Конспект урока русского языка по теме: "Слово и его значение", 3 класс, УМК "Перспектива"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование словарного запаса учащихся словами разных тематических групп
Планируемые результаты
Предметные:
- расширяют словарный запас словами разных тематических групп;
- закрепляют представление о слове как двусторонней языковой единице;
Личностные:
- воспитывать ценностное отношение детей к слову;
- осознавать личностный смысл учения;
- проявляют внимание, самостоятельность, уважительно относятся друг к другу.
Тип урока: урок открытия нового знания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Слово и его значение" | 36.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
Тема: Слово и его значение
Цели деятельности учителя: формирование словарного запаса учащихся словами разных тематических групп
Планируемые результаты
Предметные:
- расширяют словарный запас словами разных тематических групп;
- закрепляют представление о слове как двусторонней языковой единице;
Личностные:
- воспитывать ценностное отношение детей к слову;
- осознавать личностный смысл учения;
- проявляют внимание, самостоятельность, уважительно относятся друг к другу.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: УМК «Перспектива», учебник Русский язык: 3кл.: Учебник: В 2 ч.-М.: Академкнига\ Учебник, 2011.-Ч.2.; презентация, карточки с заданиями .
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика | |||
I.Этап самоопределения к деятельности Психологический настрой | 1-2 мин | -Учитель входит в класс и, ни слова не говоря, жестами (кивок головы) приветствует учеников, «просит» их присесть за парты (жест руками) и быть внимательными во время урока (указав пальцами на свои глаза, уши). - Ребята, всё ли вам было понятно? - Почему? Чего не хватило для точного понимания учителя? -Кто пришёл на урок в отличном настроении. Покажите без слов. (Жестом) -У кого просто хорошее настроение – покажите без слов. -Кто не может определить, какое у него настроение, пусть даст понять. -Я, как и большинство ребят, пришла в хорошем настроение (жест) -Желаю, чтобы отличное настроение было на протяжении всего урока и всего дня. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга. -Нет -Высказывать мнение. Не хватило слов -Демонстрировать соответствующие жесты | Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
II.Актуализация знаний и мотивация Наглядный: презентация Практический: метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации | 4-5мин | -Ребята, сейчас мы с вами выполним словарную работу. Прежде, запишите число: одиннадцатое октября, классная работа. -Вам нужно списать словарные слова в тетрадь, вставив пропущенные буквы. Поставьте ударение и подчеркните орфограммы. _бед, ч_тверг, ч_рный, ж_лтый, к_лыбель, ко_лекция, кол_ектив, а_куратный, мета_л, а_петит, гра_м. -Сверьте слова с эталоном на экране. Обед, четверг, черный, желтый, колыбель, коллекция, коллектив, аккуратный, металл, аппетит, грамм. -Если у вас все правильно, то на полях нарисуйте улыбочку, если есть 2-3ошибки , то поставьте нейтральный смайлик, если больше 3 –грустный. -Молодцы. -Обратите внимание на экран, прочитайте выражение. ( Клевать носом) -Как вы понимаете ее смысл? -Верно, молодцы. -А теперь попробуйте без слов продемонстрировать нам эту пословицу (предлагают несколько вариантов) -Ребята, когда проще было представить выражение: словами или без слов? Почему? -Верно, словами намного проще передавать смысл того, что ты хочешь донести человеку, нежели без слов. -Ребята, как вы думаете, как же называется это общение без слов? | -Выполнять словарную работу -Проверять с эталоном -Самопроверка Опускать голову, задремав на мгновение (о сильном желании спать) -Демонстрировать варианты -Проще словами, без слов невозможно передать всё точно. Жестовый язык | П: осмысление читаемого текста П:анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных) К: умение полно и точно выражать мысли; |
III. Постановка учебной задачи Словес.: подводящий диалог | 4-5м | Ребята, попробуйте сформулировать тему нашего урока? -Правильно. - А какую цель урока мы можем поставить? Чему мы должны научиться на этом уроке?
| -Жесты и слово Слово и его значение -Узнать, как общались люди без слов, что обозначают слова. научиться выполнять морфологический разбор имени существительного. научиться выполнять морфологический разбор имени существительного.Научиться определять и находить имя прилагательное среди других частей речи, знать признаки имени прилагательного, уметь классифицировать имена прилагательные. | П: подведение под понятие П: построение речевого высказывания Р: целеполагание |
IV. Открытие нового знания Слов.: уч. Диалог Нагляд: презентация. Практ: работа с тетрадями | 8м | -Ребята, откройте учебник на стр. 60 упражнение 92. Кто прочитает задание? -Кто попробует описать щенка без слов (указать его размер, назвать цвет шерсти, рассказать о характере , вашем отношение к нему)? -Скажите, что вы сейчас использовали, описывая щенка? -Все ли жесты нам были понятны? -Значит, смысл остался не совсем нам понятен, потому что есть жесты общепринятые, которые понимают все и есть жесты, которые человек использует неосознанно в жизни. - -А теперь попробуйте с помощью слов? -Опираясь на рисунок, составьте по нему описание щенка. Текст запишите в тетрадь. Начните так: Коле купили щенка колли. Каждый ряд записывает описание щенка с помощью слов: 1ряд- рыжая веселый маленький 2 ряд- коричневая игривый короткие 3 ряд- светлая умный длинный. -Проверка, кто хочет прочитать текст, который получился? -У кого так же или близко по смыслу , поднимите руку?(2 и 3 ряды) -Молодцы, все справились с заданием. -Предлагаю прочитать рассказ, который получился у меня на экране. (Коле купили щенка колли. У питомца пестрая шубка: коричневая на спине, рыжая по бокам, светлая на животе и лапах. Щенок очень умный, веселый и игривый. Когда он бегает по дому на своих длинных лапках, короткие коготки звонко стучат по полу. Он маленький, но скоро вырастет в красивого верного зверя.) -Назовите, слова какой части речи вы использовали и использованы в тексте на экране? -Докажите? -Верно, молодцы. -Как было легче описать щенка, с помощью жестов или слов? -Какой можно сделать вывод? -Верно, поэтому можно сделать вывод, что нам русский язык могучий и разнообразный. -Давайте обратим внимание на экран . -Как вы думаете, что обозначает этот жест? -Попробуйте повторить жест на себе. -Прочитайте вслух сообщение профессора Самоварова на стр.61(И сегодня люди в общении часто используют жесты, выражают что-то определенными движениями рук, глаз, головы) -Эти жесты считаются общепринятыми, т.к. их понимают большинство людей. -А мы с вами используем похожие жесты? Работаем по вариантам. Дети, работающие по 1 варианту, выписывают прилагательные, обозначающие цвет, II вариант - размер, III вариант - материал, IV вариант - время, V вариант - принадлежность кому-либо | -Читать задание -Пробуют(не получается с точностью описать ) -Знаки, жесты -Нет -Описать щенка с помощью слов -Выполнять самостоятельно в тетради -Ученик читает -Прилагательные -Рыжий, маленький, умный, отвечают на вопрос какой? -С помощью слов -Мы одного щенка описали разными словами и смысл остался неизменным. -Слушай -Повторять | П: смысловое чтение, построение речевого высказывания |
V. Первичное закрепление Практич: работа с учебником Нагляд: презентация | 5м | -Упражнение 94 стр. 61. Соотнесите жесты с данными выражениями устно. -Сейчас закройте учебники , я вам назову выражение, а вы должны продемонстрировать жест, как было показано в учебнике. -Иди сюда! -Молчи, Тсс! -Там! -Молодцы, верно соотнесли и показали. -Давайте вспомним, какие жесты мы используем в школе? -Какой сделаем вывод? -Верно, потому что мы часто используем жесты в общении, которые известны всем. | Читать задание -Показывать жест -Поднятие руки, оцениваем -палец вверз или вниз. - Жесты сохранились в нашем общении. Они нужны. Жесты – помощники.
| П: смысловое чтение, поиск и выделение информации |
Физминутка | 1м | -Мы с вами выяснили, что люди в общении часто используют жесты, выражают что – то определёнными движениями рук, глаз, головы. Давайте мы вспомним эти жесты. Встаньте из-за парт. Погрозите друг другу пальцем, а теперь покажите, что ваш класс самый лучший; Согласитесь с этим (кивок головы); порадуйтесь удаче друзей (хлопаем в ладоши); Молча ответьте на вопрос, правда ли, что вы учитесь во 3 классе? (качают головой); Попрощайтесь с кем – то. (Помахать рукой). Сейчас представьте, что вы человек, который занимается подводным плаванием, и опустились на глубину 5 метров под воду. Как вы покажете, что у вас всё хорошо? Вам надо всплыть? Присаживайтесь! | Выполняют упражнения | |
VI. Самостоятельная работа с взаимопроверкой | 5мин | -Обратите внимание на картинку, что за выражение здесь изображено? -Как вы поняли? Как называется язык без слов? | -Клевать носом Жестовый язык | П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков; К: взаимодействие с партнером
|
VII. Включение в систему знаний, повторение Практ: работа по карточкам в группах | 4-6мин | Я предлагаю вам поиграть в игру, необходимо разделиться на 6 групп, примерно по 5 человек. Каждой группе необходимо будет соотнести картинку с ее названием и смыслом. И каждой группе продемонстрировать жестом 1 картинку, остальные должны угадать и проверить верно они соотнесли. -На задание 5 минут. -Проверяем( 1, 2, 3, 4, 5, 6 группы) + эталон на экране. -У кого нет ошибок, ставьте себе на поля смайлик улыбающийся, у кого 2 ошибки – нейтральный, у кого больше 2х-грустный . | -Слушать задание -Выполнять задание | К: планирование учебного сотрудничества; П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков; П: построение речевого высказывания; Р: оценка результатов; |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный:постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений. | 2-4мин | -Какую цель на уроке мы ставили? -Достигли ли мы цели? -Продолжите фразу, выскажется каждый ученик. -Сегодня на уроке я узнал.. -Я понял.. -Я легко справился с… -Мне было трудно… -Самое интересное было для меня… - Сегодня на уроке мне было интересно, потому что я работала с вами, спасибо вам большое. До свидания! | Узнать, как общались люди без слов, что обозначают слова. Высказывать мнение | П: построение речевого высказывания П: осуществлениесинтеза П: построение рассуждения Р: осуществление итогового контроля |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Слово и его значение"
Технологическая карта урока русского языка по теме "Слово и его значение" по ФГОС Тип урока сообщение новой темы....
Конспект урока русского языка УМК Перспектива Слова с несколькими значениями
Урок соответствует ФГОС НОО, построен на системно-деятельностном подходе....
Конспект урока русского языка на тему: "Слова, близкие по значению" (УМК "Перспектива", 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление с понятием «слова-синонимы»; формирование умения находить синонимы в тексте, использовать в речи.Планируемые результатыПредметные:знать понятие &laq...
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Слово и его значение", 1 класс, УМК "Школа России".
Технологическа карта урока....
Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Слово и его значение" (УМК "Школа России", 2 класс)
Тип урока: урок рефлексииЦель урока: закрепление знаний о словах и из значениях, их отличительных признаках.Задачи урокаДидактические:Закрепить знания о словах , какие у них значенияПовторить словарны...
Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Слово и его значение" (УМК "Школа России", 2 класс)
Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Слово и его значение" (УМК "Школа России", 2 класс)...
Технологическая карта урока русского языка на тему "Слово и его значение" (4 класс, УМК "Перспектива")
Технологическая карта урока...