Методическая разработка "Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Незнакомый знакомый русский язык» (направление «общеинтеллектуальное») 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности, расчитанная на 1 год обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neznakomyi_znakomyi_russkii_yazyk.docx35.63 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 538
с углубленным изучением информационных технологий
Кировского района Санкт-Петербурга

(ГБОУ СОШ №538 с углубленным изучением информационных технологий
Кировского района Санкт-Петербурга)

«ПРИНЯТА»

Решением педагогического совета

ГБОУ СОШ № 538

Кировского района Санкт-Петербурга

от «25» мая 2019 года

Протокол № 9

«УТВЕРЖДЕНА»

приказом № 47

от «27» мая 2019 года

Директор ГБОУ СОШ №538

Кировского района Санкт-Петербурга

___________Т.А. Огородова

РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

 «Незнакомый знакомый русский язык»

(направление «общеинтеллектуальное»)

4 класс

Возраст учащихся: 9 - 10 лет

Составитель

Чубарова Александра Михайловна

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2019-2020

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена Чубаровой А.М. на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 396 от 06 октября 2009 г.) (далее – стандарт); в соответствии с Федеральным Законом №273-ФЗ «Об образовании» (п.6 ст.28.); СанПин 2.4.2821-10,  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373

Изучение программы общеинтеллектуального направления проходит в рамках внеурочной деятельности.

  1. Цель и задачи программы

Цель: формирование у учащихся интереса и любви к русскому языку, развитие способностей к сотрудничеству, общекультурной компетентности, развитие интеллектуального и творческого потенциала детей на основе выполнения грамматических заданий.

Задачи программы:

Образовательные:

  1. формирование умений и знаний в области морфологии и синтаксиса,
  2. формирование грамотного письма и устной речи,
  3. повторение, закрепление изученных правил русского языка, пропедевтика курса средней школы.

Воспитательные:

  1. создание условий для развития творческих и коммуникативных возможностей,
  2. формирование познавательных способностей обучающихся,
  3. развитие навыков командной работы,

Развивающие:

  1. развивать внимание, скорость реакции, умение найти продуктивный способ решения поставленной задачи
  2. развивать самостоятельность, активность, творческий потенциал учащихся;
  3. развивать интеллектуальный и творческий потенциал личности, развивать логическое мышление,
  4. развивать у школьника умение выделять главное, применять синтез и анализ при решении грамматических задач,
  5. прививать любовь к изучению русского языка,
  6. развивать эрудицию, повышать общий культурный уровень,

  1. Формы проведения занятий и формы контроля

Формы проведения занятий:

  • беседы,
  • практические занятия
  • учебно-исследовательские работы,
  • проекты,
  • игры

 При выборе тем для работы объединения учитываются интересы и возраст учащихся, решение общеучебных и воспитательных задач дополнительного образования.

Формы контроля:

  • взаимопроверка,
  • самостоятельная работа,
  • защита проектов и презентаций.     

  1. Режим занятий

Программа рассчитана на 1 год (34 часа в год, продолжительность занятия 35 минут). Курс изучения программы рассчитан на обучающихся 4-х классов.

  1. Результаты освоения учащимися курса внеурочной деятельности

Занятия дают возможность достичь личностных результатов:

  1. осознание лексического богатства и эстетической ценности русского языка,
  2. готовность и способность к саморазвитию
  3. формирование коммуникативной компетентности в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  4. формирование познавательной и информационной культуры, развитие навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;
  5. развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п. )

Метапредметными результатами освоения программы являются:

  1. овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности, искать средства для их реализации,
  2. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  3. умение извлекать информацию из различных источников;
  4. умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные,
  5. умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определенной сложности,
  6. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий,
  7. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

 Предметными результатами освоения являются:

  1. формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России,
  2. сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры,
  3. умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач,
  4. овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Личностными результатами освоения являются:

  1. уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим,
  2. потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
  3. готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей учащегося;
  4. готовность к социальному поведению,
  5. умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

Содержание учебного курса

  1. Введение. 

Организационное занятие, рассказывающее в игровой форме о курсе «Незнакомый знакомый русский язык»

  1. «Иностранцы» в русском языке. 

Раскрывается понятие терминов «грамматика», «синтаксис», «морфология», «орфография», «пунктуация»; учащиеся учатся находить взаимосвязи между разделами русского языка, определять их значение для овладения грамотной устной и письменной речью; учащиеся учатся находить и понимать взаимозависимость синтаксиса и пунктуации, наблюдают, как постановка знаков препинания влияют на структуру речи.

  1. Раскрасим мир словами.  

Третья часть курса направлена на развитее речи, умение составлять тексты-описания на заданную тему. Учащиеся получают возможность проанализировать роль частей речи в создании образного повествования, использование синонимичных форм и словообразования в качестве инструмента создания выразительного текста.

Особое внимание уделяется составлению сложных предложений с использованием союзов, оформление сложных предложений знаками препинания.

Учащиеся отрабатывают правильное употребление личных местоимений в косвенных падежах, замену имен существительных личными местоимениями.

Отрабатывается передача интонации на письме при создании текста-описания.

 

  1. Федот, да не тот.  

Учащиеся учатся различать части слова с подобным написанием:

  • неизменяемые существительные, не имеющие окончания,
  • существительные на -ия, -ие, -ий

Наблюдают за изменением лексического значения глагола с разными приставками, учатся отличать часть корня от приставки (улыбаться – убегать).

Рассматривают случаи употребления «ь» как показателя формы слова.

Учатся различать части речи при переходе слов из одной части речи в другую (мороженое, рабочий и т. д.)

Учатся определять положение обращения в предложении и выделять его знаками.

Получают представление об использовании многоточия, тире и дефиса.

  1. Займемся черчением.

Учащиеся практикуются в умении графически изображать простое и сложное предложение – чертить схемы предложения и указывать в них союзы, соединяющие части простых предложений в составе сложного, графическое выделение служебных частей речи.

Тематическое планирование, 4-й класс (34ч.)

Раздел, тема

Количество часов

1

Введение

1

2

«Иностранцы» в русском языке

6

3

Раскрасим мир словами

11

4

Федот, да не тот

10

5

Займемся черчением

6

Всего

34

           

Календарно-тематическое планирование курса

«Незнакомый знакомый русский язык», 4 класс

№ п/п

Дата проведения

Тема

Кол-во часов

Примечание

План

Факт

Раздел 1. Введение (1 ч.)

1

"Введение" (1 час). Организационное занятие. Т.Б., игра "Угадай слово".

1

"Иностранцы" в русском языке. (6 часов)

2

Знакомьтесь, госпожа Грамматика!

1

3

«Орфо», «графо», «морфо» и «логос».

1

4

Сестры Орфография и Морфология.

1

5

Осторожно, синтаксис!

1

6

Стоп, впереди «пунктум»!

1

7

Обобщение изученного по теме.

1

Раскрасим мир словами (11 часов).

8

Вместо красок возьмем синонимы. Яркие существительные.

1

9

Рыцарь глагол и его верные приставки.

1

10

Прилагательное - главный инструмент художника слова.

1

11

И в службу, и в дружбу. Самостоятельные и служебные части речи.

1

12

Вредные местоимения. Правильное употребление личных местоимений.

1

13

Ожерелье из слов. От слова к словосочетанию, от словосочетания к предложению, от предложения к тексту.

1

14

Как нарисовать интонацию?

1

15

Рисуем осенний пейзаж. Сочинение - описание.

1

16

Конкурс на лучший рисунок словами.

1

17

Рисуем портрет без красок и карандашей.

1

18

Знакомство с книгой С. Лавровой "Замок графа Орфографа, или Удивительные приключения с орфографическими правилами". Выполнение творческого задания.

1

Федот, да не тот (10 часов)

19

Никакое я вам не окончание! Неизменяемые существительные.

1

20

Не притворяйся приставкой!

1

21-23

Не совсем мягкий знак. Ь как показатель формы.

3

24

Не хочу быть существительным, хочу быть прилагательным! Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие.

1

25

Почему точек целых три? Предложения с обращением.

1

26

Черточка длинная, черточка короткая… А какая разница?

1

27

Знакомство с книгой Ф. Кривина "Карманная школа". Выполнение творческого задания.

1

28

Обобщающий урок. Игра "Угадай меня под маской".

1

Займемся черчением! (6 часов)

29

Простое и сложное предложение, схемы.

1

30-31

Простое, но не легкое. Сложное, но не тяжелое.

2

32

Нарисуем круг от руки. Обозначение союзов в сложных предложениях.

1

33

Разрешите обратиться?

1

34

Заключительное занятие "Как мы с русским языком в прятки играли".

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" 3 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" для 3 класса разработана с целью развития логического и алгоритмического мышления обучающихся.  Особое значение ...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мы исследователи" для учащихся 3-4 классов

Программа курса внеурочной деятельности «Мы исследователи" предназначена для обучающихся 3- 4 классов, интересующихся исследовательской деятельностью.        Она явл...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Клуб путешественников» для обучающихся 1-4 классов

Содержание курса предназначено для расширения и углубления знаний младших школьников по физической географии материков и океанов через призму страноведческого характера (ознакомление с историей, полит...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Как хорошо уметь читать" 1-4 классы

Разработана программа по курсу внеурочной деятельности "Как хорошо уметь читать" 1-4 классы...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Шахматная школа" для обучающихся 1-4 классов

Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлен...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "В гостях у сказки" для 4 класса

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для 4 класса "В гостях у сказки" направления-духовно-нравственного содержит пояснительную записку, УУД, календарно-тематический план на 201...