Урок русского языка во 2 классе "Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Конспект урока русского языка во 2 классе "Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме". Урок закрепления изученного материала.
Цели урока:
Организовать работу по закреплению умения различать твердые и мягкие согласные звуки и буквы, которыми они обозначаются на письме. Повторить способы обозначения мягких согласных звуков на письме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока русского языка во 2 классе | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока : Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.
Цели урока:
1. Организовать работу по закреплению умения различать твердые и мягкие согласные звуки и буквы, которыми они обозначаются на письме.
2. Повторить способы обозначения мягких согласных звуков на письме
3. Повторить умение проводить звуковой анализ слов.
4. Проводить работу по изучению зимних изменений в неживой и живой природе.
5. Организовать работу в паре и в группе.
6. Активизировать работу детей на всех этапах урока (составление слов, пословиц, разбиение слов на группы, синквейн)
7. Дать возможность оценить свою деятельность на уроке в письменной и устной форме (с помощью смайликов)
Будут формироваться УУД: Метапредметные
Познавательные:
-создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать сравнивать выделять главное;
-содействовать развитию умения наблюдать исследовать;
-формировать умения формулировать ответы на вопросы учителя;
-формировать умения поиска существенной информации в текстах учебника, из примеров, имевших место в личном опыте,
Регулятивные:
- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;
-содействовать развитию осуществлять самоконтроль, самооценку;
- адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества чтения и правильности ответов.
Коммуникативные:
- содействовать развитию у детей умению общаться;
-обеспечить развитие диалогической и монологической речи.
Личностные:
-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.
-помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем , запоминаем,
Ни минуты не теряем.
II. Актуализация знаний
- На какие две группы делятся звуки?
Заполнить схему на доске
- А какие буквы не обозначают звуков? (ъ и ь)
III. Определение темы урока.
Фокусник
Живёт в стране Грамматике известный фокусник. Зовут его Мягким знаком. (Учитель на доску вешает мягкий знак.) Стоит ему подойти к какому-нибудь слову – оно делается совершенно неузнаваемым: глагол Ел превращается в существительное Ель, Консервная Банка – в тёплую Баньку.
- Как такое может быть?
Расхвастался Мягкий Знак: «Я самый волшебный». Но некоторые жители страны Грамматики стали смеяться: «Мы и без тебя умеем показывать фокусы». Выбежали буквы е, ё, и, ю, я, встали рядом с твёрдыми согласными. (Учитель на доску вывешивает буквы). Прилагательное Лысый, превратилось в Лисий, существительные Пыл, Пальцы, Нос, Воз, Лук – в Пил, Пяльцы, Нёс, Вёз, Люк.
- В чём секрет фокуса? (Не только ь, но и гласные буквы е, ё, и, ю, я обозначают мягкость согласных.)
- А какие согласные не поддаются фокусникам и остаются всегда твёрдыми? (ж, ш)
- Определим тему урока.( обозначать мягкость согласных на письме.)
Чему будем учиться на уроке?
Сегодня мы будем учиться обозначать мягкость согласных на письме, а в конце урока вы выполните задание, где сможете проверить свои знания.
IV . Работа по теме урока
1.Отгадать загадку:
Учитель: Отгадайте загадку и тогда вы составите из слогов слова:
Четыре ковра рукодельницы ткут,
Один за другим их на землю кладут.
Белый, зеленый, пестрый, желтый.
Ответ мудреный. Его нашел ты?
На доске написаны слоги:
зи ле ма то о вес сень на
Ученики: Это времена года: весна, лето, осень, зима. -Объясните орфограммы.
Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
На какие вопросы отвечают эти слова? Что обозначают?
Ученики: Эти слова отвечают на вопрос что? и обозначают предметы.
Учитель: А какое сейчас время года?
Ученики: Сейчас зима.
Учитель: Назовите зимние месяцы.
Декабрь, январь, февраль.
Учитель: Сделаем фонетический разбор слова декабрь.
Де-кабрь- 2 слога, 7 букв, 6 звуков
Д – [д’ ]
е – [э ]
к – [к]
а – [а ]
б – [б]
р – [р’]
ь – [ - ]
7 букв, 6 звуков
2. Cтадия осмысления
Учитель: Что показывает мягкость [ д’ ] ?
Ученики: Буква «е»
Учитель: Выберите гласные, показывающие мягкость согласных.
Ученики: е, е, ю, я, и
Учитель: Почему звуков меньше, чем букв?
Ученики: «ь» не обозначает звука.
Учитель: Что показывает «ь» ?
Ученики: Мягкость предшествующего согласного.
Учитель: В названиях каких месяцев пишется «ь»? Запишите названия этих месяцев на листочке, работая в паре со своим соседом.
Учитель: Прочитайте.
Ученики: Апрель, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль.
Учитель: Назовите признаки зимы в неживой природе.
По ночам отмечаются заморозки. Дни зимой становятся очень короткими, а ночи – длинными. Самая длинная ночь- 21 декабря, после чего дневное время снова начинает потихоньку удлиняться. Это период зимнего солнцестояния. Облака теряют летнюю легкость, становятся тяжелыми и низкими. Нередко они заполняют весь небосклон, время от времени выпадают осадки. Зимние осадки называются снег, в его основе лежат замерзшие капельки воды. При их прохождении через холодные слои воздуха они образуют шестиконечные снежинки, обязательно симметричные по форме. Упав на поверхность, они срастаются с другими, образуя снежные сугробы. Одно из самых опасных зимних явлений природы – метель, представляющая собой выпадение снега с высокой интенсивностью. При этом также значительно усиливается ветер, он поднимает в воздух верхние слои снежного покрова. Другое характерное явление – гололедица, представляющая собой образование на поверхности земли корки льда. При продолжительных морозах лед основательно сковывает реки и водоемы, что препятствует судоходству. Это явление называется ледостав. Образование льда начинается уже по достижении водой нулевой температуры, а на участках с быстрым течением льда может и не быть. Наличие снежного покрова на земле создает особый микроклимат, помогающий всему живому пережить низкие температуры. Он удерживает тепло, также создает запас влаги для весенней поры.
3.Самостоятельная работа по рядам. Составьте поговорки и запишите в тетрадь.
1 ряд: Декабрь, зиму, кончает, год , начинает.
2 ряд: Январь, начало, году, середина, зиме.
3 ряд: Вьюги, февраль, да, метели, под, полетели.
Самопроверка.
Учитель: Подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
4. Работа в парах.
Прочитайте :
Снег, мороз, лёд, метель, оттепель, изморозь, гололёд, пурга, сосульки, снежинки, иней, сугробы.
- Что общего в словах? (Признаки неживой зимы. Отвечают на вопрос что?)
-На какие группы можно разделить?
Запишите, разделив на две группы:
мороз снег
пурга лёд
сугробы метель
оттепель
изморозь
гололёд
сосулька
снежинка
иней
Проверка фронтальная.
Какие слова непонятны?
Работа со словарём.
Изморозь - 1. Снежинкообразные кристаллы льда на ветвях деревьев, проводах и т.п., образующиеся из оседающих частиц влаги в морозную погоду.
2. разг. Тонкий слой льда, образующийся на земле, металлических предметах и т.п. в холодную сырую погоду.
3. разг. Влажный воздух, дымка испарений в холодную сырую погоду.
4. разг. Осадки в виде снежной крупы.
Значение слова Изморозь по Ожегову:
Изморозь - Иней - рыхлый снежный покров, образующийся из оседающих частиц влаги при морозе, тумане
Изморось - Очень мелкий, моросящий дождь.
Значение слова Иней по Ожегову:
Иней - Тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности
Найти слова, в которых все согласные мягкие.
Метель, оттепель, иней.
Какие согласные всегда мягкие?
В каком слове звуков будет меньше, чем букв?
Метель , оттепель, изморозь, сосулька.
Почему в них букв больше, чем звуков?
5. Устная работа
Учитель: Вспомните признаки зимы в живой природе.
- Зимой в живой природе происходят следующие изменения, которые можно наблюдать:
- Лиственные деревья и кустарники сбросили листья (зимой холодно и мало света, поэтому листья не нужны. Хвойные же деревья стоят с хвоей, так как теряют листья (хвоинки) по мере роста новых. Хвоинки покрыты жироподобным налетом, помогающим защититься зимой.
- Зимой мало корма, поэтому некоторые животные, например, медведь, впадают в спячку. У других животных, таких как лиса, заяц появляются тёплые шубки. То есть у животных зимой густой подпушек, который не дает им замерзнуть. Заяц зимой становится белым. На зиму ёжик устраивается в в сухих листьях и траве, сворачивается клубочком и спит до весны.
- Птиц зимой становится меньше. Перелетные птицы улетели в теплые края. Зимовать остались те, кто всеяден, так как могут переключиться с одной пищи на другую. Для птиц зимой голод страшнее мороза, холод птицы переносят хорошо из-за наличия перьев и пуха. Зимой исчезает большинство насекомых, поэтому птицам становится труднее добывать себе корм.
- Насекомые зимой исчезают.
6. Коллективная работа. Птицы зимой.
Я была недавно в лесу, иду по лесу – а кругом тихо, не поют птицы. Неужели они все покинули лес?
На доске – картинки с изображением птиц.
- Снегирь, дятел, клёст, синица, сорока, грач, воробей, ласточка, поползень, голубь, ворона, кукушка.
-Всех ли птиц можем встретить зимой? (Дети распределяют птиц на 3 группы –зимующие, кочующие и перелетные)
Зимующие: дятел, синица, воробей, голубь, поползень, ворона, сорока
Перелётные: ласточка, грач, кукушка
Кочующие: снегирь, клёст, свиристель
-Почему улетают от нас птицы?
-А почему же часть птиц остаются у нас зимовать? (есть корм) Какой?
- Выпишите зимующих птиц. Найдите орфограммы. Какие орфограммы нашли? Какое слово не подходит под эту орфограмму? (Голубь) Какая здесь орфограмма?
- -Когда птички сыты, мороз им не страшен. Но нередко птицы голодают, особенно во время снегопадов, в сильные морозы, в конце зимы, когда корм почти весь съеден. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может быть, две-три доживают до весны в суровые зимы. Но мы с вами можем спасти не одну птичью жизнь. Как? (беседа о подкормке)
Чтение стихотворения подготовленным заранее учеником.
Покормите птиц. (А.Яшин)
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна-
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их –не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Птицы своими действиями помогают понять, что будет в природе.
Воробьи дружно чирикают – значит, будет оттепель.
В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер.
Вороны прячут клюв под крыло – к холодам.
Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.
Синички с утра пищат – значит, будет мороз.
7. Самостоятельная работа по выбору.
I. Составить предложение, найти его грамматическую основу, выписать словосочетания.
Зима , для , является ,животных ,трудным, временем. На, спят, речном, рыбы, дне.
II.Составить предложение из слов каждой строчки, расположив их по порядку.
Перелётные, улетели, птицы, края, в тёплые. Насекомые, исчезли, с, зимы, наступлением. Голодно оставшимся птицам. Для птиц зимой голод страшнее мороза.
С наступлением зимы исчезли насекомые. Перелётные птицы улетели в тёплые края. Голодно оставшимся птицам. Для птиц зимой голод страшнее мороза.
III.Ответить на вопрос: Как зимуют звери в лесу?
Проверка фронтально.
V. Итог урока
- О приметах какого времени года мы говорили на уроке?
Составьте синквейн со словом зима. (У детей на партах лежат памятки )
- Прочитайте
Зима
Холодная долгожданная
Приходит радует
Долгожданная зима пришла к нам.
Красавица
- Попробуйте составить вопросы по теме “ Твердые и мягкие согласные”
-Какие буквы показывают мягкость согласных звуков?
-Какая буква не обозначает звука?
-Какие согласные всегда мягкие?
VI. Рефлексия
Учитель: Нарисуйте в тетради смайлик, который поможет оценить вашу работу на уроке.
VII. Задание на дом
Составить и записать рассказ « Зимой»
Литература:
- В.В. Волина. «Весёлая грамматика.» - М.: Знание, 1995.
2. С. Вохринцева « Окружающий мир. Перелетные птицы»
- Т.Д. Нуждина «Энциклопедия “Чудо - всюду”
- Канакина В.П., Горецкий В.Г. « Русский язык « 2 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык.2-й класс. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.
Развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова....
Конспект урока русского языка во 2 классе «Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным?»
Конспект урока русского языка во 2 классе «Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным?»...
Урок русского языка во 2 классе " Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение твёрдости и мягкости согласных звуков".
Данный урок направлен на развитие познавательного интереса обучающихся, так как проводится в игровой форме;на воспитание чувства ответственности, взаимопомощи, на создание условий для оц...
«Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме»
урок-закрепления умений учащихся различать на слух и на письме в потоке речи твёрдые и мягкие согласные звуки...
Презентация к уроку русского языка в 1 классе "Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука"
Цель: формировать умения обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком, различать мягкие и твердые согласные звуки.Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласны...
Презентация урока по русскому языку во 2 классе на тему "«Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме.» "
Презентация урока по русскому языку во 2 классена тему ««Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме.» »(к УМК В. П. Канакиной, В.Г. Горецкого («Школа России»))....