Ярмарка знаний по русскому языку в 4-м классе по теме «Обобщение знаний о падежах»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Рыбченко Надежда Дмитриевна

Урок русского языка 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»










Урок: Русский язык, 4 класс

УМК «Школа России»

Автор: Рыбченко Надежда Дмитриевна,

учитель I квалификационной категории







Контактная
 информация:

Телефон: (34668) 42562

Электронная почта: rybchenko.nadezhda@yandex.ru







Радужный, 2012


Ярмарка знаний по русскому языку в 4-м классе по теме «Обобщение знаний о падежах»

Цели:

  1. проверить уровень усвоения знаний, умений и навыков, полученных на уроках
  2. развивать умение осознанно применять изученные правила;
  3. прививать интерес к русскому языку
  1.  Самоопределение к деятельности (орг. момент)

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Посмотрели всё ль в порядке

Книжки, ручки и тетрадки?

Сегодня мы пригласили на урок гостей, чтобы порадовать их своими успехами.

Запишите число, классная работа.

  1. Минутка красивого письма. Актуализация знаний (воспроизведение уч-ся необходимых и достаточных знаний для введения проблемы)

На минутке красивого письма составьте цепочки из букв, которые вы видите на цветочках. Сначала заглавную потом строчную. Какие цепочки у вас получились. Поднимите руки, у кого получилась точно такая же цепочка как на экране. На листке знаний поставьте + Что можете сказать об этой цепочке?

Это первые буквы названия падежей. Кто сможет сказать тему урока? Вы получили много знаний о падежах имён существительных. Давайте покажем их сегодня на ярмарке знаний.

  1. Постановка учебной задачи. Работа над лексическим значением слова.

-  Что такое ярмарка?

Это слово пришло в русский язык из немецкого. Буквально переводится как «яр» - год, «маркт» - рынок, т. е. ежегодный рынок.  

-   Прочитайте, как дается определение слова «ярмарка» в толковых словарях.

-  В словаре С. И. Ожегова «Ярмарка - большой торг обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно время.»

Подберите синонимы к слову ярмарка. (базар. Рынок)  Какое из них лишнее, почему? Что объединяет эти слова?

  1. Решение учебной задачи.
  • Лавка «Имя Существительное»

Товар на ярмарках в старину продавался в лавках. Давайте и мы с вами зайдем в одну из лавок под названием «Имя существительное».

Быстро времечко летит,
В лавке уж купец сидит.
Он объехал целый свет –
И чего там только нет!
Фронтальный опрос.

- Что можете сказать об имени существительном?

- Как изменяются имена существительные?.. (По числам, падежам). Сколько падежей в русском языке?

- Почему нельзя утверждать, что существительные не изменяются по родам? (Имеют постоянный род.)

- Как определить род существительных?

- Какую ещё постоянную категорию имеют существительные? (Тип склонения).

- Какие существительные относятся к 1,2,3 склонению?

- В каких случаях правописание падежных окончаний существительных вызывает трудности? (В безударном). На ярмарке можно купить разные предметы.

  • Работа над загадками: Отгадайте загадки, запишите отгадки

1) Сверху дыра, снизу дыра,

     А посередине огонь да вода.           (Самовар)

2) Гладит все, чего касается,

    А дотронешься – кусается.               (Утюг)

3) Сама не ем, а людей кормлю.           (Ложка)

-   Что общего у этих слов?  ( Имена существительные, стоят в единственном числе, в именительном падеже, нарицательные, неодушевленные)

-   Проверьте свою запись. Кто справился с заданием без ошибок отметьте +

-   Какое слово лишнее?      ( Ложка – женского рода, 1-го склонения;   самовар – сложное слово, в нем 3 слога, утюг – начинается с гласного, самовар – нет парного согласного)

-   Как изменяются имена существительные?

  • Лавка Именительный падеж

- Следующая лавка которую мы посетим называется… А кто на нем купец, вы узнаете из загадки.

1. Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю
Мои вопросы кто? и что?

Ни с чем не спутает никто.  (Именительный падеж) (Слайд 4)

-  Дайте характеристику Именительному падежу.

В этой лавке нам необходимо  угадать словарные слова по первым буквам. Работаем в парах. Какие ассоциации возникают при слове овощи? Запишите, определите склонение (проверка по карточкам)

- Что объединяет эти слова? Какое лишнее?

- И с этим заданием вы справились молодцы. Дружно работаете.

  • Лавка Родительный падеж

 Кого же нет?

Я очень беспокоюсь, чего же нет?

Отправлюсь я на поиск        

Прошу друзья, скорее помогите!        

И как зовут меня, скажите! (Родительный падеж) ) (Слайд 5)        

Родительный падеж предлагает творческую работу.  прочитайте глазами задание: прилагательное в словосочетании заменить существительным в форме родительного падежа с предлогом, сохранив при этом смысл.

Сказочный герой — герой из сказки, вишнёвый сок — сок из вишни, южный ветер — ветер с юга и т.д.

Определите склонение

- Как определить склонение существительного?

Проверка:

- Назовите основные значения родительного падежа (ответы детей).

  • Физминутка Найдите существительные определите склонение и падеж
  • Лавка Дательный  падеж

 Я работаю старательно

Кому отдать? К чему призвать?

Лишь только я могу сказать с предлогом «К» порой дружу

 Но и один гулять хожу. (Дательный падеж) ) (Слайд 6)

- Дательный падеж - это...  - Скажите, в каком падеже мы пишем имя существительное на почтовой открытке, конверте, указывая, кому оно адресовано?

Д. Имя адресата в дательном падеже.

У. Вам пришла телеграмма.

У учеников на партах – “телеграммы”.

У. Прочитайте строки из известных вам произведений.

Дательный падеж предлагает подчеркнуть словосочетания с существительными в дательном падеже. Сначала назовите особенности дательного падежа ( ответы детей).

Самостоятельная работа.

Уж сколько раз твердили миру…”

“Вороне где-то бог послал кусочек сыру…”

“Плутовка к дереву на цыпочках подходи…”

“К муравью ползет она…”

“По улицам слона водили…”

“Случилось соловью на шум их прилететь…”

Проверка в парах:

1 ученик читает предложение.

2 ученик читает словосочетания с существительными в дательном падеже.

У. Строки, из каких произведений вы прочитали?

Д. Строчки из басен И.А. Крылова “Ворона и лисица”, “Стрекоза и муравей”, “Слон и Моська”, “Квартет”.

  • Лавка Винительный  падеж

Кого винить мне видно сразу!
Пусть каждый здесь
Запомнит эту фразу

Ведь я важней министра! Все это знают тут!

 А ну скорей скажите, Как меня зовут? (Винительный падеж) ) (Слайд )

- Что вы знаете о Винительном падеже? Купец винительного падежа предлагает нам поработать с фразеологизмами

Прочитайте. С чем будем работать

  • Работа над фразеологизмами.

Запишите так же как на экране в два столбика.

Зарубить на носу.

Бить баклуши.

Заткнуть за пояс.

Водить за нос.

Бездельничать.

Победить.

Запомнить.

Обманывать.

-   Какое задание вы можете предложить к этим словам и словосочетаниям.

-   Выполните предложенное задание, проверьте его. Какое сочетание лишнее?

  • Лавка Творительный  падеж

Творите  чем? Творите  с кем?
Я подскажу вам - нет проблем!
Предлогам «перед», «под» и «над»
В любой момент я очень рад.  
(Творительный падеж) ) (Слайд 8)

- Расскажите о Творительном падеже.

Упражнение “Составь пословицу”

Этот падеж мастер на все руки. Постоянно что-то пилит, строгает, чертит, творит. Нам предстоит тоже построить, но не дом и не башню, а пословицу.

На экране.

Не, пишут, пером, умом, а.

У. Составьте пословицу.

Д. Не пером пишут, а умом.

У. Как понимаете ее смысл? (Ответы детей).

- Запишите пословицу. У существительных определите падеж.

-Докажите, что существительные пером, умом в творительном падеже.

У. Какие особенности творительного падежа знаете? (Ответы детей).

  • Лавка Предложный падеж

Мне без предлогов свет не мил
Пусть будет «в», и «о», и «при» -
Ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать

О чем мечтаешь и в чем гулять. (Предложный падеж) ) (Слайд 9)

- Что вы знаете о Предложном падеже?

Упражнение “Крылатые слова”

У. Предложный падеж сообщает нам, что в русском языке существует крылатое выражение или фразеологизм склонять во всех падежах. Часто упоминать, осуждая, упрекая, критикуя и т. п.

- Как вы его понимаете? (Ответы детей).

Устно составьте предложения.

У. Определить падеж существительного во падежах.

Д. Существительное в предложном падеже.

У. Назовите особенности предложного падежа (Ответы детей).

Мы с вами знаем, что все предметы, которые изучаем в школе взаимосвязаны. Знания полученные на по любому учебному предмету нужно уметь применять  Давайте посмотрим помните ли вы о чём недавно говорили на уроке литературного чтения. По определению догадайтесь о чём идёт речь?

стихотворение, в котором некоторые (обычно - первые) буквы каждой строки составляют осмысленный текст АКРОСТИХ

Дунул ветер и акростих рассыпался. Помогите собрать какое слово получилось запишите

8. Оценка (рефлексия) Итог

У. Что необходимо сделать, чтобы определить падеж существительного?

Д. Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос. По вопросу и предлогу определить падеж.

У. Сколько падежей в русском языке?

Д. 6 падежей.

У. А у Г.Граубина есть еще 1 падеж под названием “Ленительный падеж”.

9. Инсценирование  стихотворения

У. Спросили Лежебокина:

1 ученик:

А ну-ка расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают на зубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
У. Ответил он рассержено:

2 ученик:

В том не моя вина,
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж Творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу,
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю:
Давать,
Делиться чем – нибудь
С друзьями
Не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.

1 ученик:

Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?

2 ученик:

Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный,
И, наконец,
Простительный!


У. Ребята, кто-нибудь из вас узнал в себе Лежебокина?

- Выполнили ли поставленную цель урока? Как?

Д. Обобщили знания о падежах имен существительных.

  • Домашнее задание

- Я вижу, что вы знаете все падежи. Молодцы! Итак, кто, сколько знаний купил на ярмарке? Давайте подведём итоги?

- Был ли интересен наш урок?

- Полезен?

- Узнали ли вы что-нибудь новое?

- Что повторили?

- Урок окончен. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Тип урока: урок закрепления и обобщения изученного.Цель: актуализировать знания учащихся об имени прилагательном, как части речи.Задачи:обобщить знания об имени прилагательном (изменение прилагательны...

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Обобщение знаний о склонении существительных и распознавании падежей» УМК «Школа России»

Цели урока:1.                Формировать  умение склонять имена существительные в единственном числе.2....

Конспект урока русского языка в 3-м классе по теме «Обобщение знаний о правописании имен прилагательных»

Цель: закрепить знания об имени прилагательном; развивать умение определять род, число имен прилагательных.Задачи: - учить правильному написанию имен прилагательных;- развивать умения распознавать име...

Открытый урок по русскому языку в 3 "Д" классе на тему: "Обобщение знаний об имене существительном и имене прилагательном"

17 марта 2016 года в 3 "Д" классе прошёл открытый урок по русскому языку на тему: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном. В ходе урока мной были использованы групповая и инд...

Конспект урока по русском языку 4 класс УМК "Школа России" Тема :Обобщение знаний о глаголе.

Урок обобщения и закрепления изученного. К конспекту составлена презентация....

Урок по русскому языку во 2-м классе по теме: "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы".

Урок по русскому языку во 2-м классе по теме:"Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы".урок-игра...