Технологическая карта урока по русскому языку "Упражнение в распознавании глаголов в неопределенной форме." 3 класс
план-конспект урока по русскому языку

Невзорова Ангелина Сергеевна

Тип урока: урок рефлексии

 

Цель урока: обобщение знаний у обучающихся о неопределенной форме глагола

 

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

1 Обобщить и систематизировать знания о глаголе;

2 Систематизировать знания о неопределенной форме глагола;

 

Предметные:

1 Научатся выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи;

2 Распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в прошедшем времени);

Развивающие:

1 Развивать умение обобщать изучаемую начальную форму глагола;

2 Развивать коммуникативные навыки с помощью парной работы

Личностные:

1 Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании;

2 Стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова.

Воспитательные:

1Воспитывать осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;

2 Воспитывать признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r3.docx41.07 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Дата: 24.04.2023

Школа: №153

Класс: 3

Урок: 2

Время: 11:25-12:05   Кабинет: 311

Студент: Невзорова Ангелина

Группа: 43

Учитель: Флейта Светлана Николаевна

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Тема урока «Упражнение в распознавании глаголов в неопределенной форме.»

Тип урока: урок рефлексии

Цель урока: обобщение знаний у обучающихся о неопределенной форме глагола

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1 Обобщить и систематизировать знания о глаголе;

2 Систематизировать знания о неопределенной форме глагола;

Предметные:

1 Научатся выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи;

2 Распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в прошедшем времени);

Развивающие:

1 Развивать умение обобщать изучаемую начальную форму глагола;

2 Развивать коммуникативные навыки с помощью парной работы

Личностные:

1 Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании;

2 Стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова.

Воспитательные:

1Воспитывать осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;

2 Воспитывать признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт

УМК:  «Школа России» Русский язык. 3 класс, часть 2- Канакина В.П., Горецкий В.Г.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

М: беседа

П: эмоциональный настрой

Приветствует учеников, создает эмоциональный настрой

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Ангелина Сергеевна, и сегодня я буду вести у вас урок русского языка. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте хорошего дня своему товарищу, тихонечко садитесь. 

- Прочитайте высказывание: «Язык и золото – вот наш кинжал и яд.» М.Ю. Лермонтов.

- Скажите, как вы понимаете данное высказывание? Какую вы знаете поговорку и пословицу для данного высказывания?

- Вы правильно сказали, словом можно убить, словом можно спасти. В любой ситуации вы можете как поддержать человека, так и сильно обидеть его, в любом случае, собеседник не забудет такого отношения к себе.

- Откройте тетради, напишите сегодняшнее число, классная работа.

Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность.

- С помощью наших слов мы можем обидеть человека либо поддержать и спасти его. Ласковое слово и кошке приятно. Язык мой – враг мой. Словом можно убить, словом можно спасти.

Записывают число, классная работа.

П: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

Р: выстраивать последовательность выбранных действий.

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

И

М:упражнение

П:минутка чистописания

Проводит словарную работу.

- Посмотрите на слайд и выпишите из каждой строчки лишнее слово:

Печь, смотрит, слышу;

Завтракал, мыли, заправлять;

Подумают, перенести, зажуёт.

- Объясните орфограмму в выписанных словах.

Учащиеся записывают в тетрадь.

Учащиеся выполняют задание учителя, участвуют в беседе.

Один учащийся выполняет задание у доски.

- Печь, заправлять, перенести – лишние слова, так как они в неопределенной форме.

Заправлять – безударная гласная в корне (запрАвить), перенести – безударная гласная в корне – (перенЁс).

 

П: объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;

К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

Р: корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;

Презентация

Постановка учебной задачи
(2 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

Подводит к формулировке темы и целей урока.

- Предположите, что мы будем продолжать изучать на уроке?

- Верно.

- Какие цели поставим? Что мы должны вспомнить на уроке русского языка? С помощью чего должны закрепить наши знания?

Формулируют тему и цели.

- Мы будем изучать неопределенную форму глагола.

- Вспомнить что такое глагол, с помощью упражнений закрепить знания о неопределенной форме глагола. 

П: понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде схемы;

К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

Презентация

Коррекция знаний и способов действий

(10мин)

П

М:объяснение

П:рассказ правила

Ф

М: работа с книгой

П:морфологический

Повторяет правило предыдущего урока.

- Вспомните и расскажите соседу по парте, что такое неопределенная форма глагола. На доске подсказка:

_________=начальная форма глагола

Отвечает на вопросы __________

Оканчивается на __, __, ___.

Учитель задает задание в учебнике.

- Верно, откройте учебник стр. 108 упражнение 186. Что такое антонимы? Прочитайте, подберите антонимы.

Один пишет у доски.

- какой антоним к слову встречать? Запишите. Какой частью речи являются слова? Подпишите сверху.

- Какой антоним к слову чёрный? Какая это часть речи? Запишите.

- Верно. Какое противоположное по значению слово будет к слову разрушать?

- Правильно. Самостоятельно выполните упражнение.

У доски это задание выполнят 3 учащихся.

- Время вышло, сравните свои записи с доски.

Повторяют правило.

- Неопределенная форма глагола – это начальная форма глагола, которая отвечает на вопросы что делать? Что сделать? И оканчиваются на -ть, -ти,-чи.

Учащиеся выполняют задание в учебнике.

- Антонимы – это слова противоположные по значению.

- Провожать. Глаголом в неопределенной форме.

- белый. Прилагательное.

- Собирать. Глагол в неопределенной форме.

3 учащихся выполняют у доски.

- ругать – хвалить (глагол), смеяться – грустить (глагол), весёлый – грустный (прил.), день – ночь (сущ.), приехать – уехать (глагол), молчать – говорить (глагол), высокий – низкий (прил.), юг – север (сущ.), приезд – отъезд (сущ.).

П:выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

К:строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

Р:устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

Учебник

Учитель дает задание с экрана.

- Посмотрите на экран. Прочитайте предложения. Выпишите главные члены предложения. Преобразуйте глаголы в начальную форму, выделите окончание.

Мария идёт по улице. В магазине он выбрал машинку красного цвета. Ей понравится сюрприз. Дождь лил весь вечер. Обед готовится два часа.

- Что же такое неопределенная форма глагола?

Выполняют задание с экрана.

- Мария идёт. Он выбрал. Сюрприз понравится. Дождь лил. Обед готовится.

Идёт – идти, выбрал – выбрать, понравится – понравиться, лил – лить, готовится – готовиться.

- Неопределенная форма глагола – это начальная форма глагола, которая отвечает на вопросы что делать? Что сделать?

Динамическая пауза

(1 мин)

А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли. В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево. Тихо сели вновь за дело.

Самостоятельная работа с самопроверкой

(5мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И, Г

М: языковой анализ

П: неполный синтаксический разбор

Самоконтроль

Учитель задает самостоятельную работу.

- Откройте в учебнике упражнение 187. Прочитайте план работы с доски.

- На всё у вас 10 мин. Время вышло, расскажите какие глаголы вы подчеркнули, какие поставили вопросы. Также расскажите, какое предложение вы составили. Работаете в группе, у вас 2 минуты.

- По цепочке скажите, как вы понимаете данные фразеологизмы.

- Как вы думаете, а для чего нам фразеологизмы?

Учащиеся выполняют самостоятельную работу.

- 1. Списать выражения.

2.  Подчеркнуть глаголы, поставить к ним вопрос.

3. Составить предложение, в котором можно употребить одно из фразеологизмов.

- Сидеть, держать, делать, навострить, надуть, задирать, беречь.

- 1. Сидеть, ничего не делая. 2. Постоянно помнить о чём-либо. 3. Делать небрежно, кое-как. 4. Приготовиться внимательно слушать. 5. Сердиться, обижаться. 6. Важничать. 7. Беречь, хранить заботливо.

- Чтобы речь звучала красочнее и интереснее.

П: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом;

К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

Р: сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.

Учебник

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

П

М:объяснение

П:рассказ правила

Обобщает материал урока.

Учитель задает вопросы на закрепление изученного материала.

- Итак, скажите, что такое глагол? Что такое неопределенная форма глагола?

- Каждый приведите свой пример и расскажите его своему соседу по парте.

- Откройте дневник, запишите домашнее задание: рабочая тетрадь стр. 63 упражнение 140.

Участвуют в обсуждении.

Работают в парах.

Записывают дз.

К: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;

Р: корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.

Презентация

Рефлексия деятельности

(1 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

Учитель проводит рефлексию.

-Ребята, какую тему мы сегодня проходили?

- Какие цели мы сегодня достигли?

- Закончите фразы:

 На уроке я вспомнил…

 Я знаю, что …

 На уроке у меня получилось…

Участвуют в рефлексии.

Участвуют в беседе.

П: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом;

К: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;

Р: корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Тема: распознавание глаголов в неопределенной форме

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; формирование и развитие умений распознавать глаголы в неопределенной формеПланируемые ре...

Технологическая карта урока по русскому языку "Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного" 3 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия о роде имени прилагательного; определение рода имени прилагательногоЗадачи урокаДидактические:1) познакомить с зависимос...

Технологическая карта урока по русскому языку «Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного»(3 класс)УМК Школа России"

Цель урока: формирование умения точно употреблять имена прилагательные в речи с точки зрения их рода, правильно писать их родовые окончания.Задачи урокаДидактическиеформировать умение  согласовыв...