Русский язык 2 класс. Части речи.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Формирование нового понятия о частях речи (имени прилагательном, имени существительном, глаголе), актуализация знаний о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Русский язык 2 класс. Части речи. | 31.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Тюбукская СОШ №3»
Учитель : Гайсина Любовь Михайловна
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 2 класс
ТЕМА: ЧАСТИ РЕЧИ
Цели деятельности учителя: Формирование нового понятия о частях речи (имени прилагательном, имени существительном, глаголе), актуализация знаний о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях.
Планируемые результаты.
Предметные: знать понятие «части речи», уметь определять по вопросам к какой части речи относится слово.
Личностные: способствовать повышению мотивации к обучению, развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умению общаться, проводить самооценку.
Тип урока: Открытие «нового» знания.
Оборудование: УМК «Школа России», 2, часть 2, В.П. Канакина, презентация, раздаточный материал.
Этап урока Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Психологический настрой: Организация урока Рифмованное начало урока | 1-2 мин | Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я, зовут меня Дарья Вячеславовна. Присаживайтесь (правильно). - В стране родного языка Не все известно нам пока. Но путешествовать начнем И сами до всего дойдем. Откройте тетради, запишите число, сегодня у нас 13 февраля, в классе ( все сели ровно, прямо, следим за осанкой, спина ровная; тетрадь смотрит в окошко, лежит с наклоном, локоток не висит) Сейчас я предлагаю вам провести волшебную минутку чистописания. А почему волшебную, вы мне скажете потом. ч,а,с,т,р,и( слайд) Все соблюдали правила, при написании? Молодцы, ребята! | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. Записывают в тетради. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Р: саморегуляция |
II. Актуализация знаний и мотивация Проблемный: Создание проблемной ситуации | 4-5 мин. | Сегодня мы с вами погрузимся в сказочный и волшебный мир, где откроем очередную тайну русского языка. - Прочитайте эти слова. Из какой они сказки? Ст_рик, ж_ли, з_лотая, л_вил, ры_ка, м_рской, кирпич_ная, пр_ла, тр_ва. (на слайде) -1 слово: Какая буква пропущена? -Подберите проверочное слово. - 2 слово…. - На сколько групп можно разделить эти слова? Обсудите 1 минутку с соседом. - Какие слова мы отнесем в 1 группу? На какие вопросы они отвечают? Как называют слова 1 группы? - Во 2 группу? На какие вопросы отвечают? Как называют слова 2 группы? - В 3? На какие вопросы отвечают? Как называют слова 3 группы? - Как назвать все слова в этих группах, одним словом? - Хотите узнать? | Выполняют устно задание: самопроверка по образцу - АС Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» - делят (фронтально): слова-названия предметов, признаков и действий - старик, рыбка, трава - золотая, морской, кирпичная - жили, ловил, пряла -мы не знаем -да! | П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
III.Постановка учебной задачи Частично-поисковый | 4-5 мин. | На слайде (ч т ) ( р е а с ч и) и Какие слова зашифрованы? Правильно! Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? Вы правы! Сегодняшний урок будет посвящен трем частям речи. На слайде появляется тема «Части речи» - А какие же будут цели нашего урока? Сформулируйте. Если затрудняетесь, в этом вам может помочь страничка 39 в учебнике! Выберете из списка необходимые цели, только для нашей сегодняшней темы. Вы отлично справились! | Читают тему урока вслух: Части речи. Формулируют цели урока - узнать, как называются части речи (группы слов) | Р: целеполагание П: планирование своих действий в соответствии с поставленными задачами Р: принятие и сохранение учебной задачи |
IV.Открытие нового знания Игровой Практический: моделирование | 7-8 мин. | -Ребята, так вы хотите узнать тайну из волшебной книги русского языка, которую я сегодня принесла на урок? Тогда послушайте мою сказку! «С давних времен существует в стране Русский Язык город Частеречинск (прикрепить на доску). Живут в этом городе удивительные волшебники. Волшебник Существительное своей палочкой превращает всё вокруг в разные предметы, явления, вещи… то есть в то, что существует и отвечает на вопросы кто? что?! Если Фея Прилагательное своей волшебной кисточкой прикасается к предмету, то к этому предмету обязательно прилагается какой-то признак (признак отвечает на вопрос какой?)! А дядюшка Глагол ооочень любит говорить (раньше это слово звучало так «глаголить»). У него так много рук и ног, что он может делать много дел сразу». Действия Глагола отвечают на вопрос что делать? На слайде поочередно появляются изображения волшебников. Какие новые понятия вы услышали в сказке? А вы знаете что-нибудь про них? Я думаю, что мы с этим справимся! А сейчас я вам предлагаю разделиться на 3 группы, у каждой группы будет свое задание! Сейчас мы с вами создадим волшебную схему, которая в дальнейшем будет нам помогать. Готовы? На сначала давайте проговорим правила работы в группе. На работу вам дается 2 минутки. (Воссоздают схему на стр.41) -Выберите двух людей из вашей группы, которые выйдут и расскажут, что они узнали нового и как выполнили свое задание. Отлично! А теперь проанализируйте эту схему целиком. Выясните, какая информация нам уже известна, а какая является новой, незнакомой? - Что мы уже знаем из схемы? - А какая информация является новой для вас? - А почему эти группы именно так называются? Что называют частями речи? Чтобы правильно определить часть речи, нужно делать по алгоритму: 1. Прочитать 2. Определить, что обозначает слово. 3. Задать к слову вопрос. 4. Назвать часть речи, к которой относится это слово. ( на слайде) -Отлично, ребята! Давайте потренируемся! Определите, к какой части речи относится каждое из слов? (Серая, белка, кормят) | -Слушают учителя -Составляют схему «Части речи (Частеречинск)» - что слова-предметы отвечают на вопросы кто-что?, слова-признаки – какой? и тд, слова-действия – что делать? и тд - названия частей речи (сущ, прил, глаг) | К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Р: принятие и сохранение учебной задачи |
V.Первичное закрепление во внешней речи Практический: конструирование | 4-5 мин.. | Пока наши волшебники бежали к вам на урок, они рассыпали слова и прислали нам эту коробочку с перепутанными словами. Так что они предлагают нам сделать? (Собрать предложение и распределить слова по частям речи). ВЕЧЕРНЯЯ РАДУГА ПРЕДВЕЩАЕТ ЯРКОЕ СОЛНЦЕ.(1 человек выходит, составляет предложение на доске) Давайте вспомним, какая часть речи, на какие вопросы отвечает и что обозначает? - в русском языке приняты сокращения: имя существительное – сущ., имя прилагательное – прил., глагол – гл. - Выходить будем по очереди, по цепочке. Называем часть речи и не забываем доказывать свое мнение по алгоритму. Физ. минутка. | Выполняют упражнение. Вечерняя (какая?) радуга (что?) предвещает( что делает?) яркое ( какое?) солнце( что?) | К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой Практический | 4-5 мин. | Ребята посмотрите на экран. - откройте упражнение 70, на стр. 42. Прочитайте слова, данные в предложении. -Из какой сказки эти слова? - Выполните упражнение самостоятельно у себя в тетрадях. Проверка: Взаимопроверка | Выполняют упражнение | П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
VII.Включение в систему знаний Практический: конструирование | 7-8мин. | - Предлагаю вам слова определенной части речи, над словами подпишите часть речи. Докажите свою точку зрения. ужасный, беспощадный, тужили, дружба, злодей, поссорить, прогнали, солнце, яркое. Проверка: по цепочке - Молодцы, замечательно! А сейчас откройте свои дневники и запишите дом. задание: учебник стр. 42 упр. 71 | Выполняют задание. | Р: осмысляют учебный материал; планируют свои действия К: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности |
VIII. Рефлексия деятельности Аналитический | 2-3 мин. | Итог урока. -Что нового мы узнали сегодня на уроке и чему научились? (Учились определять какой частью речи является слово. Учились распознавать признаки частей речи) -Какой алгоритм действий вы должны помнить, чтобы определить часть речи? - Наши друзья - волшебники хотят узнать, как вы поняли новую тему. У вас на партах лежат конвертики, сложите свои выполненные задания обратно в конверт и подумайте, в какой ящик вы отправите конверт. Жёлтый – я понял новый материал, зелёный – надо подучить, синий – я не понял. ( На слайде) - Спасибо вам за прекрасный урок. Молодцы! | Отвечают на вопросы. Проводят рефлексию. | П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Дополнительный материал.
Предлагаю вам поиграть в игру. У каждого на парте лежит цветная карточка. Возьмите её в руки, прочитайте слово, которое на ней написано. Определите, к какой части речи относится это слово (никому не показывайте и не говорите).
Если я назову вашу часть речи, вы встаёте. Если нет – стоите на месте. Готовы? Первыми встают – существительные. Покажите карточки, зачитываю слова, вопрос, что обозначают? Все ли правильно определили? ( если нет, то ничего страшного мы только учимся). Садитесь.
Вторыми – прилагательные – по той же схеме.
Третьими – глаголы……..
В каждой колонке слов зачеркнуть лишнее слово, не относящееся к этой части речи
существительное | прилагательное | глагол |
сказка | добрый | выдумывать |
чудо | волшебная | заколдует |
золотая | сказочный | рассказываем |
терем | летает | читать |
белочка | вкусное | фея |
орешек | интересная | мечтаем |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Служебные части речи" 3 класс, система Л.В.Занкова
Урок русского языка отвечает современным требованиям. В нем расписаны все УУД, как того требует ФГОС....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Тест по русскому языку. Тема " Части речи" 3 класс
Тест по русскому языку. Тема " Части речи" 3 класс...
Конспект урока по русскому языку. Тема "Части речи". 3 класс.
Конспект урока по русскому языку. Тема "Части речи". 3 класс....
Технологическая карта урока русского языка. Тема "Части речи". 3 класс.
ТК разработана в соотвествии с УМК "Начальная школа 21 века". В рамках повторения известных частей речи (имя сущ., им прил., глагол) На данном уроке я использовала предметные картинки. Можно испо...
Урок русского языка. Система частей речи. Изменение глаголов по лицам в 4 классе.
Урок-путешествие со сказочным героем Стариком Хоттабычем по частям речи для систематизации изученного материала и детального рассмотрения темы изменения глаголов по лицам....