Знакомство со звуком [a] и буквой А
план-конспект урока (русский язык, 1 класс) по теме
Урок разработан в соответсвии с ФГО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
знакомство со звуком [a] и буквой А | 25.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: знакомство со звуком [a] и буквой А
Цели: ознакомить с гласным звуком [а]; научить акцентировано произносить гласные звуки, зафиксированные в звуковых моделях слов, выполнять звуковой анализ слов «Анюта», «луна», моделировать звуковой состав слова (отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета); обеспечить условия для развития фонематического слуха и воспитания культуры учебного труда.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают буквы А, а; умеют выполнять звуковой анализ слов «Анюта», «луна», осуществлять выбор слов со звуком [а] в начале, середине, конце слова, моделировать звуковой состав слова (отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета).
Метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Познавательные: построение рассуждений о значении понятий «верхняя (средняя, нижняя) строка», «левый (правый) столбец» (рисунки в учебнике); воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Личностные: анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация Power Point; у учащихся: учебник, тетрадь на печатной основе.
Сценарий урока
I Мотивация учебной деятельности (подготовка класса к работе)
Учись читать! Учись читать!
Важнее нет науки!
Тот, кто сумеет сам читать,
Совсем не знает скуки.
- Что надо говорить, когда доктор осматривает горло? (А-а-а.)
- Обратите внимание на форму открытого рта.
- Обратите внимание на то, что звук [а] можно пропеть и что ветерок (воздух), выходящий при этом изо рта, незаметен.
- Отгадайте загадки:
Он большой, как мяч футбольный,
Так приятен он на вкус!
Если спелый - все довольны,
И зовут его... (арбуз).
- Произнесите первый звук в слове «арбуз».
Солнце жжёт мою макушку,
Хочет сделать погремушку.
(Мак.)
- Произнесите второй звук в слове «мак».
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, его клюют.
(Рябина.)
- Произнесите последний звук в слове «рябина».
III Объявление темы и постановка учебной задачи.
- Сегодня на уроке познакомимся со звуком [а] и буквой А, а.
IV Открытие новых знаний.
- Звуковой анализ слов «Анюта», «луна» и др.
- Постройте схему слова.
- «Прочитайте» слово «Анюта», ведя указку по схеме звукового состава слова.
- «Прочитайте» слово «Анюта» так, чтобы отчётливо был слышен первый звук. (Ааанюта.)
- Назовите первый звук в слове.
- Какой это звук гласный или согласный? Почему? Обозначьте соответствующей фишкой.
- «Прочитайте» слово «Анюта» так, чтобы отчётливо был слышен второй звук. (Анънъюта.)
- Назовите второй звук.
- Объясните, какой фишкой нужно обозначить этот звук.
- «Прочитайте» слово «Анюта» так, чтобы отчётливо был слышен третий звук. (.Анюююта.)
- Назовите третий звук.
- Объясните, какой это звук и как его обозначить.
- «Прочитайте» слово «Анюта» так, чтобы отчётливо был слышен четвёртый звук. (Анюттта.)
- Назовите четвертый звук.
- Объясните, как его нужно обозначить.
- Назовите мягкую пару звука [т].
- Выделите голосом последний звук в слове.
- Назовите пятый звук этого слова. Расскажите, какой это звук.
- Объясните, как его нужно обозначить.
- Прочитайте всё слово. Что оно обозначает? (Это имя девочки.)
- Сколько в слове звуков?
- Определите, сколько в слове Анюта звуков [а]? (Два.)
- Какие они по счету? (Первый и пятый.)
- После какого согласного звука стоит второй звук [а]? (После твёрдого согласного.) -Запомните правило: после твёрдых согласных звук [а] записывается буквой а.
- Чем отличаются первая и последняя буквы? (Заглавная и маленькая буквы А, а.)
- Буква А - заглавная, пишется только в начале предложения, слов, которые обозначают име на людей, фамилии, клички животных, названия городов, стран, рек.
- Какие вы знаете слова на букву Л? (Ответы учеников.) Аналогично проводится работа с другими словами,
- Выделите последний звук во втором слове, охарактеризуйте его.
- Определение звука [а] в словах. Работа по учебнику.
Учитель просит учащихся рассмотреть образцы печатной буквы А, а.
- Из каких элементов состоят буквы?
БУКВА НА ДОРОГЕ
А - автобус. Чётко, кратко.
Здесь - и выход, и посадка.
А. Шибаев
- Составление предложений с данными словами.
Физкультминутка
- Выбор слов со звуком [а] в начале, середине и в конце слова (по схемам). Работа по учебнику.
- Назовите слова, которые начинаются со звука [а].
- Назовите слова, в которых звук [а] находится в середине слова.
- Назовите слова, в которых звук [а] находится в конце слова.
- Объясните, почему слово «карта» было названо дважды.
- Определите, в каком слове спряталось слово «кран»? (Экран.)
- Расскажите, как расположены рисунки. (В столбики.)
- Назовите каждый рисунок, который расположен в левом столбце (в правом столбце, в верхней строке, в средней строке, в нижней строке).
- Найдите слово в слове «шарф». (Шар.)
- Дифференцированная работа по печатной тетради «Я учусь писать и читать».
- Рассмотрите буквы, написанные в самой верхней части и назовите их по порядку. (Заглавная печатная буква А, строчная печатная буква а, заглавная письменная буква А, строчная письменная буква а.)
- Закрасьте части рисунка, в которые вписана буква а.
- Какой буквой обозначается звук [а] после твёрдых согласных? (Буквой а.) Звукобуквенный анализ названий картинок.
- Посмотрите на условное обозначение перед заданием. Что вы видите? (Фишки, букву.)
- Это значит, что нужно выполнить звукобуквенный анализ.
- Как правильно назвать первую картинку - шарик или шар? (В схеме звукового состава слова представлены три клеточки, значит, картинку можно назвать только словом «шар».)
- Приготовьте цветные карандаши и ручку. После того, как дадим звуковую характеристик звуку, будем закрашивать его клеточку соответствующим цветом. В клеточку, под которой нарисовано перо, впишем соответствующую букву.
- Обозначьте звук [а] буквой, вписав её в нужные клеточки.
- После какого звука стоит звук [а]? (После твёрдого согласного.)
- Повторите правило обозначения звука [а], стоящего после твёрдого согласного. (После твёрдых согласных звук [а]записывается буквой а.)
- Разгадывание кроссворда.
- Назовите слова со звуком [а].
- Что нарисовано на картинке? (Арфа.)
- Объясните, что обозначает слово «арфа». (Арфа- щипковый музыкальный инструмент в виде большой треугольной рамы с натянутыми на ней струнами.)
- Произнесите слово «арфа» медленно, интонируя каждый звук и соотнося последовательно с соответствующими квадратами звукобуквенной схемы слова. (А...р...ф...а...)
- Произнесите слово с акцентированным выделением (пропеванием) только гласного звука [а].
- На каком месте в слове находится звук [а]?
- Покажите с помощью фишек качественную характеристику звука.
Учитель каждый этап работы демонстрирует на доске.
Аналогичная работа проводится со схемами и картинками других слов в кроссворде.
Вывод: буква а обозначает гласный звук [а].
V Итог урока. Игра на внимание.
Учитель читает стихотворение С. Маршака.
.. .Вот мраморная арка
Ведёт в аллею парка.
Идёт аллея до ворот,
А у ворот автобус ждёт...
Да вот фруктовый магазин!
Здесь припасли для нас
Антоновку и апельсин,
Арбуз и ананас.
Вот абрикос, а вот айва...
Какие вкусные слова –
И все на букву... («А»).
- Назовите слова на букву а.
VI Рефлексия (контроль и оценка процесса и результатов деятельности учащимися)
- Что вам понравилось на уроке?
- Какие цели мы сегодня ставили?
- Удалось ли нам их достичь? Почему?
- Давайте оценим нашу работу на уроке.
Поставьте красный кружок в тетради, если у вас получилось красиво и аккуратно, синий – если вы считаете, что ваша работа получилась не так как вы хотелось, зеленый – если вы выполнили работу не до конца.
- Букварь : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, перераб. – М.: Вентана-Граф, 2011.– (Начальная школа ХХI века).
- Пропись: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений / М.М. Безруких, М.И. Кузнецова– М.: Вентана-Граф, 2012– (Начальная школа ХХI века).
- Русский язык (обучение грамоте): 1 класс: система уроков по учебнику Л.Е. Журовой, А.О. Евдокумовой «Букварь» / авт.-сост. И.Г. Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2012.
- Волина В.В. Праздник букваря – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство со звуками [г],[г]. Буква Г,г.
Подробный и методически верный конспект урока "Обучение грамоте". 1 класс....
конспект урока в 1 классе Тема: «Знакомство со звуками [п], [п’]. Буквы П, п»
анализ и конспект урока в 1 ом классе по обучению грамоте Буквы П, п...
Знакомство со звуками [Г], [Г’], буквой Гг
Конспектоткрытого урока обучения грамоте (чтение),проведенного в 1 классе по программе «Школа России»...
Тема: «Знакомство со звуками [п], [п’]. Буквы П, п»
Тип урока: изучение нового материала.Цель: формирование коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.Задачи:• образовательные: формирование предста...
Конспект урока по обучению грамоте (развитию речи). Тема урока: « Знакомство со звуком [ч’] и буквой Ч, ч».
Тема урока: «Знакомство со звуком [ч’] и буквой Ч, ч».Тип урока: Изучение нового материала.Цель: Создать условия для знакомства детей с согласным звуком [ч\'] и буквой «Чч», для форми...
Технологическая карта урока «Знакомство со звуком (м),(м) ,буквой М, м».
laquo;Знакомство со звуком (м),(м*), буквой М, м»....
Методическая разработка урока подготовки к школе: Знакомство со звуками [О], [У], буквами О, У. Закрепление понятия гласный звук. Знакомство со свойствами предметов (цвет, форма, размер)
Методическая разработка урока подготовки к школе: Знакомство со звуками [О], [У], буквами О, У. Закрепление понятия гласный звук. Знакомство со свойствами предметов (цвет, форма, размер)...