Этап фрагмента урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся | Форма органи зации УД (Ф, И, П, Г) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты Предметные Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные) Личностные |
1.Самоопределение к деятельности (1 мин) Цель: способствовать формированию положительной учебной миотивации. | Формирование готовности восприятия учебного материала | Приветствие, проверка готовности к уроку. - Ребята, наш урок начнем с высказывания Ральфа Эмерсона, американского поэта, философа: «Язык – город, на строительство которого каждый человек принёс свой камень». - Как понимаете эти строки? - Найдите в высказывании часть речи, которую мы изучали на предыдущих уроках. - Как вы думаете, все ли мы уже знаем о глаголе? - Хотите открыть новые тайны русского языка? Определение хода урока. - Тогда - в путь. Маршрут нашего урока: 1. Учебный старт 2. Исследование глаголов 3. Электронный консультант 4. Редактор 5. Самооценка - На каждом этапе свою работу вы будете оценивать на листах самооценки. Зеленый цвет – хороший багаж знаний, желтый – надо еще потрудиться, красный цвет – приложи максимум усилий.
| Ученики посмотрели друг на друга, улыбнулись, пожелали друг другу удачи.
Ученики открывают тетрадь и записывают дату и «Классную работу», выделяя орфограммы.
Ученики выполняют работу над чистописанием и работают со словарными словами.
Ответы учеников.
| Ф | - | Р: волевая саморегуляция. Л: установление связи между учебной деятельностью и ее мотивом К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других
|
2. Актуализация знаний. Введение в проблему (5 мин) Цель: -актуализация изученного способа определения спряжения глаголов; -мотивация к пробному учебному действию; -фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия.
| Метод повторение, Устный опрос
| - Учебный старт. Вспомним, что уже знаем о глаголе. Работа с карточкой. (Приложение №1) Глагол – это… Глагол отвечает на вопросы… Глагол в предложении обычно является… Глагол изменяется… Проверка с экрана. Электронный тренажер: тема «Слово. Части речи и предложения. Глагол», задание «Многовариантный тест» упр.1-4
| Ответы учеников. Глагол – это … Обозначает… Отвечает на вопросы… Изменяется… Имеет …
Н. ф. – это нач.форма глагола.
Петь, читает, говорил, побегут.
Спряжение глаголов
| Ф,И | Работа с карточками | П: работать с информацией, представленной в разных формах; формирование логического мышления, умения проводить операции синтеза и анализа; формулирование проблемы (Р):осознание того, что уже усвоено, и что нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения. (К): умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других |
3. Постановка учебной задачи (5 мин) Цель: соотнести свои действия с используемым способом определения спряжения глагола и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения | Беседа | - При ответе на какой вопрос нам не хватило знаний? (Не знаем, что такое «спряжение») - Сформулируйте тему урока.
Работа с учебником с.75 (наблюдение за изменением глаголов по лицам и числам) - Как изменялись глаголы? (по лицам и числам) - В каком времени употреблены глаголы? - Какая часть слова изменялась? (окончание) - Какую особенность окончаний заметили? - Обратите внимание на правописание окончаний глаголов во 2 лице ед.ч.: -ешЬ, -ёшЬ, - ишЬ, во 2 лице мн.ч.: - етЕ, -ётЕ, -итЕ.
Работа по вариантам и у доски: - Измени по лицам и числам глаголы, выдели окончания: 1в. – в буд.вр.СОРВАТЬ 2 в. - в наст.времени ГОВОРИТЬ Ед.ч. Мн.ч. 1л. сорву сорвём 2 л. сорвёшь сорвёте 3 л. сорвёт сорвут
1л. говорю говорим 2л. говоришь говорите 3л. говорит говорят
Вывод: Изменение по лицам и числам в настоящем и будущем времени называется спряжением.
- На какие две группы можно разделить глаголы? Проанализируйте и заполните таблицу.
Работа по карточкам. (Приложение №2)
Личные окончания глаголов
| 1 спр. | 2 спр. | Ед.ч. | Мн.ч. | Ед.ч. | Мн.ч. | 1-е л. | -у(-ю) | -ем(-ём) | -у(-ю) | -им | 2-е л. | -ешь(-ёшь) | -ете(-ёте) | -ишь | -ите | 3-е л. | -ет(-ёт) | -ут(-ют) | -ит | -ат(-ят) |
Проверка по образцу в учебнике с.77.
Вывод: Если на окончание глагола падает ударение, то определить спряжение легко: в окончаниях буква е (ё), а в 3-м л. мн.ч. –ут(-ют) – I спряжение; в окончаниях буква и, а в 3-ем л. мн.ч -ат(-ят) – II спряжение.
| Учащиеся по цепочке называют пропущенные местоимения , определяют их лицо, записывают предложения.
Форма глагола меняется в зависимости от того, с каким местоимением он употреблён.
Глаголы изменяются по лицам. По местоимению. В настоящем.
В будущем.
Ученики работают по учебнику. | Ф,П | Презентация, учебник | (П):формулирование проблемы; формирование логического мышления, умения проводить операции синтеза, анализа, обобщения; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (Р): составление плана и последовательности действий; волевая саморегуляция (К): умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других
|
4. "Открытие" новых знаний (10 мин) Цель: построить проект выхода из затруднения: обдумать цель, тему урока, способ и средства выхода из затруднения. | Беседа, работа с учебником | Работа с комментированием у доски и в тетрадях. - Упр. 115 с.78.
|
| И,Ф | Учебник, работа у доски | (П): контроль и оценка процесса и результатов деятельности; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (К): умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью
|
5. Закрепления новых знаний и способов действий (15 мин) Цель: организовать усвоение детьми нового способа действия при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи |
| Работа в парах. Электронный тренажер: раздел «Слово. Части речи и члены предложения. Глагол», задание «Установи соответствие», упр. №1
- Не поворачивая головы, выполните по 6 движений глазами влево-вправо, вверх-вниз, дугообразные движения.
| Ответы учеников. Не определили у глагола делали.
Ученики выполняют проверку, отвечая по очереди с места.
| Ф,И,Г | Презентация | (П): анализ объектов, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; (Р) осознание качества и уровня усвоения (К): планирование учебного сотрудничества с товарищем; управление поведением партнера (Л): умение оценивать себя на основе критерия успешности
|
6.Включение в систему знаний и повторения (2 мин) Цель: проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях; -организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы.
| Беседа с разъяснениями | Редактирование текста. (Приложение №3) - Прочитайте текст. Вставьте подходящие по смыслу глаголы в настоящем времени. Поставьте ударение, выделите окончания глаголов, определите спряжение. 1. Дети … от грозы. 2. Все народы … традиции своих предков. 3. … по нашим равнинам полноводные реки, маленькие речки и крошечные ручейки. 4. Почему … неугомонные малыши? Да они крепко … в своих кроватках. 5. В гнезде … наперебой голодные птенцы. 6. Все профессии важные и нужные. Пекари … хлеб, пастухи … стада, парикмахеры … нас и делают красивые причёски. (Слова для справок: молчать, беречь, течь, пищать, стеречь, бежать, стричь, спать, печь) Проверка по образцу на доске.
| Ответы учеников.
| Ф | Презентация | (П): анализ объектов, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; (Р) осознание качества и уровня усвоения (К): умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других
|
7. Рефлексия деятельности (1 мин) Цель: провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; - зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности
| Беседа
Самооценка | - Сложная тема? - Что такое спряжение? На какие две группы делятся глаголы? О чем нужно помнить, чтобы правильно определить спряжение глаголов? Какие окончания изучали на уроке, ударные или безударные? - Нужно ли продолжить работу над этой темой? - Этому будут посвящены наши следующие уроки. Мы будем изучать правописание безударных личных окончаний глаголов. - Подведите общий итог своей работы на уроке, используя лист самооценки. - Кто сможет объяснить тему сегодняшнего урока ученикам, которые отсутствуют по причине болезни? - Домашнее задание: выучить правило на с.77, с.78, упр.___ – работать, руководствуясь правилом.
| Ответы учеников.
|
| - | (Р): выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что нужно еще усвоить, осознание качества и уровня усвоения (К): умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (Л): самооценка, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности
|