Конспект урока русского языка "Части речи.Обобщение" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Красноперова Людмила Николаевна

Разработка включает в себя определение целей урока и описание планируемых результатов. Урок проводится с использованием ирговой технологии. В ходе повторения изученного материала дети "строят" корабль. Используется презентация и карточки с заданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_russkogo_yazyka_po_teme_chasti_rechi._obobshchenie.zip104.89 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Ярцевская средняя школа №10

Урок русского языка по теме: «Части речи. Обобщение»

4 класс

Учитель: Красноперова Л.Н.

 (программа «Школа России»)

Цель: усовершенствование знаний об особенностях имен существительных, прилагательных, глаголов; развитие умения сравнивать части речи по их существенным  признакам, распознавать их и правильно употреблять в речи; развитие умения правильно писать безударные окончания глаголов, имен существительных и прилагательных.

Планируемые результаты:

Предметные: повторить изученный материал по теме: «Части речи»

Личностные УУД: осознание роли языка и речи в жизни людей

Познавательные УУД: распознавать части речи и определять их морфологические признаки

Коммуникативные УУД : умение строить сообщения в устной и письменной форме

Регулятивные УУД : умение анализировать, делать выводы, сравнивать

Оборудование:

- запись шума морского прибоя

- рисунок корабля

- карточки с заданием

- рисунок волн белого, голубого и синего цвета

Ход урока.

  1. Орг. момент.

           Орешек знаний твёрд, но всё же

           Мы не привыкли отступать!

           Нам расколоть его поможет

           Девиз «Хочу всё знать!»

  1. Сообщение темы и цели урока.

- Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Слышите шум? Что напоминают вам эти звуки? (Шум моря)  Правильно, это шумит море. Море ваших знаний. Огромные тайны открываются вам в море знаний. Чтобы не утонуть в нём, мы построим сегодня корабль.

А каким должен быть корабль? (Быстрым, красивым, прочным). Что он должен уметь делать? (Плыть, мчаться, идти). Что поможет нам в строительстве прочного корабля? (Прочные знания).

Определите тему нашего урока. (Повторение о частях речи). Какие цели поставим? (Повторить изученный материал о частях речи)

 Отправимся покорять неизведанное.

Чтобы путешествовать, что надо знать? (Правила путешественников) (Сл.2)

  1. Всегда быть вместе, помогать друг другу.
  2. Соблюдать правила безопасности.
  3. Быть внимательными и наблюдательными, чтобы путешествие надолго запомнилось, и вы могли рассказать о нем своим друзьям.

- Откройте тетради, запишите число. Ведь мы должны знать дату построения корабля.

- А где мы будем строить корабль? (в классе) Правильно, записываем: «Классная работа»

Любой корабль начинают строить с судна-лодки, которая является основанием. Оно должно быть очень прочным, впрочем, как и ваши знания.

3.     Работа над пройденным материалом.

Итак,  1 задание: «Назови  часть речи» (Сл.3)

     Являюсь я важнейшей частью речи…

     Давно живу я в мире этом

     Даю название предметам…

    (Имя существительное)

  Игра  «Назови одним словом». (Сл.4)

(чтобы оно являлось именем существительным)

храбрый человек – (храбрец)

болтливый человек – (болтун)

ленивый человек – (лентяй)

мудрый человек – (мудрец)

богатый человек – (богач)

хитрый человек – (хитрец)

сильный человек – (силач)

весёлый человек – (весельчак)

Определяю я предметы,  (Сл.5)

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь.

Меня вам надо знать, беречь!

(Имя прилагательное)

К данным словам подбери антонимы. (Сл.6)

Бодрый человек - …….(усталый)

Горячий чай - …….(холодный)

Близкий путь - …….(далёкий)

Добрый человек - ……..(злой);

Веселый праздник - ……. (скучный)

Чистый платок - ……….(грязный)

Нам с тобой он служит. (Сл.7) 

С другими частями речи дружит!

У существительного, числительного и местоимения

Берёт взаймы род и число

Для лучшего общения!

Занимает второе место после существительного

Как наиболее употребительный!

(Глагол)

Правильно записаны фразиологизмы?

Объясни значение фразиологизмов: (Сл.8)

Навострить лыжи -    обидеться

Надуть губы -            запомнить

Как по команде -       убежать

Зарубить на носу -    дружно

Проверка (Сл.9)

Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданием и судно у нас готово.

(Учитель крепит рисунок судна корабля.)

Продолжаем строить дальше.

Какой же корабль без мачты?

2 задание:

Словарная работа.

Чтобы установить первую мачту вы должны будите записать словарные слова. Я буду описывать предмет, а вы замените предложение одним словом. Все слова начинаются на букву «п»:

- предмет, необходимый ученику, в нём лежат ручки и карандаши

- птица, заменяющая в деревне будильник

- его надевают, когда становится прохладно

- кастрюля, тарелка, блюдце…- это

- овощ красного цвета

- человек, едущий на любом виде транспорта

(пенал, петух, пальто/платок, посуда, помидор, пассажир)

Дети записывают слова в тетрадь, один ученик работает у доски.

Молодцы, справились с заданием.

Какие части речи вы записали?  ( Имена существительные.)

Устно придумайте однокоренные имена прилагательные к данным словам. ( Петух - петушиный, пальто - пальтовая, посуда - посудный, помидор – помидорный, пассажир – пассажирский.)  

Как пишутся корни в однокоренных словах? (Корни в родственных словах пишутся одинаково).

3 задание

Чтобы установить вторую мачту, прочитайте правильно, что здесь написано: (Сл.10)

ПОРФЕЛЬ, СЛУЧАЙ, СТАТУЯ, МАГАЗИН,

КРАСИВЕЕ, ЗВОНИТ, КИЛОМЕТР, АЛФАВИТ,

СРЕДСТВА, СТОЛЯР, БИБЛИОТЕКА, БАЛОВАТЬ,

 

ПОВТОРИМ, ШОФЁР, ВОРОТА, УКРАИНСКИЙ,

КВАРТАЛ, КАТАЛОГ, ДОГОВОР, КУХОННЫЙ.

Итак, в путь!

Ребята, а может корабль двигаться без паруса?

Нам нужно поднять парус на первой мачте.

4 задание    

«Умей проверить»

Выбери нужное проверочное слово, запиши сначала проверочное слово, а потом проверяемое: (Сл.11)

Уд…вительно (диво, дева), м…нять (мина, замена), л…пить (липко, лепка),

Расч…щать (честь, чисто), л…нивый (лень, линька), скр…пучий (скрепка, скрип),  м…стерить (мастер, мост).

«Исправь ошибки» Почему они вызывают смех? (Сл.12)

Мальчик полоскал собаку.

Все спустились с горы, а Витя всё слизал.

Мама отварила дверь.

Хорошо поседеть на берегу с удочкой.

Нам нужно поднять парус на второй мачте.

5 задание

Какие буквы пропущены в корне. Как их проверить? ( Надо подобрать такое однокоренное слово,    чтобы на эту букву падало ударение.)

Проверьте данные слова. (Сл.13)

В л.су работает л.сник.                    В с.ду работает с.довник.

А теперь из двух простых предложений составьте и запишите сложное предложение  с союзом а.

В лесу работает лесник, а в лесу работает садовник. (Сл.14)

Как пишутся корни в родственных словах?

 

 Ребята, много ли забот у лесника и садовника весной? Чем они заняты? Как вы думаете, важен ли труд этих людей?

А какие пословицы и поговорки вы знаете о труде?

(Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Трудиться - всегда пригодиться. Труд кормит, а лень портит.)

Мы с вами сейчас запишем еще одну пословицу.

Какие буквы пропущены? Как их проверить?

Запишите пословицу, надпишите известные вам части речи. Запись с комментированием у доски и в тетрадях.

Дерево узнают по плодам, а человека по делам.

А какой важный труд у вас? Почему надо хорошо учиться?

    Ребята, наш корабль построен! Чтобы наш корабль поплыл, нужно показать, что мы дружная команда. Выполним следующие задания:

6 задание

Составьте и запишите слова с корнем –сад-, выделите части слова. (Комментированное письмо с места) (Сл.15)

(Рассада, высадка, пересадка, посадка.)

Объясните значение записанных слов.

Составьте словосочетания, соединяя по смыслу слова левого и правого столбиков. Вставьте и выделите окончания существительных (работа по карточкам)

гуляли

в жизн.

лежит

на печк.

не везёт

соседк.

просить

по догог.

помогать

у подруг.

Можем ли мы обойтись без окончания?

Ребята, расскажите о роли окончания в нашей речи.

 

 Цепочкой называйте по одному признаку слова:

 (Слово – ПОПУГАЙ: мужской род, единственное число, 3 слога,  7 букв, 7 звуков, 3 гласных, 4 согласных, может быть существительным или глаголом, надо смотреть в предложении. Например,

Говорит попугай попугаю:

«Я тебя, попугай, попугаю!»

Попугаю в ответ попугай:

«Попугай! Попугай! Попугай!»

  1. Итог урока.

    О каких частях речи мы сегодня говорили? Достигли ли мы цели нашего урока?

Если вы поработали хорошо и у вас не осталось вопросов – возьмите белую волну и прикрепите к нашему кораблю, если у вас возникли вопросы – прикрепите голубую волну, если ещё много над чем нужно работать – прикрепите синюю волну. (Сл.16)

     Море… слышите, оно по прежнему шумит. Это море знаний ждёт вас. Плывите на нашем корабле по нему дальше и покоряйте неизведанное.

   

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе. Автор: учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 9» О.В.Некрылова Тема урока: Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень».

Тип урока-урок обобщения и закрепления полученных ранее знаний. Учащиеся знакомятся с творчеством великого русского художника И.Левитана, учатся составлять описательный текст....

Конспект урока русского языка во 2 классе(Образовательная система «Школа 2100» авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева) Текст Урок 24 (20). Тема: Конструирование текстов.

ТекстУрок 24 (20).Тема: Конструирование текстов.Цель:  – развитие умения устной речи – «достраивание» неоконченного текста (создание начала, концовки по имеющимся фрагментам текста)....

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Русский алфавит или азбука"

Методическая разработка урока русского языка для 1класса по те...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Русский алфавит или азбука" УМК "Школа России"

Дети познакомятся с этимологий слов "Алфавит", "Азбука", со значением алфавита в жизни людей; получат возможность называть буквы в алфавитном порядке....

Конспект урока русского языка в 3 классе "Использование фразеологических оборотов русской речи".

Фразеологизм – устойчивое, неделимое сочетание слов. Фразеологические обороты русской речи украшают, делают ее выразительной, придают меткость и образность. Пришли к нам из старины глубокой, из ск...