Технологическая карта урока по русскому языку "Образование временных форм от глагола в неопределенной форме"
план-конспект урока по русскому языку (3, 4 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку составлена по ФГОС. УМК "Школа России" 3 -4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11.05.19_ivanovazhv_1-2.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
по теме «Образование временных форм
от глагола в неопределенной форме»
УМК «Школа России»
Учитель высшей квалификационной
категории: Иванова Ж.В.
Санкт-Петербург
2019
Технологическая карта урока русского языка по ФГОС
(урок открытия новых знаний)
Учитель: Иванова Жанна Викторовна
Класс: 3
Учебник: Рамзаева Т.Г. (2014г.)
Тема урока: «Образование временных форм от глагола в неопределенной форме»
Цель урока: Формировать умение образовывать временные формы от глаголов неопределенной формы.
Знать: вопросы глаголов неопределенной формы; как изменяются глаголы по временам, понятия «совершенный/несовершенный вид» глагола.
Понимать: различие глаголов неопределенной формы (по вопросам: что делать? что сделать?); что значит, глаголы изменяются по временам.
Применять: уметь определять время глаголов; образовывать форму глагола в настоящем, будущем и прошедшем времени.
Анализ: формы глаголов в неопределенной форме для образования формы глаголов будущего и прошедшего времени, а глаголов в неопределенной форме совершенного вида – форму будущего и прошедшего времени.
Синтез: самостоятельная работа с самоконтролем по эталону; составление монолога «Образование временных форм от глагола в неопределенной форме».
Оценка: собственных знаний в своей речевой практике.
ХОД УРОКА
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | Универсальные действия |
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент 2.Актуализация знаний Проверка дом. задания (учебник, упр.568) (Приложение 1) Минутка чистописания Работа над сло-варными словами 3.Сообщение темы урока 4.Объяснение нового материала Работа по учебнику (упр.573) (Приложение 2) 5.Первичное закрепление знаний. 6.Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону. 7.Обобщение 8. Рефлексия деятельности 8.Домашнее задание | - Проверим готовность к уроку. - Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания. Теперь в путь, друзья. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха. - Прочитайте образованные при помощи приставок однокоренные глаголы. - В какой форме употреблены данные глаголы? - На какой вопрос отвечают глаголы без приставок? С приставками? Показывает правильное соединение - Запишите буквосочетания. Организует работу над словами с непроверяемым написанием - От данных словарных слов образуйте глаголы и запишите, с выделением орфограмм: дежурный, желтый, мороз, рассказ, завтрак, победа. - На какие вопросы отвечают глаголы, которые у вас получились? -В какой форме стоят эти глаголы? - Как же изменяется глагол? - Давайте дополним схему: Время глагола - Какие формы времени имеют глаголы? - Какое действие называют глаголы насто-ящего времени? Прошедшего? Будущего? - Давайте изменим глаголы морозить и рассказать по временам и запишем их в схему. - Разве может так быть, чтобы были два одинаковых глагола в двух временах? -Видимо, не хватает нам определенных знаний. - Значит узнаем. Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать тему и задачи урока. - Я выдаю вам карточку с информацией о глаголе. Прочитаем. - Давайте отметим то, что знаем о глаголе и подчеркнем то, что для вас оказалось новым. Карточка
- Определите тему урока, исходя из той информации, которую вы получили и сформулируйте задачу урока. Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. Проводит игру «Четвертый лишний». - В каждой группе слов найдите лишнее слово и докажите свой выбор. 1.Трещать, скрипеть, писать, написать. 2.Трещит, скрипит, пишет, напишет. - А теперь давайте попробуем образовать все три формы времени глагола от глаголов в неопределенной форме: писать и написать. - На какой вопрос отвечает глагол писать? - Запишем в тетради. - Изменим данный глагол по временам. - А теперь изменим по временам глагол написать. - Подумайте, почему так получилось? - Молодцы. Правильно. - Итак, если глагол отвечает на вопросы что делать? что делает? что делаем? и т.д., то этот глагол несовершенного вида. Если глагол отвечает на вопросы что сделать? что сделаю? что сделаем? и т.д., то этот глагол совершенного вида. - Какого вида глагол, отвечающий на вопрос что делать? А на вопрос что сделать? - Прочитайте таблицу «Изменение глаголов по временам». Назовите глаголы в неопределенной форме и вопросы к ним. - Сравни, как изменяются по временам глаголы, которые отвечают на вопрос что делать? и что сделать? - Сделайте вывод об изменении глаголов по временам. Задает вопросы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает при необходимости. Устно: - Измени по временам глаголы работать, решить, добежать, летать. - Какие глаголы не могли поставить в настоящее время? Почему? Организует работу, выслушивает мнения. Наблюдает за работой учащихся. - На партах лежит карточка со стихотворением. Прочитайте. - Какие слова вам были непонятны? Лозняк – мелкий ивовый кустарник. - Как вы понимаете смысл выражений: 1.Звезды меркнут и гаснут. 2.В огне облака. 3.Белый пар расстилается 4.Воду морщит-рябит - Ваша задача найти все глаголы, определить время глаголов и надписать его. Но сначала, давайте составим алгоритм ваших действий при выполнении задания. Учитель записывает его на доске. 1.Назвать глагол. 2.Поставить вопрос. 3.Назвать время. Карточка: Утро Звезды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается. Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая. Потянул ветерок – воду морщит – рябит. Пронеслись утки с шумом и скрылися. (И.Никитин) - Поменяйтесь карточкой с соседом. Проверяем с комментированием. Ваше комментирование должно быть по алгоритму: (алгоритм записан на доске) - А какие глаголы нельзя поставить в настоящее время? Почему? - А можно ли поставить глагол, например, потянул в настоящее время, если нам очень надо для предложения? Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке. - Какая была тема урока? - Как изменяются глаголы? - Как определить время глагола? - Расскажите об изменении глаголов по временам? Организует рефлексию. - Оцените себя при помощи смайликов. На доске: Урок прошел удачно, понял(а) все. Урок прошел удачно, но понял(а) не все. Урок прошел хорошо, но тема вызывает затруднение. Комментирует домашнее задание с акцентом на особенности его выполнения. - Выполнить упражнение 577. С одним из глаголов составить предложение и сделать синтаксический разбор. - Какие вопросы вы бы мне задали по теме для выполнения домашнего задания? - Спасибо за урок. Вы молодцы! | Проверяют готовность к уроку. Определяют уровень самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока). Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Подарить, прочитать, посмотреть, зацвести, увезти, построить. - Употреблены в неопределенной форме глагола. - Отвечают на вопрос «что делать?». На вопрос «что сделать?» Уу ууу ул олу яну улица голубь тянул Записывают словарные слова, выделяют орфограммы. Дежурить, желтеть, морозить, рассказать, завтракать, победить. -Что делать? Что сделать? - В неопределенной форме. - Глаголы изменяются по числам и временам. - Настоящее время, прошедшее время, будущее время. - Глаголы настоящего времени называют действие, которое происходит сейчас. Глаголы прошедшего времени – действие, которое уже прои-зошло. Глаголы будущего времени - действие, которое еще произойдет. - Морозит (наст. вр.), морозил (прош. вр.), буду морозить (буд. вр.) - Расскажу[1] (наст. вр.), рассказал (прош. вр.), расскажу (буд. вр.) - Нет, не может. Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют тему урока. Под руководством учителя определяют задачи урока. - Сегодня на уроке мы будем находить неопределенную фор-му глагола, и образовывать времена глаголов от заданной неопределенной формы. Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку понятия, данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале текстов. Находят лишнее слово. 1.Написать – т.к. глагол отвечает на вопрос что сделать?, а все остальные на вопрос что делать? 2.Напишет – т.к. глагол будущего времени, а все остальные настоящего. Работают в тетради. - Что делать? (Что делать? Писать - ) - Настоящее время – что делаю? пишу; прошедшее время – что делал? писал; будущее время – что буду делать? буду писать. - Что сделать? Написать. Прошедшее время - что сделал? написал; будущее время - что сделаю? напишу. Настоящего времени образовать нельзя. - Глаголы в неопределенной форме отвечают на разные вопросы. - Глагол несовершенного вида. - Глагол совершенного вида. - Что делать? – учить, читать - Что сделать? – выучить, дочитать. Делают вывод - От глаголов несовершенного вида в неопределенной форме можно образовать все три формы времени. От глаголов совершенного вида в неопре-деленной форме можно обра-зовать только форму прошед-шего и будущего времени. Обобщают способы действия по правилу, применяют его на практике. Выполняют упражнение. Работать – работает, работал, будет работать. Решить – ---, решил, решу. Добежать – ---, добежал, добежим. Летать – летаю, летала, буду летать. - Глаголы решить, добежать. Эти глаголы отвечают на вопрос что сделать? и они совершенного вида. Применяют новые знания на новом языковом материале. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. - Лозняк 1.Становятся тусклыми. 2.От солнца облака золотистого цвета. 3.На лугу туман 4.Легкий ветерок на воде образует легкие волны Составляют алгоритм действий. Наст. время – меркнут, гаснут, расстилается, разливается, дремлет, морщит, рябит. Прош.вр. – потянул, пронес-лись, скрылися. Буд.время – заденешь, брызнет - Потянул, пронеслись, скрылися, заденешь, брызнет. Эти глаголы совершенного вида, отвечают на вопросы что сделал? что сделали? что сделаешь? что сделает? - Нет, вид глагола менять нельзя. Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. (Если есть вопросы, то их задают). | Личностные: самоопределение; регулятивные: самоорганизация; коммуникативные: планирование учебного сотрудни-чества с учителем и одноклассниками Коммуникативные: учебное сотрудничес-тво с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ глаголов с целью вы-деления их признаков. Регулятивные: планирование своих действий; познавательные: закрепление правописания словарных слов. Коммуникативные: ведение монолога и диалога; познавательные: выделение грамматических признаков глагола; регулятивные: выстраивание алго-ритма действий при ответе на вопросы. Познавательные: дополнение схемы с целью выбора оснований для дальнейшей классификации слов. Познавательные: анализ слов с целью определения времени глаголов; коммуникативные: аргументирование ответа; поиск решения в диалоге. Регулятивные: планирование своих действий в соответст-вии с поставленным вопросом, соотнесе-ние известных данных с новыми (неизвест-ными); познавательные: анализ информа-ционного текста с целью выделения значимой инфор-мации (извест-0ной/неизвестной) для определения темы урока и его задач; личностные: самоопределение к новому материалу урока; коммуникативные: умение принимать решения с целью нахождения ответа на поставленный вопрос. Регулятивные: построение алгорит-ма действий для участия в игре; самоорганизация и самоконтроль; коммуникативные: умение доказывать свой выбор, выслу-шивая иные точки зрения; познавательные: выделение сущес-твенных признаков глаголов для класс-сификации слов в группе. Познавательные: анализ с целью вы-деления существен-ных признаков глаголов; классифи-кация глаголов в неопределенной форме. Регулятивные: организация своей деятельности в процессе получения новой информации; установление причинно-следственных связей; коммуникативные: анализ информации и формулирования вывода; познавательные: построение логической цепи собственных рассуждений. Коммуникативны: сотрудничество в процессе поиска информации и ее аргументированное применение; познавательные: применение полу-ченных знаний на практике. Регулятивные: планирование соб-ственных действий для выполнения за-дания, подготовка к самоконтролю; познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, поиск аргументов для верного выполнения работы; коммуникативные: самоконтроль, коррекция, самооценка в соответствии с критериями. Личностные: оценивание полу-ченных знаний и повышение моти-вации для дальней-шего обучения, самоопределение. |
[1] Мнение учащихся разделилось на два ответа: одни утверждают, что глагол «расскажу» - это глагол настоящего времени, а другие утверждают, что нельзя образовать форму настоящего времени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание НЕ с глаголами" 4 класс программа "Начальная школа 21 века" ФГОС
Технологическая карта урока разработана с учетом ФГОС. Урок открытия новых знаний. Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах, группах. Проблемные ситуации. Зд...
Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Спряжение глаголов".
Представлена технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе по теме " Спряжение глаголов".Урок построен на основе системно- деятельностного метода....
Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «Изменение глаголов по временам» 3 класс "Перспектива".
«Изменение глаголов по временам»...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «Изменение глаголов по числам» 3 класс "Перспектива".
«Изменение глаголов по числам»...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «Спряжение глагола»
Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «Спряжение глагола»...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Употребление глаголов в речи" (УМК "Перспектива", 2 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку ...
Технологическая карта урока по русскому языку "Упражнение в распознавании глаголов в неопределенной форме." 3 класс
Тип урока: урок рефлексии Цель урока: обобщение знаний у обучающихся о неопределенной форме глагола Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1 Обобщить и систематизировать знани...
- Мне нравится (1)