Конспект урока по русскому языку на тему "Учет состава слова при проверке орфограмм"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Онегина Елена Евгеньевна

Цели деятельности учителя: совершенствование уровня овладения способами проверки орфограмм слабых позиций; развитие умения выделять значимые части слова и учитывать состав слова при проверке орфограмм слабых позиций.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать определения: окончание, основа;
- уметь: выделять окончание и основу; находить безударную гласную; подбирать проверочное слово.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому

Тема урока: Учет состава слова при проверке орфограмм.

Цели деятельности учителя: совершенствование уровня овладения способами проверки орфограмм слабых позиций; развитие умения выделять значимые части слова и учитывать состав слова при проверке орфограмм слабых позиций.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать определения: окончание, основа.
- уметь: выделять окончание и основу; находить безударную гласную; подбирать проверочное слово

Личностные:

- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: открытие «нового знания»

Оборудование: «Эльконин-Давыдов; учебник: Давыдов В.В. Русский язык 2 класс, раздаточный материал (карточки), презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: привествие.

1 мин

- Добрый день, класс. Меня зовут Елена Евгеньевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- На нашем уроке вы откроете секрет русского. А вот какой секрет, это мы постараемся с вами узнать.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Р.: личностное включение в учебную деятельность.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный

Наглядный: презентация.

Словесный: ответ учеников, вопросы учителя.

Практический: задание на карточках.

Словесный: вопросы учителя, ответы учеников.

Наглядный: презентация.

3 мин

1 мин

2-3 мин

- Ребята, на прошлых уроках вы знакомились с такими частями слова, как окончание и основа. Давайте проверим, как вы усвоили эту тему.

- Посмотрите на доску.

- Слово «карандаши». Выделите в нем окончание.

- Почему? Что такое окончание?

- Что нужно сделать, чтобы выделить в слове окончание?

- В слове «карандаши» окончание И сообщает о скольких предметах?

- Измените слово «карандаши» так, чтобы окончание сообщало об одном предмете.

- Хорошо. Посмотрите на часть слова перед окончание. Как называется эта часть слова?

- Что такое основа?

- Отбросим окончание И. Что остается?

- Верно.

- Сейчас я вам раздам листочки, вам нужно в группах найти окончания и основы слов.

(Гриб, зима, мост, холАд)

- Давайте проверим, верно ли вы решили задание.

- Слово гриб. Какое в нем окончание?

- Изменить слово, чтобы проверить, верно ли мы выделили окончание.

- Какая основа?

- Слово зима. Какое в нем окончание?

- Изменить слово, чтобы проверить, верно ли мы выделили окончание.

- Какая основа?

- Слово мосты. Какое в нем окончание?

- Изменить слово, чтобы проверить, верно ли мы выделили окончание.

- Какая основа?

- Слово холАд. Какое в нем окончание?

- Изменить слово, чтобы проверить, верно ли мы выделили окончание.

- Какая основа?

- Окончание И.

- Часть, которая сообщает о количестве предметов, изменяется при изменении слова по числу.

- Изменить слово.

- О нескольких предметах.

- Карандаш.

- Основа.

- Основа – это часть слова, которая остается, если отбросить окончание.

- Основа – карандаш.

- Окончание нулевое.

- Грибы.

- Основа – гриб.

- Окончание нулевое.

- Зимы.

- Основа – зим.

- Окончание - Ы.

- Мост.

- Основа – мост.

- Окончание нулевое.

- Холода.

- ХолАд.

П.: выделение известной информации и структурирование знаний.

Р.: коррекция, оценка

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р.: контроль, коррекция.

III. Постановка учебной задачи

Словесный: вопросы учителя, ответы учеников.

Наглядный: презентация.

Словесный: вопросы учителя, ответы учеников.

Практический: читаю название параграфа.

Словесный: вопросы учителя, ответы учеников.

 3 мин

1-2 мин

2-3 мин

- Ребята, вы все верно решили и хорошо усвоили предыдущие темы урока.

- Но посмотрите внимательно на слово «холАд».

- Разве оно правильно написано?

- Давайте подберем проверочное слово и проверим написание гласных.

- ХолАд. Куда падает ударение?

- Будем мы ее проверять?

- Почему?

- Следующая гласная А. Что это за гласная? (В какой позиции?)

- Будем мы ее проверять?

- Подберите проверочное слово.

- Какую букву слышим?

- Что нужно исправить в слове «холАд»?

- Прочитайте слово, как оно правильно пишется.

- Ребята, для того, чтобы проверить безударную гласную (гласную в слабой позиции), что вы сделали со словом холод?

- Какая часть слова изменилась?

- Верно. Изменяя окончание в слове, мы доказали, что в слабой позиции пишется буква О.

- Хорошо. Посмотрите на слово «холодом». Например, словосочетание: лечение холодом.

- Слово холодом. Поставьте ударение.

- Как проверить безударную О в слоге –ло-?

- Ударение падает на слог –ло-?

- Хорошо, у нас осталась еще одна безударная гласная (гласная в слабой позиции) – О.

- Как мы можем ее проверить?

- Выделите окончание в слове «холодом».

- Можем ли мы подобрать проверочное слово для проверки безударной гласной в окончании?

- Отройте учебник на странице 5.

- Прочитайте название параграфа.

- Из того, что мы с вами сказали, какой вывод можно сделать? Какую орфограмму мы с вами проверяли?

- Безударная гласная в чем? (В основе или в окончании?)

- Можем ли мы проверить безударную гласную в окончании?

- Почему?

(Если есть затруднения, показать пример со словом «холодом»)

- Нужно ли учитывать состав слова при проверке орфограмм?

- Почему?

- Я бы сказала, необходимо учитывать состав слова.

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Если быть точнее, тема нашего урока – «Учет состава слова при проверке орфограмм».

- А какие цели мы должны достигнуть?

- Мы научимся проверять орфограмму, учитывая состав слова.

- Да/Нет.

- На первую гласную о.

- Нет.

- Так как она под ударением. (В сильной позиции).

- Безударная. (В слабой позиции).

- Да.

- Холодный.

- О.

- Букву А на букву О.

- Холод.

- Подобрали проверочное слово.

- Окончание.

- Холодом.

- Изменить слово. Холодный.

- Да.

Высказывают свое мнение.

- Холода. Окончание – ОМ.

- Нет.

Открывают учебник.

- «Какие орфограммы можно проверить, изменяя слово?»

- Безударная гласная.

- В основе.

- Нет.

- Потому что, мне не можем подобрать проверочное слово, чтобы проверить безударную гласную в основе.

- Да.

- Потому что, нужно знать в какой части слова стоит орфограмма, чтобы ее проверить.

- Проверочное слово, Окончание, Безударная гласная в окончании.

- Цели нашего урока: научиться проверять орфограмму, учитывая состав слова.

Р.: контроль и оценка.

П.: структурирование знаний.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р.: коррекция и оценка.

П: структурирование знаний.

П.: поиск и выделение необходимой информации.

П.: самостоятельное формулирование темы и цели урока.

IV. Открытие нового знания

Наглядный: презентация.

Практический: запись в тетради, читают задание.

Словесный: объяснение учителя, ответы учеников.

Практический: письменное упражнение.

Словесный: вопросы учителя, ответы учеников.

Практический: письменное упражнение.

Словесный: вопросы учителя, ответы учеников.

Практический: письменное упражнение.

Словесный: вопросы учителя, ответы учеников.

Практический: письменное упражнение.

Словесный: вопросы учителя, ответы учеников.

Практический: письменное упражнение.

Словесный: вопросы учителя, ответы учеников.

2 мин

2 мин

6-7 мин

- Откройте тетради. Запишите число – Пятое марта. В классе.

- Выполним упражнение 257 на странице 34.

- Запишите высказывание. Подчеркните орфограммы. Какие из них можно проверять, изменяя слова, а какие нет? Почему?

- Прочитайте задание еще про себя.

- Что нужно сделать в задании?

- Мы знаем, как это сделать?

- Что еще сказано?

- Посмотрите на доску.

- Мы с вами разбирали слово «холодом» и выяснили, что орфограмму можно проверить только, если она стоит в основе слова. Если же орфограмма стоит в окончании, то мы не можем ее проверить, ее нужно запомнить.

- Прочитайте предложение из задания.

- Запишите предложение в тетрадь.

- Давайте разберем каждое слово.

- *, выходи к доске. Первое слово – «сестра».

- Ставим ударение.

- Подчеркиваем безударную гласную (гласную в слабой позиции). Какую букву подчеркиваем?

- Выделим окончание и основу.

- Безударная гласная стоит в основе или в окончании?

- Можем мы ее проверить?

- Измени слово.

- На какую букву падает ударение?

- Значит, какую безударную гласную мы будем писать в слове «сестра»?

- Мы выполнили все задания с первым словом?

- Молодец, садись.

- Следующее слово «братом». 

- Ставим ударение.

- Какую безударную гласную подчеркиваем?

- Выделим окончание и основу.

- Безударная гласная О стоит в основе или в окончании?

- Можем мы ее проверить? Почему?

- Что мы должны сделать с буквой О?

- Мы выполнили все задания?

- Молодец, садись.

- Следующее слово «несут».

- Ставим ударение.

- Какую безударную гласную подчеркиваем?

- Выделим окончание и основу. (Для объяснения: они (что делают? – несут. Она (что делает) – несет. Мы (что делаем?) – несем.)

- Безударная гласная Е стоит в основе или в окончании?

- Можем мы ее проверить? Почему?

- Измени слово.

- На какую букву падает ударение?

- Значит какую безударную гласную мы будем писать в слове «несет»?

- Мы выполнили задания?

- Молодец, садись.

- Слово «полное».

- Ставим ударение.

- Какие безударные гласные подчеркиваем?

- Выделим окончание и основу.

- Безударные гласные О и Е стоят в основе или в окончании?

- Можем мы ее проверить? Почему?

- Что нужно сделать с окончанием?

- Мы выполнили задания?

- Молодец, садись.

- Слово «ведро».

- Ставим ударение.

- Какую безударную гласную подчеркиваем?

- Выделим окончание и основу.

- Безударная гласная Е стоит в основе или в окончании?

- Можем мы ее проверить? Почему?

- Измени слово.

- На какую букву падает ударение?

- Значит какую безударную гласную мы будем писать в слове «ведро»?

- Мы выполнили задания?

- Молодец, садись.

- Последнее слово «воды».

- Ставим ударение.

- Какую безударную гласную подчеркиваем?

- Выделим окончание и основу.

- Безударная гласная О стоит в основе или в окончании?

- Можем мы ее проверить?

- Измени слово.

- На какую букву падает ударение?

- Значит какую безударную гласную мы будем писать в слове «воды»?

- Мы выполнили задания?

- Молодец, садись.

- Ребята, вы все молодцы. Вы хорошо поработали с этим упражнением.

- Чтобы полностью закрепить наш новый материал, давайте составим опору, которая будет помогать определять характер орфограммы.

- Посмотрите на листочки, которые я вам раздала.

- Итак, первое, что нужно сделать со словом – поставить ударение, второе – подчеркнуть безударную гласную (орфограмму). Третье – выделить окончание и основу. Четвертое -  определить, где находится орфограмма, в окончании или в основе. Пятое – Если орфограмма находится в окончании, то ее нужно запомнить. Если орфограмма находится в основе, то ее нужно проверить, изменяя слово.

- Используйте эту опору при проверке слова с гласной в слабой позиции.

Открывают тетради и записывают число.

Слушают учителя.

Читают задание про себя.

- Подчеркнуть орфограммы.

- Да.

- Ответить на вопрос - «Какие орфограммы можно проверять, изменяя слова, а какие нельзя?»

Объяснить почему.

Слушают учителя.

- Сестра с братом несут полное ведро воды.

Записывают предложение в тетрадь.

- Сестра.

- Е.

- Окончание – а. Основа – сестр.

- В основе.

- Да, потому что мы можем проверить орфограмму в окончании.

- Сёстры.

- На букву Ё.

- Е.

- Выполнили.

- Братом.

- О.

- Окончание – ом. Основа – брат.

- В окончании.

- Нет, потому что мы не можем проверить орфограмму в окончании.

- Запомнить, как она пишется.

- Выполнили.

- Несут.

- Е.

- Окончание – ут. Основа – нес.

- В основе.

- Да, потому что мы можем проверить орфограмму в основе.

- Нёс.

- Ё.

- Е.

- Выполнили.

- Полное.

- О и Е.

- Окончание – ое. Основа – полн.

- В окончании.

- Нет, потому что мы не может проверить орфограмму в окончании.

- Запомнить, как оно пишется.

- Выполнили.

- Ведро.

- Е.

- Окончание – о. Основа – ведр.

- В основе.

- Да, потому что мы можем проверить орфограмму в основе.

- Вёдра.

- Ё.

- Е.

- Выполнили.

- Воды.

- О.

- Окончание – ы. Основа – вод.

- В основе.

- Да, потому что мы можем проверить орфограмму в основе.

- Воды, водный.

- О.

- О.

- Выполнили.

Слушают учителя.

П.: поиск и выделение признаков предметов в общей работе.

П.: структурирование знания.

Р.: контроль.

Л.: смыслообразование.

К.: умение выражать свои мысли.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

П.: структурирование знания.

Р.: контроль.

Л.: смыслообразование.

К.: умение выражать свои мысли.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

П.: структурирование знания.

Р.: контроль.

Л.: смыслообразование.

К.: умение выражать свои мысли.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Динамическая пауза

Наглядный: видеоматериал.

2-3 мин

- Проведем динамическую паузу.

- Поднимайтесь с мест и повторяйте движения.

- Молодцы. Садитесь.

Повторяют движения.

Р.:саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии.

V.Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: объяснение учителя.

Практический: запись в тетради.

Практический: письменное и устное задание.

Словесный: ответы учеников.

Практический: письменное и устное задание.

Словесный: ответы учеников.

Практический: письменное и устное задание.

Словесный: ответы учеников.

Практический: письменное и устное задание.

Словесный: ответы учеников.

7 мин

- Упражнение 258. Запишите в тетрадь. (Разделить доску на две части.)

- Запишите слова в два столбика, подчеркивая орфограммы слабых позиций. В первый столбик запишите слова с орфограммами слабых позиций, которые можно проверить, изменяя слово. Во второй столбик – слова, в которых орфограммы таким способом проверять нельзя.

- Прочитай еще раз задание внимательно про себя.

- Что нужно сделать в задании?

- Прошлое задание я выполняла вместе с вами. Это задание вы мне сами будете объяснять без моей помощи.

- Разделите листок тетради на две части. Первый столбик подпишите знаком «+» - можно проверить, а второй столбик знаком «-» - нельзя проверить.

- *, выходи к доске. Первое слово «море».

- Хорошо. садись. (В случае затруднения, помочь.)

- Слово «слеза».

- Слово «ведро».

- Слово «тянуть».

- Слово «новый».

- Слово «добры».

- Слово «(за) партой».

- Слово «глаза».

- Слово «пишет».

- Слово «несла».

- Молодцы, вы хорошо усвоили тему нашего урока.

 Записывают в тетрадь.

- Записать слова в два столбика. В первый - слова с орфограммой, которую можно проверить, во второй столбик слова, которые нельзя проверить.

- Море. Ударение падает на О. Безударная гласная – Е. Окончание – Е. Основа – МОР. Так, как безударная гласная стоит в окончании, то мы ее проверить не можем. Пишем во второй столбик.

- Слеза. Ударение падает на А. Безударная гласная – Е. Окончание – А. Основа – СЛЕЗ. Так, как безударная гласная стоит в основе слова, то мы можем ее проверить. Проверочное слово – Слёзы. Слово пишем в первый столбик.

 - Ведро. Ударение падает на О. Безударная гласная – Е. Окончание – О. Основа – ВЕДР. Так, как безударная гласная стоит в основе слова, то мы можем ее проверить. Проверочное слово – Вёдра. Слово пишем в первый столбик.

- Тянуть. Ударение падает на У. Безударная гласная – Я. Окончание – УТЬ. Основа – ТЯН. Так, как безударная гласная стоит в основе слова, то мы можем ее проверить. Проверочное слово – Тянет. Слово пишем в первый столбик.

- Новый. Ударение падает на О. Безударная гласная – Ы. Окончание – ЫЙ. Основа – НОВ. Так, как безударная гласная стоит в окончании слова, то мы не можем ее проверить. Слово пишем в второй столбик.

- Добры. Ударение падает на Ы. Безударная гласная – О. Окончание – Ы. Основа – ДОБР. Так, как безударная гласная стоит в окончании слова, то мы не можем ее проверить. Слово пишем во второй столбик.

- (за) партой. Ударение падает на А. Безударная гласная – О. Окончание – ОЙ. Основа – ПАРТ. Так, как безударная гласная стоит в окончании слова, то мы не можем ее проверить. Слово пишем во второй столбик.

- Глаза. Ударение падает на А. Безударная гласная – А. Окончание – А. Основа – ГЛАЗ. Так, как безударная гласная стоит в основе слова, то мы можем ее проверить. Проверочное слово – Глазки. Слово пишем в первый столбик.

- Пишет. Ударение падает на И. Безударная гласная – Е. Окончание – ЕТ. Основа – ПИШ. Так, как безударная гласная стоит в окончании слова, то мы не можем ее проверить. Слово пишем во второй столбик.

- Несла. Ударение падает на А. Безударная гласная – Е. Окончание – А. Основа – НЕСЛ. Так, как безударная гласная стоит в основе слова, то мы можем ее проверить. Проверочное слово – Нёс. Слово пишем в первый столбик.

Л: понимание и выражение в речи цели задания.

Р: принятие учебной задачи к исполнению.

Р.: контроль и коррекция.

Р.: целеполагание.

П.: структурирование знаний.

Р.: целеполагание.

П.: структурирование знаний.

Р.: целеполагание.

П.: структурирование знаний.

Р.: целеполагание.

П.: структурирование знаний.

Р.: целеполагание

П.: структурирование знаний.

Р.: целеполагание.

П.: структурирование знаний.

Р.: целеполагание.

П.: структурирование знаний.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: групповая практическая работа

2-3 мин

- Сейчас выполним небольшую самостоятельную работу.

- Вы будете выполнять ее в группах по рядам.

- Задание точно такое же, как вы сейчас выполняли.

- Нужно в первый столбик отнести слова с орфограммой, которую можно проверить, во второй – слова с орфограммой, которые нельзя проверить.

 (Слова: танкист, младший, ковёр, лазить, новый.)

(Проверка по алгоритму.)

(0 ошибок – 5;

 1 ошибка – 4;

 2 ошибки – 3;

 3-4 ошибки – 2.)

Выполняют задание по группам.

Проверяют задание. (Проверка по алгоритму.)

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов выполнения задания;

Р: саморегуляция времени, соблюдение общего темпа выполнения задани

VII. Включение в систему знаний

Словесный: вопросы учителя, ответы учеников.

2 мин

- Итак, ребята. Давайте еще раз повторим.

- Нужно ли учитывать состав слова при проверке орфограммы?

- Почему?

(В случае затруднения ставить наводящие вопросы:

1) Как проверить орфограмму в окончании?

2) Как проверить орфограмму в основе?)

(Если останется время, дать задание на карточке. Задание: выделить окончание и основу в словах.)

- Да.

- Потому что, если орфограмма стоит в окончании, мы не можем ее проверить, ее нужно запомнить. Если орфограмма стоит в основе слова, то мы можем ее проверить, изменяя слово.

П: обобщение и структурирование знаний в речи.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Домашнее задание

1 мин

- Откройте дневники.

- Запишите домашнее задание.

- Страница учебника – 35, упражнение – 259.

- Прочитайте задание.

- Все ли вам понятно?

- В каком абзаце вы будете выделять окончания и основы?

Открывают дневники и записывают домашнее задание.

- Да/Нет.

- В первом абзаце.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: самооценка

1 мин

- Оцените свои достижения на уроке.

- Всё ли было понятно?

- Что было интересным?

- Что оказалось трудным?

- Всем спасибо за урок. Урок окончен.

Самооценка. Аргументирование своего мнения.

- Мне было интересно…

- Мне было трудно …

П: доказательство качества выполнения задания;

К:выражать своё мнение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Карандаши

Слайд 2

Холодом Хол о дный

Слайд 3

Какие орфограммы можно проверить, изменяя слово?

Слайд 4

Тема: Цели: учет состава слова при проверке орфограмм н аучится проверять орфограмму, учитывая состав слова.

Слайд 5

Пятое марта В классе

Слайд 6

Упражнение 257

Слайд 8

Как определить характер орфограммы? 1) Поставить ударение в слове . 3 ) Выделить окончание и основу. 2 ) Подчеркнуть безударную гласную (орфограмму). 4) Определить, где находится орфограмма, в окончании или в основе. 5) Если орфограмма находится в окончании, то ее нужно запомнить. Если орфограмма находится в основе, то ее нужно проверить, изменяя слово.

Слайд 9

Упражнение 258

Слайд 10

Как определить характер орфограммы? 1) Поставить ударение в слове . 3 ) Выделить окончание и основу. 2 ) Подчеркнуть безударную гласную (орфограмму). 4) Определить, где находится орфограмма, в окончании или в основе. 5) Если орфограмма находится в окончании, то ее нужно запомнить. Если орфограмма находится в основе, то ее нужно проверить, изменяя слово.

Слайд 11

Домашнее задание: стр.35, упр.259.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова". 3 класс

Конспект урока по русскому языку в 3 классе.Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова.Тип урока: обобщение знаний....

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме "Проверка орфограмм слабых позиций в окончании предметов и признаков"

Тема «Проверка орфограмм слабых позиций в окончании предметов и признаков»Триединая цель урока:...

Конспект урока по русскому языку в инклюзивном классе ТЕМА: Способы проверки парных звонких и глухих согласных на конце слова. Особенности проверочных и проверяемых.

ТЕМА: Способы проверки парных звонких и глухих согласных на конце слова. Особенности проверочных и проверяемых....

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

План-конспект урока по русскому языку на тему: "Многозначные слова. Использование многозначных слов в речи".

Автор: учитель начальных классов МБОУ "СШ № 34" Афлятунова Кристина Александровна, ХМАО-Югра, г.НижневартовскОписание материала: Предлагаю вам конспект урока по программе "Начальная шко...