Конспект урока по теме "Разделительный ъ и ь знаки. 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
конспект урока по русскому языку по теме "Разделительный ъ и ь знаки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_znaki.docx | 48.27 КБ |
Предварительный просмотр:
План конспект урока по русскому языку 3 клас
Тема: Разделительные твердый (Ъ) и мягкий (ь) знаки.
Цель: повторить правила написания разделительного твердого знака и разделительного мягкого знака.
Планируемые результаты: учащиеся научатся писать слова с разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком; составят алгоритм проверки написания разделительного твердого знака и разделительного мягкого знака.
Оборудование: карточки с заданиями, мягкий и твердый знак, конверты с деталями для сбора схемы-правила, учебник Русский язык для 3 класса, презентация круги для самооценки.
Ход урока
I.Организационный момент.
Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Урок русского языка.
- Посмотрите на парту, все ли на месте, в порядке? Улыбнитесь друг другу. Откройте тетради, запишите дату.
II. Минутка чистописания.
- Прочитайте слова на доске: печка, отъезд, вьюга, теплица,семья, поезд. Назовите букву, которая не обозначает звука.
Спишите слова с твёрдым и мягким знаком.
Ребята, вы уже догадались о теме нашего урока?
- Тема нашего урока: «Разделительные твердый (Ъ) и мягкий (Ь) знаки».
- Вы любите читать? У меня в детстве была любимая книга. А кто её главный герой, вы узнаете, отгадав загадку:
Он, конечно, самый главный
Озорник-шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа. (Незнайка)
III. Актуализация знаний.
- В одной из повести Незнайка летал на Луну. А сегодня он там встретил жителей страны Грамматики, которые очень сильно поспорили. Хотите услышать о чём их спор? Вот послушайте:
Не чересчур ли ты добряк? –
Так знаку мягкому промолвил твёрдый знак.
- Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
- Кто б говорил, но ты б уж помолчал! –
Знак Ь твёрдому на это отвечал.
- Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву ять, тебя из азбуки изъять!..
- Друзья! Никчёмные слова - ваш разговор –
Незнайка им сказал, услышав этот спор,
- Вы оба хороши, достойны чести,
Когда стоите в нужном месте.
- Ай, ай, ай! Это не дело когда друзья ругаются! Что же делать? Может быть мы вместе с Незнайкой постараемся помирить друзей? Ребята вы готовы? Для этого необходимо вспомнить всё, что их объединяет и связывает, и чем они отличаются друг от друга.
- Девизом урока нам послужат следующие слова: “Друзья, ученье нас объединяет!”. Как вы понимаете смысл этого девиза?
IV. Самоопределение к деятельности.
- Незнайка решил, что разделительный мягкий знак надо писать после всех мягких согласных перед гласными, а разделительный твердый знак – после всех твердых согласных перед гласными.Прав ли он?
-что бы узнать прав ли он открываем учебники на стр 49 прочитаем правило.
- Найдите ошибки в ответе незнайки( разделительный мягкий знак пишется перед буквами Е,Ё,Ю,Я,И; перед другими гласными не пишется. Разделительный твердый знак пишется в приставках оканчиваются на согласную, перед гласными Е,Ё,Ю,Я).
- На уроке будем учиться писать слова с разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком.
V. Работа по теме урока.
1)Задание: Найдите местечко для разделительного Ъ. (Cлайд 5)
(Рас?сада, под?ехал, по?ели)
- Что общего в этих словах? (Во всех словах есть приставка)
2) Найдите местечко для разделительного Ь. (Cлайд 7)
(Гост?я, пал?ма, сирен?)
- А теперь “соберём” схему-правило для разделительного Ь и Ъ знака.
- Незнайка приготовил для вас задания, в которых нужно применить полученное правило.
1) “Найди пропажу”.
- Работа по вариантам. (Проверка на слайде 11)
стуля | подёмник |
сёмка | сёжился |
лиси | вюнок |
обездил | ателе |
- Перед какими же буквами пишется разделительный мягкий знак?( ( разделительный мягкий знак пишется перед буквами Е,Ё,Ю,Я,И; перед другими гласными не пишется)
- Послушайте стихотворение и посторайтесь запомнить слова с разделительным мягким знаком.
Не мог озорной мягкий знак Найти себе места никак. В журчащем проворном Ручье Заплыл мягкий знак перед Е. Заметил, летит Вороньё, И ловко взлетел перед Ё. К нечастью, свалился в Репьи, Попав прямиком перед И. Оттуда залез к Муравью, Усевшись как раз перед Ю. А шла когда мимо Свинья, Забрался он к ней перед Я. И громко запел: «Перед Е,Ё,И,Ю». Всегда разделительным знаком стою. Я знак разделительный, знайте, друзья, Меня вы найдете в словах перед Я!
- Какие слова с разделительным мягким знаком вы запомнили?
- Перед какими буквами пишется разделительный твердый знак?
( Разделительный твердый знак пишется в приставках оканчиваются на согласную, перед гласными Е,Ё,Ю,Я).
VI. Физкультминутка.
- Отдохнём и подумаем.
(Я называю слова. Дети подпрыгивают, если слово с разделительным твёрдым знаком, или стоят на месте, если твёрдого знака нет).
Вьюн, объявление, свинья, разъярённый, ненастье, объезд, семья, соловьи, съёмка, предъявить,ручьи,подъем,воробьи,объясение.
VII. Продолжение работы по теме урока.
Работа в группах
Карточка
Образуй от данных слов однокоренные слова, заменив в них приставки указанными в скобках.
Поехал (под-), приезд (под-), заявил (об-), выяснил (об-), соединил (раз-), приём (под-), приехал (от-).
Запиши образованные однокоренные слова. Подчеркни ъ. выдели приставки.
Запишите слова: первый ряд – с разделительным Ъ, второй ряд – с разделительным Ь, третий ряд – слова , в которых не пишется ни Ъ, ни Ь.
Об…явление, от…езд, гост…я, в…ход, угощен…е, об…ём, раз…яснил, в…езд, мыт..ё, варен...е, в…зял, мал…чик, в…юга, с…прыгнул.
VIII. Обобщение изученного.
(Cлайд 14)
Призадумались тут знаки
И друг другу говорят:
Каждый в слове пригодится
И в нужном месте должен появиться.
Важен – ты и важен – я.
Мы с тобой навек – друзья!
Ну а вы, ученики
Правила не забывайте,
Разделительные знаки
Правильно употребляйте.
Запомните! Проще простого!
Пишите меня в корне слова.
Пишите без опаски,
Но только лишь после согласной.
И перед гласными, друзья:
Е, Ё, а также И, Ю, Я
С приставкой на согласную
Дружу я с давних пор,
После меня лишь гласные
Стоят как на подбор.
Вот эти гласные, друзья: Е, Ё, Ю, Я.
IX. Рефлексия урока.
- Проанализируйте свою работу на уроке, воспользовавшись фразами:
Сегодня на уроке я:
- научился...
- было интересно...
- было трудно...
- больше всего понравились задания...
- мне показалось важным...
- я понял, что... X. Оценивание работы на уроке. (Самооценка).
- Если вы очень хорошо поработали – поднимите зеленый круг.
- Если поработали хорошо, но могли бы лучше – поднимите синий круг.
- Если вы не работали, но на следующем уроке обязательно поработаете – поднимите желтый круг.
XI. Итог урока. - Вспомните девиз сегодняшнего урока. Почему именно этот девиз предложил нам Незнайка?
Ъ
Ь
- Друзья! Никчёмные слова - ваш разговор –
Незнайка им сказал, услышав этот спор,
- Вы оба хороши, достойны чести,
Когда стоите в нужном месте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку УМК "ШколаРоссии" 2 класс по теме "Мягкий знак- показатель грамматической формы"
Разработка урока по теме "Мягкий знак- показатель грамматической формы"...
Конспект урока по русскому языку для 2-го класса по теме: "Разделительный мягкий знак"
Задачи: образовательные: формировать представление об употреблении разделительного мягкого знака и правописании слов с разделительным мягким знаком;развивающие: развивать умение сравнивать, умение обо...
Конспект урока по русскому языку "Разделительный твёрдый знак.Твёрдый и мягкий знаки"
Урок изучения нового материалаИспользованные технологии:Проектно-исследовательский метод в технологии деятельностного обучения.Тема: Разделительный твёрдый знак. Мягкий и твёрдый знаки.Цели:...
Конспект урока по русскому языку "Написание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих".3 класс
Конспект данного урока может быть использован для работы по различным УМК. К конспекту прилагается презентация для индивидуальной работы учеников. ...
конспект урока ФГСР по теме "Разделительный мягкий знак" во 2 классе школы II вида
Интересный урок по формированию грамматического строя речи во 2 классе школы II вида...
конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак в глаголах после шипящих", 34 класс программа "Начальная школа 21в."
В материале представлен конспект урока русского языка по программе "Начальная школа 21в." С.В. Иванов. Соответствует требованиям ФГОС....
План-конспект урока по литературному чтению в 1 «В» классе на тему:«Звук [й’] после разделительного твёрдого знака перед буквами «Е», «Ё», «Ю», «Я»
План-конспект урока по литературному чтению в 1 «В» классе на тему:«Звук [й’] после разделительного твёрдого знака перед буквами «Е», «Ё», &la...