Урок - проект русского языка "Паспорт имени существительного"
план-конспект урока по русскому языку (3, 4 класс)
Тему «Проектная деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС» я считаю актуальной. Сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
В конспекте урока – проекта представлены различные формы работы и проверки знаний, умений учащихся. Это занимательные упражнения, занимательные игры, творческие задания. Ребята повторяют и закрепляют знания об имени существительном в необычной форме, проводят подготовительную исследовательскую работу, изучая дома интересные факты об имени существительном как о части речи. По окончании работы на уроке у ребят остаётся не только багаж знаний, но и сам продукт проекта – памятка «Паспорт имени существительного», которую они могут применить на уроках повторения и вспомнить все изученные сведения об этой части речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_proekt_pasport_imeni_sushchestvitelnogo.docx | 36.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель Степанова Елена Геннадьевна
Урок – проект русского языка
Тема: Имя существительное.
Цель: обобщение знаний учащихся о части речи - имя существительное; развитие сообразительности, логического мышления; обогащение словарного запаса; воспитание чувства взаимовыручки.
Задачи:
Образовательные:
Обучать грамотному, каллиграфическому письму.
Совершенствовать умение распознавать части речи
Совершенствовать орфографическую зоркость, умение « видеть» орфограммы.
Развивающие:
Продолжать развивать устную речь учащихся.
Развивать внимание, мышление, речь, обогащать и активизировать словарный запас.
Продолжать работать по формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух.
Развивать умение работать, в группах, развивать навыки контроля и самоконтроля.
Развивать интерес к русскому языку, логическое и образное мышление, орфографическую зоркость, самостоятельность, интеллектуальную и эмоциональную сферу.
Развивать памяти, воображения.
Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать.
Развивать у учеников самостоятельность на уроке, интерес к процессу познания.
Воспитательные:
Содействовать воспитанию духовно богатой, творчески активной личности.
Привлечь внимание к культуре русской речи, к слову как единице общения между людьми.
Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Воспитывать умение слушать одноклассников, высказывать свою точку зрения и обосновывать её.
Воспитывать гордость за свои знания, коллективизм.
Воспитывать умение совместной деятельности при работе в группах.
Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки, ответственности за свои действия.
УУД:
Личностные УУД:
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель урока,
- проговаривать последовательность действий на уроке,
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные УУД:
- правильное построение речевых высказываний.
Познавательные УУД:
- общеучебные умения, навыки (слушать, отвечать),
- находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы группы, класса.
Методы работы на уроке – словесные (беседа, дискуссии); наглядные (показ); практические (работа с презентацией, на доске, работа по карточкам, коллективная работа, групповая и самостоятельная работа.
Средства обучения – работа с презентацией, карточки с заданиями, демонстрационный плакат, индивидуальные карточки.
Формы контроля: фронтальный опрос, самостоятельная работа.
Тип урока: обобщение знаний
Технологии:
- проектная деятельность;
- проблемный диалог;
- ИКТ
Ход урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ЭОР | УУД |
Организационный момент. | Прозвенел звонок, Позвал нас на урок. Слушаем внимательно, Работаем старательно. | Настраиваются на урок | слайд | Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.
Регулятивные: - нацеливание на успешную работу. - выполнять задание в соответствии с поставленной целью |
Подготовка к активной познавательной деятельности. | 1.Чистописание 2.Словарная работа. - Вставьте пропущенные буквы: Праз_ничный, р_совать, д_журить, м_линовое, пр_крас_ный, ш_коладная, м_чтатель, кла__ный, к_пус_ный. | Прописывают упражнение на каллиграфию в тетради | слайд | Регулятивные: - оценивать результаты своей работы.
Познавательные: - выявлять сходство и различие объектов, -объединять в группы по признаку. |
Установка познавательной задачи. | -Какое слово лишнее? Почему? -Кто из вас догадался, о чём пойдёт сегодня на уроке речь? - Сегодня мы разработаем проект «Паспорт имени существительного» -Какова цель нашего проекта? - Каким будет наш проект по форме: групповым или индивидуальным? - Какие задачи стоят перед нами? Выяснить назначение паспорта как документа; Выявить и обобщить признаки имени существительного; Создать информационный продукт. (подчёркнутые слова дети вставляют сами, формулируя задачи урока) | -Мечтатель Обосновывают ответ -Об имени существительном -Составить паспорт имени существительного Формулируют задачи с помощью выражений-подсказок | Слайд Слайд Слайд | Регулятивные: -анализировать собственную работу. - принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий. |
Формирование новых знаний |
-Итак, для начала нужно узнать что такое паспорт. -Где мы можем об этом узнать? 2. Работа со значением слова. - Где вы встречали слово «паспорт»? - Какая информация содержится в этих документах? ( самая важная) -В чём актуальность нашего проекта? (паспорт поможет обобщить и запомнить все признаки имени существительного) - Приготовьте ваши заготовки-паспорта и по ходу исследования кратко будем записывать самую важную информация про имя существительное. (Приложение 1) | - В толковом словаре -Паспорт родителей, паспорт стиральной машины и др. -Паспорт поможет обобщить и запомнить все признаки имени существительного | Слайд Слайд Слайд | Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний; - осуществлять анализ объектов.
Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других.
|
Актуализация знаний Мозговой штурм (работа в группах) Весёлая переменка Весёлая переменка |
- С чего нужно начинать работу над проектом? -Как найти необходимый материал в книжных источниках? -В изданиях используются научные термины. -Дайте своё определение: что такое имя существительное? -Попробуйте объяснить такое определение имени существительного. Имя существительное – это самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и выражающая это значение в словоизменительных категориях числа и падежа и в несловоизменительной категории рода. - Категории словоизменительные и несловоизменительные – как вы это понимаете? Подтвердите примерами. -Почему имя существительное так называется? Какие у вас версии? - Какие слова первыми появляются в речи ребёнка?
-По наблюдениям учёных, существительные появляются в речи ребёнка в числе первых слов. И это вполне понятно. Ребёнок жадно смотрит на мир и хочет знать, как называется всё то, что его окружает. Ещё первобытные люди, познавая природу, давали названия окружающим предметам и явлениям, и эти наименования закреплялись в языке. Поэтому имя существительное - важнейшая часть речи. 3. Продолжение рассуждения. - Как вы понимаете «Частотный словарь русского языка»? Какие у вас будут гипотезы? Из 9 тысяч наиболее часто употребляемых слов существительные составляют 4 тысячи. - Какой можно сделать вывод? -Почти каждое второе слово в нашей речи (44%) – это имя существительное. Поэтому имя существительное – самая внушительная (по количеству слов) часть речи. -Обратите внимание, сколько интересной информации мы узнали об имени существительном, но в паспорт мы должны включить только самую необходимую и важную. - Какую первую пометку мы сделаем? 4.Образование имён существительных -Отправимся в рубрику «Путешествие в прошлое» -Часто от существительных образуются прилагательные. Вот пары очень старых, древних существительных: «зелень»-трава «камень»-стена «вкус»-хлеб «сила»-рать - Составьте из них словосочетания: Существительное +прилагательное. (самостоятельно записывают в тетради) - А могут быть и другие словосочетания: существительное+существительное. В фольклоре сохраняются такие древние выражения: -Дополните их (запись в тетрадь) Жар – (птица) Сапоги – (скороходы) Скатерть –(самобранка) -А с какими современными сложными словами мы встречались на уроках? (кафе-ресторан, лётчик-космонавт) Физминутка 5. Значение имён существительных -Что могут обозначать, называть имена существительные? 1.Из данных слов каждая команда должна выбрать слова со «своим» значением.
Гроза, свист, праздник, снегопад, жажда, грусть, концерт, зависть, дождь, верчение, поездка, прыжок. (Приложение 2)
6.Вопросы имени существительного. - Определяя, какой частью речи является слово, необходимо поставить к нему вопрос. -на какие вопросы отвечают имена существительные? -Как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос КТО? -Как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО? -Это постоянные или непостоянные признаки существительных? -Сделаем ещё одну пометку в паспорте -Отгадайте загадки и определите, какими существительными выражены отгадки – одушевлёнными или неодушевлёнными. Гимнастика для глаз | -Со сбора информации -Нужно искать по теме, выбирать самое главное и интересное Имя существительное – это самостоятельная часть речи, обозначающая предмет. Высказывают свои предположения Высказывают предположения Вывод: это самая частотная часть речи. Имя существительное – это самостоятельная и самая частотная часть речи Работа в тетради-записывают словосочетания (зелёная трава, каменная стена, вкусный хлеб, сильная рать) Дополняют слова и записывают в тетради Жар-птица, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка. -кафе-ресторан, лётчик-космонавт Ответы: 1 команда-гроза, снегопад, дождь. 2 команда-праздник, концерт, поездка. 3 команда-жажда, грусть, зависть. 4 команда-верчение, прыжок, свист. Имя существительное называет явления природы, события, чувства, действия -Имена существительные отвечают на вопросы Кто? и Что? -Одушевлённые -Неодушевлённые Делают пометку в паспорте в графе «постоянные признаки» Отгадывают загадки и перемещают отгадки в нужный столбик | Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд слайд | Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной форме; -умение слушать и слышать друг друга; - высказывать свои мысли.
Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу. Познавательные: - повторить и расширить сведения об имени существительном Личностные: -выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, узнать больше, сравнивать разные точки зрения. - осознают личное отношение к малой родине. Регулятивные -уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: - уметь оформлять собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания. Познавательные: - выявлять сходство и различие объектов, -объединять в группы по признаку. |
Слайд слайд слайд слайд | Познавательные: - выявлять сходство и различие объектов, классифицировать объекты. Коммуникативные: - аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении познавательных задач. Личностные: Установка на здоровьесбереже ние. Регулятивные: - уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Регулятивная: - планировать свои действия, самоконтроль Познавательные - постановка и решение проблемы - умение осуществлять поиск нужной информации. Регулятивные: - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации -Умение контролировать действия партнёра Коммуникативные: -строить понятные для партнёра высказывания. Личностные: Установка на здоровьесбереже ние. | |||
Интеллектуальный тренинг (Самостоятельная работа в группах.) | -Сегодня интеллектуальный тренинг посвящён именам существительным. 1 группа-найти лишнее слово в каждой строке. (записывают постоянный признак – род) 2 группа-переставить буквы так, чтобы получились слова. Дать им общее наименование. 3 группа-вставить окончания имён существительных. (записывают постоянный признак – склонение и непостоянный – падеж) 4 группа-разделить имена существительные на две группы. Объяснить, по какому признаку разделили. (записывают непостоянный признак – число, называя исключения) (Приложение 3) Проверка выполнения. Заполнение «паспорта» недостающими данными. | Работают в группах, выполняют задание в тетрадь 1 группа: А)линейка, ручка, карандаш, резинка; Б)облака, книги, лампы, столик; В)воробей, ручей, ночь, конь; Г)поле, стекло, мороз. 2 группа: Уникчеб, традеть, зинрека, каруч, нейлика, фельторп. 3 группа: Стоять на лестниц__, убраться в комнат__, сидеть на стул__, бежать по тропинк__, расстаться с друг__, скучать по бабушк__. 4 группа: Брюки, башмаки, вопросы, весы, гири, хлопоты, шахматы, игры, дверцы, грабли, косы, заботы. Зачитывают ответы, Делают недостающие пометки в паспорте. | Слайд | Коммуникативные: - умение заслушивать выступления других. - при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ. - строить высказывания, понятные для других.
Регулятивные: - осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.
Личностные: -знание основных моральных норм(справедливое распределение, взаимопомощь, ответственность), развитие доброжелательности, готовность к сотрудничеству. |
Рефлексия | -Каковы результаты нашего проекта? -Какой продукт получился? -Где и когда нам может пригодиться паспорт имени существительного? | -Составили паспорт имени существительного -Информационный -При выполнении контрольных работ, домашних заданий. | Регулятивные: - осуществлять пошаговый и итоговый контроль - уметь оценивать правильность выполнения действий.
Коммуникатив ные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме, - понимать на слух ответы обучающихся - осуществлять взаимный контроль. |
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе Б. Тема урока: "Обобщение знаний об имени существительном"
Урок русского языка по теме: "Обобщение знаний об имени существительном"Урок - презентация состоит из 3 частей. Каждая часть продолжение урока. Интересные виды работы. Физминутка для глаз....
Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном как части речи.
На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:личностные действия навыки сотрудничества с учителем и сверстникамимотивация к творческому труду, к работе на результат....
Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 4 классе (УМК «Планета знаний» Тема урока: Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе.)
Данный урок был проведен в 4 классе по УМК"Планета знаний"по ФГОС. Цель урока:формировать умения правописания падежных окончаний имён существительных множественного числа в...
Открытый урок по русскому языку "Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»
Данная разработка служит целью: ознакомить с обобщенным лексическим значением имени существительного; отработать грамматическое понятие «имя существительное», развивать орфографическу...
Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном как части речи.
Конспект урока русского языка во 2 классе.Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном как части речи....
Конспект открытого урока русского языка, проведённого в 4 классе на тему урока: "Упражнение в распознавании имен существительных всех трех типов склонения".
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Упражнение в распозновании имен существмтельных всех трех типов склонения". Цель урока: учиться определять склонение сцщес...
Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: "Обобщение знаний об имени существительном как части речи."
Урок для 2 класса.Обобщение знаний об имени существительном как части речи. Создать условия для совершенствования знаний об особенностях имени существительного, для отработки практических навыков в н...