открытый урок по русскому языку на тему "Безударные гласные, непроверяемые ударением. Написание названия птиц."
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Нужно познакомить с группой слов, в которых безударную гласную в корне нельзя проверить с помощью изменения позиции, учить различать слова с проверяемой и непроверяемой гласной, дать понятие о термине "труднопроверяемые слова"
Научить искать разные пути объяснения правописания трудно проверяемых слов: запоминание, проверка по словарю, с помощью исторического корня и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 25.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Сорокобаткиной Лилии Васильевны
учителя начальных классов Лобачевской начальной общеобразовательной школы
филиал МБОУ «Обливская СОШ № 2»
Русский язык
Тема урока: Безударные гласные, непроверяемые ударением. Написание названия птиц.
Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний, выработка умений.
Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.
Цель: 1. Познакомить с группой слов, в которых безударную гласную в корне нельзя проверить с помощью изменения позиции, учить различать слова с проверяемой и непроверяемой гласной, дать понятие о термине "труднопроверяемые слова"
2. Учить искать разные пути объяснения правописания трудно проверяемых слов: запоминание, проверка по словарю, с помощью исторического корня и т.д.
Задачи: формировать умения находить орфограмму в слове, определять правило, регулирующее написание данной орфограммы;
- развивать познавательные способности учащихся, орфографическую зоркость, умение анализировать, обобщать полученные сведения, расширить кругозор учащихся, словарный запас;
- воспитывать потребность в грамотном письме, доброжелательность, взаимоуважение.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание языка, как основного средства мышления и общения людей и богатства выразительных средств русского языка.
Метапредметные:
Регулятивные:
- на доступном уровне планировать свои действия для достижения задач урока;
- выбирать способы и приемы для решения орфографических задач;
- руководствоваться правилами при объяснении орфограмм и при создании речевых высказываний;
Познавательные:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий (учебник, словарь, дополнительная литература);
-находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, предложение;
-владеть алгоритмом проверки орфограмм;
-строить речевое высказывание доступное для понимания слушателя.
Коммуникативные: учитывать разные мнения, договариваться, приходить к общему решению, осуществлять само-взаимоконтроль, взаимопомощь, сотрудничать с учителем и товарищами.
Оборудование: мультимедийное оборудование, магнитная доска, орфографические словари, перфокарты, книжки-малышки, учебник «Русский язык 2 класс» УМК Планета знаний Л.Я. Желтовская
Ход урока
1. Организация внимания, создание эмоционального настроя
Учитель: сегодня, друзья, мы отправимся в путь. Хорошее настроение взять с собой не позабудь!
Распределение обязанностей: у 2 класса будет урок русского языка, а 1 класс будет помогать своим товарищам по учебе. У нас на уроке будет несколько этапов деятельности: если ребята будут отвечать правильно, то первоклассники будут закрашивать буквы яркими цветами: желтым, красным, розовым, зеленым, оранжевым. На каждом этапе закрашиваете 1 букву, в конце урока прочитаем, что у вас получится. Ребята 2 класса постараются заслужить хорошие и отличные оценки своих друзей.
2. Актуализация знаний:
Ребята, угадайте, о правописании каких букв мы будем вести разговор? Для этого послушайте загадку:
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос поет и звучит
Звук получается (какой?) гласный.
Назовите гласные звуки, их можно даже пропеть? - это гласные звуки.
Эти звуки на письме обозначаются чем? Буквами (появляется запись)
а, о, и, у, ы, э
Все ли буквы перечислены? Нет!
Учитель: какие буквы нужно добавить?
а о и ......у ы э
Учитель: какие гласные нас не интересуют сегодня? у ы э ю ё. Почему? их написание не расходится с происхождением в словах.
Учитель: а остальные буквы? они во многих словах пишутся не так, как произносятся. Почему? Потому что стоят в разных позициях. Какие 2 позиции вы знаете? (сильная и слабая). Если звук в сильной позиции, значит он ударный и не вызывает сомнения в написании. Если звук в слабой позиции при написании слова будем проверять.
А от чего зависит слабая и сильная позиция? от ударения.
3. Сообщение темы. Целепалагание. Мотивация.
Посмотрите на схему, ударные будут нас интересовать? нет. О проверяемых мы с вами уже говорили. Значит будем вести разговор о неповеряемых ударением гласных.
Ударением их проверить нельзя, что же нам с ними делать? искать пути объяснения их написания, а что бы найти эти пути нам придется сегодня с вами (на экране) "Думать так, чтобы не передумать".
4. Работа над темой урока:
- откройте тетради, вспомните о посадке, положении тетради во время письма, запишите число, классная работа, обратите внимание на пометы:
Двадцать в…сьмое ..нв..ря.
Классная работа.
Учитель: почему некоторые буквы обозначены кругами?
В каких позициях они стоят?
Можно проверить или нет? девятое - девять
Какая здесь орфограмма? Безударная гласная проверяемая ударением. Января - январь. Что нельзя проверить? я. И что мы будем делать? (предложения детей).
Учитель: откройте словари на заднем форзаце. В каком словаре будем искать это слово? Выберете название словаря. (В орфографическом).
2. Ассоциативный куст.
Появляется слово - январь. Название каких месяцев еще можно расположить на кусте? (февраль, декабрь) проверка по словарям.
Учитель: к какому времени года относятся эти месяцы? Отгадайте загадку:
Тройка-тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица,
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром. (Зима)
Учитель: значит эти месяцы будут называться? Зимние.
5. Каллиграфическая минутка:
Январь, февраль, декабрь - зимние месяцы. (записано заранее на доске)
Учитель: где уточним написание слова месяц? В словаре.
Вывод: Какой сделаем вывод о правописании слов с непроверяемой гласной?
(На экране) Чтоб ошибки избежать, надо слово по словарю проверять.
6. Продолжение работы над темой:
Учитель: зима красивое время года, но в тоже время сложное и трудное. Для кого трудное, как вы думаете? (Ответы)
- А что нужно сделать, чтобы им помочь? (делать кормушки)
- И тогда на кормушки прилетят птицы, угадайте их?
1. Трещала с самого утра:
Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что пора?
Такая с ней морока, когда трещит .....? (сорока)
2. Окраской сероватая,
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловая -
Известная персона -
Зовут ее....? (ворона)
3. Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик - чирик! Не робей! Я бывалый .... (воробей)
Учитель: Что интересного заметили в написании названии птиц? (сочетание оро) Запишите эти слова на второй линейке. Мы нашли еще один способ запомнить написание слов.
Про воробья я вам расскажу вот такую историю: "Воробьи очень прожорливые птицы, часто они летают над полями, истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Само название "воробей" говорит само за себя. Вора..бей! кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы. Так и зовут его с тех пор - воробей.
Учитель: другая птица Синичка - воробью сестричка. Юркая, ловкая и голос звонок! Синичек назвали так за ее песенку "Сим-сим!" или "Цим-цим!" . Запишите слова: воробей и синица по сходству и аналогии.
Снегири прилетают к нам с севера, когда у нас выпадает снег и поспевают ягоды рябины. Снег - снегирь - еще одно объяснение.
А если посмотреть летом или осенью на лист рябины, через листики окружающий мир станет рябой, т.е в полоску или в крапинку, как Курочка Ряба из народной сказки.
Учитель: Ребята, так кто же птицам помогает выжить зимой? (люди -человек), давайте обратимся к слову - человек. Раньше людей называли челядь.
Учитель: значит правописание этого слова мы можем объяснить с помощью исторического корня.
Запишите на новой строке слово человек.
Учитель: выходит написание слов с непроверяемыми безударными можно объяснить. А всегда ли нам удавалось легко объяснить их написание? (нет). Вернее было бы их назвать «труднопроверяемыми» словами.
7. Физминутка:
Птички прыгают, летают,
Птички прыгают, чирикают.
Птички крошки собирают,
Зернышки клюют.
Перышки почистили,
Клювики почистили,
Дальше полетели
И на место сели.
8. Самостоятельная работа учащихся:
- работа с перфокартами:
сорока, ворона, синица, рябина, январь
воробей, снегирь, февраль, декабрь, человек
- взаимопроверка (исправляют зеленой пастой);
- работа с учебником с. 65 упр. 16;
- устные ответы на вопросы учебника, определение орфограмм, подбор проверочных слов (зимующие, колокольчики, весело, возвращаются, зазвенели).
9. Итог урока. Рефлексия.
Оцените свои достижения.
- Что было интересного?
- Что запомнилось?
- Изобразите в тетради горку, покажите свое место на ней и я сразу пойму, как вы себя чувствовали на уроке.
Учитель: сегодня, ребята, вы славно потрудились!
Вижу многого добились!
Знаю, будете вы рады,
Когда получите награды!
- Класс читают слово - "молодцы!" (буквы раскрашены цветными карандашами)
- Рекомендации для выполнения домашнего задания.
Вручение книжек-малышек с изображением птиц и пустыми окошками, куда нужно вставить пропущенную букву.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Безударные гласные в корне слова, непроверяемые ударением. Написание названия птиц».
План-конспект урока по русскому языку во 2 классе, УМК «Планета знаний»....
Открытый урок по русскому языку "Неопределенная форма глагола: особенности, строение. написание"
Познакомить учащихся с неопределенной формой глагола как формой, которая не изменяется по лицам, числам и временам; научить выделять глаголы неопределенной формы в контексте; образовывать от глаголов ...
Открытый урок по русскому языку "Правописание безударной гласной в корне слов"
Урок по русскому языку "Правописание безударных глассных в корне слов"...
открытый урок по русскому языку Правописание безударных гласных в корне слова
систематизировать знания обучающихся по теме “Правописание безударных гласных в корне слова”....
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме «Обобщение знаний о правописании проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова».
Данный конспект урока даёт возможность в доступной форме обобщить знания по теме: "правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова"...
Открытый урок по русскому языку «Правописание безударных гласных в корне слова»
Правописание безударных гласных в корне слов – одна из центральных тем русской орфографии. Самое большое количество ошибок делается именно на эту орфограмму. Поэтому очень важно, чтобы второклас...
Открытый урок по русскому языку Тема Упражнение в выявлении и написании имён собственных 1 класс
В данной методической разработке содержится материал урока, который составлен в соответствии с требованиями ФГОС...