конспект урока по русскому языку по теме "Винительный падеж", 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Яншина Лариса Васильевна

конспект урока по русскому языку по теме "Винительный падеж"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе.

Тема: «Винительный падеж»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: формировать умение определять винительный падеж имен существительных, научить различать винительный и именительный падежи.

 Задачи урока:

Образовательные – знакомство с особенностями винительного падежа, формирование умения  различать именительный и винительный падежи имён существительных.

Развивающие – развитие орфографической зоркости, связной  речи, словарного  запаса.

Воспитательные – способствование воспитанию мотивов учения, интереса к русскому языку, умения слушать различные точки зрения.

УУД:

Познавательные: освоение умения распознавать существительные в именительном и винительном падеже по вопросам и роли в предложении; формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.

Регулятивные: освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления; формирование умения контролировать и оценивать свои действия, высказывать свое предположение; планировать учебное сотрудничество.

Личностные: осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные: формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; находить неточности и корректировать их; высказывать свою точку зрения с достаточной полнотой и ясностью.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация.

В качестве учебного пособия используется учебник русского языка 3 класса авт. Канакина В.П., Горецкий В.Г.,  М.: 2013 УМК «Школа России», рабочая тетрадь на печатной основе авт. Канакина В. П., М.: 2016

Дидактический материал: раздаточные листы.

Ход урока:

1.Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.

Сегодня на уроке мы отправимся в  путешествие за новыми знаниями. А чтобы эти знания добыть, нам надо активно поработать, будем рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы.

2. Чистописание.

Выполним упражнение  по чистописанию

Кк

Корабль - пропишем красиво словарное слово.

Прочитайте. Запишите два предложения.

Корабль вошёл в порт.

Капитан поднялся на корабль.

Что такое порт? ( место, около берега , для стоянки и обслуживания кораблей)

3. Постановка проблемы. Актуализация знаний.

Что общего в этих предложениях? (В предложениях есть одинаковое слово «корабль»)

Давайте, сравним эти слова

1.Слова одинаково звучат
2.  сущ. = сущ. – часть речи
3. м. р. = м. р. -  род
4. ед. ч. = ед. ч. - число
6. Значит и падеж должен быть одинаковый или нет?

Определим падеж в 1 и 2 предложении. Какой вопрос зададим? (Что?) (Корабль. –И.п).  Значит и во 2 предложении слово «корабль» отвечает на вопрос «что»? Согласны?

Оба слова отвечают на вопрос «что?» Почему будут разные падежи?

Что мы знаем про И. п?

В первом предложении слово «корабль» является  главным членом,  употреблено без предлога. Это И.п

Будет ли слово «корабль» главным членом во втором предложении? Следовательно, это второстепенный член предложения. Слово употреблено с предлогом. Значит, это не И п.  Какой падеж еще отвечает на вопрос «что?»? (В.п.)

Дети подчеркивают главные члены предложения, подписывают падеж.

Можем ли мы определить,  какую тему будем изучать.

Итак, сформулируем тему урока. С каким падежом мы сегодня познакомимся более подробно? (В.п.)

Цель урока. Чему мы должны на уроке научиться? И никогда не путаться? (Различать В.п. и И.п.)

4. Изучение нового материала

Какие знания и умения нам помогут различать падежи. Что мы должны вспомнить?

Что вы знаете об И.п.?

Какой вывод вы можете сделать сейчас о В.п., сравнивая предложения.

Продолжим делать открытия.

Вопросы: кого? Что?   Может употребляться  с предлогами  и без. Вспомогательное слово –«вижу» .

Почему?  «Что?» - вопрос двух падежей. Различить ты их сумей.

Составим схему.

Выставляются карточки         ЧТО?                         ЧТО?

Выставляются карточки ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ    ВИНИТЕЛЬНЫЙ

В 1 предл. слово корабль- гл. член предложения – в И.п,  во 2 второстепенный – В.п.)

Выставляются карточки         ПОДЛЕЖАЩЕЕ    ВТОРОСТЕПЕННЫЙ

- Как связано существительное «корабль»  с главным словом во втором предложении? (С помощью предлога)   Имеет ли предлоги существительное в именительном падеже?

Выставляются карточки    БЕЗ ПРЕДЛОГОВ      ИМЕЕТ ПРЕДЛОГИ   

Слова помощники

 Выставляются карточки       ЕСТЬ                   ВИЖУ

Сравним наш вывод с выводом учебника стр.48. Правильно ли мы сделали вывод. Читают правило.

С какими предлогами употребляются существительные В.п.?

5. Закрепление нового материала

Закрепим наши знания. Запишите предложение под диктовку.

Снега укутали землю. Какие орфограммы встретятся в предложении? Определите  падеж  имен существительных. 

6. Физминутка

7. Самостоятельная работа

Выполнение в учебнике  упражнения 87 на странице 48.

 Самостоятельная работа по алгоритму (плану). Прежде чем выполнить упражнение,  познакомьтесь с алгоритмом выполнения на слайде. Вы согласны с этапами алгоритма?

Алгоритм выполнения

  1. Спишите.
  2. Прочитайте.
  3. Определите и укажите падеж имени существительного море в каждом предложении.
  4. Подчеркните главные члены в каждом предложении.

Восстановление деформированного алгоритма.

  1. Прочитайте.
  2. Спишите.
  3. Подчеркните главные члены в каждом предложении.
  4. Определите и укажите падеж имени существительного море в каждом предложении.

Выполнение упражнения по плану.

Какие знания вам помогли определить правильно падежи?  ( Главные члены, предлоги)

 Упражнение 88 страница 49. Прочитайте.

Как называются слова, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разное значение?  (Омонимы)

Поработайте со словарем омонимов в паре. Выясните смысл слов.

Рисунки к словам. В каком значении одушевленный предмет, а в каком неодушевленный?

Работа в группах.  Определить падеж выделенных слов.

8. Подведение итогов. Рефлексия.

Игра « Мячик» Назвать признаки падежей.

Какую тему мы сегодня изучали? Какую цель перед собой ставили?

Какие открытия для себя вы сегодня сделали?

Достигли мы поставленную цель?

Если вам было легко и интересно на уроке делать открытия, нарисуйте солнышко на карточке с рисунком корабля, а если вы встречали трудности – волны. Покажите свои карточки. Кому было трудно, не надо расстраиваться. Дома вы самостоятельно потренируетесь еще раз. А на последующих уроках мы будем систематизировать и закреплять полученные знания.

Выставление оценок с объяснением.

9. Домашнее задание

 Учебник стр.49 правила, упр. 89


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте. Тема урока: Речевой этикет (2 класс). Употребление в речи имен прилагательных. (3 класс)

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока:...

Конспект урока по русскому языку по теме "Падеж имен прилагательных" 4 класс

Данный конспект урока разработан для учащихся 4 класса, обучающихся в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Конспект урока по русскому языку на тему «Падежи имен существительных»

Конспект урока по русскому языку на тему «Падежи имен существительных»...

Конспект урока по русскому языку для учащихся 4 класса по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных в творительном падеже»

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями творительного падежа, его значением, предлогами и окончаниями имён существительных 1, 2 и 3 склонений в творительном падеже....

Конспект урока по русскому языку в 3-м классе (по учебнику Т.Г.Рамзаевой). Тема урока: "Непроизносимые гласные в корне слова"

Цель:Формирование знания о правиле правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова;Формирование умения постановки и решения орфографических задач, связанных с обозначением непроизносимых ...