Урок русского языка по теме "Слово и его значение"
план-конспект урока русского языка (1 класс) по теме
Технологическая карта урока русского языка по теме "Слово и его значение" по ФГОС Тип урока сообщение новой темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr.urok_rus.yaz1_klass_2012.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1 класс
РУССКИЙ ЯЗЫК
Технологическая карта
Тема | «Слово и его значение» | |
Цель темы | Расширить представление учащихся о речевом общении на основе коммуникативно-речевых ситуаций: закрепить представление учащихся о слове как о двухсторонней языковой единице; расширить, уточнить словарный запас учащихся. | |
Основное содержание темы, термины и понятия | Точные слова как средство выражения мысли. Язык как средство общения, слово как средство общения, модель слова, лексическое значение слова, ключевые слова. | |
Планируемый результат | Предметные умения | УУД |
Сформировать умение внимательно относиться к слову как к средству общения и выражения отношения к окружающему. Обогащение словарного запаса учащихся. | Личностные: формирование умения общаться как умение говорить и слушать, читать и писать. Регулятивные: освоение способов речевого общения. Познавательные: систематизация знаний о языке как средстве отражения действительности; о слове как двухсторонней языковой единице. Коммуникативные: формирование культуры речевого общения, речевого этикета. |
Организация пространства | ||||
Метапредметные связи | Формы работы | Ресурсы | ||
Литературное чтение. Окружающий мир (умение общаться с окружающим многообразным миром: миром людей, природы и вещей; умение выразительного чтения и рассказывания). | Фронтальная, в парах, индивидуальная. | Учебник «Русский язык». Рабочая тетрадь. Рабочая тетрадь «Волшебная сила слов». Методическое пособие. Раздаточный материал. Тетрадь для учащихся в узкую линейку. | ||
I этап. Мотивация к деятельности | ||||
Цель — мотивировать учащихся на изучение темы; выявить степень усвоения темы «В мире общения. Слово» на уроках обучения грамоте. | Проблемная ситуация - Я хочу напомнить вам одну сказку, послушайте её. Жил-был на свете маленький цыплёнок. Как-то раз солнечным утром он вышел на прогулку поискать себе друзей, а ему навстречу — котёнок. Захотелось цыплёнку поиграть с его пушистым хвостиком, и стал он за ним бегать. А котёнок посмотрел на него и сказал: «Фу, какой ты невежливый!» — развернулся и ушёл. Не понял цыплёнок, почему он остался один, и пошёл дальше. Видит, навстречу ему бежит весёлый щенок. Захотелось цыплёнку поиграть с ним в догонялки, и стал он за ним бегать. А щенок посмотрел на него и сказал: «Фу, какой ты невежливый!» — и убежал от него. Потом он встретил утёнка, затем телёнка, и все говорили ему: «Фу, какой ты невежливый!» Цыплёнок так и не понял, почему с ним никто не захотел играть. Можем ли мы помочь цыплёнку подружиться с героями сказки? Что для этого надо знать? - Почему с цыплёнком никто не захотел играть? А теперь давайте рассмотрим другую ситуацию. «Волшебная сила слов», с. 3. Работа по стихотворению «У меня друзей немало…» - Почему у мальчика много друзей? Перечислите его друзей. Можно ли сказать, что у него богатый «мир общения»? Как вы понимаете выражение «мир общения»? Вывод: Человек живёт не один, а среди других людей. Вместе с ними он учится, играет, работает. Свой мир люди наполнили вещами, которые делают жизнь интереснее, веселее. Людей окружает мир природы: растения, животные. С этим разнообразным миром надо уметь общаться с помощью слов. | |||
II этап. Учебно-познавательная деятельность | ||||
Последовательность изучения | Обучающие и развивающие задания и упражнения на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) | Диагностические задания | ||
1. Слово и его роль в нашей речи | ||||
Цель формировать представление о слове как двусторонней звуковой единице. | Задание 1(П). Игра «Пойми меня» Учитель показывает жестами и мимикой какой-либо предмет или действие (шар, взмах крылом, прыжок, крыша и т.д.). Дети угадывают. - Можно ли только жестами и мимикой объяснить то, о чём желаешь сказать? Видели ли вы когда-нибудь человека, общающегося без слов? - Не всегда можно объяснить мимикой или жестом что-либо, нужны слова для объяснения. - Без слов общаются на языке жестов только глухонемые люди. Задание 2 (З). Моделирование Учебник, с. 15, № 28. - Рассмотрите модели слов. Расскажите, как устроено слово. - Слово состоит из звуков и букв. Задание 3 (П) - Можно ли заменять или переставлять местами звуки в слове? Если нельзя, то убедите нас в том, что этого делать нельзя. - При перестановке букв или их замене может получиться совсем другое по значению слово или непонятная белиберда. Задание 3 (У) Составь звуковые схемы слов Работа по электронному носителю либо рабочая тетрадь, с. 9, №1, учебник, с. 15. Вывод: Всё в мире можно обозначить словами. Значит, чем лучше мы знаем родной язык, тем лучше знаем окружающий нас мир. | Помогите восстановить текст. «Волшебная сила слов», с. 7—8. |
2. Слово и его значение | |||||
Цель — учить школьников выбору точного слова как средства выражения мысли. | Задание 1 (З) Сведения о языке - Человеческий язык — это язык слов, и каждое слово обязательно наделено смыслом. Можно ли назвать словом бессмысленный набор звуков? С чем можно сравнить слово? - Назвать словом просто набор звуков нельзя, слово имеет смысл. - Слово можно сравнить с звуком, который звучит. - Правильно, звучащее слово как бы рисует в нашем воображении портрет какого-либо предмета, его действия, качества. Работа по электронному носителю либо по учебнику, с.15. Задание 2(З) Подбери слово - предмет Учебник, с. 16, № 29. - Подберите слова — названия предметов, изображённых на рисунке. Учебник, с. 16, № 30. - Объясните, какие слова помогли вам отгадать загадку. Составьте устно предложение с этим словом. Задание 3(У) Минутка чистописания: Р, р. - Откройте тетради в линейку, запишите число. На какой звук начинается слово радуга? Проведём минутку чистописания и запишем буквы: Р, р. Задание 4 (ЗП) Игра со словами. (Работа в парах) Карточки. - Какое слово надо вставить в каждое предложение? Задание 3 (ЗП) Соответствие между словами и вопросами Работа по электронному носителю «Помоги пауку» Задание 3 (ПУ) Работа в рабочих тетрадях с.10, №5 или электронный носитель с упр. - Какое слово допишете по смыслу? | Карточки Миша собирает... В городе открылись … На полке стоит … На дереве висит … Мама печёт … Папа вешает … Вставь: пар ки мар мартыш ка книж бли ны карти | |||
4. Диагностика качества учебно-познавательной деятельности | |||||
Цель — установить степень усвоения учащимися данной темы; закрепить представления детей о слове как двусторонней языковой единице. | Сравнение слова с орешком. Учебник, с. 17, № 32 и рабочая тетрадь с.10, № 4. Выразительное чтение пословицы Пустые слова, что орех без ядра. - О чём говорится в пословице? Почему в пословице слово сравнивается с орехом? Что можно считать ядрышком ореха: звучание или его значение? Что значит выражение пустые слова? У слова есть внешняя звуковая сторона (скорлупка) и внутренняя, смысловая (ядрышко). То есть в слове различают звучание и значение. Толкование пословицы должно затронуть и ее нравственный смысл. (Пустые — это такие слова, которые человек произносит безответственно, не придавая им значения, плохо понимая их смысл.) - Запишите пословицу в рабочую тетрадь, с.10, упр. 4. | ||||
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность | |||||
Цель — учить самоорганизации при выполнении учебного задания. | Репродуктивное задание - Откройте тетради в линейку и напишите одно предложение о слове, используя только слова с доски простые, хорошие, ласковые, добрые. Импровизационное задание - Продолжите предложение, добавляя новое слово. Эвристическое задание - Найдите слова противоположные положительным словам. Самоорганизация в деятельности - Подготовьтесь к выполнению задания; выполните его, представьте и оцените свою работу. | ||||
IV этап. Контроль и оценка результатов деятельности | |||||
Формы контроля; контрольное задание | Оценка результатов деятельности | ||||
Самооценка учителя | Оценка присутствующего | ||||
Тест Выберите верное утверждение. • Близкими по значению являются пары слов: а) друг — враг б) храбрость — мужество в) добро — правда г) страх — ужас д) сильный — могучий | • Противоположными по смыслу являются пары слов: а) сытый — голодный б) зима — лето в) ночь — тьма г) острый — колючий д) вкривь — вкось |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Слово и его лексическое значение"
Данный урок составлен с использованием технологии развития критического мышления. (РКМ). В основе технологии РКМ лежит базовая модель состоящая из трех фраз: стадия вызова, стадия осмысления, ре...
Урок русского языка в 4 классе "Лексическое значение слова"
Урок русского языка в 4 классе (система развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова)...
Урок русского языка по темеСлова, отвечающие на заданные вопросы. Сочетания «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу».
Урок составлен по УМК "Школа 21 века! с учетом ФГОС....
Конспект урока русского языка "Группы слов с общим значением" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока русского языка во 2 классе с презентацией. Тема: "Группы слов с общим значением" . УМК "Планета знаний"...
Урок русского языка "Слова, которые имеют сходное значение, но звучат и пишутся по-разному"
Урок русского языка "Слова, которые имеют сходное значение, но звучат и пишутся по-разному" посвещен понятию "Синонимы". Урок разработан по пронрамме "Перспективная начальная школа"...
Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме "Значение слов в словаре"
Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме "Значение слов в словаре"...
Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Значение и употребление глаголов в речи. Глаголы –синонимы и глаголы-антонимы.
Данную разработку можно использовать на уроке русского языка в 3 классе....