Разработка урока по теме "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока русского языка во 2 классе.
Выполнила учитель начальных классов
Копылова Ирина Васильевна
Учебный предмет: Русский язык
УМК « Перспектива»
Тема урока: « Антонимы»
Тип урока: Комбинированный.
Цель урока: Обеспечить условия для формирования у учащихся представления об антонимах, дать понятие антонима.
Задачи урока:
познакомить с термином антонимы, развивать речь; пополнять словарный запас учащихся
употреблять антонимы разных тематических групп в речи.
сравнивать антонимы по значению
обогащать речь детей словами - нравственными характеристиками.
использовать словари антонимов.
развивать внимание, логическое мышление.
совершенствование санитарно - гигиенических навыков, каллиграфии.
Ожидаемые результаты:
Предметные:
-Учащиеся научатся находить в тексте антонимы; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Метапредметные:
Познавательные (в т.ч. логические) УУД:
-Активное использование речевых средств и средств для решения познавательных задач.
-Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.
Коммуникативные:
- Вести диалог в процессе решения поставленных задач; инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- Контроль, оценка действий партнера.
Регулятивные:
-Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
-Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
-Постановка учебной задачи; оценивание качества и уровня усвоения материала;
-Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих при разных формах работы.
Личностные:
Формирование установки на здоровый образ жизни, мотивации к труду, к работе на результат.
- Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей;
-Осознавать важность различных форм учебного сотрудничества.
Оборудование: Учебник «Русский язык» 2 класс автор В.П.Канакина, тетради, словари, мультимедийный проектор,
экран, презентация, ромашка с заданиями.
Содержание урока
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Теоретическое обоснование ( формируемые УУД) |
1 | Организацион ный этап. | - Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите друг другу чувство уверенности в том, что сегодня у вас все получится. - Поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой. -Улыбнитесь друг другу. Опустите ладошки. - Что подарили вы своему соседу? | Выполняют действия. Настраиваются на учебную деятельность. | Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2 | Орфографическая минутка | Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. — Разгадайте загадки, напишите отгадки. ( слайд 2) — Поставьте ударение в словах- отгадках. Прохожих задирает, Одним проходу не дает, Других он подгоняет. (Ветер.) . Дерево стоит, А лист дрожит. (Осина.) Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит, А в один из теплых дней Май сережки дарит ей. (Береза.) Круглые, зеленые на дереве растут, Лишь бочок краснеет — тут же их сорвут. Сладкие и спелые соберут в корзинку, Все на вид красивые, прямо как с картинки. (Яблоки.) Рядом с дворником шагаю. Разгребаю снег кругом И ребятам помогаю Делать гору, строить дом. (Лопата.) Что проходит через горы, через долы и холмы, но сама не двигается? (Дорога.) | Записывают
Записывают отгадки красиво и аккуратно Взаимопроверка. Сверка с образцом на доске. Взаимооценка. | Коммуникативные; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: - подбирать подходящие по смыслу слова- отгадки,, логические действия . Предметные: ставить в словах ударение. Регулятивные: Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Личностные: Формирование мотивации к труду, к работе на результат. -Осознавать важность различных форм учебного сотрудничества. |
3 | Словарная работа | — Послушайте стихотворение. Не говори, не повторяй Мне слова страшного «прощай»; Отравой горького сознанья Моей души не помрачай, С улыбкой руку мне подай И тихо молви: «до свиданья». — Найдите слова-синонимы. — Словарное слово прощай мы уже знаем, как писать. Кто напишет его на доске? — Слово до свидания тоже словарное. (Учитель записывает слово на доске.) — Допишем раздельно со словом. Можно сказать до скорого свидания. -Поставьте ударение в слове. Подчеркните безударные гласные. Их нужно запомнить. — Подберите слово с противоположным значением к слову до свидания. — Какие буквы запоминали в этом слове? Запишите слово здравствуйте. | Прощай, до свидания. Ученик выходит к доске, пишет слово «прощай», подчеркивает букву О. Дети записывают слово, ставят ударение, подчёркивают безударные гласные. Здравствуйте. Дети записывают слово | Познавательные (в т.ч. логические) УУД: -Активное использование речевых средств и средств для решения познавательных задач. -Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения. Коммуникативные: - Вести диалог в процессе решения поставленных задач; инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; Регулятивные: -Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. -Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, |
4 | Пальчиковая гимнастика. | Раз, два, три, четыре, пять! Вышли пальцы погулять. Этот пальчик — самый сильный, Самый толстый и большой. Этот пальчик для того, Чтоб показывать его. Этот пальчик — самый длинный, И стоит он в середине. Этот пальчик — безымянный, Избалованный он самый. А мизинчик, хоть и мал, Очень ловок и удал! | Хлопают в ладоши. Поочередный массаж пальцев. Дети интенсивно растирают кисти рук, а затем встряхивают их. | |
5 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Послушайте стихотворение Петя пил чай ледяной И теперь лежит больной. Если б пил компот сливовый. Был бы, как Степан здоровый. ( слайд 3.) - Чем интересны слова больной, здоровый? А кто знает как называются такие слова? - Сформулируйте задачи урока. Ребята, а что сделал неправильно Петя? Почему нельзя пить ледяной чай? | У них противоположное значение Слова с противоположным значением. Узнать как называются слова с противоположным значением, какую роль они играют в языке, научиться употреблять их в речи, пользоваться словарями. Он пил ледяной чай. Можно простудиться, заболит горло. ( и т. д ответы детей) | Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; -умение принимать решение,. Познавательные самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; смысловое чтение; построение логической цепи рассуждений; доказательство. логические действия . Предметные: - находить в тексте и в предложении антонимы, Регулятивные: -постановка учебной задачи; Личностные: Формирование установки на здоровый образ жизни |
6 | Работа по теме урока | Откройте учебник на с. 54. Прочитайте тему урока. (Что такое антонимы ?) — Кто уже может ответить на вопрос урока? В слове антоним первая часть «анти», значит «против, противоположный», а вторая часть — «онима» - по-гречески означает — «имя, слово». (слайд 4.) Учитель показывает школьный словарь антонимов М. Р. Львова и других авторов., обращает внимание на словарь антонимов в конце учебника на с. 142. -Существует множество словарей антонимов, которыми вы должны научиться пользоваться. Посмотрите на слайд. ( слайд 5.) - Прчитайте стихотворения, найдите слова с противоположным значением и запишите их в тетрадь. ( слайд 6.) 1.Завысоким за забором 2.Вышел в поле храбрый рыцарь, 3.Любопытный карапуз 5.Грязному автомобилю 6.Любят кот и папа Тани | Читают тему урока. Антонимы — это слова с противоположным значением. Смотрят на слайд, читают названия словарей. Читают стихи , записывают слова парами. | Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - умение принимать решение, брать ответственность на себя. Познавательные самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; смысловое чтение; построение логической цепи рассуждений. Предметные: - находить в тексте и в предложении антонимы, объяснять их значение; -работать с словарем антонимов; Личностные: - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, |
7 | Первичное закрепление новых знаний | Прочитайте текст упражнения №71 Почему муравей загрустил? Что сравнивал муравей по длине? Самостоятельно выполните упражнение №71 -Выполнить задание к упр. №71 | Дети читают. За всю жизнь он не сможет увидеть конца моря. Себя и море. | Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные:Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; смысловое чтение; построение логической цепи рассуждений; доказательство. Предметные:- находить в тексте и в предложении антонимы. |
8 | Физкультминут ка. | Раз, два, три — веселей шагайте. Раз, два, три — ноги поднимайте. Раз, два, три — потянитесь дружно. Раз, два, три - сели и привстали. Раз, два, три — ручками похлопали. Раз, два, три — ножками потопали. | Выполняют физкультминутку. | |
9 | Первичная проверка понимания | «Ромашка» Оторвите лепесток у ромашки, прочитайте высказывание, дополните его необходимыми антонимами.
А ты ответишь : ... . (низко) Скажу я слово ДАЛЕКО, А ты ответишь : ... .(близко) Скажу я слово ПОТОЛОК, А ты ответишь : ... .(пол) Скажу я слово ПОТЕРЯЛ, И скажешь ты : ... .(нашел) Скажу тебе я слово ТРУС, Ответишь ты : ... .(храбрец) Теперь НАЧАЛО я скажу, Ну, отвечай : ... .(конец) Работа с интерактивной доской Соедините антонимы стрелками на доске. ( слайд 7.) Быстрый найти Здоровье грязь Друг медленный Щедрый враг Плакать правда Цвести болезнь Потерять скупой Ложь увядать Чистый грязный | Дети отрывают лепестки ромашки, читают записанные на обратной стороне стихи ,дополняют их антонимами. | Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - умение принимать решение. Познавательные структурирование знаний; смысловое чтение; Предметные: - подбирать подходящие по смыслу антонимы. Регулятивные: -постановка учебной задачи; |
10 | Первичное закрепление. | Работа в парах с словарёмантонимов. Составьте предложения употребив в них антонимы. | Составляют предложения, используя антонимы из словаря Коллективная проверка. | Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками ( распределение ролей при парной работе); - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.Познавательные:поиск и выделение необходимой информации; Предметные: - составлять предложение, - подбирать подходящие по смыслу антонимы. Регулятивные:-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих при разных формах работы Личностные:- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, -осознавать важность различных форм учебного сотрудничества. |
11 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Выполнить упр. 74 (с. 56). Задание повышенной сложности. Найти и написать четыре пословицы, в которых есть антонимы. ( слайд 8.) | Слушают домашнее задание, уточняют информацию. | |
12 | Рефлексия | Дополните фразы: Я … знаю, что такое антонимы. Я … умею подбирать антонимы к словам. Я … умею находить антонимы в предложении, в тексте. ( слайд 9.) - Какую роль играют антонимы в нашей речи? - С какими видами словарей вы познакомились на уроке? -Вы хорошо поработали на уроке. Молодцы! ( слайд № 10) | Ответы детей | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - умение выражать свои мысли;Познавательные: структурирование знаний; смысловое чтение. Регулятивные:оценивание качества и уровня усвоения материала; Личностные: - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку
Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)
Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...
Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.
Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...
Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...