Знакомство со звуком[щ]и буквами Щщ.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
-Жил – был Емеля. Всю жизнь он лежал на печи, ничего не делал. Однажды зимой старуха – мать говорит: « Стара я стала, сходи к проруби, принеси воды. Делать нечего, пришлось Емеле спуститься с печи, одеваться, обуваться и идти к проруби. Идет Емеля, навстречу ему:
Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке.
Какой звук слышится в этом стихотворении чаще?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_bukvoy_shchshch.docx | 197.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ СОШ №2 г Дигоры
Учитель : Гецаева Л П
Тема урока: Знакомство с буквой Щщ.
Цель урока: познакомить со звуком [щ] и буквами Щщ.
учить отличать звук [щ] и букву, которая его обозначает от других звуков и букв; учить звуковому и сравнительному анализу слов;
способствовать продуктивному формированию навыка чтения;
развитие фонематического слуха, мышления, воображения, внимания, памяти.
развивать фонетическую и устную речь, мелкую моторику учащихся;
воспитывать культуру поведения на уроке, мотивацию к учению, любовь к животным.
Ход урока:
Организационный момент.
Прозвенел урок. Внимание!
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадь?
- Проверили? Садитесь.
-Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по страницам, где живут сказочные герои и познакомимся с Емелей. (Слайд 1)
Сколько в этом слове звуков и букв? Почему звуков больше, чем букв?
Из какой он сказки?
Сегодня нас ждет встреча с этой сказкой.
-Что вы знаете о Емеле? (Он лентяй)
Почему?
( Показываю иллюстрацию к сказке « По щучьему велению» Слайд 2)
-Жил – был Емеля. Всю жизнь он лежал на печи, ничего не делал. Однажды зимой старуха – мать говорит: « Стара я стала, сходи к проруби, принеси воды. Делать нечего, пришлось Емеле спуститься с печи, одеваться, обуваться и идти к проруби. Идет Емеля, навстречу ему:
Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке.
Какой звук слышится в этом стихотворении чаще?
Физминутка.
- Сейчас мы попробуем изобразить эти щенков. Выйдите из - за парт. Покажите, какие щенки маленькие. Присядьте. Колени обхватите руками.
Щенки медленно растут. Встаньте, поднимите руки вверх.
- Покажите как щенки подпрыгивают. Прыжки на месте.
- Покажите, как щенки бегают. Бег на месте.
Знакомство со звуком [щ]
Прибежал Емеля к реке, а что такое прорубь - не знаете. Помогите ему. (Прорубь – отверстие, прорубленное во льду. (Слайд 3)
Зачерпнул Емеля одним ведром– а там…(Щука Слайд 4)
С какого звука начинается это слово?
Произнесите этот звук несколько раз. Дайте характеристику этого звука.
(При произношении воздух встречает преграду, значит [щ] согласный.
При произношении слышится шум, значит он глухой. Звучит мягко.)
Вывод: звук согласный, шипящий, глухой, всегда мягкий.
Знакомство с буквой.
-Емеля поймал не щуку, а новую букву – для обозначения звука [щ], чтобы вы могли читать и писать слова. (Показываю буквы Щщ)
Зачерпнул вторым ведром, а там «...ука, ово…, товари..., …епка ». (Запись на доске. Слайд 5)
-Какой звук надо добавить, чтобы получились слова?
-Щука взмолилась: « Отпусти меня в прорубь».
А Емеля ей говорит: « Поиграй со мной в рифмы, тогда отпущу».
- Ребята, щука не умеет играть в эту игру, она ведь не училась в школе.
Давайте поиграем вместо нее?
Только одно условие; в рифмованных словах обязательно должен быть звук
[ щ].( Слайд 6)
Кепка-щепка, мука-щука, кит-щит, мель-щель, тетка - щетка, река – щека, венок-щенок.
Чтобы дойти до дома Емеле нужно составить схемы слов «ящик» и «клещи».
ящик
Сколько звуков в слове ящик? Почему?
клещи
- Попросила старуха- мать сварить щи? Что такое щи?
А что нужно взять, чтобы сварить щи?
Давайте вместе сварим щи?
У шипящей этой буквы
Щи и борщ кипят в котлах.
Сколько свеклы , сколько брюквы
И капусты на столах!
- О какой шипящей букве говорится в этом стихотворении? Что вы узнали о ней?
Чтение слогов и слов с новой буквой
- Буква щ пошла в гости к гласным. Только не ко всем гласным она зайдет. К каким гласным щ не подойдет, с кем она не дружит? (я, ю, щ, ы)
Чтение слогов ща щу щи ще щё
Теперь прочитаем слова с этими слогами. (Букварь, с. 132)
- Прочитайте слова, где 1слог; 2 слога. Какое слово осталось непрочитанным.
(Овощи – 3 слога)
-Где помогли Емели овощи? Найдите в тетради и подчеркните названия овощей, необходимых для приготовления щей.
-Вышел Емеля подышать свежим воздухом, да ноги размять.
Физминутка
(Под муз. «Дора - Дора» выполняются танцевальные движения. Слайд 7)
- У крылечка Емели сидит маленькая собачка – детеныш.
Как сказать по-другому?
Расскажите, каким мог быть этот щенок? (Маленький, пушистый, забавный, игривый, добрый). (Слайд 8)
-А вот послушайте, как пишут о нем в рассказе «Щенок». (Чтение текста)
- У кого щенок?
- Что ему дает Митя?
Что делает щенок с молоком?
Слушание музыки.
- У Юнги Морщ есть стихотворение «Огромный собачий секрет».
(Прослушать песню. Слайд 9).
- Как вы понимаете слова, «собака бывает кусачей только от жизни собачей»?
- Собака – друг человека. И от того, как мы относимся к ним , зависит подчас их жизнь.
Больно бывает видеть, когда берут щенка, забавляются с ним , пока он маленький , а когда он вырастит, его выгоняют на улицу. Я надеюсь, что вы никогда так не поступите. И наш Емеля приютит щенка.
Знакомство с правилами написанием гласных после звуков «ч» , «щ»
- Емеля очень любит слушать сказки, которые ему рассказывала старуха - мать.
(Включаю запись сказки)
Прочитать стихотворение – правило (Букварь с. 134)
-О чем в нем говорится?
(В буквосочетаниях ча-ща пишет а, в буквосочетаниях чу - щу пишется буква у.)
Запишите эти буквосочетания в тетрадь.
Релаксация
-Ребята, о чем мечтает Емеля, лежа на печи?
Какие его мечты сбылись? (Ведра сами пришли в дом – водопровод, печь - средство передвижения).
- Мечта может стать реальностью, а для этого нужно стараться, быть внимательным и хорошо учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство со звуками [г],[г]. Буква Г,г.
Подробный и методически верный конспект урока "Обучение грамоте". 1 класс....
конспект урока в 1 классе Тема: «Знакомство со звуками [п], [п’]. Буквы П, п»
анализ и конспект урока в 1 ом классе по обучению грамоте Буквы П, п...
Знакомство со звуком [a] и буквой А
Урок разработан в соответсвии с ФГО...
Знакомство со звуками [Г], [Г’], буквой Гг
Конспектоткрытого урока обучения грамоте (чтение),проведенного в 1 классе по программе «Школа России»...
Тема: «Знакомство со звуками [п], [п’]. Буквы П, п»
Тип урока: изучение нового материала.Цель: формирование коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.Задачи:• образовательные: формирование предста...
Конспект урока по обучению грамоте (развитию речи). Тема урока: « Знакомство со звуком [ч’] и буквой Ч, ч».
Тема урока: «Знакомство со звуком [ч’] и буквой Ч, ч».Тип урока: Изучение нового материала.Цель: Создать условия для знакомства детей с согласным звуком [ч\'] и буквой «Чч», для форми...
Технологическая карта урока «Знакомство со звуком (м),(м) ,буквой М, м».
laquo;Знакомство со звуком (м),(м*), буквой М, м»....