Урок русского языка в 3 классе с использованием технологии развития критического мышления
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Сластина Марина Андреевна

Урок русского языка в 3 классе с использованием технологии

развития критического мышления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе с использованием технологии

развития критического мышления

Тема

Второстепенные члены предложения

Цель:

Сформировать представления о второстепенных членах предложения, их функциях, видах, графическом обозначении.

Ввести алгоритм определения второстепенных членов предложения.

Научить использовать приобретённые знания при написании письма (создании текста описания).

Основное содержание темы

Изучение распространённых и нераспространённых предложений, второстепенных членов предложения: определения, обстоятельства, дополнения.

Термины и понятия

Предложения распространённые, нераспространённые.

Второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение.

Ресурсы

Учебник «Русский язык. 3 класс» УМК «Школа Росиии»

Демонстрационный материал: электронная презентация

Раздаточный материал: карточки с учебными заданиями. Тренажеры.

Форма организации детей

Групповая, индивидуальная, фронтальная.

Технология

Здоровьесберегающая, исследовательская, критического мышления.

Методы

Проблемно-поисковый, исследовательский  

Планируемый результат

Личностные умения:

 - проявлять позитивное отношение к процессу создания письма;

- творческое отношение к процессу создания письма.

Метапредметные умения

Познавательные:

- исследовать второстепенные члены (обстоятельство, определение, дополнение), определять вид каждого второстепенного члена в предложении;

- использовать приобретённые знания при написании письма (создание текста-описания);

Регулятивные:

- соотносить учебные действия с алгоритмом определения второстепенных членов предложения;

Коммуникативные:

- формулировать собственное высказывание, мнение;

Предметные умения

-  определять в предложении второстепенные члены разных видов, обозначать их графически;

Информационный материал

Демонстрационный материал

Электронная презентация

Раздаточный материал:

Карточки с учебными заданиями.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

Цель: улучшает психические функции: активизирует память, внимание, воображение, образное мышление, усиливает творческий потенциал.

- Я бы хотела начать урок с приветствия, но оно рассыпалось. Вы поможете мне?

«С малой удачи начинается успех!»

- Как вы понимаете эти слова?

- Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!

Аутогенная тренировка.

- Дети, закройте глаза и представьте, что на вас солнышко льёт тёплые лучики, под ними мы становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои солнечные лучики маме, папе, всем своим друзьям и близким, пожелайте им любви и добра.

- На столах у каждого из вас лежит лента успеха. Возьмите и поставьте в первом столбике оценку, которую вы бы пожелали сегодня получить

Работа в парах.

Учащиеся собирают предложение

Заполняют ленту успеха

Личностные умения:

-проявлять интерес к получению знаний

Актуализация знаний

Составление кластера

У Марины есть подруга Ольга, которая живет на севере нашей большой страны на полуострове Таймыр. Где еще лежат снега и дуют холодные ветры. (выступление ученика о Таймыре )

Меж высоких гор, в бескрайней тундре, по морям и ледовитому океану раскинул свои просторы Великий Север. Дикий и суровый, этот студёный край ещё каких-то три столетия назад был таким же, как и в глубокой древности, неизведанным и загадочным миром. Миром, который зовётся Таймыр.

Полуостров Таймыр расположен на территории Российской Федерации за Полярным кругом между устьями рек Енисея и Лены, на севере глубоко вдаётся в Северный Ледовитый океан. Весна приходит  только в конце мая. Теплый период здесь длится не более 2.5 месяцев (конец июня — начало сентября). Летние температуры воздуха составляют 2—7 °С, зимние от –25 до –35 °С. А местами доходит до – 46, - 62.

 Ольга написала Марине письмо.

Здравствуй, Марина!

     У нас на Таймыре еще очень холодно. Зима не торопиться от нас уходить. А у вас наступила весна? Что изменилось в природе?  Напиши мне, пожалуйста.

Твоя подруга Ольга.

Марина написала ответ своей подруге .

Наступила весна. Зажурчали ручьи. Надулись почки. Проснулось солнышко.

- Ребята, можно ли утверждать, что Ольга поняла, что изменилось в природе?

- А как сделать, чтобы Ольга поняла?

- Почему Марина  не смогла объяснить, что изменилось в природе весной?

Прием «Ромашка Блума».

Игра  «Веришь – не веришь»

1. «Погадаем на ромашке». Из каждой группы выдергивают по лепесточку. Верите ли вы, что…

*Второстепенные члены не входят в основу предложения?

*Предложение может быть без второстепенных членов?

*Второстепенные члены не зависят от главных и других членов предложения?

*Подлежащее всегда выражено существительным?

*Сказуемое всегда выражено глаголом?

*Подлежащее и сказуемое составляют основу предложения?

*В предложении всегда есть подлежащее?

В конце урока  проверим ваши предположения.

2. - Что называется предложением?

Прием «Кластер».

- На какие группы разделите предложения? (распространённые и нераспространённые предложения)

- Назовите признаки распространённого и нераспространённого предложения.

- Что является грамматической основой предложения? (Подлежащее, сказуемое).

- Предложение может состоять из каких членов предложения? (Может состоять только из одного главного подлежащего, из одного главного сказуемого, состоит только из главных подлежащего и сказуемого, состоит из главных и второстепенных членов)

Какой вывод можно сделать:

Предложение может состоять из главных и второстепенных членов, или только из главных, а  из второстепенных – не может. Вот почему подлежащее и сказуемое называют главными, а другие – второстепенными членами предложения.

- Для чего нужны ли второстепенные члены предложения?

- Кто из вас может сформулировать тему урока?

Читает учащийся

Высказывания детей, Марина не смогла в своем письме подробно описать изменения в природе.

Предложения нераспространенные. Состоят только из главных членов.

Предложение – это законченная мысль. В предложении слова связанны по смыслу.

Второстепенные члены предложения помогают более точно о чём-то рассказать. Иначе бы наша речь была бы бедной и некрасивой. Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.

Личностные умения:

- проявлять интерес к написанию письма, к описанию весны.

Познавательные умения:

- определять признаки распространённого и нераспространённого предложения и обосновывать своё мнение.

Постановка цели и задач урока

Цель: сохранение высокой работоспособности и здоровья детей умение правильно  дышать

Тема « Второстепенные члены предложения»

Цель урока :

Узнать, (второстепенные члены) - что такое дополнение, определение и обстоятельство. Научиться находить дополнения, определения и обстоятельства в предложении.

Применение тренажера «Тучка». Подуй на тучку.  

  1. Вдыхать воздух надо как можно глубже, через нос.
  2. Выдыхать воздух носом или ртом плавно без рывков.

Учащиеся определяют тему урока и его цель.

Первичное усвоение новых знаний

- ввести алгоритм определения второстепенных членов предложения.

 

Физминутка «Паровозик»

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Орфографическая минутка.

 - Я предлагаю поработать парами, у вас на столах лежат  маршрутные листы  по 3 станциям: обстоятельство, определение, дополнения. Поможет вам справиться с заданием правило, которое вы найдете у себя на столах.

- И так, отправляемся в путь.

- Мы прибыли на первую станцию 1.«Обстоятельство» Дополнение кластера

2. «Определение»     Дополнение кластера

3. «Дополнение»      Дополнение кластера

Учащиеся работают в тетради.

Учащиеся работают по маршрутным листам.

Оценивают себя на «Листах успеха»

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, отстаивать свою точку зрения.

Предметные умения:

- определять второстепенные члены предложения, опираясь на правило.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

- Вы завершили свою работу.

Один учащийся рассказывает правило по составленному кластеру.

Обстоятельство: как? когда? где? куда? откуда?, что обозначает, графическое изображение.

Определение: какой? какая? какое?, что обозначает, графическое изображение.

Дополнение: падежные вопросы, что обозначает, графическое изображение

Регулятивные умения:

- выполнять учебные задания в соответствии с целью.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Задание 4

- Вернемся  к нашему тексту. И поможем Марине составить  красивый текст письма о весне для Ольги. Ваши знания. которые вы получили на уроке помогут  вам составить и записать  текст, в котором говорится  о ранней весне. Самостоятельная запись.

  1. Сравнение с эталоном.

Наступила  ранняя весна. Моросит  мелкий дождь. Посинел толстый лед. Весело зажурчали  ручьи. Надулись смолистые  почки. Шумно галдят веселые воробьи. Проснулось яркое солнышко.

Составление текста

Личностные умения:

 - проявлять позитивное отношение к процессу создания письма;

- творческое отношение к процессу создания письма.

Регулятивное умение:

- умение выполнять учебное действие в соответствии с целью.

Коммуникативное умение:

- умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Познавательные:

- использовать приобретённые знания при написании письма (создание текста-описания);

Включение в систему знаний и повторение

- Проверим ваши предположения. На ваших столах лежат ромашки. Подтвердились ваши предположения? Оставьте те лепестки, на которых записаны утверждения, с которыми вы согласны

Выполнение задания

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Самоанализ

I. Задание на самоанализ. Закончите предложения:

1 Мне важно правильно использовать в речи второстепенные члены предложения,  потому что……

2. Чтобы точно описать предметы и явления, их признаки и действия нужно ………….

Самооценка

Задание на самооценку. Закончите предложения:

Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) составленным мною письмом  Оле.

Регулятивные

-соотносить полученный результат с поставленной целью;

-оценивать результат своей деятельности;

оценивать результат учебной деятельности

Домашнее задание.  

- Выберите задание по желанию

1.Подчеркните второстепенные члены.

По дороге по прямой

Шла зима с морозами,

Шла зима к себе домой.

Снег стелила розовый,

 За зимою две метели

Снег тот веяли, мели

Снег взвивали, как хотели,

И кидали, хрустели.

2. Составьте распространённое предложение.

Идет снег.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме "Единицы времени" в 4 классе с использованием технологии "Развитие критического мышления"

Урок математики в 4 классе по учебнику А.Моро по теме "Единицы времени" с испорльзованием технологии РКМ...

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе с использованием технологии развития критического мышления.

Технология развития критического мышления предлагает путь, который помогает усилить рефлексивные механизмы не только в совместном решении проблем, но и в учебной деятельности в целом. В качестве приме...

Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

Урок русского языка в 3 классе с использованием технологии развития критического мышления

Тема: "Второстепенные члены предложенияЦель: Сформировать представления о второстепенных членах предложения, их функциях, видах, графическом обозначении.Ввести алгоритм определения второстепенных...