Урок русского языка в 4 классе по теме: " Постановка учебной задачи: научиться определять спряжение глагола с безударным личным окончанием"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект урока в 4 классе по программе Гармония по теме:"Постановка учебной задачи: научиться определять спряжение глагола с безударным личным окончанием".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Русский язык. 4 класс. УМК «Гармония»
04.02.2020г.
Тема: Постановка учебной задачи: научиться определять спряжение глагола с безударным личным окончанием («Зачем и как узнавать спряжение глагола?»)
Цели: 1). Разграничивать глаголы с ударными и безударными личными окончаниями; воспроизводить систему окончаний каждого спряжения, характеризовать отличия. По ударным окончаниям определять спряжение; разграничивать глаголы двух спряжений.
2). Выполнять действия для определения склонения существительных и осознавать роль первого действия. Читать информацию в учебнике, понимать логику рассуждения, продолжать её.
3). Ставить глаголы в начальную форму, выполнять необходимый для этого способ действия, анализируют глаголы, различают и преобразуют их формы, проверяют написанное.
4). Характеризовать, решать орфографические задачи. Сравнивать задачи в окончаниях глаголов, выявлять пока не решаемые, размышлять о недостающих сведениях. Проводить аналогию с существительными. Читать начало рассуждения, предполагать его завершение и заканчивать мысль. Читать учебник, систематизировать сведения о способах определения спряжения. Классифицировать слова, группировать, выбирать те, с которыми для определения окончания нужно выполнить дополнительные действия. Планировать и осуществлять первую операцию для определения спряжения, применять общий способ действия.
5) Применять различные способы фиксации информации
6). Участвовать в диалоге, в коллективной беседе, соблюдать правила речевого поведения. Осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; выслушивать и стараться понимать мнения других.
Осуществлять сотрудничество с одноклассниками в процессе парной (коллективной) работы, проявлять доброжелательное отношение,
8).Осуществлять взаимо и самоконтроль; выявлять возможные причины ошибок, планировать действия по их предупреждению.
Оборудование: учебник русский язык «К тайнам нашего языка», 4 класс, тетрадь – задачник, толковый словарь С.И.Ожегова, карточки для парной работы, оценочные листы, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте и догадайтесь, о какой части речи пойдет разговор.
Что вы любите больше всего?
- Люблю действовать.
- Что вы больше всего не любите?
-Не люблю предлоги и известную всем частицу.
- Что вы можете сказать о своей роли в речи?
- Что без меня предметы,
Лишь названия.
А я приду-
Все в действие придет.
- Над какой частью речи будем продолжать работать?
- Уже который урок мы с вами продолжаем открывать тайны глагола. Но чтобы узнать новое, нужно повторить изученное. А сделаем мы это в виде блиц-опроса. У вас на парте лежат листы, на них вам нужно установить соответствие, чтобы одна часть соответствовала другой. Работать вы будите в паре.
Блиц – опрос. Соедините утверждение.
1.Глагол – это …. | 2.временам, числам, родам, лицам. |
2. Глаголы изменяются по … | *числам, падежам. |
1.часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы, что делать? что сделать? | |
3.Спряжение – это … | 6.числам и родам в единственном числе. |
4. Спрягаются только глаголы… | 8.главным членом предложения, сказуемым. |
5.Суффикс Л указывает на … | 3.изменение глагола по числам и лицам. |
6. Глаголы прошедшего времени изменяются по … | 4.настоящего и будущего времени. |
7.Неопределенная форма глагола оканчивается на … | 7.-ть, -ти, -чь. |
8. В предложении глагол является … | 5.прошедшее время глагола. |
- Проверка. ( У 3х пар взять на проверку. Самопроверка, самооценка по шкале.)
- Оцените свою работу в паре.
- Открываем тетради. Записываем число. Классная работа.
- В процессе блиц-опроса мы с вами вспомнили, что спряжение - это изменение глагола по лицам и числам.
- Сколько спряжений у глагола?
- По каким буквам в окончании определяете глаголов определяете спряжение? (По букве гласного в окончание –И или –Е; 3-е л., мн.ч -УТ,-ЮТ или -АТ, -ЯТ.)
3. Постановка учебной задачи
- Сегодня нужно разобрать задания в упр. 404 – 411
- Откройте орфографический задачник на с 31.
- На какие вопросы нужно ответить сегодня на уроке?
- Ваши предположения? ( Записываю мнения на доске)
- Давайте обратимся к одному из упражнений, которое нам подскажет кто прав.
Упр. 404.
-Понаблюдай, подумай и сделай выводы.
-Прочитайте про себя. Кто догадался, о чём загадка? Обсудите в паре, как дописать слова, где нужно оставьте окошки.
Бел___пчёл из син___ туч___
Вылета___ рой летуч____.
Не гуд___ и не куса____,
На ладошк__ тёпл___ та___.
По В. Мусатову
- Прочитайте, что получилось. Объясните написание окончания в слове НА ЛАДОШКЕ. Проведём опыт со словом НА ЛАДОНИ.
-В каких словах оставили окошки?
- Почему не смогли решить орфографическую задачу в безударном личном окончании глаголов?
( Ударное окончание глагола написать легко. А как поступить, если окончание безударное мы еще не знаем)
- Выпишите глаголы с окошками в тетрадь:
вылета…т
куса…т
- Можете сказать зачем узнавать спряжение глагола? А как узнавать спряжение глагола, если окончание безударное?
Физминутка
- Встали. Потянулись. Наклоны вправо, влево. Упражнения на развитие полушарий г. мозга (Ухо – нос, ладонь – кулак)
- Я называю глаголы, если мы точно знаем, какую букву нужно писать в окончании, то мы хлопаем в ладоши (ударные окончания), а если сомневаемся - приседаем (безударные окончания).
Шуршим, готов.т, молчишь, тон.м, берёт, стреля.те, красне.шь, кричим, говорим, вид.т.
4. Решение учебной задачи
- Как вы считаете, что нужно знать о глаголах, чтобы правильно выбрать для них окончания?
(Выслушиваются мнения детей)
- Обратимся к упр. 406 и сделаем вывод.
(Дети заканчивают мысль)
Прочитай начало нашего рассуждения и закончи мысль
Глагол может быть I или II спряжения. В окончаниях разных спряжений – разные буквы гласных. Они известны: Е или И.
Значит, чтобы правильно выбрать букву в окончании глагола, нужно прежде всего определить спряжение, к которому относится глагол.
5. Закрепление
Упр. 407
Проверка задания.
- В глаголах, с каким окончанием вы не сумели определить спряжение? Почему? Но важно ли его знать? Зачем? (В глаголах с безударным личным окончанием мы не смогли определить спряжение, поэтому и не смогли выбрать букву гласного)
- Теперь нам нужно ответить. Как же нам определить спряжение у глагола?
- Для этого нам на помощь придет упр. 409. Работа над правилом.
- Поставьте глаголы, записанные в тетрадь в начальную форму. Вспомните, что нужно сделать?
вылета…т – что делает? – что делать? – вылетать – 1 спр. - ет
куса…т
- Аналогично продолжим работать с глаголами из упр. 407
свар…шь, съед…т, готов…те
6. Итог
- Оцените свою каллиграфию
- Зачем узнавать спряжение глагола?
- Как узнать спряжение глагола?
- Оцените свою активность
7. Рефлексия
По слайду с поговорками.
Оцени свою работу: Ни шатко ни валко. Рука об руку. Засучив рукава. Не покладая рук. Тяп да ляп. В поте лица. Через пень колоду.
- Передайте оценочные листы для моей оценки.
8. Домашнее задание
Упр. 409 В! 410
- Прочитайте задание.
- Какие вопросы у вас вызывают затруднение?
- Какие сведения о глаголе вам необходимы для выполнения задания?
- Урок окончен. Спасибо за работу.
Блиц опрос. Соедините утверждение.
1.Глагол – это …. | временам, числам, родам, лицам. |
2. Глаголы изменяются по … | числам, падежам. |
часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы, что делать? что сделать? | |
3.Спряжение – это … | числам и родам в единственном числе. |
4. Спрягаются только глаголы… | главным членом предложения, сказуемым. |
5.Суффикс Л указывает на … | изменение глагола по числам и лицам. |
6. Глаголы прошедшего времени изменяются по … | настоящего и будущего времени. |
7.Неопределенная форма глагола оканчивается на … | -ть, -ти, -чь. |
8. В предложении глагол является … | прошедшее время глагола. |
Блиц опрос. Соедините утверждение.
1.Глагол – это …. | временам, числам, родам, лицам. |
2. Глаголы изменяются по … | числам, падежам. |
часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы, что делать? что сделать? | |
3.Спряжение – это … | числам и родам в единственном числе. |
4. Спрягаются только глаголы… | главным членом предложения, сказуемым. |
5.Суффикс Л указывает на … | изменение глагола по числам и лицам. |
6. Глаголы прошедшего времени изменяются по … | настоящего и будущего времени. |
7.Неопределенная форма глагола оканчивается на … | -ть, -ти, -чь. |
8. В предложении глагол является … | прошедшее время глагола. |
Оценочный лист Ф.И.______________________________________________
Блиц- опрос | Упр 404 | Упр 407 | Активность на уроке | Каллиграфия |
Оценочный лист Ф.И.______________________________________________
Блиц- опрос | Упр 404 | Упр 407 | Активность на уроке | Каллиграфия |
Оценочный лист Ф.И.______________________________________________
Блиц- опрос | Упр 404 | Упр 407 | Активность на уроке | Каллиграфия |
Оценочный лист Ф.И.______________________________________________
Блиц- опрос | Упр 404 | Упр 407 | Активность на уроке | Каллиграфия |
Оценочный лист Ф.И.______________________________________________
Блиц- опрос | Упр 404 | Упр 407 | Активность на уроке | Каллиграфия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний" 3 класс
Правильно писать окончание глаголов, определять спряжение, знать глаголы исключения....
Урок русского языка 4 класс по теме: Правописание безударных окончаний глаголов
Данный урок подводит детей к осознанию выбора безударного гласного в личных окончаниях глаголов....
Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Безударные личные окончания глаголов"
В конспекте урока прописаны цели, задачи, методы, тип урока,раскрыты формы работы, предложен краткий план урока с указанием деятельности учителя и учащихся, дан подробный конспект урока....
Конспект урока по русскому языку, 4 класс: Способы определения I и II спряжение глаголов с безударными личными окончаниями.
УМК "Школа России"...
Урок русского языка в 4 классе по теме "Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями"
Тема урока: Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями. (Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму)Тип урока: урок развития умений.Цель: овладеть алгоритмом определения спр...
Способы определения I и II спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.
для дистанционного обучения...
Урок русского языка 4 класс по теме: Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.
На уроке учащиеся научатся обосновывать и писать безударные личные окончания глаголов....