Открытый урок по русскому языку во 2 классе «В царстве однокоренных слов»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Тугушева Елена Дмитриевна

Открытый урок по русскому языку во 2 классе

«В царстве однокоренных слов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока32.88 КБ
Office presentation icon презентация440.5 КБ
Файл приложения15.09 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку во 2 классе

«В царстве однокоренных слов»

Цели урока:

 

  • познакомить с признаками однокоренных слов;
  • учить выделять общую часть родственных слов;
  • развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные;
  • развивать мышление, память, внимание, орфографическую зоркость, речь;
  • воспитывать трудолюбие, прилежание, бережное отношение к воде, любовь к природе;
  • познакомить со средствами нахождения информации.

 

Оборудование:

 

  • презентация «В царстве однокоренных слов»;
  • опорная таблица «Дерево»;
  • рабочая тетрадь 

Интеграция:

 

  • русский язык, окружающий мир

 

Организация учебной деятельности:

 

  • индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Формируемые универсальные учебные действия:

личностные результаты:

  • развитие мотивации учебной деятельности, интереса к новому;
  • развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости;

метапредметные результаты:

  • определение общей цели и путей её достижения;
  • определение наиболее эффективных способов достижения результатов;

предметные результаты:

  • умение выделять общую часть родственных слов;
  • умение сравнивать слова, подбирать однокоренные.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Организационный этап.

- Ребята, сейчас у нас урок русского языка.

- Но прежде, чем мы его начнём, давайте поздороваемся с нашими гостями.

Ученик: -Встречая гостей в нашем классе,

                 С улыбкой в глаза Вам глядим

                 Быть вежливыми очень легко нам

                 Мы здравствуйте вам говорим!

- Садитесь по - удобнее. Улыбнитесь друг другу. Соединитесь ладошками друг с другом.

- Чувствуете тепло? Давайте передадим друг другу тепло и радость.

- В классе будет тепло и уютно, и  нам с вами будет приятно  работать. Давайте соберёмся с мыслями, сосредоточимся и…примемся за работу.

- Молодцы! Мы продолжаем изучать тайны родного языка.

Приветствие гостей.

Коммуникативные

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Сели ровно, приготовились к минутке чистописания.

Чистописание 

Дд      до    дя       

 - Отгадайте загадку: 

 «Весной веселит, летом холодит, 
 Осенью питает, зимой согревает».

- Объясните смысл загадки.

 Комментированное письмо.

Дерево живет корнями, а человек друзьями.

 

- Что это за высказывание?

- Как вы понимаете эту пословицу?

(Каким бы сильным и могучим  дерево не было – без корней оно погибнет, ведь они его держат. Та и человек, каким бы сильным, здоровым , богатым не был, без друзей он пропадёт и держится своими друзьями , которые в трудную минуту всегда придут на помощь и выручат. Поэтому, друзей нужно ценить и не ссориться с ними).

- А какая же будет тема нашего урока?

- Попробуем догадаться, послушав стихотворение «Как растут слова»

-Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово – слово корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада,

Вот ещё посадки рядом,

А вот садовод.

С ним садовник идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

-Посмотрите на доску. Какие слова выросли в саду?

-Что общего во всех этих словах?

-Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке?

-А что такое корень слова?

- Какой корень в словах: сад, рассада, посадки, садовод, садовник?

Верно, в этих словах один корень, что ещё в них общее?

Как называются такие слова?

-Как ещё можно назвать такие слова, раз у них один корень?

А теперь мы можем назвать тему урока?

- Правильно!

- Какие задачи мы должны с вами выполнить на уроке? Отвечайте, используя слова:

  • должны узнать…
  • должны научиться….

(Дерево)

(Ответы детей)

 

(Пословица)

(Ответы детей)

(сад, рассада, посадки, садовод, садовник)

(корень)

(о корне слова)

(общая часть родственных слов)

(Корень сад)

(Значение )

(Родственные)

(Однокоренные)

(Однокоренные слова)

- узнать, что такое однокоренные слова,

- научиться выделять общ. часть однокор.слов,

- подбирать и сравнивать однокор. слова.

Регулятивные

Регулятивные, коммуника-тивные, познаватель-ные

Актуализация знаний.

-А сейчас мы с вами просмотрим познавательный фильм, который касается темы нашего урока. Смотрите и слушайте внимательно.

ПРОСМОТР ФИЛЬМА

-Делаем вывод. Какой вывод мы можем сделать?

Т.Е. мы сейчас с вами сформулировали правило: «Что называется однокоренными словами».

-А где мы с вами могли бы найти определение «однокоренных слов»?

- А где можно найти толковый словарь?

- Как вы думаете, где был найден фильм, который вы просмотрели?

- Значит, где ещё можно найти наше определение?

-Послушайте сказку:

 Давно это было. На одной полянке поселились дракончики. Они были очень трудолюбивые. И как - то раз посадили они волшебные корешки. Корешки обладали удивительной способностью разрастаться. И когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и тогда дракончики назвали их  однокоренными. А так как они были детки одного папы-корня, то их ещё назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый

- А сейчас один дракончик пришёл к нам в гости, чтобы провести с вами физ. минутку.

ФИЗМИНУТКА

(Смотрят фильм)

(Слова, которые имеют общую (одинаковую)  часть (корень) и общее значение, называются родственными (однокоренными)

(В учебниках, а толковом словаре)

(В библиотеке, дома)

(В интернете)

(В интернете)

(Изображения домика на доске)

Регулятивные, коммуника-тивные, познаватель-ные

Первичное усвоение новых знаний.

- Дракончик ушёл, но он оставил для вас послание….давайте же его поищем….загляните под парты…..может быть оно там…

- Поиграем в игру «Найди своего родственника»

- Ребята, у которых слова: гусь, море, горит, прошу выйти к доске.

- А теперь, остальные ребята, у которых оказались слова в конверте внимательно прочитайте свои слова, подумайте чьим родственником вы являетесь, а может и не являетесь..

- И сейчас вы можете найти свою семью, подойдите к своим родственникам.

Молодцы! Чем вы руководствовались, когда искали родственников, что вам помогло их найти?

-Какие слова остались без родственников, почему?

(Находят родственников)

(корень и общее значение)

(горка, гусеница, мороженое, т.к. у них один корень, но разное значение, в слове мороженое разный и корень и значение).

Регулятивные, коммуника-тивные, познаватель-ные

Первичное закрепление.

(СЛАЙД 2)

(СЛАЙД  1)

- А сейчас мы подошли к лесной речке. 

 - Найдите однокоренные слова на картинке и запишите, выделите корень.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

- Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула  на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

·     Кто же оказался чужаком среди родственников воды? 

·     Почему гости не сразу приметили чужака?

·     Не поможете ли вы ему найти родственников?

   

·     Запишите список родственников Воды: 

·      -Как пишутся корни в однокоренных словах?  

·     Какое значение в жизни человека имеет вода?

(Вода-главное вещество в организме человека, без пищи человек может прожить около месяца, а вот без воды несколько дней; растения увядают  без воды и засыхают, животные тоже погибают без воды)

Самостоятельная работа.

- А сейчас проверьте свои знания. У вас на столе у каждого лежат карточки. В каждой группе слов найди однокоренные (родственные) слова и выдели в них корень. А вот слово, которое не является однокоренным (родственным)-подчеркни.

Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка, рыбачить, рыбёшка.

(Водитель)

(У него одинаковый корень)

(Водит, доводить, проводить, заводной, обводить, провод).

«Вода, водичка, водяной, водопад, водолаз, водомерка, подводник, водица, водоросли».

(Одинаково.)

(Ответы детей)

Регулятивные, коммуника-тивные, познаватель-ные

Рефлексия (подведение итогов занятия.

-С каким понятиями мы сегодня познакомились?

-Что такое однокоренные слова?

Как найти корень?

-У вас на столах карточки «Оценка урока»

- Посмотри на «пушистиков». У них разное настроение.

- Возьми карандаш, таким цветом, который определяет твоё  настроение и раскрась того «пушистика», у которого такое же настроение, как и у тебя.

Однокоренные слова

Слова, которые имеют общую (одинаковую)  часть (корень) и общее значение, называются родственными (однокоренными)

Подобрать однокоренные (родственные слова).

Рефлексия

Регулятивные

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

(СЛАЙД 3)

-Найти и выписать в тетрадь определение, что называют родственными словами.

В учебнике стр. 96 №2 (к данным словам подобрать однокоренные, выделить корень).

- Наш урок закончен! Всем большое спасибо!

(СЛАЙД 4)

- Мы не прощаемся с Вами навсегда,

  Мы говорим: «До скорой встречи!».

Записывают д.з.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Дерево

живёт

корнями,

а  человек

друзьями.

сад

рассада

посадки

садовод

садовник

Однокоренные

слова.

море

моряк

дом

домик

больной

больница

рыба

рыбка

рыбак

рыбалка

рыбачить

«Смотри

в корень».

«Зри в

корень».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку. 2 класс. Тема "Корень. Однокоренные слова"

Открытый урок по русскому языку на тему "Корень. Однокоренные слова" во 2 классе, 2 четверть по УМК "Планета знаний"....

Технологическая карта открытого урока по русскому языку 3 класс "Однокоренные слова.Обобщение"

Материал рекомендуется для проведения урока обобщения по теме "Однокоренные слова"...

Конспект урока по русскому языку, 2 класс на тему "Однокоренные слова"

Предлагаю вам конспект урока по предмету «Русский язык». Данный материал предназначен для учителей начальных классов, при изучении темы «Однокоренные слова», 2 класс. На данном уроке используются приё...

Конспект урока по русскому языку, 2 класс на тему "Однокоренные слова"

Предлагаю вам конспект урока по предмету «Русский язык». Данный материал предназначен для учителей начальных классов, при изучении темы «Однокоренные слова», 2 класс. На данном уроке используются приё...

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс Тема:"Корень.Однокоренные слова."

-Из-под снега вышел другИ весной запахло вдруг.(подснежник)Легенда гласит:"Однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну.Но смелый подснежник......

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс Тема:"Корень.Однокоренные слова."

-Из-под снега вышел другИ весной запахло вдруг....Легенда гласит:"Однажды старуха Зима......

Урок русского языка. 2 класс. Тема: Родственные (однокоренные) слова. Выделение корня в однокоренных словах.

Родственные (однокоренные) слова. Выделение корня в однокоренных словах....