рабочая программа по русскому языку 2 класс "Перспектива"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (2 класс)
рабочая программа по русскому языку 2 класс "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus_yaz_raspech.docx | 107.8 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Система учебников «Перспектива» интегрирована в единую идеологическую, дидактическую и методическую систему, помогающую учителю обеспечивать требования современного образовательного процесса, определяемые ФГОС.
Идеологической основой УМК «Перспектива» является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», направленная на формирование у подрастающего поколения системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия безопасности и процветания страны.
Дидактической основой системы учебников «Перспектива» является дидактическая система деятельностного метода (Л.Г. Петерсон), синтезирующая на основе методологического системно-деятельностного подхода неконфликтующие между собой идеи из современных концепций развивающего образования с позиций преемственности научных взглядов с традиционной школой
Основой информационно-образовательной среды для начальной школы являются
1.завершенные предметные линии системы учебников «Перспектива».Учебники эффективно дополняют рабочие и творческие тетради, словари, книги для чтения, методические рекомендации для учителей, дидактические материалы, мультимедийные приложения ; презентационные материалы для мультимедийных проекторов; программное обеспечение для интерактивной доски и др.), Интернет-поддержка
2.разработанная специальная система навигации, позволяющая ученику ориентироваться как внутри УМК, так и выходить за его рамки в поисках других источников информации.
II. Общая характеристика курса
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию. Русский язык является основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач для достижения основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе; позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Изучение орфографии и пунктуации, развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Языковой материал обеспечивает формирование первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, способствует усвоению ими норм русского литературного языка; представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание».
Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Предполагается организация проектной деятельности, которая позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную инфомацию.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. Во 2 классе — 170 ч : 34 учебных недели по 5 часов в неделю .
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты учебного предмета.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные:
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач
7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве – Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
9. Овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация иобобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою. Научатся излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Научатся активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения. Научатся договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.
13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции.
4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
6. Формирование позитивногоотношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культурыи гражданской позиции человека.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач
5.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Языковой материал представлен на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий, относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений), к фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.), а также совокупность правил, определяющих написание слов (орфографию).
Речевое общение. Текст.
- Коммуникативно-речевые умения и навыки. Практическое представление о ситуации общения с использованием образно-символических моделей: партнеры по речевому общению (собеседники), тема, цель и результат общения.
- Речевой и неречевой способы общения: наблюдения за ролью языка в общении людей, несловесные средства (интонация, жесты, мимика, выразительные движения), их значение в речевом общении.
- Общее представление об устной и письменной речи как формах общения. Из истории письменной речи. Составление высказываний с учетом цели общения,
- обстановки и ролевых отношений партнеров, реальных или воображаемых — героев произведений (по аналогии или по образцу).
- Умение воспринимать речь партнера: понимать смысл высказывания, уточнять его с помощью вопросов, находить в высказывании опорные слова (с помощью учителя), чувствовать интонацию конца предложения, конца смысловой части
- высказывания (текста).
- Умение строить высказывание в устной и письменной форме: обдумывать предстоящий ответ; отбирать необходимые языковые средства, понимать цель общения: что-то сообщить, объяснить, описать; проверять и контролировать себя (с помощью учителя).
- Совершенствование звуковой стороны речи, устранение недочетов в произношении. Развитие интереса к произносительной стороне речи на основе игр со звуками речи, чтения скороговорок и чистоговорок и наблюдения за звукописью в стихотворениях.
- Практическое овладение приемами интонационно-выразительной речи (громкость, темп и др.), умение использовать их в зависимости от ситуации и цели общения.
Текст. Общее представление о тексте (текст состоит из предложений, которые связаны по смыслу). Тема текста. Роль заглавия. Наблюдение за особенностями текстов (описание, рассуждение, повествование), их жанровым разнообразием (загадка, сказка, рассказ, стихотворение).
- Наблюдение за ролью слова в художественном тексте. Умение находить в тексте главную мысль (с помощью учителя), подбирать заглавие к тексту. Самостоятельное изложение повествовательного (или описательного) текста по заданным вопросам. Составление и запись текста по предложенному началу, серии картинок на определенную тему из жизни детей, о любимой игрушке, о летних или зимних каникулах и др.
- Составление текста делового стиля: письма, записки, объявления (с помощью учителя).
Речевой этикет. Использование формул речевого этикета
- в процессе ведения диалога. Изменение форм речевого этикета в зависимости от ситуации и цели общения (здравствуйте, привет, рады приветствовать вас и др.).
- Культура речевого общения (со взрослыми; со сверстниками при работе в парах, в коллективно-распределенной деятельности), умение слушать партнера, поддерживать диалог вопросами и репликами.
Язык в речевом общении
- Язык — главный, но не единственный помощник в общении. Роль языка, жестов, мимики, интонации в речевом общении. Элементарные сведения из истории языка. Развитие интереса к родному языку и желания его изучать; формирование умения эффективно использовать возможности языка в процессе речевого общения.
- Формирование элементарных представлений о языке как знаковой системе на основе простейших наглядно-образных моделей слов и предложений.
- Слово, его звуко-буквенная форма. Звуки и буквы, их различие. Звуки гласные и согласные, их различие. Буквы, не обозначающие звуков: ь, ъ.
- Дифференциация согласных звуков: твердые и мягкие, звонкие и глухие. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, ю, я, и, а также мягкого знака (ь) в конце и середине слова между согласными. Практическое умение писать в словах твердый знак (ъ).
- Шипящие согласные звуки (ж, ш, ч, щ); традиционное написание букв и, а, у после шипящих в сочетаниях жи — ши, ча — ща, чу — щу. Правописание слов с сочетанием букв чк, чн, щн.
- Слог. Его звуковая структура; слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. Правила переноса слов по слогам, перенос слов с буквами й, ь (майка, пальто).
- Ударение. Роль ударения в различении смысла слова (кружки — кружки, замки — замки). Ударные и безударные слоги (моря — море).
- Произношение ударных и безударных гласных звуков в слове. Обозначение на письме гласных звуков в ударных и безударных слогах. Способы их проверки.
- Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение на письме звонких и глухих согласных звуков в конце слова (дуб — дубы). Разделительный мягкий знак (ь); удвоенные согласные (класс, группа).
- Алфавит. Значение алфавита. Знание алфавитного порядка букв, алфавитные названия букв. Умение расположить слова в алфавитном порядке и пользоваться словарями, ориентируясь на алфавитное расположение букв в них.
- Различение букв по начертанию: заглавные и строчные, печатные и рукописные.
- Упражнения в звуко-буквенном анализе слов.
- Наблюдение за интонацией: мелодикой (движением голоса), темпом речи (быстрым, медленным), силой звучания голоса (громко — тихо); нахождение созвучий в окончаниях строк стихотворных произведений.
- Слово и его значение. Слово как двусторонняя единица языка. Различение в слове двух сторон: звучания слова и его значения.
- Наблюдение за номинативной функцией слова (называть предметы окружающего мира, их свойства и действия).
- Имена собственные и нарицательные, местоимения: я, ты, он, она. Заглавная буква в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.
- Практическое знакомство с синонимами и антонимами, с многозначностью слова.
- Упражнения в составлении тематических групп слов, их классификации, выделение общего компонента в их лексическом значении, нахождение слов с обобщающим значением.
- Из истории происхождения слов. Фразеологические выражения, использование их в речи. Знакомство со словарями — орфографическим и толковым.
- Состав слова. Словообразование. Первые наблюдения за строением слова на наглядно-образных моделях. Первоначальное знакомство с составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание; выделение корня слова на основе подбора однокоренных слов (с помощью учителя). Сопоставление значения и написания однокоренных слов.
- Наблюдение за единообразным написанием корней в родственных словах.
- Образование новых слов с помощью приставок; правописание приставок. Обозначение на письме безударных гласных звуков в корне слова. Обозначение на письме парных звонких и глухих согласных звуков в корне слова. Корень — смысловой центр слова.
- Слово как часть речи. Целостное представление о частях речи на основе наглядно-образных моделей; выделение в словах общего значения предметности, признака действия; сопоставление групп слов, объединенных по разным основаниям (содержательная и формально-грамматическая классификация слов).
- Имя существительное. Основные признаки. Представление о значении предметности, одушевленности и неодушевленности, вопросах существительных (кто? что?). Изменение существительных по числам. Роль имен существительных в речи.
- Глагол. Основные признаки. Выявление групп слов с общим значением действия предметов по вопросам: что делать? что делает? что делал? что сделал? Развитие умения ставить вопрос к глаголу. Изменение глаголов по числам. Роль глаголов в речи.
- Имя прилагательное. Основные признаки. Наблюдение за словами с общим значением признака предмета (цвет, форма, размер и т. п.), их группировкой по вопросам Роль прилагательных в речи.
- Предлоги. Правило написания предлогов с другими словами. Сопоставление предлогов и приставок. Наблюдение за ролью предлогов в словосочетаниях.
- Предложение. Признаки предложения, смысловая и интонационная законченность предложения. Дифференциация предложений по цели высказывания. Коммуникативная роль предложения в общении.
- Главные члены предложения. Умение определять, какой член предложения является
- подлежащим, а какой — сказуемым. Наблюдение за порядком слов в предложении. Связь слов в предложении.
- Практическое знакомство со словосочетанием (умение выделять словосочетание из предложения с помощью вопросов).
6. Календарно -тематическое планирование по русскому языку
(приложение к рабочей программе по русскому языку 2 класс УМК «Перспектива»
№ урока | Дата | Тема | Виды учебной деятельности | Домашнее задание |
Знакомство с учебником.Мир общения. Собеседники. | Уясняют нормы вежливого поведения. Определяют вид речи (устной) по жестам и мимике. | Упр.1, с. 4 | ||
Мир общения. Собеседники.История письма. | Узнают о древних способах передачи информации. Умеют записать слово с помощью рисунков. Понимают, для чего людям нужна речь. | Сост. рассказ на тему «Как я провёл лето?» | ||
Мир общения. Собеседники. Понятие орфограммы. | Правильно записывают имена собственные. Умеют проверить правильность написания слова с непроверяемым написанием. | Упр.8, с.9 | ||
Мир общения. Собеседники. Орфограммы. | Ученики понимают, для чего человеку нужно знать как можно больше слов. Самопроверка или взаимопроверка выполненного учебного задания. Формулировать понятные для партнёра высказывания | Выпис. из орфогр. словаря слова на тему: «Овощи, фрукты, ягоды» | ||
Слово, предложение и текст в речевом общении. Слово. | Знают, где можно узнать, как пишутся слова с непроверяемым написанием | Упр.16, с.13 р.т. | ||
Слово, предложение и текст в речевом общении. Тематические группы слов. | Умеют оформлять предложение на письме; формулировать понятные для партнёра высказывания Разграничивают слова и предложения. Работа с правилом «Узелки на память». Самопроверка или взаимопровер ка выполненного учебного задания | Упр.22, с.15 р. т. | ||
Слово, предложение и текст в речевом общении. Грамматические группы слов. | Сост. И запис. 3 предл. разные по цели высказ-я | |||
Слово, предложение и текст в речевом общении. Различие слова и предложения. | Разграничивают слова и предложения Умеют оформлять предложение на письме.; формулировать понятные для партнёра высказывания | Упр. 20, с.18-19 | ||
Слово, предложение и текст в речевом общении. Предложение. | Задание на карточке | |||
Слово, предложение и текст в речевом общении. Повествовательное, вопросительное и побудительное предложения. | Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Умеют определить тип предложения и прочитать его с нужной интонацией. Самопроверка или взаимопроверка выполненного учебного задания | Сост. рассказ на тему « Мои увлечения» | ||
Слово, предложение и текст в речевом общении. Восклицательные и невосклицательные предложения. | Восклицательные и невосклицательные предложения. Различают предложения по типу высказывания, умеют составлять предложения к заданной коммуникативной ситуации. Умение оформлять предложение на письме в зависимости от цели высказывания и интонации | Упр.28 с.27 | ||
Контрольный диктант. | ||||
Определять: — виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; — вид текста в зависимости от содержания. • Писать орфограммы в новых словарных словах. | ||||
Работа над ошибками. Слово, предложение и текст в речевом общении. Основные свойства текста. | Понимают, что должен отражать заголовок текста, умеют озаглавливать текст. Алгоритм оформления предложения на письме в зависимости от цели высказывания и интонации | Задание на карточке | ||
Слово, предложение и текст в речевом общении. | Сост. и запис. текст-описание | |||
Слово, предложение и текст в речевом общении. Типы текстов. | Знают три типа предложений по цели высказывания, правильно ставят знаки препинания при письме. Определяют тип текста и составляют собственные тексты различных типов; формулировать понятные для партнёра высказывания Создание шифра , оформления записи словарного слова в рисунках | Сост. и запис. текст-рассуждение | ||
Слово, предложение и текст в речевом общении. Типы текстов. | Определяют тип текста и составляют собственные тексты различных типов Прогнозируют возможное содержание и тип текста по его заглавию, по рисунку. Алгоритм оформления предложения на письме | Сост. и запис. текст-повествование | ||
17 18 | Главный помощник в общении – родной язык. Главный помощник в общении – родной язык. Закрепление. | Приходят к пониманию того, что для использования языка в речи, нужно его хорошо знать. Различение функции слова и предложения; - определение типов предложений по цели высказывания и по интонации; - выделение общих признаков текста, основных свойств и озаглавлива-ние текста; -определение типов текстов: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение; - ознакомление с основными языковыми единицами, их особенностями. | Сост. и запис. рассказ на тему: «Мой родной язык», «Как красив родной язык!» Задание на карточке | |
19 20 | Контрольная работа по разделу «Мир общения» Анализ контролной работы. | Умеют выбирать слова-приветствия в зависимости от адресата. Знают схему составления письма. Умеют определять: — виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; — различать вид текста в зависимости от содержания и обосновывать своё суждение. • Писать орфограммы в новых словарных словах. • Оформлять предложение на письме в зависимости от цели высказывания и интонации |
Раздел «Звуки и буквы. Слог. Ударение». (65 час)
21 | Гласные и согласные звуки и буквы. Различие звука и буквы. | Знают различия между звуками и буквами, умеют о них рассказать. Выделяют буквы парных и непарных согласных звуков. | Задание на карточке | |
22 | Гласные и согласные звуки. Алфавит. | Знают алфавит, правильно называют все буквы алфавита. Понимают роль алфавита . Умеют объяснить причину допущенной ошибки. Составляют план в форме вопросов, устно отвечают на эти вопросы | Упр.41, с.38 | |
23 | Гласные и согласные звуки. Словари. | Знают разницу в работе органов речи при образовании гласных и согласных звуков. Понимают роль звуков. Знают, что согласные в большей степени позволяют узнать слово. | Повторить алфавит | |
24 | Гласные и согласные звуки. Различие гласных и согласных звуков. | Понимают неоднозначность соотношения «звук-буква». Знают, что одинаковые звуки на письме могут обозначаться разными буквами. | Упр.32, с.19 р. т. | |
25 26 | Гласные и согласные звуки и буквы. Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки. Гласные и согласные звуки и буквы. Парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки. | Знают, как проверить написание буквы в слабой позиции. Разграничивают ударное и безударное написание Понимают значение правильно звучащей речи для успешного общения людей Знают о преимуществах звуко-буквенного письма | Упр.33, с.20 р.т. Упр. 29, с.18 р. т. | |
27 | Гласные и согласные звуки. Орфограмма. | Виды речи. Вспоминают соответствующие правила правописания. Умеют объяснить причину допущенной ошибки. Разграничивают ударное и безударное написание | Задание на карточке | |
28 | Гласные и согласные звуки и буквы. Звук [й’] и буква Й | Различают гласный звук [и] и согласный звук [й’]. Умеют подбирать родственные слова с буквами И и Й Совместно с учителем составляют план в форме вопросов, устно отвечают на эти вопросы | Упр.67, с.52 | |
29 | Гласные и согласные звуки и буквы. Изложение по сказке К. Ушинского "Утренние лучи". | Умеют озаглавливать рисунки. Могут объяснить, почему к тексту подходит данная пословица. Могут работать с текстом: найти окончание ответа и за-писать ответ целиком. | ||
30 | Гласные и согласные звуки и буквы. Звук [э] и буква Э | Умеют составлять рассказ по картинке и опорным словам. | Упр.42,с.24 р. т. | |
31 | Гласные и согласные звуки и буквы. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. | Умеют правильно произносить и правильно записывать слова с буквой Э. Вспоминают соответствующие правила правописания. | Упр.76, с.58 | |
32 | Гласные и согласные звуки и буквы. Мягкий знак. | На основе произношения различают твёрдые и мягкие согласные звуки. | Упр.82, с.60 | |
33 34 | Гласные и согласные звуки и буквы. Перенос слов с мягким знаком. Диктант. Гласные и согласные звуки и буквы. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. | Понимают, какую роль играет мягкий знак в слове Умеют переносить слова с мягким знаком в середине слова и на конце Разграничивают ударное и безударное написание | Упр.87, с.62 | |
35 36 | Гласные и согласные звуки и буквы. Буквы е ,ё, ю, я. Гласные и согласные звуки и буквы. Буквы е ,ё, ю, я. Закрепление. | Знают два способа обозначения мягкости согласных звуков на письме и умеют ими пользоваться. Запись слов одним учеником под диктовку другого ученика (упр.92) | Упр.55, с.30-31 р.т. Задание на карточке | |
37 | Гласные и согласные звуки и буквы. | Понимают роль твёрдых и мягких согласных в различении слова. Умеют объяснить причину допущенной ошибки. Списывание с прогностической оценкой | Упр.95, с.67 | |
38 | . Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. | Знают, что написание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ является традиционным. Читают пословицы (упр.102), объясняют их смысл, находят изучаемые на данном уроке орфограммы. Одну пословицу записывают по памяти. | Упр.58, с.33 р.т. | |
39 | Правописание буквосочетания жи-ши. | Умеют применять правило при написании слов с сочетаниями ЖИ-ШИ. Знают, как подобрать проверочное слово, если после согласных стоят другие гласные. | Упр.67, с.38 р.т. | |
40-41 | Правописание буквосочетаний ча-ща, чу-щу. Правописание буквосочетаний ча-ща, чу-щу. Закрепление. | Знают правописание слов с буквосочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Умеют подбирать проверочные слова в случаях безударного написания | Упр.105, с.73 Упр.110, с.76 | |
42 | Правописание букво-сочетаний ЧК,ЧН,ЩН. Подготовка к диктанту. | Понимают, почему буквосочетания ЧН, ЧК, ЩН пишутся без мягкого знака. Вспоминают соответствующие правила правописания. Умеют объяснить причину допущенной ошибки. | Упр.63, с.36 р. т. | |
43 | Изложение "Синичка". | С учителем составляют план в форме вопросов, отвечают на них | ||
44 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме "Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн,щн." | Умеют писать текст под диктовку. Вспоминают соответствующие правила правописания. | ||
45 | Анализ контрольного диктанта. Слог. Перенос слов. | Совместно с учителем составляют план в форме вопросов, устно отвечают на эти вопросы Умеют объяснить причину допущенной ошибки. Вспоминают соответствующие правила правописания. | Упр.74, с.42 р.т. |
46 47 | Слог. Перенос слов. Слог. Перенос слов.Закрепление. | Знают правила деления слов для переноса и умеют их применять при письме. определять вариант деления на слоги и для переноса слова, постановка ударения Разные виды группировки слов. Комментированное письмо• Выполнять перенос слова, используя правила. деление слова на слоги. Определять ударный слог. Писать слово с безударной гласной, подбирая проверочное слово. Писать орфограммы в словарных словах | Задание на карточке Упр.79, с.44 р.т. | ||
48 49 50 | Ударение. Ударение. Закрепление. Ударение. Словарный диктант. | Знают, как произносится ударный слог. Понимают, для чего нужно уметь верно ставить ударение в словах. Устный орфографический анализ. Кто больше назовет орфограмм в словах РТ 77-78• Выполнять перенос слова, используя правила. Выполнять деление слова на слоги. Определять ударный слог. | Упр.83, с.46 р.т. Упр.134, с.89 | ||
51 | Ударные и безударные гласные звуки, их обозначение на письме. | Знают, почему нужно проверять написание безударных гласных звуков в словах и как это делать. Вспоминают, как нужно проверять буквы безударных гласных звуков.. Читают сообщение.(стр.90). | Упр.141, с.93 | ||
52 53 54 55 56 57 | Правописание слов с безударными гласными. Правописание слов с безударными гласными. Закрепление. Правописание слов с безударными гласными. Закрепление изученного. Повторение. Изложение "Лев"". | Умеют подбирать проверочные слова к словам с безударным гласным, который обозначается на письме буквой Е что нужно делать для правильного написания безударного гласного звука в слове. Подбирают проверочные слова путём изменения формы числа слов – названий предметов | Упр.86, с.48 р.т. Упр.93, с.52 р.т.
Упр.150, с.98 правило с.96 Задание на карточке Упр.154, с.101 | ||
58 59 60 | Слова с непроверяемыми безударными гласными . Слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными. Закрепление изученного. Подготовка к диктанту. | Знают, как найти проверочные слова для проверки правильности написания безударных гласных. фронтальная работа с текстами упражнений, формулиров-ка вывода.: что нужно делать для правильного написания безударного гласного звука в слове Работа в паре: подбирают родственные слова для проверки написания безударной гласной (упр.143-145) Работа в паре: составить группы родственных слов, найти в группе проверочное слово. (упр.87, РТ Группировка слов по разным признакам | Упр.158, с.103 Упр.87, 88, с.49 р.т. Задание на карточке
| ||
61 | Контрольная работа №4 по теме «Безударные гласные в корне». |
62 | Звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение на письме. | Знают отличие звонких согласных от глухих согласных звуков. Определяют, по какому принципу Аня и Ваня разделили звуки на две группы. Читают сообщение Самоварова (стр.106) Наблюдают за произношением и написанием парных согласных в конце слова (упр.161-162). | Упр.162, с.107 | |
63 64 65 66 67 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Различия между звонкими и глухими согласными. Способы подбора проверочных слов. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Закрепление изученного. | Знают парные согласные звуки и умеют проверять их при письме. Работают в паре: читают текст по ролям, выписывают слова с парными согласными, подбирают проверочные слова Определяют значение правильного написания слов для понимания письменной речи | Упр.95, с.54 р.т. Упр.168, с.111 Задание на карточке Найти пословицы содерж. изуч. орфограммы Повторить изуч. правила | |
68 | Правописание парных звонких и глухих согласных в середине слова. | Знакомятся с разными способами проверки слов с изучаемой орфограммой | Упр.175, с.117 | |
69 | Закрепление изученного. | |||
70 | Правописание парных звонких и глухих согласных в конце и середине слова. | Анализируют слова с непарными звонкими и непарными глухими в конце слова. Делают вывод о том, что при письме такие согласные проверять не надо. | Задание на карточке |
71 72 73 | Слова с удвоенными согласными. Слова с удвоенными согласными. Закрепление. Закрепление изученного. | Слова, в которых не совпадает количество звуков и букв. Знакомятся ещё с одним видом таких слов – слова с удвоенными согласными. Читают сообщение Самоварова (с.120). Находят слова с изучаемой орфограммой упр.179-182. Наблюдают за смыслоразличительной ролью удвоенных согласных, выполняют упр.101 (РТ). | Упр.181, с.121
Упр.100, с.57 р.т. Упр.187, с.124 | |
74 | Непроизносимые согласные | Сравнивают написание слов грустный – грустить, сравнивают звуковые модели слов, делают вывод о едино-образном написании слов. Знакомятся с новым термином – непроизносимые согласные (стр.125). Находят непроизносимые согласных в словах (упр.189). Делают вывод о подборе проверочных слов, сверяют свои предложения (стр.126). Находят слова с непроизносимыми согласными в тексте (упр.190-191). Работают в паре: определяют, в каких словах на месте пропуска нужно вставить букву | Упр.191, с.126 | |
75 76 | Правописание слов с непроизносимыми согласными. Правописание слов с непроизносимыми согласными. | Играют в игру «Образуй словечко». Играют в игру «Выбери своё слово». Работают с текстом «Прощание с осенью» (упр.195): ищут в тексте слова-ответы на вопросы, записывают в тетрадь, подбирают и записывают проверочные слова. Играют в игру «голосуй правильно!» | Упр.109, с.62 р.т. Задание на карточке | |
77 78 79 80 | Разделительный мягкий знак Разделительный мягкий знак. Закрепление. Мягкий знак- показатель мягкости. Разделительный мягкий знак. | Выясняют функции мягкого знака в словах полёт и польёт: сравнивают звуковые составы слов. Читают сообщение Самоварова (стр.130). Сравнивают слова по написанию и произношению и слоги (упр.196-199). Читают пословицы и ищут в них слова с разделитель-ным Ь (упр.193). Читают диалог Ани и Вани (стр.131), который помогает им сделать вывод о месте написания разделительного мягкого знака (стр.131). Читают текст (упр.199), озаглавливают его, подчёркивают слова с разделительным мягким знаком. | Упр.199, с.131 Упр.116, с.6 р.т. Упр203, с.133 Напис. стих. поздравление для мамы в день рождения | |
81 | Разделительный мягкий знак. Составление поздравительного письма | Рассуждают на тему «Умеют ли дети писать письма?». Читают образец поздравительного письма (упр.208), выделяют его составные части. Включаются в беседу по обсуждению правил написания письма. Выбирают наиболее точные формулировки плана письма. Знакомятся с памяткой по написанию заключительной части письма, словами – подсказками. Самостоятельная работа: составить письмо-поздравление кому-либо из родных и друзей. | Напис. поздравительное письмо сказочному герою | |
82 | Разделительный мягкий и твёрдый знаки | Читают весёлое стихотворение из упр.209-210. Находят общую часть в словах – названиях действий, наблюдают, когда перед ней надо писать разделительный твёрдый знак, а когда не надо. Читают сообщение Самоварова (стр.138). Составляют рассказ по рисунку и опорным словам (устно, упр.211). | Задание на карточке | |
83 | Разделительный мягкий и твёрдый знаки .Написание объявления. Подготовка к диктанту. | Вступают в диалог, определяют функции объявлений. Знакомятся с текстом нового жанра – объявлением (упр.212). Работают в паре: определяют тему и составляют объявление. Заслушивают и оценивают работу своих одноклассников. Пишут словарный диктант | Написать объявления | |
84 | Контрольная работа по разделу «Звуки и буквы.». | Выполняют контрольную работу из раздела «Проверь себя»: устно отвечают на вопросы (стр.140). Пишут диктант «Ветер». | ||
85 | Анализ контрольной работы. | Анализируют ошибки, допущенные в контрольной работе. Выполняют задания на отработку написания букв безударных гласных звуков, парных согласных, буквосочетаний с шипящими согласными, с непроизносимыми согласными, на отработку навыка употребления разделительного мягкого знака |
Раздел «Слово и его значение». (20 часов)
86 87 88 89 | Что рассказало слово? Слово и его значение. Слово и его значение. Закрепление. Закрепление изученного. | Понимают, что чем лучше человек понимает значение слов, тем лучше он понимает окружающий мир. | Диалог: сколько хороших пословиц придумали люди о силе слова. Рассуждают, должен ли человек стремиться узнать как можно больше слов. Читают сообщение Самоварова, высказывание С.Маршака (стр.4). Принимают участие в игре «Кто больше?» (упр.1). Рассматривают рисунки (упр.2) и описывают с помощью слов, что на них изображено;записывают по тематическим группам. Устно работают со словами тематической группы «родство» (упр. 4). | Напис. 4 предлож. о своём домашнем питомце. Сост рассказ о своей семье Упр.118, с.7-8 Упр.12.с.13 | |
90 91 92 | Имена собственные и нарицатель ные Имена собственные и нарицатель ные. Закрепление. Закрепление изученного. | Имеют представление о различии имён собственных и нарицательных. | Читают и сравнивают слова, объясняют написание заглавной буквы, подчёркивают слова с общим значением для каждой группы слов. Уточняют свои выводы (читают сообщение Самоварова, стр.15). Знакомятся с новыми терминами – имена собственные, имена нарицательные. Участвуют в игре «Кто быстрее?» (упр.13). Составляют имена собственные по ребусам, определяют лишнее слово (упр.14). | Упр.119, с.8 р. т. Упр.121, с.9-10 Задание на карточке | |
93 94 | Слова с несколькими значениями. Слова с несколькими значениями.Закрепление. | Понимают, что переносное значение слова возникло на сходстве предметов по определённым признакам. | Отвечают на вопрос: «Может ли одно и тоже слово называть два разных предмета?» Затем рассматривают рисунки на стр. 19 (упр.23), составляют и записывают словосочетания со словом кисть. Делают вывод о многозначности слова. Рассуждают, почему называют рожь золотой? О каком человеке можно сказать, что у него золотое сердце? Приводят свои примеры употребления слова золотой. Составляют предложения с данным словом в прямом и переносном смысле. Читают стихотворение (упр.26), каждое предложение характеризуют по интонации и по цели высказывания. | Упр.27, с.20 Упр.30,с.22 | |
95 | Слова похожие, но разные (омонимы) | Знают отличие омонимов от многозначных слов. | Слушают рассказ и определяют, почему не смогли договориться мама с сыном. Анализируют слова-омонимы (упр.32), делают вывод о сходстве звуковой и графической формы слов при разнице значений. знакомятся с новым термином – омонимы (стр.25). Слушают отрывок из стихотворения А.Шибаева, находят омонимы и определяют их значение. Работают с рисунками и наглядно видят разницу в значении слов-омонимов | Задание на карточке | |
96 97 98 | Слова, близкие по значению (синонимы) Слова, близкие по значению (синонимы). Закрепление. Закрепление изученного. | работают со словами упр.34, 35 и отмечают оттенки значений слов-синонимов ( пользуются словарём синонимов и толковым словарём). Читают сообщение Самоварова (стр.27). Подбирают синонимы упр.118.РТ Понимают возможные различия слов-синонимов (по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности) | Упр.124, с.12 р. т. Упр.125, с.12 р.т. | ||
99 100 | Слова, противоположные по значению (антонимы) . Слова, противоположные по значению (антонимы). Закрепление. | Понимают роль антонимов в речи. | Принимают участие в игре «Разговор спорщиков». Формулируют тему урока. Находят слова с противоположным значением в пословицах (упр.44). Читают сообщение Самоварова и знакомятся с новым термином (стр.33). Работают со словарными статьями из «Словаря синонимов и антонимов» М.Р.Львова (упр.46). | Упр.126, с.13 р.т. Упр.127,с.14 р.т. | |
101 | Устойчивые сочетания слов | Понимают выразительные возможности фразеологических оборотов | Наблюдают за особенностями значения фразеологического оборота (упр.48). Читают сообщение о фразеологизмах (стр.37). Определяют значение фразеологизма за словом в карман не лезет. На материале упр.49 определяют, понимают ли значение фразеологизмов. Читают сообщение Совёнка (стр.38). Участвуют в игре «Когда так можно сказать?» | Задание на карточке | |
102 103 | Тематические группы слов Тематические группы слов. Подготовка к диктанту. | классифицировать слова на группы на основе лексичес-кого значения. | Работают с рисунками на стр.39: делят на тематические группы, приводят примеры каждой группы. Читают сообщение Самоварова (стр.39). Распределяют слова по заданным тематическим группам. Подбирают к группам слов слова с обобщающим значением (упр.51). | Упр.129, с.16 р.т. Упр.54, с.40 | |
104 | Контрольная работа по теме "Слово и его значение". | Усвоили материал по данному разделу. | Выполняют задания раздела «Проверь себя» с комментированием (стр.41). | ||
105 | Работа над ошибками. | Слабые позиции гласных и согласных звуков в словах, способы проверки написания Правописание имён собственных.Слова с непроверяемым написанием выразительные возможности фразеологических оборотов: соединяют фразеологические обороты и их значения. определять вариант переноса слова и обосновывать своё мнение; постановка ударения в словах (распознавать ударную и безударную гласную в слове ); деление на слоги и для переноса группировка в слов в тематические группы. |
Раздел «Состав слова». (18 часов)
106 107 | Состав слова. Как собрать и разобрать слово? Состав слова. | Знают, что такое корень слова, родственные слова. | Из чего состоят слова? Читают сообщение Самоварова (стр42) Анализируют слова (упр.53): выделяют общую часть по написанию, определяют их сходство по значению. Знакомятся с новым термином, рассуждают о роли корня для растений, проводят аналогии со словами. Читают (стр.43) | Упр.57, с.43 Упр.135, с.19 р.т. | |||
108 109 110 111 112 | Корень – главная часть слова. Однокоренные слова. Корень - главная часть слова. Правописание однокоренных слов. Правописание безударных гласных в корне слова. Однокоренные слова. | Умеют выделять корень в слове. Разграничива-ют родственные слова и слова с омоничными корнями. | Находят однокоренные слова, выделяют корень (упр.57-59 ). Наблюдают за словами с омоничными корнями. Делают вывод о различном написании слов с омоничными корнями. На примере слов вода и водитель доказывают, что не всегда одинаковая часть в написании является признаком однокоренных слов . Находят различия между однокоренными словами и словами с омоничными корнями . Самостоятельно вписывают в предложения однокоренные слова (упр.60). Ищут родственные слова и составлют предложения по вопросам на основе рисунка 9упр.61. Читают сообщение Самоварова | Задание на карточке Упр.65,с.49 Упр.139,с.21 р.т. Упр.141,с.23 р.т. Упр.74, с.56 | |||
113 114 115 | Приставка Приставка. Закрепление. Правописание приставок. | роль приставки в образовании новых слов | стр. 56-57 этимология слова приставка определяют значение приставок (упр.71).словосочетания и предложения с глаголами, имеющими приставку. | Задание на карточке Упр.144,,с.24 р.т. Упр.81,с.61 | |||
116 117 | Суффикс. Суффикс. Закрепление. | значимая часть слова | стр.61. Находят суффиксы и определяют их значение (упр.77). Определяют, могут ли одинаково звучащие суффиксы иметь разное значение (упр.80) | Упр.148,,с.27 р.т. Запис. слова с суффиксом -тель | |||
118 119 | Окончание Окончание. Подготовка к диктанту. | Роль окончания в слове | Читают сообщение Совёнка (стр. 65). Наблюдают за текстом, в котором слова употреблены с неверными окончаниями (упр.83). Читают сообщение Самоварова (стр.66), знакомятся с термином; вопрос Совёнка (стр.66), выполняют работу в паре |
Упр.146,,с.26 р.т. Повтор. изуч. правила | |||
120 | Контрольная работа по теме "Состав слова". Диктант с грамматическим заданием. | умеют выделять морфемы в слове, понимают роль каждой части слова в выражении его значения. | Выполняют задания из раздела «Проверь себя» (стр.67). Пишут контрольный диктант. Выполняют грамматические задания: а) разбирают по составу слова листики, цветочки, птички; б) находят слова с приставками; в) подбирают однокоренные слова к слову зелёный. | ||||
121 | Работа над ошибками |
Раздел «Части речи». (32 часов)
122 123 124 | Что такое части речи? Распознавание частей речи. Закрепление изученного. | Знают, что в русском языке слова делятся на группы на основе общности свойств; эти группы принято называть частями речи. | Высказывают предположения о том, что такое части речи. Анализируют языковый материал (упр.86): ищут общие свойства одинаково подчёркнутых слов (значение, вопросы). Работают в паре: выписывают слова, классифицируют вопросы, сопоставляют лексическое значение каждой группы слов. Читают сообщение Самоварова (стр.69), делают вывод, для чего надо уметь правильно выделять части речи. Работают с рисунком (стр.70), знакомятся с названиями частей речи. Распределяют слова по группам на основе общности значения и вопросов с опорой на таблицу (упр.87). Устно составляют элементарные нераспространённые предложения. | Выпис. из сказки 3 слова обоз. предмет, признак предмета, действие предмета. Задание на карточке Упр.149,,с.28 р.т. | |
125 126 | Имя существи-тельное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Имя существи-тельное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Закрепление. | Знают различия между неодушевлён-ными и одушевлён-ными именами существительными. | Читают текст (упр.93), выписывают из текста слова, отвечающие на вопрос кто? или что? Читают сообщение Самоварова (стр.77), знакомятся с новым термином. Находят неодушевлённые (упр.94) и одушевлённые (упр.95) имена существительные. Работа с текстом «Скворец» (упр.96) по заданиям учебника. Наблюдение за ролью местоимения в тексте. | Упр.101,,с.77 Упр.152,,с.30 р.т. | |
127 128 129 | Имя существи-тельное. Собственные и нарицательные имена существительные Имя существи-тельное. Собственные и нарицательные имена существительные. Закрепление. Закрепление изученного. | знают различия написании. | Определяют различия между собственными именами существительными и нарицательными. Формулируют правило написания собственных и нарицательных имён существительных, читают сообщение Самоварова (стр.81). упр.100-102 | Упр.154,,с.31 р.т. Упр.108,с.82 Упр.114,с.85 | |
130 131 | Имя существительное. Единственное и множественное число имен существительных. Имя существительное. Единственное и множественное число имен существительных. Закрепление. | Умеют определять число имён существительных, находить имена существительные нужного числа | Определяют количество предметов, выбирают слово для их названия. Высказывают предположения, чем отличаются эти имена существительные. Читают сообщение Самоварова (с.87). Находят в тексте загадок имена существительные единственного и множественного числа (упр.111). Дописывают предложения, определяют имена существительные во множественном числе (упр.112). | Упр.119,с.88 Задание на карточке | |
132 | Глагол | Имеют представление о глаголе как о части речи, активно используют глаголы в связной речи. | Участвуют в игре «Смена имени»: называют слова, которые обозначают действия (стр.91), выбирают из данных слова, обозначающие действия, ставят к ним вопрос. Подчёркивают буквы безударных гласных, выделяют корень, подбирают проверочные слова. Читают сообщение Самоварова и знакомятся с новым термином (стр.92). Учатся находить глаголы в тексте (упр.118), составляют с глаголами предложения (упр.157, РТ; упр.119), узнают предмет по его действиям (упр.156). | Упр.126, с.92 | |
133 | Глагол. Единственное и множественное число глаголов. | Осознают коммуникативную важность грамотного сочетания слов в предложении. | упр.121-122. сообщение Самоварова (стр.93). Определяют число глаголов (упр.121). Трансформируют предложения, изменяя формы числа глагола (упр.161-162, РТ). Пересказывают текст (упр.122) от лица одного человека. | Упр.130,с.94 | |
134 | Глагол. Изменение глаголов по временам. | Умеют свободно трансформировать текст, изменяя форму времени глаголов | Читают предложения, написанные на доске и определяют, к какому предложению можно добавить слово сейчас, а к какому – вчера. Участвуют в игре «Машина времени:»: читают текст (упр.123), выписывают глаголы, переводят рассказ в план прошедшего времени, проговаривают и записывают | Упр.166,с.39 р.т. | |
135 136 | Глагол. Обобщение знаний о глаголе. Закрепление изученного. | Понимают организующую роль глагола в образовании предложения. | Играют в игру:отвечать на вопросы учителя, не используя ни одного глагола. Затем отвечают на те же вопросы, используя в речи глаголы. Лучшие ответы записывают, глаголы подчёркивают. Отвечают на вопрос: «Что такое глагол?» и сверяют свои ответы «Узелками на память» (стр.96). работают над образными средствами, создаваемыми с помощью глаголов (упр.126). | Упр.170,с.42 р.т. Повтор. изуч. правила | |
137 | Проверочная работа по теме «Глагол» | могут изменять глаголы по числам и по временам. | Пишут диктант, самостоятельно проверяют написанное. Выполняют задания к тексту: а) найти в тексте глаголы и выделить их; 2) изменить глаголы так, чтобы они называли действия не нескольких предметов, а одного; 3) изменить глаголы так, чтобы они называли действие, которое происходит сейчас. | ||
138 | Имя прилагательное | представление об имени прилагательном как части речи. | ответить на вопросы, не используя слова – названия признаков предметов. Наблюдают за ролью слов-названий признаков в связном тексте (упр.128). Читают сообщение и знакомятся с новым термином (стр.99). упр.128: на какие свойства предмета могут указывать слова со значением признака. | Запис. загадку и найти имена прилагательные | |
139 | Имя прилагательное. Связь имени прилагательного с именем существительным. | Знают роль прилагательных в речи. | Находят имена прилагательные в связном тексте (упр.129). Выписывают прилагательные и устно определяют, какой именно признак называет каждое из слов. Выполняют творческое задание: сначала вспоминают загадку про арбуз, а затем придумывают свою загадку с использованием прилагательных. | Упр.174,с.44 р.т. | |
140 | Имя прилагательное. Роль имён прилагательных в речи. | число прилагатель-ных и существитель-ных в словосочета-нии совпадает. | Читают и озаглавливают текст (упр.131), определяют его главную мысль. Дописывают словосочетания прилагательными, объясняют, признак скольких предметов они указывают . Делают вывод, читают узелки на память (стр.101). Играют в игру «Превращение слов (упр.174, РТ). | Упр.177,с.47 р.т. | |
141 | Имя прилагательное. Сочинение-миниатюра «Весеннее утро». | Умеют верно согласовывать имена прилагательные с именами существительными. | определяют предмет описания (ранняя или поздняя весна, солнечное или пасмурное утро), детали описания (небо, тающий снег или первая травка и первые цветы, воздух, деревья, птицы, люди), настроение, которое должно быть передано (радость, грусть, ожидание счастья). Подбирают опорные слова, записывают на доске. | ||
142 143 144 145 | Имя прилагательное. Роль имён прилагательных в речи. Имя прилагательное. Образование имен прилагательных от имен существительных. Имя прилагательное. Роль различных частей речи в речи. Имя прилагательное. Роль различных частей речи в речи. | возможности использования слов разных частей речи в тексте. | Находят слова разных частей речи. Составляют предложения с именами прилагательными (упр.138). Читают текст (упр.173, РТ), озаглавливают его, вставляют пропущенные буквы. Играют в игру «Помощник поэта» (упр.141). Читают сказку С.Козлова «Необыкновенная весна и объясняют, какие буквы пропущены (упр.139). диалог, рассуждают, отвечая на вопрос: «Для чего нам надо хорошо знать свойства слов разных частей речи?» | Упр.178,с.47 р.т. Упр.148, с.105 Упр.181,с.49 р.т. Задание на карточке | |
146 147 | Предлог. Раздельное написание предлогов со словами. Раздельное написание предлогов со словами. | Понимают необходимость использования предлогов для связи слов в предложении. | упр.144, определяют, чего не хватает в предложении. Дополняют словосочетания предлогами Составляют словосочетания по рисункам (упр.145) и выясняют, какие слова помогли указать, где находится кот. знакомятся с развёрнутым определением предлога (стр.112). читают слова и соединяют их по смыслу с помощью предлогов (упр.147). | Задание на карточке | |
148 149 150 | Предлог. Написание предлогов и приставок. Написание предлогов и приставок. Предлог. Литературное и просторечное употребление предлогов в речи. Подготовка к диктанту. | Умеют правильно использовать предлоги в речи, знают о традиционном использовании предлогов в речи. | Сравнивают современное письмо (с раздельным написанием слов) и письмо, принятого у наших предков, когда все слова писались слитно (стр.113). Читают раздел «Для любознательных», записывают предложения так, как принято в современном языке. Делают вывод о том, какую запись читать проще. Составляют рассказ по рисунку с использованием данных предлогов (упр.183, РТ). Вспоминают, чем различаются предлоги и приставки При чтении сообщения Совёнка (стр.116), знакомятся со способом разграничения приставки и предлога. Читают «Узелки на память» (стр.118). Играют в игру, по правилам которой нужно назвать действие, направленное в обратную сторону (пошёл в магазин – вышел из магазина и т.д.). Учатся употреблять предлоги в соответствии с речевыми нормами (упр.154-155). | Упр.161, с.115 Упр.185,с.52 р.т. | |
151 | Контрольная работа по разделу «Части речи» | Знают особенности каждой части речи. Умеют определять принадлежность слова к части речи. | Работают по вопросам раздела «Проверь себя»:
| ||
152 | Работа над ошибками | Умеют назвать причины допущенных ошибок, определяют пути безошибочного письма. | Анализируют ошибки, допущенные в контрольной работе. Выясняют причины, по которым допустили ошибки, определяют необходимые действия для того, чтобы не повторить их. Вспоминают правила проверки безударных гласных, парных согласных, повторяют признаки изученных частей речи. |
Раздел «Предложение. Текст». (14 часов)
153 | Предложение. Связь слов в предложении. Типы предложений. | Представляют предложение, как цепочку связанных между собой слов. Понимают необходимость смысловой связи слов в предложении. | Представляют, что слова – это бусинки. Соединяют слова-бусинки и определяют, что у них получилось (упр.156). Собирают предложение из слов, записанных на карточках: не, пером, пишут, а, умом. Отвечают, что можно сказать главное о предложении. Уточняют свой вывод, читая «Узелки на память» (стр.123). Читают шутливое стихотворение (упр.157), определяют, в чём причина получившегося текста. Подбирают заголовок к стихотворению, устно исправляют и читают заново. Повторяют сведения о типах предложений по цели высказывания и по интонации. Объясняют, почему в тексте в конце некоторых предложений стоят вопросительный и восклицательный знаки. Упр.181-184 | Упр.188,с.55 р.т. | |
154 | Предложение. Главные члены предложения | Понимают, что главные члены предложения являются смысловой основой предложения. | Рассматривают рисунки (упр.158), составляют несколько предложений о своей семье. Рассказывают, кто в семье главный и почему. Читают сообщение Самоварова (стр.124). Составляют предложения из слов (упр.159), подчёркивают подлежащее и сказуемое. Устно рассказы о своём любимом занятии весной. Лучшие двусоставные предложения из рассказов записываются, с подчёркиванием главных членов. | Упр.191,с.57 р.т. | |
155 | Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. | роль членов предложения в выражении его смысла. | Упр 161-162 Сравнивают предложения с одинаковыми главными членами , определяют значение предложений. Сообщение Самоварова и диалог Ани и Вани (стр.126). | Упр.172,с.126 | |
156 | Предложение. Связь предложений в тексте | Умеют составлять из слов предложения, а из предложений – текст. Правильно оформляют предложения в тексте. | Определяют связь между предложениями в тексте, задавая вопросы от одного предложения к другому (упр.164). Читают сообщение (стр.128). Рассматривают графическую схему (упр.166), зрительно представляют связь слов в предложении на основе вопросов. Учатся в предложении ставить вопросы от слова к слову (упр.165), выписывают парами слова, связанные вопросами. Играют в игру «Строгий контролёр». | Задание на карточке | |
157 | Текст. | Участвуют в игре «Доскажи предложение». Составляют из слов предложения (упр.167), а затем из предложений – текст и озаглавливают его. При выборе заголовка уточняют, на что будет указывать заголовок – на тему или на основную мысль. Повторяют правила оформления предложений в тексте (упр.191, РТ). | Сост. текст-описание на тему «Первый весенний цветок». | ||
158 159 | Текст. Типы текстов. Типы текстов. | Высказывают предположения, для чего создаются тексты (по наводящим вопросам). Уточняют свои ответы, читая «Узелки на память» (стр.132). Анализируют отрывки трёх текстов об одуванчике и определяют тип текста (упр.169). Работают в паре: составляют собственные тексты разных типов в соответствии с заданной целью. Устно составляют тексты по рисункам (упр.170) и определяют тип каждого составленного текста. | Сост. текст рассуждение на тему «Почему мне нравится весна?» Сост.текст повествование (тема по выбору уч-ся) | ||
160 | Текст. Составление текстов. Записка. | Могут самостоятельно написать записку другу, взрослому человеку. | Прогнозируют тип текста по заглавию и устно составляют тексты : Моя любимая книга. Как я выбирал книгу в магазине. Почему я люблю волшебные сказки. Читают текст «Такса» (упр.171), письменно отвечают на вопросы. Читают сообщение (стр.134), знакомятся с жанром – записка. Знакомятся с образцом записки, когда пишется записка, с чего начинается и чем заканчивается. | Упр.187,с.131 | |
161 | Текст. Составление текстов. Письмо | Знают, какие элементы включает в себя письмо. Учитывают стилистические особенности письма в зависимости от адресата. Могут | Знакомятся с новым термином- эпистола, включаются в беседу по обсуждению правил написания письма. Читают письма, выбирают то, которое наиболее ярко передаёт чувства адресата, доказывают свою точку зрения. Работают в паре: выделяют в письме смысловые части, составляют план письма. Осуществляют фронтальную проверку и уточнение плана письма. Читают образцы писем, определяют стиль письма и характерные особенности. Участвуют в игре «Комплименты». Знакомятся с памяткой по написанию заключительной части письма. | Написать письмо другу | |
162 163 164 | Предложение. Текст. Приглашение. Предложение. Текст. Предложение. Текст. Подготовка к диктанту. | Знают, чем приглашение отличается от записки. Могут написать записку на заданную тему. | Вступают в беседу по обсуждению получения приглашения на праздник, концерт, день рождения и т.д. Читают образец приглашения (стр.137). Выясняют, какие общие элементы есть в приглашении, письме и записке. Находят отличия в содержании приглашения от содержания записки и письма. Работа в паре: читают две записки, сравнивают и анализируют, делают выводы. | Написать приглашение Задание на карточке Упр.195, с.60 р.т. | |
165 166 | Контрольная работа по теме «Предложение. Текст». Работа над ошибками. | Умеют определять тему текста и озаглавливать его, определяют тип текста. | Самостоятельно отвечают на вопросы раздела «Проверь себя» (стр.139). Пишут под диктовку текст, озаглавливают его. В каждом предложении подчёркивают подлежащее и сказуемое. Указывают тип текста. | ||
Обобщение знаний | 4ч | ||||
167 168 169 170 | Повторение изученного за год. Звуки и буквы. Повторение изученного за год. Слово. Состав слова. Повторение изученного за год. Части речи. Предложение. Текст. Урок - путешествие "По океану речи". | Приводят примеры, каким им представляется общение человека с природой. Читают «Разговор ветра и осинок» (упр.177), который записала И.Токмакова. Ищут слова, которые указывают на то, что ветер и осинки предстают как живые существа. Читают стихотворение по ролям. Читают стихотворение (упр.178) и «допридумывают» его содержание: Что могли бы сказать друг другу кузнечики, цветы, деревья? РТ упр 196 | Выпис. из словаря слова относящ. к тематической группе «Город». Выпис. из словаря слова относящ. к тематической группе «Школа». |
7.Описание учебно- методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса
Для учителя:
- Рабочая программа по русскому языку для 2 класса Л.Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной ,УМК «Перспектива», 2018 год
- Учебник по русскому языку для 2 класса, в 2-х частях, автор Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, изд-во «Просвещение»
Москва, 2015 год.
- Электронной приложение к учебнику русский языку для 2 класса, автор Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина,
изд-во «Просвещение», Москва, 2015 год.
- Рабочие тетради к учебнику русский языку для 2 класса, в 2-х частях, автор Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина,
изд-во «Просвещение», Москва, 2015 год.
- Тренировочные и проверочные работы по русскому языку для 2 классаС. Ю. Михайловой, УМК «Перспектива»,
изд-во «Просвещение», Москва, 2015 год.
6. Методические рекомендации для учителя к учебнику Русского языка для 2 класса.
Для учащихся:
- Учебник по русскому языку для 2 класса, в 2-х частях, автор Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, изд-во «Просвещение»
Москва, 2018 год.
- Рабочие тетради к учебнику русский языку для 2 класса, в 2-х частях, автор Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина,
изд-во «Просвещение», Москва, 2018 год.
- Тренировочные и проверочные работы по русскому языку для 2 классаС. Ю. Михайловой, УМК «Перспектива»,
изд-во «Просвещение», Москва, 2018 год.
Технические средства обучения.
1. Персональный компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
8.Требования к уровню подготовки обучающихся
Фонетика, графика, орфография
Обучающийся научится:
• понимать преимущества звукобуквенного письма;
• осознавать необходимость знания букв для передачи устной речи на письме; использовать знание алфавита;
• понимать, какова роль гласных и согласных звуков в различении слов;
• систематизировать знания о звуках и буквах русского языка, понимать различие между звуками и буквами;
• находить и объяснять расхождения в количестве звуков и букв в слове;
• передавать на письме мягкость и твердость согласных звуков (обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, ю, я, и; твёрдость — с помощью букв а, о, э, у, ы);
• разграничить две функции букв е, ё, ю, я, и: а) обозначение мягкости согласных звуков; б) обозначение двух звуков;
• правилам деления слов на слоги, определять количество слогов в слове;
• находить ударный слог в слове, понимать смыслоразличительную функцию ударения (на примере омографов);
• понимать различия между звонкими и глухими согласными звуками; понимать, почему парные звонкие и глухие согласные в конце слова являются орфограммой;
• понимать отличие алгоритма объяснения проверяемого написания букв безударных гласных звуков и парных по звонкости-глухости согласных, проверяемых и непроверяемых ударением;
• верно писать буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн, понимать, почему они носят традиционный характер и являются орфограммами;
• переносить слова по слогам в соответствии с правилами;
• правилам употребления прописной буквы;
• правильно писать слова с удвоенными согласными;
• правильно писать слова с непроизносимыми согласными;
• уметь использовать мягкий знак в качестве разделительного и как показатель мягкости согласных звуков;
• употреблять при написании слов разделительные твёрдый и мягкий знаки, объяснять разницу в употреблении разделительных твёрдого и мягкого знаков.
Обучающийся получит возможность научиться:
• различать произношение некоторых слов, характерное для литературной речи, и варианты произношения, которые встречаются в просторечии;
• понимать неоднозначность соотношения «звук-буква», объяснять случаи расхождения в написании и произношении при передаче звуков в слабых позициях (безударные гласные, парные звонкие-глухие согласные в конце слова);
• особенностям орфографического и орфоэпического словарей, понимать их назначение;
• иметь представление о единообразном написании слова.
Лексика
Обучающийся научится:
• формировать ценностное отношение к слову;
• расширять свой лексический запас словами разных тематических групп;
• иметь представление о слове как двусторонней языковой единице, имеющей материальную форму (звучание или написание) и значение;
• составлять двусторонние модели слов;
• формировать представление о понятийном (обобщающем) значении слова;
• понимать различие в функциях имён собственных и нарицательных.
Обучающийся получит возможность:
• научиться понимать назначение толкового словаря, уметь с ним работать;
• научиться понимать принцип возникновения нескольких значений у одного слова, объяснять значение многозначного слова в конкретном случае;
• углубить знания об омонимах, различать омонимы и многозначные слова;
• углубить знания о синонимах, понимать возможные различия слов-синонимов (по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности);
• научиться выбирать синонимы в зависимости от ситуации общения;
• расширить знания об антонимах, подбирать антонимы к словам разных частей речи;
• понимать выразительные возможности фразеологических оборотов, объяснять значение устойчивых оборотов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
• называть части слова;
• выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и на общность написания корней;
• разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
• выделять приставку в слове, определять значение, которое приставки привносят в слово;
• различать предлоги и приставки;
• находить суффикс в слове, определять значение, которое придает слову суффикс, и его роль в образовании новых слов;
• правильно употреблять окончание в устной и письменной речи (простейшие случаи ударного окончания);
• объяснять роль окончания для связи слов в предложении и в словосочетании.
Обучающийся получит возможность научиться:
• формировать представление о слове как объединении морфем, стоящих в определённом порядке и имеющих определённое значение;
• понимать принцип единообразного написания морфем;
• составлять слова с предложенными морфемами.
Морфология
Обучающийся научится:
• определять части речи по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам;
• понимать роль использования слов каждой части речи в произведениях словесного творчества.
Обучающийся получит возможность:
• научиться понимать грамматическую общность слов, относящихся к определённым частям речи;
• получить образное представление о языке как о чётко организованной структуре.
Имя существительное
Обучающийся научится:
• находить имена существительные в предложении по вопросу и общему значению предметности;
• определять различия между одушевлёнными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными существительными;
• осознанно употреблять заглавную букву при написании имён собственных, обобщать все известные способы употребления заглавной буквы;
• определять число имён существительных.
Обучающийся получит возможность научиться:
• верно употреблять существительные, имеющие вариативные формы окончаний (в родительном падеже множественного числа).
Глагол
Обучающийся научится:
• находить глаголы в предложении по вопросу и общему значению действия;
• определять число глаголов.
Обучающийся получит возможность научиться:
• ставить вопросы к глаголам в форме настоящего, прошедшего и будущего времени;
• на практическом уровне изменять глаголы по временам.
Имя прилагательное
Обучающийся научится:
• находить в предложении имена прилагательные по их основному грамматическому значению и по вопросу;
• определять связь имени прилагательного с именем существительным в числе;
• классифицировать имена прилагательные на основе различия в их значении.
Обучающийся получит возможность научиться:
• редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными;
• образовывать имена прилагательные от других частей речи.
Синтаксис
Предложение
Обучающийся научится:
• выделять предложение из связного текста, правильно оформлять его на письме;
• определять тип предложения по цели высказывания и по интонации.
Обучающийся получит возможность научиться:
• определять отношения между словами в предложении на основе вопроса от слова к слову;
• составлять предложения разных типов.
Текст
Обучающийся научится:
• озаглавливать текст;
• определять тему и главную мысль текста;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...