Открытый урок по русскому языку во 2 классе «В царстве однокоренных слов»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Открытый урок по русскому языку во 2 классе
«В царстве однокоренных слов»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 32.88 КБ |
презентация | 440.5 КБ |
приложения | 15.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку во 2 классе
«В царстве однокоренных слов»
Цели урока:
- познакомить с признаками однокоренных слов;
- учить выделять общую часть родственных слов;
- развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные;
- развивать мышление, память, внимание, орфографическую зоркость, речь;
- воспитывать трудолюбие, прилежание, бережное отношение к воде, любовь к природе;
- познакомить со средствами нахождения информации.
Оборудование:
- презентация «В царстве однокоренных слов»;
- опорная таблица «Дерево»;
- рабочая тетрадь
Интеграция:
- русский язык, окружающий мир
Организация учебной деятельности:
- индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Формируемые универсальные учебные действия:
личностные результаты:
- развитие мотивации учебной деятельности, интереса к новому;
- развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости;
метапредметные результаты:
- определение общей цели и путей её достижения;
- определение наиболее эффективных способов достижения результатов;
предметные результаты:
- умение выделять общую часть родственных слов;
- умение сравнивать слова, подбирать однокоренные.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
Организационный этап. | - Ребята, сейчас у нас урок русского языка. - Но прежде, чем мы его начнём, давайте поздороваемся с нашими гостями. Ученик: -Встречая гостей в нашем классе, С улыбкой в глаза Вам глядим Быть вежливыми очень легко нам Мы здравствуйте вам говорим! - Садитесь по - удобнее. Улыбнитесь друг другу. Соединитесь ладошками друг с другом. - Чувствуете тепло? Давайте передадим друг другу тепло и радость. - В классе будет тепло и уютно, и нам с вами будет приятно работать. Давайте соберёмся с мыслями, сосредоточимся и…примемся за работу. - Молодцы! Мы продолжаем изучать тайны родного языка. | Приветствие гостей. | Коммуникативные |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Сели ровно, приготовились к минутке чистописания. Чистописание Дд до дя - Отгадайте загадку: «Весной веселит, летом холодит, - Объясните смысл загадки. Комментированное письмо. Дерево живет корнями, а человек друзьями.
- Что это за высказывание? - Как вы понимаете эту пословицу? (Каким бы сильным и могучим дерево не было – без корней оно погибнет, ведь они его держат. Та и человек, каким бы сильным, здоровым , богатым не был, без друзей он пропадёт и держится своими друзьями , которые в трудную минуту всегда придут на помощь и выручат. Поэтому, друзей нужно ценить и не ссориться с ними). - А какая же будет тема нашего урока? - Попробуем догадаться, послушав стихотворение «Как растут слова» -Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым – Был он только словом. Это слово – слово корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вот из сада Вам рассада, Вот ещё посадки рядом, А вот садовод. С ним садовник идёт. Очень интересно Гулять в саду словесном. -Посмотрите на доску. Какие слова выросли в саду? -Что общего во всех этих словах? -Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? -А что такое корень слова? - Какой корень в словах: сад, рассада, посадки, садовод, садовник? Верно, в этих словах один корень, что ещё в них общее? Как называются такие слова? -Как ещё можно назвать такие слова, раз у них один корень? А теперь мы можем назвать тему урока? - Правильно! - Какие задачи мы должны с вами выполнить на уроке? Отвечайте, используя слова:
| (Дерево) (Ответы детей)
(Пословица) (Ответы детей) (сад, рассада, посадки, садовод, садовник) (корень) (о корне слова) (общая часть родственных слов) (Корень сад) (Значение ) (Родственные) (Однокоренные) (Однокоренные слова) - узнать, что такое однокоренные слова, - научиться выделять общ. часть однокор.слов, - подбирать и сравнивать однокор. слова. | Регулятивные Регулятивные, коммуника-тивные, познаватель-ные |
Актуализация знаний. | -А сейчас мы с вами просмотрим познавательный фильм, который касается темы нашего урока. Смотрите и слушайте внимательно. ПРОСМОТР ФИЛЬМА -Делаем вывод. Какой вывод мы можем сделать? Т.Е. мы сейчас с вами сформулировали правило: «Что называется однокоренными словами». -А где мы с вами могли бы найти определение «однокоренных слов»? - А где можно найти толковый словарь? - Как вы думаете, где был найден фильм, который вы просмотрели? - Значит, где ещё можно найти наше определение? -Послушайте сказку: Давно это было. На одной полянке поселились дракончики. Они были очень трудолюбивые. И как - то раз посадили они волшебные корешки. Корешки обладали удивительной способностью разрастаться. И когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и тогда дракончики назвали их однокоренными. А так как они были детки одного папы-корня, то их ещё назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый - А сейчас один дракончик пришёл к нам в гости, чтобы провести с вами физ. минутку. ФИЗМИНУТКА | (Смотрят фильм) (Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть (корень) и общее значение, называются родственными (однокоренными) (В учебниках, а толковом словаре) (В библиотеке, дома) (В интернете) (В интернете) (Изображения домика на доске) | Регулятивные, коммуника-тивные, познаватель-ные |
Первичное усвоение новых знаний. | - Дракончик ушёл, но он оставил для вас послание….давайте же его поищем….загляните под парты…..может быть оно там… - Поиграем в игру «Найди своего родственника» - Ребята, у которых слова: гусь, море, горит, прошу выйти к доске. - А теперь, остальные ребята, у которых оказались слова в конверте внимательно прочитайте свои слова, подумайте чьим родственником вы являетесь, а может и не являетесь.. - И сейчас вы можете найти свою семью, подойдите к своим родственникам. Молодцы! Чем вы руководствовались, когда искали родственников, что вам помогло их найти? -Какие слова остались без родственников, почему? | (Находят родственников) (корень и общее значение) (горка, гусеница, мороженое, т.к. у них один корень, но разное значение, в слове мороженое разный и корень и значение). | Регулятивные, коммуника-тивные, познаватель-ные |
Первичное закрепление. (СЛАЙД 2) | (СЛАЙД 1) - А сейчас мы подошли к лесной речке. - Найдите однокоренные слова на картинке и запишите, выделите корень. ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ - Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать? · Кто же оказался чужаком среди родственников воды? · Почему гости не сразу приметили чужака? · Не поможете ли вы ему найти родственников?
· Запишите список родственников Воды: · -Как пишутся корни в однокоренных словах? · Какое значение в жизни человека имеет вода? (Вода-главное вещество в организме человека, без пищи человек может прожить около месяца, а вот без воды несколько дней; растения увядают без воды и засыхают, животные тоже погибают без воды) Самостоятельная работа. - А сейчас проверьте свои знания. У вас на столе у каждого лежат карточки. В каждой группе слов найди однокоренные (родственные) слова и выдели в них корень. А вот слово, которое не является однокоренным (родственным)-подчеркни. | Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка, рыбачить, рыбёшка. (Водитель) (У него одинаковый корень) (Водит, доводить, проводить, заводной, обводить, провод). «Вода, водичка, водяной, водопад, водолаз, водомерка, подводник, водица, водоросли». (Одинаково.) (Ответы детей) | Регулятивные, коммуника-тивные, познаватель-ные |
Рефлексия (подведение итогов занятия. | -С каким понятиями мы сегодня познакомились? -Что такое однокоренные слова? Как найти корень? -У вас на столах карточки «Оценка урока» - Посмотри на «пушистиков». У них разное настроение. - Возьми карандаш, таким цветом, который определяет твоё настроение и раскрась того «пушистика», у которого такое же настроение, как и у тебя. | Однокоренные слова Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть (корень) и общее значение, называются родственными (однокоренными) Подобрать однокоренные (родственные слова). Рефлексия | Регулятивные |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | (СЛАЙД 3) -Найти и выписать в тетрадь определение, что называют родственными словами. В учебнике стр. 96 №2 (к данным словам подобрать однокоренные, выделить корень). - Наш урок закончен! Всем большое спасибо! (СЛАЙД 4) - Мы не прощаемся с Вами навсегда, Мы говорим: «До скорой встречи!». | Записывают д.з. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку. 2 класс. Тема "Корень. Однокоренные слова"
Открытый урок по русскому языку на тему "Корень. Однокоренные слова" во 2 классе, 2 четверть по УМК "Планета знаний"....
Технологическая карта открытого урока по русскому языку 3 класс "Однокоренные слова.Обобщение"
Материал рекомендуется для проведения урока обобщения по теме "Однокоренные слова"...
Конспект урока по русскому языку, 2 класс на тему "Однокоренные слова"
Предлагаю вам конспект урока по предмету «Русский язык». Данный материал предназначен для учителей начальных классов, при изучении темы «Однокоренные слова», 2 класс. На данном уроке используются приё...
Конспект урока по русскому языку, 2 класс на тему "Однокоренные слова"
Предлагаю вам конспект урока по предмету «Русский язык». Данный материал предназначен для учителей начальных классов, при изучении темы «Однокоренные слова», 2 класс. На данном уроке используются приё...
Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс Тема:"Корень.Однокоренные слова."
-Из-под снега вышел другИ весной запахло вдруг.(подснежник)Легенда гласит:"Однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну.Но смелый подснежник......
Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс Тема:"Корень.Однокоренные слова."
-Из-под снега вышел другИ весной запахло вдруг....Легенда гласит:"Однажды старуха Зима......
Урок русского языка. 2 класс. Тема: Родственные (однокоренные) слова. Выделение корня в однокоренных словах.
Родственные (однокоренные) слова. Выделение корня в однокоренных словах....