Конспект урока русского языка "Правописание буквосочетаний с шипящими звуками"
план-конспект урока по русскому языку
Конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_bukvosochetaniy_s_shipyashchimi_zvukami.docx | 21.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема « Правописание буквосочетаний с шипящими звуками».
Цель: Создать условия для успешного формирования навыков у обучающихся правописания буквосочетаний с шипящими звуками.
Задачи:
1. формировать навык правописания буквосочетаний чк,чн, чт, ознакомить с написанием буквосочетаний нч, нщ,чт.
2 развивать любознательность, речь, мышление, умение определять орфограмму в слове.
3. воспитывать умение выслушивать мнение товарищей, работать в парах и группах, интерес к учению, дружелюбие.
Планируемые результаты:
- учащиеся научатся писать в словах сочетания чн, чк, чт, щн, нч;
- обосновывать написание слов с этой орфограммой;
- различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, ч, щ; работать с орфоэпическим словарём;
- контролировать и оценивать свою работу.
Ход урока
1.Организационное начало
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять, чтобы грамотно писать.
Я очень хочу, чтобы урок получился интересным познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что вы уже знаете и постарались открыть новые тайны русского языка.
2. Актуализация знаний. Постановка темы урока
- Минутка чистописания.
А начнём мы с чистописания. У вас на парте лежат листочки с набором букв. Внимательно посмотрите, определите какие буквы будем писать, они встречаются в каждой строчке .
(абщисвч опчлдщз укяжщхъч ымиьчющцй)
Какие буквы пишем?(буквы ч, щ)
Что знаете о этих буквах? Кто расскажет? (Буква «ч» обозначает- согласный, непарный, глухой, мягкий звук(ч).
Буква «щ» обозначает -согласный, непарный, глухой, мягкаий звук (щ).)
Пропишем строчку чередуя их. На следующей строчке вспомним орфограммы с этими буквами. (ча-ща, чу-щу, чк, чн,чт).
Молодцы. Справились. Следующее задание
Пл...хой друг в деле не п…мощник.
На св…ей улочке и курочка хр…бра.
- Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные буквы. На какое правило орфограммы. Назовите проверочные слова. Какие ещё знакомые орфограммы нам встретились? Что вам известно о правописании сочетаний ЧК-ЧН?
- Запишите одну из пословиц.
- Задание: запомните как можно больше слов.(слова на доске)
Ёлочка и белочка,
Кочка, точка, стрелочка,
Бочка, почка, спичка,
Речка, ручка, птичка.
Срочный, уличный, ночной,
Точный, шуточный, речной.
Знаем мы наверняка,
Как писать ЧН, ЧК.
Запишите слова по памяти в тетрадь.
-Какова же тема нашего урока? Кто может сформулировать её? Как думаете, чему будете учиться сегодня на уроке? Давайте заглянем в учебник на стр.3. Как называется большая тема? Прочитайте, чему мы будем учиться. Переверните страницу, прочитайте тему сегодняшнего урока. Вы были правы?
- Первичное усвоение новых знаний
-Как называются звуки в этих сочетаниях? (шипящие)
- Что вы знаете об этих (ч,щ) звуках? (согласный, непарный глухой, всегда мягкий)
- Нужно ли дополнительно обозначать его мягкость?
- Тогда какое правило мы можем вывести, исходя из наших наблюдений? (Дети выводят правило: сочетания ЧК, ЧН пишутся без мягкого знака)
- А есть ли ещё буквосочетания с шипящими звуками?
Задание: выпиши слова с новыми буквосочетаниями:
Песочница, мечта, удочка, помощник, ласточка, почта, цветочница, хищник, мачта, спички, печка, молочный, мощный.
-Какие новые сочетания с шипящими звуками вы нашли? Так как мы будем их писать? Как назовём орфограмму?
Правило, стр. учебника 4
Физкультминутка
Словарная работа.
-Какой звук нужно произносить, читая выделенные в словах буквы?
Помощник, что, чтобы, конечно, нарочно.
-Что поможет нам правильно произнести эти слова?
Проверь по орфоэпическому словарю, как следует произносить данные слова.
- Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с ЧН, хотя правильное произношение этих слов такое коне[шн]о, наро[шн]о, ску[шн]о. Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений.
Я, конечно, не нарочно
Затолкал кота в буфет.
И, конечно, не нарочно
Съел я килограмм конфет.
И, конечно, не нарочно
Вазу мамину разбил.
И уж вовсе, не нарочно
На ковёр кисель пролил…
Просто было очень скучно…
Но теперь-то я послушный!
- Первичное закрепление нового теоретического учебного материала
1. Самостоятельная работа.
Упражнение №3.
Кто ответит на вопрос: почему надо запомнить написание буквосочетания нч?
2. Работа по карточкам в парах
Вставьте, где нужно буквосочетания ЧК,ЧН,ЩН,НЧ,ЧТ
приложение№1
Физминутка для глаз
3. Работа в группах. Образуй новые слова. Проверка.
молоко | чн | молочный |
цветок | цветочный | |
сердце | сердечный | |
внук | чк | внучка |
ночь | ночка | |
печь | печка | |
мощь | щн | мощный |
овощ | овощной | |
птенец | нч | птенчик |
телефон | телефончик |
- Рефлексия. Итог урока
-Как называется орфограмма, с которой мы сегодня познакомились на уроке?
-Что нужно помнить при написании этих буквосочетаний?
-Какое задание было интересно выполнять?
Оценивание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»
Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...
Конспект урока русского языка в 1 классе « Звуки [т], [т’], буквы Т т» (система РО Д Б.Эльконина –В В.Давыдова)
Данный урок направлен на формирование у учащихся умения различать звуки [ т] и [ ,т" ]Каждый этап урока содержит задания,которые предусмотривае т непосредственное участие обучающихся в организац...
Конспект урока русского языка по теме: "Согласный звук [Й’] и буква И краткое".
Конспект урока русского языка "Согласный звук Й и буква И краткое. 2 класс...
Конспект урока русского языка. 2 класс. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы я , ю, е, ё и их функции в слове.
Цель данного урока: конкретизировать понятие гласных звуков; формировать умение сравнивать объекты на примере речевых элементов (звуков, букв). В уроке Вас могут заинтересовать примеры работы с интера...
Конспект урока русского языка по теме "Гласные звуки" (2 класс)
Конспект урока русского языка для 2 класса по программе "Школа России"....
Конспект урока русского языка. "Буквосочетания чк, чн, чт" 1 класс. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формировать у уч-ся навыки правописания буквосочетаний: ЧК, ЧН, ЧТ; формировать умение заменять сочетание одним словом, близким по смыслу, составлять предложения из данных с...
Конспект урока русского языка. Тема: «Буквы гласных звуков после шипящих. Написание ЧК ЧН ЩН».
Цели: закрепить знания о правописании буквосочетаний чк,чн.,чт, нщ,нч.Задачи: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ, НЩ; учить определять орфограмму в слове: правил...