Задания и упражнения для отработки произношения твердых и мягких согласных
консультация по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

МУЗАФАРОВА КУЛЯШ МОЛДАБАЕВНА

Задания и упражнения
для отработки произношения
твердых и мягких согласных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tverdye_i_myagkie.docx239.13 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ ОТРАБОТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ
ТВЕРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ

1. Назови гласные звуки первого ряда; второго ряда. Как образуются гласные второго ряда?

Гласные звуки

Звук

Схема

Рот

Губы

А

Раскрыт на 2 пальца

Свободно раскрыты

О

Раскрыт на 1 палец

Округлены

Э

Раскрыт на 1 палец

Растянуты

У

Неплотно закрыт

Вытянуты трубочкой

Ы

Неплотно закрыт

Растянуты в улыбку

И

Неплотно закрыт

Растянуты в улыбку

Гласные буквы второго ряда

Буква

Произне-
сение  

Рот (при произнесении
второго элемента)

Губы (при произнесении
второго элемента)

Я

Й + А

Раскрыт на 2 пальца

Свободно раскрыты

Ё

Й + О

Раскрыт на 1 палец

Округлены

Е

Й + Э

Раскрыт на 1 палец

Растянуты

Ю

Й + У

Неплотно закрыт

Вытянуты трубочкой

2. Составь слоги. Придумай слова с этими слогами.

                                              

                                         

                                         

                                         

                                         

                                         

                                         

             

3. Игра с перекидыванием мяча.

Взрослый называет слоги с гласными первого ряда, ребёнок отвечает ему слогом с тем же согласным звуком и гласной второго ряда. Затем взрослый и ребёнок меняются ролями.

4. Прочитай слоги:

5. Расскажи стихотворение.

БУКВА-КАПЛЯ

Нарисуем мягкий знак

Нежно капелькой,

Вот так: ь.

Букву капелька смягчит –

Слово мягко прозвучит.

                        В. Степанов

* * *

Мягкий знак – хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома УГОЛ

Превратился сразу в УГОЛЬ

Без пожара, просто так?

Это сделал мягкий знак.

Сделать нам не так уж трудно,

Чтоб на МЕЛЬ не село судно:

Мягкий знак перечеркнуть –

И свободен водный путь.

Корабли, плывите смело!

Стала МЕЛЬ кусочком МЕЛА.

                        Е. Измайлов

6. Объясни, чем отличаются слова в парах:

угол – уголь                                шест – шесть

мел – мель                                хор – хорь

стал – сталь                                мыл – мыль

ел – ель                                        цел – цель

лез – лезь                                        вес – весь

брат – брать                                кров – кровь

кон – конь                                был – быль

плакат – плакать                        пыл – пыль

7. Вставь букву «Я»:

Кат__                        Вал__                вол__

пр__ник                        п__тка                м__тый

в__нут                        в__лый                м__со

Ол__                        Ал__                        овс__нка

п__тна                        Кол__                Зо__

вс__кий                        л__мка                сл__коть

8. Вставь букву «Ё»:

Ал__на                        с__ла                        кост__р

п__с                        по__м                кл__н

бр__вна                        с__мга                н__с

Л__ва                        ков__р                ов__с

т__с                        сл__зы                св__кла

пл__тка                        ор__л                л__д

в__дра                        м__д                        р__в

ут__нок                        кл__ст                ув__л

тел__нок                        козл__нок                 порос__нок

9. Вставь букву «Е»:

м__тка                        сл__д                м__б__ль

л__с                        в__рба                в__рблюд

кл__тка                        в__тка                д__ла

в__ра                        с__тка                кам__нь

в__с                        т__сто                с__л

пл__д                        м__сто                л__б__дь

р__пка                        м__х                        вороб__й

з__бра                        в__ла                        солов__й

в__ны                        м__л                        м__ра

10. Вставь букву «Ю»:

сал__т                        л__ди                пл__шка

кл__ч                        р__шка                кл__нул

кл__ква                        кл__вы                бр__ква

Л__ба                        бр__ки                тр__к

пл__с                        кр__к                кр__чок

сл__да                        Н__ра                спл__

бл__да                        из__м                кл__чик

ут__г                        л__к                        пл__щ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исправление нарушений письменной речи.Применение таблицы « Твердые и мягкие согласные» при изучении данного раздела на логопедических занятиях в коррекционной школе VIII вида .

У умственно отсталых детей в результате органического поражения коры головного мозга происходит нарушение восприя­тия, памяти, внимания нарушается деятельность различных а...

Конспект группового логопедического занятия на тему: Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.

Конспект группового логопедического занятия. Тема: Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.Он ориентирован на...

Дистанционное обучение. Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

Помощник по русскому языку. 1 класс. Дистанционное обучение для болеющих и отстающих учеников....

Твердые и мягкие согласные звуки. Буквы для обозначения твердых и мягких согласных звуков. Смыслоразличительная роль согласных звуков 1 класс УМК Школа России

Вспомогательная презентация к уроку русского языка в 1 классе УМК Школа РоссииЗадачи: Способствовать формированию знаний о твёрдости-мягкости согласных звуков, их смыслоразличительной роли в слов...

Урок русского языка во 2 классе "Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме"

Конспект урока русского языка во 2 классе "Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме". Урок закрепления изученного  материала.Цели урока: Ор...

ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ.ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ С ПОМОЩЬЮ ГЛАСНЫХ 2 РЯДА.

научить обозначению мягкости согласных на письме с помощью гласных 2 рядаформировать умение различать на слух твердые и мягкие фонемырасширить словарный запас существительных и глаголов по теме «...