Конспект урока по русскому языку на тему: "Перенос слов"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Конспект урока по русскому языку с применением проблемно-диалогической технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_s_primeneniem_problemno-dialogicheskoy_tehnologii.doc | 857.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
с использованием проблемно-диалогической технологии
Правила переноса слов
1. ФИО (полностью): Доронкина Мария Викторовна
2. Место работы: МБОУ Чашниковская СОШ
3. Должность: учитель начальных классов
4. Предмет: русский язык
5. Класс 1
6. Тема урока: «Перенос слов».
7. УМК «Школа России»
Цель урока: ознакомление обучающихся с правилами переноса слов.
Задачи:
- обучающие познакомить детей с правилами переноса слов; сформировать представление о правилах переноса слов;
-развивающие развивать умения анализировать, работать с разными источниками информации; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, речь, воображение;
-воспитательные воспитывать уважительное отношение к языку как носителю русской культуры, учить работать в группах.
Планируемые результаты:
предметные:
переносит слова с одной строки на другую по алгоритму
личностные:
- проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
- понимает причины успеха в учебной деятельности
Универсальные учебные действия:
регулятивные
- определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
познавательные
- использует знако-символические средства при оформлении правил переноса;
- делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
- составляет алгоритм под руководством учителя;
коммуникативные
- слушает и понимает речь других;
- договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Тип урока урок открытия нового знания.
Формы работы учащихся фронтальная, групповая, индивидуальная
Структура и ход урока
Этап | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
Организационный этап. | Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке | Приветствие. - Проверим готовность. По каким критериям? | Вспоминают критерии, проверяют свою готовность.
| Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность |
Актуализация знаний | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Работа в тетради.
Прочитайте слово, в котором: - ь – разделительный - ь – обозначает мягкость согласного звука - есть хитрые буквы, почему хитрые? - состоит из 3 слогов - из 2 слогов - односложные слова. Какие знания понадобились? Как проверить, правильно ли подсчитали слоги? Обозначим.
На доске карточки со словами с пропущенными буквами: Суббота, сорока, класс, группа, тонна, масса, - Я считаю, что все эти слова двусложные. Кто считает, что я права? - Почему ты считаешь, что я права (не права)? Какое задание можно выполнить со словами? - Давайте выполним задание: найти лишнее слово. Какое слово здесь лишнее? Учитель подводит детей к тому, что лишнее слово – сорока, т.к. не содержит удвоенную согласную. (Возможны и др. варианты.) | Учащиеся работают с рядом слов. Роль Ь, правило определения слогов. Обозначить гласные буквы. Учащиеся читают ряд слов: Суббота, сорока, класс, тонна, группа, масса, Учащиеся делают выбор. Обоснование детьми своего выбора? Варианты детей (списать, подчеркнуть орфограммы; разделить на группы, найти лишнее слово и т.п.) Предположения детей. | Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций, |
Постановка учебной задачи | Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого | 1.Уберём лишнее слово и запишем остальные слова, объясняя орфограммы. (учитель пишет на доске или один из учащихся) Слово не входит на строку. - Что же делать? - Что значит перенести? 2. Поработайте в парах и подумайте, как можно перенести это слово? - Какие у вас идеи? Учитель фиксирует варианты переноса на доске. - Посмотрите, сколько вариантов переноса 1 слова. Задание было одно? Почему результаты получились разные? Чего мы пока не знаем? Как вы думаете, какая тема урока? 3.Учитель фиксирует тему на доске: Правила переноса слов Прочитайте внимательно тему урока. В каком числе стоит слово ПРАВИЛА? О чём это нам может говорить? -Действительно, этих правил несколько, и вы сами попробуете их открыть. Какие задачи поставим перед собой ФИЗМИНУТКА | Записывают в тетради число, записывают слова с комментированием. Надо слово перенести Часть слова оставить, а другую записать на новой строке. Дети работают в парах и пишут на листе, как можно перенести это слово. Дети предъявляют результат своего труда. Варианты переноса могут быть разные: ма-сса, мас-са, масс-а… Да Как переносятся слова. Как переносить слова; правила переноса слов. Во множественном. Наверное, их много, несколько. Открыть правила переноса, научиться переносить слова. | Фиксация во внешней речи причины затруднения. Формулировка учебной задачи как темы урока. |
Открытие «нового» знания | Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия инструкция целеполагание предъявление результата | Сейчас вы будете работать в группах. Значит, в каждой группе нам надо выбрать командира. Какова его роль? У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило. А план работы такой. (слайд) 1. Прочитать слова 2. Обратить внимание на выделенные буквы
Что должно получиться у каждой группы в результате своей работы? Сколько правил у нас получится? Учитель помогает группам строить диалог, подводя их к решающей гипотезе. Слушаем результаты работы групп. Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос. Слайд 4 На что вы обратили внимание и какой сделали вывод. Вы согласны с выводом группы? Фиксирует на доске модель: О чём говорит эта схема? Слушаем вторую группу. Слайд 5 Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос. На что вы обратили внимание и какой сделали вывод. Вы согласны с выводом группы? Фиксирует на доске модель: ...С — С... Слушаем третью группу. Слайд 6 Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос. На что вы обратили внимание и какой сделали вывод? Вы согласны с выводом группы? Фиксирует на доске: ..Ъ-.., …Ь-.., …Й-…. Слушаем четвёртую группу. Слайд 7 Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос. На что вы обратили внимание и какой сделали вывод Вы согласны с выводом группы? Фиксируем модель: Что случилось, почему буква плачет? Почему изменилось настроение? Аналогично последнее правило: 1 слог – не переносим Слайд 8 А почему нельзя переносить? | Следить, чтобы каждый выражал своё мнение и строго работать по плану. Правило переноса слов. Сколько групп, столько и правил Дети работают в группах и формулируют правило. Представитель от 1 группы показывает задание. Все читают слова: то-пор, вес-на… Выделены гласные буквы, а знак переноса стоит между слогами. Значит, слово переносится по слогам. По слогам! Показ задания. Все читают хором слова: кас-са, тон-на Выделены двойные согласные, знак переноса стоит между ними. Значит, если две одинаковые буквы в середине слова, то знак переноса ставится между ними. Показ задания. Все читают хором слова: конь-ки, зай-ка, подъ-езд Выделены Ъ, Ь, Й. Знак переноса стоит после них, значит… (их нельзя отрывать от предыдущего слога) Показ задания. Все читают хором слова: Обед, краЯ… Выделены слоги О -, Е-, -Я. Знак переноса не стоит, значит одну букву переносить нельзя. Не хочет стоять одна! Слово тоже протянуло ей руку, теперь она не одна. Читаем слова: сОн, тОк, лУк, стрАх. Выделен гласный звук, в слове 1 слог, переноса нет. Слова переносятся только по слогам! | Сформулированное правило, представленное в громкоречевой форме и графической |
Реализация построенного проекта:Структу-рирование полученных знаний | Построение нового способа действия | Сколько правил мы открыли? Проговорим их ещё раз, пользуясь схемами-моделями. Сравним наши правила с правилами учебника. Всё ли мы сделали правильно? Составьте алгоритм: как будете действовать, если надо перенести слово. Фиксирует на доске: 1.Читаем слово. 2.Делим на слоги 3. Вспоминаем, какое правило подходит. 4. Записываем Слайд 9 Почему выделены слова «вспоминаем правило»? Физминутка | Проговаривают правила. Сравнивают с учебником с.21, делают вывод: мы открыли больше правил.
Высказывают свои варианты, обсуждают, выбирают более удачный.
Можем перенести неправильно | Составленный алгоритм переноса слов |
Первичное закрепление нового способа действия | Зафиксировать во внешней речи новое учебное действий | Вернёмся к заданию, которое мы не могли выполнить в начале урока. Какое было затруднение? Как же мы перенесём слово масса, которое не вошло в строку? Слайд 10 Из предложенных слов Осень, касса, долька, юла, пень, ветер, лайка, сорт, ягода, клён. Выписать: Мальчикам – слова, которые можно перенести, разделить их для переноса (но-ты) Девочкам – слова, которые нельзя переносить. Выяснение понимания задания Будут ли у вас одинаковые слова? Взаимопроверка. Есть ли у вас совпадения? Проверить вслух. Самопроверка Слайд 11 | Не могли перенести слово МАССА. Применяют алгоритм и объясняют перенос. Дети читают слова и выбирают те, которые нельзя перенести. нет Обосновывают свой выбор, опираясь на правила и алгоритм. Применяют правила, объясняют перенос. | Выполненное задание |
Рефлексия. | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности | Какое открытие мы сегодня сделали? Для чего нам понадобились эти правила? Как нам удалось открыть правила. Что понравилось на уроке? Оцените себя с помощью таблицы. Слайд 12 Воспользуйтесь подсказками на экране и на парте (лист самооценки) | Правила переноса слов. не смогли перенести слово. Мы работали в группах, выполняли задание. Дают словесную оценку и цветовую. | Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку на тему: "Перенос слов". Для 2 класса.
Урок по русскому языку для 2 класса. На тему: "Перенос слов"....
Разработка урока по русскому языку по теме: "Перенос слов с буквой й в середине слова"
Урок закрепления знаний, на котором дети отрабатывают умение переносить слова с буквой й в середине слова....
технологическая карта урока по русскому языку по теме: "Перенос слова"
технологическая карта урока по русскому языку 1 класс, по теме: "Перенос слова"...
Урок пр русскому языку по теме: «Перенос слов». 1 класс
Урок по системе "Школа 2100". В нём использованы ИКТ технологии....
Разработка урока по русскому языку на тему: Перенос слова
Образовательные: познакомить с правилами переноса слов; ввести алгоритм действий при переносе слов; научить объяснять выбор правила переноса.Способствовать развитию речи, оперативной памяти, произволь...
Конспект урока по русскому языку на тему: "Перенос слов" (1 класс, УМК "Планета знаний")
Технология построения данного урока "проблемно- диалогическая", позволяет познакомить обучающихся 1 классов с основными способами переноса слов. Ученики в ходе поиска ответов на проблемные вопро...
Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...