Памятки по русскому языку.
материал по русскому языку (2, 3, 4 класс)

Соловьёва Валентина Николаевна

Памятки "Алфавит", "Склонение существительных, как правильно написать безударное окончание ", " Как определить падеж существительного? ", "Состав слова". Используются для повторения изученного материала по русскому языку . Листы можно согнуть пополам, чтобы поместить в файлах в папку (формат А5).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аа

а

Бб

бэ

Вв

вэ

Гг

гэ

Дд

дэ

Ее

е

Ёё

ё

Жж

жэ

Зз

зэ

Ии

и

Йй

и краткое

Кк

ка

Лл

эль

Мм

эм

Нн

эн

Оо

о

Пп

пэ

Рр

эр

Сс

эс

Тт

тэ

Уу

у

Фф

эф

Хх

ха

Цц

цэ

Чч

че

Шш

ша

Щщ

ща

Ъъ

твердый знак

Ыы

ы

Ьь

мягкий знак

Ээ

э

Юю

ю

Яя

я

Алфавит

В русском алфавите 33 буквы.

Гласные звуки (их 6):

 [а]  [о]  [ы]  [э]  [и]  [у]

Буквы, обозначающие гласные
звуки на письме (их 10):

а   я   о   ё   ы   и   э   е   у   ю

                                                                                                                                                                                 В русском алфавите 33 буквы.      

                                                                                                                                                                                   Гласные звуки (их 6):

                                                                                                                                     

            [а]  [о] [ы] [э] ] [у]

                                                                                                                                                                            Буквы, обозначающие гласные    

        звуки на письме (их 10):

                                                                                                                                                                    а  я   о   ё   ы   и   э   е   у   ю



Предварительный просмотр:

Склонение имён существительных

                1-е скл.                            2-е скл.                                3-е скл.

                   

Р. п.       –                                                                              -        

Д. п.      –                                                                              -        

П. п.      -                         -                                   -  

Слова -подсказки:

(доска)        (окно, стол)        

Как правильно написать безударное падежное окончание

имён существительных

            Ι способ:                                                                 ΙΙ способ:  

                                                               

1. Определить склонение.                                        1. Определить склонение.

2. Определить падеж.                                               2. Использовать слово- подсказку

3. Вспомнить окончание                                           в данном словосочетании.

имени существительного        

в данном падеже

...................................................................................................................................................

У имён существительных в творительном падеже  в окончаниях  после шипящих и Ц 

под ударением пишется  буква О, без ударения - буква Е.

Например:  врачОМ - задачЕЙ, птенцОМ - птицЕЙ.

......................................................................................................................................................        

В предложном падеже предлог ОБ употребляется с существительными, которые начинаются  с букв А, О, У, Э, И.

Например: об  арене, об отце.



Предварительный просмотр:

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ПАДЕЖ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО?

    Чтобы определить падеж существительного, надо найти слово, с которым связано имя существительное, поставить от него вопрос. По вопросу (и по предлогу) определить падеж.

Падеж

Предлоги

Вопросы

Именительный

(есть)     кто? что?

Родительный

от, до, из, без, у, для, около, с

(нет)        кого? чего?

Дательный

к, по

(дам)        кому? чему?

Винительный

в, во, на, за, про, через

(вижу)     кого? что?

Творительный

с, со, за, под, над, между, перед

(доволен)  кем? чем?

Предложный

о, об, в, на, при

(думаю)    о ком? о чём?

И.п.               подлежащее, без предлога         Р.п.         нет      лис ы

что?         кого?

В.п.              с предлогом, второстепенный член         В.п.          вижу     лис у

        

                предмет                                                 к        

                                                                                                    то ?

                                                                                         ч

                                                     

                         

                                  ед.                                                                      мн.

                                                                                   

                                                 

 действие                                          что делал?

                                                                    что делает?

предмета          что сделает?

Н.ф.

               

                    несовершенный вид                       совершенный вид

                    (что делать?)                                       (что сделать?)

Время

                        прошедшее            настоящее           будущее

(что делал? что сделал?)          (что делает?)       (что сделает?

                                                                                        что будет делать?)

                                           

                                            ед.                             мн.                      

                                   

                                     

         

Какой?        признак предмета

Какая?

Какое?

Какие?

   

             

 В ед. ч.

Мужской род  (какой?)    -ой, -ый, -ий

Женский род   (какая?)    -ая, -яя

Средний род   (какое?)    -ое, -ее

Во мн. ч.   (какие?)     -ие, -ые

Имена прилагательные в ед. ч. изменяются по родам.

Род имени прилагательного  определяется по роду имени существительного, с которым оно связано.



Предварительный просмотр:

 Состав слова

                 Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой передаётся их

                                  основное значение.

                               Белый, беленький, белизна, белить, побелка.

        Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и  служит для  

                                       связи слов  в предложении.  

                                 Стол    , над столом , столы .

               Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для

                                     образования слов.

                                   

                                     Возить – перевозить, привозить, увозить.

               Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для

                                     образования слов.

                                     Игра – игрушка, зима – зимний, дуб – дубок.

                 Приставка, корень, суффикс составляют основу слова:   подснежники .

 

                              Порядок разбора слова по составу

                         

                                           1.Окончание  

                                         

                                           2. Корень        

                                   

                                           3.Приставка     ¬

                                   

                                           4.Суффикс        ^

                

                                                     5.Основа слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...