Конспект урока по русскому языку на тему "Учет состава слова при проверке орфограмм"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Цели деятельности учителя: совершенствование уровня овладения способами проверки орфограмм слабых позиций; развитие умения выделять значимые части слова и учитывать состав слова при проверке орфограмм слабых позиций.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать определения: окончание, основа;
- уметь: выделять окончание и основу; находить безударную гласную; подбирать проверочное слово.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учет состава слова при проверке орфограмм | 43.64 КБ |
Учет состава слова при проверке орфограмм | 52.03 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА по русскому
Тема урока: Учет состава слова при проверке орфограмм.
Цели деятельности учителя: совершенствование уровня овладения способами проверки орфограмм слабых позиций; развитие умения выделять значимые части слова и учитывать состав слова при проверке орфограмм слабых позиций.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать определения: окончание, основа.
- уметь: выделять окончание и основу; находить безударную гласную; подбирать проверочное слово
Личностные:
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- осознавать личностный смысл учения.
Тип урока: открытие «нового знания»
Оборудование: «Эльконин-Давыдов; учебник: Давыдов В.В. Русский язык 2 класс, раздаточный материал (карточки), презентация.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный: привествие. | 1 мин | - Добрый день, класс. Меня зовут Елена Евгеньевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. - На нашем уроке вы откроете секрет русского. А вот какой секрет, это мы постараемся с вами узнать. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. | Р.: личностное включение в учебную деятельность. |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный Наглядный: презентация. Словесный: ответ учеников, вопросы учителя. Практический: задание на карточках. Словесный: вопросы учителя, ответы учеников. Наглядный: презентация. | 3 мин 1 мин 2-3 мин | - Ребята, на прошлых уроках вы знакомились с такими частями слова, как окончание и основа. Давайте проверим, как вы усвоили эту тему. - Посмотрите на доску. - Слово «карандаши». Выделите в нем окончание. - Почему? Что такое окончание? - Что нужно сделать, чтобы выделить в слове окончание? - В слове «карандаши» окончание И сообщает о скольких предметах? - Измените слово «карандаши» так, чтобы окончание сообщало об одном предмете. - Хорошо. Посмотрите на часть слова перед окончание. Как называется эта часть слова? - Что такое основа? - Отбросим окончание И. Что остается? - Верно. - Сейчас я вам раздам листочки, вам нужно в группах найти окончания и основы слов. (Гриб, зима, мост, холАд) - Давайте проверим, верно ли вы решили задание. - Слово гриб. Какое в нем окончание? - Изменить слово, чтобы проверить, верно ли мы выделили окончание. - Какая основа? - Слово зима. Какое в нем окончание? - Изменить слово, чтобы проверить, верно ли мы выделили окончание. - Какая основа? - Слово мосты. Какое в нем окончание? - Изменить слово, чтобы проверить, верно ли мы выделили окончание. - Какая основа? - Слово холАд. Какое в нем окончание? - Изменить слово, чтобы проверить, верно ли мы выделили окончание. - Какая основа? | - Окончание И. - Часть, которая сообщает о количестве предметов, изменяется при изменении слова по числу. - Изменить слово. - О нескольких предметах. - Карандаш. - Основа. - Основа – это часть слова, которая остается, если отбросить окончание. - Основа – карандаш. - Окончание нулевое. - Грибы. - Основа – гриб. - Окончание нулевое. - Зимы. - Основа – зим. - Окончание - Ы. - Мост. - Основа – мост. - Окончание нулевое. - Холода. - ХолАд. | П.: выделение известной информации и структурирование знаний. Р.: коррекция, оценка К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Р.: контроль, коррекция. |
III. Постановка учебной задачи Словесный: вопросы учителя, ответы учеников. Наглядный: презентация. Словесный: вопросы учителя, ответы учеников. Практический: читаю название параграфа. Словесный: вопросы учителя, ответы учеников. | 3 мин 1-2 мин 2-3 мин | - Ребята, вы все верно решили и хорошо усвоили предыдущие темы урока. - Но посмотрите внимательно на слово «холАд». - Разве оно правильно написано? - Давайте подберем проверочное слово и проверим написание гласных. - ХолАд. Куда падает ударение? - Будем мы ее проверять? - Почему? - Следующая гласная А. Что это за гласная? (В какой позиции?) - Будем мы ее проверять? - Подберите проверочное слово. - Какую букву слышим? - Что нужно исправить в слове «холАд»? - Прочитайте слово, как оно правильно пишется. - Ребята, для того, чтобы проверить безударную гласную (гласную в слабой позиции), что вы сделали со словом холод? - Какая часть слова изменилась? - Верно. Изменяя окончание в слове, мы доказали, что в слабой позиции пишется буква О. - Хорошо. Посмотрите на слово «холодом». Например, словосочетание: лечение холодом. - Слово холодом. Поставьте ударение. - Как проверить безударную О в слоге –ло-? - Ударение падает на слог –ло-? - Хорошо, у нас осталась еще одна безударная гласная (гласная в слабой позиции) – О. - Как мы можем ее проверить? - Выделите окончание в слове «холодом». - Можем ли мы подобрать проверочное слово для проверки безударной гласной в окончании? - Отройте учебник на странице 5. - Прочитайте название параграфа. - Из того, что мы с вами сказали, какой вывод можно сделать? Какую орфограмму мы с вами проверяли? - Безударная гласная в чем? (В основе или в окончании?) - Можем ли мы проверить безударную гласную в окончании? - Почему? (Если есть затруднения, показать пример со словом «холодом») - Нужно ли учитывать состав слова при проверке орфограмм? - Почему? - Я бы сказала, необходимо учитывать состав слова. - Сформулируйте тему нашего урока. - Если быть точнее, тема нашего урока – «Учет состава слова при проверке орфограмм». - А какие цели мы должны достигнуть? - Мы научимся проверять орфограмму, учитывая состав слова. | - Да/Нет. - На первую гласную о. - Нет. - Так как она под ударением. (В сильной позиции). - Безударная. (В слабой позиции). - Да. - Холодный. - О. - Букву А на букву О. - Холод. - Подобрали проверочное слово. - Окончание. - Холодом. - Изменить слово. Холодный. - Да. Высказывают свое мнение. - Холода. Окончание – ОМ. - Нет. Открывают учебник. - «Какие орфограммы можно проверить, изменяя слово?» - Безударная гласная. - В основе. - Нет. - Потому что, мне не можем подобрать проверочное слово, чтобы проверить безударную гласную в основе. - Да. - Потому что, нужно знать в какой части слова стоит орфограмма, чтобы ее проверить. - Проверочное слово, Окончание, Безударная гласная в окончании. - Цели нашего урока: научиться проверять орфограмму, учитывая состав слова. | Р.: контроль и оценка. П.: структурирование знаний. К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Р.: коррекция и оценка. П: структурирование знаний. П.: поиск и выделение необходимой информации. П.: самостоятельное формулирование темы и цели урока. |
IV. Открытие нового знания Наглядный: презентация. Практический: запись в тетради, читают задание. Словесный: объяснение учителя, ответы учеников. Практический: письменное упражнение. Словесный: вопросы учителя, ответы учеников. Практический: письменное упражнение. Словесный: вопросы учителя, ответы учеников. Практический: письменное упражнение. Словесный: вопросы учителя, ответы учеников. Практический: письменное упражнение. Словесный: вопросы учителя, ответы учеников. Практический: письменное упражнение. Словесный: вопросы учителя, ответы учеников. | 2 мин 2 мин 6-7 мин | - Откройте тетради. Запишите число – Пятое марта. В классе. - Выполним упражнение 257 на странице 34. - Запишите высказывание. Подчеркните орфограммы. Какие из них можно проверять, изменяя слова, а какие нет? Почему? - Прочитайте задание еще про себя. - Что нужно сделать в задании? - Мы знаем, как это сделать? - Что еще сказано? - Посмотрите на доску. - Мы с вами разбирали слово «холодом» и выяснили, что орфограмму можно проверить только, если она стоит в основе слова. Если же орфограмма стоит в окончании, то мы не можем ее проверить, ее нужно запомнить. - Прочитайте предложение из задания. - Запишите предложение в тетрадь. - Давайте разберем каждое слово. - *, выходи к доске. Первое слово – «сестра». - Ставим ударение. - Подчеркиваем безударную гласную (гласную в слабой позиции). Какую букву подчеркиваем? - Выделим окончание и основу. - Безударная гласная стоит в основе или в окончании? - Можем мы ее проверить? - Измени слово. - На какую букву падает ударение? - Значит, какую безударную гласную мы будем писать в слове «сестра»? - Мы выполнили все задания с первым словом? - Молодец, садись. - Следующее слово «братом». - Ставим ударение. - Какую безударную гласную подчеркиваем? - Выделим окончание и основу. - Безударная гласная О стоит в основе или в окончании? - Можем мы ее проверить? Почему? - Что мы должны сделать с буквой О? - Мы выполнили все задания? - Молодец, садись. - Следующее слово «несут». - Ставим ударение. - Какую безударную гласную подчеркиваем? - Выделим окончание и основу. (Для объяснения: они (что делают? – несут. Она (что делает) – несет. Мы (что делаем?) – несем.) - Безударная гласная Е стоит в основе или в окончании? - Можем мы ее проверить? Почему? - Измени слово. - На какую букву падает ударение? - Значит какую безударную гласную мы будем писать в слове «несет»? - Мы выполнили задания? - Молодец, садись. - Слово «полное». - Ставим ударение. - Какие безударные гласные подчеркиваем? - Выделим окончание и основу. - Безударные гласные О и Е стоят в основе или в окончании? - Можем мы ее проверить? Почему? - Что нужно сделать с окончанием? - Мы выполнили задания? - Молодец, садись. - Слово «ведро». - Ставим ударение. - Какую безударную гласную подчеркиваем? - Выделим окончание и основу. - Безударная гласная Е стоит в основе или в окончании? - Можем мы ее проверить? Почему? - Измени слово. - На какую букву падает ударение? - Значит какую безударную гласную мы будем писать в слове «ведро»? - Мы выполнили задания? - Молодец, садись. - Последнее слово «воды». - Ставим ударение. - Какую безударную гласную подчеркиваем? - Выделим окончание и основу. - Безударная гласная О стоит в основе или в окончании? - Можем мы ее проверить? - Измени слово. - На какую букву падает ударение? - Значит какую безударную гласную мы будем писать в слове «воды»? - Мы выполнили задания? - Молодец, садись. - Ребята, вы все молодцы. Вы хорошо поработали с этим упражнением. - Чтобы полностью закрепить наш новый материал, давайте составим опору, которая будет помогать определять характер орфограммы. - Посмотрите на листочки, которые я вам раздала. - Итак, первое, что нужно сделать со словом – поставить ударение, второе – подчеркнуть безударную гласную (орфограмму). Третье – выделить окончание и основу. Четвертое - определить, где находится орфограмма, в окончании или в основе. Пятое – Если орфограмма находится в окончании, то ее нужно запомнить. Если орфограмма находится в основе, то ее нужно проверить, изменяя слово. - Используйте эту опору при проверке слова с гласной в слабой позиции. | Открывают тетради и записывают число. Слушают учителя. Читают задание про себя. - Подчеркнуть орфограммы. - Да. - Ответить на вопрос - «Какие орфограммы можно проверять, изменяя слова, а какие нельзя?» Объяснить почему. Слушают учителя. - Сестра с братом несут полное ведро воды. Записывают предложение в тетрадь. - Сестра. - Е. - Окончание – а. Основа – сестр. - В основе. - Да, потому что мы можем проверить орфограмму в окончании. - Сёстры. - На букву Ё. - Е. - Выполнили. - Братом. - О. - Окончание – ом. Основа – брат. - В окончании. - Нет, потому что мы не можем проверить орфограмму в окончании. - Запомнить, как она пишется. - Выполнили. - Несут. - Е. - Окончание – ут. Основа – нес. - В основе. - Да, потому что мы можем проверить орфограмму в основе. - Нёс. - Ё. - Е. - Выполнили. - Полное. - О и Е. - Окончание – ое. Основа – полн. - В окончании. - Нет, потому что мы не может проверить орфограмму в окончании. - Запомнить, как оно пишется. - Выполнили. - Ведро. - Е. - Окончание – о. Основа – ведр. - В основе. - Да, потому что мы можем проверить орфограмму в основе. - Вёдра. - Ё. - Е. - Выполнили. - Воды. - О. - Окончание – ы. Основа – вод. - В основе. - Да, потому что мы можем проверить орфограмму в основе. - Воды, водный. - О. - О. - Выполнили. Слушают учителя. | П.: поиск и выделение признаков предметов в общей работе. П.: структурирование знания. Р.: контроль. Л.: смыслообразование. К.: умение выражать свои мысли. К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. П.: структурирование знания. Р.: контроль. Л.: смыслообразование. К.: умение выражать свои мысли. К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. П.: структурирование знания. Р.: контроль. Л.: смыслообразование. К.: умение выражать свои мысли. К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Динамическая пауза Наглядный: видеоматериал. | 2-3 мин | - Проведем динамическую паузу. - Поднимайтесь с мест и повторяйте движения. - Молодцы. Садитесь. | Повторяют движения. | Р.:саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии. |
V.Первичное закрепление во внешней речи Словесный: объяснение учителя. Практический: запись в тетради. Практический: письменное и устное задание. Словесный: ответы учеников. Практический: письменное и устное задание. Словесный: ответы учеников. Практический: письменное и устное задание. Словесный: ответы учеников. Практический: письменное и устное задание. Словесный: ответы учеников. | 7 мин | - Упражнение 258. Запишите в тетрадь. (Разделить доску на две части.) - Запишите слова в два столбика, подчеркивая орфограммы слабых позиций. В первый столбик запишите слова с орфограммами слабых позиций, которые можно проверить, изменяя слово. Во второй столбик – слова, в которых орфограммы таким способом проверять нельзя. - Прочитай еще раз задание внимательно про себя. - Что нужно сделать в задании? - Прошлое задание я выполняла вместе с вами. Это задание вы мне сами будете объяснять без моей помощи. - Разделите листок тетради на две части. Первый столбик подпишите знаком «+» - можно проверить, а второй столбик знаком «-» - нельзя проверить. - *, выходи к доске. Первое слово «море». - Хорошо. садись. (В случае затруднения, помочь.) - Слово «слеза». - Слово «ведро». - Слово «тянуть». - Слово «новый». - Слово «добры». - Слово «(за) партой». - Слово «глаза». - Слово «пишет». - Слово «несла». - Молодцы, вы хорошо усвоили тему нашего урока. | Записывают в тетрадь. - Записать слова в два столбика. В первый - слова с орфограммой, которую можно проверить, во второй столбик слова, которые нельзя проверить. - Море. Ударение падает на О. Безударная гласная – Е. Окончание – Е. Основа – МОР. Так, как безударная гласная стоит в окончании, то мы ее проверить не можем. Пишем во второй столбик. - Слеза. Ударение падает на А. Безударная гласная – Е. Окончание – А. Основа – СЛЕЗ. Так, как безударная гласная стоит в основе слова, то мы можем ее проверить. Проверочное слово – Слёзы. Слово пишем в первый столбик. - Ведро. Ударение падает на О. Безударная гласная – Е. Окончание – О. Основа – ВЕДР. Так, как безударная гласная стоит в основе слова, то мы можем ее проверить. Проверочное слово – Вёдра. Слово пишем в первый столбик. - Тянуть. Ударение падает на У. Безударная гласная – Я. Окончание – УТЬ. Основа – ТЯН. Так, как безударная гласная стоит в основе слова, то мы можем ее проверить. Проверочное слово – Тянет. Слово пишем в первый столбик. - Новый. Ударение падает на О. Безударная гласная – Ы. Окончание – ЫЙ. Основа – НОВ. Так, как безударная гласная стоит в окончании слова, то мы не можем ее проверить. Слово пишем в второй столбик. - Добры. Ударение падает на Ы. Безударная гласная – О. Окончание – Ы. Основа – ДОБР. Так, как безударная гласная стоит в окончании слова, то мы не можем ее проверить. Слово пишем во второй столбик. - (за) партой. Ударение падает на А. Безударная гласная – О. Окончание – ОЙ. Основа – ПАРТ. Так, как безударная гласная стоит в окончании слова, то мы не можем ее проверить. Слово пишем во второй столбик. - Глаза. Ударение падает на А. Безударная гласная – А. Окончание – А. Основа – ГЛАЗ. Так, как безударная гласная стоит в основе слова, то мы можем ее проверить. Проверочное слово – Глазки. Слово пишем в первый столбик. - Пишет. Ударение падает на И. Безударная гласная – Е. Окончание – ЕТ. Основа – ПИШ. Так, как безударная гласная стоит в окончании слова, то мы не можем ее проверить. Слово пишем во второй столбик. - Несла. Ударение падает на А. Безударная гласная – Е. Окончание – А. Основа – НЕСЛ. Так, как безударная гласная стоит в основе слова, то мы можем ее проверить. Проверочное слово – Нёс. Слово пишем в первый столбик. | Л: понимание и выражение в речи цели задания. Р: принятие учебной задачи к исполнению. Р.: контроль и коррекция. Р.: целеполагание. П.: структурирование знаний. Р.: целеполагание. П.: структурирование знаний. Р.: целеполагание. П.: структурирование знаний. Р.: целеполагание. П.: структурирование знаний. Р.: целеполагание П.: структурирование знаний. Р.: целеполагание. П.: структурирование знаний. Р.: целеполагание. П.: структурирование знаний. К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой Практический: групповая практическая работа | 2-3 мин | - Сейчас выполним небольшую самостоятельную работу. - Вы будете выполнять ее в группах по рядам. - Задание точно такое же, как вы сейчас выполняли. - Нужно в первый столбик отнести слова с орфограммой, которую можно проверить, во второй – слова с орфограммой, которые нельзя проверить. (Слова: танкист, младший, ковёр, лазить, новый.) (Проверка по алгоритму.) (0 ошибок – 5; 1 ошибка – 4; 2 ошибки – 3; 3-4 ошибки – 2.) | Выполняют задание по группам. Проверяют задание. (Проверка по алгоритму.) | Л: проявление понимания цели задания и выбор способов выполнения задания; Р: саморегуляция времени, соблюдение общего темпа выполнения задани |
VII. Включение в систему знаний Словесный: вопросы учителя, ответы учеников. | 2 мин | - Итак, ребята. Давайте еще раз повторим. - Нужно ли учитывать состав слова при проверке орфограммы? - Почему? (В случае затруднения ставить наводящие вопросы: 1) Как проверить орфограмму в окончании? 2) Как проверить орфограмму в основе?) (Если останется время, дать задание на карточке. Задание: выделить окончание и основу в словах.) | - Да. - Потому что, если орфограмма стоит в окончании, мы не можем ее проверить, ее нужно запомнить. Если орфограмма стоит в основе слова, то мы можем ее проверить, изменяя слово. | П: обобщение и структурирование знаний в речи. К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Домашнее задание | 1 мин | - Откройте дневники. - Запишите домашнее задание. - Страница учебника – 35, упражнение – 259. - Прочитайте задание. - Все ли вам понятно? - В каком абзаце вы будете выделять окончания и основы? | Открывают дневники и записывают домашнее задание. - Да/Нет. - В первом абзаце. | |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: самооценка | 1 мин | - Оцените свои достижения на уроке. - Всё ли было понятно? - Что было интересным? - Что оказалось трудным? - Всем спасибо за урок. Урок окончен. | Самооценка. Аргументирование своего мнения. - Мне было интересно… - Мне было трудно … | П: доказательство качества выполнения задания; К:выражать своё мнение. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Холодом Хол о дный
Какие орфограммы можно проверить, изменяя слово?
Тема: Цели: учет состава слова при проверке орфограмм н аучится проверять орфограмму, учитывая состав слова.
Пятое марта В классе
Упражнение 257
Как определить характер орфограммы? 1) Поставить ударение в слове . 3 ) Выделить окончание и основу. 2 ) Подчеркнуть безударную гласную (орфограмму). 4) Определить, где находится орфограмма, в окончании или в основе. 5) Если орфограмма находится в окончании, то ее нужно запомнить. Если орфограмма находится в основе, то ее нужно проверить, изменяя слово.
Упражнение 258
Как определить характер орфограммы? 1) Поставить ударение в слове . 3 ) Выделить окончание и основу. 2 ) Подчеркнуть безударную гласную (орфограмму). 4) Определить, где находится орфограмма, в окончании или в основе. 5) Если орфограмма находится в окончании, то ее нужно запомнить. Если орфограмма находится в основе, то ее нужно проверить, изменяя слово.
Домашнее задание: стр.35, упр.259.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова". 3 класс
Конспект урока по русскому языку в 3 классе.Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова.Тип урока: обобщение знаний....
Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме "Проверка орфограмм слабых позиций в окончании предметов и признаков"
Тема «Проверка орфограмм слабых позиций в окончании предметов и признаков»Триединая цель урока:...
Конспект урока по русскому языку по теме "Части слова. Окончание." Учебник "Русский язык", 3 класс. Р. Н. Бунеев, "Школа 2100"
Конспект урока по русскому языку, 3 класс, "Школа 2100", Части слова.Окончание."...
Конспект урока по русскому языку в инклюзивном классе ТЕМА: Способы проверки парных звонких и глухих согласных на конце слова. Особенности проверочных и проверяемых.
ТЕМА: Способы проверки парных звонких и глухих согласных на конце слова. Особенности проверочных и проверяемых....
Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...
План-конспект урока по русскому языку на тему: "Многозначные слова. Использование многозначных слов в речи".
Автор: учитель начальных классов МБОУ "СШ № 34" Афлятунова Кристина Александровна, ХМАО-Югра, г.НижневартовскОписание материала: Предлагаю вам конспект урока по программе "Начальная шко...
Конспект урока по русскому языку на тему "Корень слова" 2 класс по учебнику Русский язык. 2 класс. В 2 частях. Часть 1 - Иванов С.В., Евдокимова А.О. и др.
Сценарий урока разработан для сайта Учи.ру....