Методические рекомендации для учителей начальных классов по применению технологии критического мышления
учебно-методический материал по теме
В данной работе даны методические рекомендации по использованию некоторых приёмов технологии критического мышления на разныъ этапах урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 30.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для учителей начальных классов по применению технологии критического мышления
В современной школе используется много различных технологий обучения детей. В последние годы стала популярной технология критического мышления, включающая три этапа или стадии. Это «Вызов - Осмысление - Рефлексия».
Первая стадия - вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к
учебной деятельности;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия - осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
- получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями.
Третья стадия - рефлексия. Здесь основным является;
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- усвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализацию имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового
материала. И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения.
В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?
Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока
используются свои методические приемы. Их достаточно много. В данном докладе даны рекомендации по использованию некоторых методических приемов, которые, как показала апробация, наиболее успешно могут применяться учителем на уроках.
Методические приемы ТРКМ
(технологии развития критического мышления)
Название приема | Методические рекомендации | Этапы работы | |
1. «Инсерт» (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления). | Предметная область использования: преимущественно научно-популярные тексты с большим количеством фактов и сведений. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала. | I э т а п: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом: V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся; - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению; + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным; ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше. II э т а п: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. III э т а п: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в таблицу. IV э т а п: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы. | Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия |
2. «Мозговая атака» | .Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности. Примечание: парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся. | 1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме; 2 э т а п: Обмен информацией. Рекомендации к эффективному использованию: 1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут; 2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются; 3. Оперативная запись высказанных предложений | Как методический прием мозговая атака используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии вызова при работе с фактологическим материалом. |
3. «Чтение с остановками и Вопросы Блума» (методический прием организации чтения с использованием разных типов вопросов). | Подготовительная работа: 1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора: - Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема); - Динамичный, событийный сюжет; - Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал. 2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» … 3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков. Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»). | Типы вопросов, стимулирующих развитие критического мышления: - «перевод» и интерпретация (перевод информации в новые формы и определение взаимосвязи между событиями, фактами, идеями, ценностями); - память (формальный уровень) – узнавание и вызов полученной информации; - оценка – субъективно-личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений; - синтез – логическое обобщение полученной информации, целостное восприятие причинно-следственных связей; - анализ – фрагментарное рассмотрение явления, выделение «частного» в контексте «общего»; - применение – использование информации как средства для решения проблем в сюжетном контексте или же вне его; | Примечание: чтение с остановками целесообразно использовать на стадии осмысления, дополняя эту методику другими приемами технологии на стадии вызова и рефлексии. |
4. «Продвинутая лекция» | Учитель видоизменяет традиционную форму лекции, чтобы стимулировать учащихся к активному слушанию и критическому мышлению Предметная область лекций не ограничена. Задания и способы организации индивидуальной и коллективной деятельности могут варьироваться. | Алгоритм действий (возможны варианты): 1. Вызов. Подготовительная деятельность. Представление темы. Проблемный вопрос по содержанию лекции. (Работа в парах: обсуждение и запись имеющихся соображений для ответа, информационный прогноз, выступления от пар, фиксирование на доске высказанных идей). 2. Анонс содержания первой части лекции. Задание для учащихся (дл начала лекции): по ходу лекции один человек в паре кратко записывает новую информацию по проблемному вопросу, другой отмечает в первичных записях совпадения «+» и расхождения «-« услышанной в лекции информации со сделанным ранее прогнозом (аудированный вариант ИНСЕРТа) 3. Осмысление. Учитель зачитывает первую часть лекции. 4. Рефлексия. Предварительное подведение итогов. (Индивидуальное задание: выделение главного – письменный ответ. Работа в парах: обсуждение прогноза с услышанным материалом, обсуждение в паре, формулировка общего ответа, выступления от пар). 5, 6, 7 этапы. Повторный вызов. Анонс содержания второй части лекции. Осмысление. Рефлексия. 8. Итоговая рефлексия. Задание классу: индивидуальная самостоятельная работа – письменный ответ на общий глобальный вопрос по материалу лекции. Форма – 10-минутное эссе. 9. Работы сдаются учителю. (Используются как показатель усвоения учащимися содержания лекции, а также как материал для подготовки следующего занятия). | Суть предлагаемой формы состоит в особой организации лекции с применением активной учебной модели вызов – осмысление – рефлексия. |
5. «Ключевые термины» | Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания при знакомстве с текстом оригинала. Предметная сфера не ограничена. | Учитель выбирает из текста 4 -5 ключевых слов и выписывает их на доску. Вариант «а»: Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте. Вариант «б»: Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины. При знакомстве с исходным содержанием учащиеся сопоставляют «свою» версия и версию «оригинального текста». | Описанное задание обычно используется на стадии вызова, однако на стадии рефлексии целесообразно вернуться к ключевым терминам и обсудить обнаруженные совпадения и выявленные разногласия |
6. «Перепутанные логические цепочки» | Модификация приема «Ключевые термины». Форма способствует развитию внимания и логического мышления. Более применима при изучении информативно-содержательных текстов | Вариант «а»: Дополнительным моментом является расположение на доске ключевых слов в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность. Вариант «б»: На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста (как правило, историко-хронологического или естественно-научного). Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения. | Данный прием используется на стадии рефлексии |
7. Стратегия «Знаю – Хочу знать – Узнал» | Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы. | 1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать». 2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали». 3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф. Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто». | Данный прием используется на всех стадиях: вызов – осмысление – рефлексия |
8. Стратегия «Зигзаг» | 1 этап: с целью актуализации имеющихся знаний по выполнению части С учащимся предлагается сформулировать цель и задачи работы, составить план, спланировать ресурсы. 2 этап: ученики делятся на группы, читают текст, не вдаваясь в его детали, и кратко его обсуждают. Затем они распределяют обязанности. Каждому члену группы выдается свой экспертный лист, обучающиеся работают со своим заданием, составляя опорный конспект или кластер. Затем они создают новые группы – группы экспертов, в которые объединяются «специалисты» по отдельным вопросам. Их задачей является вторичное чтение текста, отбор материала и его структурирование и дополнение, подготовка к представлению данного фрагмента в своих рабочих группах. 3 этап: учащиеся возвращаются в свои группы и по очереди объясняют другим членам группы свой отрывок, пользуясь общей презентационной схемой. Затем проходит общая презентация, где особое внимание уделяется трудным вопросам. 4 этап: самопроверка индивидуальной и групповой работы с помощью интерактивной доски. | На стадии вызова На стадии осмысления На стадии рефлексии | |
9. «Кластер» | Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы. Возможны следующие варианты: - Укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости) - Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание. В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем. | Последовательность действий проста и логична: 1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. 2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники») 3. По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме. В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила: 1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции. 2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут. 3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану. | Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала. |
10. «Синквейн» | Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Сиквейн может быть предложен как индивидуальное самостоятельное задание и для работы в парах; реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. | . Синквейны могут быть полезны в качестве: 1) инструмента для синтезирования сложной информации; 2) способа оценки понятийного багажа учащихся; 3) средства развития творческой выразителности. Правила написания синквейна: 1. Первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным; 2. Вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными; 3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами; 4. Четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме; 5. Пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы. | Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова. |
Результаты применения ТРКМ:
Изменения в обучении (с позиции ученика):
«Критическое мышление позволяет увидеть проблему совершенно в новом ракурсе. Это возможность по-своему увидеть, понять и принять решение по той или иной проблеме».
«Я научилась выражать свои мысли, доверять себе».
«Теперь у меня появился стимул учиться».
Изменения в обучении (с позиции преподавателя):
«Я обнаруживаю скрытые таланты в своих учениках, они открывают для себя новые знания, и между ними устанавливаются отношения, основанные на взаимоуважении и доверии».
«Учитель поддерживает, но не навязывает, помогает, но не ущемляет.., поощряет к исследованию, но не исследует проблему вместо них».
«Учитель, который ценит критическое мышление, мало говорит, а работа его заключается в том, чтобы слушать, наблюдать и направлять учениковов».
Таким образом, ТРКМ способствует формированию и развитию компетенций и личностному развитию учеников, а опыт применения данной технологии позволяет сделать следующий вывод:
занятия проходят интересно и совершенно на другом уровне;
учащиеся активны в работе, стремятся выполнить все задания, грамотно формулируют и излагают ответы на поставленный вопрос в устной, письменной и графической форме, проявляют творчество;
рефлексия показывает целеустремлённость, организованность, коммуникативность и открытость учеников к новой информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию ЭОР «Правописание безударных гласных в корне слова» 2 класс
Пособие содержит: КТП; проекты уроков; ЭОР (информационные, тренинговые, контролирующие); интернет-ресурсы; дидактические материалы; проверочные работы; методические рекомендации по использовани...
"Обучение с увлечением" Методические рекомендации для учителей начальных классов
В настоящее время осуществляется постепенный переход на обучение детей с 6-летнего возраста. Чтобы ребенок мог успешно учиться, он к моменту поступления в школу должен достигнуть определенного уровня ...
Методические рекомендации для учителя начальных классов на тему: "Физминутки и скороговорки".
Методические рекомендации для учителя начальных классов на тему: "Физминутки и скороговорки"....
Методические рекомендации для учителей начальных классов. Как научить ребенка учиться.
Данный методический материал раскрывает суть о принципиально новом механизме формирования метапредметных результатов образования, определенных ФГОС – универсальных учебных действий и умения учиться в ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, ПО КОРРЕКЦИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ,ПО КОРРЕКЦИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ....
Методические рекомендации для учителя начальных классов на тему «Организация формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе»
1. Анкета для учителей начальных классов Цель: выяснить использует ли учитель начальных классов в педагогическом процессе проектные задачи по формированию коммуникативных универсальных учебных де...
Кластер на уроках русского языка в начальных классах как прием технологии критического мышления.
Использование приема составления кластера на уроках русского языка в начальных классах способствует актуализации знаний учащихся, обобщению и структурированию материала. Кластер помогает эффективнее з...