Конспект открытого урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку

Утенкова Рита Геннадьевна

Конспект открытого урока по русскому языку 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx118.46 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

Тема: Синтаксический разбор простого предложения.

Ход урока:

  1. Орг. момент. (приветствуем друг друга, улыбнуться друг другу, пожелать что-нибудь приятное мысленно…)

  1. СЛАЙД 1              Повторение частей речи.

Прочитайте слова. Что вы о них можете сказать? Какие части речи вы знаете?

Распределите данные слова по частям речи.

имя существительное

имя прилагательное

глагол

наречие

союз

предлог

Город    сугробы   любимый   наступила   на   ярко   запели   проталинки   весеннее   и    весело  ранняя   улицы  

Что можно составить из данных слов?

Задание 1. Прочитайте слова. Что вы о них можете сказать? (Все слова различных частей речи.)

Какие части речи вы знаете?

Распределите данные слова по частям речи.


Имя существительное (сугробы, проталинки,улицы,город).

 Имя прилагательное (ранняя, любимый, весеннее).

Глагол  (запели, наступила).

Наречие (ярко, весело).

Союз (и).

Предлог (на)

   

 Что можно составить из данных слов? (Предложения, текст.)

  1. Повторение изученного. Игра «Кто я?»
  1. Я – главное средство выражения мысли. Имею грамматическую основу и интонацию законченности. (Кто я? – говорю я)

  1. Я – предложение. Содержу рассказ о чём-то, сообщение, информацию. В конце меня ставится точка . ( Кто я? – говорю я)

 

  1. Я – предложение. Я заключаю в себе вопрос. В конце меня ставится вопросительный знак.  

(Правильно – я предложение,  а  какое я предложение? – ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ, Кто еще я? 

  1. Я – предложение. Содержу просьбу, приказание, совет, призыв. В конце меня ставится точка или восклицательный знак.

(Правильно – я предложение,  а  какое я предложение? – ПОБУДИТЕЛЬНОЕ, Кто еще я?

  1. Я – предложение. Выражаю сильные чувства говорящего: радость, огорчение.

Как меня называют?  ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОЕ предложение

  1. Я – предложение. Имею 1 грамматическую основу.

Как меня называют?  ПРОСТОЕ предложение

 

-  А как называют предложение с 2 грамматическими основами? СЛОЖНОЕ

  1. Я – предложение. Состою только из главных членов. Как меня называют? НЕРАСПРОСТРАНЁННОЕ предложение

  1. Я – предложение. Во мне есть не только главные члены, но и второстепенные. Как меня называют?  РАСПРОСТРАНЁННОЕ предложение

  1. СЛАЙД 2     Определение темы урока: Так КТО ЖЕ Я?

Как меня называют?  (Синтаксический разбор предложения)

  1. СЛАЙД 3  Работа со словарями:

Ушакова (через слайд) и Ожегова (зачитывает родитель)

- А что такое СИНТАКСИС? Если мы не знаем значение слова, куда мы обращаемся за помощью? К кому? Или чему?  (работа с МЭШ словарем и толковым словарем Ожегова)

Расшифруйте слово, поставив буквы в порядке возрастания.

И

Т

К

С

И

С

Н

С

А

2

4

6

1

8

7

3

9

5

Толковый словарь Ушакова (поиск в интернете)

Найдите в толковом словаре значение слова "Синтаксис".

СИНТАКСИС, синтаксиса, мн. нет, м. (греч. syntaxis - составление) (лингв.). Отдел грамматики, изучающий предложение, словосочетания.

Значение слова мы еще можем найти в толковом словаре С.И. Ожегова (ищет родитель) 

Синтаксис – это отдел грамматики, изучающий предложения и способы сочетания слов внутри предложения.

  1. СЛАЙД 4    Закончите предложения.

1. Предложения по цели высказывания бывают  … 

  • Повествовательные – о чём-либо рассказывают (повествуют),
  • побудительные – побуждают к выполнению действия,
  • вопросительные – задаётся вопрос.);

2. Предложения по интонации бывают...  (или эмоциональной окраске)

  • Восклицательные
  • невосклицательные;

3. Предложения по наличию грамматических основ бывают... 

  • Простые – содержат 1 грамматическую основу
  • сложные – содержат 2 и более грамматические основы;

4. Предложения по наличию второстепенных членов бывают...

  • Распространённые – предложения с второстепенными членами
  • нераспространённые – предложения, содержащие только грамматическую основу.

– Эти пункты относятся к характеристике предложения. 

Что ещё можем определить в предложении?

Разобрать по членам предложения и по частям речи, составить схему.

1.  Члены предложения бывают...               (Главные и второстепенные.);

2. Главные члены предложения - это...      (Подлежащее и сказуемое.);

3. Второстепенные члены предложения – это... (Определение, дополнение, обстоятельство.).


  1. СЛАЙД 5     Составьте алгоритм синтаксического разбора предложения.

1. Определить вид предложения по цели высказывания. (Повествовательное, вопросительное, побудительное.)

2. Определить интонацию предложения. (Восклицательное, невосклицательное.)

3. Найти грамматическую основу предложения.(Подлежащее, сказуемое.)

4. Определить тип предложения,  по количеству грамматических основ. (Простое, сложное.)

5. Найти второстепенные члены предложения и определить, распространённым или нераспространённым является предложение.

6. Указать, есть ли в предложении однородные члены.https://uchebnik.mos.ru/system/atomic_objects/files/000/301/466/original/Screenshot_1.png?1491391988

https://uchebnik.mos.ru/system/atomic_objects/files/000/301/470/original/%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA1.png?1491391989

https://uchebnik.mos.ru/system/atomic_objects/files/000/301/474/original/%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA2.png?1491391989https://uchebnik.mos.ru/system/atomic_objects/files/000/301/464/original/Screenshot_2.png?1491391988

https://uchebnik.mos.ru/system/atomic_objects/files/000/301/472/original/%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA3.png?1491391989https://uchebnik.mos.ru/system/atomic_objects/files/000/301/465/original/Screenshot_3.png?1491391988

https://uchebnik.mos.ru/system/atomic_objects/files/000/301/473/original/%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA4.png?1491391989https://uchebnik.mos.ru/system/atomic_objects/files/000/301/471/original/%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA5.png?1491391989https://uchebnik.mos.ru/system/atomic_objects/files/000/301/463/original/%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA6.png?1491391988https://uchebnik.mos.ru/system/atomic_objects/files/000/301/468/original/Screenshot_4.png?1491391988https://uchebnik.mos.ru/system/atomic_objects/files/000/301/467/original/Screenshot_5.png?1491391988https://uchebnik.mos.ru/system/atomic_objects/files/000/301/469/original/Screenshot_6.png?1491391988

        

  1. СЛАЙД 6     физминутка (для глаз)

  1. СЛАЙД 7    Работа с текстом «Спасская башня»

        Прочитайте текст. Озаглавьте его. Спишите.

Выполните синтаксический разбор 1 и 3 предложения.

       Спасская башня красуется в самом центре Москвы. Каждый турист, который хоть раз побывал на Красной площади, видел эту красавицу. Она по праву считается самой красивой, оригинальной и стройной башней Кремля. И уж точно,  она – самая знаменитая. Это главные ворота московской крепости. Практически каждый житель России видел Спасскую башню по телевизору, потому что именно на ней находятся знаменитые куранты, отсчитывающие двенадцать ударов в новогоднюю ночь. Однако и помимо часов Спасская башня богата на украшения. Основа ее декора – белый камень. Из него выполнены скульптуры на галерее. Присмотритесь внимательнее, и Вы увидите львов и медведей на белокаменных постаментах под кремлевскими курантами.

Декор*  - совокупность элементов украшений изделия или сооружения.

  1. Спасская башня красуется в самом центре Москвы.  (Повеств., невоскл., простое, распростр.)

Схема предложения:

  1. Она по праву считается самой красивой, оригинальной и стройной башней Кремля.   (Повеств., невоскл., простое, распростр., с однородными членами)

Схема предложения:

После прочтения текста, просмотр фильма об устройстве курантов Спасской башни.

  1. СЛАЙД 8     Работа с предложением (деформированный текст)

        Прочитайте слова. Составьте из данных слов предложение. Выполните синтаксический разбор данного предложения.

Освещает, яркое, стройные, дубы, солнце, берёзки, осинки, коренастые, трепетные.


Яркое солнце освещает коренастые дубы, стройные берёзки, трепетные осинки.

(Повеств., невоскл., простое, распростр., с однород.членами)


схема предложения:

  1. СЛАЙД 9  ТЕСТ

Вопрос

Отметьте побудительное предложение.

Укажите правильный вариант ответа:

  • Ребята бодро шагали по улице.
  • Не опаздывайте завтра на зарядку.
  • Как приятно быть вежливым!
  • Можно взять конфету со стола?

  1. СЛАЙД 10     ТЕСТ

Вопрос

Отметьте повествовательное предложение.

Укажите правильный вариант ответа:

  • Немедленно просыпайтесь!
  • Вы сегодня собираетесь на работу?
  • Как приятно проснуться рано утром!
  • Понаблюдай за погодой.

  1. СЛАЙД 11                    ТЕСТ

Вопрос

Отметьте вопросительное предложение.

Укажите правильный вариант ответа:

  • Тихо падают с деревьев капли дождя.
  • Любишь ли ты свой родной город?
  • Старайся быть доброжелательным.
  • Как красивы цветы на поляне!

  1. СЛАЙД 12                ТЕСТ

Вопрос

Выберите предложения, в которых слово вечер является подлежащим.

Укажите один или несколько правильных вариантов ответа:

  • Весь вечер просидел кот на крыше.
  • Наконец-то этот вечер закончился.
  • Вечер начинается у меня с чтения книги.
  • Ребята пробыли на корабле целый вечер.

  1. СЛАЙД 13                  ТЕСТ

Вопрос

Отметьте предложение с однородными членами.

Укажите правильный вариант ответа:

  • После сильного дождя дорога была мокрой.
  • В нашем саду ещё цветут красивые розы.
  • По крыше скатываются капельки дождя.
  • Чёрная кошка стояла и смотрела на нас.

  1. РАБОТА В ГРУППАХ

I группа

Составьте из данных слов предложение. Выполните синтаксический разбор данного предложения.

Птицы свили гнездо на высоком берегу.   (Повеств., невоскл., распростр., простое)

Схема предложения:

II группа

Составьте из данных слов предложение. Выполните синтаксический разбор данного предложения.

Выпал белый снег, и вся земля похорошела.   (Повеств., невоскл., сложное, распростр.)

Схема предложения:

III группа

Составьте из данных слов предложение. Выполните синтаксический разбор данного предложения.

Высоко в небе парили орлы и коршуны.   (Повеств., невоскл., распростр., простое, осложнено однородными членами)

Схема предложения:

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

  1. РЕФЛЕКСИЯ

Обратная связь

Уважаемый студент! Предлагаю Вам выразить свои мысли в стихотворной форме «Синквейн» по следующему алгоритму:

1 строчка – 1 существительное

2 строчка – 2 прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – 2 подлежащих, 2 сказуемых

5 строчка – существительное, наречие, или междометье

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок русского языка для студентов

Тема: «Синтаксический разбор простого предложения»

Учитель: Утенкова Рита Геннадьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема урока: «Суффиксы. Образование слов с помощью суффиксов».

Цель урока: учить образовывать новые однокоренные слова с помощью суффикса, учить определять значимые части слов....

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.

Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.Цели:Образовательная: обобщить умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении, восстанавливать деформированное предложение и текст, формирова...