«Слова-предметы, отвечающие на вопросы: кто? что?»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Кобелева Валентина Анатольевна

Урок письма и развития речи 4 класс.

Закрепление умения выделять в речи слова, обозначающие предметы и правильно ставить к ним вопрос.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2.2.4._otkrytyy_urok_slova-predmety_4_kl.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Российской федерации

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)   общеобразовательное учреждение

 "СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ"

Урок письма и развития речи                                                                                                         4 класс

Тема:

 «Слова-предметы, отвечающие на вопросы: кто? что?»

                                                         

 Подготовила:

Кобелева Валентина Анатольевна,

 учитель начальных классов

г. Оса.

Урок письма и развития речи в 4 классе

Тема: « Слова-предметы, отвечающие на вопросы кто? что?»                                                                                      Цели:                                                                                                                                                         Образовательная:  Закрепление умения выделять в речи  слова, обозначающие предметы и правильно ставить к ним вопрос.         Развивающая:                                                                                                                                                           Развитие  связной  устной  и письменной  речи, внимания, памяти, орфографической зоркости.                                                                   Воспитательная:                                                                                                                                              Воспитание  мотивации к учению,  аккуратности  и самостоятельности при выполнении письменных работ.

      Оборудование:  картинка Снеговика, снежинки, предметные картинки, сюжетная картинка «Зимние забавы», карточки с заданиями, мяч, проектор, компьютер, экран, тетрадь,  ручка, презентация.

Ход урока

1.Организационный момент.                                                                                                     От души мы потянулись.                                                                                                            Все мы дружно улыбнулись                                                                                                                 И за парты вновь вернулись.                                                                               Начинаем урок.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

 2. Мотивация учебной деятельности.                                                                                                            - Ребята, какое время года наступило?  (Наступила зима)                                                                                 Сегодня к нам на урок придёт зимний  гость. Как его зовут, вы узнаете, когда расшифруете слово. (На доске карточки со слогами го, вик, сне )                                          К нам на урок заглянул Снеговик.                                                                                                              Он приготовил для вас интересные задания.                                                                                                         За правильный ответ вы будете получать снежинки. В конце урока определится самый умный и грамотный ученик, которому Снеговик приготовил сюрприз.  

     3.Сообщение темы и целей урока.                                                                                         Задание 1: – Ребята, пока Снеговик шёл к нам, подул сильный ветер и разбросал все буквы. Нужно помочь Снеговику собрать слова.                                                                                                                Кто пойдёт и составит слова?  (Белка, сосна)

На какой вопрос отвечает слово «Белка»?  Докажите.

На какой вопрос отвечает слово «Сосна»? Докажите.

  – Ребята, кто назовёт тему урока?  (Слова - предметы)

Мы продолжим работать над темой: «Слова – предметы, отвечающие на вопросы:  кто? что?».                                                                                                        Слайд 1. (Записана тема)

   Чему бы вы хотели научиться на уроке?  (закрепить знания, правильно ставить вопросы к словам, грамотно писать… )

   Сегодня мы с вами будем закреплять умения находить слова - предметы, задавать к ним  вопросы, ну и, конечно, будем стараться писать грамотно и красиво.

    Пора за работу нам приниматься,                                                                                                                В тетрадях красиво писать и стараться.

Чтобы правильно и красиво писать, пальчики необходимо как следует размять.

                                                                                                                                                                      4.  Гимнастика для  пальчиков.

Раз и два, раз и два-                   (Терём ладошки)

Лепим мы снеговика.                 (Сжимаем кулачки)

Мы катаем снежный ком       (Терём руку об руку)

Кувырком, кувырком.

Пальчики замёрзли у нас,          (Касаемся всеми пальцами большого пальца)

Чтобы их отогреть –                     (Терём ладошки)

Будем быстро мы тереть.           ( терём  с ускорением)

- Ребята, откройте, пожалуйста, тетради. Не забудьте о правильном её положении ( с наклоном), о правильной посадке (спина прямая, ноги под прямым углом).

Напишите число, классная работа, день недели.

5.Работа по теме урока 

Задание 2:

    Снеговик принёс для вас картинки (лес, заяц, дятел, лиса, санки, коньки), но они все перепутались. Нужно помочь ему разделить их на 2 группы.

   Прошу выйти к доске  и распределить  картинки по группам.

-  Ребята, вы согласны?

Назовите картинки, которые разместили  в левом столбике ? Почему вы эти картинки объединили ? Докажите.

Какие картинки поместили  в правый столбик? Докажите, что эти слова отвечают на вопрос что?

Сделайте, пожалуйста, вывод (расскажите правило)

Слайд 2. (Записано правило)                                                                                                                        О людях и животных мы спрашиваем – кто это?

 О других предметах спрашиваем – что это?  

Повторим правило все вместе.

-Ребята, посмотрите внимательно картинки и назовите  словарные слова  -предметы).  Кто пойдёт и запишет слова на доске  и объяснит их. (Заяц – ударение падает на гласную а, безударную гласную я нужно запомнить. Коньки – ударение падает на гласную и, безударную гласную  о нужно запомнить,  звук нь произносится мягко, поэтому после  буквы эн пишем ь. 

   Запишите по памяти слова  в тетрадь в 2 столбика. В левый столбик запишите слова, которые отвечают на вопрос кто? В правый – на вопрос что?

(Картинки с доски убираются).

 Какие слова записали в левый столбик? На какой вопрос они отвечают?

Какие слова записали в правый столбик? На какой вопрос они отвечают?

Молодцы! Вы справились с заданием Снеговика. За правильные ответы получаете снежинки.

6.Физкультминутка.

    Вы славно потрудились, а сейчас немножко отдохнём.

Встали все в круг.

1)Снеговик приготовил для вас  игру «Кто? Что?» (с мячом).

Я называю слово, вы задаёте вопрос, я задаю вопрос, вы называете слово.

2)  Давайте выполним любимые упражнения Снеговика (за партой).

- Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть.                                                            - Посмотреть на красный круг (5 сек.), поморгать.  

- Посмотреть на зелёный круг, поморгать                                                                        - Движением глаз нарисуйте снежинку.

7. Работа над темой урока.

    Снеговик предлагает вам следующее задание 3 : 

Слайд 3.    (Сюжетная картинка «Зимние забавы детей»)

 - Ребята, какое время года изображено на картинке?

 Посмотрите,  пожалуйста, на картинку и скажите,  что на ней  нарисовано? (деревья, снеговик,  снег,…)  На какой вопрос отвечают эти   слова?

 Кто нарисован на картинке? ( мальчик, девочка, птицы).

На какой вопрос отвечают эти слова?

Составьте, пожалуйста, рассказ по картинке.

Какое время года наступило? (Наступила зима)

Что делают дети?  (Дети лепят снеговика)

Что делают птицы? (Птицы ищут корм).

   Работа в группах : нужно из слов составить предложения.

Подумайте, с какого предложения начнём  рассказ и прочитайте его.

Прикрепите на доску. Какое предложение будет вторым?

Назовите последнее предложение.

Давайте прочитаем весь рассказ.

Запишите рассказ в тетрадь. Подчеркните слова, которые обозначают предметы и задайте к ним вопросы.

Какие слова вы подчеркнули? На какие вопросы они отвечают?

   Все мы славно потрудились, завершать пора урок.

8. Итог урока.

- Ребята, вспомните, какие цели вы ставили перед собой в начале урока? Научились ли тому, чему хотели научиться?                                                                                                                                                               А как вы определили? ( справились со всеми заданиями).

Что вызвало затруднения?

С какими вопросами мы дружили на уроке?

Какие слова – предметы отвечают на вопрос  «кто?»

Какие слова – предметы отвечают на вопрос « что?»

Слайд 4.     Запомните:

О людях и животных мы спрашиваем – кто?

О неживых предметах и явлениях мы спрашиваем – что?

Молодцы!

- Ребята, Снеговик  доволен, как вы  ловко справились с его заданиями. И я довольна вашей работой на уроке. Особенно понравились правильные и полные ответы …

Посчитаем снежинки, которые вы заработали на уроке. У кого сколько снежинок?

  Оценки:  у кого 5 и более снежинок – оценка 5,

 у кого – 3 - 4  – оценка 4,  у кого – 2 – 1 – оценка – 3.

Поставьте себе оценки.

Самым умным на уроке был…  Ему Снеговик вручает медаль со своим  портретом.

  1. Домашнее задание.

Слайд 5. (Карточки с дифференцированными заданиями) 

1 . Вставь пропущенные буквы.                                                                         Распредели слова в 2 столбика:  м.роз,  в.рона,  вал.нки,  р.ка,  с.бака, б.рёза,  в.юга, дятел,  с.ва, р.бята.

  1. Спиши предложения. Подчеркни названия предметов.

Белка грызёт орешки. Дятел лечит деревья. Ребята пошли в лес.

 10 . Рефлексия.

- Ребята,  понравился ли вам урок? Что вам на уроке понравилось больше всего?

С каким настроением вы заканчиваете урок?

Упражнение «Улыбка».

Если у вас радостное настроение – подарите  свою улыбку учителю, соседу по парте, гостям. Как много сияет улыбок в нашем классе, значит  урок прошёл с пользой.

 Слайд 6.   (Снеговик)                                                                                                   Снеговик верит, что наш урок всем пойдёт ребятам впрок!

Кому бы вы сказали за урок спасибо? (Снеговику,  учителю)

И вам спасибо за урок! Урок окончен. Будьте здоровы!

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слова отвечающие на вопросы Кто? Что? 1 класс

Предмет: русский язык, учебник «Русский язык 1 кл.»Т.М. Адриановой, В.А. Илюхиной Название материала: «Слова, отвечающие на вопросы: Кто? Что?». Уровень образования школьников: 1 класс ...

Слова, отвечающие на вопросы какой? какая?какое? какие?

Урок русского языка во 2 классе проводится в форме урока - путешествия по станциям...

Урок по русскому языку "Имя существительное и его роль в речи.Имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?

Знакомить с обобщенным лексическим значением имен существительных, отрабатывать понятие "имя существительное", формировать умение различать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?...

Урок русского языка по теме «Распознавание слов, отвечающих на вопрос кто? и слов, отвечающих на вопрос что?» 2 класс

Формирование умения отличать слова, отвечающие на вопрос что? от слов, отвечающих на вопрос кто? Развитие умения сравнивать и обобщать, находить и объяснять орфограммы в словах. Воспитывать наблюдател...

Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и существительные, отвечающие на вопрос что?

Цели: познакомить учащихся с лексическим значением имён существительных, развивать умение различать слова, отвечающие на вопрос кто? что?, формировать понятие “имя существительное”, воспит...

Урок русского языка в 3 классе по теме"Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и имена существительные, отвечающие на вопрос что?"

*Формировать умение различать слова, отвечающие на вопрос кто? и что? *Развивать творческое мышление;*Воспитание любви к животным, бережного отношения к учебным вещам, уважения  друг к другу....