Конспект урока по обучению грамоте на тему "Звуки [с], [с`] и буква С, с" 1 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по обучению грамоте на тему "Звуки [с], [с`] и буква С, с" 1 класс, УМК "Школа России" | 34.38 КБ |
Презентация | 1.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 8.10.2019 ФИО учителя: Тельнова Е. М.
Школа: №148 ФИ студента: Ганеева Ю.
Класс: 1-г ФИО методиста: Галиуллина Н.К.
Кабинет: 223
Технологическая карта урока обучения грамоте
Тема: «Звуки [с], [с`] и буква С, с»
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со звуками [с], [с,], с печатными буквами Сс; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически; создание условий для формирования первоначального графического навыка: обучение написанию строчной буквы « с», её соединений с другими буквами в словах.
Планируемые результаты
Предметные
знать: характеристики звуков [с], [с,], печатные буквы Сс; графическое обозначение мягкого и твердого звуков[с], [с'];
уметь: сравнивать звуки; выполнять слого-звуковой анализ слов; учиться составлять слова и читать их; устно выражать мысли в связной речи.
знать: графический облик, элементы письменной буквы «с», приёмы написания и соединения новой буквы, алгоритм фонетико-графического анализа слова, гигиенические правила письма;
уметь: сравнивать письменную букву с печатной буквой, с другими письменными буквами, писать строчную букву «с», соединять с другими буквами в словах, проводить фонетико-графический анализ слов, выполнять гигиенические правила письма.
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения; развивать самостоятельность и личную ответственность.
Тип урока: «открытие» нового знания
Оборудование: Азбука: 1 класс / В.Г Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина; Пропись; учебная презентация.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Психологический настрой | 1-2 мин | Фронтальная форма работы Здравствуйте, ребята, меня зовут Юлия Шамилевна, я проведу у вас урок русского языка Присаживайтесь. Все ли готовы начать урок? Всё ли лежит на парте? | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга. | Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесн.: повторение изученного материала Учебный диалог | 4-5мин | Фронтальная форма работы -На какие 2 группы можно разделить все звуки? -Как отличить гласный звук от согласного? -Приведите примеры слов, которые начинаются с гласного звука, согласного. |
| П: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) П: подведение под понятие |
III. Постановка учебной задачи Пробл.: подвод. диалог, формулирование целей. | 4-5м | -Посмотрите на экран. -Прочитайте слова из первого столбика. Прочитайте слова по слогам. Прочитайте второй слог. - Прочитайте слова по слогам из второго столбика. Прочитайте первый слог. -Какие звуки вы услышали? -Кто можем предположить, какая тема нашего урока? Давайте откроем азбуку на странице 45 и прочитаем тему нашего урока. -Посмотрите на вопросы в синеньких прямоугольниках. -Что мы сегодня узнаем о звуках [с] и [с`]? - Что мы для этого будем делать? | Выполняют задание -[с] и [с`]. - Тема урока – Звуки [с], [с`]. Буква С с. - Узнаем какие это звуки: согласные или гласные; твердые или мягкие. -Работать со звуковыми схемами. | П: подведение под понятие К:аргументирование своей позиции П: рассуждение; построение речевого высказывания в устной форме |
IV. «Открытие» нового знания Словесн.: учебный диалог Практич: анализ звуковых схем Языковой анализ: анализ звуков | 2м | Фронтальная форма работы - Для того чтобы решить нашу проблему и достичь целей, поработаем со звуковыми схемами в красной рамке. Найдите эту рамку. - Посмотрите на первую картинку. Что вы на ней видите? - Сколько в этом слове слогов? Почему? - Давайте прочитаем это слово по схеме. Читаем слово: слияние [ле] и вне слияния [с]. Делаем акцент на последнем звуке, то есть произносим выделяя звук [с]. - Сколько звуков в этом слове? - Произнесите хором последний звук. - Это согласный звук или гласный? Почему? - Это твердый или мягкий звук? Почему? - Посмотрите на вторую картинку. Что вы на ней видите? - Сколько в этом слове слогов? Почему? - Давайте прочитаем это слово по схеме. Читаем слово: слияние [ло] и вне слияния [с`]. Делаем акцент на последнем звуке. - Сколько звуков в этом слове? - Произнесите хором последний звук. - Это согласный звук или гласный? Почему? - Это твердый или мягкий звук? Почему? - Чем отличаются звуки [с, с'] в схемах? - Сейчас я буду произносить слова, а вы должны услышать какой звук: твердый или мягкий. Если звук [с] – твердый, то вы хлопаете в ладоши, а если звук [с`] – мягкий, то вы топаете ногами. Приготовились. Начали. Солома, село, песня, сладость, леска, песок, маска, сказка, семечко, косточка. - Ребята, кто знает, какой буквой обозначаются звуки [с] и [с`]? Как правильно называется эта буква? - Рассмотрим букву с в рамочке над словами. Из скольких элементов состоит эта буква? Как он называется? - На что похожа эта буква, как вы думаете? - Почему здесь 2 буквы? - А зачем нужны эти строчные и заглавные буквы? - Посмотрите на экран. Найдите нашу новую букву среди других разных букв. Кто нашел, поднимите руку и покажите нам ее. | - Лес - 1 слог, потому что в слове 1 гласный звук.
- 3 звука. - [с] - согласный, потому что есть преграда при произношении, есть шум. - Твердый. - Лось - 1 слог - 3 звука - [с`] - согласный, так как есть шум и есть преграда. - Мягкий. - Мягкий звук обозначается зеленым квадратиком, а твердый – синим. Выполняют задание учителя. - Буквой с. «Эс». - Из одного. Полуовал. - На месяц. - Одна буква печатная заглавная, а вторая – строчная. - С заглавных букв начинаются слова в начале предложения и имена собственные. А строчные – это все остальные буквы в слове. Выполняют задание. | П: построение речевого высказывания Р: планирование своих действий в соответ. с задачей П: смысловое чтение, поиск и выделение информации Л.: уметь воспринимать новую информацию. К.: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной |
V. Первичное закрепление Практич.: упр. Учебный диалог Практич.: упр. Учебный диалог | 7м | Фронтальная форма работы - Как вы думаете, что мы с вами будем делать дальше? - Верно. Снова посмотрите в красную рамочку, только теперь найдите слоги под картинками. - Прочитаем хором (си, са, сы, со, су). - Читают девочки хором. - Читают мальчики хором. - Прочитай слоги слияния с мягким согласным. - Прочитай слоги слияния с твердым согласным. - Посмотрите на слова. Кто знает, что эти слова обозначают? - Читаем слова в первом столбике (трижды каждое слово). Сравните эти слова. Что значит сравнить? Читаем: - по слогам; - с ударением; - как говорим. - Читаем слова во втором столбике (трижды каждое слово). Сравните теперь эти два слова. - Придумайте предложения с этими словами. - Давайте запишем это предложение на доске в виде схемы. Сколько слов в предложении? Какое слово первое/второе/третье…? С какой буквы начинается предложение? Что ставится в конце? - В каком слове твердый согласный звук, а в каком – мягкий? Какой гласный звук показывает мягкость/твердость согласного? | - Читать слоги. Выполняют задание. - Найти, чем похожи и чем отличаются. Похожи кол-вом слогов, букв, значением. Отличаются кол-вом предметов, которые обозначают и последней буквой. Сравнивают другие 2 слова. Отвечают на вопросы учителя. | К: Формулировать собственное мнение и позицию. Р.: Принимать и сохранять учебную задачу. П: смысловое чтение, поиск и выделение информации |
1м | Динамическая пауза. | |||
VI. Самостоятельная работа с проверкой Практич.: синтакс. упр. Практич.: взаимопроверка по ключу на экране | 7-9мин | Индивидуальная форма работы. - Посмотрите в азбуку и найдите текст. Прочитайте его про себя. Прочитаем теперь все вместе. Три, четыре. - Докажите, что это текст. - Какие слова показывают это? - Сколько предложений в тексте? Почему? - Сейчас прочитайте хором только имена. А теперь только названия деревьев. - Почему в третьем предложении «Нина» написано с большой буквы? - Что обозначает восклицательный знак? Прочитайте с правильной интонацией. - Прочитайте этот текст друг другу в паре. - Назовите слова, где есть новая буква. Какой звук она обозначает в каждом из слов? | - Все предложения связаны по смыслу. - 4. 4мысли. - Это имя собственное. - Восклицание. | П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков; К: контроль П: поиск и выделение необходимой информации Р: планирование своих действий в соответ. с задачей П: осознанное построение речевого высказывания |
VII. Включение в систему знаний. Языков. Анализ Учебный диалог Практич.: письмо в прописи | 7мин | - Сегодня мы с вами научимся писать букву с. - Ребята, откройте прописи на странице 16. - Давайте рассмотрим букву с в рамке и на строке. Чем они отличаются? На что похожа буква «С»? - Сейчас давайте разомнем наши пальчики, так как нам предстоит научиться писать букву «С». Проверьте свою посадку. Проверьте расстояние между вашим животиком и партой с помощью кулачка. Ноги поставьте ровно. Приготовьте ваши ручки и пальчики. Пальчиковая гимнастика Раз, два, три, четыре, пять (сжимаем и разжимаем кулачки) Мы пошли в лесок гулять. Этот пальчик по дорожке (загибаем пальчики начиная с большого), Этот пальчик по тропинке, Этот пальчик за грибами, Этот пальчик за малинкой, Этот пальчик заблудился Очень поздно возвратился. - Возьмите в руки теперь шариковую ручку и обведите месяц. - Ребята, посмотрите, что это такое? Какие линии нам помогают сохранять наклон? - Ребята, посмотрите на доску, как буду писать строчную букву «с». - Начинаю писать букву «с» немного ниже верхней линии рабочей строки, закругляю и веду вниз. Не доходя до нижней линии рабочей строки закругляю вправо и касаюсь нижней линии, вывожу к середине рабочей строки. - Возьмите в руки ручки правильно. Я смотрю, кто правильно держит ручку. - Сейчас положили правильно тетрадочку. Начинаем писать. - Нахожу точку ориентира, ставлю в эту точку ручку. Веду прямую закругленную линию, касаясь верхней линии рабочей строки с закруглением влево. Веду вниз до нижней линии рабочей строки, закругляя вправо и наверх. - Показываю еще раз, под счет, написание строчной буквы «с» а вы повторяете за мной, обводя контур, который у вас есть. - Посмотрите, сколько клеточек мы отступаем от предыдущей буквы? - Пропишите букву самостоятельно 3 раза. - Посмотрите на свои буквы и найдите самую красивую, самую лучшую. Возьмите зеленый карандаш и подчеркните ее. - Теперь напишите такие же красивые буквы до конца рабочей строки. - Посмотрите на вторую строчку. Какая буква на ней? - Верно. Посмотрите как я буду писать заглавную букву «С». Для написания заглавных букв что нам помогает? - Ставлю ручку чуть ниже вспомогательной линии, прямую закругленную линию, касаясь вспомогательной линии с закруглением влево. Веду вниз до нижней линии рабочей строки, закругляя вправо и касаясь нижней линии, и наверх. - Так же обводим по контуру, а затем самостоятельно пишем 3 буквы. Подчеркиваем самую красивую и дописываем строчку до конца. - Посмотрите на третью строчку. Чем она отличается от предыдущих? - Пишем заглавную букву «С» и не отрывая руки пишем строчную букву «С» - Какое соединение между буквами? - Обведите эти буквы и допишите самостоятельно еще 3. - Проверьте свою работу и над самой красивой буквой поставьте карандашиком точку. - Посмотрите на следующие строчки. Что вы видите на них? - Прочитайте слово. - Сколько слогов? - Какой слог ударный? - Посмотрите, какое соединение между буквами? Посмотрите как буду писать это соединение. Пропишите это слово - Какой звук обозначает буква «С»? Почему? - Прочитайте следующее слово. - Сколько слогов? - Какой слог ударный? - Посмотрите какое соединение между буквами? - Пропишите это слово. - Какой звук обозначает буква «С»? Почему? | - В верхнем углу показаны печатные строчная и загласная буква с. А на строке показаны письменные строчная и заглавная буква с. Выполняют задание. - Рабочая строка. - Косые линии. - 2 клетки. - Заглавная. - Дополнительная линия. - Заглавная написана вместе со строчной. - 2 слога - Первый слог ударный. - Верхнее. - Согласный, твердый. - 2 слога. - Первый. - Верхнее. -Согласный, мягкий. | П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков; П: поиск и выделение необходимой информации Р: планирование своих действий в соответ. с задачей П: осознанное построение речевого высказывания |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: формулирование выводов, обобщений. | 2-3мин | Ребята, какую цель мы ставили на уроке? Достигли ли мы этой цели? Что мы повторили на уроке? Какие орфограммы? За что себя похвалили бы? Кого хотели бы похвалить? Что из работы на уроке больше всего запомнилось? Я рада, что у вас отличное настроение. Желаю вам с этим настроением проучиться весь этот день. Благодарю за работу. | Формулируют предложения. Отвечают на вопросы. | П: построение речевого высказывания П: осуществление синтеза Р: осуществление итогового контроля |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по обучению грамоте по программе «Перспектива» по теме: "Буквы Н,н "
Конспект урока с презентацией по теме "Буква Н"...
Конспект урока по обучению грамоте с использованием ИКТ "Знакомство с буквой Ф,ф"
Конспект урока по обучению грамоте с использованием информационно-коммуникационных технологий, составленный в соответствии с программой "Начальная школа XXI века" и соответствующие требован...
Конспект урока по обучению грамоте. Тема: «Звуки [д], [д\']. Строчная буква д.»
Конспект разработан по образовательной системе «Школа 2100». Учебники «Букварь» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина...
Конспект урока по обучению грамоте по теме "Гласный звук [у], буква У,у"
Представлен конспект урока. На уроке ребята помогают сказочному герою Лнутику выполнить задания....
Конспект урока по обучению грамоте на тему «Звуки [н], [н\'], буквы Н, н.
Цели урока:познакомить детей с согласными звуками [н], [н\'], буквами Н, н;учить слышать эти звуки и давать им характеристику;вырабатывать навыки осознанного чтения;способствовать обогащению слов...
конспект урока по обучению грамоте по теме "Звуки [З],[C],буквы З,С
данный конспект урока поможет учителю в занимательной форме познакомить учащихся с понятием парные звонкие и глухие согласные...
Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Обозначение мягкости согласных буквой ь" 1 класс
Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Обозначение мягкости согласных буквой ь" 1 класс...