Методическая разработка "Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Незнакомый знакомый русский язык» (направление «общеинтеллектуальное») 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности, расчитанная на 1 год обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neznakomyi_znakomyi_russkii_yazyk.docx | 35.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 538
с углубленным изучением информационных технологий
Кировского района Санкт-Петербурга
(ГБОУ СОШ №538 с углубленным изучением информационных технологий
Кировского района Санкт-Петербурга)
«ПРИНЯТА» Решением педагогического совета ГБОУ СОШ № 538 Кировского района Санкт-Петербурга от «25» мая 2019 года Протокол № 9 | «УТВЕРЖДЕНА» приказом № 47 от «27» мая 2019 года Директор ГБОУ СОШ №538 Кировского района Санкт-Петербурга ___________Т.А. Огородова |
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Незнакомый знакомый русский язык»
(направление «общеинтеллектуальное»)
4 класс
Возраст учащихся: 9 - 10 лет
Составитель
Чубарова Александра Михайловна
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2019-2020
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена Чубаровой А.М. на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 396 от 06 октября 2009 г.) (далее – стандарт); в соответствии с Федеральным Законом №273-ФЗ «Об образовании» (п.6 ст.28.); СанПин 2.4.2821-10, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373
Изучение программы общеинтеллектуального направления проходит в рамках внеурочной деятельности.
- Цель и задачи программы
Цель: формирование у учащихся интереса и любви к русскому языку, развитие способностей к сотрудничеству, общекультурной компетентности, развитие интеллектуального и творческого потенциала детей на основе выполнения грамматических заданий.
Задачи программы:
Образовательные:
- формирование умений и знаний в области морфологии и синтаксиса,
- формирование грамотного письма и устной речи,
- повторение, закрепление изученных правил русского языка, пропедевтика курса средней школы.
Воспитательные:
- создание условий для развития творческих и коммуникативных возможностей,
- формирование познавательных способностей обучающихся,
- развитие навыков командной работы,
Развивающие:
- развивать внимание, скорость реакции, умение найти продуктивный способ решения поставленной задачи
- развивать самостоятельность, активность, творческий потенциал учащихся;
- развивать интеллектуальный и творческий потенциал личности, развивать логическое мышление,
- развивать у школьника умение выделять главное, применять синтез и анализ при решении грамматических задач,
- прививать любовь к изучению русского языка,
- развивать эрудицию, повышать общий культурный уровень,
- Формы проведения занятий и формы контроля
Формы проведения занятий:
- беседы,
- практические занятия
- учебно-исследовательские работы,
- проекты,
- игры
При выборе тем для работы объединения учитываются интересы и возраст учащихся, решение общеучебных и воспитательных задач дополнительного образования.
Формы контроля:
- взаимопроверка,
- самостоятельная работа,
- защита проектов и презентаций.
- Режим занятий
Программа рассчитана на 1 год (34 часа в год, продолжительность занятия 35 минут). Курс изучения программы рассчитан на обучающихся 4-х классов.
- Результаты освоения учащимися курса внеурочной деятельности
Занятия дают возможность достичь личностных результатов:
- осознание лексического богатства и эстетической ценности русского языка,
- готовность и способность к саморазвитию
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование познавательной и информационной культуры, развитие навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;
- развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п. )
Метапредметными результатами освоения программы являются:
- овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности, искать средства для их реализации,
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение извлекать информацию из различных источников;
- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные,
- умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определенной сложности,
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий,
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Предметными результатами освоения являются:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России,
- сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры,
- умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач,
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Личностными результатами освоения являются:
- уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим,
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
- готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей учащегося;
- готовность к социальному поведению,
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
Содержание учебного курса
- Введение.
Организационное занятие, рассказывающее в игровой форме о курсе «Незнакомый знакомый русский язык»
- «Иностранцы» в русском языке.
Раскрывается понятие терминов «грамматика», «синтаксис», «морфология», «орфография», «пунктуация»; учащиеся учатся находить взаимосвязи между разделами русского языка, определять их значение для овладения грамотной устной и письменной речью; учащиеся учатся находить и понимать взаимозависимость синтаксиса и пунктуации, наблюдают, как постановка знаков препинания влияют на структуру речи.
- Раскрасим мир словами.
Третья часть курса направлена на развитее речи, умение составлять тексты-описания на заданную тему. Учащиеся получают возможность проанализировать роль частей речи в создании образного повествования, использование синонимичных форм и словообразования в качестве инструмента создания выразительного текста.
Особое внимание уделяется составлению сложных предложений с использованием союзов, оформление сложных предложений знаками препинания.
Учащиеся отрабатывают правильное употребление личных местоимений в косвенных падежах, замену имен существительных личными местоимениями.
Отрабатывается передача интонации на письме при создании текста-описания.
- Федот, да не тот.
Учащиеся учатся различать части слова с подобным написанием:
- неизменяемые существительные, не имеющие окончания,
- существительные на -ия, -ие, -ий
Наблюдают за изменением лексического значения глагола с разными приставками, учатся отличать часть корня от приставки (улыбаться – убегать).
Рассматривают случаи употребления «ь» как показателя формы слова.
Учатся различать части речи при переходе слов из одной части речи в другую (мороженое, рабочий и т. д.)
Учатся определять положение обращения в предложении и выделять его знаками.
Получают представление об использовании многоточия, тире и дефиса.
- Займемся черчением.
Учащиеся практикуются в умении графически изображать простое и сложное предложение – чертить схемы предложения и указывать в них союзы, соединяющие части простых предложений в составе сложного, графическое выделение служебных частей речи.
Тематическое планирование, 4-й класс (34ч.)
№ | Раздел, тема | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | «Иностранцы» в русском языке | 6 |
3 | Раскрасим мир словами | 11 |
4 | Федот, да не тот | 10 |
5 | Займемся черчением | 6 |
Всего | 34 |
Календарно-тематическое планирование курса
«Незнакомый знакомый русский язык», 4 класс
№ п/п | Дата проведения | Тема | Кол-во часов | Примечание | |
План | Факт | ||||
Раздел 1. Введение (1 ч.) | |||||
1 | "Введение" (1 час). Организационное занятие. Т.Б., игра "Угадай слово". | 1 | |||
"Иностранцы" в русском языке. (6 часов) | |||||
2 | Знакомьтесь, госпожа Грамматика! | 1 | |||
3 | «Орфо», «графо», «морфо» и «логос». | 1 | |||
4 | Сестры Орфография и Морфология. | 1 | |||
5 | Осторожно, синтаксис! | 1 | |||
6 | Стоп, впереди «пунктум»! | 1 | |||
7 | Обобщение изученного по теме. | 1 | |||
Раскрасим мир словами (11 часов). | |||||
8 | Вместо красок возьмем синонимы. Яркие существительные. | 1 | |||
9 | Рыцарь глагол и его верные приставки. | 1 | |||
10 | Прилагательное - главный инструмент художника слова. | 1 | |||
11 | И в службу, и в дружбу. Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | |||
12 | Вредные местоимения. Правильное употребление личных местоимений. | 1 | |||
13 | Ожерелье из слов. От слова к словосочетанию, от словосочетания к предложению, от предложения к тексту. | 1 | |||
14 | Как нарисовать интонацию? | 1 | |||
15 | Рисуем осенний пейзаж. Сочинение - описание. | 1 | |||
16 | Конкурс на лучший рисунок словами. | 1 | |||
17 | Рисуем портрет без красок и карандашей. | 1 | |||
18 | Знакомство с книгой С. Лавровой "Замок графа Орфографа, или Удивительные приключения с орфографическими правилами". Выполнение творческого задания. | 1 | |||
Федот, да не тот (10 часов) | |||||
19 | Никакое я вам не окончание! Неизменяемые существительные. | 1 | |||
20 | Не притворяйся приставкой! | 1 | |||
21-23 | Не совсем мягкий знак. Ь как показатель формы. | 3 | |||
24 | Не хочу быть существительным, хочу быть прилагательным! Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие. | 1 | |||
25 | Почему точек целых три? Предложения с обращением. | 1 | |||
26 | Черточка длинная, черточка короткая… А какая разница? | 1 | |||
27 | Знакомство с книгой Ф. Кривина "Карманная школа". Выполнение творческого задания. | 1 | |||
28 | Обобщающий урок. Игра "Угадай меня под маской". | 1 | |||
Займемся черчением! (6 часов) | |||||
29 | Простое и сложное предложение, схемы. | 1 | |||
30-31 | Простое, но не легкое. Сложное, но не тяжелое. | 2 | |||
32 | Нарисуем круг от руки. Обозначение союзов в сложных предложениях. | 1 | |||
33 | Разрешите обратиться? | 1 | |||
34 | Заключительное занятие "Как мы с русским языком в прятки играли". | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" 3 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" для 3 класса разработана с целью развития логического и алгоритмического мышления обучающихся. Особое значение ...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мы исследователи" для учащихся 3-4 классов
Программа курса внеурочной деятельности «Мы исследователи" предназначена для обучающихся 3- 4 классов, интересующихся исследовательской деятельностью. Она явл...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Клуб путешественников» для обучающихся 1-4 классов
Содержание курса предназначено для расширения и углубления знаний младших школьников по физической географии материков и океанов через призму страноведческого характера (ознакомление с историей, полит...
Программа по курсу внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Подвижные игры» 2 класс
Внеурочная деятельность...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Как хорошо уметь читать" 1-4 классы
Разработана программа по курсу внеурочной деятельности "Как хорошо уметь читать" 1-4 классы...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Шахматная школа" для обучающихся 1-4 классов
Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлен...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "В гостях у сказки" для 4 класса
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для 4 класса "В гостях у сказки" направления-духовно-нравственного содержит пояснительную записку, УУД, календарно-тематический план на 201...