Конспект урока русского языка по теме: "Слово и его значение", 3 класс, УМК "Перспектива"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Усатова Валерия Геннадьевна

 

Цели деятельности учителя: формирование словарного запаса учащихся словами разных тематических групп

Планируемые результаты

Предметные:

 - расширяют словарный запас словами разных тематических групп;

- закрепляют представление о слове как двусторонней языковой единице;

Личностные:

 - воспитывать ценностное отношение детей к слову;

 - осознавать личностный смысл учения;

- проявляют внимание, самостоятельность, уважительно относятся друг к другу.

 

Тип урока: урок открытия нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Слово и его значение"36.93 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Тема: Слово и его значение

Цели деятельности учителя: формирование словарного запаса учащихся словами разных тематических групп

Планируемые результаты

Предметные:

 - расширяют словарный запас словами разных тематических групп;

- закрепляют представление о слове как двусторонней языковой единице;

Личностные:

 - воспитывать ценностное отношение детей к слову;

 - осознавать личностный смысл учения;

- проявляют внимание, самостоятельность, уважительно относятся друг к другу.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: УМК «Перспектива», учебник Русский язык: 3кл.: Учебник:  В 2 ч.-М.: Академкнига\ Учебник, 2011.-Ч.2.; презентация, карточки с заданиями .

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1-2 мин

-Учитель входит в класс и, ни слова не говоря,  жестами (кивок головы) приветствует учеников, «просит» их присесть за парты (жест руками) и быть внимательными во время урока (указав пальцами на свои глаза, уши). 

 - Ребята, всё ли вам было понятно?  

 - Почему? Чего не хватило для точного понимания учителя?  

-Кто пришёл на урок в отличном настроении. Покажите без слов. (Жестом)

-У кого просто хорошее настроение – покажите без слов.

-Кто не может определить, какое у него настроение, пусть даст понять.

-Я, как и большинство ребят, пришла в хорошем настроение (жест)

-Желаю, чтобы отличное настроение было на протяжении всего урока и всего дня.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

-Нет

-Высказывать мнение. Не хватило слов

-Демонстрировать соответствующие жесты

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II.Актуализация знаний и мотивация

Наглядный: презентация

Практический:

метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации

4-5мин

-Ребята, сейчас мы с вами выполним словарную работу. Прежде, запишите число: одиннадцатое октября, классная работа.

-Вам нужно списать словарные слова в тетрадь, вставив пропущенные буквы. Поставьте ударение и подчеркните орфограммы.

_бед, ч_тверг, ч_рный, ж_лтый, к_лыбель,  ко_лекция, кол_ектив, а_куратный, мета_л, а_петит, гра_м.

-Сверьте слова с эталоном на экране. 

Обед, четверг, черный, желтый, колыбель, коллекция, коллектив, аккуратный, металл, аппетит, грамм.

-Если у вас все правильно, то  на полях нарисуйте улыбочку, если есть 2-3ошибки , то поставьте нейтральный смайлик, если больше 3 –грустный.

 -Молодцы.

-Обратите внимание на экран, прочитайте выражение. ( Клевать носом)

-Как вы понимаете ее смысл?

-Верно, молодцы.

-А теперь попробуйте без слов продемонстрировать нам эту пословицу (предлагают несколько вариантов)

-Ребята, когда проще было представить выражение: словами или без слов? Почему?

-Верно, словами намного проще передавать смысл того, что ты хочешь донести человеку, нежели без слов.

-Ребята, как вы думаете, как же называется это общение без слов?

-Выполнять словарную работу

-Проверять с эталоном

-Самопроверка

Опускать голову, задремав на мгновение (о сильном желании спать)

-Демонстрировать варианты

-Проще словами, без слов невозможно передать всё точно.

Жестовый язык

П: осмысление читаемого текста

П:анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных)

К: умение полно и точно выражать мысли;

III. Постановка учебной задачи

Словес.: подводящий диалог

4-5м

Ребята, попробуйте сформулировать тему нашего урока?

-Правильно.

- А какую цель урока мы можем поставить? Чему мы должны научиться на этом уроке?

 

-Жесты и слово

Слово и его значение

-Узнать, как общались люди без слов, что обозначают слова.

научиться выполнять морфологический разбор имени

существительного.

научиться выполнять морфологический разбор имени

существительного.Научиться определять и находить имя прилагательное  среди других частей речи, знать признаки имени прилагательного, уметь классифицировать имена прилагательные.

П: подведение под понятие

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Слов.: уч. Диалог

Нагляд: презентация.

Практ: работа с тетрадями

-Ребята, откройте учебник на стр. 60 упражнение 92. Кто прочитает задание?

-Кто попробует описать щенка без слов (указать его размер, назвать цвет шерсти, рассказать о характере , вашем отношение к нему)?

-Скажите, что вы сейчас использовали, описывая щенка? 

-Все ли жесты нам были понятны?

-Значит, смысл остался не совсем нам понятен, потому что есть жесты общепринятые, которые понимают все и есть жесты, которые человек использует неосознанно в жизни.

-

-А теперь попробуйте с помощью слов?

-Опираясь на рисунок, составьте по нему описание щенка. Текст запишите в тетрадь.

Начните так: Коле купили щенка колли.

Каждый ряд записывает описание щенка с помощью слов:

1ряд- рыжая веселый маленький

2 ряд- коричневая игривый короткие

3 ряд- светлая умный длинный.

-Проверка, кто хочет прочитать текст, который получился?

-У кого так же или близко по смыслу , поднимите руку?(2 и 3  ряды)

-Молодцы, все справились с заданием.

-Предлагаю прочитать рассказ, который получился у меня на экране. (Коле купили щенка колли. У питомца пестрая шубка: коричневая на спине, рыжая по бокам, светлая на животе и лапах. Щенок очень умный, веселый и игривый. Когда он бегает по дому на своих длинных лапках, короткие коготки звонко стучат по полу. Он маленький, но скоро вырастет в красивого верного зверя.)

-Назовите, слова какой части речи вы использовали и использованы в тексте на экране?

-Докажите?

-Верно, молодцы.

-Как было легче описать щенка, с помощью жестов или слов?

-Какой можно сделать вывод?

-Верно, поэтому можно сделать вывод, что нам русский язык могучий и разнообразный.

-Давайте обратим внимание на экран .

-Как вы думаете, что обозначает этот жест?

-Попробуйте повторить жест на себе.

-Прочитайте вслух сообщение профессора Самоварова на стр.61(И сегодня люди в общении часто используют жесты, выражают что-то определенными движениями рук, глаз, головы)

-Эти жесты считаются общепринятыми, т.к. их понимают большинство людей.

-А мы с вами используем похожие жесты?

Работаем  по  вариантам.  Дети,  работающие  по  1  варианту,  выписывают

прилагательные,  обозначающие  цвет,  II  вариант  -  размер,  III  вариант  -  материал,  IV

вариант - время, V вариант - принадлежность кому-либо       

-Читать задание

-Пробуют(не получается с точностью описать )

-Знаки, жесты

-Нет

-Описать щенка с помощью слов

-Выполнять самостоятельно в тетради

-Ученик читает

-Прилагательные

-Рыжий, маленький, умный, отвечают на вопрос какой?

-С помощью слов

-Мы одного щенка описали разными словами и смысл остался неизменным.

-Слушай

-Повторять

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

V. Первичное закрепление

Практич: работа  с учебником

Нагляд: презентация

 -Упражнение 94 стр. 61. Соотнесите жесты с данными выражениями устно.

-Сейчас закройте учебники , я вам назову выражение, а вы должны продемонстрировать жест, как было показано в учебнике.

-Иди сюда!

-Молчи, Тсс!

-Там!

-Молодцы, верно соотнесли и показали.

-Давайте вспомним, какие жесты мы используем в школе?

-Какой сделаем вывод?

-Верно, потому что мы часто используем жесты в общении, которые известны всем.

Читать задание

-Показывать жест

-Поднятие руки,  оцениваем -палец вверз или вниз.

-  Жесты сохранились в нашем общении. Они нужны. Жесты – помощники.

 

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

Физминутка

-Мы с вами выяснили, что люди в общении часто используют жесты, выражают что – то определёнными движениями рук, глаз, головы. Давайте мы вспомним эти жесты.

Встаньте из-за парт.

Погрозите друг другу пальцем,  а теперь покажите, что ваш класс самый лучший;

Согласитесь с этим (кивок головы);  порадуйтесь удаче друзей (хлопаем в ладоши);

Молча ответьте на вопрос, правда ли, что вы учитесь во 3 классе? (качают головой);

Попрощайтесь с кем – то. (Помахать рукой).

Сейчас представьте, что вы человек, который занимается подводным плаванием, и опустились на глубину 5 метров под воду. Как вы покажете, что у вас всё хорошо?   Вам надо всплыть? Присаживайтесь!

Выполняют упражнения

VI. Самостоятельная работа с взаимопроверкой

5мин

 -Обратите внимание на картинку, что за выражение здесь изображено?

-Как вы поняли? Как называется язык без слов?

 -Клевать носом

Жестовый язык

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

К: взаимодействие с партнером

 

VII. Включение в систему знаний, повторение

Практ: работа по карточкам в группах

4-6мин

Я предлагаю вам поиграть в игру, необходимо разделиться на 6 групп, примерно по 5 человек. Каждой группе необходимо будет соотнести картинку с ее названием и смыслом. И каждой группе продемонстрировать жестом 1 картинку, остальные должны угадать и проверить верно они соотнесли.

-На задание 5 минут.

-Проверяем( 1, 2, 3, 4, 5, 6 группы) + эталон на экране.

-У кого нет ошибок, ставьте себе на поля смайлик улыбающийся, у кого 2 ошибки – нейтральный, у кого больше 2х-грустный .

-Слушать задание

-Выполнять задание

К: планирование учебного сотрудничества;

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

П: построение речевого высказывания;

Р: оценка результатов;

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный:постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений.

2-4мин

 -Какую цель на уроке мы ставили?

-Достигли ли мы цели?

-Продолжите фразу, выскажется каждый ученик.

-Сегодня на уроке я узнал..

-Я понял..

-Я легко справился с…

-Мне было трудно…

-Самое интересное было для меня…

- Сегодня на уроке мне было интересно, потому что я работала с вами, спасибо вам большое. До свидания!

 Узнать, как общались люди без слов, что обозначают слова.

Высказывать мнение

П: построение речевого высказывания

П: осуществлениесинтеза

П: построение рассуждения

Р: осуществление итогового контроля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Слово и его значение"

Технологическая карта урока русского языка по теме "Слово и его значение" по ФГОС Тип урока сообщение новой темы....

Конспект урока русского языка УМК Перспектива Слова с несколькими значениями

Урок  соответствует  ФГОС НОО, построен на системно-деятельностном подходе....

Конспект урока русского языка на тему: "Слова, близкие по значению" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с понятием «слова-синонимы»; формирование умения находить синонимы в тексте, использовать в речи.Планируемые результатыПредметные:знать понятие &laq...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Слово и его значение" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: закрепление знаний о словах и из значениях, их отличительных признаках.Задачи урокаДидактические:Закрепить знания о словах , какие у них значенияПовторить словарны...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Слово и его значение" (УМК "Школа России", 2 класс)

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Слово и  его значение" (УМК "Школа России", 2 класс)...