Открытый урок-исследование В 4 классе по литературному чтению Б.Слуцкий "Лошади в океане"
презентация к уроку по чтению (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
loshadi_v_okeane_2.ppt | 710.5 КБ |
otkrytyy_urok-isledovanie_v_4_klasse_b._slutskiy_loshadi_v_okeane.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Цели:
- Познакомить с произведением Б.А.Слуцкого «Лошади в океане».
- Продолжить работу над совершенствованием техники чтения.
- Развивать память, логическое мышление, словарный запас, творческие способности детей.
- Воспитывать чувство патриотизма, нравственные чувства, чувства сострадания, гордости и любви к Родине.
Оборудование:
1. Учебник «Родная речь». Авторы Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, 4-й класс.
2. Слайдовая презентация.
3. Видеоклип «Лошади в океане».
4. Дидактические карточки:
А) Текст для разметки;
Б) Тест диагностический, синквейн;
В) Карточки для рефлексии.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент (психологический настрой)
- Ребята, я хочу, чтобы сегодняшний урок прошел успешно, чтобы в вашей душе осталось чувство доброты, чтобы вы научились сопереживать событиям, о которых мы будем говорить. Я желаю вам успехов в работе.
2. Проверка домашнего задания
- Какое задание вы готовили к сегодняшнему уроку.
Дети читают стихотворение А.В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске…»
(самооценка , взаимопроверка)
- Мы с вами живем в России, но у каждого человека есть самый дорогой уголок. Родина-это земля наших прадедов, дедов, отцов; поэтому Родину называют отечество или отчизна .
Это слова близкие по значению. Как они называются? (синонимы)
Обращается внимание детей на репродукции картин.
- Как безграничны просторы Родины, один пейзаж сменяется другим. Наша Родина многонациональна, и только дружба между народами делает ее крепкой, могучей, защищенной.
На доске пословица: Родина-мать, умей за нее постоять.
Объясните смысл этой пословицы.
Ответы детей.
- А какие пословицы о Родине вы еще знаете?
3. Слово о войне.
- Но, к сожалению, Россия на протяжении всей истории подвергалась нападкам других стран. Мы по окружающему миру это проходим. Давайте вспомним, от кого в разное время Россия подвергалась нападкам?
- А какая война была самой губительной? Когда она началась и когда закончилась?
4 года шла война – это 1418 дней!
34 тысячи часов и 20 миллионов погибших людей!
Вы представляете, что это такое?
Если по каждому погибшему из 20 миллионов, в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать…32 года!
20 миллионов за 1418 дней – это значит, 14 тысяч убитых ежедневно, 600 человек в час, 10 человек в каждую минуту.
- Вот что такое 20 миллионов!
- Для каждого человека Родина-это самое дорогое и очень важно, чтобы никакое зло не коснулось ничьей родины.
4. Знакомство с новым материалом.
- Сегодня мы продолжим работать с произведениями из раздела «РОДИНА», познакомимся со стихотворением, которое не возможно не полюбить. Постараемся ответить на вопрос, почему это стихотворение изучают в разделе «РОДИНА»
Актуализация знаний. (сообщение учащегося)
Слайд с портретом.
- Знаком вам этот человек?
- 7 мая 2014 года ему исполнилось бы 95 года.
Это Борис Абрамович Слуцкий.
Что же это был за человек, почему он написал такое стихотворение?
- Детство и отрочество прошли в Харькове, в рабочем районе, где жизнь была трудной и скудной.
- Учился в Москве в Литературном институте, который окончил в 1941 году. Без долгих сомнений пошёл на фронт.
- Он участвовал в Великой Отечественной войне, прошагал до победы пол-Европы. Начинает войну солдатом, заканчивает майором – это высокое воинское звание.
- Несмотря на то, что был офицером, постоянно лично ходил в разведку.
- Был тяжело ранен и контужен.
- После войны не мог оставить без внимания ни одно из важных событий, происходящих в стране.
- Борис Слуцкий скончался 23 февраля 1986 года. Он похоронен на Пятницком кладбище в Москве. На его могиле установлен необычный памятник: большая голова из белого гранита на фоне флага из чёрного мрамора.
- После смерти поэта его неопубликованные стихи появлялись в газетах и журналах почти каждый месяц в течение девяти лет.
4. Знакомство со стихотворением.
- Стихи Слуцкого о войне необычны. Поэт описывает небольшие события, которые лишь дорисовывают, дополняют картину ужасов войны. В стихах Бориса Абрамовича Слуцкого звучит невысказанная мысль: война-зло, которое не должно повториться, она противна природе и жизни человека.
- Война приносит боль и горе всему живому. От нее страдают все живые души. Не только люди, но животные.
- Одно из самых любимых стихотворений Слуцкого было и остаётся «Лошади в океане».
1) Задание до чтения:
1. Постарайтесь представить описываемую ситуацию.
2. Подумайте, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение
2)Первичное чтение. Аудиочтение.
- Что вы чувствовали, слушая стихотворение?
- Какие это стихи: грустные или веселые, задорные или стихи-раздумья, размышления?
5. Рассказ об истории создания стихотворения.
- Автор написал стихотворение «Лошади в океане» в 1951 году, летом, на основе реальных событий. Один из его друзей рассказал, что читал в журнале статью об «американском транспорте с лошадьми, потопленном немцами в Атлантике». Слуцкий написал это стихотворение сразу, очень быстро, почти не правил стихи впоследствии.
Вот, что пишет он сам: «Это почти единственное стихотворение, написанное без знания предмета. Почти. В открытое море я попал впервые 15 лет спустя. »
- Стихи так понравились другу Бориса Слуцкого Эренбургу, что он их ему и посвятил. Это стихотворение было переведено на другие языки. Говорят, нищие пели их в электричках. Когда люди читали стихотворение Б.Слуцкого «Лошади в океане», не оставалось ни одного равнодушного человека.
6. Словарная работа(сообщение учащегося)
-Давайте прочитаем стихотворение, выясним смысл незнакомых для вас слов
Превозмочь – пересилить, побороть, одолеть
Трюм – внутреннее помещение корабля под нижней палубой служащее для установки механизмов для грузов
Шлюпка – гребная, парусная или моторная лодка с прочным широким корпусом
Гнедой – масть лошади красновато- рыжего цвета, обычно с чёрным хвостом и гривой.
7. Вторичное чтение текста. Дети по очереди читают это произведение.
Скороговорка.
- Как вы считаете, кому лучше удалось передать трагедию произошедшего? Почему?
- Расставьте карточки по мере возникновения этих чувств у лошадей:
ИСПУГ, ТРЕВОГА, СТРАХ, БЕЗНАДЁЖНОСТЬ.
8. Работа по содержанию
Ответьте на вопросы, подтверждая словами из текста
Как назывался корабль?
- Корабль с гордым названием «Глория», что означает «Слава», перевозил лошадей, стараясь преодолеть океан:
Какой груз был в трюме?
- В трюме, добрыми мотая мордами,
- тыща лошадей топталась день и ночь.
Тыща лошадей!
Подков четыре тыщи!
Что произошло с кораблём?
- Но когда корабль находился еще очень далеко от земли, «мина кораблю пробила днище».
Как получилось, что лошади оказались в открытом океане?
- Для людей были лодки и шлюпки, а для лошадей — ничего, «лошади поплыли просто так»
- Что ж им было делать, если нету мест на лодках и плотах?
Как описывает поэт лошадей, плывущих в море?
- Поэт называет лошадей, плывущих в синем море, рыжим и гнедым островами. Лошади сначала были уверены в своих силах, ведь они умеют плавать:
- Лошади умеют плавать,
но — не хорошо. Недалеко.
И сперва казалось — плавать просто,
океан казался им рекой.
Почему неоднократно повторяется слово «ржали»? Что хотел показать автор этим повторением?
- (было тяжело, невыносимо, горько, страшно, надеялись на помощь). «Ржали, ржали» будто бы на помощь звали. Автор хотел подчеркнуть боль и страдание.
Но животные не рассчитали своих сил, океан оказался огромным и безбрежным: «не видно у реки той края», и лошади постепенно теряют силы, не желая оказаться на дне океана, чувствуя свою гибель, они заржали, «возражая тем, кто в океане их топил, а может быть, призывая на помощь людей. Поэт три раза повторяет его во «заржали»-, подчеркивая желание лошадей жить, и вместе с читателями чувствует в сердце боль:
Найдите строчки, которые указывают на отношение автора к лошадям?
Вот и все. А все-таки, мне жаль ах
рыжих, не увидевших земли
- Какой момент стихотворения вам показался самый напряженный?
- С какого момента вы почувствовали волнение за судьбу лошадей?
Почему автор называет лошадей рыжим островом?
Как поэт относится к тому, что произошло на корабле «Глория» ?
Как спасались люди?
Почему автор говорит «в шлюпки влезли» ?
Как спасались лошади? Предполагали ли они, что их подстерегает гибель?
Что почувствовали лошади, когда потеряли надежду на спасение?
Чему возражали кони?
Кто их топил?
9. Сообщение . Зачем перевозили лошадей?(сообщение учащегося)
- Несмотря на то, что Вторую мировую войну называли войной моторов, конница играла в ней немаловажную роль.
-И действительно, хотя конь бежит со средней скоростью не более 20 км в час и может преодолеть не более 100 км за сутки, но он может пройти там, где не пройдёт никакая техника – и сделает это незаметно.
-Только один конный корпус советского генерала Льва Михайловича Доватора сковал тылы целой армии.
- В войну лошадей применяли и как транспортную силу, особенно в артиллерии. Упряжка в шесть лошадей тянула пушку, меняя огневые позиции батареи.
- Много лошадей пало на полях сражений. Лошадь не могла спрятаться в траншеи или укрыться от пуль и осколков снарядов.
- В скором времени на Поклонной горе по инициативе одного из депутатов будет установлен памятник лошадям–участникам Великой Отечественной войны. Бесспорно, они это заслужили по праву. Трудно представить нашу победу без этих красивых и благородных животных.
- Считается, что за время Великой Отечественной войны на полях сражений было потеряно более миллиона лошадей. И в отличие от людей, имена этих скромных тружеников фронта практически никому не известны. Погибших лошадей не награждали орденами, не присваивали геройских званий… Выживших, впрочем, тоже.
10.Практическая работа. Составление панно.»Лошади в океане»
11.Просмотр клипа
Любовь ко всему живому на Земле – это и есть любовь к Родине.
12.Составление «синквейна».
1. Написать имя существительное по теме (Лошади)
2. 2-3 имени прилагательных (рыжие, гнедые, бедные)
3. 2-3 глагола (Плыли, ржали, возражали, утонули)
4. Предложение (Война приносит боль и горе всему живому!)
13. Рефлексия. Итог занятия.
За что ты можешь себя похвалить? За что ты можешь похвалить одноклассников?
За что ты можешь похвалить учителя?
14. Домашнее задание.
( выразительное чтение, по желанию выучить стихотворение наизусть
СЕВЕРО-ОСЕТИНСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ТЕХНОЛОГИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВ ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА: ДЗАРАСОВА АЛЬБИНА БОРИСОВНА НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: ЦОГОЕВА ЗАЛИНА ИБРАГИМОВНА ИЮНЬ 2014 Г | ||
Открытый урок-исследование по литературному чтению в 4 классе по теме "Родина в произведении Б.А. Слуцкого "Лошади в океане" |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок-исследование во 2 классе "Фразеологизмы"
Урок-исследование по русскому языку во 2 классе на тему "Фразеологизмы". Знакомство с новым материалом....
Открытый урок в 3 классе по литературному чтению
Материал для открытого урока по литературному чтению....
Открытый урок в 3 классе по литературному чтению на тувинском языке
На данном уроке дети знакомятся со стихотворением Байкара Ховенмея "Руки матери"....
Открытый урок во 2 классе по литературному чтению на тему " Б.В. Заходер "Песенки Винни-Пуха""
Познакомить детей с создателем русской версии книги про Винни-Пуха, с песенками Винни-Пуха....
открытый урок в 1 классе по литературному чтению тема: "Согласные звуки [ф], [ф\'], буквы «Ф», «ф».
Открытый урок по литературному чтению по теме:"Согласные звуки |Ф|, |ф`|, буквы "Ф", "ф". Изучение нового материала....
открытый урок во 2 классе по литературному чтению по теме: "Стихи Пушкина. "Вот север тучи нагоняя"
Задачи урока: формирование УУД в процессе работы с литературным источником, осознание важности исследовательских навыков, отслеживание нравственного аспекта обучения. Применяются норвые формы и методы...
Открытый урок в 1 классе по литературному чтению (обучение грамоте) по теме: «Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з»
Открытый урок литературного чтения (обучение грамоте) построен на основе требований ФГОС по методической проблеме "Формирующее оценивание"...