда потеряли надежду на спасение?

 

Чему возражали кони?

Кто их топил?

9. Сообщение . Зачем перевозили лошадей?(сообщение учащегося)

- Несмотря на то, что Вторую мировую войну называли войной моторов, конница играла в ней немаловажную роль.

-И действительно, хотя конь бежит со средней скоростью не более 20 км в час и может преодолеть не более 100 км за сутки, но он может пройти там, где не пройдёт никакая техника – и сделает это незаметно. 

-Только один конный корпус советского генерала Льва Михайловича Доватора сковал тылы целой армии.
- В войну лошадей применяли и как транспортную силу, особенно в артиллерии. Упряжка в шесть лошадей тянула пушку, меняя огневые позиции батареи. 
- Много лошадей пало на полях сражений. Лошадь не могла спрятаться в траншеи или укрыться от пуль и осколков снарядов. 
- В скором времени на Поклонной горе по инициативе одного из депутатов будет установлен памятник лошадям–участникам Великой Отечественной войны. Бесспорно, они это заслужили по праву. Трудно представить нашу победу без этих красивых и благородных животных.

- Считается, что за время Великой Отечественной войны на полях сражений было потеряно более миллиона лошадей. И в отличие от людей, имена этих скромных тружеников фронта практически никому не известны. Погибших лошадей не награждали орденами, не присваивали геройских званий… Выживших, впрочем, тоже.

10.Практическая работа. Составление панно.»Лошади в океане»

11.Просмотр клипа

Любовь ко всему живому на Земле – это и есть любовь к Родине.

12.Составление «синквейна».

1. Написать имя существительное по теме (Лошади)
2. 2-3 имени прилагательных (рыжие, гнедые, бедные) 
3. 2-3 глагола (Плыли, ржали, возражали, утонули)
4. Предложение (Война приносит боль и горе всему живому!)

13. Рефлексия.  Итог занятия.

За что ты можешь себя похвалить? За что ты можешь похвалить одноклассников?
За что ты можешь похвалить учителя?


14.   Домашнее задание.

( выразительное чтение, по желанию выучить стихотворение наизусть

СЕВЕРО-ОСЕТИНСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ   КВАЛИФИКАЦИИ

             

                      «ТЕХНОЛОГИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВ

                       ОБРАЗОВАНИЯ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

                 

          РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА: ДЗАРАСОВА АЛЬБИНА БОРИСОВНА

          НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: ЦОГОЕВА ЗАЛИНА ИБРАГИМОВНА

                                            ИЮНЬ 2014 Г

Открытый урок-исследование

по литературному чтению

в 4 классе

по теме "Родина в произведении

Б.А. Слуцкого

"Лошади в океане"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок-исследование во 2 классе "Фразеологизмы"

Урок-исследование по русскому языку во 2 классе на тему "Фразеологизмы". Знакомство с новым материалом....

Открытый урок в 3 классе по литературному чтению

Материал для открытого урока по литературному чтению....

Открытый урок в 3 классе по литературному чтению на тувинском языке

На данном уроке дети знакомятся со стихотворением Байкара Ховенмея "Руки матери"....

Открытый урок во 2 классе по литературному чтению на тему " Б.В. Заходер "Песенки Винни-Пуха""

Познакомить детей с создателем русской версии книги про Винни-Пуха, с песенками Винни-Пуха....

открытый урок в 1 классе по литературному чтению тема: "Согласные звуки [ф], [ф\'], буквы «Ф», «ф».

Открытый урок по литературному чтению по теме:"Согласные звуки |Ф|, |ф`|, буквы "Ф", "ф". Изучение нового материала....

открытый урок во 2 классе по литературному чтению по теме: "Стихи Пушкина. "Вот север тучи нагоняя"

Задачи урока: формирование УУД в процессе работы с литературным источником, осознание важности исследовательских навыков, отслеживание нравственного аспекта обучения. Применяются норвые формы и методы...

Открытый урок в 1 классе по литературному чтению (обучение грамоте) по теме: «Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з»

Открытый урок литературного чтения (обучение грамоте) построен на основе требований ФГОС по методической проблеме "Формирующее оценивание"...