Конспект урока по обучению грамоте с использованием ИКТ "Знакомство с буквой Ф,ф"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Конспект урока по обучению грамоте с использованием информационно-коммуникационных технологий, составленный в соответствии с программой "Начальная школа XXI века" и соответствующие требованиям нового образовательного стандарта (второго поколения). Практический материал полезен как опытным, так и начинающим учителям начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka.docx | 29.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи:
- познакомить со звуками [ф'] и [ф], буквой Ф, ф, закрепить навык звукового анализа слов; обучать умению читать слоги, слова с изученными буквами;
- развивать фонематический слух ;развивать наглядно-образное мышление;
- формировать навыки клавиатурного письма; формировать универсальные учебные действия:
- Устанавливать количество и последовательность звуков в слове;
- Сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками;
- Устанавливать различие в произношении гласных и согласных звуков;
- Различать звуки: гласные и согласные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие;
- Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета;
- Объяснять (доказывать) выбор фишки при обозначении звука;
- Характеризовать заданный звук, называя все его признаки;
- Самостоятельно находить и исправлять ошибки, допущенные при проведении звукового анализа;
- Соотносить слова с соответствующими им слогоударными схемами;
- Читать слоги с изменением буквы гласного;
- Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи.
Оборудование:
- Мультимедиапроектор;
- Компьютер учителя;
- Интерактивная доска;
- Компьютеры учащихся;
- Презентации «Буква Ф», «Алфавит загадок», «Физминутки «Повторяй! Не зевай!»;
- Учебник «Букварь»;
- Рабочая тетрадь «Я учусь читать и писать»;
- Фишки красного, синего и зеленого цветов для доски;
- Индивидуальные папки с фишками красного, синего и зеленого цветов.
Ход урока:
- Орг.момент:
- Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Все за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
- Постановка учебной задачи:
- Я произнесу слова, послушайте их внимательно и найдите одинаковый звук в словах: фартук, вафли, фундук, фазан, фокус, конфета. (Звук [ф]).
- Вы догадались, о каком звуке мы будем говорить сегодня на уроке? (О звуке [ф]).
- Кто знает, как называется буква, которая обозначает этот звук? (Буква «эф»).
Слайд 1
- Звуковой анализ слов «фартук», «филин». Выделение звуков [ф'] и [ф], их характеристика.
- Откройте учебники на стр. 119 и приготовьте папки с фишками. Что изображено на рисунках? (Фартук и филин.) Рассмотрите схемы под рисунками. Выполним звуковой анализ слов.
Двое учащихся выполняют у доски, остальные – самостоятельно с последующей проверкой.
- С какого звука начинается это слово? ([ф] ).
- Какой это звук? (Согласный, твердый, глухой. Кладу синюю фишку).
- Какой второй звук в слове ?( [ф а-а-а] ).
- Какой это звук? (Гласный. Кладу красную фишку).
- Произнесите третий звук. ([фа р-р-р].
- Какой это звук? (Согласный, твердый, звонкий. Кладу синюю фишку).
- Произнесите следующий звук. ([фар т-т-т]).
- Какой он? (Согласный, твердый, глухой. Кладу синюю фишку).
- Произнесите следующий звук. ([фарт у-у-у]).
- Какой это звук? (Гласный. Кладу красную фишку.)
- Произнесите последний звук. (фарту к-к-к).
-Какой это звук? (Согласный, твердый, глухой. Кладу синюю фишку.)
- Разделим слово на слоги. Поставим ударение.
Аналогично выполняем звуковой анализ слова «филин».
- Посмотрите ещё раз на схемы. С каких звуков начинаются слова? ([ф'] и [ф]). Сравните эти звуки. (Оба согласные, глухие. Но один твердый, другой мягкий).
На доске появляется карточка с буквой Ф.
- На что похожа буква Ф?
- Знакомство с буквой Ф,ф. Расположение Ф,ф на ленте букв.
Слайд 2
- Посмотрите на экран. Верно ли на доске составлена схема данного слова?
|
(Нет, последний звук мягкий, обозначается зеленой фишкой. Дети исправляют. )
Слайд 3
- Рассмотрите картинки и назовите, где спрятался наш звук? Охарактеризуйте этот звук. (Фасоль, фрукты, фотоаппарат, фея, формочки-
во всех словах согласный, твердый, глухой звук, кроме слова фея).
Слайд 4
- Какой мультипликационный герой изображен на экране? (Фунтик.) Что необычного в написании этого слова следует знать? (Имена пишутся с заглавной буквы.)
Слайд 5
- Прочитать предложение и назвать слово с буквой Ф. Какой звук обозначает данная буква? (Согласный, мягкий, глухой звук.)
Слайд 6
- Чтение слогов, слов. Чтение стихотворения Генриха Сапгира «Футбол»:
- Прочитать слоги, в которых буква ф обозначает мягкий согласный звук; прочитать слоги, в которых буква ф обозначает твердый согласный звук.
- Прочитать слова первых двух столбиков парами; объяснить, по какому принципу слова объединены в пары (один - много).
- Прочитать третий столбик слов; прочитать слова, в которых один слог; прочитать слова, в которых два слога; прочитать слово, в котором три слога; посчитать, сколько слогов в слове фамилия;
- Прочитать вполголоса следующие пары слов; прочитать пары слов еще раз, называя буквы, которыми отличаются слова в парах.
Физминутка «Пингвины»
- Составить слова, следя за направлением стрелочек; прочитать слова еще раз (фантазёры, фантазировать, фантазия, фантастика); придумать предложения с этими словами.
- Прочитать стихотворение Генриха Сапгира «Футбол»;
Прочитать это стихотворение по ролям у доски.
- Чтение слов. Сравнение лексического значения слов: звонок – звонок.
- Вы знаете, что у слов есть свои секреты. Один из них мы сейчас узнаем.
- Рассмотрите схемы, расположенные справа от нижнего слова; объяснить, чем они отличаются; прочитать слово так, чтобы оно соответствовало первой схеме (звонок); чтобы слово соответствовало второй схеме (звонок); объяснить значение первого слова (звонок от слова звонкий – издающий громкий, протяжный и яркий, резкий, не глухой звук или звон); второго слова (звонок – звуковой сигнал, производимый колокольчиком или специальным прибором: Раздался звонок.)
7. Чтение рассказа Якова Тайца «Волк».
- Чтение рассказа учителем.
- Работа после чтения:
- О ком прочитали рассказ?
- Кого узнала Маша в зоопарке?
- Как повел себя волк и почему?
8. Разгадывание ребусов и загадок на данную букву.
В результате разгадывания ребусов должны получиться слова: ножка, пирог,семья. (презентация с загадками)
Физминутки для пальчиков и глаз «Снеговик».
9. Работа на клавиатурном тренажере:
1 вариант – работа на компьютере (урок №4):
- На доске - видеоинструкция «Как поставить руки» (образовательное пространство класса: нулевой блок)
- Самостоятельное выполнение упражнений (образовательное пространство класса: блок № 16,уроки 7, 8, 9)
После выполнения упражнений на клавиатурном тренажере учащиеся приступают к работе по тетради.
2 вариант – самостоятельное выполнение заданий в тетради «Я учусь писать и читать» на стр. 61:
- Закрасить части рисунка, в которые вписана буква ф;
- Вписать буквы в указанные клеточки, назвать как можно больше признаков сходства и отличия слов филин и футбол;
- Вписать заглавные буквы Ф в слова предложений, доказать, что нужно было вписывать именно заглавную букву, подумать, в этих двух предложениях говорится об одном и том же событии или о разных.
После выполнения заданий в тетради учащиеся приступают к работе на клавиатурном тренажере.
10. Итог урока.
- Что новое вы узнали на уроке?
- Что было интересно?
- Что было трудно?
Вы – молодцы! Хорошо потрудились!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по обучению грамоте с использованием инновационных технологий "Письмо заглавной буквы «В»" .
Данные уроки учитель может использовать полностью или частично, творчески реализуя в собственной педагогической практике с учетом индивидуальных особенностей и уровня подготовки учеников....
Конспект урока по обучению грамоте "Согласные звуки [т], [т`], буквы Т, т.". ФГОС
Урок построен на материале электронного приложения к учебнику В.Г. Горецкого "Азбука" ФГОС....
конспект урока по обучению грамоте "Звуки [Ж] [Ш] и буквы Ж и Ш. Дикие животные"
Интегрированный урок-повторение по обучению грамоте....
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс: "Звук [ж], буквы Ж, ж."
Конспект урока для первого класса к учебнику В.Г. Горецкого, ФГОС...
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе "Согласные буквы П,п. Звуки {п} ,{п`}"
Урок по обучению грамоте в 1 классе. УМК "Школа России". Автор учебника В.Г. Горецкий и др.Цель: познакомить с согласными буквами П и п, звуками.Этот материал рекомендован молодым учителям....
Конспект урока по обучению грамоте. Тема: "Звуки [г], [г`] , буквы Г, г ". 1 класс
Урок проводится в первом классе при знакомстве со звуками [г], [г*] и буквами Г,г по УМК "Перспектива"....
конспект урока по обучению грамоте с использованием логоминутки "Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п".
Как один из аспектов этой работы был задуман (и в настоящее время разрабатывается) комплекс «логопедических минуток» на уроках русского языка. «Логопедические минутки» - это непродолжительные по време...