Русский язык 2 класс. Части речи.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Гайсина Любовь Михайловна

Формирование нового понятия о частях речи (имени прилагательном, имени существительном, глаголе), актуализация знаний о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Русский язык 2 класс. Части речи.31.49 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Тюбукская СОШ №3»

Учитель : Гайсина Любовь Михайловна

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 2 класс

ТЕМА: ЧАСТИ РЕЧИ

Цели деятельности учителя: Формирование нового понятия о частях речи (имени прилагательном, имени существительном, глаголе), актуализация знаний о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях.

Планируемые результаты.

Предметные: знать понятие «части речи», уметь определять по вопросам к какой части речи относится слово.

Личностные: способствовать повышению мотивации к обучению, развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умению общаться, проводить самооценку.

Тип урока: Открытие «нового» знания.

Оборудование: УМК «Школа России», 2, часть 2, В.П. Канакина, презентация, раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой:

Организация урока

Рифмованное начало урока

1-2 мин

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я, зовут меня Дарья Вячеславовна.

Присаживайтесь (правильно).

- В стране родного языка

Не все известно нам пока.

Но путешествовать начнем

И сами до всего дойдем.

Откройте тетради, запишите число, сегодня у нас 13 февраля, в классе ( все сели ровно, прямо, следим за осанкой, спина ровная; тетрадь смотрит в окошко, лежит с наклоном, локоток не висит)

Сейчас я предлагаю вам провести волшебную минутку чистописания. А почему волшебную, вы мне скажете потом.

ч,а,с,т,р,и( слайд)

Все соблюдали правила, при написании?

Молодцы, ребята!

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Записывают в тетради.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Р: саморегуляция

II. Актуализация знаний и мотивация

Проблемный:

Создание проблемной ситуации

4-5 мин.

Сегодня мы с вами погрузимся  в сказочный и волшебный мир, где откроем очередную тайну русского языка.

- Прочитайте эти слова. Из какой они сказки?

Ст_рик, ж_ли, з_лотая, л_вил, ры_ка, м_рской, кирпич_ная, пр_ла, тр_ва. (на слайде)

-1 слово: Какая буква пропущена?

-Подберите проверочное слово.

- 2 слово….

 - На сколько групп можно разделить эти слова? Обсудите 1 минутку с соседом.

- Какие слова мы отнесем в 1 группу? На какие вопросы они отвечают? Как называют слова 1 группы?

- Во 2 группу? На какие вопросы отвечают? Как называют слова 2 группы?

- В 3? На какие вопросы отвечают? Как называют слова 3 группы?

- Как назвать все слова в этих группах, одним словом?

- Хотите узнать?

Выполняют устно задание: самопроверка по образцу

- АС Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

- делят (фронтально): слова-названия предметов, признаков и действий

- старик, рыбка, трава

- золотая, морской, кирпичная

- жили, ловил, пряла

-мы не знаем

-да!

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

III.Постановка учебной задачи

Частично-поисковый

4-5 мин.

На слайде (ч т )  ( р е

                    а с      ч  и)

                      и  

Какие слова зашифрованы?

Правильно! Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? Вы правы!

Сегодняшний урок будет посвящен трем частям речи. На слайде появляется тема «Части речи»

- А какие же будут цели нашего урока? Сформулируйте. Если затрудняетесь, в этом вам может помочь страничка 39 в учебнике! Выберете из списка необходимые цели, только для нашей сегодняшней темы.

Вы отлично справились!

Читают тему урока вслух: Части речи. Формулируют цели урока

- узнать, как называются части речи (группы слов)

Р: целеполагание

П: планирование своих

действий в соответствии с поставленными задачами

Р: принятие и сохранение учебной задачи

IV.Открытие нового знания

Игровой

Практический:

моделирование

7-8 мин.

-Ребята, так вы хотите узнать тайну из волшебной книги русского языка, которую я сегодня принесла на урок?

Тогда послушайте мою сказку!

«С давних времен существует в стране Русский Язык город Частеречинск (прикрепить на доску). Живут в этом городе удивительные волшебники. Волшебник Существительное своей палочкой превращает всё вокруг в разные предметы, явления, вещи… то есть в то, что существует и отвечает на вопросы кто? что?! Если Фея Прилагательное своей волшебной кисточкой прикасается к предмету, то к этому предмету обязательно прилагается какой-то признак (признак отвечает на вопрос какой?)! А дядюшка Глагол ооочень любит говорить (раньше это слово звучало так «глаголить»). У него так много рук и ног, что он может делать много дел сразу». Действия Глагола отвечают на вопрос что делать? На слайде поочередно появляются изображения волшебников.

Какие новые понятия вы услышали в сказке? А вы знаете что-нибудь про них? Я думаю, что мы с этим справимся!

А сейчас я вам предлагаю разделиться на 3 группы, у каждой группы будет свое задание! Сейчас мы с вами создадим волшебную схему, которая в дальнейшем будет нам помогать. Готовы? На сначала давайте проговорим  правила работы в группе. На работу вам дается 2 минутки. (Воссоздают схему на стр.41)

-Выберите двух людей  из вашей группы, которые выйдут и расскажут, что они узнали нового и как выполнили свое задание.

Отлично!

А теперь проанализируйте эту схему целиком.

Выясните, какая информация нам уже известна, а какая является новой, незнакомой?

- Что мы уже знаем из схемы?

- А какая информация является новой для вас?

- А почему эти группы именно так называются?

Что называют частями речи?

Чтобы правильно определить часть речи, нужно делать по алгоритму:

1. Прочитать

2. Определить,  что обозначает слово.

3. Задать к слову вопрос.

4. Назвать часть речи, к которой относится это слово.

( на слайде)

-Отлично, ребята!

Давайте потренируемся! Определите, к какой части речи относится каждое из слов? (Серая, белка, кормят)

-Слушают учителя

-Составляют схему «Части речи (Частеречинск)»

- что слова-предметы отвечают на вопросы кто-что?, слова-признаки – какой? и тд, слова-действия – что делать? и тд

- названия частей речи (сущ, прил, глаг)

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Р: принятие и сохранение учебной задачи

V.Первичное закрепление во внешней речи

Практический:

конструирование

4-5 мин..

Пока наши волшебники бежали к вам на урок, они рассыпали слова и прислали нам эту коробочку с перепутанными словами. Так что они предлагают нам сделать? (Собрать предложение и распределить слова по частям речи).

ВЕЧЕРНЯЯ РАДУГА ПРЕДВЕЩАЕТ ЯРКОЕ СОЛНЦЕ.(1 человек выходит, составляет предложение на доске)

Давайте вспомним, какая часть речи, на какие вопросы отвечает и что обозначает?

- в русском языке приняты сокращения: имя существительное – сущ., имя прилагательное – прил., глагол – гл.

- Выходить будем по очереди, по цепочке. Называем часть речи и не забываем доказывать свое мнение по алгоритму.

Физ. минутка.

Выполняют упражнение.

Вечерняя (какая?) радуга (что?) предвещает( что делает?) яркое ( какое?) солнце( что?)

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический

4-5 мин.

Ребята посмотрите на экран.

 - откройте упражнение 70, на стр. 42.

Прочитайте слова, данные в предложении.

-Из какой сказки эти слова?
- Давайте изучим каждую группу слов: к каким частям речи можно отнести эти слова?

- Выполните упражнение самостоятельно у себя в тетрадях.

Проверка: Взаимопроверка

Выполняют упражнение

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

VII.Включение в систему знаний

Практический:

конструирование

7-8мин.

- Предлагаю вам слова определенной части речи, над словами  подпишите часть речи. Докажите свою точку зрения.

ужасный,  беспощадный, тужили, дружба, злодей, поссорить, прогнали, солнце,  яркое.

Проверка: по цепочке

- Молодцы, замечательно!

А сейчас откройте свои дневники и запишите дом. задание: учебник стр. 42 упр. 71

Выполняют задание.

Р: осмысляют учебный материал; планируют свои действия

К: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности

VIII. Рефлексия деятельности

Аналитический

2-3 мин.

Итог урока.

-Что нового мы узнали сегодня на уроке и чему научились?

(Учились определять какой частью речи является слово.

Учились распознавать признаки частей речи)

-Какой алгоритм действий вы должны помнить, чтобы определить часть речи?

 - Наши друзья - волшебники хотят узнать, как вы поняли новую тему. У вас на партах лежат конвертики, сложите свои выполненные задания обратно в конверт и  подумайте, в какой ящик вы отправите конверт. Жёлтый – я понял новый материал, зелёный – надо подучить, синий – я не понял. ( На слайде)

- Спасибо вам за прекрасный урок. Молодцы!

Отвечают на вопросы.

Проводят рефлексию.

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Дополнительный материал.

Предлагаю вам поиграть в игру. У каждого на парте лежит цветная карточка. Возьмите её в руки, прочитайте слово, которое на ней написано. Определите, к какой части речи относится это слово (никому не показывайте и не говорите).

Если я назову вашу часть речи, вы встаёте. Если нет – стоите на месте. Готовы? Первыми встают  – существительные. Покажите карточки, зачитываю слова, вопрос, что обозначают? Все ли правильно определили? ( если нет, то ничего страшного мы только учимся). Садитесь.

Вторыми – прилагательные – по той же схеме.

Третьими – глаголы……..

В каждой колонке слов зачеркнуть лишнее слово, не относящееся к этой части речи

существительное

прилагательное

глагол

сказка

добрый

выдумывать

чудо

волшебная

заколдует

золотая

сказочный

рассказываем

терем

летает

читать

белочка

вкусное

фея

орешек

интересная

мечтаем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Служебные части речи" 3 класс, система Л.В.Занкова

Урок русского языка отвечает современным требованиям. В нем расписаны все УУД, как того требует ФГОС....

Тест по русскому языку. Тема " Части речи" 3 класс

Тест по русскому языку. Тема " Части речи" 3 класс...

Конспект урока по русскому языку. Тема "Части речи". 3 класс.

Конспект урока по русскому языку. Тема "Части речи". 3 класс....

Технологическая карта урока русского языка. Тема "Части речи". 3 класс.

ТК разработана в соотвествии с УМК "Начальная школа 21 века". В рамках повторения известных частей речи (имя сущ., им прил., глагол) На данном уроке я использовала предметные картинки. Можно испо...

Урок русского языка. Система частей речи. Изменение глаголов по лицам в 4 классе.

Урок-путешествие со сказочным героем Стариком Хоттабычем по частям речи для систематизации изученного материала и детального рассмотрения темы изменения глаголов по лицам....