Урок русского языка в 3 классе по теме "Род имён прилагательных"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Урок русского языка в 3 классе по теме "род имён прилагательных". Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rya_3_kl._rod_imyon_pril.docx33.98 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. учителя, ОО: Никитина Наталья Владимировна, МБОУ Усохская СОШ с. Усох Трубчевского района Брянской обл.

Класс, учебник: 3 класс «Русский язык» В. П. Канакина    В.Г.Горецкий

Тема:   Род имён прилагательных

Оборудование: учебник, тетради, компьютер, проектор, рисунок солнышка с лучами

Планируемые результаты

Личностные: развивать умения употреблять прилагательные в речи и умение определять их род

Предметные: познакомить с изменением имён прилагательных по родам; развивать умение определять род имён прилагательных, понимать, что в словосочетании имя прилагательное стоит в том же роде и числе, что и имя существительное

Метапредметные: использовать алгоритм для решения учебной задачи, обосновывать выбор способа действия.

 

 Технологическая карта урока

(в скобках обозначены группы универсальных учебных действий – УУД: Л – личностные, К – коммуникативные, Р – регулятивные, П – познавательные)

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Средства обучения

1

Организационный момент. Мотивацион-ный настрой

Цель:

создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

– Проверь, дружок, 
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь
!

Организация рабочего места

 организация учебного места (Р)

внутренняя позиция школьника (Л)

- планирование совместного сотрудничества (К)

Учебник, тетрадь, ручка, карандаш

проектор, экран

2

Самоопределение к деятельности

Цель:

включение в учебную деятельность

Найди лишнее слово:

Зелёный, ветер, вкусная, голубое

- Какую часть речи продолжим изучать?

-Ветер лишнее слово, так как это часть речи - имя сущ., а все остальные слова- имена прилагательные

- Имя прилагательное

                                                             

                               

Слайд 1

3

 Актуализация знаний

Цель: организация подготовки обучающихся к открытию нового знания,  выполнение пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения  

- Догадайтесь, о чём идёт речь. Запишите слова, распределив их в три столбика.

-Последний месяц осени                           (Ноябрь)

-Плод яблони  (Яблоко)

-Часть суток от восхода до захода       (Ночь)

- Родник    ( Ключ)

- Это рисует художник ( Картина)

- Рама со стеклом (Окно)                                           

- По какому признаку распределили слова в три столбика?

- Как узнать род имени существительного?

- Найдите изученные орфограммы в записанных словах

- По роду имени существительного;

- По словам:

 она-ж. р;  он-м .р; оно- ср.р.;

- По окончанию

-ая,-яя-   ж.р

-ый, -ий  -  м.р

-ое, -ее -  ср.р.

Объясняют орфограммы

- мотивационная основа учебной деятельности (Л)

- извлечение необходимой информации (П)

- формулирование и аргументация, выражение своих мыслей, учёт разных мнений (К)

- волевая саморегуляция (Р)

- учебно-познавательный интерес (Л)

- контроль и оценка своей деятельности (Р)

- постановка и формулирование проблемы (П)

- высказывание и обоснование своей точки зрения (К)

                                     

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности

Цель: выявление и фиксация причины затруднения – конкретные знания, умения и способности, которых недостаёт для решения проблемы

Построение проекта выхода из затруднения

Цель: обдумывание проекта будущих учебных действий  

Первичное закрепление с проговариванием

Цель: решение типовых заданий на новый способ действия

Физминутка

 Цель: восстановление физических и духовных сил

Самостоятельная  работа с самопроверкой по эталону 

Цель:  самостоятельное выполнение заданий нового типа

Включение в

систему знаний и

повторение 

Цель: автоматизация

умственных действий по изученным нормам и    

подготовка к введению новых норм

Рефлексия учебной

деятельности на уроке 

Цель: соотнесение цели

учебной деятельности и

результата

Подведение итогов урока

Домашнее задание

-Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прилагательных.

Зелён…    лист,

Зелён….    трава,

Зелён….    платье

-Что вы заметили?

-Почему окончания имён прилагательных разные?

-Какой грамматический признак повлиял на изменение окончания прилагательного?

-Какой род у имени прилагательного в первом словосочетании? ( во 2-м?, в 3-м ?)

- Мы сейчас определяли….

- У какой части речи?

- Сформулируйте тему урока.

- От чего зависит род имени прилагательного?

- Прочитайте словосочетания. Если вы посчитаете необходимым что-то изменить в имени прилагательном, то измените и запишите новый вариант. Изменять имена существительные нельзя. После этого посоветуйтесь, и, если нужно, укажите своему товарищу на ошибку.

Верная друг

Лесное озеро

Голубой небо

Хороший книга

- Что повлияло на то, чтобы имя прилагательное изменилось?

Определите род имени существительного в 1-м словосочетании (во 2-м, 3-м, 4-м)

- Какой род у имени прилагательного в 1-м словосочетании (во 2-м, 3-м, 4-м?)

 

- От чего  зависит род имени прилагательного?

- Выделите окончания у прилагательных

- Продолжи фразу:

 На уроке я узнаю…

Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр.124 (с.72)             («Цепочкой»)

- Назовите имена прилагательные

- Назовите окончания имён прилагательных.

 - Что вы заметили?

- От чего зависит окончание имени прилагательного?

-Назовите окончания имён прилагательных мужского, женского, среднего рода.

- Прочитайте сведения о языке.

- Как изменяются имена прилагательные в единственном числе?

-Как определить род имени прилагательного?

Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали,

Сели, встали

И на месте побежали.

Работа по учебнику

Упр.127(с.74)

- Запишите по памяти загадки. Подчеркните имена прилагательные, укажите их род и выделите окончания.

- Проверьте выполненную работу.

-Прочитайте имена прилагательные. Назовите их род и окончания.

-Как определить род имени прилагательного?

- К нам сегодня пришло в гости солнышко. Выберете каждый для себя лучик и выполните задание, тогда наше солнышко вам улыбнётся.

(На  лучиках записаны оценки и соответствующие к ним задания.)

На 3:

Списать, вставить пропущенные буквы, определить род имен существительных.

Д…ждливая погода, жареный к…ртофель, белый лебедь, вкусное какао, молодое дерево,  летуч… мыш…, горяч… в…да.

На 4:

Списать, вставить пропущенные буквы, определить род имен существительных, выделить окончания имён прилагательных

Детск… комната, золот… кольцо, весен… утро, смел… поступок, весенн… погода, смел… решение, добр… утро, дальн… поле.)

На 5:

Составить словосочетания из групп слов. Записать полученные словосочетания. Определить род имён прилагательных

    Золот…, высок…, горяч…, любим…, син…, молод…, жарен…

    Кольцо, лента, дерево, шоколад, картофель, вода, утро.

  - Составьте словосочетания:

Вкусн….  конфета

                  яблоко

                  пирог

- В каком роде стоит имя прилагательное в  1-м словосочетании ? (во 2-м,в 3-м?)

-Какое окончание  у имени  прилагательного в ж.р,  (м.р. ср.р?)

         

     - Что нового узнали на уроке?

                                 

 

  - Как определить род имени прилагательного?

- Ребята, преодолели ли вы возникшие в начале урока затруднения?

- Какой вид работы вам понравился?

- Какие трудности возникли?

   Продолжи фразу:

- На уроке я узнал…

- На этом уроке я похвалил бы себя за…

- Сегодня я сумел…

Оцените свою работу на уроке

Выставление оценок за работу на уроке.

Упр.126 (с.73)

- Урок окончен! Спасибо за работу на уроке!

Списывают, вставляют окончания.

- Окончания разные.

- Окончания имён прилагательных разные, потому что стоящие рядом имена существительные разного рода.

- Род имени существительного

- В 1-м - м.р

  во 2-м - ж.р

   в 3-м - ср.р

- Род

- У имени прилагательного

- Род имён  прилагательных

- Род имени прилагательного зависит от рода существительного, с которым оно связано

Выполняют задание

- Стоящее рядом существительное

- Мужской

средний

средний

женский

- Мужской

средний

средний

женский

- От рода стоящего рядом существительного

 Выделяют окончания

- …Как изменяются имена прилагательные;

- От чего зависит род имени прилагательного;

- Какие бывают окончания у имён прилагательных в м.роде, ж.роде, ср.роде)

Называют имена прилагательные и окончания

- Окончания имён прилагательных разные

- Окончание имени прилагательного зависит от существительного, с  которым оно связано по смыслу

   

Называют окончания

Читают правило

- По родам

- По роду имени существительного, с которым оно связано.

Первичное закрепление новых знаний с проговариванием.

Взаимопроверка усвоенного правила

Выполняют соответствующие движения

Дети самостоятельно выполняют упражнение

Письмо по памяти

Самопроверка

- Род имени прилагательного нужно определять по роду имени существительного, с которым оно связано

Дети выбирают задания по своему уровню и выполняют их

Составляют словосочетания

- В 1-м  - ж.р

  во 2-м - ср.р

   в 3-м - м.р

Называют окончания

- Узнали, что имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам;

- По роду имени существительного.

Ответы детей

На шкале успеха ставят себе отметку

1-я ступенька - «Я не понял»

2-я ступенька - «Я понял, но не всё»

3-я ступенька - «Мне всё понятно»

- самоопределение (Л)

- постановка познавательной цели (П)

- планирование, прогнозирование (Р)

- планирование учебного сотрудничества (К)

- контроль (Р)

- учёт установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П)

- волевая саморегуляция (Р)

- использование общих приёмов (П)

- адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К)

- использование общих приёмов, знаково-символических средств (П)

- планирование учебного сотрудничества (К)

- оценивание усваиваемого содержания (Л)

- внутренняя позиция и самооценка (Л)

- контроль и оценка результатов (П)

- формулирование и аргументация своего мнения (К)

Слайд 2

Рабочие тетради

Слайд 3

Тетрадь

Карандаш

Учебник

Упр. 124, с. 72

Учебник, с. 72

Учебник

Упр.127, с.74

тетради

 

Рисунок солнышка с лучами;

Тетради

Слайд 4

Слайд 5

Рисунок

шкалы успеха

«Лесенка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 класс Тема: Склонение имён прилагательных женского рода.

Урок насыщен здоровьесберегающими приёмами и элементами...

Урок – соревнование по русскому языку. 4 класс.«Падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода»

Цели урока:  - обобщить знания учащихся по теме «Имя прилагательное», совершенствовать умение писать безударные окончания прилагательных мужского и среднего рода....

Конспект урока русского языка 4 класс "Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского рода "

Конспект урока русского языка 4 класс "Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского  рода....

Презентация к уроку русского языка 4 класс "Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского рода"

Презентация к уроку русского языка 4 класс ""Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского  рода"...

Презентация к уроку по русскому языку 4 класс тема: «Образование имён прилагательных с помощью суффиксов" учитель Гаряева Валентина Борисовна

Презентация к уроку русского языка в 4 классе на тему образование имен прилагательных при помощи суфффиксов...

Конспект урока русского языка "Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»

Тип урока: формирования умений и навыков. Цель: учить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. закреплять умения правильно писать окончан...

Конспект урока русского языка «Единственное и множественное число имён прилагательных» (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать прилагательные в единственном числе и во множественном числе.Планируемые  результаты:Предметные:знать, что такое имя прилагательное, ка...