Обобщение знаний о падежах.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

4

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_2.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обобщение знаний о падежах.

Цели. Образовательная: способствовать совершенствованию умений определять падежи у имён существительных; продолжать учить делать выводы и обобщения по теме.
Развивающая: способствовать развитию умения сравнивать и сопоставлять признаки падежных форм имён существительных; способствовать развитию потребности в овладении безошибочным письмом; содействовать развитию уважения к себе как носителю русского языка; формировать УУД 
Воспитательная: воспитывать интерес к изучению русского языка, литературным сказкам, стремление узнавать новое, любовь к природе.
Предметные результаты:
Знать: 
-название падежей, падежные вопросы, вспомогательные слова, предлоги падежей;
-способы определения падежей.
Уметь:
-правописные умения:
-каллиграфически правильно писать слова;
-правильно записывать фамилии писателей
-учебно-языковые умения
-уметь определять падежи у имён существительных; составлять словосочетания с существительными в заданных падежах
-речевые умения
-опираясь на свой речевой опыт находить нужные примеры;
-объяснять значения пословиц;
-отличать формы слов в разных падежах; 
-активно использовать языковые термины
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще предстоит узнать. 
- определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий. 
- принять и сохранять учебную задачу, принимать участие в её решении; осуществлять самоконтроль; 
- внесение необходимых дополнений и корректив в результат учебного продукта
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме; проводить самооценку
Познавательные УУД:
Общеучебные УУД:
- выделять и осмысливать необходимую информацию, представлять её в речевой форме;
- осуществлять анализ с выделением существенных признаков, проводить сравнение по заданным основаниям, делать умозаключения, подводить факты под понятия;
- формировать отдельные приёмы учебно-познавательной деятельности: умение ориентироваться в задании, выполнять необходимые действия,
Коммуникативные УУД:
- участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать и обосновывать своё мнение, дополнять и контролировать друг друга; 
- делиться своими открытиями, рассказывать о своих достижениях
Личностные УУД:
- зарождение сознательного отношения к письму, стремление к его правильности;
- осознавать важность правильного употребления падежных форм имён существительных в речи;
- стремление к расширению знаний, любознательность.
Методы: Поисковые: наблюдение, проблемный диалог. Метод упражнений. Метод самоконтроля. Метод наглядности.
Основные понятия, термины: Падежи, падежные вопросы, вспомогательные слова.
Тип урока:  Урок закрепления знаний.
Формы работы: Фронтальная. Групповая. Работа в парах. Индивидуальная
Ресурсы: Авторская презентация к уроку. Авторская презентация «Физминутка по сказкам Пушкина»
Межпредметные связи: Литературное чтение, окружающий мир

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Мотивирование к учебной деятельности

1 2 3 1

Учитель: Петров, выйди к доске и запиши небольшой рассказ, который я тебе продиктую.
Ученик выходит к доске и готовится писать.
Учитель(диктует): “Папа и мама ругали Вову за плохое поведение. Вова виновато молчал, а потом дал обещание исправиться.”

Учитель: Подчеркни в своём рассказе все имена  существительные.

Ученик подчёркивает слова: «папа», «мама», «Вову», «поведение», «Вова», «обещание».

Учитель: Готово? Определи, в каких падежах стоят эти существительные. Понял?

Ученик: Да!

Учитель: Начинай!

Ученик: “Папа и мама”. Кто? Что? Родители. Значит, падеж родительный.

 Ругали кого, чего? Вову. “Вова” - это имя. Значит, падеж  именительный.

 Ругали за что? За плохое поведение. Видно, что-то натворил. Значит, у “поведения” падеж творительный.

 Вова молчал виновато. Значит, здесь у “Вовы” падеж винительный.

 Ну, а “обещание”, конечно, в дательном падеже, раз Вова его дал !

 Вот и всё!

Учитель: Да-а, разбор получился оригинальный! Неси-ка дневник, Петров. Интересно, какую отметку ты предложил бы себе поставить?

Ученик:  Какую? Конечно, пятёрку!

Учитель: Значит, пятёрку? Кстати, в каком падеже ты назвал это слово - “пятёрку”?

Ученик:  В предложном!

Учитель: В предложном? Почему же?

Ученик:  Ну, я же её сам предложил!

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы.

 1  3  3 - Ребята, как вы думаете над какой темой нам еще стоит поработать? Д. «Обобщение знаний о падежах» - Да, правильно. Сегодня мы обобщим знания о падежах. Какие задачи вы поставите перед собой на данный урок? (Слайд )

  • Повторить названия падежей, повторить вопросы каждого падежа;
  • Совершенствовать навыки в определении падежей имён существительных;
  • Развивать навыки грамотного письма.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Обобщение и систематизация изученного.

IV. Практическая

деятельность

учащихся

4 5 6 2 3 Что вы можете вспомнить о падежах? (Дети по очереди рассказывают стихотворение о падежах)

1.   Я – именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы –
кто? и что?
Ни с чем не спутает никто. (Слайд 10)

2.   А я – падеж родительный
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? – и вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И
 с, и до, и у, и из –
До неба вверх и с неба вниз.
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.

3.    Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом
к и по дружу,
Но и один гулять хожу. (Слайд 11)

4. А я – винительный падеж
И я во всём виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.
Кого позвать? Во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.

5.   А я – творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Творите! –
Чем?
Творите! –
С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам
перед, под и над
В любой момент я очень рад.
 (Слайд 12)

6.   А я –падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет
о, и в, и при –
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять?

  1. Работа у доски.

Разобрать по членам предложения, найти существительные, определить падеж.

Январский лес затих в зимнюю ночь.

  1. Работа в парах.

Определить род, падеж. Записать в два столбика.

Поймал карася, увидел волка, сделал для дедушки, испугался ужа, заступился за малыша, рассказ друга, советы тренера.

  1. Физминутка.
  2.  Работа в группах.

– Найдите  словосочетания с именами существительными, укажите падеж. Текст:

Шла по тайге осень. На тропинке она прошуршала листом. На реке осень развесила туманы. Крутой туман с реки добрался к лесу. Он спрятал край поляны. Осел туман на листьях и ветках осинки, березки. Появилась осенняя седина на багульнике. 

  1. Заполните таблицу

Падеж

Вспомогательное слово

Вопросы

Предлоги

  1. Я буду диктовать словосочетания, которые показаны на экране, а вы под соответствующим номером укажите падеж.
  1. Заблудился в лесу;
  2. Перепрыгнул через лужу;
  3. Вышел из ворот;
  4. Побежал по коридору;
  5. Беспокоились о сыне;
  6. Стучали в дверь;

1

2

3

4

5

6

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

V. Рефлексия

4 4

- Давайте вспомним, какие цели мы ставили на уроке?

- Достигнуты  ли они?

VI. Домашнее задание.

Упр. 69, «Дидактический материал».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема: "Обобщение знаний о падежах имён существительных".

УМК "Школа России".Урок русского языка-4 класс.Применение деятельностного метода на уроке, технологии сотрудничества способствует повышению познавательного интереса обучающихся....

Обобщение знаний о падежах

Урок обобщения и закрепления знаний о падежах с использованием экологических терминов, понятий....

Тема: Урок – игра «Банк знаний» по теме« Обобщение знаний о падежах»

Задачи:Образовательные:1.     Проверить знания, умения, навыки по теме «Обобщение знаний о падежах»2.     Устранить пробелы в знаниях.Развивающие:1....

Урок русского языка в 3 классе "Все падежи.Обобщение знаний о падежах" УМК "Школа России"

Урок - путешествие по "Городу падежей!" Цель: обобщение знаний о падежах имен существительных....

"Все падежи. Обобщение знаний о падежах", 3 класс, "Школа России"

Цель: Создать условия для обобщения и закрепления знаний о падежах имён существительных, падежных вопросах и предлогах, употребляемых с падежами, формирования навыков распознавания падежей имён с...