Конспект урока русского языка "Правописание буквосочетаний с шипящими звуками"
план-конспект урока по русскому языку

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_bukvosochetaniy_s_shipyashchimi_zvukami.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема « Правописание буквосочетаний с шипящими звуками».  

Цель: Создать условия для успешного формирования навыков у обучающихся правописания буквосочетаний с шипящими звуками.

Задачи:

1. формировать навык  правописания буквосочетаний чк,чн, чт, ознакомить с написанием  буквосочетаний нч, нщ,чт.

2 развивать  любознательность, речь, мышление, умение определять орфограмму в слове.

3. воспитывать умение выслушивать мнение товарищей, работать в парах и группах, интерес к учению, дружелюбие.

Планируемые результаты:

  • учащиеся научатся писать в словах сочетания чн, чк, чт, щн, нч;
  • обосновывать написание слов с этой орфограммой;
  • различать  мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, ч, щ; работать с орфоэпическим словарём;
  • контролировать и оценивать свою работу.

Ход урока

1.Организационное начало

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять, чтобы грамотно писать.

Я очень хочу, чтобы урок получился интересным познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что вы уже знаете и постарались открыть новые тайны русского языка.

2. Актуализация знаний. Постановка  темы урока

  1. Минутка чистописания.

А начнём мы с чистописания. У вас на парте лежат листочки с набором букв. Внимательно посмотрите, определите какие буквы будем писать, они встречаются в каждой строчке .

(абщисвч     опчлдщз  укяжщхъч ымиьчющцй)

Какие буквы пишем?(буквы ч, щ)

Что знаете о этих буквах? Кто расскажет? (Буква «ч» обозначает- согласный, непарный, глухой, мягкий звук(ч).

Буква «щ» обозначает  -согласный, непарный, глухой, мягкаий звук (щ).)

Пропишем строчку чередуя их. На следующей строчке вспомним орфограммы с этими буквами. (ча-ща, чу-щу, чк, чн,чт).

Молодцы. Справились. Следующее задание

     Пл...хой друг в деле не п…мощник.

     На св…ей улочке и курочка хр…бра.

  • Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные буквы. На какое правило орфограммы. Назовите проверочные слова. Какие ещё знакомые орфограммы нам встретились? Что вам известно о правописании сочетаний ЧК-ЧН?
  • Запишите одну из пословиц.
  • Задание: запомните как можно больше слов.(слова на доске)

Ёлочка и белочка,

Кочка, точка, стрелочка,
Бочка, почка, спичка,
Речка, ручка, птичка.

Срочный, уличный, ночной,

    Точный, шуточный, речной. 
    Знаем мы наверняка,
     Как писать ЧН, ЧК. 

Запишите слова по памяти в тетрадь.

-Какова же тема нашего урока? Кто может сформулировать её?  Как думаете, чему будете учиться сегодня на уроке? Давайте заглянем в учебник на стр.3. Как называется большая тема? Прочитайте, чему мы будем учиться. Переверните страницу, прочитайте тему сегодняшнего урока. Вы были правы?

  1. Первичное усвоение новых знаний

-Как называются звуки в этих сочетаниях? (шипящие)

  • Что вы знаете об этих (ч,щ) звуках? (согласный, непарный глухой, всегда мягкий)
  • Нужно ли дополнительно обозначать его мягкость?
  • Тогда какое правило мы можем вывести, исходя из наших наблюдений? (Дети выводят правило: сочетания ЧК, ЧН пишутся без мягкого знака)
  •  А есть ли ещё буквосочетания с шипящими звуками?

Задание:  выпиши слова с новыми буквосочетаниями:

Песочница, мечта, удочка, помощник, ласточка, почта, цветочница, хищник, мачта, спички, печка, молочный, мощный.

-Какие новые сочетания с шипящими звуками вы нашли? Так как мы будем их писать? Как назовём орфограмму?

Правило, стр. учебника 4

Физкультминутка

Словарная работа.

-Какой звук нужно произносить, читая выделенные в словах буквы?

Помощник, что, чтобы, конечно, нарочно.

-Что поможет нам правильно произнести эти слова?

Проверь по орфоэпическому словарю, как следует произносить данные слова.

  • Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с ЧН, хотя правильное произношение этих слов такое коне[шн]о, наро[шн]о, ску[шн]о. Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений.          

Я, конечно, не нарочно

Затолкал кота в буфет.        

И, конечно, не нарочно

Съел я килограмм конфет.

И, конечно, не нарочно

Вазу мамину разбил.

И уж вовсе, не нарочно

На ковёр кисель пролил…

Просто было очень скучно…

Но теперь-то я послушный!

  1. Первичное закрепление нового теоретического учебного материала

1. Самостоятельная работа.

Упражнение №3.

Кто ответит на вопрос: почему надо запомнить написание буквосочетания нч?

 2. Работа по карточкам в парах

Вставьте, где нужно буквосочетания  ЧК,ЧН,ЩН,НЧ,ЧТ

приложение№1

Физминутка для глаз

3. Работа в группах. Образуй новые слова.   Проверка.

молоко

чн

молочный

цветок

цветочный

сердце

сердечный

внук

чк

внучка

ночь

ночка

печь

печка

мощь

щн

мощный

овощ

овощной

птенец

нч

птенчик

телефон

телефончик

 

  1. Рефлексия. Итог урока

-Как называется орфограмма, с которой мы сегодня познакомились на уроке?

-Что нужно помнить при написании этих буквосочетаний?

-Какое задание было интересно выполнять?

Оценивание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Конспект урока русского языка в 1 классе « Звуки [т], [т’], буквы Т т» (система РО Д Б.Эльконина –В В.Давыдова)

Данный урок направлен на формирование у учащихся умения различать звуки [  т] и [ ,т" ]Каждый этап урока содержит задания,которые предусмотривае т непосредственное участие обучающихся в организац...

Конспект урока русского языка по теме: "Согласный звук [Й’] и буква И краткое".

Конспект урока русского языка "Согласный звук Й и буква И краткое. 2 класс...

Конспект урока русского языка. 2 класс. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы я , ю, е, ё и их функции в слове.

Цель данного урока: конкретизировать понятие гласных звуков; формировать умение сравнивать объекты на примере речевых элементов (звуков, букв). В уроке Вас могут заинтересовать примеры работы с интера...

Конспект урока русского языка по теме "Гласные звуки" (2 класс)

Конспект урока русского языка для 2 класса по программе "Школа России"....

Конспект урока русского языка. "Буквосочетания чк, чн, чт" 1 класс. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формировать у уч-ся навыки правописания буквосочетаний: ЧК, ЧН, ЧТ; формировать умение заменять сочетание одним словом, близким по смыслу, составлять предложения из данных с...

Конспект урока русского языка. Тема: «Буквы гласных звуков после шипящих. Написание ЧК ЧН ЩН».

Цели: закрепить знания о правописании буквосочетаний чк,чн.,чт, нщ,нч.Задачи: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ, НЩ; учить определять орфограмму в слове: правил...