Технологическая карта урока по русскому языку "Образование временных форм от глагола в неопределенной форме"
план-конспект урока по русскому языку (3, 4 класс)

Иванова Жанна Викторовна

Технологическая карта урока по русскому языку составлена по ФГОС. УМК "Школа России" 3 -4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11.05.19_ivanovazhv_1-2.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

по теме «Образование временных форм

от глагола в неопределенной форме»

УМК «Школа России»

Учитель высшей квалификационной

категории: Иванова Ж.В.

Санкт-Петербург

2019

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС

(урок открытия  новых знаний)

 

Учитель: Иванова Жанна Викторовна

Класс: 3

Учебник: Рамзаева Т.Г. (2014г.)

Тема урока: «Образование временных форм от глагола в неопределенной форме»

Цель урока: Формировать умение образовывать временные формы от глаголов неопределенной формы.

Знать: вопросы глаголов неопределенной формы; как изменяются глаголы по временам, понятия «совершенный/несовершенный вид» глагола.

Понимать: различие глаголов неопределенной формы (по вопросам: что делать? что сделать?); что значит, глаголы изменяются по временам.  

Применять: уметь определять время глаголов; образовывать форму глагола в настоящем, будущем и прошедшем времени.

Анализ: формы глаголов в неопределенной форме для образования формы глаголов будущего и прошедшего времени, а глаголов в неопределенной форме совершенного вида – форму будущего и прошедшего времени.

Синтез: самостоятельная работа с самоконтролем по эталону; составление монолога «Образование временных форм от глагола в неопределенной форме».

Оценка: собственных знаний в своей речевой практике.

ХОД УРОКА

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

Универсальные действия

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент

2.Актуализация знаний

Проверка дом. задания (учебник, упр.568) (Приложение 1)

Минутка чистописания

Работа над сло-варными словами

3.Сообщение темы урока

4.Объяснение нового материала

Работа по учебнику (упр.573) (Приложение 2)

5.Первичное закрепление знаний.

6.Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону.

7.Обобщение

8. Рефлексия деятельности

8.Домашнее задание

- Проверим готовность к уроку.

- Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания. Теперь в путь, друзья. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха.

- Прочитайте образованные при помощи приставок однокоренные глаголы.

- В какой форме употреблены данные глаголы?

- На какой вопрос отвечают  глаголы без приставок? С приставками?

Показывает правильное соединение

- Запишите буквосочетания.

Организует работу над словами с непроверяемым написанием

- От данных словарных слов образуйте глаголы и запишите, с выделением орфограмм: дежурный, желтый, мороз, рассказ, завтрак, победа.

- На какие вопросы отвечают глаголы, которые у вас получились?

-В какой форме стоят эти глаголы?

- Как же изменяется глагол?

- Давайте дополним схему:

Время глагола

- Какие формы времени имеют глаголы?

- Какое действие называют глаголы насто-ящего времени? Прошедшего? Будущего?

- Давайте изменим глаголы  морозить и рассказать  по временам и запишем их в схему.

- Разве может так быть, чтобы были два одинаковых глагола в двух временах?

-Видимо, не хватает нам определенных знаний.

- Значит  узнаем.

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать тему и задачи урока.

- Я выдаю вам карточку с информацией о глаголе. Прочитаем.

- Давайте отметим то, что знаем о глаголе и подчеркнем то, что для вас оказалось новым.

Карточка

  • Я называю слова, обозначающие действия предметов;
  • В предложении являюсь сказуемым;
  • Могут изменяться по числам;
  • Не от всех глаголов в неопределенной форме могу образовывать настоящее время.

- Определите тему урока, исходя из той информации, которую вы получили и сформулируйте задачу урока.

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

Проводит игру «Четвертый лишний».

- В каждой группе слов найдите лишнее слово и докажите свой выбор.

1.Трещать, скрипеть, писать, написать.

2.Трещит, скрипит, пишет, напишет.

- А теперь давайте попробуем образовать все три формы времени глагола  от глаголов в неопределенной форме: писать и написать.

- На какой вопрос отвечает глагол писать?

- Запишем в тетради.

- Изменим данный глагол по временам.

- А теперь изменим по временам глагол написать.

- Подумайте, почему так получилось?

- Молодцы. Правильно.

- Итак, если глагол отвечает на вопросы что делать? что делает? что делаем? и т.д., то этот глагол несовершенного вида. Если глагол отвечает на вопросы что сделать? что сделаю? что сделаем? и т.д., то этот глагол совершенного вида.

- Какого вида глагол, отвечающий на вопрос что делать? А на вопрос что сделать?

- Прочитайте таблицу «Изменение глаголов по временам». Назовите глаголы в неопределенной форме и вопросы к ним.

- Сравни, как изменяются по временам глаголы, которые отвечают на вопрос что делать? и что сделать?

- Сделайте вывод об изменении глаголов по временам.

Задает вопросы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает  при необходимости.

Устно: 

- Измени по временам глаголы работать, решить, добежать, летать.

- Какие глаголы не могли поставить в настоящее время? Почему?

Организует работу, выслушивает мнения. Наблюдает за работой учащихся.

- На партах лежит карточка со стихотворением. Прочитайте.

- Какие слова вам были непонятны?

Лозняк – мелкий ивовый кустарник.

- Как вы понимаете смысл выражений: 1.Звезды меркнут и гаснут.

2.В огне облака.

3.Белый пар расстилается

4.Воду морщит-рябит

- Ваша задача найти все глаголы, определить  время глаголов и надписать его. Но сначала, давайте составим алгоритм ваших действий при выполнении задания.

Учитель записывает его на доске.

1.Назвать глагол.

2.Поставить вопрос.

3.Назвать время.

Карточка:

Утро

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок – воду морщит – рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися.

(И.Никитин)

- Поменяйтесь карточкой  с соседом. Проверяем с комментированием. Ваше комментирование должно быть по алгоритму:

(алгоритм записан на доске)

- А какие глаголы нельзя поставить в настоящее время? Почему?

- А можно ли поставить глагол,  например, потянул в настоящее время, если нам очень надо для предложения?

Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке.

- Какая была тема урока?

- Как изменяются глаголы?

- Как определить время глагола?

- Расскажите об изменении глаголов по временам?

Организует рефлексию.

- Оцените себя при помощи смайликов.

На доске:

              Урок прошел удачно, понял(а) все.

              Урок прошел удачно, но понял(а) не   все.

             Урок прошел хорошо, но тема вызывает затруднение.

Комментирует домашнее задание с акцентом на особенности его выполнения.

- Выполнить упражнение 577.  С одним из глаголов составить предложение и сделать синтаксический разбор.

- Какие вопросы вы бы мне задали по теме для выполнения домашнего задания?

- Спасибо за урок. Вы молодцы!

Проверяют готовность к уроку. Определяют уровень самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока).

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Подарить, прочитать, посмотреть, зацвести, увезти, построить.

- Употреблены в неопределенной форме глагола.

- Отвечают на вопрос  «что делать?». На вопрос «что сделать?»

Уу ууу ул олу яну

улица голубь тянул

Записывают словарные слова, выделяют орфограммы.

Дежурить, желтеть, морозить, рассказать, завтракать, победить.

-Что делать? Что сделать?

- В неопределенной форме.

- Глаголы изменяются по числам и временам.

- Настоящее время, прошедшее время, будущее время.

- Глаголы настоящего времени называют действие, которое происходит сейчас. Глаголы прошедшего времени – действие, которое уже прои-зошло. Глаголы будущего времени -  действие, которое еще произойдет.

- Морозит (наст. вр.), морозил (прош. вр.), буду морозить (буд. вр.)

- Расскажу[1] (наст. вр.), рассказал (прош. вр.), расскажу (буд. вр.)

- Нет, не может.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют тему урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

- Сегодня на уроке мы будем находить неопределенную фор-му глагола, и образовывать времена глаголов от заданной неопределенной формы.

Выводят  языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку понятия, данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале текстов.

Находят лишнее слово.

1.Написать – т.к. глагол отвечает на вопрос что сделать?, а все остальные на вопрос что делать?

2.Напишет – т.к. глагол будущего времени, а все остальные настоящего.

Работают в тетради.

- Что делать?

(Что делать? Писать - )

- Настоящее время – что делаю? пишу; прошедшее время – что делал? писал; будущее время – что буду делать? буду писать.

- Что сделать? Написать. Прошедшее время - что сделал? написал; будущее время - что сделаю? напишу. Настоящего времени образовать нельзя.

- Глаголы в неопределенной форме отвечают на разные вопросы.

- Глагол несовершенного вида.    - Глагол совершенного вида.

- Что делать? – учить, читать

- Что сделать? – выучить, дочитать.

Делают вывод

- От глаголов несовершенного вида в неопределенной форме  можно образовать все три формы времени. От глаголов совершенного вида в неопре-деленной форме можно обра-зовать только форму прошед-шего и будущего времени.

Обобщают способы действия по правилу, применяют его на практике. Выполняют упражнение.

Работать – работает, работал, будет работать.

Решить – ---, решил, решу.

Добежать –  ---, добежал, добежим.

Летать – летаю, летала, буду летать.

- Глаголы решить, добежать. Эти глаголы отвечают на вопрос что сделать? и они совершенного вида.

Применяют новые знания на новом языковом материале. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

- Лозняк

1.Становятся тусклыми.

2.От солнца облака золотистого цвета.

3.На лугу туман

4.Легкий ветерок на воде образует легкие волны

Составляют алгоритм действий.

Наст. время – меркнут, гаснут, расстилается, разливается, дремлет, морщит, рябит.

Прош.вр. – потянул, пронес-лись, скрылися.

Буд.время – заденешь, брызнет

- Потянул, пронеслись, скрылися, заденешь, брызнет.

Эти глаголы  совершенного вида, отвечают на вопросы что сделал? что сделали? что сделаешь? что сделает?

- Нет, вид глагола менять нельзя.

Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.

(Если есть вопросы, то их задают).

Личностные: самоопределение; регулятивные: самоорганизация; коммуникативные: планирование учебного сотрудни-чества с учителем и одноклассниками

Коммуникативные: учебное сотрудничес-тво с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ глаголов с целью вы-деления их признаков.

Регулятивные: планирование своих действий; познавательные: закрепление правописания словарных слов.

Коммуникативные: ведение монолога и диалога;

познавательные: выделение грамматических признаков глагола; регулятивные: выстраивание алго-ритма действий при ответе на вопросы.

Познавательные: дополнение схемы с целью выбора оснований для дальнейшей классификации слов.

Познавательные: анализ слов с целью определения времени глаголов; коммуникативные: аргументирование ответа; поиск решения в диалоге.

Регулятивные: планирование своих действий  в соответст-вии с поставленным вопросом, соотнесе-ние известных данных с новыми (неизвест-ными);

познавательные: анализ информа-ционного текста с целью выделения значимой инфор-мации (извест-0ной/неизвестной) для определения темы урока и его задач; личностные: самоопределение к новому материалу урока; коммуникативные: умение принимать решения  с целью нахождения ответа на поставленный вопрос.

Регулятивные: построение алгорит-ма действий для участия в игре; самоорганизация и самоконтроль; коммуникативные: умение доказывать свой выбор, выслу-шивая иные точки зрения; познавательные: выделение сущес-твенных признаков глаголов для класс-сификации слов в группе.

Познавательные: анализ с целью вы-деления существен-ных признаков глаголов; классифи-кация глаголов в неопределенной форме.

Регулятивные: организация своей деятельности в процессе получения новой информации; установление причинно-следственных связей; коммуникативные: анализ информации и формулирования вывода; познавательные: построение логической цепи собственных рассуждений.

Коммуникативны: сотрудничество в процессе поиска информации и ее аргументированное применение; познавательные: применение полу-ченных знаний на практике.

Регулятивные: планирование соб-ственных действий для выполнения за-дания, подготовка к самоконтролю; познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, поиск аргументов для  верного выполнения работы; коммуникативные: самоконтроль, коррекция, самооценка в соответствии с критериями.

Личностные: оценивание полу-ченных знаний и повышение моти-вации для дальней-шего обучения, самоопределение.

Приложение 1

Упражнение 568

С помощью приставок образуй однокоренные глаголы. Напиши.

что делать?                                что сделать?

Дарить                                           подарить

Читать                                           …….

Смотреть                                      ……..

Цвести                                          ……..

Везти                                            ……..

Строить                                        …….

Приложение 2

Упражнение 573

Неопределенная форма

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

Что делать?

Учить

Читать

Что сделать?

Выучить

дочитать

Что делает?

Учит

читает

Что делал?

Учил

Читал

Что сделал?

Выучил

дочитал

Что будет делать?

Будет учить

Будет читать

Что сделает?

Выучит

дочитает


[1] Мнение учащихся разделилось на два ответа: одни утверждают, что глагол «расскажу» - это глагол настоящего времени, а другие утверждают, что нельзя образовать форму настоящего времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание НЕ с глаголами" 4 класс программа "Начальная школа 21 века" ФГОС

Технологическая карта урока разработана  с учетом ФГОС. Урок открытия новых знаний. Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах, группах. Проблемные ситуации. Зд...

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Спряжение глаголов".

Представлена технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе  по теме " Спряжение глаголов".Урок построен на основе  системно- деятельностного метода....

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «Спряжение глагола»

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «Спряжение глагола»...

Технологическая карта урока по русскому языку "Упражнение в распознавании глаголов в неопределенной форме." 3 класс

Тип урока: урок рефлексии Цель урока: обобщение знаний у обучающихся о неопределенной форме глагола Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1 Обобщить и систематизировать знани...