Урок русского языка в 4 классе по теме: " Постановка учебной задачи: научиться определять спряжение глагола с безударным личным окончанием"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Конспект урока в 4 классе по программе Гармония по теме:"Постановка учебной задачи: научиться определять спряжение глагола с безударным личным окончанием".

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык. 4 класс. УМК «Гармония»

04.02.2020г. 

Тема: Постановка учебной задачи: научиться определять спряжение глагола с безударным личным окончанием («Зачем и как узнавать спряжение глагола?»)

Цели: 1). Разграничивать глаголы с ударными и безударными личными окончаниями; воспроизводить систему окончаний каждого спряжения, характеризовать отличия. По ударным окончаниям определять спряжение; разграничивать глаголы двух спряжений.
2). Выполнять действия для определения склонения существительных и осознавать роль первого действия. Читать информацию в учебнике, понимать логику рассуждения, продолжать её.
3). Ставить глаголы в начальную форму, выполнять необходимый для этого способ действия, анализируют глаголы, различают и преобразуют их формы, проверяют написанное.
4). Характеризовать, решать орфографические задачи. Сравнивать задачи в окончаниях глаголов, выявлять пока не решаемые, размышлять о недостающих сведениях. Проводить аналогию с существительными. Читать начало рассуждения, предполагать его завершение и заканчивать мысль. Читать учебник, систематизировать сведения о способах определения спряжения. Классифицировать слова, группировать, выбирать те, с которыми для определения окончания нужно выполнить дополнительные действия. Планировать и осуществлять первую операцию для определения спряжения, применять общий способ действия.
5) Применять различные способы фиксации информации
6). Участвовать в диалоге, в коллективной беседе, соблюдать правила речевого поведения. Осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; выслушивать и стараться понимать мнения других.
Осуществлять сотрудничество с одноклассниками в процессе парной (коллективной) работы, проявлять доброжелательное отношение,
8).Осуществлять взаимо и самоконтроль; выявлять возможные причины ошибок, планировать действия по их предупреждению.
Оборудование: учебник русский язык «К тайнам нашего языка», 4 класс, тетрадь – задачник, толковый словарь С.И.Ожегова, карточки для парной работы, оценочные листы, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний 

Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте и догадайтесь, о какой части речи пойдет разговор.

Что вы любите больше всего?

- Люблю действовать.

- Что вы больше всего не любите?

-Не люблю предлоги и известную всем частицу.

- Что вы можете сказать о своей роли в речи?

- Что без меня предметы,

Лишь названия.

А я приду-

Все в действие придет.

           

  - Над какой частью речи будем продолжать работать?

- Уже который урок мы с вами продолжаем открывать тайны глагола.  Но чтобы узнать новое, нужно повторить изученное. А сделаем мы это в виде блиц-опроса. У вас на парте лежат листы, на них вам нужно установить соответствие, чтобы одна часть соответствовала другой. Работать вы будите в паре.

Блиц – опрос. Соедините утверждение.

1.Глагол – это ….

2.временам, числам, родам, лицам.

2. Глаголы изменяются по …

*числам,  падежам.

1.часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы, что делать? что сделать?

3.Спряжение – это …

6.числам и родам в единственном числе.

4. Спрягаются только глаголы…

8.главным членом предложения, сказуемым.

5.Суффикс  Л указывает на …

3.изменение глагола по числам и лицам.

6. Глаголы прошедшего времени изменяются по …

4.настоящего и будущего времени.

7.Неопределенная форма глагола  оканчивается на …

7.-ть, -ти, -чь.

8. В предложении глагол является …

5.прошедшее время глагола.

- Проверка.  ( У 3х пар  взять на проверку. Самопроверка, самооценка по шкале.)

- Оцените свою работу в паре.

- Открываем тетради. Записываем число. Классная работа.

- В процессе блиц-опроса мы с вами вспомнили, что спряжение - это изменение глагола по лицам и числам.

- Сколько спряжений у глагола?

- По каким буквам в окончании определяете глаголов определяете спряжение? (По букве гласного в окончание –И или –Е;  3-е л., мн.ч -УТ,-ЮТ или -АТ, -ЯТ.)

3. Постановка учебной задачи

- Сегодня нужно разобрать задания в упр. 404 – 411

- Откройте орфографический задачник на с 31.

- На какие вопросы нужно ответить сегодня на уроке?

- Ваши предположения? ( Записываю мнения на доске)

- Давайте обратимся к одному из упражнений, которое нам подскажет кто прав.

Упр. 404.

-Понаблюдай, подумай и сделай выводы.

-Прочитайте про себя. Кто догадался, о чём загадка? Обсудите в паре, как дописать слова, где нужно оставьте окошки.

Бел___пчёл из син___ туч___
Вылета___ рой летуч____.
Не гуд___ и не куса____,
На ладошк__ тёпл___ та___.
По В. Мусатову

- Прочитайте, что получилось.  Объясните написание окончания в слове  НА ЛАДОШКЕ. Проведём опыт со словом  НА ЛАДОНИ.

-В каких словах оставили окошки?

- Почему не смогли решить орфографическую задачу в безударном личном окончании глаголов?

 (  Ударное окончание глагола написать легко. А как поступить, если окончание безударное мы еще не знаем)

- Выпишите глаголы с окошками в тетрадь:

вылета…т

куса…т

- Можете сказать зачем узнавать спряжение глагола? А как узнавать спряжение глагола, если окончание безударное?

Физминутка

- Встали.  Потянулись. Наклоны вправо, влево. Упражнения на развитие полушарий г. мозга (Ухо – нос, ладонь – кулак)

- Я называю глаголы, если мы точно знаем, какую букву нужно писать в окончании, то мы хлопаем в ладоши (ударные окончания), а если сомневаемся - приседаем (безударные окончания).

Шуршим, готов.т, молчишь, тон.м, берёт, стреля.те, красне.шь, кричим, говорим, вид.т.

4. Решение учебной задачи

- Как вы считаете, что нужно знать о глаголах, чтобы правильно выбрать для них окончания?

(Выслушиваются мнения детей)

- Обратимся к упр. 406 и сделаем вывод.

(Дети заканчивают мысль)

Прочитай начало нашего рассуждения и закончи мысль

Глагол может быть I или II спряжения. В окончаниях разных спряжений – разные буквы гласных. Они известны: Е или И.

Значит, чтобы правильно выбрать букву в окончании глагола, нужно прежде всего определить спряжение, к которому относится глагол.

5. Закрепление

Упр. 407

Проверка задания.

- В глаголах, с каким окончанием вы не сумели определить спряжение? Почему? Но важно ли его знать? Зачем? (В глаголах с безударным личным окончанием мы не смогли определить спряжение, поэтому и не смогли выбрать букву гласного)

- Теперь нам нужно ответить. Как же нам определить спряжение у глагола?

- Для этого нам на помощь придет упр. 409. Работа над правилом.

- Поставьте глаголы, записанные в тетрадь в начальную форму. Вспомните, что нужно сделать?

вылета…т – что делает? – что делать? – вылетать – 1 спр. - ет

куса…т

- Аналогично продолжим работать с глаголами из упр. 407

 свар…шь, съед…т, готов…те

6. Итог

- Оцените свою каллиграфию

- Зачем узнавать спряжение глагола?

- Как узнать спряжение глагола?

- Оцените свою активность

7. Рефлексия  

 По слайду с поговорками.

Оцени свою работу: Ни шатко ни валко. Рука об руку. Засучив рукава. Не покладая рук. Тяп да ляп. В поте лица. Через пень колоду.

- Передайте оценочные листы  для моей оценки.

8. Домашнее задание

Упр. 409 В! 410

- Прочитайте задание.

- Какие вопросы у вас вызывают затруднение?

- Какие сведения о глаголе вам необходимы для выполнения задания?

- Урок окончен. Спасибо за работу.

                       

                                         

                                              Блиц  опрос. Соедините утверждение.

1.Глагол – это ….

временам, числам, родам, лицам.

2. Глаголы изменяются по …

числам,  падежам.

часть речи, которая обозначает действие предмета,    отвечает на вопросы, что делать? что сделать?

3.Спряжение – это …

числам и родам в единственном числе.

4. Спрягаются только глаголы…

главным членом предложения, сказуемым.

5.Суффикс  Л указывает на …

изменение глагола по числам и лицам.

6. Глаголы прошедшего времени изменяются по …

настоящего и будущего времени.

7.Неопределенная форма глагола  оканчивается на …

-ть, -ти, -чь.

8. В предложении глагол является …

прошедшее время глагола.

Блиц  опрос. Соедините утверждение.

1.Глагол – это ….

временам, числам, родам, лицам.

2. Глаголы изменяются по …

числам,  падежам.

часть речи, которая обозначает действие предмета,    отвечает на вопросы, что делать? что сделать?

3.Спряжение – это …

числам и родам в единственном числе.

4. Спрягаются только глаголы…

главным членом предложения, сказуемым.

5.Суффикс  Л указывает на …

изменение глагола по числам и лицам.

6. Глаголы прошедшего времени изменяются по …

настоящего и будущего времени.

7.Неопределенная форма глагола  оканчивается на …

-ть, -ти, -чь.

8. В предложении глагол является …

прошедшее время глагола.

Оценочный лист     Ф.И.______________________________________________

Блиц- опрос

Упр  404

Упр 407

Активность на уроке

Каллиграфия

Оценочный лист     Ф.И.______________________________________________

Блиц- опрос

Упр  404

Упр 407

Активность на уроке

Каллиграфия

Оценочный лист     Ф.И.______________________________________________

Блиц- опрос

Упр  404

Упр 407

Активность на уроке

Каллиграфия

Оценочный лист     Ф.И.______________________________________________

Блиц- опрос

Упр  404

Упр 407

Активность на уроке

Каллиграфия

Оценочный лист     Ф.И.______________________________________________

Блиц- опрос

Упр  404

Упр 407

Активность на уроке

Каллиграфия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний" 3 класс

Правильно писать  окончание глаголов, определять спряжение, знать глаголы исключения....

Урок русского языка 4 класс по теме: Правописание безударных окончаний глаголов

Данный урок подводит детей к осознанию выбора безударного гласного в личных окончаниях глаголов....

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Безударные личные окончания глаголов"

В конспекте урока прописаны цели, задачи, методы,  тип урока,раскрыты формы работы, предложен краткий план урока с указанием деятельности учителя и учащихся, дан подробный конспект урока....

Урок русского языка в 4 классе по теме "Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями"

Тема урока: Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями. (Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму)Тип урока: урок развития умений.Цель: овладеть алгоритмом определения спр...

Урок русского языка 4 класс по теме: Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

На уроке учащиеся научатся обосновывать и писать безударные личные окончания глаголов....