СОБСТВЕННЫЕ И НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Шепова Елена Викторовна

Технологическая карта урока русского языка составлена с указанием этапов реализации  системно-деятельностного подхода и характеристики деятельности учителя и учащихся. Наряду с традиционными объектами (предметными результатами) оценивания, составителем разработок уделено внимание формированию личностных, метапредметных результатов.

     Методические разработки уроков содержат эффективные формы педагогической работы по организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке как средства повышения их познавательной активности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ: «СОБСТВЕННЫЕ И НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ»

ЦЕЛИ: Формировать умение различать собственные и нарицательные имена существительные, писать заглавную букву в именах собственных.

        Планируемые результаты:

Личностные:

1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;

2.Эстетические чувства, каллиграфическое написание слов, предложений, текстов.

Регулятивные (способность организовать свою деятельность):

1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

2.Адекватно оценивать свои достижения;

3.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

Познавательные (искать, получать и использовать информацию):

1.Осознавать познавательную информацию;

2.Научиться распознавать имена существительные среди других частей речи;

3. Различать одушевленные и неодушевленные , собственные и нарицательные имена существительные;

   4.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;

Коммуникативные:

1.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;

2.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Межпредметные связи: кубановедение

Ресурсы: учебник, предметные картинки, карточки.

Организация пространства: групповая работа, фронтальная работа.

Ход урока:

Этап урока

Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации.

Формируемые УУД у учащихся

  1. Мобилизующее начало

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку. 

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать рассуждать,
Можем мы урок начать.

Личностные УУД: формировать положительное отношение к уроку.

  1. Совершенствование навыка каллиграфии

Запишите  С  СС   ССС  , продолжите ряд. (Оцените свою работу на этом этапе)

Личностные УУД: формировать умение адекватно оценивать свою работу.

  1. Словарно-орфографическая работа

Откройте словарь на с.149 на букву «С» и выпишите одушевленные имена существительные.

Проверим, какие слова вы выписали. (Снегирь, собака, солдат, сорока.

Поставьте в этих словах ударение, обозначьте орфограммы. (Проверка и оценка работы на данном этапе).

Устно составьте предложение со словом: снегирь.  

Запишите пословицу: Снегирь прилетит – о зиме известит.

Объясните ее смысл.

Познавательные УУД: формировать умения классифицировать, обобщать.

  1. Актуализация знаний. Проверка усвоения материала предыдущего урока

6 человек работают по карточкам.

Задание: Заполни таблицу словами:  заяц,  дорога, огурец, корова, помидор, обезьяна, медведь, улица.

Одушевленные имена сущ.

Неодушевленные имена сущ.

Составь предложение с одним из одушевленных имен существительных, подчеркни грамматическую основу.

Работа с классом (пока выполняется работа по карточкам)

Работа в парах.

В словаре омонимов на с 156 найдите такие слова, которые могут быть и одушевленными,  и неодушевленными, в зависимости от того, в каком значении их употребляют. Проверка:  зверобой, кок, косарь, овсянка,  рябинник.) Устно составьте 2 предложения со словом «овсянка», употребив его в разных значениях.

Коммуникативные УУД:  умение участвовать в учебном диалоге.

  1. Определение темы и задач урока.

Прочитайте слова:

город                       Геленджик

корова                     Бурёнка

страна                     Россия

-Что общего в этих словах?   (имена существительные)

- Что вы знаете об имени существительном?

- Почему слова разбиты на два столбика? Что общего в словах каждого столбика?

- Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? Какие задачи можно поставить?

Регулятивные УУД: умение ставить задачи урока

Познавательные УУД: умение структурировать знания.

  1. Первичное закрепление материала

Работа по учебнику с 15, №22

Чтение задания упражнения

—  Прочитайте. Назовите собственные имена существительные. Объясните их значение.

—  Назовите нарицательные имена существительные.

—  К данным именам нарицательным подберите другие имена собственные.

—  Выполните письменные задания к упражнению.

—  Назовите в словах орфограммы.

—  Прочитайте ниже сведения о языке.

—  Какие имена существительные называются собственными?

—  Какие имена существительные называются нарицательными?

—  Как пишутся имена собственные?

—  Прочитайте. Назовите собственные имена существительные. Объясните их значение.

—  Назовите нарицательные имена существительные.

—  К данным именам нарицательным подберите другие имена собственные.

—  Выполните письменные задания к упражнению.

—  Назовите в словах орфограммы.

—  Прочитайте ниже сведения о языке.

—  Какие имена существительные называются собственными?

—  Какие имена существительные называются нарицательными?

—  Как пишутся имена собственные?

(взаимопроверка)  

Оцените свою работу на данном этапе.

Регулятивные УУД:  умение сохранять учебную задачу.

Познавательные УУД: умение структурировать знания.

 

  1. Физминутка

Руки вверх - пришли учиться,

Руки вниз. – а не лениться.

Сели, встали дружно вместе,

Покружились все на месте.

На любой вопрос коварный

Сами мы ответ найдем!

К цели мы своей придем!

Активным на уроке будь!

И легче станет школьный путь!

Личностные УУД: ориентация на здоровый образ жизни.

  1. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Работа в группах.

Задания для 1 группы:  

К каждому имени нарицательному подберите имена собственные:

 кот  ____________________,  бабушка ______________________,

река ____________________,  город _________________________.

Задания для  2 группы:

К каждому имени собственному подбери имя нарицательное:

____________________ Дружок,  ________________ Москва,

____________________ Лиза,  __________________   Волга.

Задания для 3 группы (повышенной сложности):

Составьте  предложения с данными словосочетаниями и запишите их:

кот Пушок,        город Анапа.

________________________________________________________

Задание для 4 группы (повышенной сложности):

Раскрой скобки и вставь соответствующую букву в слова текста:

(П/п)_ исательница  (В/в) _ера  (Ч/ч) _ аплина рассказала в книге о своих любимых питомцах: (С/с) _ лоне  (Ш/ш) _ анго и (Т/т) _игре (Р/р) _ адже.

Проверка

Коммуникативные УУД: развитие навыков сотрудничества при работе  в группах

Познавательные УУД: проявляют учебно - познавательный интерес к уроку; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения  задания.

  1. Контроль  усвоенных знаний, обсуждение допущенных ошибок, их коррекция.

  1. Самооценка

Диагностическая работа

  1. Прочитай текст. Подчеркни имена собственные.

Дивноморское

Село Дивноморское расположено у побережья Чёрного моря, в устье реки Мезыбь . Выше села в ущелье Церковная расположена водохранилище — «озеро Церковное». 

  1. Прочитай текст. Определи с заглавной или строчной буквы пишутся слова.  Подчеркни нужную букву.

Я живу в  (С,с) еле  (Д,д) ивноморское. Мой дом находится на улице (Г,г) орной.  У меня есть (К,к) от  (П,п) ушок и (С,с) обака (Ш,ш) арик.

  1. Придумай и запиши свое  предложение, в котором употребляется имя собственное.

______________________________________________________

        

  1. Оцени свою работу:

- нарисуй в квадрате солнце, если ты хорошо

понял тему и можешь объяснить другим;

- нарисуй в квадрате солнце с тучкой, если ты

не уверен в знаниях, можешь ошибиться;

- нарисуй в квадрате тучку, если тема не понятна.

Проверка выполненных заданий.

Регулятивные УУД: умеют принимать и сохранять учебную задачу.

Личностные УУД: умеют проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

  1. Рефлексия.

Понравился ли урок? Какие задания были интересными? Возникали ли трудности?

  1. Домашнее задание

С.16, №23

  1. Выставление отметок

После проверки карточек.

  1. Итог

Выполнили ли мы поставленные задачи? Кто может сформулировать правило?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Собственные и нарицательные имена существительные" с презентацией. Правописание собственных имён существительных"

Предмет: русский языкКласс: 2УМК: Школа РоссииТема: Собственные и нарицательные имена существительные.    Правописание собственных имён существительных.Тип урока: получение новых ...

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных....

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных" 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительныхЦели урока:•  Формировать умения отличать собственные и на...