русский язык
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана в соответствии с:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г №279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. основе программы под редакцией В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого (Концепция и программы для начальных классов УМК «ШКОЛА РОССИИ» М.: Просвещение, 2010г)
- Федеральный государственный образовательный стандарт http://минобрнауки.рф/documents/336
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 01.03.2019) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Базисный учебный план общеобразовательного учреждения (МОУ Сужинская СОШ)
- Положение о рабочей программе педагога МОУ Сужинская СОШ
Общая характеристика учебного предмета
Учебно-методический комплект по русскому языку (программа, учебник, методическое пособие) направлен на осуществление языкового образования и развития младших школьников, необходимого и достаточного для дальнейшего обучения детей русскому языку в средней школе.
В программе и учебниках реализован коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированный подходы к обучению детей родному языку. Курс русского языка включает три основных раздела: «Текст», «Предложение», «Слово».
Основные содержательные линии
Цели обучения:
1. Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь)
2. Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.
3. Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся.
4. Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом.
Одной из форм организации наблюдений ученика над языковым материалом является диалог ученика и автора, диалог ученика и учителя. Важно сделать ученика участником наблюдений над языком, заинтересовать новой темой.
Основная часть уроков по русскому языку посвящена упражнениям различного вида и форм: это упражнения, говорение, произношение слов, грамматический разбор слов, использование таблиц, схем, рисунков, материалов форзацев учебника. Существенное значение придаётся развитию связной речи учащихся в её устной и письменной форме.
Место предмета в учебном плане.
Уроки русского языка в 4 классе рассчитаны на 3 часа в неделю. Общее количество часов составило 102часа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ИТОГАМ ОБУЧЕНИЯ В 4 КЛАССЕ
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих личностных результатов:
· становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
· принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;
· осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
· восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
· понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
· развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
· осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
· уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
· понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
· развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;
· развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»;
· развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
· развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др., к работе на результат;
· установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
· принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
· учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
· планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
· выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
· выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
· адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
· понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
· уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
· записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);
· ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
· использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;
· овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
· осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видеосопровождение и графическое сопровождение;
· осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные
Обучающийся получит возможность для формирования коммуникативных УУД:
· уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;
· ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
· понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
· строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
· признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
· стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
· уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
· строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
· активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
· применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих предметных результатов:
• первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
• осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
• представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
• позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
• понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры;
• овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме материала изучаемого курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней;
• приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах и средствах, и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
• освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
• овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме материала изучаемого курса);
• овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.
К концу 4 класса обучающиеся должны знать:
· изученные части речи, их признаки и определения; однородные члены предложения, их признаки.
Обучающиеся должны уметь:
· орфографически и каллиграфически правильно списывать, и писать под диктовку текст (70—85 слов), включающий все изученные орфограммы по программе начальной школы; проверять написанное;
· производить звукобуквенный разбор слов типа школьный, сливки, народ, ружьё, ель, морковь;
· производить разбор по составу (находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс) слов типа позвонить, смелость, лимонный, подсказка, заморский, пообедали;
· производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, число, род (в 3-м лице единственного числа) местоимений;
· производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами;
· определять тему текста, его основную мысль, автором прямо не сформулированную, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, составлять план текста;
· определять тип текста (повествование, описание, рассуждение); использовать эти типы текстов в речи;
· писать изложение и сочинение (60—75 слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя;
· в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Основное содержание 4 класс
· Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи (136ч)
· Вспоминаем, повторяем, изучаем (32 ч)
· Язык и речь (1 ч). Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
· Текст (3 ч). Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).
· Предложение (12 ч). Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).
· Составление предложений с обращением.
· Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
· Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.
· Разбор предложения по членам предложения.
· Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.
· Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
· Слово и его лексическое значение (8 ч). Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.
· Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.
· Части речи (6 ч). Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).
· Состав слова (3 ч). Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звукобуквенного анализа с привлечением слов более сложного слогозвуковогосостава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.
· Части речи (94ч)
· Имя существительное (32 ч)
Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.
· Имя прилагательное (23 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.
· Местоимение (7 ч)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.
· Глагол (32 ч)
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тсяв возвратных глаголах в 3-м лице и -тьсяв возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).
· Связная речь
Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.
Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).
Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.
Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.
Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.
· Повторение изученного (10ч)
Чистописание
Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости.
Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.
Слова с непроверяемыми написаниями
Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, километр, командир, комбайн, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель,. прекрасный, путешествие, расстояние, салют, самолёт. сверкать, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка. слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.
Календарно- тематическое планирование уроков русского языка
№ | Название темы (раздела) | По плану | По факту | Примечания |
Знакомство с учебником «Русский язык» (4 класс). Наша речь и наш язык. |
|
|
| |
Текст и его план. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль. |
|
|
| |
Подробное изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану. |
|
|
| |
Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания. НРК Составление предложений о природе родного края. |
|
|
| |
Предложения с обращением. Знаки препинания в предложениях с обращением. |
|
|
| |
Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. |
|
|
| |
Работа над ошибками. Изложение "Воробей". |
|
|
| |
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления. |
|
|
| |
Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами. |
|
|
| |
Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень». НРК Восстановление деформированного текста "Край, в котором я живу" |
|
|
| |
Простые и сложные предложения. |
|
|
| |
Простое предложение с однородными членами и сложное предложение. |
|
|
| |
Работа над ошибками, допущенными в изложении. НРК Деформированный текст "Моя семья. Мой дом." |
|
|
| |
Синонимы. Антонимы. Омонимы. НРК Пословицы и поговорки бурят. |
|
|
| |
Фразеологизмы. НРК Бурятские загадки. |
|
|
| |
Состав слова. Значимые части слова. Роль окончаний в слове. Разбор слова по составу. |
|
|
| |
Состав слова. Приставки и суффиксы. |
|
|
| |
Правописание гласных и согласных в корне слова. |
|
|
| |
Правописание слов с разделительными твёрдым (ь) и мягким (ь) знаками. |
|
|
| |
НРК Письменное изложение повествовательного текста "Голомянка". |
|
|
| |
Работа над ошибками, допущенными в изложении. Части речи (повторение). |
|
|
| |
Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия. |
|
|
| |
Наречие как часть речи. |
|
|
| |
Образование наречий. |
|
|
| |
Контрольный диктант №2 (с грамматическим заданием) |
|
|
| |
Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Изменение по падежам имён существительных. |
|
|
| |
Признаки падежных форм имён существительных. |
|
|
| |
Различение имён существительных, употреблённых в дательном, винительном, творительном падежах. |
|
|
| |
Три склонения имён существительных. 1 -е склонение имён существительных. |
|
|
| |
Падежные окончания имён существительных 1-го склонения. |
|
|
| |
Падежные окончания имён существительных 2-го склонения. НРК Деформированный текст "Байкал- жемчужина России". |
|
|
| |
3-е склонение имён существительных. Признаки имён существительных 3-го склонения. |
|
|
| |
Падежные окончания имён существительных 3-го склонения. |
|
|
| |
Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Обобщение знаний об именах существительных трёх склонений. |
|
|
| |
Именительный и винительный падежи имён существительных. |
|
|
| |
Падежные окончания имён существительных в родительном падеже. |
|
|
| |
Падежные окончания имён существительных в дательном падеже. НРК Красота природы родного края. |
|
|
| |
Падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах. |
|
|
| |
Падежные окончания имён существительных в творительном падеже. Сочинение по картине. |
|
|
| |
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в предложном падеже. |
|
|
| |
Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. |
|
|
| |
Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. |
|
|
| |
Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Морфологический разбор имени существительного как части речи. |
|
|
| |
Склонение имён существительных во множественном числе. Падежные окончания имён существительных множественного числа в именительном падеже. |
|
|
| |
Падежные окончания имён существительных множественного числа в родительном падеже. |
|
|
| |
НРК Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану "Заповедный край". |
|
|
| |
Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. |
|
|
| |
Повторение и обобщение знаний по разделу «Имя существительное». |
|
|
| |
Значение и употребление имён прилагательных в речи. Словообразование имён прилагательных. Число имён прилагательных. |
|
|
| |
Род имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам (в единственном числе). Правописание родовых окончаний имён прилагательных. |
|
|
| |
Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка». |
|
|
| |
Общее представление о склонении имён прилагательных мужского и среднего рода и их падежных окончаниях. |
|
|
| |
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Родительный падеж. |
|
|
| |
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Дательный падеж. |
|
|
| |
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Родительный и винительный падежи. |
|
|
| |
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Творительный и предложный падежи. |
|
|
| |
Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. НРК История моей семьи |
|
|
| |
Общее представление о склонении имён прилагательных женского рода и их падежных окончаниях. Именительный и винительный падежи. |
|
|
| |
Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Родительный, дательный, творительный, предложный падежи. НРК Язык и традиционная культура бурят. |
|
|
| |
Правописание имён прилагательных женского рода в Р.п, Д.п., Т.п и П.п, а также имён прилагательных м.р и с.р в единственном числе, отвечающих на вопрос какой? в И.п и В.п. |
|
|
| |
Правописание имён прилагательных во множественном числе. |
|
|
| |
Склонение имён прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи. |
|
|
| |
Склонение имён прилагательных во множественном числе. Родительный и предложный падежи. НРК Выборочный диктант с использованием текстов о животных Бурятии. |
|
|
| |
Подробное изложение повествовательного текста. |
|
|
| |
Обобщение по разделу «Имя прилагательное». НРК Составление текста "Масленица". |
|
|
| |
Контрольный диктант №4 |
|
|
| |
Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. |
|
|
| |
Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица. |
|
|
| |
Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений. |
|
|
| |
Правописание местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа. Изменение по падежам |
|
|
| |
Правописание личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. |
|
|
| |
Р/р Письмо по памяти сравнительного описательного текста. |
|
|
| |
Проверочная работа. Составление поздравительной открытки ко Дню 8 Марта. |
|
|
| |
Грамматические признаки глагола. Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее). |
|
|
| |
Неопределённая форма глагола. |
|
|
| |
Неопределённая форма глагола. Образование временных форм от глаголов в неопределённой форме. |
|
|
| |
Неопределённая форма глагола. Работа над ошибками, допущенными в изложении. |
|
|
| |
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Формы лица и числа глаголов. |
|
|
| |
2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. |
|
|
| |
Обобщение по изученным темам о глаголе. Работа над ошибками, допущенными в сочинении. |
|
|
| |
1 и II спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени. |
|
|
| |
1 и II спряжение глаголов. Личные окончания глаголов 1 и II спряжения. |
|
|
| |
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. |
|
|
| |
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. |
|
|
| |
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. |
|
|
| |
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями (обобщение). Проверочная работа. |
|
|
| |
Возвратные глаголы (общее представление). |
|
|
| |
Правописание возвратных глаголов. Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах. |
|
|
| |
Сочинение по сюжетным рисункам. |
|
|
| |
Правописание глаголов в настоящем и будущем времени Морфологический разбор глагола. |
|
|
| |
Правописание глаголов в прошедшем времени. НРК Беседа "Бурятские обряды и традиции". |
|
|
| |
Обобщение по теме «Глагол». Морфологический разбор глагола как части речи. |
|
|
| |
Контрольный диктант №5. НРК "Баргузинский заповедник" |
|
|
| |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте и при выполнении грамматического задания |
|
|
| |
Подробное (или сжатое) изложение повествовательного текста. |
|
|
| |
Текст. |
|
|
| |
97. | Предложение и словосочетание. |
|
|
|
98. | Лексическое значение слова. Сочинение по репродукции картины И. И. Шишкина «Рожь». |
|
|
|
99. | Правописание орфограмм в значимых частях слова. |
|
|
|
Части речи. |
|
|
| |
Звуки и буквы. Сжатое изложение текста «Сурхарбан». НРК |
|
|
| |
Повторение и обобщение. |
|
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
русский язык | 49.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана в соответствии с:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г №279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- основе программы под редакцией В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого (Концепция и программы для начальных классов УМК «ШКОЛА РОССИИ» М.: Просвещение, 2010г)
- Федеральный государственный образовательный стандарт http://минобрнауки.рф/documents/336
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 01.03.2019) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Базисный учебный план общеобразовательного учреждения (МОУ Сужинская СОШ)
- Положение о рабочей программе педагога МОУ Сужинская СОШ
Общая характеристика учебного предмета
Учебно-методический комплект по русскому языку (программа, учебник, методическое пособие) направлен на осуществление языкового образования и развития младших школьников, необходимого и достаточного для дальнейшего обучения детей русскому языку в средней школе.
В программе и учебниках реализован коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированный подходы к обучению детей родному языку. Курс русского языка включает три основных раздела: «Текст», «Предложение», «Слово».
Основные содержательные линии
Цели обучения:
- Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь)
- Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.
- Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся.
- Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом.
Одной из форм организации наблюдений ученика над языковым материалом является диалог ученика и автора, диалог ученика и учителя. Важно сделать ученика участником наблюдений над языком, заинтересовать новой темой.
Основная часть уроков по русскому языку посвящена упражнениям различного вида и форм: это упражнения, говорение, произношение слов, грамматический разбор слов, использование таблиц, схем, рисунков, материалов форзацев учебника. Существенное значение придаётся развитию связной речи учащихся в её устной и письменной форме.
Место предмета в учебном плане.
Уроки русского языка в 4 классе рассчитаны на 3 часа в неделю. Общее количество часов составило 102 часа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ИТОГАМ ОБУЧЕНИЯ В 4 КЛАССЕ
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих личностных результатов:
- становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;
- осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
- восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
- развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;
- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»;
- развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
- развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др., к работе на результат;
- установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
- принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
- уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);
- ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
- использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;
- овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видеосопровождение и графическое сопровождение;
- осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Обучающийся получит возможность для формирования коммуникативных УУД:
- уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;
- ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
- строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
- строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
- активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения. Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих предметных результатов:
- первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
- представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
- понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры;
- овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме материала изучаемого курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней;
- приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах и средствах, и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
- освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме материала изучаемого курса);
- овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.
К концу 4 класса обучающиеся должны знать:
- изученные части речи, их признаки и определения; однородные члены предложения, их признаки.
Обучающиеся должны уметь:
- орфографически и каллиграфически правильно списывать, и писать под диктовку текст (70—85 слов), включающий все изученные орфограммы по программе начальной школы; проверять написанное;
- производить звукобуквенный разбор слов типа школьный, сливки, народ, ружьё, ель, морковь;
- производить разбор по составу (находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс) слов типа позвонить, смелость, лимонный, подсказка, заморский, пообедали;
- производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, число, род (в 3-м лице единственного числа) местоимений;
- производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами;
- определять тему текста, его основную мысль, автором прямо не сформулированную, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, составлять план текста;
- определять тип текста (повествование, описание, рассуждение); использовать эти типы текстов в речи;
- писать изложение и сочинение (60—75 слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя;
- в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Основное содержание 4 класс
- Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи (136ч)
- Вспоминаем, повторяем, изучаем (32 ч)
- Язык и речь (1 ч). Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
- Текст (3 ч). Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).
- Предложение (12 ч). Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).
- Составление предложений с обращением.
- Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
- Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.
- Разбор предложения по членам предложения.
- Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.
- Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
- Слово и его лексическое значение (8 ч). Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.
- Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.
- Части речи (6 ч). Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).
- Состав слова (3 ч). Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звукобуквенного анализа с привлечением слов более сложного слогозвукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.
- Части речи (94ч)
- Имя существительное (32 ч)
Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.
- Имя прилагательное (23 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.
- Местоимение (7 ч)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.
- Глагол (32 ч)
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).
- Связная речь
Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.
Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).
Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.
Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.
Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.
- Повторение изученного (10ч)
Чистописание
Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости.
Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.
Слова с непроверяемыми написаниями
Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, километр, командир, комбайн, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель,. прекрасный, путешествие, расстояние, салют, самолёт. сверкать, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка. слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.
Календарно- тематическое планирование уроков русского языка
№ | Название темы (раздела) | По плану | По факту | Примечания |
Знакомство с учебником «Русский язык» (4 класс). Наша речь и наш язык. | ||||
Текст и его план. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль. | ||||
Подробное изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану. | ||||
Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания. НРК Составление предложений о природе родного края. | ||||
Предложения с обращением. Знаки препинания в предложениях с обращением. | ||||
Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. | ||||
Работа над ошибками. Изложение "Воробей". | ||||
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления. | ||||
Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами. | ||||
Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень». НРК Восстановление деформированного текста "Край, в котором я живу" | ||||
Простые и сложные предложения. | ||||
Простое предложение с однородными членами и сложное предложение. | ||||
Работа над ошибками, допущенными в изложении. НРК Деформированный текст "Моя семья. Мой дом." | ||||
Синонимы. Антонимы. Омонимы. НРК Пословицы и поговорки бурят. | ||||
Фразеологизмы. НРК Бурятские загадки. | ||||
Состав слова. Значимые части слова. Роль окончаний в слове. Разбор слова по составу. | ||||
Состав слова. Приставки и суффиксы. | ||||
Правописание гласных и согласных в корне слова. | ||||
Правописание слов с разделительными твёрдым (ь) и мягким (ь) знаками. | ||||
НРК Письменное изложение повествовательного текста "Голомянка". | ||||
Работа над ошибками, допущенными в изложении. Части речи (повторение). | ||||
Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия. | ||||
Наречие как часть речи. | ||||
Образование наречий. | ||||
Контрольный диктант №2 (с грамматическим заданием) | ||||
Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Изменение по падежам имён существительных. | ||||
Признаки падежных форм имён существительных. | ||||
Различение имён существительных, употреблённых в дательном, винительном, творительном падежах. | ||||
Три склонения имён существительных. 1 -е склонение имён существительных. | ||||
Падежные окончания имён существительных 1-го склонения. | ||||
Падежные окончания имён существительных 2-го склонения. НРК Деформированный текст "Байкал- жемчужина России". | ||||
3-е склонение имён существительных. Признаки имён существительных 3-го склонения. | ||||
Падежные окончания имён существительных 3-го склонения. | ||||
Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Обобщение знаний об именах существительных трёх склонений. | ||||
Именительный и винительный падежи имён существительных. | ||||
Падежные окончания имён существительных в родительном падеже. | ||||
Падежные окончания имён существительных в дательном падеже. НРК Красота природы родного края. | ||||
Падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах. | ||||
Падежные окончания имён существительных в творительном падеже. Сочинение по картине. | ||||
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в предложном падеже. | ||||
Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. | ||||
Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. | ||||
Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Морфологический разбор имени существительного как части речи. | ||||
Склонение имён существительных во множественном числе. Падежные окончания имён существительных множественного числа в именительном падеже. | ||||
Падежные окончания имён существительных множественного числа в родительном падеже. | ||||
НРК Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану "Заповедный край". | ||||
Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. | ||||
Повторение и обобщение знаний по разделу «Имя существительное». | ||||
Значение и употребление имён прилагательных в речи. Словообразование имён прилагательных. Число имён прилагательных. | ||||
Род имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам (в единственном числе). Правописание родовых окончаний имён прилагательных. | ||||
Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка». | ||||
Общее представление о склонении имён прилагательных мужского и среднего рода и их падежных окончаниях. | ||||
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Родительный падеж. | ||||
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Дательный падеж. | ||||
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Родительный и винительный падежи. | ||||
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Творительный и предложный падежи. | ||||
Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. НРК История моей семьи | ||||
Общее представление о склонении имён прилагательных женского рода и их падежных окончаниях. Именительный и винительный падежи. | ||||
Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Родительный, дательный, творительный, предложный падежи. НРК Язык и традиционная культура бурят. | ||||
Правописание имён прилагательных женского рода в Р.п, Д.п., Т.п и П.п, а также имён прилагательных м.р и с.р в единственном числе, отвечающих на вопрос какой? в И.п и В.п. | ||||
Правописание имён прилагательных во множественном числе. | ||||
Склонение имён прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи. | ||||
Склонение имён прилагательных во множественном числе. Родительный и предложный падежи. НРК Выборочный диктант с использованием текстов о животных Бурятии. | ||||
Подробное изложение повествовательного текста. | ||||
Обобщение по разделу «Имя прилагательное». НРК Составление текста "Масленица". | ||||
Контрольный диктант №4 | ||||
Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. | ||||
Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица. | ||||
Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений. | ||||
Правописание местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа. Изменение по падежам | ||||
Правописание личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. | ||||
Р/р Письмо по памяти сравнительного описательного текста. | ||||
Проверочная работа. Составление поздравительной открытки ко Дню 8 Марта. | ||||
Грамматические признаки глагола. Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее). | ||||
Неопределённая форма глагола. | ||||
Неопределённая форма глагола. Образование временных форм от глаголов в неопределённой форме. | ||||
Неопределённая форма глагола. Работа над ошибками, допущенными в изложении. | ||||
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Формы лица и числа глаголов. | ||||
2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. | ||||
Обобщение по изученным темам о глаголе. Работа над ошибками, допущенными в сочинении. | ||||
1 и II спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени. | ||||
1 и II спряжение глаголов. Личные окончания глаголов 1 и II спряжения. | ||||
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | ||||
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | ||||
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | ||||
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями (обобщение). Проверочная работа. | ||||
Возвратные глаголы (общее представление). | ||||
Правописание возвратных глаголов. Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах. | ||||
Сочинение по сюжетным рисункам. | ||||
Правописание глаголов в настоящем и будущем времени Морфологический разбор глагола. | ||||
Правописание глаголов в прошедшем времени. НРК Беседа "Бурятские обряды и традиции". | ||||
Обобщение по теме «Глагол». Морфологический разбор глагола как части речи. | ||||
Контрольный диктант №5. НРК "Баргузинский заповедник" | ||||
Работа над ошибками, допущенными в диктанте и при выполнении грамматического задания | ||||
Подробное (или сжатое) изложение повествовательного текста. | ||||
Текст. | ||||
Предложение и словосочетание. | ||||
Лексическое значение слова. Сочинение по репродукции картины И. И. Шишкина «Рожь». | ||||
Правописание орфограмм в значимых частях слова. | ||||
Части речи. | ||||
Звуки и буквы. Сжатое изложение текста «Сурхарбан». НРК | ||||
Повторение и обобщение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....