Рабочая программа по русскому языку. 3 класс.
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Брага Наталья Вениаминовна

Рабочая программа по русскому языку. 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazykrodnoy.docx51.39 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты освоения учебного предмета "Русский язык"

 в 3 классе.

Личностные результаты.

У обучающихся будет сформировано

  • осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • чувство любви к Родине, её народу, истории, культуре;
  • чувство любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
  • отстаивание внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; 
  • развитие интереса к изучению русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности; понимание необходимости учения;
  •  мотивация к творческому труду (к проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);

 Обучающийся получит возможность для формирования

  • способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентации на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
  • этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.); понимания чувств одноклассников, собеседников; сочувствия другим людям, сопереживания (в радости, горе и др.).
  • ответственности за свои поступки, за произнесённую в общении речь;
  • своих эмоций и чувств, их контроля, умения определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувствам радости и горя;
  • развития чувства прекрасного через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
  • умения ориентироваться на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
  • представления о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
  • планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
  • учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
  • оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
  • понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
  • использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
  • воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
  • анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из их частей;
  • овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
  • ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
  • осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
  • осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
  • составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
  • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
  • участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
  • учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
  • оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

  Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

Развитие речи

Обучающийся 3 класса научится:

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
  • применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
  • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
  • строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
  • понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
  • понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
  • восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
  • распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
  • замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
  • знакомство с жанрами объявления, письма;
  • строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

Обучающийся 3 класса получит возможность научиться:

  • определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
  • составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
  • использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
  • находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся  3 класса научится:

  • характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
  • определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
  • осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
  • использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
  • применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.

Обучающийся 3 класса получит возможность научиться:

  • осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
  • оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
  • соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
  • пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).

Лексика

Обучающийся 3 класса научится:

  • находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
  • наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
  • иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
  • иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
  • наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
  • распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся  3 класса получит возможность научиться:

  • осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
  • замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
  • оценивать уместность использования слов в тексте;
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
  • размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
  • приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся 3 класса научится:

  • владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
  • различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
  • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
  • выделять нулевое окончание;
  • подбирать слова с заданной морфемой;
  • образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.

Обучающийся  3 класса получит возможность научиться:

  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;
  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
  • осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
  • наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
  • разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.

Морфология

Обучающийся 3 класса научится:

  •  распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
  • распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
  • распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
  • распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
  • распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
  • узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
  • устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
  • узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
  • подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.

Обучающийся 3 класса получит возможность научиться:

  • производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
  • наблюдать над словообразованием частей речи;
  • замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Обучающийся  3 класса научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;
  • выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
  • определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
  • различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
  • устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
  • различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
  • отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
  • разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.

Обучающийся  3 класса получит возможность научиться:

  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
  • выделять в предложении основу и словосочетания;
  • находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
  • опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

Обучающийся 3 класса научится:

  • применять ранее изученные правила правописания, а также:
  • непроизносимые согласные;
  • разделительный твёрдый знак (ъ);
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
  • безударные родовые окончания имён прилагательных;
  • раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
  • раздельное написание частицы не с глаголами;
  • подбирать примеры с определённой орфограммой;
  • обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
  • определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
  • применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
  • безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
  • писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
  • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся  3 класса получит возможность научиться

применять правила правописания:

  • соединительные о, и, е в сложных словах (самолёт, вездеход);
  • е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
  • запятая при обращении;
  • запятая между частями в сложном предложении;
  • безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
  • при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).

Содержание учебного предмета-170 часов.

Язык и речь (2 ч)

Наша речь и наш язык (2ч)

Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)

Текст (2ч)

Предложение (1ч)

Виды предложений по цели высказывания и по интонации (2ч)

Предложения с обращением (1ч)

Состав предложения (4ч)

Простое и сложное предложение (2ч)

Словосочетание (2ч)

                                      Слово в языке и речи (19 ч)

Лексическое значение слова (2ч)

Омонимы (1ч)

Слово и словосочетание (1ч)

Фразеологизмы (2ч)

Части речи. (Обобщение и уточнение представлений) (3ч)  

Имя числительное (2ч)

Однокоренные слова (1ч)

Слово и слог. Звуки и буквы (7ч)

 

Состав слова  (45 ч)

Корень слова (4ч)

Формы слова. Окончание (2ч)

Приставки (3ч)

Суффикс (3ч)

Основа слова (1ч)

Обобщение знаний о составе слова (4ч)

Правописание частей слова (29ч)

Общее представление о правописании в знач. частях слова (1ч)

Правописание слов с безударными гласными в корне (4 ч)

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне (4 ч)

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне (4 ч)

Правописание слов с удвоенными согласными (3 ч)

Правописание  суффиксов  и  приставок (5 ч)

Правописание  приставок  и  предлогов (2 ч)

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) (5 ч)

Части речи (76 ч)

Части речи (повторение и углубление представлений) (2 ч)

Имя существительное (30 ч)

 Повторение и углубление представлений (6 ч)

Число имён существительных (2 ч)

Род имён существительных: мужской, женский, средний  (7 ч)  

Падеж имён существительных (11 ч)

Все падежи (обобщение знаний об имени существительном) (4 ч)

Имя прилагательное (18 ч)

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном (2ч)

Текст-описание (2 ч)

Род имён прилагательных (3ч )

Число имён прилагательных (3 ч)  

Падеж   имён   прилагательных   (общее представление) (2 ч)

Обобщение знаний об имени прилагательном (6 ч)

Местоимение  (5  ч)

Глагол (21 ч)

Повторение и углубление представлений о глаголе (4 ч)

Начальная форма глагола. Глагольные вопросы что делать?  и что сделать? (2 ч)

Число глаголов (2 ч)

Времена глагола (5 ч)

Род глаголов в прошедшем времени (2 ч)

Правописание частицы НЕ с глаголами (2 ч)  

Обобщение знаний о глаголе (4 ч)  

Повторение  (14 ч)

Тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

1

Язык и речь

2ч.

2

Текст. Предложение. Словосочетание.

14ч.

3.

Слово в языке и речи

19ч.

4

Состав слова

45ч.

5

Части речи

76ч.

6

Повторение

14ч.


Календарно-тематическое планирование по русскому языку  3 класс (170 ч)

п/п

Тема урока

Дата планируемая

Дата фактическая

Язык и речь (2 ч)

1

Виды речи. Её назначение.

* Особенности устного выступления.

2

2

Речь – отражение культуры человека.

Р.р. Составление текста по рисунку.

 * Особенности устного выступления.

Проверь себя!

3

Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)

3

Что такое текст?

*Создание текстов-повествований о путешествии по городам.

4

4

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение.

5

5

Предложение. (повторение и углубление представлений)

*Создание текстов-повествований об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.

6

6

Виды предложений по цели высказывания.

Р.р. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины. К.Е Маковский «Дети, бегущие от грозы»

9

7

Виды предложений по интонации.

*Особенности устного выступления.

10

8

Работа над ошибками. Предложение с обращением.

Р.р. Составление предложений по рисунку.

11

9

Главные и второстепенные члены предложения.

12

10

Распространённые и нераспространённые члены предложения.

*Создание текстов-повествований об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.

13

11

Разбор предложения по членам.

16

12

Входной контрольный диктант

17

13

Работа над ошибками.

Простое и сложное предложение. Общее представление.

*Редактирование предложенного текста.

18

14

Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении.

*Создание текстов-повествований об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.

19

15

Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слова.  

Р.р. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень»

20

16

Проверочная работа по теме «Предложение»

23

Слово в языке и речи (19 ч)

17

Работа над ошибками. Лексическое значение слов.

*Редактирование предложенного текста.

24

18

Антонимы и синонимы.

*Слова, связанные с особенностями мировосприятия и  отношений между людьми.

25

19

Омонимы. Общее представление. Работа со словарём омонимов.

*Слова, связанные с особенностями мировосприятия и  отношений между людьми.

26

20

Слово и словосочетание.

*Слова, связанные с особенностями мировосприятия и  отношений между людьми.

27

21

Значение и использование фразеологизмов.

*Слова, связанные с особенностями мировосприятия и  отношений между людьми.

30

22

Роль фразеологизмов в речи. Работа со словарём фразеологизмов.

Р.р. Обучающее изложение текста. Осенняя ёлочка.

* Слова, называющие природные явления и растения.

1

23

Части речи и их значение.

2

24

Части речи.

Р.р. Составление предложений и текста по репродукции картины И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды».

* Слова, называющие природные явления и растения.

3

25

Части речи.

4

26

Имя числительное. Общее представление.

7

27

Контрольное списывание № 1 по теме «Слово и его лексическое значение»

8

28

Работа над ошибками. Обобщение и уточнение знаний об однокоренных словах.

*Редактирование предложенного текста.

9

29

Гласные звуки и буквы для их обозначения.

10

30

Гласные звуки и буквы для их обозначения.

11

31

Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с ударными сочетаниями жи- ши, ча – ща, чу – щу и безударными гласными в корне.

32

Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными.

33

Разделительный ь знак.  

34

Правописание слов с разделительным ь знаком. Р.р. Обучающее изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану и вопросам текста.

35

Проверь себя.

Проект «Рассказ о слове»

*Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации.

Состав слова (45 ч)

36

Работа над ошибками. Корень слова.

37

Как найти в слове корень?  Чередование согласных.

38

Сложные слова.

39

Контрольный диктант за I четверть.

40

Работа над ошибками.

Что такое окончание?

41

Как найти в слове окончание.

*Как правильно произносить слова.

42

Что такое приставка?

43

Как найти в слове приставку.

44

Значение приставок.

45

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

46

Значения суффиксов.

*Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры.

47

Образование слов с помощью суффиксов и приставок.

Р.р. Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова « В голубом просторе»

48

Основа слова.

49

Разбор слова по составу. стр.97-98 Проверь себя.

Проект  «Семья слов»

50

Р.р. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов.

*Как правильно произносить слова.

51

 Контрольный диктант по теме «Состав слова»

52

Работа над ошибками. Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

53

Правописание безударных гласных в корне слова.

54

Правописание безударных гласных в корне слова.

*Создание текстов-повествований о путешествии по городам.

55

Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне. Страничка для любознательных. Следы старославянского языка в речи.

*Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры.

56

Правописание безударных гласных в корне слова.

Р.р. Обучающее изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану.

57

Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными.

58

Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными.

59

Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными.

*Слова, называющие занятия людей.

60

Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласных.

*Создание текстов-повествований об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.

61

Р.р. Сочинение по рисунку.

* Слова, называющие природные явления и растения.

62

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

63

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

64

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

*Создание текстов-повествований о путешествии по городам.

65

 Правописание слов с удвоенными согласными.

66

 Правописание слов с удвоенными согласными.

67

Р.р. Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка»

*Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения.

68

Правописание приставок и суффиксов.

69

Правописание суффиксов ик – ек, -ок

*Многообразие суффиксов.

70

 Комплексная работа за 1 полугодие

71

 Правописание гласных и согласных в приставках

72

Контрольный диктант по теме «Правописание слов с изученными орфограммами» за 2 четверть

73

Работа над ошибками.

Правописание приставок и предлогов.

*Редактирование предложенного текста.

74

Упражнения в правописании приставок  и предлогов.

*Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения.

75

Правописание слов с разделительным ъ знаком.

76

Упражнения в правописании слов с разделительным ъ знаком.

77

Упражнения в правописании слов с разделительным ъ знаком.

*Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации.

78

Правописание слов с разделительным  ъ знаком  Р.р. Составление объявления.

79

Р.р. Изложение по самостоятельно составленному плану.

80

Проект «Составляем орфографический словарь»

Части речи (76 ч)

81

Части речи. (повторение и углубление представлений)

82

Р.р. Работа с текстом. Письмо по памяти.

83

Значение и употребление имён существительных в речи.

*Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры.

84

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

85

Представление об устаревших словах.

*Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации.

86

Р.р. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.

87

Собственные и нарицательные имена существительные.

88

Проект «Тайна имени»

89

Изменение имён существительных по числам.

*Слова, называющие музыкальные инструменты.

90

Имена существительные, имеющие форму одного числа.

*Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

91

Р.р. Работа с текстом. Письмо по памяти.

*Русские эпитеты и сравнения: уточнение значений, наблюдения за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

92

Род имён существительных.

*Специфика грамматических категорий русского языка.

93

Упражнение в определении, рода имен существительных в  косвенных падежах.

*Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных.

94

Имена существительные, которые могут быть употреблены  и как сущ. женского и мужского рода.

*Специфика грамматических категорий русского языка.

95

Мягкий знак  после шипящих в конце имён  существительных женского рода.

96

Упражнения в написание ь знака после шипящих.

 Р.р. Подробное изложение повествовательного текста.

97

Контрольный  диктант по теме «Имя существительное»

98

Работа над ошибками. Изменение имён существительных по падежам.

*Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

99

Упражнение в склонении имён существительных и распознавании падежей.

*Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных.

100

Упражнение в склонении имён существительных.

*Русские эпитеты и сравнения.

101

Несклоняемые имена существительные.  

Р.р. Составление рассказа по репродукции картины Билибина «Иван царевич и лягушка квакушка»

102

Именительный падеж имён существительных.

103

Родительный падеж имён существительных.

*Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

104

Дательный падеж имён существительных.

105

Винительный падеж имён существительных.

*Образование предложно-падежных форм имен существительных.

106

Упражнение в различении изученных падежей имён существительных.( родительный и винительный)

107

Творительный падеж имён существительных.

108

Предложный падеж имён существительных.

*Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации.

109

Р.р. Контрольное изложение повествовательного текста по собственному плану.

*Русские эпитеты и сравнения.

110

Работа над ошибками.

Обобщение знаний о падежах имён существительных. Морфологический разбор имени существительного.

*Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

111

Контрольный диктант по теме «Имя существительное. Изменение по падежам»

112

Работа над ошибками. Проект «Зимняя страничка» стр. 60-61

Р.р. Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы».

*Редактирование предложенного текста.

113

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном.

114

Связь имён прилагательных с именем существительным.

*Словоизменение отдельных форм множественного числа имен прилагательных.

115

Роль имён прилагательных в тексте. Художественное и научное описание. Общее представление.

*Словоизменение отдельных форм множественного числа имен прилагательных.

116  

Р.р. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь»

117

Изменение имён прилагательных по родам.

118

Изменение имён прилагательным по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

*Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации.

119

Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

*Проект «Откуда в русском языке эта фамилия».

120

Изменение имён прилагательных по числам.

*Проект «Откуда в русском языке эта фамилия».

121

Изменение имён прилагательных по числам.

122

Р.р. Составление текста – описания о животном по личным наблюдениям.

123

Изменение имён прилагательных по падежам. Общее представление.

*Существительные, имеющие только форму единственного или только множественного числа.

124

Упражнение в определении падежей имён прилагательных.

125

Обобщение знаний об имени прилагательном

126

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

127

Работа над ошибками.

Обобщение знаний об имени прилагательном.

*Редактирование предложенного текста.

128

Обобщение знаний об имени прилагательном.

129

 Р.р. Составление сочинения отзыва по репродукции картины В.А. Серова  «Девочка с персиками».

130

 Проект «Имена прилагательные в загадках»

КСД

131

Личные местоимения. Общее представление.

132

Личные местоимения. Общее представление.

*Проект «История моего имени и фамилии»

133

Личные местоимения 3-го лица. Изменение по родам.

*Проект «История моего имени и фамилии»

134

Обобщение знаний о местоимении. Морфологический разбор.

Р.р. Составление письма.

135

Контрольное списывание по теме «Местоимение»

136

Повторение и углубление представлений о глаголе.

*Совершенствование навыков орфографического оформления текста.

137

Упражнение в определении лексического значения глаголов.

138

Упражнение в распознавании глаголов среди других слов.

139

 Р.р. Составление текста по сюжетным рисункам.

*Языковые особенности народных и литературных сказок.

140

Глагол в начальной (неопределенной)  форме.

141

Упражнение в распознавании глаголов в неопределённой форме.

142

Число глаголов. Изменение глаголов по числам.

143

Упражнение в различии глаголов ед. и мн. числа. Р.р. Составление текста из деформированных слов и предложений.

*Совершенствование навыков орфографического оформления текста.

144

Времена глагола.

145

Упражнение в определении времени глагола.

146

Упражнение в определении времени глагола.

*Совершенствование навыков орфографического оформления текста.

147

Изменение глаголов по временам.

148

Р.р. Подробное изложение повествовательного  текста.

149

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам.

150

Упражнение в определении рода глаголов в прошедшем времени.

151

НЕ с глаголами.

152

НЕ с глаголами. Морфологический разбор глаголов.

*Совершенствование навыков орфографического оформления текста.

153

Обобщение знаний о глаголе.

154

Контрольный диктант  по теме «Глагол»

155

Работа над ошибками.

Обобщение знаний о глаголе.

*Редактирование предложенного текста.

156

 Обобщение знаний о глаголе. Проверь себя.

Повторение (14 ч)

157

Части речи.

158

Р.р. Конференция «Части речи в русском языке»

Обобщение знаний о частях речи.

*Языковые особенности пословиц, притч, загадок.

159

Текст.

Р.р. Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

160

Имя прилагательное.

161

Имя прилагательное.

162

Глагол.

163

Глагол. Морфологический разбор.

164

Упражнение в правописание частей слова

165

Итоговый контрольный диктант за 3 класс.

166

Работа над ошибками.

Упражнение в правописание частей слова.

*Редактирование предложенного текста.

167

Текст. Тема текста. Части текста.

*Резерв.

168

Текст. Тема текста. Части текста.

*Резерв.

169

Повторение изученного.

*Резерв.

170

Урок-игра «Знатоки русского языка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...