Кластер на уроках русского языка в начальных классах как прием технологии критического мышления.
статья по русскому языку
Использование приема составления кластера на уроках русского языка в начальных классах способствует актуализации знаний учащихся, обобщению и структурированию материала. Кластер помогает эффективнее запомнить теоретический материал по любой теме, проявить творческие способности и креативность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.17 МБ |
![]() | 22.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) Цель: развитие мыслительных навыков у школьников, которые необходимы как в учебном процессе, так и в повседневной жизни.
ОСНОВА ТРКМ – ТРЁХФАЗНАЯ СТРУКТУРА УРОКА ВЫЗОВ ОСМЫСЛЕНИЕ РЕФЛЕКСИЯ
1 этап урока – «Вызов» Цель: - актуализация имеющихся знаний; - пробуждение интереса к получению новой информации; - постановка учеником собственных целей обучения. Функции : Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)
2 этап- «Осмысление» Эта стадия позволяет ученику: 1) получить новую информацию; 2) осмыслить её; 3) соотнести с уже имеющимися знаниями. На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
3 этап- «стадия рефлексии» Здесь основным является: 1) целостное осмысление, обобщение полученной информации; 2) присвоение нового знания, новой информации учеником; 3) формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме
Кластер (от англ. cluster – «скопление», «пучок», «созвездие») – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему, свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.
Применение кластера имеет следующие достоинства: - он позволяет охватить большой объем информации; - вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно; - дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.
В ходе составления кластера формируются и развиваются следующие умения: - умение ставить вопросы; - выделять главное; - устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения; - переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом; - сравнивать и анализировать; - проводить аналогии.
«Планета и ее спутники» 1. В центре чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является ключевым в раскрытии идеи, темы; Состав слова
2. Вокруг записать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы; Окончание Корень Приставка Суффикс Состав слова
3. По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи . Изменяемая часть слова Основная часть слова Служит для образования новых слов Состав слова Окончание Приставка Суффикс Корень
Примеры заданий Приём «Корзина идей» Части речи - это: 1... 2... 3...
При оформлении кластера на уроках русского языка в начальных классах необходимо придерживаться следующих правил: 1. Кластер изображается на доске, в тетради, на чистом листе бумаги. Это зависит от способа организации урока. 2. При создании кластера желательно использовать цветные ручки, карандаши, фломастеры. Это позволяет акцентировать внимание на определенных моментах и образнее представить изучаемое явление.
Таким образом, использование приема составления кластера на уроках русского языка в начальных классах способствует актуализации знаний учащихся, обобщению и структурированию материала. Кластер помогает эффективнее запомнить теоретический материал по любой теме, проявить творческие способности и креативность.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
КЛАСТЕР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ КАК ПРИЕМ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Е.А. Гореванова, г. Шадринск
В связи с введением новых образовательных стандартов в начальной школе к системе образования в целом, и к специфике преподавания русского языка в частности предъявляются новые требования. Основным считается переход от репродуктивного стиля обучения к инновационной образовательной парадигме, способствующей развитию познавательного интереса и познавательной активности младших школьников [1].
Главным средством формирования познавательной активности является технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Специфика данной технологии заключается во взаимодействии учащегося и информации. Основная цель технологии – развитие мыслительных навыков у школьников, которые необходимы как в учебном процессе, так и в повседневной жизни. Принято выделять следующие стадии этой технологии: «Вызов», «Осмысление», «Рефлексия». Применяя технологию РКМЧП, обучение происходит на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности [3, с. 25].
Графическая организация материала в данной технологии является ведущим методом демонстрации процесса мышления. Наиболее распространенным является прием составления кластера. Однако вопрос о применении данного приема на уроках русского языка в начальных классах, а также рекомендации по составлению кластеров до сих пор остается малоизученным.
Кластер (от англ. cluster – «скопление», «пучок», «созвездие») – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему, свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы [2]. Данный прием, в отличие от письменной работы, позволяет охватить больше информации, помогает ее систематизировать, представив как заголовок смысловых блоков.
Кластер – это отражение нелинейной формы мышления. С помощью него можно представить ключевые моменты любого понятия из курса русского языка. Этот прием также принято называть «наглядный мозговой штурм». По своей специфике он похож на опорный конспект и является универсальным. Чтобы систематизировать имеющуюся информацию по определенной теме, либо выявить пробелы в знаниях по этой теме, данный прием целесообразнее применять на стадии вызова. Для закрепления полученной информации кластер используется на уроках русского языка на стадии осмысления. Если необходимо сгруппировать лингвистические понятия и установить между ними логическую связь, кластер применяют на стадии рефлексии.
Возможно использовать данный прием на всех его стадиях в течение всего занятия. В начале урока педагог предлагает младшим школьникам на листе бумаге изобразить всю имеющуюся у них информацию на заданную тему. На протяжении всего занятия учащиеся постепенно добавляют в свою схему новый материал, выделяя его другим цветом. Таким образом, использование кластера на уроках русского языка в начальных классах способствует развитию умений прогнозировать, предполагать, анализировать, дополнять, фиксируя главное.
Прием составления кластера на уроках русского языка в начальных классах применяется на разных этапах урока (при целеполагании, повторяя изученный материал, при объяснении новой темы, при работе с учебником, при закреплении, систематизации, обобщении изученного материала) [1].
Наиболее используемой разновидностью кластера при изучении нового материала, по нашему мнению, можно назвать «Фишбоун» («Рыбий скелет»). Учитель на доске записывает вопрос, фразу или объект, о котором далее пойдет речь. Это и является головой рыбы. Далее формируется «скелет»: младшие школьники в своих тетрадях записывают все, что знают о предмете речи. Получается своего рода каталог мыслей, которые необходимо озвучить. Затем младшие школьники обмениваются знаниями, делают выводы о предмете речи. В данном случае ответ на поставленный в начале урока вопрос представляет собой хвост рыбы.
Закрепляя и систематизируя изученный материал, мы предлагаем на уроках русского языка использовать такую модель кластера, как «Планета и ее спутники». Ее можно применять и на этапе постановки цели, и при повторении пройденного материала.
Учащимся предлагается в центре листа записать ключевое слово или фразу, являющуюся «сердцем» темы. Далее вокруг слова фиксируются мысли в виде отдельных слов или предложений, которые отражают основную идею темы. Их соединяют с ключевым понятием прямыми линиями или стрелками. Затем к каждому «спутнику», устанавливая новые логические связи, добавляются другие «спутники». Таким образом, образуется схема, графически изображающая мысли учащихся и определяющая информационное поле изучаемой темы [2].
Составляя кластер коллективно, можно применить прием «Корзина идей», где младшие школьники по очереди называют факты по изучаемой теме, не повторяя уже озвученное.
При оформлении кластера на уроках русского языка в начальных классах необходимо придерживаться следующих правил:
1. Кластер изображается на доске, в тетради, на чистом листе бумаги. Это зависит от способа организации урока.
2. При создании кластера желательно использовать цветные ручки, карандаши, фломастеры. Это позволяет акцентировать внимание на определенных моментах и образнее представить изучаемое явление.
При составлении кластера необходимо озвучить ученикам, что они должны записывать все возникающие у них идеи и фиксировать их до тех пор, пока они не закончатся. Им нужно попытаться построить больше логических связей и не придерживаться какого-то задуманного плана.
Таким образом, использование приема составления кластера на уроках русского языка в начальных классах способствует актуализации знаний учащихся, обобщению и структурированию материала. Кластер помогает эффективнее запомнить теоретический материал по любой теме, проявить творческие способности и креативность.
Список использованных источников
- Кластер на уроках русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://diplomba.ru/work/100857
- Коряковцева, Е.И. Создание кластера на уроках русского языка [Электронный ресурс] / Е.И. Коряковцева. – Режим доступа: https://infourok.ru/sozdanie-klastera-na-urokah-russkogo-yazika-1337564.html
- Муштавинская, И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя [Текст] : учебно-методическое пособие / И.В. Муштавинская. – 2-е изд. – Санкт-Петербург : КАРО, 2013. – 140 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/16/picture-181148-1358360646.jpg)
Развитие логического мышления на уроках русского языка в начальных классах
Приведённые в статье упражнения, приёмы работы и задания можно использовать на уроках русского языка во 2 классе. Данная методика способствует развитию внимания, логического мышления учащихся, помогае...
Методические рекомендации для учителей начальных классов по применению технологии критического мышления
В данной работе даны методические рекомендации по использованию некоторых приёмов технологии критического мышления на разныъ этапах урока....
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/09/picture-31564.jpg)
Конспект урока русского языка в 4 классе с использованием технологии «Критическое мышление».
Основные цели урока по теме "Несклоняемые имена существительные": знакомство с несклоняемыми именами существительными наиболее часто встречающимися в речи, с их происхождением и значением, прави...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/04/picture-1195771-1575449739.jpg)
Урок русского языка в 3 классе с использованием технологии развития критического мышления
Тема: "Второстепенные члены предложенияЦель: Сформировать представления о второстепенных членах предложения, их функциях, видах, графическом обозначении.Ввести алгоритм определения второстепенных...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/26/picture-1253361-1606398499.jpg)
Использование кластеров на уроках русского языка в начальной школе при изучении частей речи как средств формирования познавательных УУД.
В данной работе были отражены виды приёма "Кластер" вне технологии развития критического мышления (ТРКМ) при изучении частей речи как средств формирования познавательных универсальным учебны...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/25/picture-226388-1480090994.jpg)
Этимологический анализ как методический прием при обучении орфографии на этапе изучения словарных слов на уроках русского языка в начальных классах.
Повышенное внимание учащихся к трудным словам, прочное запоминание их написания, работоспособность на уроке достигались с помощью применения новых форм и методов изучения с...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/03/picture-1142811-1727944101.jpg)
Урок русского языка в 3 классе с использованием технологии развития критического мышления
Урок русского языка в 3 классе с использованием технологииразвития критического мышления...