Конспект по русскому языку " Тема и основная мысль текста"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Конспект по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_i_osnovnaya_mysl_razvitie_rechi_2_klass.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Пискунова И.В.
МБОУ НОШ №95 Методист: Солопова Т.В.
Урок 4 Студент: Федосевич Т. 44гр
Кабинет 102
Технологическая карта урока русского языка (развитие речи)
Тема: «Тема и основная мысль текста»
Цели:
- Научить детей выделять в тексте его основную мысль как главную, ради которой написан весь текст;
- Изучить с детьми такие понятия, как тема и основная мысль текста
- Планируемые результаты:
Личностные:
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося, проявлять мотивы к учебной деятельности.
Предметные:
- Учить учащихся слушать и понимать текст.
- Закрепить понятие основных признаков текста.
- Отрабатывать умения: понимать тему и главную мысль чужого текста;
- Анализировать и подбирать заголовок к тексту.
- Расширять, уточнять и активизировать словарный запас детей.
Тип урока: Постановка и решение учебной задачи
Оборудование: Учебник «Русский язык, Каленчук, Чуракова 2 класс, часть 2», мультимедийный проектор, презентация
№ | Этапы урока методы и приемы | Содержание урока. | Деятельность учащихся | УУД |
I | Организационный момент словесный метод | Здравствуйте! Меня зовут Татьяна Александровна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Присаживайтесь. -Начинаю я урок. Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Чтобы грамотно писать. | Настраивать себя на работу | Л: воспринимать речь учителя непосредственно обращенную к учащимся; формирование желания выполнять учебные действия |
II | Актуализация знаний Орфографический анализ |
Корнями, нора, под, была, берёзы. Спал, всю, ёжик, зиму, сердитый, там. Лесную, на, ёжик, поляну, выбежал. (Нора была под корнями берёзы. Там спал всю зиму сердитый ёжик. Ёжик выбежал на лесную поляну) -Что нам помогло составить правильно предложение? (Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль)
Первую рыбку дали коту. Утро. Мы поймали окунька и щуку. Кот Васька спал в траве. Был июль. Мы ловили рыбу на реке. -Что у нас получилось? Что мы составили из предложений? (Текст) -Что в этом задании нам помогло поставить предложения в правильном порядке? (Текст – это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу) (Был июль. Утро. Мы ловили рыбу на реке. Кот Васька спал в траве. Мы поймали окунька и щуку. Первую рыбку дали коту.)
сложно собрать растения для гербария(.) учёные решили обучить этому обезьян(.) они показали им образцы редких растений(.) скоро животные принесли растения и их плоды людям (.) -Как вы смогли определить, где поставить точки? - А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте, правильно ли вы написали предложения. - У кого есть одна ошибка? Две? Три? -Давайте разберем, где вы допустили ошибку - Как вы думаете, что я вам сейчас диктовала текст? Или разные предложения? (Текст) -Почему ты так думаешь? (Потому что в нем каждое предложение связано по смыслу) -Какая тема этого текста? О чем он? (Об осени) | Проверять правильность выполнения задания сверяя с эталоном; | К: высказывать свое мнение при обсуждении задания П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы Р: контроль и самоконтроль учебных действий |
III | Мотивационный этап Постановка учебной задачи фронтальная беседа; | - Запишите предложения под диктовку Пришла настоящая зима. Ударил сильный мороз. Стало холодно. Снег покрыл белым ковром землю, крыши домов. Реки, озера покрылись блестящим льдом. Рады зиме ребятишки. Весело бегут они с санками, с лыжами, с коньками на лед. - А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте, правильно ли вы написали предложения. - У кого есть одна ошибка? Две? Три? -Давайте разберем, где вы допустили ошибку - Сейчас послушайте внимательно (читаю текст полностью) - Что я вам сейчас прочитала? (Текст). - Как доказать, что это текст? (Несколько предложений связаны по смыслу). - А кто может определить тему урока? - Мы сегодня продолжим разговор о тексте, теме и основной мысли текста. - Чему должны научиться? (Определять тему и основную мысль текста). | Воспринимать информацию сообщаемую учителем; обобщать информацию, | П: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме |
Физминутка | На болоте две подружки, | Выполнять упражнения | ||
IV | Постановка учебной задачи. Решения частных задач. методы: практический списывание орфографический анализ репродуктивный, беседа, наглядный практический, комментирование у доски | -Откройте учебник на стр. 28 № 17. -Кто прочитает текст? -О чем этот текст? ( О весне) -Определи его тему (Весна или Весна в лесу) -Чему учит этот текст? С какой целью автор написал этот текст? -Какую общую мысль развивают все предложения текста?(Первое предложение выражает основную мысль, а остальные ее продолжают) -Откройте рабочую тетрадь по русскому на странице 81, выполните самостоятельно. - Автор хочет рассказать нам, что лосиха всегда защитит своего лосёнка. -Какое предложение вы подчеркнули? -Как вы поняли, что именно это предложение выражает главную мысль? (Автор в данном предложении хочет нам сказать, что лосиха всегда защитит своего лосенка, и он развивает эту мысль во всем тексте) - Кто может ответить, что такое основная мысль текста? (Это то, что автор хочет сказать, то, ради чего он пишет, с какой целью он это пишет) -Выполним упражнение 18 -Давайте подставим к предложению, в котором выражена основная мысль другие предложения и определим, какие предложения не развивают эту мысль? -Как вы нашли лишние предложения? (Лишние предложения не продолжают основную мысль, а несут в себе совершенно другую) -Посмотрите на картинку, какие животные изображены на картинках? ( Мышка, соловей, орел, ястреб, дрозд) -Посмотрите, на каких этажах на картинке размещены птицы и зверьки? - Давайте определим тему текста -Как у вас получилось определить тему? (От основной мысли текста мы можем определить тему текста, т.е, то о чем автор пишет) -Что такое тема? Посмотрите на стр. 30 в рамке нам дано понятие основная мысль и тема, кто нам их прочитает? -Переходим к заданию 19 -Кто нам прочитает текст? -О чем или о ком говорится в предложении? -Какие были лисята? -Что лисята делали ночью и днём? -Какое предложение выражает основную мысль текста? -А в каком предложении заявлена тема? (Это были шустрые и беспокойные зверьки) (Шустрые лисята) -Почему вы так решили? (Потому что в тексте нам говорится о том, что лисята шустрые и беспокойные зверьки и поэтому они так разыгрываются лисята, так расшалятся, что бегают по моему приятелю, как по полу, пока тот не прикрикнет на них) - Как вы определили тему? (Автор нам рассказывает о лисятах) -Переходим к заданию 82, выполняем самостоятельно (Если не успеют, то д/з) | выходить к доске; для выполнения задания; проводить сверку с решением учащихся у доски; отвечать на вопросы; проверять правильность выполнения задания. | Р: контроль и самоконтроль учебных действий П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Л: строить логическую цепь рассуждений |
X | Рефлексия деятельности. Выставление оценок. методы анализа; фронтальный опрос. | -Какая тема была у нас на уроке? - Что такое тема? -Что такое основная мысль? -Как определить тему? (О чем автор пишет в тексте? О ком или о чем рассказывает?) - Как определить основную мысль? (Ради чего автор пишет? Что автор хочет сказать в этом тексте? С какой целью пишет?) | Подводить итоги урока, анализировать свою деятельность на предмет достижения целей урока; прощаются с учителем. | Р: анализировать работу; отслеживать цель учебной д-ти П: осознанное и произвольное построение речевого выс-ния в устной форме |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по развитию речи во 2 классе по теме:"Тема и основная мысль текста"
Знакомство с признаками текста. Упражнение в определении основных признаков текста....
Тема и основная мысль текста.
Конспект урока по русскому языку для 2 класса по системе обучения "Гармония". Урок разработан в соответствии с требованиями к современному уроку....
Тема и основная мысль текста
Учебный материал для работы по развитию речи во втором классе. Цель: формировать умение определять тему и основную мысль текста....
Презентация "Тема и основная мысль текста."
Презентация к уроку русского языка.Тема: "Тема и основная мысль текста".К учебнику "Русский язык" Т.Г.Рамзаевой...
Текстовые и интерактивные задания по русскому языку 2 класса "Что такое тема и основная мысль текста?"
В данном документе представлены задания (индивидуальные, парные и групповые) по теме "Что такая тема и основная мысль текста?". Представлены как текстовые задания, так и интерактивные. Перей...